Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 32. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Избирательная комиссия Республики Тыва проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения республиканского списка кандидатов каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов, Избирательная комиссия Республики Тыва проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность и действительность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия Республики Тыва вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом.
2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность и действительность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом.
3. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности и действительности подписей, достоверности иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи.
4. Проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием частей 2 и 3 статьи 30 настоящего Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
5. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной и (или) недействительной. При этом составляются ведомости проверки подписных листов по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Тыва, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, общереспубликанского списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
9. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, а также подписи, собранные в местах, где сбор подписей запрещен Федеральным законом, настоящим Законом;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без собственноручного указания даты внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлением в дате их внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2 - 6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Республики Тыва о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии республиканского списка кандидатов Избирательной комиссией Республики Тыва, а также после дня заверения подписного листа;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных настоящим Законом.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при заполнении подписного листа лицами, проставляющими подписи, заверяющими подписные листы, исправления в написанном ими тексте не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 8, 9 и 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Регистрация кандидата, республиканского списка кандидатов не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Решением Верховного суда Республики Тыва 12 февраля 2007 г. N 3-19/07 признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 13 статьи 32 настоящего Закона в части слов "Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов не допускаются"
13. По окончании проверки подписных листов в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов составляется итоговый протокол по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Тыва, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов. В случае, если количества достоверных и действительных подписей избирателей недостаточно, кандидат, избирательное объединение вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенные руководителем рабочей группы копии ведомостей проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов не допускаются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.