Решение Верховного суда Республики Тыва
от 2 мая 2006 г. N 3-27
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Доржу А.А..
с участием представителя заявителя по доверенности Кочергиной E.Ю., рассмотрев в открытом судебное заседании 02 мая 2006 года в городе Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.3.6, ч.ч. 1 и 2 ст.6 (1).1, ч.ч. 1-3,8 ст.6 (1).3 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1 и от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1), установил:
В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.3.6, ч.ч. 1 и 2 ст.6 (1).1, ч.ч. 1-3,8 ст.6 (1).3 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1 и от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1) обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указав на то, что статьей 3.6 оспариваемого Закона установлена ответственность за распитие пива, слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции в розлив.
В настоящей статье под пивом и слабоалкогольными напитками понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта менее 12 процентов.
Указанная статья Закона РТ противоречит нормам федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемы в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" установлены ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.
Частью 1 ст. 20.20 КоАП РФ (в редакции от 05.12.2005 года, вступившей в силу 08.01.2006 года) установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Следовательно, норма Закона РТ административной ответственности за распитие пива, слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции в розлив подлежит приведению в соответствие с федеральным законом в течение трех месяцев.
Однако до настоящего времени проект Закона РТ о внесении изменений в оспариваемый Закон РТ субъектами права законодательной инициативы не внесен в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва.
Частью 8 ст. 4.1 Закона РТ предусмотрена ответственность за оставление автомототранспортных средств в зимнее время года на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов на проезжей части улиц и площадях, либо в любое время года и суток - во дворах домов напротив контейнеров для бытовых отходов или мест их хранения.
Данная норма Закона РТ противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 года установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.
Разделом 12 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства РФ N 1090 от 23.10.93 года (в редакции от 28.02.2006 года), урегулированы вопросы остановки и стоянки транспортных средств.
Ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Часть 1 ст. 6 (1).1 Закона РТ устанавливает административную ответственность родителей или законных представителей за нахождение лиц в возрасте до шестнадцати лет после 23 часов в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей без видимой необходимости.
Указанная норма Закона РТ ограничивает права несовершеннолетних на пребывание на улицах и в других общественных местах, а потому противоречит нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Исходя из спариваемой нормы Закона РТ, на родителей возлагается ответственность за местонахождение их детей в ночное время. Однако права и обязанности водителей установлены Семейным кодексом Российской Федерации, следовательно, в соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность за неисполнение этих обязанностей также может быть установлена только на федеральном уровне. Кроме того, оспариваемая норма ограничивает права родителей на самостоятельное воспитание своих детей, установленные действующим законодательством 79146.
Частью 2 ст.6 (1).1 установлена ответственность родителей или законных представителей за нахождение несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, обучающегося в общеобразовательном учреждении, в учебное время вне указанного учреждения или вне мест проведения занятий (прогул) без сопровождения родителей или законных представителей.
Данная норма Закона РТ противоречит федеральному законодательству, поскольку затрагивает семейные правоотношения, регулируемые Семейным Кодексом Российской Федерации, статья 63 которого устанавливает обязанность родителей по содержанию и воспитанию детей.
Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации либо уголовную ответственность по статье 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст.6 (1)3 Закона РТ установлена административная ответственность за распитие несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах.
Указанная норма противоречит федеральному законодательству по тем же основаниям, что и ст.3.6 Закона РТ.
Частью 2 ст.6 (1)3 Закона РТ установлена административная ответственность за потребление несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах.
Однако, ответственность за данное право нарушение уже предусмотрена ч.2 ст.20.20 КоАП РФ.
Частью 3 ст.6 (1)3 Закона РТ установлена административная ответственность за появление несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Однако, ответственность за данное правонарушение уже предусмотрена ч.2 ст.20.22 КоАП РФ.
Частью 8 ст.6 (1)3 Закона РТ установлена административная ответственность за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, организациях культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, в спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения и в образовательных учреждениях, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах. Указанная норма Закона РТ противоречит следующим основаниям.
В силу ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов,
Правовые основы ограничения курения табака определены Федеральным законом "Об ограничении курения табака" от 10.07.2001 года N 87-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.
Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об ограничении курения табака" законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из чего следует, что вопрос ограничения курения табака имеет федеральное значение. Следовательно, установление административной ответственности за курение табака законом субъекта РФ неправомерно.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку они противоречат федеральному законодательству.
Просит признать указанные в заявлении нормы оспариваемого закона противоречащими федеральному законодательству и недействующими, а также возложить обязанность на заинтересованное лицо опубликовать сообщение о принятом решении в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. требования поддержала и просила об их удовлетворении по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Председателя Правительства Республики Тыва и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились, от них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В ходатайствах имеется указание на согласие с заявлением.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц. Заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В статье 3.6 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности ka территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1 и от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1) установлена ответственность за распитие пива, слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции в розлив.
В указанной выше норме под пивом и слабоалкогольными напитками понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта менее 12 процентов.
Частью 1 ст.6 (1) 3 Закона Республики Тыва также предусмотрена административная ответственность за распитие несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемы в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" установлены ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.
Частью 1 ст. 20.20 КоАП РФ (в редакции от 05.12.2005 года, вступившей в силу 08.01.2006 года) установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных, законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Положения оспариваемого Закона, устанавливающие административную ответственность за распитие пива, слабоалкогольных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции в розлив, подлежали приведению в соответствие с федеральным законом в течение трех месяцев, однако до настоящего времени такие изменения в Закон Республики Тыва не внесены.
В части 8 ст. 4.1 Закона Республики Тыва предусмотрена ответственность за оставление автомототранспортных средств в зимнее время года на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов на проезжей части улиц и площадях, либо в любое время года и суток - во дворах домов напротив контейнеров для бытовых отходов или мест их хранения.
Приведенная выше норма оспариваемого закона противоречит п.2 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 года, согласно которому установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.
Разделом 12 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства РФ N 1090 от 23.10.93 года (в редакции от 28.02.2006 года), урегулированы вопросы остановки и стоянки транспортных средств.
Ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, ч. 8 ст. 4.1 оспариваемого Закона вошла в противоречие с указанными выше положениями федерального законодательства
Частью 1 ст. 6 (1).1 Закона Республики Тыва установлена административная ответственность родителей или законных представителей за нахождение лиц в возрасте до шестнадцати лет после 23 часов в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей без видимой необходимости.
Данная норма противоречит ст.6 Федерального закона "Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ, в соответствии с которой ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и ограничивает права родителей на самостоятельное воспитание своих детей, установленные Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 ст.6 (1).1 оспариваемого Закона родители или законные представители несут административную ответственность за нахождение несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, обучающегося в общеобразовательном учреждении, в учебное время вне указанного учреждения или вне мест проведения занятий (прогул) без сопровождения родителей или законных представителей.
Указанная выше норма вошла в противоречие со статьей 63 Семейного Кодекса Российской Федерации, согласно которой установлена обязанность родителей по содержанию и воспитанию детей. Также за неисполнение данных обязанностей предусмотрена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В частях 2 и 3 ст.6 (1) 3 Закона Республики Тыва установлена административная ответственность за потребление несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет наркотических средств г ли психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах; за появление несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Приведенные выше положения противоречат ч. 2 ст. 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает установление административной ответственности в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет и потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.
Частью 8 ст.6 (1)3 Закона РТ установлена административная ответственность за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, организациях культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, в спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения и в образовательных учреждениях, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.
В силу ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Правовые основы ограничения курения табака определены Федеральным законом "Об ограничении курения табака" от 10.07.2001 года N 87-ФЗ.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" от 10.07.2001 года N 87-ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об ограничении курения табака" законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, вопрос ограничения курения табака имеет федеральное значение. Установление административной ответственности за курение табака законом субъекта РФ федеральным законодательством не предусмотрено.
По приведенным выше мотивам заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва подлежит удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу ст.3.6, ч.ч. 1 и 2 ст.6 (1).1, ч.ч. 1-3,8 ст.6 (1).3 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1; от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.3.6, ч.ч. 1 и 2 ст.6 (1). 1, ч.ч. 1-3,8 ст.6 (1).3 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1 и от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу ст.3.6, ч.ч. 1 и 2 ст.6 (1).1, ч.ч. 1-3,8 ст.6 (1).3 Закона Республики Тыва "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" N 153 от 14 февраля 2003 года (в редакции законов Республики Тыва от 05 мая 2004 года N 510 ВХ-1; от 29 декабря 2004 года N 996 ВХ-1 и от 04 июля 2005 года N 1351 ВХ-1).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Решение в окончательной форме составлено 05 мая 2006 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.