Решение Верховного суда Республики Тыва от 12 февраля 2007 г. N 3-19/07
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
при секретаре Кара-Сал И.В..,
с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Юркиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" в части, обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта - часть 1 статьи 26; первое предложение части 2 статьи 26 в части слов "уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением" ; первое предложение части 4 статьи 26 в части слов "Вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи"; часть 2 статьи 28; шестое предложение части 13 ст.32 - "Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов не допускаются."; второе предложение части 2 статьи 33 - "До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе."; часть 11 статьи 33; первое предложение части 3 статьи 38 в части слов "в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу", второе предложение части 3 ст.38 полностью - "Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван избирательным объединением не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования."; часть 2 ст.68; пункт 1 части 5 статьи 80 противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ.
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление поддержала и просила признать указанные положения Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлениях основаниям.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Юркина Л.Н. с заявлением согласилась.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя первого заместителя прокурора, представителя Председателя Правительства Республики Тыва, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частями 1 и 2 ст.26 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" (далее - Закон РТ) предусмотрено предоставление кандидатами, выдвигающимися в одномандатном избирательном округе, письменного уведомления о таком выдвижении в соответствующую окружную избирательную комиссию, а если она не сформирована, то в Избирательную комиссию Республики Тыва.
Так, частью 1 ст.26 Закона РТ предусмотрено, что о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе в соответствующую окружную избирательную комиссию, а если она не сформирована, то в Избирательную комиссию Республики Тыва представляется письменное уведомление. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства кандидата.
В соответствии с частью 2 ст.26 Закона РТ кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в соответствующую окружную избирательную комиссию уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Частью 4 ст. 26 указанного Закона РТ установлено, что вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, о ценных бумагах.
Указанные положения Закона РТ в части, предусматривающей предоставление кандидатом в избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ (далее - Федеральный закон) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пунктом 2 ст. 33 Федерального закона установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о . 33 Федерального закона установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его "избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что кандидат представляет в избирательную комиссию только заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Предоставление кандидатом в избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении не предусмотрено.
Частью 2 ст.28 Закона РТ установлено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем получения окружной избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
Данные положения Закона РТ противоречат п.5 ст.37 Федерального закона, которой предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Часть 13 ст.32 Закона РТ устанавливающая процедуру проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Так, частью 13 ст.32 Закона РТ установлено, что повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов не допускаются. Данное положение ч. 13 ст.32 Закона РТ противоречит п.7 ст.38 Федерального закона, согласно которому повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность повторной проверки подписных листов судом и комиссией.
В соответствии с частью 2 ст.33 Закона РТ окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема подписных листов, иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе.
Установленная в части 2 ст.33 Закона РТ возможность внесения кандидатом уточнений в сведения о себе до принятия окружной избирательной комиссией решения о регистрации противоречит п. 18 ст.38 Федерального закона, которым такая возможность не предусмотрена, поскольку подпунктом "д" п.6 ст.1 Федерального закона от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" второе предложение пункта 18 ст.38 Федерального закона исключено.
Пунктом 1.1. ст.38 Федерального закона предусмотрена возможность внесения кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим кандидата и списки кандидатов, уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидатах, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, только при условии получения ими соответствующего уведомления избирательной комиссии о неполноте сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
В соответствии с частью 11 ст.33 Закона РТ перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленные частями 8-10 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
В тоже время п.27 ст.38 Федерального закона перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24-26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Однако, перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленный частями 8-10 ст.33 Закона РТ не совпадает с этим же перечнем, установленным п.24-26 ст.38 Федерального закона, в связи с чем часть 11 ст. 33 Закона РТ противоречит п.27 ст.38 Федерального закона.
Так, Федеральным законом от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ:
- пункт 24 ст.38 Федерального закона был дополнен следующими основаниями отказа в регистрации кандидата:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
- пункт 25 ст.38 Федерального закона был дополнен следующими основаниями отказа в регистрации списка кандидатов:
6.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
6.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
6.3) отсутствие среди документов, представленных для назначения, референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для назначения референдума;
н) установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
- пункт 26 ст.38 Федерального закона был дополнен следующими основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов:
ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов;
з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Однако, указанные основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а также основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов в частях 8-10 ст.33 Закона РТ не установлены, в связи с чем часть 11 ст.33 Закона РТ противоречит п.27 ст.38 Федерального закона.
Согласно части 3 ст.38 Закона Республики Тыва избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу.
Данное положение Закона РТ в части, предусматривающей, что избирательное объединение вправе отозвать кандидата только в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, противоречит п.32 ст.38 Федерального закона, в соответствии с которой избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Таким образом, Федеральным законом предусмотрено, что избирательное объединение вправе отозвать кандидата не только в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, но и федеральным законом.
Также противоречат федеральному закону положения ч.3 ст.38 Закона РТ в части, предусматривающей, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван избирательным объединением не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования.
В соответствии с п.32 ст.38 Федерального закона кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ст.76 Федерального закона избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по основанию, предусмотренному подпунктом "д" или "ж" пункта 8 настоящей статьи, вправе исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по основанию, предусмотренному подпунктом "д" или "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона, не ограничено сроками (не позднее чем за пять и пятнадцать дней до дня голосования) для исключения из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд.
Согласно части 2 ст.68 Закона РТ окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу несостоявшимися в случае, если в выборах приняло участие менее 33 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, равно сумме чисел в строках 3 и 4 протокола N 1 окружной избирательной комиссии).
Данное положение Закона РТ противоречит Федеральному закону, которым такое основание для признания выборов несостоявшимися не предусмотрено.
Так, Федеральным законом от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ признан утратившим силу подпункт "а" пункта 2 ст. 70 Федерального закона, которым предусматривалось возможность установления в законах субъектов РФ минимального процента от числа избирателей для признания выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации состоявшимися.
В соответствии с пунктом 1 части 5 ст.80 Закона Республики Тыва регистрация кандидата, республиканского списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, республиканский список кандидатов, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, зарегистрировавшего республиканский список кандидатов, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в регистрации, предусмотренными частями 8 и 9 статьи 33 настоящего Закона.
Данное положение Закона РТ противоречит подпункту "а" п.7 ст.76 Федерального закона, в соответствии с которой регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата., предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л", "н" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Поскольку частью 8 ст.33 Закона РТ не предусмотрено такое основание для отказа в регистрации кандидата, как установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией (пп. "о" п.24 ст.38 Федерального закона, который введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ), следовательно пункт 1 части 5 ст.80 Закона Республики Тыва не содержит полного перечня оснований для отмены судом регистрации кандидата, установленного Федеральным законом.
Кроме того, указанные положения Закона РТ по аналогичным основаниям противоречат подпункту "а" п.8 ст.76 Федерального закона, согласно которому регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к", "м" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст.33 Закона РТ не предусмотрено такое основание для отказа в. регистрации кандидата, как установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией, (пп. "н" п.25 ст.38 Федерального закона введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ).
То есть, пункт 1 части 5 ст.80 Закона Республики Тыва также не содержит полного перечня оснований для отмены судом регистрации списка кандидатов, установленного Федеральным законом.
Таким образом, оспариваемые положения Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" противоречат федеральному законодательству.
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" в части:
-часть 1 статьи 26 полностью;
-первое предложение части 2 статьи 26 в части слов "уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением";
-первое предложение части 4 статьи 26 в части слов "Вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи";
-часть 2 статьи 28 полностью;
-шестое предложение части 13 ст.32 - "Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов не допускаются";
-второе предложение части 2 статьи 33 - "До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе";
-часть 11 статьи 33 полностью;
-первое предложение части 3 статьи 38 в части слов "в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу",
- второе предложение части 3 ст.38 полностью - "Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван избирательным объединением не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования.";
- часть 2 ст.68 полностью;
- пункт 1 части 5 статьи 80 полностью.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Чикашова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 12 февраля 2007 г. N 3-19/07 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва"
Текст решения официально опубликован не был