Решение Верховного суда Республики Тыва
от 11 марта 2005 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Исполняющий обязанности прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" (с изменениями, внесенными Указом Председателя Правительства Республики Тыва N 121 от 7 февраля 2005 года "О внесении изменений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва"), указывая на то, что в преамбуле ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. "м" п. 2 ст. 5 вышеуказанного закона система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Несмотря на требование федерального законодательства, система органов исполнительной власти Республики Тыва установлена оспариваемым Указом Председателя Правительства Республики Тыва. Исключение из текста Указа слова "система" согласно Указу Председателя Правительства Республики Тыва от 7 февраля 2005 года за N 121 не устранило противоречия с федеральным законодательством, поскольку исходя из конституционных принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации о разделении властей и самостоятельного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разделении властей и самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, недопустимо вторжение органа исполнительной власти в компетенцию законодательного органа государственной власти.
Кроме того, п. 10 оспариваемого Указа с приложением к нему N 1 утверждена структура органов исполнительной власти Республики Тыва, в которой указан перечень всех Министерств, служб и агентств. Данные органы исполнительной власти Республики Тыва образуют систему органов исполнительной власти РТ.
См. Закон Республики Тыва от 2 июня 2006 г. N 1779 BX-I "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва"
В связи с тем, что в настоящее время Закон Республики Тыва "О системе государственных органов исполнительной власти Республики Тыва" принят только в первом чтении, установление структуры органов исполнительной власти РТ Председателем Правительства РТ является преждевременным, так как в первую очередь устанавливается система, определяющая общие положения, а на ее основе утверждается структура.
Согласно абзацу 1 ст. Конституционного закона РТ "О Правительстве Республики Тыва" N 95 ВХ-1 от 31 декабря 2003 года Правительство РТ руководит работой министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Тыва и контролирует их деятельность.
Следовательно, в структуру органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, тогда как Указом Председателя Правительства РТ установлены совершенно иная структура органов исполнительной власти РТ, состоящая из министерств, служб и агентств.
Утверждение структуры органов исполнительной власти вошло в противоречие и с республиканским законодательством.
Применение оспариваемого Указа нарушает интересы Российской Федерации ввиду его противоречия федеральному законодательству.
В судебном заседании представители заявителя по доверенности Ойдуп О.М. и Кочергина Е.Ю. поддержали заявление и просили об его удовлетворении по основаниям, указанным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Юркина Л.Н. требование не признала, пояснив о том, что Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 7 февраля 2005 года за N 121 в оспариваемы Указ были внесены изменения, из него были исключены слова "система", и он теперь называется "О структуре государственных органов исполнительной власти Республики Тыва".
Указом Президента Российской Федерации введена новая структура федеральных органов исполнительной власти, состоящая из министерств, служб и агентств. Согласно ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в Российской Федерации существует единая система органов исполнительной власти. Поэтому Председателем Правительства Республики Тыва был издан оспариваемый Указ, в котором установлена структура органов исполнительной власти Республики Тыва, соответствующая структуре федеральных органов исполнительной власти. Полагает, что Указ не входит в противоречие с федеральным и республиканским законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. "м" п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что проект Закона Республики Тыва "О системе государственных органов исполнительной власти Республики Тыва" на момент рассмотрения дела принят законодательным (представительным) органом республики в первом чтении.
20 января 2005 года Председателем Правительства Республики Тыва принят Указ N 7 "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва".
Указом Председателя Правительства Республики Тыва N 121 от 7 февраля 2005 года "О внесении изменений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" в приведенный выше Указ внесены изменения, в соответствии с которым из названия и преамбулы исключены слова "система", а в пункте 1 слово "система" заменено словом "структура".
Пунктом 1 оспариваемого Указа установлено, что в структуру органов исполнительной власти Республики Тыва входят министерства, службы и агентства, в пунктах 3, 4 и 5 установлены функции указанных выше органов.
Из анализа приведенных выше норм следует, что Председателем Правительства Республики Тыва фактически установлена система органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Тыва, состоящая из министерств, служб и агентств.
Такое положение вошло в противоречие с п.п. "м" п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Председатель Правительства Республики Тыва вторгся в компетенцию законодательного (представительного) органа республики - Великого Хурала Республики Тыва.
Пунктом 10 оспариваемого Указа утверждена структура органов исполнительной власти Республики Тыва. Согласно приложению N 1 в нее вошли различные министерства, службы и агентства.
Между тем, законодательным (представительным) органом республики до настоящего времени не принят закон, устанавливающий, что система органов исполнительной власти Республики Тыва состоит из министерств, служб и агентств.
Согласно абзацу 1 ст. Конституционного закона РТ "О Правительстве Республики Тыва" N 95 ВХ-1 от 31 декабря 2003 года Правительство РТ руководит работой министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Тыва и контролирует их деятельность.
Из этого следует, что Председатель Правительства Республики Тыва в отсутствие закона, устанавливающего иную систему органов исполнительной власти, был не вправе утверждать новую структуру, состоящую из указанных в Приложение N 1 министерств, служб и агентств.
По приведенным выше мотивам суд находит, что заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" (с изменениями, внесенными Указом Председателя Правительства Республики Тыва N 121 от 7 февраля 2005 года "О внесении изменений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" подлежит удовлетворению.
Оспариваемый Указ подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" (с изменениями, внесенными Указом Председателя Правительства Республики Тыва N 121 от 7 февраля 2005 года "О внесении изменений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" (с изменениями, внесенными Указом Председателя Правительства Республики Тыва N 121 от 7 февраля 2005 года "О внесении изменений в Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 7 от 20 января 2005 года "О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Тыва".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2005 года (6-8 марта - выходные дни).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 11 марта 2005 г. (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании