Решение Верховного суда Республики Тыва
от 28 февраля 2007 г. N 3/24-07
Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего А.В.Болат-оол, при секретаре А.Н.Ондар, с участием представителя заместителя прокурора Республики Тыва В.В.Лузанова, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 28 февраля 2007 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N741 "О мелиорации земель" в части, установил:
Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N741 "О мелиорации земель" (в редакции законов Республики Тыва от 12.02.2001г. N 943, от 10.05.2001г. N 1069, от 29.12.2004г. N 1032 ВХ-1, от 15.03.2006г. N 1713 ВХ-1), в части.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
Пункт 2 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что отношения, возникающие в процессе осуществления мероприятии на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются настоящим Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит абзацу 2 статьи 4 Федерального закона "О мелиорации земель", предусматривающему, что отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель" в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются настоящим Законом в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством, законодательством об охране окружающей среды Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит абзацу 3 статьи 4 Федерального закона, предусматривающему, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель" в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Пункт 4 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель", настоящим Законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации, противоречит абзацу 4 статьи 4 Федерального закона, предусматривающему, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются настоящим Федеральным законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отношения, установленные статьей 4 Закона Республики Тыва регулируются законодательством Российской Федерации в области мелиорации земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Тыва к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом относится участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Однако, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" абзац 4 статьи 16 Федерального закона N 4-ФЗ "О мелиорации земель", предусматривающий, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут участвовать в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утратил силу, в связи с чем, такое полномочие органов местного самоуправления исключено.
Пунктом 9 статьи 18 Закона Республики Тыва предусмотрено, что одним из направлений деятельности республиканских органов исполнительной власти является проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, их утверждение.
Однако, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в абзац 10 статьи 18 Федерального закона N 4-ФЗ "О мелиорации земель": слово "проектов" заменено словами "проектной документации", слова "их утверждение" исключены.
Таким образом, внесенными изменениями установлено, что одним основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации является проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Тыва государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" аналогичная норма, предусмотренная статьей 23 Федерального закона "О мелиорации земель" изменена и изложена в новой редакции, согласно которому проектная документация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва 18 марта 1997 г. N741 "О мелиорации земель" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку эти нормы противоречат федеральному законодательству.
Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Тыва В.В.Лузанов заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержал и просил признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил.
Представители Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва и Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителя заместителя прокурора Республики Тыва В.В.Лузанова, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В заявлении прокурора говорится о пунктах, тогда как из содержания Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N741 "О мелиорации земель" видно, что статьи Закона состоят не из пунктов, а из частей, а части, соответственно, из абзацев. Федеральный закон от 10.01.1996 г. N4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. от 18.12.2006) также состоит из частей, а части - из абзацев.
Часть 2 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что отношения, возникающие в процессе осуществления мероприятии на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются настоящим Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 2 статьи 4 Федерального закона, предусматривающего, что отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель" в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации.
Часть 3 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются настоящим Законом в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством, законодательством об охране окружающей среды Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 3 статьи 4 Федерального закона, предусматривающей, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель" в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Часть 4 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются Федеральным законом "О мелиорации земель", настоящим Законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации, противоречит части 4 статьи 4 Федерального закона, предусматривающей, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются настоящим Федеральным законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 16 Закона Республики Тыва к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом относится участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Однако пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" абзац 4 статьи 16 Федерального закона "О мелиорации земель", предусматривающий, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут участвовать в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, признан утратившим силу, в связи с чем такое полномочие органов местного самоуправления исключено.
В абзаце 10 статьи 18 Закона Республики Тыва предусмотрено, что одним из направлений деятельности республиканских органов исполнительной власти является проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, их утверждение.
Однако пунктом 2 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ внесены изменения в абзац 10 статьи 18 Федерального закона "О мелиорации земель": слово "проектов" заменено словами "проектной документации", слова ", их утверждение" исключены.
Таким образом, Федеральным законом с учетом внесенных изменений установлено, что одним основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации является проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
В соответствии с частью 1 ст. 23 Закона Республики Тыва государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. В части 2 этой же статьи сказано, что государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма противоречит федеральному законодательству в связи с тем, что пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ аналогичная норма, статьи 23 Федерального закона "О мелиорации земель" изложена в новой редакции, согласно которой проектная документация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые нормы Закона Республики Тыва действительно противоречат федеральному законодательству.
Следовательно, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- часть 2 статьи 4 в части слов "настоящим Законом", "и Республики Тыва";
- часть 3 статьи 4 в части слов "настоящим Законом", "и Республики Тыва";
- часть 4 статьи 4 в части слов ", настоящим Законом";
- абзац 10 статьи 18 в части слов "проектов", ", их утверждение";
Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 "О мелиорации земель" (в редакции законов Республики Тыва от 12.02.2001 г. N 943, от 10.05.2001 г. N 1069, от 29.12.2004г. N1032 ВХ-1, от 15.03.2006 г. N 1713 ВХ-1).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Болат-оол А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.