В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие культуры и искусства в республике, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва" на 2009-2010 годы.
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании республиканских бюджетов на 2009-2010 годы включить республиканскую целевую программу "Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва" на 2009-2010 годы в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей республиканского бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва.
Первый зам. Председателя |
Ш. Иргит |
Республиканская целевая программа
"Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва"
на 2009-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 16 октября 2008 г. N 636)
Паспорт
республиканской целевой программы "Государственная поддержка
культуры и искусства Республики Тыва" на 2009-2010 годы
I. Анализ состояния и обоснование проблемы
С одной стороны, культура в республике фактически является одним из инструментов для достижения социально-экономических целей, стимулирует развитие образования и туризма, обеспечивает занятость населения, формирует привлекательный культурный образ территории. С другой стороны, состояние инфраструктуры отрасли не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал республики в качестве фактора социально-экономического развития республики, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.
В настоящее время сеть учреждений культуры в Республике Тыва состоит из Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, Тувинской государственной филармонии, Тувинского национального оркестра, Государственного симфонического оркестра, Духового оркестра Правительства Республики Тыва, 180 библиотек, 153 сельских домов культуры, 34 ДШИ и ДМШ, 11 музеев и 20 республиканских учреждений культуры и искусства, функционирует 6 творческих союзов. В республике насчитывается 783 памятника истории и культуры, из них 705 являются археологическими, в том числе два памятника федерального значения. На территории Республики Тыва зарегистрированы 23 газеты, 2 журнала, 3 телерадиокомпании и 3 радиостанции. В отрасли культуры и искусства работают 3569 человек.
Сохранение культурной самобытности, традиционной культуры - один из приоритетов работы в сфере культуры и искусства. В связи с этим 2008 год в республике объявлен "Годом хоомея". Этот шаг говорит о проведении целенаправленной политики в республике в сфере сохранения и развития традиционной культуры хоомея как искусства, являющегося национальным достоянием тувинского народа и уникальным феноменом музыкальной культуры мирового сообщества. Проведен ряд мероприятий, в том числе V Международный научный симпозиум "Хоомей - феномен культуры народов Центральной Азии", позволивший решить социальные вопросы исполнителей горлового пения, такие как включение в список профессий, должностей и специальностей, с учетом которых устанавливаются трудовая пенсия, льготное пенсионное обеспечение профессиональных артистов горлового пения.
Завершены работы по реставрации археологических находок из кургана "Аржаан-2" в Государственном Эрмитаже. Подписан приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии о включении в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации археологических находок из кургана "Аржаан-2" и передаче их в безвозмездное пользование в Национальный музей Республики Тыва. С открытием нового здания Национального музея Республики Тыва появилась реальная возможность возвращения на родину долгожданной археологической коллекции. В 2008 году золото скифов возвращено. Ведутся работы по созданию экспозиции для широкого доступа населению.
Ведется целенаправленная деятельность в развитии профессионального искусства путем обновления репертуара и улучшения постановок.
В 2008 году создан Духовой оркестр Правительства Республики Тыва.
Налаженная система грантов способствует созданию инновационных творческих проектов, поиску новых форм и жанров произведений культуры и искусства, выявлению и поддержке талантливых людей.
Поддержка различных форм межэтнического и межкультурного диалога формирует позитивный имидж и повышает инвестиционную привлекательность республики.
Наряду с положительными моментами остаются нерешенные проблемы в сфере культуры:
недостаточная материально-техническая база учреждений культуры;
недостаточный уровень внедрения новых технологий (в том числе информационных) в деятельность учреждений культуры, обеспечение их участия в создании единого информационного пространства Республики Тыва, Российской Федерации;
низкое материально-техническое состояние библиотек, недостаточное пополнение книжных и музейных фондов;
крайняя финансовая несостоятельность учреждений культуры;
низкий образовательный уровень кадровых работников отрасли.
Основная задача Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва - сохранить позитивное направление государственной политики, гарантирующее социальную стабильность и прогресс в сфере культуры.
Республиканская целевая программа "Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва" на 2009-2010 годы ориентирована на достижение краткосрочных целей культурной политики Республики Тыва, важнейшими из которых являются модернизация и техническое переоснащение объектов культуры и искусства для наиболее качественного предоставления услуг населению. Острой проблемой остается недостаточная материально-техническая база учреждений культуры (необходимость ремонта, обеспечение спецоборудованием, реставрация имеющихся объектов культуры, строительство новых и т.д.), решение которой требует значительных финансовых средств.
Одной из основных причин разработки Программы является необходимость реконструкции здания Музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, которое эксплуатируется с 1977 года и в нем ни разу не был проведен капитальный ремонт. Требуется капитальный ремонт и реконструкция системы отопления, канализации, фасада, кровли. В театре не работают системы автоматического пожаротушения, аварийной сигнализации. Необходима реконструкция зала и фойе театра. В аварийном состоянии находится механика сцены, что создает реальную угрозу жизни и здоровью зрителей, артистов и работников сцены. Акустика в зрительном зале не отвечает современным требованиям. Отсутствие аппаратуры синхронного перевода не позволяет театру охватить всех зрителей, осуществлять гастроли театра в другие регионы и участвовать в крупномасштабных международных проектах.
Капитальный ремонт и коренная реконструкция здания необходимы для более успешного осуществления коллективом театра своих прямых обязанностей - реализации постановок и проектов, создания положительного имиджа Республики Тыва в глазах мировой общественности, которая интересуется тувинской культурой.
В настоящее время представилась возможность произвести реконструкцию театра в кратчайшие сроки на условиях софинансирования из федерального бюджета, обязательным условием которого является выделение средств из республиканского бюджета в 2009 году.
Необходимо завершить благоустройство территории и совершенствование нового здания Национального музея Республики Тыва. Для создания экспозиции, представляющей уникальные каменные памятники (стелы), планируется построить стеларий у Национального музея. В июле 2008 года после 5 лет реставрационных работ и экспонирования за рубежом была возвращена коллекция уникальных археологических находок кургана "Аржаан-2", представляющих культурные ценности мирового масштаба. Коллекция формирует имидж Республики Тыва - как территории с богатейшим культурно-историческим наследием и туристским потенциалом. С открытием нового здания Национального музея появилась реальная возможность представить жителям Тувы и туристам экспозицию бесценных свидетельств скифской цивилизации. В соответствии с нормами Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации" и требованиями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, для обеспечения условий хранения и экспонирования коллекции кургана "Аржаан-2" необходимо установить ограждение музея и заключить договор на государственную охрану.
Название указанного Федерального закона правильно следует читать как "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Реализация Программы позволит осуществить целевое финансирование первоочередных, наиболее актуальных и стратегически важных проектов для успешного развития культуры и искусства Республики Тыва.
Эффективность Программы заключается в софинансировании из федерального бюджета на общую сумму 218,0 млн.рублей, в том числе в 2009 году - на 178,0 млн. рублей.
II. Результаты реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы ожидается:
- реконструкция здания Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола на условиях софинансирования из федерального бюджета;
- завершение благоустройства территории Национального музея Республики Тыва;
- строительство стелария Национального музея Республики Тыва и изменение ландшафта у западной стороны музея;
- оказание поддержки республиканским газетам и журналам, творческим мастерским при сельских домах культуры;
- приобретение звукоусилительной аппаратуры и мягкого инвентаря для учреждений культуры Республики Тыва.
III. Система программных мероприятий
Подпрограмма "Развитие материально-технической базы учреждений культуры"
Самым большим ограничением для развития учреждений культуры является проблема материально-технического оснащения. Отсутствие современной звуко - и светотехнической аппаратуры, музыкальных инструментов, мебели напрямую сказывается на уровне развития сельских учреждений культуры. Многие учреждения культуры не имеют элементарных условий для осуществления своей деятельности. Развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства является основой для реализации приоритетных проектов. Техническая и технологическая оснащенность учреждений культуры не отвечает современным потребностям посетителей. Большинство из них не может предоставить населению конкурентоспособные услуги высокого качества, что противоречит утвержденным приоритетам государственной культурной политики в республике.
Необходима поддержка республиканских газет и журналов, находящихся в крайне сложном финансовом положении. По концепции развития средств массовой информации в Республике Тыва предполагается изменение системы государственной поддержки печатных средств массовой информации.
Подпрограмма "Инвестиции в сфере культуры и искусства"
Сфере культуры и искусства необходимы крупные капиталовложения. В республике вопросы предоставления качественных и современных культурно-досуговых услуг для населения остаются актуальными в связи с отсутствием дополнительных учреждений культуры и искусства, истечением амортизационного срока эксплуатации некоторых объектов. Более 70% учреждений находятся в ветхих и аварийных зданиях и только 7% из них снабжены необходимыми инженерными сетями. В Программе социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года и постановлении Правительства Республики Тыва от 22 марта 2008 г. N 152 обозначены следующие объекты строительства: реконструкция Музыкально-драматического театра в г.Кызыле, строительство здания республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина, государственного историко-культурного музея-заповедника "Долина царей", детской школы искусств в г. Ак-Довураке, ДМШ в г. Шагонаре, пристройки к учебному корпусу училища искусств, создание в республике музейной экспозиции, культурных ценности, обнаруженных при раскопках археологического объекта "Аржаан-2". И это далеко не полный список потребностей в крупных инвестициях в сферу культуры и искусства Республики Тыва.
Необходимо обеспечение жильем работников культуры, строительство пристройки или отдельного здания для Тувинского филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусства, спортивного зала для республиканской общеобразовательной музыкально-художественной школы искусств им. Р. Кенденбиля, современного 2-3-зального кинотеатра в г. Кызыле, принятие мер по возрождению республиканского циркового искусства, полиграфических услуг, развитию развлекательной индустрии Национального парка Республики Тыва, строительство камерного русского театра, домов культуры в сельской местности и многое другое.
В подведомственных учреждениях культуры существуют первоочередные проблемы, требующие безотлагательных действий. Для их решения определены приоритеты при распределении бюджетного финансирования.
В рамках Программы приоритетными обозначены проекты реконструкции Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, завершения благоустройства, строительства стелария и изменения ландшафта у западной стороны Национального музея Республики Тыва. Данные проекты планируется завершить в 2010 году.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Государственная поддержка культуры и искусства осуществляется из консолидированного бюджета Республики Тыва по разделу 915. В республиканском бюджете доля расходов на культуру составила в 2007 году - 3,9%, 2008 году -3,9%.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета через Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва.
Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми и материально-техническими ресурсами, привлекает и использует иные источники финансирования (средства местных бюджетов, Министерства культуры Российской Федерации), контролирует их целевое использование. Общий объем финансирования Программы на 2009-2010 годы составляет 428724 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет - 210724 тыс.рублей; федеральный бюджет -2180000 тыс.рублей.
Планируемые инвестиции - 428000 тыс.рублей, из них из федерального бюджета-218000 тыс.рублей, из республиканского бюджета - 210000 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы на 2009-2010 годы за счет средств республиканского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджета Республики Тыва на соответствующий год.
Законодательство в сфере культуры
Определяющей основой развития культуры республики является создание нормативной правовой базы.
В республике приняты и действуют законы "О культуре", "О библиотечном деле", "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва", "Об обязательном экземпляре документов", "О Музейном фонде Республики Тыва и музеях в Республике Тыва", "О порядке принятия решения о включении объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Реализация данных законов осуществляется не в полном объеме из-за недостаточного финансирования. Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" требует дальнейшей разработки подзаконных актов, таких как постановления Правительства Республики Тыва "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва", "Об утверждении инструкции по охране, сохранению и использованию культурного наследия Республики Тыва", "О развитии малого и среднего предпринимательства в сфере культуры и искусства Республики Тыва".
В целях сохранения, приумножения культурного и духовно-нравственного потенциала народов Тувы необходима разработка законов "О творческих союзах Республики Тыва", "Об охране тувинского языка", "О сохранении традиционной культуры народов Республики Тыва", "Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов Республики Тыва", "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва".
Правовой базой осуществления национальной политики является Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 и Концепция государственной национальной политики Республики Тыва от 22 апреля 1998 г., Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
В целях изыскания дополнительных средств необходимо выйти с предложением о финансировании Правительством Республики Тыва творческих союзов (Союза писателей, Союза художников, Союза композиторов) по примеру многих регионов Российской Федерации.
V. Механизм реализации, организация управления и контроль
за ходом реализации Программы
Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва свою деятельность по реализации Программы осуществляет в соответствии с Законом Республики Тыва от 6 декабря 2002 г. N 24 BX-I "О республиканских целевых программах". После утверждения Программы ее заказчик - Минкультуры Республики Тыва - обеспечивается финансовыми ресурсами, предусмотренными федеральным и республиканским бюджетами, и осуществляет функции, права и обязанности заказчика.
Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва:
корректирует программные мероприятия и оформляет заявки с описанием работ и эффективности использования финансовых средств в Минкультуры Российской Федерации, Минэкономики и Минфин Республики Тыва;
издает приказы о выделении программных средств с точным указанием бюджетополучателя, сроков исполнения и предоставления отчетности о целевом использовании бюджетных средств.
Для сторонних организаций - участников Программы обязательным условием является заключение соответствующих договоров, соглашений, контрактов с Министерством культуры и информационной политики Республики Тыва.
Договоры и контракты заключаются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
По каждому разделу функции исполнительной дирекции возлагаются на соответствующие подразделения Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва.
Исполнительные дирекции взаимодействуют с исполнителями мероприятий Программы, оказывают содействие в привлечении дополнительных финансовых средств, оказывают им консультативную помощь.
Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва отвечает за реализацию Программы в целом, подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнование мероприятий Программы на очередной финансовый год, подготавливает ежегодно отчеты о ходе реализации Программы за отчетный год. С учетом выделяемых финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Республики Тыва и Министерство экономики Республики Тыва обо всех заключенных с исполнителями Программы договорах согласно действующему законодательству, об источниках их финансирования.
Корректировка Программы, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению госзаказчика - Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва.
Министерство экономики Республики Тыва с участием Министерства финансов Республики Тыва, Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва и других заинтересованных органов государственной власти Республики Тыва организует проверки расходования средств, выделенных по Программе.
Управление реализацией и контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Тыва. Контроль ведется на основе представленной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств; сроках выполнения программных мероприятий; качестве реализуемых программных мероприятий.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва.
VI. Социально-экономическая оценка эффективности реализации Программы
Культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества. Культуру необходимо рассматривать как ресурс и инструмент решения важнейших социально-экономических преобразований.
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Финансовый результат способствует ускорению окупаемости инвестиций в целом в учреждениях культуры. Однако учреждения сферы культуры и искусства предопределены в большей степени, быть на материально-техническом и финансовом попечении государства, поскольку выполняют функции, которые по своей сущности и содержанию не могут осуществляться в полной мере на частной, предпринимательской основе. Они предполагают общественно-государственную масштабность и социальную направленность мобилизации ресурсов воспроизводства объектов культуры и искусства. Функции учреждений культуры, как и инвестиций на их поддержание и развитие, составляют важную составляющую их результатов, не измеряемую финансовыми индикаторами непосредственно.
Реализация Программы будет способствовать:
созданию благоприятных условий для творческой деятельности, освоению новых форм и направлений развития культуры и искусства;
увеличению доступности и расширению предложений населению и туристам культурных благ и информационных ресурсов в сфере культуры;
оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточению ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материально-технической базы.
Сфера культуры и искусства относится к социальной сфере и удовлетворяет материальные, духовные и социальные потребности населения. Поэтому целями инвестиций, вложенных в сферу культуры и искусства, являются не столько получение дохода, сколько повышение уровня и улучшение качества предоставляемых культурных услуг для населения посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Однако полная реализация настоящей Программы способствует достижению как материальных, так и нематериальных результатов, поскольку направлена на реализацию наиболее современных актуальных и экономически обоснованных проектов в области культуры и искусства.
Приложение
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка культуры
и искусства Республики Тыва"
на 2009-2010 годы
Основные мероприятия
по реализации республиканской целевой программы "Государственная
поддержка культуры и искусства Республики Тыва на 2009-2010 годы"
(тыс. рублей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 16 октября 2008 г. N 636 "Об утверждении республиканской целевой программы "Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва" на 2009-2010 годы" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 апреля 2011 г. N 287 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 сентября 2010 г. N 365
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 января 2010 г. N 15
Постановление Правительства Республики Тыва от 15 июня 2009 г. N 269