Решение Верховного суда Республики Тыва
от 25 января 2007 г. N 3-9/0740
Верховный суд Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., при секретаре Кызыл-оол А.А., с участием представителя прокурора Республики Тыва Кочергиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 25 января 2007 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28.12.2005г. N 1328 ВХ-1) в части, установил:
В суд с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части, обратился заместитель прокурора Республики Тыва Бадмаев Б.М.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта - пункты 4, 5, 6, 7 статьи 11; части 2 и 3 ст. 28 ;часть 4 статьи 28 в части "среднерайонный уровень" противоречат Земельному кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Кочергина Е.Ю. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать указанные положения Закон# Республики Тыва "О земле" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлениях основаниям.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Лаа Ю.К. и представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктов 4, 5, 6, 7 ст. 11 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" в собственности Республики Тыва находятся не предоставленные в частную собственность земельные участки:
занятые недвижимом имуществом, находящимся в собственности Республики Тыва; предоставленные органам государственной власти Республики Тыва, государственным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной власти Республики Тыва; отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий республиканского значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности Республики Тыва, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности Республики Тыва, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до приватизации в собственности Республики Тыва.
Статьей 18 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 г.) предусмотрено, что в собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, нормы пунктов 4, 5, 6, 7 статьи 11 Конституционного закона Республики Тыва вступили в противоречие с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из Земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" часть 2 статьи 79 Земельного кодекса РФ, предусматривающая, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости, для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества, данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов, признана утратившей силу.
Таким образом, норма части 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва вступила в противоречие с Земельным кодексом РФ.
Согласно ч. 3 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Республики Тыва, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" часть 3 статьи 79 Земельного кодекса РФ, предусматривающая изъятие сельскохозяйственных угодий, признана утратившей силу.
Таким образом, норма части 3 статьи 28 Конституционного закона Республики Тыва вступила в противоречие с Земельным кодексом РФ.
Часть 4 статьи 28 Конституционного закона Республики Тыва, предусматривающая, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть Правительством Республики Тыва включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, противоречит пункту 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений, научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальном району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Таким образом, оспариваемые положения Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" не соответствуют федеральному законодательству.
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать Конституционный закон Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступление его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Конституционный закон Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28.12.2005г. N 1328 ВХ-1) в части:
- пунктов 4, 5, 6, 7 статьи 11 полностью;
- часть 2 ст. 28 полностью;
- часть 3 статьи 28 полностью;
- часть 4 статьи 28 в части "среднерайонный уровень".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней .
Председательствующий: |
Чикашова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 25 января 2007 г. N 3-9/0740
Текст решения официально опубликован не был