Решение Верховного суда Республики Тыва
от 22 февраля 2007 г. N 3/23-07
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Соскал О.М.
при секретаре Кызыл-оол А.А.
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Законов Республики Тыва от 08.08.2001 г. N1172, от 12.07.2004 года N653 ВХ-1, от 29.12.2004 г. N1111 ВХ-1) в части, установил:
30 мая 1996 г. Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва принят Закон Республики Тыва "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Указавший Закон действует с изменениями, внесенными Законами Республики Тыва от 08.08.2001 г. N1172, от 12.07.2004 года N653 ВХ-1, от 29.12.2004 г. N1111 ВХ-1.
Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие нормы Закона Республики Тыва "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": статью 2 в части ("и органов местного самоуправления"); пункта "в" статьи 8; подпункт "а" пункта 1 ст. 10 в части ("на основании и во исполнение Конституции Республики Тыва, законов и нормативных актов, указов Председателя Правительства Республики Тыва"); подпункт "в" пункта 1 ст. 10; статью 19 в части ("и бюджета органа местного самоуправления"), статью 23.
Прокурор указывает в заявлении, что применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку указанные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.
11 февраля 2007 г. прокурор уточнил требования и просил исключить из заявления требование о признании противоречащим федеральному законодательству подп. "в" п.1 ст. 10 Закона Республики Тыва "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, а также Правительства Республики Тыва в суд не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. В представленных в суд ходатайствах просили рассмотреть дело без их участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва.
Выслушав пояснения прокурора Ойдуп У.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "з", "н" ч. 1 ст. 72).
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий, в том числе окружающей природной среды, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, обязанности органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 2 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст.2 оспариваемого закона следует, что законодательство Республики Тыва и Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва и органов местного самоуправления.
Поскольку федеральным законодательством не предусмотрено то, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то в этой части требования прокурора являются обоснованными.
Согласно п."в" ст. 8 Закона РТ председатель Правительства Республики Тыва обращается в Правительство Российской Федерации с предложением о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Суд считает, что п. "в" ст.8 оспариваемого закона противоречит подп. "г" ст.8 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому Президент Российской Федерации принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в свою очередь, Правительство Российской Федерации в соответствии с подп. "и" ст. 10 ФЗ определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В заявлении поставлен вопрос о признании противоречащим федеральному 10007960 законодательству подп. "а" п.1 ст. 10 оспариваемого закона.
По мнению суда, данное требование также является обоснованным по следующим основаниям.
Подп. "а" ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В нарушение указанной нормы в подп. "а" п.1 ст. 10 Закона РТ предусмотрено, что Правительство Республики Тыва издает на основании и во исполнение Конституции Республики Тыва, законов и нормативных актов, указов Председателя Правительства Республики Тыва постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их исполнение.
Издание Правительством Республики Тыва постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, а не на основании и во исполнение Конституции Республики Тыва, законов и нормативных актов, указов Председателя Правительства Республики Тыва. Таким образом, подп. "а" п.1 ст. 10 Закона РТ противоречит федеральному законодательству. Статья 19 оспариваемого закона устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Республики Тыва, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством РФ и настоящим Законом осуществляется из республиканского бюджета Республики Тыва и бюджета органа местного самоуправления соответственно.
В силу п.1 и 2 ст. 14 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п.3 ст. 14 БК РФ использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Таким образом, ст. 19 Закона РТ противоречит федеральному законодательству, поскольку понятие "бюджет органа местного самоуправления" Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
Согласно ст. 26 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В нарушение указанной выше нормы в ст. 26 оспариваемого закона установлено, что государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти Республики Тыва в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Таким образом, указанные выше нормы оспариваемого закона вошли в противоречие с федеральным законодательством.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 ст. 253 ГПК РФ).
По вышеприведенным мотивам суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Прокурором представлены данные об официальном опубликовании оспариваемого Закона РТ в газете "Тувинская правда", поэтому в соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие нормы Закона Республики Тыва от 27 августа 1996 года N 578 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Законов Республики Тыва от 08.08.2001 г. N1172, от 12.07.2004 года N653 ВХ-1, от 29.12.2004 г. N1111 ВХ-1):
в статье 2 слова "и органов местного самоуправления";
в подпункте "а" пункта 1 статьи 10 слова "на основании и во исполнение Конституции Республики Тыва, законов и нормативных актов, указов Председателя Правительства Республики Тыва";
в статье 19 слова "и бюджета органа местного самоуправления",
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2007 года.
Председательствующий |
Соскал О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.