Решение Верховного суда Республики Тыва
от 15 марта 2007 г. N 3-33/07
Верховный Суд Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., при секретаре Ондар А.Н., с участием прокурора Лузанова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 15 марта 2007 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. N 458 ВХ-1 "О референдуме Республики Тыва" в части, установил:
19 ноября 2003 года Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва принят Закон Республики Тыва N 458 ВХ-1 "О референдуме Республики Тыва", 25 декабря 2003 года указанный закон одобрен Палатой Представителей Великого Хурала Республики Тыва, опубликован закон в газете "Тувинская правда" 27 февраля 2004 года.
Указанный Закон действует с изменениями, внесенными Законами Республики Тыва от 04 апреля 2004 года N682 ВХ-1, от 26 ноября 2004 года N871 ВХ-1, от 15 марта 2006 года N1703 ВХ-1.
1 марта 2007 года первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих норм Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N458 ВХ-1 "О референдуме Республики Тыва": первое предложение пункта 3 ст.21 в части установления сроков сбора подписей в поддержку проведения референдума; пункт 2 ст. 33 в части установления сроков рассмотрения органами местного самоуправления уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий; подпункт "г" пункта 5 ст.38 в части слов "списка акционеров за предыдущий год"; подпункт "д" пункта 2 ст.46 в части слов "строка 11: число утраченных бюллетеней; строка 12: число бюллетеней, не учтенных при получении; строка 13"; пункт 6 ст.47 в части слов: "д) в строку 10 а - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; е) в строку 10 б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума; ж) в строку 10 в - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума; з) в строку 10 г - число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений". Указанные нормы оспариваемого закона противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Тыва Лузанов В.В. заявление поддержал и просил признать указанные положения Закона Республики Тыва "О референдуме Республики Тыва" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в суд не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представители Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С. и Правительства Республики Тыва Баян Д-Х.К. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, заявлениями от 14 марта 2007 г. просили рассмотреть дело без их участия. Кроме того, в заявлении Монгуш К.С. и Баян Д-Х.К. указали, что с требованиями первого заместителя прокурора Республики Тыва согласны.
Выслушав пояснения прокурора Лузанова В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 ст.21 оспариваемого Закона предусмотрено, что подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Указанное положение Закона противоречит п.5 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", которым предусмотрено, что при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Таким образом, подписи в поддержку проведения референдума могут собираться не со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, а со дня оплаты изготовления подписных листов.
Противоречит федеральному законодательству также пункт 2 ст. 33 Закона Республики Тыва, в части устанавливающей, что уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок проведения публичных мероприятий, регулируется Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании", которым не предусмотрено рассмотрение органами местного самоуправления уведомления организаторов публичных мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст.7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Таким образом, федеральным законодательством установлены сроки подачи уведомлений организаторами публичных мероприятий и их рассмотрение органами местного самоуправления не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 ст.38 Закона Республики Тыва запрещается вносить пожертвования в фонды референдума российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год).
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит подпункту "д" пункта 6 ст.58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому запрещается вносить пожертвования в фонды референдума российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовых год).
Также противоречит федеральному законодательству подпункт "д" пункта 2 ст.46 Закона Республики Тыва в, части устанавливающей, что протокол об итогах голосования должен содержать строку 11: число утраченных бюллетеней; строку 12: число бюллетеней, не учтенных при получении; строку 13 и последующие строки: число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет", "За" и "Против", содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Указанные положения Закона Республики Тыва противоречат подпункту "д" пункта 2 ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым не предусмотрены такие строки протокола об итогах голосования, как число утраченных бюллетеней и число неучтенных бюллетеней, а также строка 13.
Не соответствует федеральному законодательству п.6 ст.47 Закона Республики Тыва, которой установлен порядок внесения данных в строки протокола об итогах голосования. Так, п.6 ст.47 предусмотрено заполнение данных в следующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
д) в строку 10 а - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
е) в строку 10 б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума;
ж) в строку 10 в - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
з) в строку 10 г - число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений.
Указанные строки протокола об итогах голосования Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" не предусмотрены.
П. 2 ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установлено, что если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки: "срока 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; строка 11 в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума; строка 11 г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений".
Следовательно, федеральным законом предусмотрена иная нумерация строк протокола об итогах голосования - 11 а, 11 б, 11 в, 11 г, вместо предусмотренных Законом Республики Тыва - 10 а, 10 б,10 в, 10 г.
Таким образом, суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 458 ВХ-1 "О референдуме Республики Тыва" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу. Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.
Прокурором представлены данные об официальном опубликовании оспариваемого Закона Республики Тыва в газете "Тувинская правда", поэтому в соответствии с ч. 3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199, 253 ГПК РФ, решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие нормы Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N458-ВЗ-1 "О референдуме Республики Тыва":
- первое предложение пункта 3 статьи 21 в части слов "Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума";
- пункт 2 ст. 33 в части слов "Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации";
- подпункт "г" пункта 5 ст.38 в части слов "списка акционеров за предыдущий год";
- подпункт "д" пункта 2 ст.46 в части слов "строка 11: число утраченных бюллетеней; строка 12: число бюллетеней, не учтенных при получении; строка 13 и последующие строки: число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет", "За" и "Против", содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме";
- пункт 6 статьи 47 в части слов "д). в строку 10 а - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; е) в строку 10 б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума; ж) в строку 10 в - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума; з) в строку 10 г - число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Верховный Суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2007 года.
Председательствующий |
О.М. Соскал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 15 марта 2007 г. N 3-33/07
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника