Решение Верховного суда Республики Тыва
от 29 марта 2007 г. N 3-40
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Ондар А.Н.
с участием представителя заявителя по доверенности Лузанова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2007 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1) в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1) в части обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что согласно предложению третьему абзаца 5 части 2 статьи 9 Закона Республики Тыва конкурс по размещению средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов проводится в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 31.12.2005 г. N207-ФЗ).
Указанным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов.
Способы размещения заказов определены частью 1 статьи 10 Федерального закона: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы Федерального закона принятие нормативных правовых актов в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд органами государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается.
Таким образом, оспариваемое положение Закона Республики Тыва противоречит указанному Федеральному закону в части, предусматривающей полномочие Правительства Республики Тыва устанавливать порядок размещения заказа.
Статьей 16 Закона Республики Тыва определяются порядок и условия предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе предельные размеры таких налоговых льгот.
В соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ) законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В целом Закон Республики Тыва определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законодательными актами Республики Тыва. Следовательно, законом о налогах оспариваемый Закон Республики Тыва не является и регулировать данные отношения не может.
Таким образом, по приведенным основаниям статья 16 Закона Республики Тыва не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Лузанов В.В. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, и просил об их удовлетворении.
От представителей Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Ооржак А.П. и Председателя Правительства Республики Тыва Чеклецовой О.И. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых они указывают на признание требований заявителя.
Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дела в его отсутствие.
Заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Абзацем 5 части 2 статьи 9 Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1) конкурс по размещению средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов проводится в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 31.12.2005 г. N207-ФЗ).
Указанным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов.
Способы размещения заказов определены частью 1 статьи 10 Федерального закона: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Из смысла приведенной нормы Федерального закона принятие нормативных правовых актов в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд органами государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается.
Таким образом, оспариваемое положение Закона Республики Тыва противоречит указанному Федеральному закону в части, предусматривающей полномочие Правительства Республики Тыва устанавливать порядок размещения заказа.
Статьей 16 оспариваемого закона определяются порядок и условия предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе предельные размеры таких налоговых льгот.
В соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ) законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Закон Республики Тыва определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законодательными актами Республики Тыва. Следовательно, законом о налогах оспариваемый Закон Республики Тыва не является и регулировать данные отношения не может.
Таким образом, указанная выше норма республиканского закона вошла в противоречие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
По приведенным выше мотивам требование заявителя суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 5 ч. 2 ст. 9 в части слов "Конкурс по размещению средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов проводится в порядке, установленном Правительством Республики Тыва" и ст. 16 Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1) в части удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 5 ч. 2 ст. 9 в части слов "Конкурс по размещению средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов проводится в порядке, установленном Правительством Республики Тыва" и ст. 16 Закона Республики Тыва N 1171 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 22 ноября 2005 года N 1425 ВХ-1).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2007 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.