Решение Верховного Суда Республики Тыва
от 4 мая 2006 г. N 3/23
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч. Д.
при секретаре Доржу А.А..
с участием представителя заявителя по доверенности Кочергиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 4 мая 2006 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.\п. 7, 10, 11, 15 ст. 2, наименование ст. 21, ст. 21. п\.п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах; п.\п. 24 ст. 2; п. 1 ст. 10 в части, предусматривающей, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты; п. 2 ст. 10 в части, устанавливающей, что голосование на выборах депутатов Палаты представителей должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов; п. п. 4 и 5 ст. 10; п. 3 ст. 12, п.п. 2 и 6 ст. 15 в части слов "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); п. 9 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 25 дней до дня голосования"; п. 13 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 7 дней до дня голосования" п.\п. "а" п. 4 ст. 14 в части слов "не более чем на 15 процентов"; п.\п. "б" п. 4 ст. 14 в части слов "но не должно составлять более 25 процентов"; п. 2 ст. 23 в части слов "количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов"; п.\п. "г" п. 19 ст. 23; п. 22 ст. 23 в части слов "не позднее чем за три дня до дня голосования"; п. 1 ст. 25; п. 2 ст. 25 в части слов "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также", "(за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями)", "не позднее чем через три дня со дня регистрации"; п. 1 ст. 27 в части слова "незамедлительно"; п. 2 ст. 27 в части слов "категории "А"; п.\п. "ж" п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 33 в части слов "и создания соответствующего избирательного фонда"; п. 2 ст. 33; п.1 и п.\п. "в" п. 3 ст. 44; п. 2 ст. 45 в части слов "число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей" и п. 13 ст. 45 Закона Республики Тыва от 9 июля 2003 года N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 871 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Тыва", установил:
В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.\п. 7, 10, 11, 15 ст. 2, наименование ст. 21, ст. 21. п.\п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах; п.\п. 24 ст. 2; п. 1 ст. 10 в части, предусматривающей, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты; п. 2 ст. 10 в части, устанавливающей, что голосование на выборах депутатов Палаты представителей должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов; п. п. 4 и 5 ст. 10; п. 3 ст. 12, п.п. 2 и 6 ст. 15 в части слов "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); п. 9 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 25 дней до дня голосования"; п. 13 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 7 дней до дня голосования" п.\п. "а" п. 4 ст. 14 в части слов "не более чем на 15 процентов"; п.\п. "б" п. 4 ст. 14 в части слов "но не должно составлять более 25 процентов"; п. 2 ст. 23 в части слов "количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов"; п.\п. "г" п. 19 ст. 23; п. 22 ст. 23 в части слов "не позднее чем за три дня до дня голосования"; п. 1 ст. 25; п. 2 ст. 25 в части слов "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также", "(за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями)", "не позднее чем через три дня со дня регистрации"; п. 1 ст. 27 в части слова "незамедлительно"; п. 2 ст. 27 в части слов "категории "А"; п.\п. "ж" п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 33 в части слов "и создания соответствующего избирательного фонда"; п. 2 ст. 33; п.1 и п.\п. "в" п. 3 ст. 44; п. 2 ст. 45 в части слов "число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей" и п. 13 ст. 45 Закона Республики Тыва от 9 июля 2003 года N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 871 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Тыва" обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что подпункты 7, 10, 11, 15, 24 статьи 2 Закона Республики Тыва в части определения участия избирательных блоков в проведении выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва противоречат Федеральному закону от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ)., которым не предусмотрено участие избирательных блоков в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также отсутствует само понятие "избирательный блок".
В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Закона Республики Тыва под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган, что противоречит пункту 10 статьи 2 Федерального закона, согласно которому выдвижение кандидата - это самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.
Подпунктом 10 статьи 2 Закона Республики Тыва установлено, что добровольное пожертвование гражданина - это безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, что противоречит подпункту 14 статьи 2 Федерального закона, в соответствии с которым под добровольным пожертвованием гражданина подразумевается безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума.
Согласно подпункту 11 статьи 2 Закона Республики Тыва под добровольным пожертвованием юридического лица понимается безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, что противоречит подпункту 15 статьи 2 Федерального закона, согласно которому добровольное пожертвование юридического лица - это безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума.
Подпунктом 15 статьи 2 Закона Республики Тыва дается определение понятие избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, под которой подразумевается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также уполномоченными ими лицами. Данное положение Закона Республики Тыва в части установления понятия "избирательная кампания избирательного блока" противоречит подпункту 20 статьи 2 Федерального закона, в котором отсутствует указанное понятие и дается определение понятия "избирательная кампания кандидата, избирательного объединения".
По этим же основаниям противоречит Федеральному закону подпункт 24 статьи 2 Закона Республики Тыва, устанавливающий понятие "избирательный блок" под которым подразумевается создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух и более избирательных объединений, а также создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями. При этом в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений.
Положения статьи 10 Закона Республики Тыва об установлении порядка назначения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала вошли в противоречие со статьей 10 Федерального закона, регулирующей порядок назначения выборов, в связи с тем, что в нее внесены изменения Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ.
Так, пункт 1 статьи 10 Закона Республики Тыва о том, что решение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты, противоречит пункту 7 статьи 10 Федерального закона, согласно которой решение о назначении выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Таким образом, федеральным законодательством сроки принятия решения о назначении выборов связаны с днем голосования на выборах, а не с днем истечения срока полномочий депутатов Палаты представителей Великого Хурала.
Нормы пункта 2 статьи 10 Закона Республики Тыва о проведении голосования на выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов противоречат пункту 7 статьи 10 Федерального закона, согласно которой решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Положения пункта 4 статьи 10 Закона Республики Тыва о назначении и проведении выборов Избирательной комиссией Республики Тыва в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов, либо не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, также не соответствует Федеральному закону, которым предусмотрены иные сроки назначения и проведения выборов избирательной комиссией.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона установлено, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, выборы назначаются в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
То есть, федеральным законодательством сроки принятия решения о назначении выборов связаны с днем голосования на выборах, а не с днем истечения срока полномочий органа, досрочного прекращения полномочий органа и днем досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Палаты представителей Великого Хурала. По общему правилу днями голосования на выборах депутатов являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
Противоречит федеральному законодательству пункт 5 статьи 10 Закона Республики Тыва о назначении Верховным судом Республики Тыва выборов в случае, если Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва и (или) Избирательная комиссия Республики Тыва не назначит в установленный срок выборы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва или если Избирательная комиссия Республики Тыва отсутствует и не может быть сформирована в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 федерального закона в указанных случаях соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
Таким образом, согласно вышеуказанным положениям Федерального закона судом не назначаются выборы, а определяется срок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также соответствующей избирательной комиссии.
Пункт 3 статьи 12 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), вступил в противоречие с Федеральным законом в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
Таким образом, регистрация (учет) избирателей в соответствии с федеральным законодательством осуществляется не главой муниципального образования, а главой местной администрации муниципального района, городского округа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 17 Федерального закона соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
В нарушение установленного Федеральным законом срока передачи первого экземпляра списка избирателей территориальной комиссией участковым комиссиям - не позднее чем за 20 дней до дня голосования, Закон Республики Тыва в пункте 9 статьи 13 определяет, что соответствующая территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Таким образом, Законом Республики Тыва необоснованно уменьшен срок передачи первого экземпляра списка избирателей территориальной комиссией участковым комиссиям.
Пунктом 13 статьи 13 Закона Республики Тыва установлено, что избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за 7 дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
Данная норма Закона Республики Тыва в части установления сроков включения указанной категории избирателей в списки противоречит пункту 7 статьи 17 Федерального закона, которым установлено, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
В нарушение приведенного положения Законом Республики Тыва в подпункте "а" пункта 4 статьи 14 установлено требование, что при образовании одномандатных округов в труднодоступных или отдаленных местностях допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей составляет не более чем 15 процентов.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 4 статьи 18 Федерального закона предусмотрено, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов.
В нарушение данной нормы подпунктом "б" пункта 4 статьи 14 Закона Республики Тыва установлено, что при образовании избирательных округов на определенных Законом Республики Тыва территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом Республики Тыва может превышать указанный предел, но не должно составлять более 25 процентов.
Таким образом, Законом Республики Тыва необоснованно занижены показатели допустимого отклонения от средней нормы представительства при образовании одномандатных округов в труднодоступных и лиц отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
В нарушение приведенного положения федерального законодательства пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Тыва определено, что избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления).
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по образованию избирательных участков обладает глава местной администрации муниципального района, поселения, а не глава муниципального образования.
Аналогичное нарушение содержится и в пункте 6 статьи 15 Закона Республики Тыва, согласно которому "списки избирательных участков ...публикуются главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления". Однако пунктом 7 статьи 19 Федерального закона определено, что "списки избирательных участков ... должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа...".
То есть, в соответствии с федеральным законодательством обязанность опубликования списков избирательных участков возложена на главу местной администрации муниципального района, поселения, а не на главу муниципального образования.
Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ понятие избирательный блок было исключено из федерального законодательства.
По указанному основанию наименование и положения статьи 21 Закона Республики Тыва противоречит федеральным законам в части установления порядка выдвижения кандидатов избирательными блоками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
В противоречие приведенной норме Законом Республики Тыва в пункте 2 статьи 23 установлено, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов.
Таким образом, Законом Республики Тыва установлен более высокий процент от количества подписей избирателей, допускаемый при представлении для регистрации кандидата.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона определен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований является наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом.
Подпункт "г" пункта 19 статьи 23 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, устанавливая, что основанием отказа в регистрации является грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен.
Таким образом, в нарушение Федерального закона Законом Республики Тыва установлена необходимость выявления более высокого процента подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 30 статьи 38 Федерального закона кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры.
В нарушение срока, установленного Федеральным законом, Закон Республики Тыва определяет, что кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о ( снятии своей кандидатуры (пункт 22 статьи 23).
Таким образом, Закон Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, устанавливая иной предельный срок представления заявления о снятии своей кандидатуры.
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона устанавливает следующие ограничения для кандидатов, связанные с должностным или служебным положением: кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В нарушение федерального законодательства Закон Республики Тыва содержит более узкий круг ограничений: кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 1 статьи 25).
Таким образом, Закон Республики Тыва противоречит нормам Федерального закона, устанавливая более узкий круг ограничений для кандидатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Пункт 2 статьи 25 Закона Республики Тыва устанавливает, что зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через три дня со дня регистрации.
Таким образом, пункт 2 статьи 25 Закона Республики Тыва противоречит Федеральному закону, устанавливая иной срок представления заверенных копий приказов (распоряжений) со дня регистрации в избирательную комиссию, а также устанавливая понятие "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов, представительных органов местного самоуправления)", исключенное из Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 43 Федерального закона, устанавливающим статус доверенных лиц, определено, что регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
В части определения срока, в течение которого возможна регистрация доверенного лица, пункт 1 статьи 27 Закона Республики Тыва противоречит приведенному положению Федерального закона, устанавливая, что регистрация осуществляется незамедлительно.
Таким образом, Законом Республики Тыва установлен иной срок регистрации доверенных лиц по сравнению с установленным федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.
Пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Тыва предусмотрено, что доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности.
Таким образом, пункт 2 статьи 27 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству в части установления понятий "избирательных блоков", "категории "А", исключенных из Федерального закона.
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 32 Закон Республики Тыва установлено, что предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании иные действия, помимо установленных пунктами "а"-"е" пункта 2 статьи 32 Закона Республики Тыва действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов или против них, против всех кандидатов.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит пункту 2 статьи 48 Федерального закона, в соответствии с которым предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение Информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, несвязанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Перечень установленных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона действий, под которыми подразумевается предвыборная агитация, ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Аналогичный по содержанию подпункту "ж" пункта 2 статьи 32 Закона Республики Тыва подпункт "ж" пункта 2 статьи 48 Федерального закона исключен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова".
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона предусмотрено, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата.
А в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Республики Тыва агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, в части определения момента начала агитационного периода пункт 1 статьи 33 Закона Республики Тыва противоречит пункту 1 статьи 49 Федерального закона, поскольку Федеральным законом определено, что момент начала агитационного периода связан с днем выдвижения кандидатов, а не с днем создания избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В нарушение установленного федеральным законодательством периода проведения агитации пункт 2 статьи 33 Закона Республики Тыва устанавливает, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Пунктом 1 статьи 44 Закона Республики Тыва установлено, что помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Данное положение противоречит пункту 1 статьи 61 Федерального закона, согласно которому помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
Подпункт "б" пункта 3 статьи 44 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, в информации о кандидате размещается запись: "Выдвинут избирательным объединением (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 61 Федерального закона в на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, в информации о кандидате размещаются "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения. То есть федеральным законом не предусмотрено выдвижение кандидатов избирательными блоками.
Подпункт "в" пункта 3 статьи 44 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, в информации о кандидате размещаются слова "Независимый кандидат", также противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 61 Федерального закона в на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, в информации о кандидате размещается слово "самовыдвижение".
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона Республики Тыва число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит пункту 2 статьи 63 Федерального закона, согласно которому число (изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.
Пункт 13 статьи 45 Закона Республики Тыва, согласно которому число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи бюллетеней, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 13 статьи 63 Федерального закона передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству. Просит признать их противоречащими федеральному законодательству и недействующими, а также возложить на заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. требования поддержала и просила об их удовлетворении по основаниям, указанным в заявлении.
От представителей Законодательной палаты. Великого Хурала Республики Тыва и Председателя Правительства Республики Тыва поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, в которых они указывают на согласие с заявленными требованиями.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпункты 7, 10, 11, 15, статьи 2, наименование ст. 21, ст. 21, п.\п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах, п.\п. 24 ст. 2 Закона Республики Тыва от 09.07.2003 г. N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" (в редакции от 26 ноября 2004 года N 871 ВХ-1) в части определения участия избирательных блоков в проведении выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва противоречат Федеральному закону от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ)., которым не предусмотрено участие избирательных блоков в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также отсутствует само понятие "избирательный блок".
В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Закона Республики Тыва под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган, что противоречит пункту 10 статьи 2 Федерального закона, согласно которому выдвижение кандидата - это самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.
Подпунктом 10 статьи 2 Закона Республики Тыва установлено, что добровольное пожертвование гражданина - это безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, что противоречит подпункту 14 статьи 2 Федерального закона, в соответствии с которым под добровольным пожертвованием гражданина подразумевается безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума.
Согласно подпункту 11 статьи 2 Закона Республики Тыва под добровольным пожертвованием юридического лица понимается безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, что вошло в противоречие подпункту 15 статьи 2 Федерального закона, согласно которому добровольное пожертвование юридического лица - это безвозмездное перечисление - юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума.
Подпунктом 15 статьи 2 Закона Республики Тыва дается определение понятие избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, под которой подразумевается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также уполномоченными ими лицами. Данное положение Закона Республики Тыва в части установления понятия "избирательная кампания избирательного блока" противоречит подпункту 20 статьи 2 Федерального закона, в котором отсутствует указанное понятие и дается определение понятия "избирательная кампания кандидата, избирательного объединения".
По этим же основаниям противоречит Федеральному закону подпункт 24 статьи 2 Закона Республики Тыва, устанавливающий понятие "избирательный блок" под которым подразумевается создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух и более избирательных объединений, а также создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями. При этом в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений.
Положения статьи 10 Закона Республики Тыва об установлении порядка назначения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала вошли в противоречие со статьей 10 Федерального закона, регулирующей порядок назначения выборов, в связи с тем, что в нее внесены изменения Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ.
Так, пункт 1 статьи 10 Закона Республики Тыва о том, что решение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты, противоречит пункту 7 статьи 10 Федерального закона, согласно которой решение о назначении выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Таким образом, федеральным законодательством сроки принятия решения о назначении выборов связаны с днем голосования на выборах, а не с днем истечения срока полномочий депутатов Палаты представителей Великого Хурала.
Нормы пункта 2 статьи 10 Закона Республику Тыва о проведении голосования на выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов противоречат пункту 7 статьи 10 Федерального закона, согласно которой решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Положения пункта 4 статьи 10 Закона Республики Тыва о назначении и проведении выборов Избирательной комиссией Республики Тыва в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов, либо не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, также не соответствует Федеральному закону, которым предусмотрены иные сроки назначения и проведения выборов избирательной комиссией.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона установлено, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, выборы назначаются в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Между тем федеральным законодательством сроки принятия решения о назначении выборов связаны с днем голосования на выборах, а не с днем истечения срока полномочий органа, досрочного прекращения полномочий органа и днем досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Палаты представителей Великого Хурала. По общему правилу днями голосования на выборах депутатов являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
Противоречит федеральному законодательству и пункт 5 статьи 10 Закона Республики Тыва о назначении Верховным судом Республики Тыва выборов в случае, если Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва и (или) Избирательная комиссия Республики Тыва не назначит в установленный срок выборы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва или если Избирательная комиссия Республики Тыва отсутствует и не может быть сформирована в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона в указанных случаях соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
Таким образом, согласно вышеуказанным положениям Федерального закона судом не назначаются выборы, а определяется срок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также соответствующей избирательной комиссии.
Пункт 3 статьи 12 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), вступил в противоречие с Федеральным законом в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
Таким образом, регистрация (учет) избирателей в соответствии с федеральным законодательством осуществляется не главой муниципального образования, а главой местной администрации муниципального района, городского округа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 17 Федерального закона соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
В нарушение установленного Федеральным законом срока передачи первого экземпляра списка избирателей территориальной комиссией участковым комиссиям - не позднее чем за 20 дней до дня голосования, Закон Республики Тыва в пункте 9 статьи 13 определяет, что соответствующая территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Таким образом, Законом Республики Тыва необоснованно уменьшен срок передачи первого экземпляра списка избирателей территориальной комиссией участковым комиссиям.
Пунктом 13 статьи 13 Закона Республики Тыва установлено, что избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за 7 дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
Данная норма Закона Республики Тыва в части установления сроков включения указанной категории избирателей в списки противоречит пункту 7 статьи 17 Федерального закона, которым установлено, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимые отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
В нарушение приведенного положения Законом Республики Тыва в подпункте "а" пункта 4 статьи 14 установлено требование, что при образовании одномандатных округов в труднодоступных или отдаленных местностях допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей составляет не более чем 15 процентов.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 4 статьи 18 Федерального закона предусмотрено, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов.
В нарушение данной нормы подпунктом "б" пункта 4 статьи 14 Закона Республики Тыва установлено, что при образовании избирательных округов на определенных Законом Республики Тыва территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом Республики Тыва может превышать указанный предел, но не должно составлять более 25 процентов.
Таким образом, Законом Республики Тыва необоснованно занижены показатели допустимого отклонения от средней нормы представительства при образовании одномандатных округов в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
В нарушение приведенного положения федерального законодательства пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Тыва определено, что избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительный органом местного самоуправления).
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по образованию избирательных участков (обладает глава местной администрации муниципального района, поселения, а не глава муниципального образования.
Аналогичное нарушение содержится и в пункте 6 статьи 15 Закона Республики Тыва, согласно которому "списки избирательных участков ... публикуются главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления)". Однако пунктом 7 статьи 19 Федерального закона определено, что "списки избирательных участков ... должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа...".
То есть, в соответствии с федеральным законодательством обязанность опубликования списков избирательных участков возложена на главу местной администрации муниципального района, поселения, а не на главу муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
В противоречие приведенной норме Законом Республики Тыва в пункте 2 статьи 23 установлено, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов.
Таким образом, Законом Республики Тыва установлен более высокий процент от количества подписей избирателей, допускаемый при представлении для регистрации кандидата.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона определен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований является наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом.
Подпункт "г" пункта 19 статьи 23 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, устанавливая, что основанием отказа в регистрации является грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрету. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен.
Таким образом, в нарушение Федерального закона Законом Республики Тыва установлена необходимость выявления более высокого процента подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 30 статьи 38 Федерального закона кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры.
В нарушение срока, установленного Федеральным законом, Закон Республики Тыва определяет, что кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры (пункт 22 статьи 23).
Таким образом, Закон Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, устанавливая иной предельный срок представления заявления о снятии своей кандидатуры.
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона устанавливает следующие ограничения для кандидатов, связанные с должностным или служебным положением: кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В нарушение федерального законодательства Закон Республики Тыва содержит более узкий круг ограничений: кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 1 статьи 25).
Таким образом, Закон Республики Тыва противоречит нормам Федерального закона, устанавливая более узкий круг ограничений для кандидатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Пункт 2 статьи 25 Закона Республики Тыва устанавливает, что зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через три дня со дня регистрации.
Таким образом, пункт 2 статьи 25 Закона Республики Тыва противоречит Федеральному закону, устанавливая иной срок представления заверенных копий приказов (распоряжений) со дня регистрации в избирательную комиссию, а также устанавливая понятие "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления)", исключенное из Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 43 Федерального закона, устанавливающим статус доверенных лиц, определено, что регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
В части определения срока, в течение которое возможна регистрация доверенного лица, пункт 1 статьи 27 Закона Республики Тыва противоречит приведенному положению Федерального закона, устанавливая, что регистрация осуществляется незамедлительно.
Таким образом, Законом Республики Тыва установлен иной срок регистрации доверенных лиц по сравнению с установленным федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.
Пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Тыва предусмотрено, что доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности.
Таким образом, пункт 2 статьи 27 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству в части установления понятий "избирательных блоков", "категории "А", исключенных из Федерального закона.
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 32 Закон Республики Тыва установлено, что предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании иные действия, помимо установленных пунктами "а"-"е" пункта 2 статьи 32 Закона Республики Тыва действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов или против них, против всех кандидатов.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит пункту 2 статьи 48 Федерального закона, в соответствии с которым предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, несвязанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Перечень установленных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона действий, под которыми подразумевается предвыборная агитация, ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Аналогичный по содержанию подпункту "ж" пункта 2 статьи 32 Закона Республики Тыва подпункт "ж" пункта 2 статьи 48 Федерального закона исключен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова".
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона предусмотрено, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата.
А в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Республики Тыва агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, в части определения момента начала агитационного периода пункт 1 статьи 33 Закона Республики Тыва противоречит пункту 1 статьи 49 Федерального закона, поскольку Федеральным законом определено, что момент начала агитационного периода связан с днем выдвижения кандидатов, а не с днем создания избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В нарушение установленного федеральным законодательством периода проведения агитации пункт 2 статьи 33 Закона Республики Тыва устанавливает, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Пунктом 1 статьи 44 Закона Республики Тыва установлено, что помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Данное положение противоречит пункту 1 статьи 61 Федерального закона, согласно которому помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
Подпункт "в" пункта 3 статьи 44 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, в информации о кандидате размещаются слова "Независимый кандидат", также противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 61 Федерального закона в на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, в информации о кандидате размещается слово "самовыдвижение".
Согласно п. 2 статьи 45 Закона Республики Тыва число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей.
Данное положение Закона Республики Тыва противоречит пункту 2 статьи 63 Федерального закона, согласно которому число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.
Пункт 13 статьи 45 Закона Республики Тыва, согласно которому число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи бюллетеней, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 13 статьи 63 Федерального закона передача бюллетеней участковом комиссиям осуществляется не позднее, чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования) По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней.
По приведенным выше мотивам суд находит заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п.\п. 7, 10, 11, 15 ст. 2, наименование ст. 21, ст. 21. п.\п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах; п.\п. 24 ст. 2; п. 1 ст. 10 в части, предусматривающей, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты; п. 2 ст. 10 в части, устанавливающей, что голосование на выборах депутатов Палаты представителей должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов; п. п. 4 и 5 ст. 10; п. 3 ст. 12, п.п. 2 и 6 ст. 15 в части слов "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); п. 9 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 25 дней до дня голосования"; п. 13 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 7 дней до дня голосования" п.\п. "а" п. 4 ст. 14 в части слов "не более чем на 15 процентов"; п.\п. "б" п. 4 ст. 14 в части слов "но не должно составлять более 25 процентов"; п. 2 ст. 23 в части слов "количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов"; п.\п. "г" п. 19 ст. 23; п. 22 ст. 23 в части слов "не позднее чем за три дня до дня голосования"; п. 1 ст. 25; п. 2 ст. 25 в части слов "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также", "(за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями)", "не позднее чем через три дня со дня регистрации"; п. 1 ст. 27 в части слова "незамедлительно"; п. 2 ст. 27 в части слов "категории "А"; п.\п. "ж" п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 33 в части слов "и создания соответствующего избирательного фонда"; п. 2 ст. 33; п.1 и п.\п. "в" п. 3 ст. 44; п. 2 ст. 45 в части слов "число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей" и п. 13 ст. 45 Закона Республики Тыва от 9 июля 2003 года N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 871 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Тыва".
Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда". Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.\п. 7, 10, 11, 15 ст. 2, наименование ст. 21, ст. 21. п.\п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах; п.\п. 24 ст. 2; п. 1 ст. 10 в части, предусматривающей, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты; п. 2 ст. 10 в части, устанавливающей, что голосование на выборах депутатов Палаты представителей должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов; п. п. 4 и 5 ст. 10; п. 3 ст. 12, п.п. 2 и 6 ст. 15 в части слов "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); п. 9 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 25 дней до дня голосования"; п. 13 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 7 дней до дня голосования" п.\п. "а" п. 4 ст. 14 в части слов "не более чем на 15 процентов"; п.\п. "б" п. 4 ст. 14 в части слов "но не должно составлять более 25 процентов"; п. 2 ст. 23 в части слов "количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов"; п.\п. "г" п. 19 ст. 23; п. 22 ст. 23 в части слов "не позднее чем за три дня до дня голосования"; п. 1 ст. 25; п. 2 ст. 25 в части слов "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также", "(за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями)", "не позднее чем через три дня со дня регистрации"; п. 1 ст. 27 в части слова "незамедлительно"; п. 2 ст. 27 в части слов "категории "А"; п.\п. "ж" п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 33 в части слов "и создания соответствующего избирательного фонда"; п. 2 ст. 33; п.1 и п.\п. "в" п. 3 ст. 44; п. 2 ст. 45 в части слов "число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей" и п. 13 ст. 45 Закона Республики Тыва от 9 июля 2003 года N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 871 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Тыва" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п.\п. 7, 10, 11, 15 ст. 2, наименование ст. 21, ст. 21. п.\п. "б" п. 3 ст. 44 в части слов "избирательный блок" в соответствующих падежах; п.\п. 24 ст. 2; п. 1 ст. 10 в части, предусматривающей, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты; п. 2 ст. 10 в части, устанавливающей, что голосование на выборах депутатов Палаты представителей должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов; п. п. 4 и 5 ст. 10; п. 3 ст. 12, п.п. 2 и 6 ст. 15 в части слов "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); п. 9 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 25 дней до дня голосования"; п. 13 ст. 13 в части слов "не позднее чем за 7 дней до дня голосования" п.\п. "а" п. 4 ст. 14 в части слов "не более чем на 15 процентов"; п.\п. "б" п. 4 ст. 14 в части слов "но не должно составлять более 25 процентов"; п. 2 ст. 23 в части слов "количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 25 процентов"; п.\п. "г" п. 19 ст. 23; п. 22 ст. 23 в части слов "не позднее чем за три дня до дня голосования"; п. 1 ст. 25; п. 2 ст. 25 в части слов "зарегистрированные кандидаты, замещающие должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также", "(за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями)", "не позднее чем через три дня со дня регистрации"; п. 1 ст. 27 в части слова "незамедлительно"; п. 2 ст. 27 в части слов "категории "А"; п.\п. "ж" п. 2 ст. 32; п. 1 ст. 33 в части слов "и создания соответствующего избирательного фонда"; п. 2 ст. 33; п.1 и п.\п. "в" п. 3 ст. 44; п. 2 ст. 45 в части слов "число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей" и п. 13 ст. 45 Закона Республики Тыва от 9 июля 2003 года N 351 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 871 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Тыва".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение окончательной форме изготовлено 12 мая 2006 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 мая 2006 г. N 3/23
Текст решения официально опубликован не был