Решение Верховного суда Республики Тыва
от 6 апреля 2006 г. N 3/17
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Доржу А.А..
с участием представителя заявителя по доверенности Кочергиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 6 апреля 2006 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1), установил:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1), указывая на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 оспариваемого закона Управление ЗАГС Республики Тыва возглавляет начальник управления, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Председателем Правительства Республики Тыва.
Данное положение противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния (в редакции Федерального Закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством назначение начальника Управления ЗАГС Республики Тыва должно производиться Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Применение оспариваемой нормы нарушает интересы Российской Федерации, поскольку она противоречит федеральному законодательству.
Заявитель просит признать ее противоречащей федеральному законодательству и недействующей. Также в заявлении ставится вопрос о возложении обязанности на заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда", поскольку закон с последующими изменениями был опубликован в указанной выше газете 13 июля 2000 года, 4 апреля 2002 года и 3 декабря 2005 года.
Представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. требование поддержала и просила об его удовлетворении по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились, от них поступили ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва также в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд на основании ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1) предусмотрено, что Управление ЗАГС Республики Тыва возглавляет начальник управления, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Председателем Правительства Республики Тыва.
Указанное выше положение вошло в противоречие с федеральным законодательством.
Так, согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния (в редакции Федерального Закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, оспариваемая норма, предусматривающая право Председателя Правительства Республики Тыва назначения начальника Управления ЗАГС Республики Тыва без согласования с Министерством юстиции Российской Федерации не соответствует ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния (в редакции Федерального Закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ).
По приведенным выше мотивам заявление прокурора Республики Тыва суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Часть 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1) следует признать недействующей с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, решил:
Заявление прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1) удовлетворить.
Признать ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (в редакции Законов Республики Тыва от 28 марта 2002 года N 1369 и от 22 ноября 2005 года N 1442 ВХ-1) недействующей с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента оглашения через Верховный суд Республики Тыва.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 6 апреля 2006 г. N 3/17
Текст решения официально опубликован не был