Решение Верховного суда Республики Тыва
от 13 марта 2007 г. N 3-29/07
Верховный Суд Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., при секретаре Ондар А.Н., с участием прокурора Ойдуп У.М., представителя Правительства Республики Тыва Фитина В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 13 марта 2007 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005г. N1127 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республике Тыва" в части, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих норм Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005г. N1127 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республике Тыва": в ч. 1 ст.19 в части слов "в течение 20 дней после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год", в ч.3 ст.29, ч.5 ст.33 , ч.1 ст.36, ч.2 ст.47 в части слов "Министерства финансов Российской Федерации", в ч. 1 ст. 30 в части слова "сводной", в абзацах 1 и 2 части 5 ст. 35 в части слов "настоящего закона".
Прокурор указывает в заявлении, что применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку указанные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва Фитин В.Н. с заявлением прокурора согласился.
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в суд не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав пояснения прокурора Ойдуп У.М., представителя Правительства Республики Тыва Фитина В.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе и законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва по представлению Председателя Правительства Республики Тыва в течение 20 дней после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии ч.1 ст.20 вышеназванного закона Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва рассматривает проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 21 дня со дня его внесения в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва Правительством Республики Тыва.
Ч.1 ст. 24 оспариваемого закона предусматривает, что Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва рассматривает проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год во втором чтении не позднее двадцати дней со дня его принятия в первом чтении.
Частями 8-10 ст. 24 Закона РТ "О бюджетном процессе в Республике Тыва" предусмотрено, что для рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении Правительство Республики Тыва в течение трех дней со дня принятия указанного законопроекта во второго чтении направляет в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва проект закона, доработанный с учетом принятых во втором чтении поправок, с приложениями, указанными в части 3 ст. 19 настоящего Закона. Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва рассматривает в третьем чтении проект закона о республиканском бюджете в течение четырех дней со дня поступления доработанного для принятия в третьем чтении законопроекта. Перед принятием в третьем чтении проводится лингвистическая экспертиза для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки. При рассмотрении в третьем чтении голосование по указанному законопроекту проводится в целом, внесение в него поправок не допускается. Принятый Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва закон Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва.
В силу ч.ч. 2 и 4 ст.25 оспариваемого Закона Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва. Одобренный Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва закон в течение трех дней со дня одобрения направляется Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования.
Согласно п.2 ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.
Федеральный Закон от 19.12.2006 г. N238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" опубликован в "Российской газете" (22 декабря 2006 г. в N289, 26.12.2006г. в N291, 27.12.2006г. в N292, 28.12.2006г. N293); в "Парламентской газете" (22.12.2006г. в N216-217); в Собрании законодательства РФ (25.12.2006 г. N52 9ч.2) ст.5504).
Таким образом, положения ч.1 ст. 19 Закона РТ "О бюджетном процессе в Республике Тыва" о внесении проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва в течение 20 дней после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, не обеспечивают рассмотрение и утверждение проекта закона о бюджете до начала очередного финансового года, вследствие чего противоречат федеральному законодательству.
Частью 3 ст. 29 Закона РТ "О бюджетном процессе в Республике Тыва" установлено, что лицевые счета открываются в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва и используются для учета лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета.
В соответствии с абзацем 4 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004г. N703 "О Федеральном казначействе" подчинены Федеральному казначейству.
Приказом Министерства финансов РФ от 04.03.2005 г. N33н "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" утверждены соответствующие положения, в том числе и по Республике Тыва. После чего Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации были преобразованы в Управление Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Изложенные положения республиканского законодательства об открытии лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов РФ по РТ не соответствует федеральному законодательству.
По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству ч.5 ст.33, ч. 1 ст. 36, согласно которым финансовые органы на основании реестров распорядителей бюджетных средств составляют сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям бюджетных средств, который представляется в органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по РТ и Счетную палату Республики Тыва до начала периода его действия; часть 1 ст. 36 предусматривающая, что на основании представленных получателем средств республиканского бюджета платежных и иных документов, оформленных надлежащим образом, УФК МФ РФ по РТ осуществляет платеж путем списания денежных средств с единого счета республиканского бюджете в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц; ч.2 ст. 47 устанавливающая, что Министерство финансов РТ представляет ежеквартальные и полугодовой отчеты об исполнении республиканского бюджета в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва и Счетную палату Республики Тыва, а также в УФК Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва. Председатель Правительства Республики Тыва представляет годовой отчет об исполнении республиканского бюджета в палаты Великого Хурала Республики Тыва и Счетную палату Республики Тыва в установленном настоящим Законом порядке.
Согласно ч.1 ст.30 Закона РТ "О бюджетном процессе в Республике Тыва" исполнение бюджетов всех уровней Республики Тыва осуществляется Правительством РТ и органами местного самоуправления на основе сводной бюджетной росписи.
В соответствии с п.п. 1-3 ст.217 БК РФ исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Таким образом, сводная бюджетная роспись составляется на основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня.
В силу ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Таким образом, бюджет Российской Федерации и местные бюджеты не могут исполняться на основании сводной бюджетной росписи. В связи с этим, указанная норма противоречит федеральному законодательству.
Абзацами 1 и 2 ч.5 ст. 35 оспариваемого Закона предусмотрено, что Министерство финансов Республики Тыва может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в случае при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям настоящего закона.
Данные положения закона противоречат абзацам 3 и 4 п.4 ст.226 БК РФ, которыми установлено, что орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях: при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного Кодекса РФ, поскольку требования Бюджетного кодекса РФ шире, чем требованиям Закона РТ "О бюджетном процессе в Республике Тыва".
Таким образом, указанные выше нормы оспариваемого закона вошли в противоречие с федеральным законодательством.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 ст. 253 ГПК РФ).
По вышеприведенным мотивам суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Прокурором представлены данные об официальном опубликовании оспариваемого Закона РТ в газете "Тувинская правда", поэтому в соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие нормы Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005г. N1127 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республике Тыва" :
часть 1 статьи 19 в части слов " течение 20 дней после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год";
часть 3 статьи 29 в части слов "Министерства финансов Российской Федерации";
часть 5 статьи 33 в части слов "Министерства финансов Российской Федерации";
часть 1 статьи 36 в части слов "Министерства финансов Российской Федерации";
часть 2 статьи 47 в части слов "Министерства финансов Российской Федерации";
часть 1 статьи 30 в части слова "сводной";
абзацы 1 и 2 части 5 статьи 35 в части слов "настоящего Закона".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2007 года.
Председательствующий |
О.М. Соскал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.