Решение Верховного суда Республики Тыва
от 19 апреля 2007 г. N 3/46-2007
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Серен А.Э.
с участием представителя заявителя по доверенности Лузанова В.В. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Фитина В.П., рассмотрев 19 апреля 2007 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I) в части, установил:
Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" (далее-Федеральный закон) в государственную противопожарную службу входят:
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Однако в нарушение указанной нормы федерального законодательства абзацем 1 статьи 4 Закона РТ предусмотрено, что пожарная охрана Республики Тыва подразделяется в том числе на Государственную противопожарную службу.
Таким образом, установление законом Республики Тыва такого вида пожарной охраны Республики Тыва как государственная противопожарная служба является противоречием федеральному законодательству, поскольку в государственную противопожарную службу согласно статье 5 Федерального закона входит не только противопожарная служба субъекта Российской Федерации, но и федеральная противопожарная служба.
Аналогичные нарушения имеют место и в названиях статьи 5 Закон" РТ "Государственная противопожарная служба Республики Тыва", статьи 6 "Личный состав Государственной противопожарной службы Республик Тыва", статьи 7 "Гарантии правовой и социальной защиты личного состав; Государственной противопожарной службы Республики Тыва", статьи 8 "Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва", статьи 9 "Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственной противопожарной службы Республики Тыва и других видов пожарной охраны", статьи 10 "Имущество Государственной противопожарной службы Республики Тыва и муниципальной пожарной охраны", статьях 5-10, 12, 15, 23 Закона Республики Тыва.
Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" в государственную противопожарную службу входят:
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
- лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);
- военнослужащих федеральной противопожарной службы;
- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники)
Данный перечень личного состава является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, лица рядового и начальствующего состава, а также военнослужащие являются личным составом федеральной противопожарной службы.
В связи с чем, противопожарная служба субъектов Российской Федерации должна комплектоваться исключительно лицами, не имеющими специальных или воинских званий.
Указанный вывод подтвержден решением Верховного суда Республики Тыва от 07.12.2006г., которым абзац 2 статьи 6 Закона Республики Тыва "лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва (далее - сотрудники)" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В этой связи абзац 5 статьи 6 Закона РТ предусматривающий, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации противоречит федеральному законодательству, поскольку под сотрудникам подразумевается лица рядового и начальствующего состава Государственно противопожарной службы Республики Тыва.
Аналогичные нарушения имеют место в абзацах 9, 10 статьи 6, абзацах 1, 3, 5 статьи 7, в названии статьи 8 "Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва", абзацах 1, 2, 3, 4, 5, 7 статьи 8 Закона Республики Тыва.
Абзац 5 статьи 6 Закона Республики Тыва предусматривающий, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации, противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона, которым предусмотрено, что положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации распространяются соответственно на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы.
Таким образом, установление Законом субъекта Российской Федерации положения, регламентирующего, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации, Федеральным законом не предусмотрено.
Абзац 9 статьи 6 Закона Республики Тыва предусматривающий, что сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации, противоречит части 9 статьи 7 Федерального закона, которым предусмотрено, что сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Под сотрудниками в Федеральном законе подразумевается лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, под военнослужащими - военнослужащие федеральной противопожарной службы.
Установление Законом субъекта Российской Федерации положения, регламентирующего, что сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации Федеральным законом не предусмотрено.
Абзац 10 статьи 6 Закона Республики Тыва предусматривающий, что работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва назначенным на должности, замещаемые сотрудниками Государственно" противопожарной службы Республики Тыва, в непрерывный стаж службы учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Республики Тыва Министерств; Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайные ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Закона, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Так, частью 11 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, как было выше указано, являются лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и соответственно военнослужащие федеральной противопожарной службы.
Под работниками подразумеваются в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона лица, не имеющие специальных или воинских званий.
Следовательно, указанное правило распространяется на лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и соответственно на военнослужащих федеральной противопожарной службы.
Поскольку, противопожарная служба субъектов Российской Федерации должна комплектоваться исключительно лицами, не имеющими специальных или воинских званий, установление такого положения для работников противопожарной службы субъекта Российской Федерации является противоречием федеральному законодательству.
Абзац 12 статьи 6 Закона РТ предусматривающий, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Республики Тыва, определяются законодательством Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству.
Так, Федеральным законом от 01.04.2005 N 27-ФЗ часть тринадцатая статьи 7 Федерального закона, предусматривающая, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в федеральной противопожарной службе, определяются законодательством Российской Федерации, признана утратившей силу.
Абзац 13 статьи 6 Закона РТ предусматривающий, что продолжительность несения службы личным составом Государственной противопожарной службы Республики Тыва, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом, противоречит федеральному законодательству.
Так, в соответствии с частью 15 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, указанное правило распространяется на личный состав федеральной противопожарной службы.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Однако в нарушение указанной нормы федерального законодательства статьей 7 Закона Республики Тыва установлены гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва аналогичные гарантиям правовой и социальной поддержки сотрудников, военнослужащих, работников федеральной противопожарной службы, предусмотренных статьей 8 Федерального закона.
Абзац 3 статьи 9 Закона Республики Тыва предусматривающий, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством муниципального образования, противоречит части 3 статьи 10 Федерального закона, предусматривающей, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, установление в соответствии с законом субъекта Российской Федерации нормы о том, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образование является расходным обязательством муниципального образования. Федеральным законом не предусмотрено.
Аналогичное нарушение имеет место и в абзаце 4 статьи 9 Закона Республики Тыва.
Абзацем 1 статьи 12 Закона Республики Тыва предусмотрено, что органы исполнительной власти Республики Тыва, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Указанная норма противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона, которой предусмотрено, что органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения безопасности.
Следовательно, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности не могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ часть 4 статьи 22 Федерального закона, предусматривавшая, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается на региональном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, изложена в новой редакции, которой предусмотрено, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют право утверждать порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров.
Однако в нарушение указанной нормы федерального законодательства абзацем 3 статьи 19 Закона Республики Тыва предусмотрено, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается на республиканском и местном уровнях соответственно органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления, что противоречит части 4 статьи 22 Федерального закона.
Статья 20 Закона Республики Тыва "Производство пожарно-технической продукции", противоречит федеральному законодательству, поскольку Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ статья 23 Федерального закона "Производство пожарно-технической продукции", предусматривающая, что пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа и государственного оборонного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности. Организация работ по выполнению государственного заказа и государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством, признана утратившей силу.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва от 29.12.2004г. N 1168 ВХ-I (в редакции от 14.11.2005г.) "О пожарной безопасности в Республике Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона РТ противоречат федеральному законодательству.
Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанные выше положения оспариваемого закона и обязан заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя по доверенности Лузанов В.В. в судебном заседании требования поддержал и просил об удовлетворении заявления по основаниям, указанным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Фитин В.Н. с требованиями заявителя согласился.
От представителей Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, в которых они указывают на свое согласие с заявленными требованиями.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзац 1 ст. 4, название ст. 5, абзацы 1-5 ст. 5, название ст. 6, абзацы 1, 4, 5 ст. 6, абзац 11 ст. 6, название ст. 8, абзацы 1-5, 7, название ст. 9, абзацы 1-2 ст. 9, название ст. 10, абзацы 2, 5, 6 ст. 15, абзацы 3-4 ст. 23 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I) содержат указание на Государственную противопожарную службу.
Указанные выше нормы республиканского закона в части слова "государственная" в соответствующих падежах вошли в противоречие со ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" поскольку в государственную противопожарную службу наряду с противопожарной службой субъектов Российской Федерации входит и федеральная противопожарная служба. Из этого следует, что субъект Российской Федерации не вправе относить свою противопожарную службу к разряду государственной.
Абзацем 5 ст. 6 республиканского закона установлено, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации.
Указанная выше норма противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона, которым предусмотрено, что положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации распространяются соответственно на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы.
Таким образом, установление Законом субъекта Российской Федерации положения о распространении федеральных нормативных правовых актов на сотрудников противопожарной службы Республики Тыва без указания такой возможности распространения в федеральном законодательстве является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
Абзац 12 статьи 6 Закона РТ предусматривающий, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Республики Тыва, определяются законодательством Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству.
Так, Федеральным законом от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть тринадцатая статьи 7 Федерального закона, предусматривающая, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в федеральной противопожарной службе, определяются законодательством Российской Федерации, признана утратившей силу.
Абзац 13 статьи 6 Закона РТ, устанавливающий, что продолжительность несения службы личным составом Государственной противопожарной службы Республики Тыва, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом, противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 15 статьи 7 Федерального закона продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, указанное правило распространяется на личный состав федеральной противопожарной службы.
Абзац 3 статьи 9 оспариваемого закона, предусматривающий, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством муниципального образования, противоречит части 3 статьи 10 Федеральной закона, согласно которой финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, установление в соответствии с законом субъекте Российской Федерации нормы о том, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, Федеральным законодательством не предусмотрено.
Аналогичное нарушение имеет место и в абзаце 4 статьи 9 Закона Республики Тыва, в соответствии с которым финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Абзацем 1 статьи 12 Закона Республики Тыва предусмотрено, что органы исполнительной власти Республики Тыва, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Указанная норма противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", которой предусмотрено, что органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения безопасности.
Следовательно, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности не могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Федеральным законом от 25 октября 2006 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" часть 4 статьи 22 Федерального закона, предусматривавшая, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается на региональном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, изложена в новой редакции, которой предусмотрено, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют право утверждать порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров.
Однако в противоречие с указанной нормой федерального законодательства абзацем 3 статьи 19 Закона Республики Тыва предусмотрено, что порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается на республиканском и местном уровнях соответственно органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления.
Статьей 20 оспариваемого закона установлено, что пожарно-техническая продукцию производится на основе государственного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.
Организация работ по выполнению государственного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Данная статья противоречит федеральному законодательству ввиду# того, что аналогичное положение Федерального закона "О пожарной безопасности", содержащееся в ст. 23, Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 26 июля, 18 декабря 2006 г.) признана утратившей силу.
По приведенным выше мотивам заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва в части требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ст. 4, названия ст. 5, абзацев 1-5 ст. 5, названия ст. 6, абзацы 1, 4, 5 ст. 6, абзаца 11 ст. 6, названия ст. 8, абзацев 1-5, 7, названия ст. 9, абзацев 1-2 ст. 9, названия ст. 10, абзацев 2, 5, 6 ст. 15 абзацев 3-4 ст. 23 в части слова "государственная" в соответствующих падежах; абзаце 5 ст. 6 в части, устанавливающей, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации; абзацев 12 и 13 ст. 6; абзацев 3-4 ст. 9; абзаца 1 ст. 12 и абзац 3 ст. 19; ст. 20 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I) суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 1 ст. 4, название ст. 5, абзацы 1-5 ст. 5, название ст. 6, абзацы 1, 4, 5 ст. 6, абзац 11 ст. 6, название ст. 8, абзацы 1-5, 7, название ст. 9, абзацы 1-2 ст. 9 название ст. 10, абзацы 2, 5, 6 ст. 15, абзацы 3-4 ст. 23 в части слова "государственная" в соответствующих падежах; абзац 5 ст. 6 в части, устанавливающей, что на сотруднике Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации; абзацы 12 и 13 ст. 6; абзацы 3-4 ст. 9; абзац ст. 12 и абзац 3 ст. 19; ст. 20 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 116 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Заявителем поставлен вопрос о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими положений абзацев 9 и 10 ст. 6, ст. 7, названия ст. 8, абзацев 1-5, 7 ст. 8 в части слова "сотрудники" соответствующих падежах оспариваемого закона.
Абзацем 9 ст. 6 республиканского закона установлено, что сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, указанная выше норма вошла в противоречие с ч. 9 ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности", которой предусмотрено, что сотрудники и военнослужащие" Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
С такими доводами суд не согласен, поскольку согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" (далее-Федеральный закон) в государственную противопожарную службу наряду с федеральной противопожарной службой входит и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Абзац 10 статьи 6 Закона Республики Тыва предусматривающий, что работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками Государственной противопожарной службы Республики Тыва, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Республики Тыва Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Закона, как следует из заявления, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Так, частью 11 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, как было выше указано, являются лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и соответственно военнослужащие федеральной противопожарной службы.
Под работниками подразумеваются в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона лица, не имеющие специальных или воинских званий.
Следовательно, указанное правило распространяется на лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и соответственно на военнослужащих федеральной противопожарной службы.
Между тем, как отмечалось выше, в силу ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" (далее-Федеральный закон) в государственную противопожарную службу наряду с федеральной противопожарной службой входит и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что доводы заявителя о том, что положения ч. 11 ст. 7 Федерального закона распространяются исключительно на сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, несостоятельны, ввиду# чего оспариваемая норма Закона Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству.
Статья 7 Закона Республики Тыва устанавливает гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва, аналогичные гарантиям правовой и социальной поддержки сотрудников, военнослужащих, работников федеральной противопожарной службы, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Заявитель полагает, что гарантии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности", распространяются только на сотрудников, военнослужащих и работников федеральной противопожарной службы.
По мнению суда, такое толкование положений ст. 8 Федерального закона неверно, поскольку статья озаглавлена как "гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы", а противопожарные службы субъектов Российской Федерации входят в Государственную противопожарную службу Российской Федерации.
Более того, ч. 6 ст. 8 Федерального закона установлено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют праве устанавливать не только установленные Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, но и иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии.
Таким образом, у суда не имеется оснований для признания ст. 7 республиканского закона противоречащей федеральному законодательству.
Исполняющим обязанности прокурора Республики Тыва также поставлен вопрос о признании противоречащими федеральному законодательству названия и абзацев 1-5, 7 ст. 8 в части слова "сотрудники" в соответствующих падежах ввиду# того, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
- лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);
- военнослужащих федеральной противопожарной службы;
- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации должна комплектоваться исключительно лицами, не имеющими специальных или воинских званий.
Однако в ч. 7 ст. 7, ст. 9, регулирующей вопросы страховых гарантий сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы, Федерального закона "О пожарной безопасности" лица, указывается на сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, из чего следует, что Федеральным законом прямо предусмотрено подразделение лиц, работающих в системе Государственной противопожарной службы (включающей в себя и противопожарную службу субъектов Российской Федерации), на сотрудников и работников. Таким образом, ст. 8 республиканского закона в части слова "сотрудники" в соответствующих падежах не входит в противоречие с федеральным законодательством.
По указанным выше основанием заявление исполняющего обязанности прокурора о признании противоречащими и недействующими абзацев 9 и 10 ст. 6, ст. 7, названия ст. 8, абзацев 1-5, 7 ст. 8 в части слова "сотрудники" в соответствующих падежах оспариваемого закона удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва с признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I) в части удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 1 ст. 4, название ст. 5, абзацы 1-5 ст. 5, название ст. 6, абзацы 1, 4, 5 ст. 6 абзац 11 ст. 6, название ст. 8, абзацы 1-5, 7, название ст. 9, абзацы 1-2 ст. 9, название ст. 10, абзацы 2,5,6 ст. 15, абзацы 3-4 ст. 23 в части слова "государственная" в соответствующих падежах; абзац 5 ст. 6 службы Республики Тыва в части устанавливающей, что на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации; абзацы 12 и 13 ст. 6; абзацы 3-4 ст. 9; абзац 1 ст. 12 и абзац 3 ст. 19; ст. 20 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 14 ноября 2005 года N 1445 ВХ-I).
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2007 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.