Решение Верховного суда Республики Тыва
от 27 апреля 2007 г. N 3-48/07
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
при секретаре Ондар А.Н.,
с участием представителя и.о. прокурора Республики Тыва Лузанова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва Санчая М.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 03 апреля 1995 г. N 261 "О культуре" в части, установил:
И.о. прокурора Республики Тыва Санчай М.И. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 03 апреля 1995 г. N 261 "О культуре" (в ред. законов Республики Тыва от 12.02.2001 N 261; от 10.07.2003 N 272 ВХ-1; от 12.05.2004 N 725 ВХ-1; от 17.12.2004 N 946 ВХ-1; от 13.07.2006 N 1897 ВХ-1), опубликованного в газете "Тувинская правда" 18.04.1995 г., в части .
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта- абзацы 5,6, 16 статьи 37 в части слов "содержание музеев", второе предложение абзаца 4 статьи 52 в части слов "и местных бюджетов" противоречат Основам законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другим законам.
В судебном заседании представитель и.о. прокурора Республики Тыва Лузанов В.В., заявление поддержал и просил признать указанные положения оспариваемого акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С., в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Представители Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Абзацами 5, 9 и 16 ст.37 Закона Республики Тыва "О культуре" (далее -Закон РТ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа в области культуры относится содержание музеев.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий" из ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре исключены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов по содержанию музеев.
В статьях 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа на решение вопросов местного значение, полномочия по содержанию музеев также отсутствуют.
Статьей 20 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий" Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ дополнен статьями 14.1, 15.1 и 16.1, которые предусматривают право органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в частности права органов местного самоуправления поселения на создание музеев поселения (ч.1 ст. 14.1), органов местного самоуправления муниципального района на создание музеев муниципального района (ч.1 ст. 15.1) органов местного самоуправления городского округа на создание музеев городского округа (ч.1 ст. 16.1).
Частью 2 ст. 14.1, частью 2 ст. 15.1, частью 2 ст. 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа вправе решать вопросы по созданию музеев только за счет собственных доходов местных бюджетов.
Таким образом, создание музеев муниципальных образований и их последующее содержание за счет собственных доходов местных бюджетов является правом- органов местного самоуправления, в связи с чем содержание музеев из полномочий органов местного самоуправления осуществляемых в обязательном порядке федеральным законодательством исключено, поэтому абзацы 5, 9 и 16 ст.37 Закона Республики Тыва "О культуре" противоречат федеральному законодательству.
Абзацем четвертым статьи 52 Закона РТ установлено, что - специалисты учреждений культуры, работающие в сельской местности, имеют право на получение надбавки в размере 25 процентов должностного оклада (тарифной ставки), а также на получение социальной поддержки по оплате коммунальных услуг ежегодно по нормам и нормативам обеспечения коммунальными услугами, устанавливаемым Правительством Республики Тыва. Расходы на предоставление указанных мер социальной поддержки производятся за счет бюджета Республики Тыва и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Абзацем 4 ст.26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Основами законодательства РФ о культуре, в том числе ст.55 Основ, устанавливающей меры социальной поддержки работников культуры, другими федеральными законами, такие меры социальной поддержки, как льготы по оплате коммунальных услуг специалистам учреждений культуры, работающим в сельской местности, не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Частью 6 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ установлены требования к законам субъекта Российской Федерации, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в котором должны указываться перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
То есть, расходы на предоставление установленных ст.52 Закона РТ мер социальной поддержки специалистам учреждений культуры, работающим в сельской местности, должны производится за счет средств республиканского бюджета, а передача государственных полномочий по их предоставлению может осуществляться отдельным Законом Республики Тыва с предоставлением из республиканского бюджета субвенций местным бюджетам.
Данные положения Закона РТ также противоречат ст. 160 Жилищного кодекса РФ, согласно которой отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, абзац 4 ст.52 Закона РТ в части, предусматривающей, что расходы на предоставление мер социальной поддержки специалистам учреждений культуры, работающим в сельской местности, производятся за счет местных бюджетов, противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва от 03.04.1995 г. N 261 "О культуре" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Тыва Санчая М.И. удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня со дня вступления решения суда в законную силу
- абзацы 5,6, 16 статьи 37 в части слов "содержание музеев",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо абзаца 6 имеется в виду "абзац 9"
- второе предложение абзаца 4 статьи 52 в части слов "и местных бюджетов"
Закона Республики Тыва от 03.04.1995 г. N 261 "О культуре" (в ред. законов Республики Тыва от 12.02.2001 N 261; от 10.07.2003 N 272 ВХ-1; от 12.05.2004 N 725 ВХ-1; от 17.12.2004 N 946 ВХ-1; от 13.07.2006 N 1897 ВХ-1).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Чикашова М.Н |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.