Решение Верховного суда Республики Тыва
от 15 января 2007 г. N 3-87/06
Верховный суд Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., при секретаре Кызыл-оол А.А., с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 15 января 2007 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 01.04.1996г. N 515 (в редакции от 25.04.2001г. N 1019, от 17.02.2004г. N 558 ВХ-1, от 30.12.2005г. N 1589 ВХ-1) "О порядке рассмотрения обращений граждан" в части, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 01.04.1996г. N 515 (в редакции от 25.04.2001г. N 1019, от 17.02.2004г. N 558 ВХ-1, от 30.12.2005г. N 1589 ВХ-1) "О порядке рассмотрения обращений граждан" в части.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержала.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители Председателя Правительства Республики Тыва и Законодательной палаты Великого Хурала Республики в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим - Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 2 ст. 3 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в ведении Российской Федерации находятся правоотношения связанные с рассмотрением обращений граждан, в том числе и установление порядка рассмотрения обращений граждан, а субъектам Российской Федерации делегировано право устанавливать только положения, направленные на защиту права граждан на обращение.
Вместе с тем, Закон Республики Тыва регулирует на территории Республики Тыва порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и организации в соответствии с действующим законодательством (ст. 1).
Так, статья 2 "Виды обращения" противоречит федеральному законодательству, так как положения указанные в настоящей статьей Закона Республики Тыва аналогичны положениям статьи 4 Федерального закона, тем самым фактически устанавливают порядок рассмотрения обращений граждан, что является вмешательством в полномочия Российской Федерации.
Вмешательством в полномочия Российской Федерации путем установления порядка рассмотрения обращений граждан явилось также и установление Законом Республики Тыва таких положений как "Требования, предъявляемые к обращениям" (ст.6), "Личный прием" (ст.9), "Сроки рассмотрения" (ст. 10), "Правила направления ответов на обращения" (ст. 10(1), "Ответственность за нарушения законодательства об обращениях" (ст. 11), "Возмещение ущерба в связи с нарушениями требований Закона при рассмотрении жалоб" (ст. 12), "Ответственность за подачу обращения противоправного характера" (ст. 13), "Возмещение расходов по проверке обращения, содержащих заведомо ложные сведения" (ст. 14).
Вмешательством в полномочия Российской Федерации путем установления порядка рассмотрения обращений граждан явилось установление Законом Республики Тыва нормы абзаца 2 ст. 13 предусматривающей, что обращения, содержащие оскорбления, иные выражения, унижающие человеческое достоинство, не рассматриваются по существу поставленных в них вопросов, так как аналогичное требование имеет место и ч. 3 ст. 11 Федерального закона.
Кроме того, пункт 4 статьи 6 Закона РТ предусматривающий, что анонимные (без личной подписи авторов или их законных представителей) обращения не рассматриваются противоречит ч.1 ст. 11 Федерального закона предусматривающей, что ответ на обращение не дается, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение и почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ.
Таким образом, закрепление в Законе такого основания для отказа в рассмотрении обращения как отсутствие подписи обратившегося является нарушением его права на рассмотрение обращения.
Пункт 4 статьи 8 Закона РТ, предусматривающий, что должностное лицо, получив обращение, решение, по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, если заявителем соблюдены требования статьи 6 настоящего Закона и возвратить в 10-дневный срок с разъяснением причин оставления обращения без рассмотрения противоречит ч. 3 ст. 8 Федерального закона предусматривающей, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пункт 5 статьи 8 Закона РТ предусматривающий, что, если решение отменено с назначением дополнительной проверки (нового рассмотрения), то лицо, принимавшее это решение или по его указанию нижестоящий орган, независимо от поступления повторного обращения, обязан сообщить заявителю в 10-дневный срок о существе и основаниях вновь принято го решения противоречит ч.3 ст. 8 Федерального закона предусматривающей, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Увеличение срока направления обращений по подведомственности, а также несвоевременное направление уведомлений гражданам ведет к нарушению их прав на оперативное рассмотрение обращений.
Пункт 2 статьи 9 Закона РТ предусматривающий, что по просьбе заявителя на устное обращение дается письменное разъяснение на приеме или в сроки, установленные статьей 10 противоречит части 3 статьи 13 Федерального закона, предусматривающей, что ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, согласно рассматриваемому Закону письменное разъяснение дается только по просьбе гражданина, тогда как Федеральный закон предусматривает обязательное письменное разъяснение, а устное только с согласия гражданина.
Пункт 1 ст. 10 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что ответы на обращения, не требующие дополнительной проверки, даются в срок до 10 дней, противоречит федеральному законодательству, поскольку частью 1 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Пункт 3 статьи 10 Закона Республики Тыва предусматривающий, что в исключительных случаях рассмотрение заявления или жалобы приостанавливается на срок не более трех месяцев, о чем руководитель сообщает автору обращения, противоречит федеральному законодательству поскольку частью 2 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Пункт 4 статьи 10 Закона Республики Тыва предусматривающий, что предложения, заявления и жалобы направляются органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных вопросов, в срок до 10 дней, противоречит федеральному законодательству, поскольку частью 4 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 10(1) Закона Республики Тыва предусматривающий, что не допускается передача обращений из одного органа в другой, не известив об этом заявителя в течение трех дней после принятия решения о переадресации обращения по подведомственности противоречит федеральному законодательству поскольку частью 3 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 12 Закона РТ предусмотрено, что заявителю может быть возмещен ущерб, причиненный , в связи с действиями или решениями органа или должностного лица, признанными неправомерными при рассмотрении жалобы, противоречит части 1 статьи 16 Федерального закона, предусматривающей, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Гражданин имеет право на возмещение убытков при рассмотрении любых видов обращений, а не только при рассмотрении жалоб, поэтому норма Закона РТ нарушает права и интересы граждан, которые обратились с другими видами обращений.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится уголовное законодательство. В соответствии со ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Однако, в нарушение указанных норм федерального законодательства статьей 13 Закона Республики Тыва установлена уголовная ответственность за подачу заявителем обращения, содержащего оскорбления или заведомую клевету, а также призывы к разжиганию национальной или религиозной вражды или розни и другие действия, наказуемые в уголовном порядке.
Таким образом, установление уголовной ответственности в Законе Республики Тыва является вмешательством в ведение Российской Федерации.
Аналогичное нарушение имеет место и в ч.1 ст. 11 Закона Республики Тыва.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Однако, в нарушение указанной нормы Федерального закона, статьей 16 Закона Республики Тыва предусмотрено, что настоящий Закон Республики Тыва вступает в силу со дня его опубликования.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые нормы Закона РТ "О порядке рассмотрения обращений граждан" противоречат федеральному законодательству.
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона РТ "О порядке рассмотрения обращений граждан" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу :
- статью 1 полностью;
- статью 2 полностью;
- статью 6 полностью;
- пункт 4 статьи 8 в части "должностное лицо, получив обращение, решение, по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, если заявителем соблюдены требования статьи 6 настоящего Закона и возвратить в 10- дневный срок с разъяснением причин оставления обращения без рассмотрения";
- пункт 5 статьи 8 "если решение отменено с назначением дополнительной проверки (нового рассмотрения), то лицо, принимавшее это решение или по его указанию нижестоящий орган, независимо от поступления повторного обращения, обязан сообщить заявителю в 10-дневный срок о существе и основаниях вновь принятого решения";
- статью 9 полностью;
- статью 10 полностью;
- статью 10 (1) полностью;
- статью 11 полностью;
- статью 12 полностью;
- статью 13 полностью;
- статью 14 полностью;
- статью 16 полностью
Закона Республики Тыва от 01.04.1996г. N 515 (в редакции от 25.04.2001г. N 1019, от 17.02.2004г. N 558 ВХ-1, от 30.12.2005г. N 1589 ВХ-1) "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней .
Председательствующий: |
Чикашова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.