Постановление Правительства Республики Тыва
от 14 октября 2008 г. N 603
"Об утверждении республиканской целевой программы "Модернизация
образования в Республике Тыва на 2009-2010 годы"
25 мая 2009 г., 29 января 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 апреля 2011 г. N 287 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях модернизации образования Республики Тыва, обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Модернизация образования в Республике Тыва на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета на 2009-2010 годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований, с учетом возможностей республиканского бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Первый зам. Председателя |
Ш. Иргит |
Республиканская целевая программа
"Модернизация образования в Республике Тыва
на 2009-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 14 октября 2008 г. N 603)
25 мая 2009 г., 29 января 2011 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Модернизация образования
Республики Тыва на 2009-2010 годы"
Наименование
|
- |
"Модернизация образования Республики Тыва на 2009-2010 годы" |
Основание для разработки
|
- |
Концепция социально-экономического развития Российской Феде- рации до 2020 г.; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы; Федеральная целевая программа "Развитие образования на 2006- 2010 годы"; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об об- разовании"; Закон Республики Тыва от 24 июля 2005 г. N 336 "Об образова- нии"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" |
По-видимому, в тексте паспорта программы допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва следует читать как "от 24 июля 1995 г."
Государственный заказчик
и основной разработчик
|
- |
Министерство образования, науки и молодежной политики Рес- публики Тыва |
Координатор
|
- |
управление социально-экономического развития Аппарата Прави- тельства Республики Тыва |
Цели и задачи
|
-
- - - - |
обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем созда- ния новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности об- разовательных программ, формирования системы непрерывного образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; совершенствование содержания и технологий образования; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образова- ния |
Важнейшие целевые инди-
каторы и показатели
|
-
-
-
- |
удельный вес численности региональной системы образования, во- влеченных в апробацию и внедрение моделей предшкольного обра- зования детей старшего дошкольного возраста; удельный вес численности учащихся 10-11 (12) классов, обучаю- щихся по программам профильного обучения; удельный вес численности образовательных учреждений, реали- зующих новые государственные образовательные стандарты обще- го образования, включающие в себя требования к уровню подго- товки выпускников различных ступеней общего образования и ус- ловия осуществления образовательной деятельности; удельный вес численности занятого населения, прошедшего повы- шение квалификации и профессиональную переподготовку; |
|
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- |
рост количества обращений к образовательным информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порта- лах (по отношению к 2008 году); удельный вес профессий, направлений подготовки и специально- стей профессионального образования, по которым разработаны но- вые государственные образовательные стандарты; удельный вес численности трудоустроившихся в течение первого года выпускников очной формы обучения образовательных учреж- дений начального профессионального, среднего профессионально- го образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Рос- сийской Федерации); удельный вес численности образовательных учреждений начально- го профессионального, среднего профессионального образования, использующих методы дистанционного обучения; удельный вес численности образовательных учреждений начально- го профессионального, среднего профессионального образования, имеющих учебные классы с доступом к сети Интернет; удельный вес численности лиц, принятых в образовательные учре- ждения среднего профессионального и высшего профессионально- го образования по результатам единого государственного экзамена; доля руководителей и специалистов соответствующих подразделе- ний органов управления образованием, осуществивших повыше- ние квалификации в области контроля качества образования; удельный вес численности образовательных учреждений, осна- щенных противопожарным оборудованием и средствами антитер- рористической защиты, в том числе специальные (коррекционные) образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обще- образовательные учреждения; удельный вес численности образовательных учреждений, реали- зующих интегрированные образовательные программы профес- сионального образования; удельный вес численности образовательных учреждений, входя- щих в сетевое взаимодействие; рост числа автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов республиканского и муниципальных органов управ- ления образованием, руководителей общеобразовательных учреж- дений, учреждений начального профессионального, среднего про- фессионального образования (по отношению к 2008 году); нормативное подушевое финансирование ежегодный рост норма- тива по отношению к 2008 году; увеличение объема инвестиций в сферу образования из различных источников (без учета средств федерального бюджета и бюджетa республики) по отношению к 2008 году; рост обеспеченности учебно-лабораторными площадями по отно- шению к нормативу на одного студента в 2008 году |
Сроки и этапы реализации
|
- |
2009-2010 годы |
Основные исполнители
|
- |
Министерство образования, науки и молодежной политики Рес- публики Тыва; администрации кожуунов и городов Республики Тыва; ГОУ "Институт развития национальной школы при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Тыва"; Тувинский государственный институт профессиональной перепод- готовки и повышения квалификации Министерства образования. науки и молодежной политики Республики Тыва
(млн. рублей) |
Объемы и источники
финансирования
|
|
Всего 2009 г. 2010 г. Всего 89,9 27,0 62,9 ФБ 2,0 1,0 1,0 РБ 87,0 26,0 61 Внебюджетные источники 0,9 - 0,9
|
Ожидаемые конечные
результаты реализации
|
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- |
модели преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, обеспечивающие в том числе равные стартовые возможности для получения общего образования для детей из раз- ных социальных слоев и групп населения; новое содержание и формы организации учебного процесса (про- граммы предпрофильного и профильного образования, учебные планы) с учетом состояния рынка труда и необходимости обеспе- чения сознательного выбора выпускниками будущей профессии; модели непрерывного профессионального образования с участием образовательных подразделений предприятий; модели интегрированной подготовки квалифицированных рабочих и системы сертификации их квалификации с участием социальных партнеров; модели интегрированной подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность, с привлечением кад- рового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы; типовые информационные системы поддержки образовательного процесса для образовательных учреждений различных уровней профессионального образования; новый перечень направлений подготовки (специальностей) и про- фессий, обеспечивающих непрерывность профессионального обра- зования; макеты и пилотные проекты государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов; программы повышения квалификации и учебно-методического обеспечения, необходимые для реализации новых государственных образовательных стандартов профессионального образования; банк данных федеральных перечней учебной и учебно-методичес- кой литературы; формирование профессиональных стандартов; новые технологии реализации моделей непрерывного профессио- нального образования с использованием кредитно-модульного подхода (в том числе дистанционного обучения); новые технологии организации обучения одаренных обучающихся и студентов, включая конкурсные процедуры; |
|
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|
ресурсные центры для работы с одаренными обучающимися и сту- дентами, функционирующие на базе учреждений и организаций системы образования; комплексные системы информационно-коммуникационной под- держки образовательного процесса; электронные образовательные ресурсы нового поколения для всех уровней образования; единая методология осуществления надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на республиканском и муниципальном уровнях; комплексная оценка качества республиканских образовательных систем; модели систем качества для образовательных учреждений, методи- ческое сопровождение программ повышения квалификации с уче- том специфики учреждений и уровня реализуемых образователь- ных программ; аудит систем качества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; разработка и отработка основных элементов модели функциони- рования республиканской системы качества образования для сис- темы общего образования и для системы профессионального обра- зования; институционализация механизмов государственно-общественного управления в системе образования; научно-методическое обеспечение деятельности управляющих и попечительских советов в образовательных учреждениях; развитие информационно-технологической среды для участия об- щественности в управлении образовательной деятельностью; информационно-аналитическая система по профессиональному развитию кадровых ресурсов сферы образования для работы в со- временных условиях; региональная сеть подготовки и переподготовки и повышения ква- лификации управленческих кадров; сетевые формы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации педагогических кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; новые профессио- нальные стандарты педагогической сферы; научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение регла- ментирования и функционирования новых организационно- правовых форм образовательных организаций; результаты регулярных мониторингов процессов развития образо- вания в Республике Тыва с целью своевременного предотвращения возможных рисков и негативных последствий реформирования сферы образования; система сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) всех типов и видов, направленная на создание усло- вий для доступности и повышения качества образовательных ус- луг; изменения нормативно-правовой базы, обеспечивающие модерни- зацию образования, повышение качества и доступности образова- тельных услуг; |
|
-
-
- |
информационно-аналитическая система управления образованием регионального уровня по ключевым показателям деятельности ре- гиона в сфере образования; информационные сервисы единого образовательного пространства; программно-технологическое обеспечение развития инфраструкту- ры единой образовательной информационной сети; система оценок проекта Программы на основе мониторинга хода ее реализации, позволяющая вносить коррективы в программные ме- роприятия, механизмы реализации и показатели Программы |
Органы, осуществляющие
контроль за ходом реали-
зации Программы
|
- |
Контроль за реализацией Программы осуществляет в установлен- ном порядке управление социально-экономического развития Ап- парата Правительства Республики Тыва |
Введение
Роль и миссия образования в развитии Республики Тыва
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая должна служить основой динамичного экономического роста и социального развития общества. В этой связи роль образования на настоящем этапе развития Республики Тыва обоснована задачами наращивания и улучшения человеческого капитала, создания нового качества экономики и общества.
Программа развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Миссией системы образования Республики Тыва является содействие социально-экономическому развитию республики с целью повышения благосостояния и качества жизни населения республики через взращивание людей, отвечающих требованиям экономики и общества, основанных на знаниях; повышения социальной и квалификационной мобильности населения Республики Тыва; усиления конкурентных позиций Республики Тыва среди регионов Российской Федерации.
Новые социальные требования к системе образования Республики Тыва
Система образования Республики Тыва должна способствовать воспитанию образованных, экономически и социально активных людей, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающи# развитым чувством ответственности за судьбу республики и страны.
Система образования Республики Тыва должна отражать современные тенденции в российской и международной системах образования по форме и содержанию и включать комплексный механизм, обеспечивающий рост и эффективное использование ее активов, ресурсов и традиций для достижения современного качества образования, адекватного задаче социально-экономического и социокультурного развития республики.
Образовательная политика Республики Тыва должна быть направлена на развитие новых экономических моделей и организационно-управленческих механизмов образования.
Пространственная организация системы образования Республики Тыва должна коррелироваться с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, и способствовать появлению эффективных организационно-финансовых схем.
Республиканская система образования должна перейти на эффективную систему оплаты труда, мотивирующую рост качества образовательных результатов.
Необходимо, чтобы образовательная система Республики Тыва перешла к функционированию в условиях высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, что требует выстраивания новой открытой образовательной системы, интегрирующей все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
Необходимо обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
Образование в Республике Тыва должно быть открытым внешним запросам, учитывать "социальный заказ" образованию со стороны общественных институтов. При этом оценка качества деятельности системы образования должна строиться на паритете гражданского заказа и сугубо отраслевых стандартов.
Актуально применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений в области образовательной политики.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Стратегическая цель образовательной политики Республики Тыва заключается в обеспечении доступного и качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики республики и страны, современным потребностям общества и каждого гражданина в условиях глобализации мира.
Данная цель требует решения следующих приоритетных задач:
Первая - обеспечение инновационного характера образования, включая:
обновление образовательных технологий и методологии в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение баланса фундаментальности и прикладного (компетентностного) подхода в содержании и технологиях образования.
Вторая - модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
развитие сети дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги, направленные на раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание системы образования, которая обеспечивала бы доступность качественного образования и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
дальнейшее развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
создание технологической инфраструктуры, позволяющей использовать дистанционные формы обучения по профильным направлениям для детей, проживающих в сельской местности.
Третья - формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации (практика публичных докладов);
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования (Система оценки качества образования Республики Тыва);
механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Четвертая - модернизация материально-технической базы системы образования Республики Тыва путем:
строительства объектов учреждений образования;
капитального ремонта изношенных зданий учреждений образования;
обеспечения учебным и учебно-наглядным оборудованием, современной учебной и методической литературой, медиатеками; оборудованием для учебных мастерских специальных (коррекционных) учреждений, учреждений начального профессионального образования;
оснащения учреждений образования учебной мебелью, соответствующей требованиям государственных стандартов и различным возрастным группам обучающихся; медицинских кабинетов - оборудованием;
технологического переоснащения пищеблоков образовательных учреждений.
Пятая - модернизация кадрового обеспечения системы образования путем:
пересмотра концептуальных основ кадровой политики в области образования;
развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена на базе Тувинского института профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и в других образовательных центрах Российской Федерации;
создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов и системы образования в целом;
дальнейшее развитие механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районах республики и их закрепления;
повышение эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органы управления образованием всех уровней;
приведения квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
Шестая - модернизация модели управления системой образования, путем развития единой системы образовательной статистики, мониторинга и прогнозирования в Республике Тыва;
утверждения стандартов оказания государственных услуг в сфере управления образованием;
применения современных методов работы с педагогическим персоналом;
оптимизации сети подведомственных учреждений Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва;
четкого распределения и согласования компетенций, полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений и органов местного самоуправления, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и Службы по надзору в сфере образования.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Анализ ситуации. Система образования Республики Тыва.
По статистическим данным 2007/08 учебного года в республике функционировало:
- 219 дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 15419 детей. Охват детей дошкольным образованием составил 44,8%;
- 173 дневные общеобразовательные школы, в том числе 9 начальных, 11 основных, 146 средних, из которых 82 школы с углубленным изучением различных предметов, 3 гимназии, 4 лицея, 1 кадетское учреждение. Численность учащихся составила 59293 чел. В сельской местности обучалось 29632 чел. или 51,7 % численности учащихся дневных школ.
Удельный вес численности учащихся дневных общеобразовательных школ, обучающихся в 1 смену, составил в 2007/08 учебном году 70,5 %, в том числе в городах - 60,2 % (16653 чел.), в сельской местности - 80,2 % (23762 чел).
В школах-интернатах республики обучалось 1062 чел., в том числе 414 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 13 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения, в которых обучалось 3045 чел.;
- 44 учреждения дополнительного образования, в том числе 19 детско-юношеских спортивных школ. Охват детей учреждениями дополнительного образования составляет 41 % численности учащихся общеобразовательных школ;
- 12 учреждений начального профессионального образования, в которых обучалось 4711 человек.
Расходы бюджета:
- на одного ребенка в дошкольном образовательном учреждении в 2006 г. составляли 34677 руб., в 2007 г. выросли до 41630 руб.;
- на одного обучающегося школ в 2006 г. составляли 25413 руб., в 2007 г. -30240 руб. с ростом на 19 % по сравнению с 2006 г.;
- на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования составляли 36735 руб. (в 2006 г.) и 46120 руб. (в 2007 г.) с увеличением на 25,5%;
- на одного обучающегося в учреждениях среднего профессионального образования в 2006 г. составляли 28947 руб., в 2007 г. - 33288 руб.
Расходы консолидированного бюджета на общее образование в 2007 г. составили 1880223 тыс. руб., что на 16 % больше по сравнению с 2006 г. (1618,5 млн. руб.), из них на капитальные расходы направлено 27405 или на 2,6 % больше, чем в 2006 г. (26695 тыс. руб.); текущие расходы - 1852218 тыс. руб., что на 21,8 % превышает соответствующий показатель 2006 г. (1519834 тыс. руб.) в связи с ростом оплаты труда, цен и тарифов на коммунальные услуги, предметы снабжения, услуги.
Расходы консолидированного бюджета на начальное профессиональное образование в 2007 г. равны 231495 тыс. руб. или на 16,3 % выше уровня 2006 г. (181225 тыс. руб.); на среднее профессиональное образование - 95405 тыс. руб. с ростом на 24,9 %.
Дошкольные образовательные учреждения. В настоящее время в республике функционирует 219 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), которые посещают 15419 детей. Охват детей дошкольным образованием составляет 44,8%.
Вместе с тем следует отметить, что в республике развивается одна из форм предшкольного образования - группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в системе дошкольного образования существуют проблемы, решение которых должно проводиться целенаправленно и последовательно:
- низкий охват дошкольным образованием детей, особенно в сельской местности. Решение данной проблемы видится не только в строительстве новых детских садов, но и более активном развитии и внедрении форм дошкольного образования;
- недостаточная оснащенность детских садов оборудованием (телевизоры, DVD-проигрыватели, интерактивные доски, спортивные и оздоровляющие комплексы для физического развития), что не позволяет поднять на более высокий технологичный уровень процесс обучения и воспитания;
- низкий уровень заинтересованности педагогов в своем профессиональном росте и, как следствие, низкое качество образования.
Основными направлениями модернизации профессионального образования в Республике Тыва определены:
- широкая интеграция профессионального образования, науки и производства через создание республиканского научно-образовательного комплекса, отраслевых кластеров с закреплением отраслевого министерства или ведомства;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере образования;
- усиление автономизации учреждений профессионального образования с возможностями оперативного перепрофилирования и открытия новых направлений специальностей, обеспечивающих потребностям регионального рынка труда;
- развитие инновационной инфраструктуры и среды в учреждениях профессионального образования.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Воспитанием и обучением охвачено 3855 детей, имеющих отклонения в развитии, из них: обучающихся на дому - 561 ребенок, в том числе по специальным (коррекционным) программам - 352, из них инвалидов - 325.
В республике существует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с недостатками физического развития I вида для глухих и слабослышащих детей; специальная (коррекционная) школа VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; классы для слепых и слабовидящих детей; специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Усть-Элегестинская, Кызыл-Арыгская, Чербинская, Хондергейская, школа N 10 г. Кызыла. В классах общеобразовательных школ обучаются 1237 учащихся с задержкой психического развития.
Число компенсирующих групп в дошкольных образовательных учреждениях -88, их посещает 1351 ребенок; речевых групп - 16, в них 253 ребенка, с нарушениями слуха - 2 группы (20 детей), с нарушениями интеллекта - 3 группы (на 35 детей); с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5 групп, детей в них -45; с туберкулезной интоксикацией - 59 групп, всего детей - 966.
Также нужно отметить, что в 2007/08 учебном году увеличилось количество детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных классах школ республики (на 58 учащихся) и уменьшение количества детей, обучающихся в классах для детей с задержкой психического развития (на 41 учащегося).
Увеличивается число детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных классах школ, но этот процесс не связан с современной тенденцией интегрированного обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательных школ, связано не с реальным процессом интегрированного (инклюзивного) обучения, латентной образовательной интеграцией.
В связи с выше сказанным интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии должно сопровождаться теоретическим научно-методическим обоснованием. В связи с этим требуется подготовка педагогов общеобразовательных школ к работе с детьми именно этой категории.
Необходимо введение в штат школ педагогов коррекционного образования, психологов, усиление роли медицинских кабинетов в диагностике и сопровождении данной группы детей.
В республике проблемы с коррекционными школами в развитии остаются стабильными, но при этом наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, объединенных понятием "дети с особыми возможностями здоровья". Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения, деформируя личность детей.
Перспективы в деятельности и развитии специального образования во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами, учреждениями можно обозначить следующие:
- совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех типов и видов;
- внедрение инновационных технологий в процесс учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье;
- развитие интегрированных форм обучения при сохранении ведущей роли службы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- применение здоровьесберегающих технологий в целях укрепления здоровья детей;
- обеспечение равных возможностей, создание оптимальных условий для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество.
Система дополнительного образования. Значительную роль в успешной социализации детей, государственной поддержке талантливых детей и молодежи выполняют учреждения дополнительного образования (УДО) детей как составная часть процесса обучения и воспитания с использованием уникального развивающего потенциала.
В настоящее время в Республике Тыва государственная система дополнительного образования включает в себя 82 учреждения дополнительного образования детей с общим охватом более 30 тыс. детей и молодежи; из них: в сфере образования - 44 учреждения (23,9 тыс. детей); в сфере культуры - 34 (5 тыс. детей и молодежи); по линии Агентства по физической культуре и спорту Республики Тыва - 4 (922 чел.)
В республике дополнительное образование детей развивается по пяти основным направлениям: художественное, научно-техническое, спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое. По сравнению с 2007 годом произошло увеличение охвата учащихся дополнительным образованием на 1,03 % (2007 г. - 23,2 тыс. чел.).
Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ребенку обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству, способствует выявлению талантливых детей. Показателем влияния УДО на развитие творческого потенциала талантливой молодежи служит тот факт, что дипломантами ПНПО чаще становятся воспитанники учреждений дополнительного образования. По республике это составляет 60%, а по России от 27% до 40%.
Это говорит о том, что дополнительное образование должно получить дальнейшую поддержку на поселенческом, муниципальном уровнях. Необходимо принять меры по улучшению материально-технической базы УДО, повышению квалификации специалистов по работе с талантливыми детьми и молодежью.
Республиканские учреждения дополнительного образования детей являются центрами информационного, научно-методического обеспечения системы дополнительного образования в целом, успешно ведут координационную работу, развивают межведомственное взаимодействие.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на:
- создание условий для повышения качества дополнительного образования детей;
- обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей;
- улучшение материально-технической, учебной и учебно-методической базы УДО;
- повышение процента наполняемости УДО обучающимися и сохранность их контингента;
- создание условий, для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей.
1.2. Описание проблемы
В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств.
Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.
В прогнозный период характерным будет возрастание роли эффективного использования профессиональных, высококлассных специалистов, менеджеров, управленцев по инновациям, руководителей производства и высококвалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического, культурного развития Республики Тыва. Необходимо также прямое участие бизнеса в профессиональной подготовке обучающихся.
Ввиду обширности территории Тувы и особенностей транспортной схемы, необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ необходимо укрепление учебной базы для расширения возможностей профильного обучения и предпрофильного образования, поддержка развития специальных учебных центров в крупных населенных пунктах республики, совершенствовать региональную систему оценки качества образования.
Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Тыва требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%.
Обеспеченность общежитиями в ссузах - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов.
Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, сохранить объемы реконструкции и строительства учреждений образования в инвестиционной части программы.
Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Тыва. Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.
Таким образом, реализация Программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, систему эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленную на формирование, прежде всего, нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональной компетенцией личности. Переход от старого качества образования к новому предполагает переход от "педагогики и управления исполнительности" к "педагогике и управлению инициативности", к развитию государственно-общественных форм управления образованием.
Для республиканского уровня качество образования характеризуется и такими показателями, как уровень образования населения (старше 15 лет), доля расходов на образование в региональном бюджете, расходы на одного учащегося, развитость и эффективность среды образовательных услуг, размер учебных площадей образовательных учреждений (по сравнению с требуемыми) и др. Приоритет качества образования будет достигаться и за счет внедрения новых подходов к диагностике уровня качества обучения с использованием различных методов тестирования, что позволит области более уверенно включиться в систему единого государственного экзамена.
Важным приоритетом развития системы образования становятся обновление содержания регионального компонента образования, финансовая поддержка издания учебно-методических пособий по регионоведению, их научная экспертиза и мониторинг качества, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволит реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям.
Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнерство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования.
II. Конечные результаты решения проблемы при реализации проекта Программы
Реализация Программы обеспечит:
1) достижение нового качества образования, его вариативности, эффективности и доступности;
2) внедрение и апробацию новых образовательных технологий для развития творческого потенциала школьников, возможность материальной и моральной поддержки одаренных детей;
3) расширение сети образовательных учреждений для апробации инновационных технологий;
4) развитие сельской школы, способствующей повышению культурно-образовательного уровня сельского населения, решению социально-демографических проблем села; возможность апробации и отработки моделей реструктуризации сельской школы в пилотных общеобразовательных учреждениях;
5) создание единого образовательного информационного пространства на территории республики, внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий путем создания спутниковых сегментов региональной информационной сети и районных центров информатизации образования;
6) создание условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни;
7) повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях, участие в отборочных этапах конкурсов воспитательных систем;
8) возможность интеграции дополнительного и общего образования;
9) снижение уровня психологической напряженности, формирование адекватных форм поведения в социуме, оказание специализированной коррекционно-развивающей помощи, оснащение современным реабилитационным оборудованием учреждений интернатного типа;
10) создание условий для социально-трудовой адаптации воспитанников учреждений интернатного типа;
11) улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа, создание условий, максимально приближенных к домашним условиям воспитания и проживания;
12) повышение качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов;
13) возможность реструктуризации системы начального профессионального образования;
14) развитие социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования;
15) создание условий для удовлетворения потребности образовательных учреждений в квалифицированных педагогических кадрах через ежегодную целевую подготовку выпускников школ;
16) повышение компетентности кадрового потенциала образовательных учреждений, возможность подготовки профессиональных тестологов и экспертов по осуществлению мониторинга качества образования;
17) наличие учебно-методической литературы в рамках регионального компонента базисного учебного плана.
III. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения Программы
Основной целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Задачи Программы:
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- совершенствование содержания и технологий образования;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
IV. Взаимосвязанная система программных мероприятий
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Тыва.
Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
IV.I. Совершенствование содержания и технологий образования
1. Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
2. Укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений (приобретение мебели, спортивных и игровых модулей, медицинским оборудованием).
3. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений (приобретение школьной мебели, станочного оборудования, медицинского оборудования для медицинских кабинетов, столового оборудования).
4. Открытие новых направлений подготовки (специальностей) и профессий, обеспечивающих непрерывность профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных республиканским тенденциям, потребностям рынка труда и личности.
5. Оснащение учреждений НПО учебным оборудованием и мебелью для общежития.
6. Оснащение оборудованием, мебелью специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными физическими возможностями, Республиканского центра диагностики и консультирования.
7. Оснащение оборудованием, компьютерной техникой, мебелью учреждений дополнительного образования.
8. Повышение доли (не менее 50 %) учащихся общеобразовательных учреждений республики, обучающихся в современных условиях осуществления образовательной деятельности.
9. Увеличение доли бюджетных расходов общеобразовательных учреждений на учебные расходы за счет выделяемых источников.
Нумерация приведена в соответствии с источником
II. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
10. Создание и совершенствование республиканской системы оценки качества образования.
III. Повышение эффективности управления в системе образования
11. Формирование условий для перехода части государственных и муниципальных образовательных учреждений к новым организационно-правовым формам.
12. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций).
13. Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сети образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети республиканских ресурсных центров.
14. Экспертиза и мониторинг хода реализации Программы и ее проектов, корректировка программных мероприятий, индикаторов, показателей Программы и механизмов ее реализации.
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
15. Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций.
16. Оснащение экономической и бухгалтерской служб учреждений образования, централизованных бухгалтерий компьютерной техникой, программным обеспечением.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 25 мая 2009 г. N 240 раздел V настоящей Программы изложен в новой редакции
V. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Общий объем потребности в средствах на 2009-2010 годы составляет 80,15 млн. рублей, из которых в 2009 году - 17,25 млн. рублей, в 2010 году - 62,9 млн. рублей. В том числе на капитальное строительство необходимы средства в объеме 50 млн. рублей в 2010 году.
На прочие расходы объем потребности составляет на 2009-2010 годы - 30,15 млн. рублей, в том числе в 2009 году - 17,25 млн. рублей, в 2010 году - 12,9 млн. рублей, из которых за счет средств республиканского бюджета в 2009 году - 16 млн. рублей, в 2010 году - 11 млн. рублей; в 2009 году за счет муниципального бюджета - 0,25 млн. рублей.
Объем средств на реализацию Программы по годам реализации:
(млн.рублей)
Наименование Программы |
Всего |
2009 г. |
2010 г. |
Республиканская целевая программа "Модернизация образования Республики Тыва на 2009-2010 годы" |
80,15 |
17,25 |
62,9 |
Программные мероприятия |
30,15 |
17,25 |
12,9 |
Капитальное строительство |
50,0 |
0,0 |
50,0 |
в том числе программные мероприятия (прочие расходы):
(млн. рублей)
Направления Программы |
Всего |
2009 г. |
2010 г. |
I. Совершенствование содержания и тех- нологий образования |
федеральный- бюджет |
1,0 |
1,0 |
республикан- ский бюджет |
15,3 |
9,7 |
|
муниципаль- ный бюджет |
0,25 |
- |
|
внебюджетные источники |
|
0,9 |
|
Итого |
28,15 |
16,55 |
11,6 |
II. Развитие системы обеспечения качест- ва образовательных услуг |
республикан- ский бюджет |
0,7 |
0,5 |
Итого |
1,2 |
0,7 |
0,5 |
III. Повышение эффективности управле- ния в системе образования |
республикан- ский бюджет |
|
|
Итого |
|
|
|
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования |
республикан- ский бюджет |
- |
0,8 |
Итого |
0,8 |
- |
0,8 |
Всего по прочим мероприятиям Про- граммы в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет муниципальный бюджет внебюджетные источники |
30,15
2,0 27,0 0,25 0,9 |
17,25
1,0 16,0 0,25 - |
12,9
1,0 11,0 - 0,9 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей республиканского бюджета.
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется согласно прилагаемым мероприятиям. Мероприятия проводятся на конкурсной основе согласно действующему законодательству, порядок проведения конкурсов определяется Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется управлением социально-экономического развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 января 2011 г. N 62 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения
VII. Оценка социально-экономической эффективности от реализации
программных заданий
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам.
Целевые индикаторы социально-экономической эффективности реализации программы к 2010 году:
- абзац третий утратил силу;
См. текст абзаца третьего раздела VII
- введение новой системы оплаты труда на всех уровнях системы образования Республики Тыва;
- повышение доли государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на новую систему оплаты труда, учитывающую качество и результативность деятельности работников; от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Тыва (до100%);
- повышение доли (не менее 50 %) учащихся образовательных учреждений республики, обучающихся в современных условиях осуществления образовательной деятельности;
- повышение доли муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, от общего числа муниципальных образований в Республике Тыва (до 100 %);
- апробация новых организационно-финансовых форм (автономное учреждение) на базе 2 учреждений дошкольного образования;
- увеличение доли образовательных учреждений (до 18 %), оснащенных новой учебной мебелью;
- увеличение доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (до 3,5 %);
- обеспечение учреждений дошкольного образования игровым, спортивным и медицинским оборудованием (18 %);
- оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений (6%);
- увеличение количества учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ (до 9);
- повышение доли выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не менее, чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ, кроме выпускников специальных (коррекционных) учреждений (до 100 %);
- доведение доли общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения (попечительские, наблюдательные и управляющие советы) до 100%;
- абзац шестнадцатый утратил силу;
- абзац семнадцатый утратил силу;
См. текст абзаца семнадцатого раздела VII
- введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
- реализация стандартизированной программы повышения квалификации по 12 модулям современного образовательного менеджмента, учитывающей современные квалификационные требования к руководителям образовательных организаций, и проведение аттестации всех руководителей образовательных учреждений;
- увеличение доли образовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности (до 100 %);
абзац двадцать первый утратил силу,
- увеличение доли образовательных учреждений, имеющих современное оборудование в школьных столовых и пищеблоках.
VIII. Государственный заказчик, основные исполнители
и соисполнители работ Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Основными исполнителями являются Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, администрации кожуунов и городов Республики Тыва, ГОУ "Институт национальной школы при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Тыва", ГОУ ДПО "Тувинский государственный институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва", ГОУ ВПО "Тывинский государственный университет".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 25 мая 2009 г. N 240 раздел IX настоящей Программы изложен в новой редакции
IX. Бюджетная заявка на очередной финансовый год
Наименование Программы |
Сумма, тыс. рублей |
Мероприятия |
Республиканская целевая про- грамма "Модер- низация образо- вания в Респуб- лике Тыва на 2009-2010 годы" |
700
5000
5000
3400
1000
200 |
1. Укрепление материально-технической базы до- школьных образовательных учреждений (приобре- тение мебели, медицинского оборудования). 2. Укрепление материально-технической базы об- щеобразовательных учреждений (приобретение мебели). 3. Организация горячего питания (в целях органи- зации горячего питания в столовых образователь- ных учреждений). 4. Открытие новых направлений подготовки (спе- циальностей) и профессий, обеспечивающих не- прерывность профессионального образования и соответствующих государственных образователь- ных стандартов, разработанных в целях формиро- вания образовательных программ, адекватных рес- публиканским тенденциям, потребностям рынка труда и личности. 5. Оснащение оборудованием, мебелью специ- альных (коррекционных) образовательных учреж- дений для детей с ограниченными физическими возможностями, центров диагностики и консуль- тирования. 6. Оснащение оборудованием, компьютерной тех- никой, мебелью учреждений дополнительного об- разования. |
|
700 |
7. Создание и совершенствование республиканской системы оценки качества образования |
Итого |
16 000 |
|
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 января 2011 г. N 62 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Модернизация образования в Республике
Тыва на 2009-2010 годы"
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Модернизация образования
в Республике Тыва на 2009-2010 годы"
25 мая 2009 г., 29 января 2011 г.
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13. |
Развитие инфраструктуры единого образова- тельного информационного пространства, включая развитие сети образовательных ком- муникации, развитие сети распределенных ин- формационно-образовательных ресурсов и сети республиканских ресурсных центров |
|
|
|
Приобретение единой системы по проведению и об- работке контрольных мониторингов республиканской системы образования |
14. |
Экспертиза и мониторинг хода реализации Программы и ее проектов, корректировка про- граммных мероприятий, индикаторов, показа- телей Программы и механизмов ее реализации |
|
|
|
Система оценок проекта Программы на основе мони- торинга хода ее реализации, позволяющая вносить коррективы в программные мероприятия, механизмы реализации и показатели Программы |
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования | |||||
15. |
Внедрение новых моделей финансирования об- разовательных организации
Всего Республиканский бюджет |
0,3 0,3 |
|
0,3 0,3 |
Институционализация новых моделей финансирова- ния образовательных организаций различных уровней образования |
16. |
Оснащение экономической и бухгалтерской служб учреждений образования, централизо- ванных бухгалтерий компьютерной техникой, программным обеспечением Всего Республиканский бюджет |
0,5 0,5 |
|
0,5 0,5 |
Приобретение 15 единиц техники для экономической и бухгалтерской служб учреждений образования, цен- трализованных бухгалтерий |
|
Всего по разделу IV в том числе: Республиканский бюджет |
0,8
0,8 |
|
0,8
0,8 |
|
|
Всего по мероприятиям Программы в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет внебюджетные источники |
24,9
2,0 22,0 0,9 |
12,0
1,0 11,0 - |
12,9
1,0 11,0 0,9 |
|
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Модернизация образования в Республике
Тыва на 2009-2010 годы"
Перечень
строек и объектов подготовки проектно-сметной документации
для республиканских нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных
на реализацию республиканской целевой программы "Модернизация образования
в Республике Тыва на 2009-2010 годы"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
|
Всего |
2009 год |
2010 год |
1. Общеобразовательная школа на 625 мест, г.Кызыл (республи- канская гимназия), ул. Бай-Хаакская |
65 |
15 |
50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 14 октября 2008 г. N 603 "Об утверждении республиканской целевой программы "Модернизация образования в Республике Тыва на 2009-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 апреля 2011 г. N 287 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 29 января 2011 г. N 62
Постановление Правительства Республики Тыва от 25 мая 2009 г. N 240