Решение Верховного суда Республики Тыва
от 14 июня 2007 г. N 3-56/2007
Именем Российской Федерации
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 92-Г07-9 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства Республики Тыва - без удовлетворения
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" в части. В обоснование требований прокурором указано, что частью 1 статьи 22 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" установлено, что распределение средств по статьям расходов на сельское хозяйство осуществляется на основании постановления Правительства Республики Тыва. Указанная норма закона противоречит пункту 3 статьи 25 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Частью 2 статьи 22 оспариваемого закона предусмотрено, что увеличение сумм по статьям расходов бюджетополучателей осуществляется на основании постановления Правительства Республики Тыва. Однако бюджетным законодательством предусмотрено право главного распорядителя перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств. Поэтому, считает, что предусмотренное законом увеличение Правительством Республики Тыва сумм по статьям расходов бюджетополучателей без указания 5 процентного предела увеличения противоречит федеральному законодательству.
Частью 4 статьи 44 Закона "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" установлено, что Правительство Республики Тыва предоставляет средства Регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с законодательством Республики Тыва на условиях возвратности и платности с взиманием платы за пользование этими средствами в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вступления в силу настоящего Закона. Бюджетным законодательством Российской Федерации предоставление бюджетных кредитов физическим лицам - индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, не предусмотрено. Считает, что предоставление средства Регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов индивидуальным предпринимателям на условиях возвратности и платности противоречит федеральному законодательству. Просит признать части 1 и 2 статьи 22, в части 4 статьи 44 слова "и индивидуальным предпринимателям" Закона Республики Тыва от 28 апреля 2007 года N27 ВХ- II "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Лузанов В.В. заявление поддержал и просил признать указанные положения Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2007 год" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Председателя Правительства Республики Тыва Гладкова Л.Н. и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Мистров А.А. с заявлением прокурора согласились в части.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Бюджетного кодекса РФ ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Согласно ч.1 ст.22 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" распределение средств по статьям расходов на сельское хозяйство осуществляется на основании постановления Правительства Республики Тыва.
Указанная норма оспариваемого закона противоречит пункту 3 статьи 25 Бюджетного кодекса РФ, поскольку ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе по статьям расходов на сельское хозяйство, утверждается законом о бюджете на очередной финансовый год.
Частью 2 статьи 22 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" предусмотрено, что увеличение сумм по статьям расходов бюджетополучателей осуществляется на основании постановления Правительства Республики Тыва.
В соответствии со статьей 228 БК РФ изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного статьей 229 настоящего Кодекса, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, определенного статьей 232 настоящего Кодекса, либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах полномочий, определенных статьей 233 настоящего Кодекса.
Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях должно быть осуществлено также в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 настоящего Кодекса.
Статьей 232 БК РФ установлено, что доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
Согласно статье 233 БК РФ главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
Пунктами 1-3 статьи 234 БК РФ установлено, что объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, по всем обстоятельствам, изложенным в статье 228 Бюджетного Кодекса, не более чем на 10 процентов утвержденных бюджетных ассигнований. Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, по всем обстоятельствам, изложенным в настоящей статье, статьях 228 и 233 Бюджетного Кодекса, не более чем на 15 процентов утвержденных объемов бюджетных ассигнований. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Таким образом, бюджетным законодательством предусмотрено право главного распорядителя перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств. Следовательно, предусмотренное ч.2 ст. 22 оспариваемого закона увеличение Правительством Республики Тыва сумм по статьям расходов бюджетополучателей без указания 5 процентного предела увеличения противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 4 статьи 44 Закона "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" Правительство Республики Тыва предоставляет средства Регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с законодательством Республики Тыва на условиях возвратности и платности с взиманием платы за пользование этими средствами в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит -форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Следовательно, предоставление средств регионального фонда на условиях возвратности и платности является предоставлением бюджетного кредита.
В соответствии с п.1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Абзацем 10 п. 1 ст.3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с п.1 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Таким образом, бюджетным законодательством предоставление бюджетных кредитов физическим лицам - индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурором представлены данные об официальном опубликовании оспариваемого Закона Республики Тыва в газете "Тувинская правда", поэтому в соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать части 1 и 2 статьи 22, в части 4 статьи 44 слова "и индивидуальным предпринимателям" Закона Республики Тыва от 28 апреля 2007 года N27 ВХ - II "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 14 июня 2007 г. N 3-56/2007
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 92-Г07-9 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства Республики Тыва - без удовлетворения