Решение Верховного суда Республики Тыва
от 20 декабря 2004 г.
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д-Д.
при секретаре Кара-Сал И.В.
с участием представителя заявителя по доверенности Ойдуп У.М., представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Ховалыга Т.К., представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Монгуш Д.А. и представителя Управления автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва Ондара Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2004 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими, недействующими со дня принятия ст. 3 Закона Республики Тыва от 20 февраля 2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" и Приложения N 1 к Закону в части направления средств Территориального дорожного фонда Республики Тыва на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта и содержание МОБ базы, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими, недействующими со дня принятия ст. 3 Закона Республики Тыва от 20 февраля 2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" и Приложения N 1 к Закону в части направления средств Территориального дорожного фонда Республики Тыва на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта и содержание МОБ базы.
Как указано в заявлении, ст. 3 оспариваемого закона средства Территориального дорожного фонда направляются согласно приложениям 1 и 2 на следующие цели - строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, ремонт и содержание действующей сети территориальных автодорог и мостов, содержание управления сетью автодорог, содержание МОБ, приобретение дорожно-эксплуатационной техники.
Согласно приложению N 1 "Программа объемов дорожных работ на территориальных автомобильных дорогах Республики Тыва на 2004 год за счет средств Территориального дорожного фонда" на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта предусмотрено 8723 тыс. рублей, на содержание МОБ базы - 400 тысяч рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
Автомобильными дорогами общего пользования согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона являются внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
Следовательно, финансирование расходов на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта противоречит федеральному законодательству и не должно осуществляться из средств Территориального дорожного фонда.
Согласно ст. 1 ФЗ от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 8 указанного закона финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходов на капительное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение организаций и других объектов системы государственного резерва, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на содержание системы государственного резерва предусматривается в соответствующих разделах федерального бюджета отдельной строкой.
Включение расходов в 400 тысяч рублей, предусмотренных в бюджете Территориального дорожного фонда на содержание МОБ базы, противоречит действующему законодательству.
Применение оспариваемых норм нарушает права неопределенного круга лиц.
Просит признать указанные выше положения противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия, а также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда", в которой был опубликован закон.
В судебном заседании представитель заявителя Ойдуп У.М., действующая на основании доверенности, поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Ховалыг Т.К., действующий на основании доверенности, заявление не признал и пояснил о том, что Законом Республики Тыва от 20.02.2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" в Приложении N 1 предусмотрены расходы на такие же цели, что и в Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", в котором установлено, что средства дорожного фонда направляются на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети некоторых городов для проезда транзитного транспорта. Согласно Приложению N 1 определено, что средства должны перечисляться в размере 100 % от поступления налога на имущество, из местного бюджета, 50 %-республиканского, 50 % - г. Кызыла. Между Правительством республики, администрацией г. Кызыла в лице мэра Донгака Д.К. и Управлением автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва в лице начальника Ондара Д.Ч. заключено соглашение, согласно которому исходя из поступлений федерального бюджета перечисленные средства в той части уменьшаются в республиканском бюджете. Эти средства обратно возвращаются в бюджет Территориального фонда. При поступлении из федерального бюджета средств на содержание МОБ базы расходы, предусмотренные в оспариваемом законе на эти цели, будут уменьшены на сумму, поступившую из бюджета РФ. Полагает, что оспариваемые положения закона не входят в противоречие с федеральным законодательством.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Монгуш Д.А., действующая на основании доверенности, признала заявление в части, пояснив о том, что данный участок дороги относится к дорогам общего пользования, поскольку он связывает городской и сельский населенный пункт на данном участке используются все виды транспорта - грузовой, пассажирский. Согласно п.2 статьи 2 Федерального закона РФ " О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации. Соответственно, финансирование работ по приведению в нормативное состояние дорог общего пользования осуществляется за счет Территориального дорожного фонда. В части требования, связанного с расходами на содержание Мобилизационной базы, заявление признала по основаниям, изложенным в нем.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица представитель Управления "Тываавтодор" Ондар Д.Ч., выразил свое несогласие с заявлением и пояснил о том, что до июля месяца не знали, поступят ли из бюджета РФ средства на содержание МОБ базы. По аналогии с предыдущими годами, чтобы сохранить базу, заложили по минимуму 400 тыс. руб. В декабре из федерального бюджета поступили 83 000 рублей, на эту сумму заменьшили средства, заложенные в республиканском бюджете. Не согласен с тем, что содержание Мобилизационной базы должно осуществляться за счет федерального бюджета. Правила здесь очень строгие, оставлять базу без присмотра не могли. За то, что бросили эту базу, все равно бы пришлось отвечать.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Закона Республики Тыва от 20.02.2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" предусмотрено направить средства Территориального фонда согласно приложениям 1 и 2 на следующие цели - строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, ремонт и содержание действующей сети территориальных автодорог и мостов, содержание управления сетью автодорог, содержание МОБ, приобретение дорожно-эксплуатационной техники.
Согласно Приложению N 1 к Закону "Программа объемов дорожных работ на территориальных автомобильных дорогах Республики Тыва на 2004 год за счет средств Территориального дорожного фонда" на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта предусмотрено 8723 тыс. руб., на содержание МОБ базы - 400 тыс. руб.
Как установлено судом, статья 3 Закона Республики Тыва от 20.02 2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" и Приложение N 1 к Закону в части направления средств Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта и содержание МОБ базы противоречит п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которому средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, ..., а также затрат на управление дорожным хозяйством.
Согласно п. 6 вышеупомянутого Закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
Таким образом, финансирование расходов на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта противоречит федеральному законодательству и не должно осуществляться из средств Территориального дорожного фонда.
Согласно ст. 1 ФЗ от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 8 указанного закона финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходов на капительное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение организаций и других объектов системы государственного резерва, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на содержание системы государственного резерва предусматривается в соответствующих разделах федерального бюджета отдельной строкой.
Включение расходов в 400 тысяч рублей, предусмотренных в бюджете Территориального дорожного фонда на содержание МОБ базы, противоречит действующему законодательству.
По вышеприведенным мотивам заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими, недействующими со дня принятия ст. 3 Закона Республики Тыва от 20 февраля 2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" и Приложение N 1 к Закону в части направления средств Территориального дорожного фонда Республики Тыва на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта и содержание МОБ базы удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу ст. 3 Закона Республики Тыва от 20 февраля 2004 года N 624 ВХ-1 "О бюджете Территориального дорожного фонда по Республике Тыва на 2004 год" и Приложение N 1 к Закону в части направления средств Территориального дорожного фонда Республики Тыва на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Кызыла и Кызылского кожууна для проезда транзитного транспорта и содержание МОБ базы.
Сообщение о решении суда должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Верховный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2004 г.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 20 декабря 2004 г.
Текст решения официально опубликован не был