Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва
от 16 июня 2003 г. N 376 ЗП-I
"Об утверждении республиканской целевой научно-технической программы
"Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных
научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы"
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 22 декабря 2010 г. N 362 BX-I настоящее постановление признано утратившим силу
Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую научно-техническую программу "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательной палаты |
В. Оюн |
г. Кызыл
16 июня 2003 года
N 376 ЗП-I
Утверждена постановление Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва от 16 июня 2003 г. N 376 ЗП-I |
Одобрена
|
Республиканская целевая
научно-техническая программа
Приоритетные направления развития фундаментальных
и прикладных научных исследований в Республике Тыва
на 2003 - 2010 годы
Паспорт
республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные
направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований
в Республике Тыва на 2003-2010 годы"
Наименование
программы
|
- республиканская целевая научно-техническая про- грамма "Приоритетные направления развития фунда- ментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы" (далее- программа). |
Основание для
разработки
программы
|
- постановление Правительства Республики Тыва от 13 августа 2002 года N 550 "Об утверждении меро- приятий по выполнению предложений и пожеланий из- бирателей Республики Тыва, внесенных во время пред- выборных встреч кандидата на должность Председате- ля Правительства Республики Тыва Ооржака Ш.Д.". |
Государственный
заказчик программы
|
- Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва. |
Основные
разработчики
программы
|
- Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, Тувинский институт ком- плексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинский ин- ститут гуманитарных исследований, Государственное научное учреждение "Тувинский научно-исследо- вательский институт сельского хозяйства" Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйствен- ных наук, Тувинский государственный университет. |
Цели и задачи
программы
|
- научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики республики на качественно новые техноло- гические уровни, научное управление собственностью; - создание научно-технологической базы научных уч- реждений республики, сохранение ведущих научных учреждений и коллективов, развитие научно-техни- ческого и интеллектуального потенциала республики; - сохранение приоритета республики в ряде важных об- ластей науки, техники и технологии, управлении не- движимостью; - сохранение и развитие научно-технического и произ- водственного потенциала в области создания совре- менных научных приборов и оборудования;
- создание основ государственного регулирования на- учно-технической политики и механизма ее реализа- ции; - сохранение и дальнейшее развитие исторического, духовного и культурного наследия народов Республики Тыва. |
Основная задача
программы
|
- сконцентрировать ресурсы на проектах, имеющих наибольшее значение для повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики Респуб- лики Тыва, создания и развития высокотехнологичных и наукоемких производств |
Сроки и этапы
реализации
программы
|
- 2003-2010 годы, в том числе: I этап - 2003-2006 годы, включает в себя реализацию мероприятий, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала, целенаправленную подготовку специалистов высшей квалификации по экономиче- ским, техническим и другим наиболее значимым для республики направлениям, приведение системы управ- ления научным потенциалом республики, а также его структуры и состава в соответствие с реальными по- требностями, возможностями и современными соци- ально-экономическими условиями республики, разра- ботку экономических мер по повышению престижно- сти научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансирование мероприятий, включен- ных в настоящую программу, реализацию прикладных проектов, включенных в госзаказ, которые должны быть приняты заказчиком до конца 2003 года, проведе- ние конкурсного распределения средств на выполнение мероприятий программы; II этап - 2007-2010 годы, предполагает создание единой государственной системы банков и баз данных научной и научно-технической информации, а также сети цен- тров коллективного пользования научным оборудова- нием в научных организациях и высших учебных заве- дениях республики. |
Перечень основных
мероприятий
программы
|
- система программных мероприятий охватывает сле- дующие направления: - ориентированные фундаментальные исследования; - поисково-прикладные исследования и разработки; - исследования и разработки, выполняемые научными учреждениями Республики Тыва;
- обеспечение научных исследований. |
Исполнители
основных мероприя-
тий программы
|
- научные организации Республики Тыва и Российской Федерации, высшие учебные заведения Республики Тыва и Российской Федерации. |
Объемы и источни-
ки финансирования
программы
|
- общая стоимость программы 141,2 млн. рублей; средства республиканского бюджета Республики Тыва - 50,5 млн. рублей; средства федерального бюджета - 89,8 млн. рублей; внебюджетные средства - 0,9 млн. рублей. В том числе по времени реализации: 2003 год: республиканский бюджет - 2,20 млн. рублей; 2004 год: всего - 32,42 млн. рублей; из них: республиканский бюджет - 11,3 млн. рублей; федеральный бюджет - 20,92 млн. рублей; внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей; 2005 год: всего - 37,69 млн. рублей; из них: республиканский бюджет - 13,1 млн. рублей; федеральный бюджет - 24,39 млн. рублей; внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей; 2006-2010 годы: всего - 68,85 млн. рублей; из них: республиканский бюджет - 23,9 млн. рублей; федеральный бюджет - 44, 45 млн. рублей; внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей. Выделение средств из республиканского бюджета бу- дет уточняться ежегодно в пределах финансовых воз- можностей республиканского бюджета и считается фи- нансированием в пределах сумм, заложенных в законе Республики Тыва о республиканском бюджете на оче- редной финансовый год. |
Ожидаемые
результаты реализа-
ции программы
|
- научное обеспечение социально-экономического раз- вития республики, интеграция образовательных, науч- ных и промышленных структур для обеспечения при- тока новых технологий в производство; - разработка новых информационных и телекоммуни- кационных технологических принципов решения про блем, научных основ дальнейшей информатизации промышленности и научно-технической сферы респуб- лики;
- совершенствование земельных отношений и меха- низма экономического хозяйствования в агропромыш- ленном комплексе; - выведение новых сортов сельскохозяйственных куль- тур и пород групп животных, разработка новых техно- логий растениеводства и животноводства; - создание и развитие биотехнологий для применения в пищевой промышленности, агротехническом комплек- се и других отраслях; - разработка научных основ системы обеспечения безопасности и защиты от аварий и катастроф, а также методов средне- и долгосрочного прогнозирования по годы; - разработка рекомендаций по реагированию на изме- нения природной среды и климата и адаптации отрас- лей экономики к изменяющимся природным и клима- тическим условиям; - разработка новых технологий оценки запасов руд- ных и нерудных полезных ископаемых, биопродуктив- ности озер, степных угодий, лесных угодий; - разработка научных основ новых технологических укладов реального сектора экономики республики; - разработка прогнозов научно-технического и соци- ального развития республики с использованием совре- менных средств моделирования сложных систем; - создание наукоемких промышленных технологий для внедрения в отрасли экономики Республики Тыва. |
Социально-
экономическая
эффективность реа-
лизации программы
|
- создание научно-технической базы для обеспечения роста экономики республики, выхода на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции, со- хранение приоритета республики в ряде важных облас- тей науки, техники и технологий; - улучшение использования земель сельскохозяйствен- ного назначения, рост эффективности АПК. Годовой экономический эффект в АПК оценивается приростом валового продукта в сумме 2-3 млн. рублей и ростом сборов земельных платежей в бюджеты - 1,5-2 млн. рублей. Годовой экономический эффект от внедрения предложений по стабилизации и обеспечению устойчи- вого экономического роста в АПК может составить до 2 млн. рублей. - получение нового типа помесных овец полугрубо-
шерстного типа; - разработка и внедрение новых препаратов, что приве- дет к снижению заболеваемости и росту продуктивно- сти сельскохозяйственных животных, путем создания модели оптимальной системы противобруцеллезных мероприятий, снижения уровня заболеваемости людей и животных, обеспечивающему перспективы оздоров- ления от бруцеллеза мелкого рогатого скота. Ожидае- мое поголовье ярок и маток, привитых методом вакци- нации, к 2010 году составит 20,0 тыс. голов; - повышение урожайности сельскохозяйственных куль- тур путем выделения адаптированных сортов ячменя и пшеницы с урожайностью соответственно 12-15 и 12- 13 ц/га, тогда как в настоящее время урожайность со- ставляет 6-7 ц/га; - разработка и получение энергии и удобрений из отхо- дов сельскохозяйственного производства, что позволит улучшить энергообеспеченность работников на отгон- ных пастбищах через год после начала работы био- энергетических установок; - внедрение технологии глубокой переработки руд цветных и редких металлов месторождений Тувы, вне- дрение нетрадиционных методов обогащения и ком- плексного извлечения полезных компонентов; - создание экспериментальной опытно-промышленной установки для отработки технологического регламента производства ценных углеродных материалов, в том числе бездымного твердого топлива и попутных про- дуктов (срок окупаемости - через 3 года после выхода на проектную мощность); - разработка и внедрение мобильного блочно- модульного обогатительного комплекса извлечения тонкого и дисперсного золота из окисленных руд "Хопто" с расчетной рентабельностью 96 %; - разработка технологий и создание опытно- промышленной установки утилизации техногенных от- ходов ГОКа "Туваасбест" (затраты по первому этапу окупятся через 2 года после выхода на проектную мощность); - внедрение безотходной технологии переработки сер- пентинитов и техногенных отходов ГОКа "Туваасбест" (срок окупаемости - через 2 года после выхода на про- ектную мощность);
- повышение эффективности извлечения благородных металлов и ценных минералов из упорных и контраст- ных руд (срок окупаемости - через 1 год после пуска экспериментального устройства селективного разделе- ния тяжелых металлов и минералов); - эффективное извлечение благородных металлов и ценных минералов из пульп и промышленных стоков золотоизвлекающей фабрики "Хопто" (срок окупаемо- сти - через 1 год после выхода на проектную мощность экспериментального устройства аквагравитационного разделения твердых материалов в тяжелой среде с ис- пользованием центробежной силы); - извлечение благородных металлов и ценных минера- лов из дезинтегрированных золото- и редкометальных руд без применения водных растворов и химических реагентов (срок окупаемости - через 1 год после выхо- да на проектную мощность экспериментального цен- тробежно-аэродинамического концентратора обогаще- ния тяжелых минералов и металлов); - увеличение количества кандидатов наук к 2010 году до 350 человек, докторов наук - до 40 человек |
Система организа-
ции контроля за
исполнением прог-
раммы
|
- контроль за исполнением программы осуществляет управление по вопросам социальной политики Аппара- та Правительства Республики Тыва, Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Рес- публики Тыва. Ход выполнения программы рассматривается на со- вместных заседаниях Министерства кадровой поли- тики, науки и учебных заведений Республики Тыва и Совета по науке и технологиям при Председателе Пра- вительства Республики Тыва. Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений РТ как государственный заказчик осущест- вляет контроль за сроками выполнения мероприятий программы, целевым расходованием выделяемых финан- совых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты на программные мероприя- тия и состав исполнителей. |
1. Основные термины, применяемые в программе
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию, распространение и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность, подготовку научных кадров высшей квалификации.
Объект научной деятельности - вселенная, природа, общество, человек, культура, мышление, техника и технологии, их структура, принципы и закономерности их функционирования и взаимодействия, изучаемые в целом или в виде отдельных элементов, а также другие материальные объекты или идеальные конструкции.
Фундаментальные исследования - теоретическая и экспериментальная научная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования или поведения изучаемых объектов и причинно-следственных связях, ориентированная, прежде всего, на создание картины мира или ее фрагментов и познание законов его развития.
Прикладные исследования - научная деятельность, ориентированная на применение ее результатов для достижения практических целей или для решения конкретных практических задач.
Опытные разработки - научная деятельность, направленная на разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов, позволяющих получить новые потребительские качества товаров или услуг либо улучшить старые за счет применения результатов научных исследований.
Инновационная деятельность - деятельность по использованию научных знаний и опытных разработок в промышленном производстве, сфере услуг или в других областях хозяйствования.
Научный результат - неизвестные ранее научные знания об исследуемых объектах, полученные вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств. Часть научных результатов, например, теории, открытия, обобщения, принципы, модели, алгоритмы после их публикации становятся общественным достоянием, другие могут быть объектами интеллектуальной собственности, имущественные права на которую защищаются законодательством Российской Федерации.
Научная интеллектуальная собственность - научные результаты, права на использование которых охраняются российским и международным законодательством. Научной интеллектуальной собственностью являются объекты, охраняемые авторским правом и законодательством о промышленной собственности.
Служебный научный результат - научный результат, созданный в порядке выполнения служебного задания работодателя (служебное произведение).
Побочный научный результат - научный результат, полученный в силу случайных обстоятельств или не планируемый в рамках выполнения конкретного служебного задания.
Общественное достояние - научные результаты, которые могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.
Основные субъекты научной деятельности - индивидуальными субъектами научной деятельности являются научные работники и работники сферы науки, коллективными - научные группы, коллективы, юридические лица, основной задачей или одной из основных задач которых является научная деятельность, ее финансирование и управление ею.
Научный работник (исследователь) - физическое лицо, профессионально, компетентно и продуктивно занимающееся научной деятельностью и вносящее творческий вклад в ее результаты.
Автор (соавтор) научного результата - физическое лицо (одно из физических лиц), профессионально внесшее творческий вклад в получение научного результата.
Работник сферы науки - физическое лицо, профессионально работающее в научных организациях и учреждениях.
Научные организации - юридические лица любой формы собственности, основной целью или одной из основных целей которых является научная деятельность.
Научное учреждение - юридическое лицо, основными целями деятельности которого является административное управление или координация деятельности научных организаций.
Секретная научная деятельность - научная деятельность, выполняемая в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности Российской Федерации и использующая сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Грант - денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые безвозмездно любыми отечественными и иностранными физическими или юридическими лицами в результате открытого конкурса физическим или юридическим лицам исключительно в целях осуществления научной деятельности, безвозвратно или на срок научной работы.
Региональная научно-техническая политика - совокупность законодательных и нормативных актов в сфере науки, определяющих цели и направления деятельности органов представительной и исполнительной власти.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время интеллектуальный потенциал Республики Тыва сосредоточен в основном в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинском институте гуманитарных исследований, Тувинском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук и Тувинском государственном университете.
В научных организациях и учебных заведениях республики работают более 180 кандидатов и 19 докторов наук, среди них кандидатов и докторов наук по техническим и технологическим наукам насчитывается менее 1%.
В период с 1998 по 2002 год диссертации на соискание ученой степени кандидатов наук защитили 33 человека, в том числе в области:
сельскохозяйственных наук - 5;
исторических наук - 5;
биологических наук - 4;
медицины - 3;
экономических наук - 3;
педагогики, филологии, физики и математики - по 2,
политологических наук - 1;
юриспруденции - 1;
геологических наук - 1;
технические науки (по специальности технология и организация промышленного и гражданского строительства) - 1.
В аспирантуре различных научных учреждений и учебных заведений Российской Федерации обучаются 80 аспирантов и 3 докторанта очной формы обучения, из них более 80 % аспирантов занимаются фундаментальными научными исследованиями в области истории, филологии, социологии, этнографии, литературы, биологии, экологии.
Исходя из имеющихся данных, нетрудно сделать прогноз развития интеллектуального потенциала на ближайшие несколько лет и предположить, какие молодые кадры будут реализовывать в Туве инновационную политику.
По состоянию на январь 2003 года в Республике Тыва в науке занято докторов наук и кандидатов наук в возрасте старше 60 лет 24,2 % или 47 человек, в возрасте 50-60 лет - 21,5 % или 42 человека, в возрасте 40-50 лет - 36,5 % или 70 человек, 40-30 лет - 14,0 % или 28 человек, молодые кандидаты наук до 30 лет составляют всего лишь 3,8 % или 9 человек.
Более 17 % от общего числа специалистов республики с учеными степенями в последние годы перешли в государственные органы управления, финансово-экономические структуры. Этот отток, как правило, наиболее энергичной части научно-педагогических работников, безусловно отрицательно сказывается на результатах деятельности научных учреждений.
В последние годы в республике существенно активизировалась инвестиционная деятельность. Правительством принята Концепция социально-экономического развития Республики Тыва до 2010 года, разработана Концепция развития инновационной деятельности. В 2002 году на базе бывшего Министерства национальной политики, внешнеэкономических и региональных связей Республики Тыва создано новое министерство, важнейшей сферой деятельности которого является реализация инновационных проектов. Все это требует от научно-исследовательских учреждений резкого усиления научных исследований прикладного характера, а также фундаментальных проработок с последующим выходом на практическую реализацию полученных результатов.
Инновационный путь развития экономики республики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Поэтому принятие программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы" становится первоочередной задачей.
Целями программы определены развитие научно-технического и кадрового потенциала Республики Тыва и его адаптация к рыночной экономике, а также формирование нового мышления ученых в постиндустриальном обществе.
Для достижения целей предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и других структур в подготовке высококвалифицированных кадров, проведении научных исследований, разработке и реализации научно-технических и инновационных проектов;
- привлечение в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности учащейся и студенческой молодежи, создание условий для повышения престижности научной и инновационной деятельности;
- развитие опытно-экспериментальной и приборной базы для ее совместного использования научными работниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, сотрудниками инновационных структур и учащимися школ республики.
В ходе реализации программы предусматривается создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки создать условия для эффективного использования в производстве разработанные не только в республике, но и в стране новейшие технологии. При этом благодаря использованию новых информационных технологий опытно-конструкторскими разработками и научными рекомендациями ведущих научных центров страны смогут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности Республики Тыва.
В настоящее время деятельность ученых в целом по республике не скоординирована, происходит дублирование исследований, нерациональная трата бюджетных средств, закрытость для независимой экспертизы. Некоторые направления исследований, исключительно важные для республики, заброшены. Для многих направлений характерно мелкотемье, отсутствие четко поставленной цели работы, следствием чего является отсутствие значимых результатов, что отражается в малом количестве публикаций на российском и международном уровне и в незначительном количестве доведенных до конца прикладных разработок, имеющих важное значение для экономики Республики Тыва. В этих условиях сохранить и эффективно использовать научный потенциал республики, накопленный за многие годы, можно лишь в условиях серьезного государственного протекционизма, принципиальной поддержки научной сферы Правительством Республики Тыва.
3. Основные цели, задачи и этапы реализации программы
Основными целями и задачами программы являются:
- сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала Республики Тыва;
- обеспечение координации деятельности государственных органов управления в области науки, техники и технологий и упорядочение финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва;
- обеспечение конкурсного финансирования научных исследований в условиях открытости для научного сообщества и независимой высококвалифицированной экспертизы;
- обеспечение интеграции между высшими учебными заведениями и научными учреждениями республики, выработка целенаправленной научно-обоснованной кадровой политики,
- формирование госзаказа по наиболее важным направлениям исследований;
- создание фонда поддержки инновационной деятельности.
Главным условием реализации целей и задач, изложенных в программе, является разработка научно-технологических решений, обеспечивающих ускоренное развитие смежных, в том числе социально ориентированных, базовых технологий, которые наряду с увеличением объемов производства конкурентоспособной продукции обеспечивают:
- повышение качества жизни населения Республики Тыва;
- энергоресурсоэффективность;
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- предупреждение техногенных и снижение ущерба от природных катастроф;
- эффективную переработку сырья;
- экономически обоснованное обеспечение республики топливно-энергетическими ресурсами;
- обеспечение стабильного роста сельскохозяйственного производства и экономической эффективности агропромышленного комплекса республики;
- создание эффективных информационных и коммуникационных систем в научно-технологической и производственной сферах;
- развитие транспорта;
- развитие социально-экономических технологий.
Для решения поставленных целей будут разработаны нормативно-правовые и организационные условия для формирования госзаказа и Фонда инициативных исследований по интеграции науки и высшей школы, заключены договоры с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, подписан Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия между Минобразования России и администрациями субъектов Российской Федерации, Сибирским отделением Российской Академии наук, Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук, Сибирским отделением Российской академии медицинских наук и т.д. Начнется финансирование проектов, включенных в настоящую программу в качестве плановых мероприятий. Будут разработаны организационные мероприятия по координации всех НИОКР, проводимых министерствами и ведомствами по республиканским и федеральным программам.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2003 - 2006 годы и II этап - 2007 - 2010 годы.
На первом этапе до 2006 года важнейшими задачами в области науки и технологий являются:
- сохранение и развитие кадрового потенциала;
- целенаправленная подготовка специалистов высшей квалификации по экономическим, техническим и другим наиболее значимым для республики направлениям,
- приведение системы управления научным потенциалом республики, а также его структуры и состава в соответствие с реальными потребностями и возможностями, современными социально-экономическими условиями республики;
- разработка экономических мер по повышению престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- финансирование мероприятий, включенных в настоящую программу, реализация прикладных проектов, включенных в госзаказ, которые должны быть приняты заказчиком до конца 2003 года. Ежегодно должно проводиться конкурсное распределение средств на выполнение мероприятий программы;
- обеспечение концентрации усилий и ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в интересах социально- экономического развития Республики Тыва;
- создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ для перехода к инвестиционно-активной стадии развития экономики республики;
- направление целевым образом, начиная с 2004 года, 1,5 процента средств расходной части бюджета Республики Тыва на финансирование науки и научно-технической деятельности по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" согласно Закону Республики Тыва "О науке и научно-технической политике Республики Тыва" (ст. 14, пункт 2 "На финансирование науки и научно-технической деятельности выделяются средства из республиканского бюджета без фонда финансовой поддержки муниципальных образований в размере не менее 4 процентов его расходной части, что составляет не менее 1,5 процента консолидированного бюджета Республики Тыва без фонда финансовой поддержки муниципальных образований").
На втором этапе, в долгосрочный период 2007-2010 годов, необходимо создать единую государственную систему (сеть) банков и баз данных научной и научно-технической информации, а также сеть центров коллективного пользования научным оборудованием в научных организациях и высших учебных заведениях республики.
Обеспечение рационального сочетания интересов республики и частного предпринимательства в использовании научных знаний, научно-технической продукции и услуг, в первую очередь в целях их незамедлительной передачи в сферу производства, ускоренного выпуска инновационной продукции на внутренний и мировой рынок в интересах устойчивого социально-экономического развития республики.
4. Программные мероприятия
В комплексе мер по развитию фундаментальных и прикладных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы важное значение имеет разработка системы программных мероприятий. Их реализация позволит успешно решить основные цели и задачи программы. К первоочередным мерам, относящимся ко всей программе в целом, можно отнести заключение или продление соглашений с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Сибирским отделением Российской Академии наук, Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук, Сибирским отделением Российской Академии медицинских наук и другими федеральными структурами о долевом финансировании приоритетных направлений научных исследований. Программные мероприятия, относящиеся ко всей программе в целом, приведены в приложении N 1. Более подробная информация содержится в п.5.1. "Ориентированные фундаментальные исследования" и п.5.2. "Поисково-прикладные исследования и разработки".
5. Структура программы
Проекты программы сгруппированы по разделам (указаны в паспорте), которые объединены в два блока: "Ориентированные фундаментальные исследования" и "Поисково-прикладные исследования и разработки". Кроме этого, выделен раздел "Исследования и разработки, выполняемые государственными научными учреждениями Республики Тыва".
5.1. Ориентированные фундаментальные исследования
Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на дальнейшее развитие фундаментальных исследований, выполненных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинским институтом гуманитарных исследований и Государственным научным учреждением "Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук. Указанные исследования послужат основой для развития современных технологий, создания новых материалов с уникальными свойствами, будут стимулировать развитие новых направлений исследований в биологии, медицине, природопользовании, геофизике, связи и т.д.
1. Целью реализации раздела "Фундаментальные исследования в области комплексного освоения природных ресурсов" является проведение фундаментальных исследований по геологии и металлогении, химической переработке и обогащению минерального сырья, геоэкологии, региональной экономике для оценки состояния земельных, лесных гидроминеральных ресурсов и разработки рекомендаций для эффективного вовлечения в хозяйственный оборот детально разведанных месторождений полезных ископаемых республики.
2. Целью реализации раздела "Информационные технологии" этого блока является создание научных основ и обеспечение задела для разработки наукоемких информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций для их последующей реализации в основных сферах жизни общества как фундаментальной основы информатизации республики.
Работы по данному разделу предусматривают:
- проведение исследований по теоретическим проблемам создания интеллектуальных компьютерных систем для решения прикладных задач социально-экономического развития Республики Тыва;
- изучение актуальных вопросов проектирования телекоммуникационных сетей, разработку методов обеспечения информационной безопасности;
- исследование методов информационного взаимодействия в живых системах.
3. Выполнение фундаментальных исследований раздела "Новые материалы и химические продукты" обеспечит прогрессивные сдвиги в энергетике, медицине и здравоохранении, в производстве продовольствия, в других отраслях промышленности, научных исследованиях.
Результаты этих исследований обеспечат развитие критических технологий и послужат основой для реализации таких направлений, как каталитические технологии, создание материалов с заданными свойствами, направленный органический синтез материалов с предсказуемыми свойствами, технологии утилизации и т.д.
4. Ориентированные фундаментальные исследования раздела "Технологии живых систем" должны обеспечить научную базу для прорыва по важнейшим проблемам биологии, медицины и сельского хозяйства.
К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в области наук о жизни относятся:
- разработка генно-инженерных основ лечения болезней человека;
- разработка новых подходов к созданию лекарственных средств, в том числе традиционных;
- разработка теоретических основ мониторинга и сохранения биологического разнообразия (видового и экосистемного), а также генофондов человека, животных, растений и микроорганизмов;
- исследования молекулярных основ патогенеза болезней человека, иммунного ответа и физиологии адаптации к экстремальным условиям;
- разработка новых методов диагностики и защиты сельскохозяйственных растений и животных и т.д.
Важным направлением является разработка эффективных средств защиты от возбудителей опасных инфекционных болезней человека и животных, а также от биологических агентов, вызывающих повреждение физических объектов.
Фундаментальные исследования агропромышленного комплекса направлены на разработку научных основ и систем растениеводства и животноводства, адаптированных к условиям рыночной экономики.
5. Фундаментальные исследования раздела "Экология и рациональное природопользование" направлены на всестороннее исследование глобальных изменений, происходящих в природной среде, биосфере, социальной и экономической сферах под воздействием как естественных природных факторов различного временного масштаба, так и в результате развития техносферы и деятельности человека.
6. К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в области наук о Земле относятся:
- создание основ теории процессов минералообразования;
- исследование предстоящих изменений климата Республики Тыва;
- разработка методов прогнозирования, оценки рисков и предупреждения опасных природных процессов и т.д.
7. Важным разделом блока является раздел "Социально-экономические технологии". Значимость этого раздела объясняется тем, что Правительство Российской Федерации основной целью развития страны на период до 2010 года определило достижение радикального повышения уровня жизни населения, восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе.
Программные мероприятия раздела направлены на решение таких важнейших вопросов государственной научно-технической политики, как определение приоритетов в науке и технике и механизма их реализации за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и иных источников, снижение рисков в финансово-экономической сфере, оптимизация процессов управления в промышленности и развития инновационных предприятий, новых социально-экономических технологий в области здравоохранения, градостроительства и жилищных проблем, подготовки кадров в научно-технической сфере, обеспечения информационно-технологической безопасности Республики Тыва.
5.2. Поисково-прикладные исследования и разработки
Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на создание новых перспективных технологий, опытных образцов и т.д. в сфере развития критических технологий Республики Тыва.
При формировании указанных программных мероприятий учитываются потребности отраслей экономики в принципиально новых технологических решениях.
1. Основные задачи поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Информационные технологии и электроника" состоят в разработке научных и технологических основ, обеспечении научно-технического задела по созданию новых и развитию существующих базовых информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций, по формированию и использованию информационных ресурсов, электронных библиотек, государственной системы научно-технической информации.
Исследования и разработки раздела направлены на решение проблем в области информатики и вычислительной техники, математических методов и моделей, алгоритмов и программ, интеллектуальных систем, а также на разработку технических решений создания вычислительных средств, диагностических систем, опытных устройств, систем связи и т.д.
2. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Производственные технологии" основываются на достижениях физических, химических и биологических наук, а также достижениях в области новых материалов, информационных технологий и электроники.
Реализация научно-технологических разработок обеспечит развитие таких наукоемких научно-производственных комплексов республики, как машиностроительный, горно-металлургический и строительный.
Основными целями проводимых исследований и разработок являются:
- создание научной базы для перехода отраслей реального сектора экономики на качественно новый технологический уклад производительных сил республики;
- разработка новых технологических решений по реализации производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным качеством продукции.
Новые технологические решения будут разработаны преимущественно в следующих областях:
- новые физические, химические и биологические процессы обработки материалов;
- информационные технологии управления процессом производства продукции;
- техногенные образования, переработка дефицитного и стратегического минерального сырья;
- ресурсо- и энергосберегающие экологически безопасные технологии по снижению выбросов продуктов неполного сгорания углей в атмосферу.
3. Результаты поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Новые материалы и химические продукты" являются важными для обеспечения прогрессивных сдвигов в сельскохозяйственном производстве, различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и связи, медицине и здравоохранении, при производстве продовольствия, в научных исследованиях.
Кроме того, проведение поисково-прикладных исследований и реализация разработок раздела также позволит:
- создать технологические основы, позволяющие производить очистку и утилизацию отходов с минимальными затратами при снабжении населения качественной питьевой водой;
- разработать новые технологические решения и совершенствовать организацию процессов в следующих областях: растениеводство, животноводство, ветеринария, экономика, организация и управления агропромышленным производством;
- разработать широкую гамму образцов катализаторов новых поколений со снижением капитальных затрат на создание соответствующих производств, уменьшением расходов энергоресурсов и сырья, обеспечением экологической безопасности;
- разработать экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии производства продукции для социального сектора;
- разработать технологические основы производства керамических и композиционных материалов.
4. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Технологии живых систем" направлены на решение важнейших научных проблем прикладной биологии, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Прикладные исследования для агропромышленного комплекса направлены на разработку новых технологических решений и совершенствование организации процессов растениеводства, животноводства, ветеринарии, экономики и управления агропромышленным производством.
Разработка эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения позволит снизить заболеваемость населения Республики Тыва наиболее распространенными болезнями, улучшить физическое и духовное здоровье людей.
Будут совершенствоваться методы создания новых сортов растений и пород животных, борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных, процессы пищевых производств. Получат развитие методы уменьшения влияния антропогенных факторов на экологическое равновесие и биологическое разнообразие экосистем республики.
Будут разработаны технологические решения извлечения металлов, основы расширенного производства наукоемкой продукции и т.д.
5. В рамках раздела "Транспорт" предусматривается проведение поисково-прикладных исследований и разработок, направленных на:
- научно-техническое обеспечение формирования современного транспортного комплекса Республики Тыва, способного интегрироваться в международную транспортную сеть;
- получение научно-технических результатов, обеспечивающих решение транспортных проблем путем совершенствования традиционных видов транспорта, поиск научно-технических решений для создания перспективных транспортных технологий и средств транспорта;
- создание научно-технического задела для разработки систем управления, навигации.
Реализация в 2003-2010 годах поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Транспорт" также позволит разработать технологические решения для создания международных транспортных коридоров.
6. В рамках раздела "Топливо и энергетика" предусматривается проведение поисково-прикладных исследований, разработка технологических решений, направленных преимущественно на:
- повышение энергоресурсоэффективности на этапах производства (добычи), передачи и использования топливно-энергетических ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- охрану окружающей среды и повышение энергоресурсоэффективности в топливно-энергетическом комплексе;
- развитие децентрализованного энергоснабжения на базе возобновляемых источников энергии.
7. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Экология и рациональное природопользование" направлены на создание конкретных технических решений по предотвращению загрязнения природной среды, в том числе водных ресурсов, разработку экологически безопасных технологий (очистителей) по снижению уровня сажи в зимний период, разработку безопасных производств, поиск способов практического перехода на возобновляемые источники энергии, обоснование стратегических решений в сфере рационального использования природных ресурсов Республики Тыва, разработку рекомендаций по развитию региона, ресурсодобывающих отраслей экономики, рыболовства, лесного хозяйства, лесоперерабатывающего комплекса и т.д.
5.3. Исследования и разработки, выполняемые государственными
научными учреждениями Республики Тыва
Исследования и разработки, выполняемые исполнителями проектов данного раздела - государственными научными учреждениями Республики Тыва: Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинским институтом гуманитарных исследований и Тувинским научно- исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук, ориентированы на проведение комплексных научно-исследовательских работ в тех областях, формирование научно-технологического задела, в которых поручено Правительством Республики Тыва.
Проекты, предусмотренные планами научно-исследовательских работ и программами важнейших прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, государственных научных учреждений Республики Тыва, которые утверждаются Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, составляют систему программных мероприятий данного раздела. Указанные проекты определяются на основе конкурсного отбора независимыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, в состав которых входят представители министерств (ведомств), ведущие ученые и специалисты Российской Федерации и Республики Тыва, государственных и общественных академий наук, отраслевых институтов и промышленности.
6. Ресурсное обеспечение программы
Развитие фундаментальных и прикладных исследований требует значительных финансовых ресурсов.
Средства для их развития предлагается предусмотреть следующим образом. Объем финансирования составляет 141,2 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет - 50,5 млн. рублей, федеральный бюджет - 89,8, внебюджетные средства - 0,9 млн. рублей.
Объемы финансирования программы на 2003-2006 годы будут определяться при составлении бюджетных заявок с учетом соответствующих дефляторов и прогнозируемых доходов республиканского бюджета Республики Тыва на среднесрочную перспективу.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ и научных организаций республики, выполняемых в рамках программы, осуществляется Министерством кадровой политики, науки учебных заведений Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, выделяемых ему как государственному заказчику программы. Оплата работы исполнителей производится в соответствии с условиями заключенных с ними государственных контрактов.
Объекты капитального строительства для включения в раздел "Наука" федеральной адресной инвестиционной программы ежегодно отбираются Министерством экономики Республики Тыва исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва на основе критериев, сформулированных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Перечень объектов и объемы финансирования конкретизируются при формировании инвестиционной программы на текущий год.
7. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий проектов развития материальной базы фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва в соответствии с содержанием этапов выполнения программы.
Реализация программы обеспечивается государственным заказчиком - Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва.
Конкретные проекты, сроки их реализации определяются в программных мероприятиях.
Организационно-методическое управление осуществляет Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва с учетом предложений Совета по науке и технологиям при Председателе Правительства Республики Тыва:
определяет конечные и промежуточные цели научно-исследовательских работ, сроки их достижения;
производит оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации отдельных проектов;
в соответствии с объемами выделенных бюджетных средств распределяет их по исполнителям проектов;
осуществляет регулярный контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств;
организует в установленном порядке проведение конкурсов и соответствующую экспертизу;
организует приемку работ по программе и подготовку рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение государственных контрактов на выполнение НИОКР по программе, ее информационно-аналитическое обеспечение осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Реализация мероприятий программы будет производиться в основном на договорных началах между Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва и научными организациями, высшими учебными заведениями Республики Тыва и Российской Федерации, иными организациями, предусматривающих использование как бюджетных, так и привлеченных средств. Часть программных мероприятий будет осуществляться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва организует проведение открытых конкурсов, в том числе совместно с Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва с исполнителями, как правило, на один год по результатам проведенного конкурсного отбора.
НИОКР, относящиеся к программным мероприятиям, регистрируются в Министерстве кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва.
Развитие материальной базы фундаментальных и прикладных научных исследований будет осуществляться путем реализации конкретных мероприятий за счет республиканского и федерального бюджета.
Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях Министерства кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва. Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва уточняет показатели программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Государственными заказчиками программы являются Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Исполнителями программы являются научные организации Республики Тыва и Российской Федерации, высшие учебные заведения Республики Тыва и Российской Федерации по результатам конкурсного отбора.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно заслушивает на заседаниях коллегии и направляет в Министерство финансов Республики Тыва информацию и доклад о ходе реализации программы и об эффективности использования финансовых средств, уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
9. Социально-экономическая эффективность реализации программы
Реализация программы позволит многократно окупить вкладываемые в нее бюджетные средства. Широко известно, что обычно каждый вложенный в науку рубль приносит, по разным оценкам, 5-10 и более рублей валового внутреннего (регионального) продукта. Хотя надо иметь ввиду, что далеко не все результаты научных исследований могут иметь конкретную количественно измеренную экономическую эффективность. Эффект может носить социальный, образовательный, познавательный и другой характер, крайне необходимый динамично развивающемуся обществу. Ориентировочно можно утверждать, что общий годовой экономический эффект может составить не менее 120 млн. рублей дополнительного дохода, а срок окупаемости - менее года. Это подтверждается на примере Тувинского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук, разработавшего Методики распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) по выравниванию бюджетной обеспеченности, что обеспечило республике многократное увеличение финансовой помощи из федерального бюджета (трансфертов, дотаций на выравнивание) - с 509,6 млн. рублей в 1999 году до 3 млрд. 103,6 млн. рублей в 2002 году (в 2000 г. - 1099 млн. рублей, в 2001 г. - 2168 млн. рублей).
Следствием реализации программы будет создание научно-технической базы для обеспечения роста экономики республики, выхода на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции, сохранение приоритета республики в ряде важных областей науки, техники и технологий.
Реализация программы позволит улучшить использование земель сельскохозяйственного назначения, рост эффективности АПК. Годовой экономический эффект в АПК оценивается приростом валового продукта в сумме 2-3 млн. рублей и ростом сборов земельных платежей в бюджеты - 1,5-2 млн. рублей. Годовой экономический эффект от внедрения предложений по стабилизации и обеспечению устойчивого экономического роста в АПК может составить до 2 млн. рублей.
В результате реализации программы будет получен новый тип помесных овец полугрубошерстного типа; разработаны и внедрены новые препараты, что приведет к снижению заболеваемости и росту продуктивности сельскохозяйственных животных путем создания модели оптимальной системы противобруцеллезных мероприятий, снижению уровня заболеваемости людей и животных, обеспечивающее перспективы оздоровления от бруцеллеза мелкого рогатого скота, ожидаемое поголовье ярок и маток, привитых методом вакцинации, к 2010 году составит 20,0 тысяч голов; повысится урожайность сельскохозяйственных культур путем выделения адаптированных сортов ячменя и пшеницы с урожайностью соответственно 12-15 и 12-13 ц/га, тогда как в настоящее время урожайность составляет - 6-7 ц/га; будет разработана методика получения энергии и удобрений из отходов сельскохозяйственного производства, что позволит улучшить энергообеспеченность работников на отгонных пастбищах через год после начала работы биоэнергетических установок.
Планируется участие в реализации программы на конкурсной основе ведущих научных центров страны. В то же время программа будет способствовать сохранению ведущих научных организаций республики, снизит социальную напряженность в научно-технической сфере, возникшую на переходных этапах развития экономики, сохранит более 200 рабочих мест. В результате реализации программы количество кандидатов наук к 2010 году увеличится до 350 человек, докторов наук - до 40 человек.
На основе контрактной системы реализации проектов будет повышена ответственность научных организаций за выполнение программных мероприятий.
В результате реализации программы будут:
- выявлены перспективные направления научно-технического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создан научный задел для их развития, ориентированный на инновационный рост экономики Республики Тыва;
- разработаны новые информационные и телекоммуникационные технологические решения, научные и технологические основы дальнейшей информатизации промышленности и научно-технической сферы республики;
- разработаны технологические основы инноваций, созданы условия для развития биотехнологий, практического освоения ее достижений;
- созданы технологические решения, предназначенные для использования в различных сферах деятельности организаций и предприятий медицинской, пищевой, агротехнической отраслей промышленности;
- разработаны научные основы системы обеспечения безопасности и защиты от катастроф, разработаны методы средне- и долгосрочного прогнозирования погоды с учетом роли Саяно-Шушенского водохранилища на территории Улуг-Хемской котловины;
- получены новые технологии оценки запасов рудных и нерудных полезных ископаемых, биопродуктивности озер, лесов, степных угодий и разработаны стратегические рекомендации по реагированию на изменения природной среды и климата и адаптации основных отраслей экономики к новым природным и климатическим условиям;
- разработаны научные основы технологий реального сектора экономики республики, характеризующихся индивидуализацией производства и потребления, повышением гибкости производства, преодолением экологических ограничений по энерго- и материалоемкости технологических процессов, совершенствованием общественной структуры на основе телекоммуникационных технологий, перспективных транспортных комплексов и распределенных производственных систем;
- разработаны инновационные технологические подходы к снижению ресурсоемкости основных производственных процессов, увеличению энергоэффективности экономики, получению образцов новых материалов, применение которых должно увеличить доходную часть бюджета;
- снижены нагрузки на экосистемы за счет использования каталитических систем очистки, разделения смесей и селективного окисления загрязнений.
Народно-хозяйственная эффективность будет получена по мере внедрения технологии глубокой переработки руд цветных и редких металлов месторождений Тувы, внедрения нетрадиционных методов обогащения и комплексного извлечения полезных компонентов через 3 года после выхода на проектную мощность экспериментальной опытно-промышленной установки для отработки технологического регламента производства ценных углеродных материалов, в том числе бездымного твердого топлива и попутных продуктов, через год после ввода в действие мобильного блочно-модульного обогатительного комплекса извлечения тонкого и дисперсного золота из окисленных руд "Хопто" с расчетной рентабельностью 96 %, после выхода на проектную мощность опытно-промышленной установки утилизации техногенных отходов ГОКа "Тувакобальт" через 2 года, после выхода на проектную мощность опытно-промышленной установки для внедрения безотходной технологии переработки серпентинитов и техногенных отходов ГОКа "Туваасбест", через год после пуска экспериментального устройства по селективному разделению тяжелых металлов и минералов, через год после выхода на проектную мощность экспериментального устройства аквагравитационного разделения твердых материалов в тяжелой среде с использованием центробежной силы, через год после выхода на проектную мощность экспериментального центробежно-аэродинамического концентратора обогащения тяжелых минералов и металлов.
Все это позволит обеспечить дальнейший научно-технический прогресс и развитие материального производства в республике, ее равноправное участие в российском разделении труда, укрепить безопасность республики, улучшить качество среды обитания человека, повысить благосостояние населения Республики Тыва.
Приложение N 1
Мероприятия по НИОКР
N п/п |
Наименование мероприятий |
Финансирование по годам, тыс. рублей |
Научный результат |
Народно-хозяйственная эффективность |
Срок окупаемости |
|||
2003 |
2004 |
2005 |
2006- 2010 |
|||||
Естественные, технические и точные науки
| ||||||||
1. |
Региональный геоэкологический мони- торинг Тувы и сопредельных террито- рий Северо-Западной Монголии |
|
230 |
250 |
750 |
новые знания, публикации |
Оперативная информация об экологи- ческом состоянии территории |
каждые 2 года |
2. |
Математическое моделирование и мони- торинг горно-таежных и лесостепных геоэкосистем с применением геоинфор- мационных технологий |
|
230 |
250 |
750 |
новые знания, пуб- ликации, про- граммные продук- ты |
Оперативная информация о размеще- нии и ценности видов природных ре- сурсов на электронных картах и бу- мажных носителях |
каждые 2 года |
3. |
Условия зарождения, флюидный режим и закономерности эволюции рудно- магматических систем Тувы и Западной Монголии, факторы формирования крупных и уникальных месторождений |
|
460 |
310 |
1550 |
новые знания, публикации |
Прогноз наращивания минерально- сырьевого потенциала региона; крите- рии выявления крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых |
после заверше- ния поисково- оценочной ста- дии |
4. |
Новые процессы и технологии глубокой переработки руд цветных и редких ме- таллов месторождений Тувы и Западной Монголии, нетрадиционные методы обо- гащения и комплексного извлечения по- лезных компонентов |
|
620 |
350 |
1750 |
новые знания, пуб- ликации, патенты на изобретения, полезные модели |
Технологии производства цирконие- вого, тантал-ниобиевого, медного, цинкового, молибденового и других видов концентратов |
по мере внед- рения техноло- гий |
5. |
Математическое моделирование процес- сов, происходящих при температурном- воздействии на коксующиеся и энерге- тические угли для разработки опытно- промышленной установки производства углеродных материалов |
|
210 |
240 |
700 |
новые знания, пуб- ликации, про- граммные продук- ты |
Создание экспериментальной опытно- промышленной установки для отра- ботки технологического регламента производства ценных углеродных ма- териалов, в том числе бездымного твердого топлива и попутных продук- тов |
3 года после выхода на про- ектную мощ- ность |
6. |
Разработка экологически безопасных технологий и внедрение обогатительных комплексов извлечения благородных ме- таллов и попутных компонентов из руд и техногенных отходов добычи золота |
|
630 |
350 |
1750 |
новые знания, пуб- ликации, патенты на изобретения, полезные модели |
Мобильный блочно-модульный обога- тительный комплекс извлечения тон- кого и дисперсного золота из окис- ленных руд "Хопто" с расчетной рен- табельностью 96% |
1 год |
7. |
Разработка технологий и создание опыт- но-промышленной установки утилиза- ции техногенных отходов ГОКа "Тува- кобальт" |
|
630 |
350 |
1750 |
новые знания, пуб- ликации, патенты на изобретения, полезные модели |
Предотвращение чрезвычайной ситуа- ции из-за загрязнения природной сре- ды токсичными элементами при раз- рушении карт захоронения мышьяко- вых отходов; производство ценных кобальтовых солей и Cu-Ni-Au-Bi-Ag концентратов |
затраты по первому этапу через 2 года после выхода на проектную мощность |
8. |
Разработка технического проекта опыт- но-промышленной установки для вне- дрения безотходной технологии перера- ботки серпентинитов и техногенных от- ходов ГОКа "Туваасбест" |
|
630 |
360 |
1800 |
новые знания, пуб- ликации, патенты на изобретения, полезные модели |
ТЭО модернизации ГОКа, для полу- чения сверхчистых оксидов кремния и магния, медицинского гипса, сверх- легкого пеноасбеста, магнезиального цемента |
через 2 года после выхода на проектную мощность |
9. |
Геолого-экономическая оценка сырьево- го обеспечения народно-хозяйственного комплекса Республики Тыва в условиях экономических реформ. Прогнозирова- ние социально-экономических процессов в регионе |
|
230 |
250 |
750 |
новые знания, пуб ликации, ТЭО и бизнес-планы |
Корректировка оценки ресурсного потенциала и его использования в це- лях социально-экономического разви- тия Тувы; рекомендации по освоению месторождений полезных ископаемых |
после реализа- ции рекомен- даций по ос- воению перво- го объекта ми- нерального |
10. |
Разработка способа и создание экспери- ментального устройства селективного разделения тяжелых металлов и минера- лов |
|
2450 |
250 |
750 |
новые знания, пуб ликации, патент на изобретение, по лезная модель |
Повышение эффективности извлече- ния благородных металлов и ценных минералов из упорных и контрастных руд |
через 1 год по- сле пуска экс- перименталь- ного устройст- ва |
11. |
Разработка способа и создание экспери- ментального устройства аквагравита- ционного разделения твердых материа- лов в тяжелой среде с использованием центробежной силы |
|
250 |
250 |
750 |
новые знания, пуб ликации, патент на изобретение, по лезная модель |
Эффективное извлечение благородных металлов и ценных минералов из пульп и промышленных стоков золо- то извлекающей фабрики "Хопто" |
1 год после вы- хода на про- ектную мощ- ность |
12. |
Разработка способа и создание экспери- ментального центробежно- аэродинамического концентратора обо- гащения тяжелых минералов и металлов |
|
420 |
250 |
1250 |
новые знания, пуб- ликации, патент на изобретение, по- лезная модель |
Извлечение благородных металлов и ценных минералов из дезинтегриро- ванных золото- и редкометальных руд без применения водных растворов и химических реагентов |
1 год после вы- хода на про- ектную мощ- ность |
13. |
Организация и проведение натурного мониторинга степных, горно-таежных, высокогорных луговых и лесных экоси- стем Убсунурской котловины и ее об- рамления |
|
470 |
3000 |
1500 |
новые знания, пуб- ликации, модели |
Оперативная информация о состоя- нии заповедных трансграничных тер- риторий России и Монголии |
каждые 3 года |
14. |
Экспедиционные и полевые исследова- ния в Убсунурской котловине |
|
220 |
150 |
750 |
новые знания, пуб- ликации |
Информация о динамике и состоянии экосистем |
|
15. |
Биоразнообразие и сохранение гено- фонда, флоры и фауны Центрально- азиатского региона |
|
200 |
250 |
1.250 |
новые знания, открытия, публи- кации |
Сохранение и приумножение эффек- тивности генофонда, флоры и фауны в регионе |
ежегодно |
16. |
Исследования бальнеологического воздействия курортов Республики Ты- ва на здоровье человека |
|
230 |
150 |
750 |
новые знания, предложения по их использова- нию, реклама |
Повышение эффективности санатор- но-курортного лечения |
окупаемость за счет роста эффективно- сти лечения |
17. |
Моделирование изменений климата и прогноз возможных природных катак- лизмов (наводнения, засухи и т.п.) на территории Тувы и сопредельных терри- торий |
|
330 |
200 |
1000 |
новые знания, пуб- ликации, про- граммные продук- ты |
Снижение риска и предотвращение тяжелых последствий от наводнений, лесных и степных пожаров |
после события |
18. |
Сейсмическая безопасность населения Республики Тыва: оценка сейсмической устойчивости зданий в населенных пунктах и прогноз вероятных последст- вий катастрофических землетрясений |
|
450 |
350 |
1750 |
новые знания, пуб- ликации, про- граммные продук- ты |
Снижение риска и предотвращение тяжелых последствий для населения от катастрофических землетрясений |
после события |
19. |
Создание и эксплуатация новых строи- тельных материалов, конструкций и тех- нологий народного хозяйства |
|
300 |
300 |
1.500 |
создание, разра- ботка и использо- вание новых строительных ма териалов |
Получение более дешевых строитель- ных материалов из местного сырья |
ежегодно |
20. |
Методы функционального анализа в тео- рии вероятностей и в смежных науках |
|
200 |
250 |
1.500 |
новые знания, пуб- ликации, защита диссертаций |
Внедрение в учебный процесс, обога- щение знаний о фундаментальных за- конах природы. |
|
Экономические и сельскохозяйственные науки
| ||||||||
21. |
Экономические и социальные проблемы развития экономики Республики Тыва. Анализ современного состояния отрас- лей агропромышленного комплекса ре- гиона и прогноз их развития |
|
450 |
300 |
1500 |
новые знания, пуб- ликации |
Оценка состояния, прогноз и рекомен- дации эффективного развития эконо- мики агропромышленного комплекса Тувы |
по мере реали- зации рекомен- даций |
22. |
Совершенствование организации и управление народным хозяйством Рес- публики Тыва на основе рыночной экономики. |
|
300 |
300 |
1.500 |
разработка и ис- пользование но- вых методов управления в на- родном хозяйстве |
Совершенствование управления на- родным хозяйством Республики Ты- ва |
ежегодно |
23. |
Разработка научных основ и предло- жений по совершенствованию земель- ных отношений и эффективному ис- пользованию земель |
|
220 |
150 |
750 |
предложения по совершенствова- нию земельных отношений |
Улучшение использования земель сельскохозяйственного назначения, рост эффективности АПК. Годовой экономический эффект в АПК оце- нивается приростом валового про- дукта в сумме 2-3 млн.руб. и ростом сборов земельных платежей в бюд- жеты - 1,5-2 млн.рублей |
окупаемость затрат на раз- работку мо- жет составить 20-30 руб. на каждый вло- женный рубль |
24. |
Разработка научных основ и предло- жений по совершенствованию меж- бюджетных отношений |
|
260 |
200 |
750 |
предложения по совершенствова нию межбюджет ных отношений |
Повышение бюджетной обеспечен- ности и сбалансированности рес- публиканского и муниципальных бюджетов. Ежегодные дополнитель- ные поступления в консолидирован- ный бюджет РТ могут составить 100-150 млн. рублей |
окупаемость затрат на раз- работку оце- нивается в 300-500 руб. на вложен- ный рубль |
25. |
Разработка и внедрение методических рекомендаций по совершенствованию экономического механизма хозяйство- вания в АПК |
|
220 |
150 |
500 |
методические рекомендации |
Предложения по стабилизации и обеспечению устойчивого экономи- ческого роста в АПК. Годовой эко- номический эффект от внедрения в АПК может составить 1,5-2,0 млн. рублей |
окупаемость затрат 10-20 руб. на вло- женный рубль |
26. |
Совершенствование селекционно- племенной работы в животноводстве |
|
450 |
300 |
1750 |
стадо помесных овец и коз чис- ленностью 3000 голов |
Получение помесных овец полугру- бошерстного типа. Формирование стада желательного типа шерстных коз |
5 лет после внедрения |
27. |
Разработка и внедрение новых препа- ратов, совершенствование организации ветеринарной работы |
|
450 |
300 |
1500 |
новые препараты |
Снижение заболеваемости и рост продуктивности сельскохозяйствен- ных животных путем создания мо- дели оптимальной системы проти- вобруцеллезных мероприятий. Сни- жение уровня заболеваемости людей и животных, обеспечивающее пер- спективы оздоровления от бруцел- леза мелкого рогатого скота. Ожи- даемое поголовье ярок и маток, при- витых методом вакцинации, к 2010 году составит 20,0 тыс. голов |
1 год после внедрения |
28. |
Селекция сельскохозяйственных куль- тур |
|
450 |
300 |
1750 |
адаптированные сорта ячменя и пшеницы |
Повышение урожайности сельско- хозяйственных культур путем выде- ления адаптированных сортов ячме- ня и пшеницы с урожайностью со ответственно 12-15 и 12-13 ц/га |
4 года после внедрения |
29. |
Совершенствование системы земледе- лия и растениеводства |
|
450 |
300 |
750 |
адаптированные схемы севообо- ротов и техноло- гии обработки паровых полей |
Повышение эффективности произ- водства зерна, картофеля, овощей и кормовых культур при сохранении плодородия почв путем введения в производство новых схем севообо- ротов, различных видов, паров |
4-5 лет |
30. |
Получение энергии и удобрений из от- ходов сельскохозяйственного произ- водства |
|
220 |
150 |
750 |
биоэнергетиче- ская установка |
Улучшение энергообеспеченности работников на отгонных пастбищах |
в течение 1 года |
31. |
Совершенствование технологии возде- лывания и увеличение продуктивности кормовых культур в условиях Респуб- лики Тыва |
|
250 |
250 |
1.250 |
новые способы и методы увеличе- ния продукции сельского хозяй- ства |
Повышение урожайности сельхоз- культур путем получения экспери- ментально адаптированных сортов |
ежегодно |
Гуманитарные науки и образование
| ||||||||
32. |
Проведение археологических, этно- графических и фольклорных исследо- ваний в Республике Тыва |
|
230 |
230 |
1150 |
новые знания, публикации |
Новые знания, ценная историческая информация |
|
33. |
Фундаментализация содержания и со- вершенствование методов обучения вузовского и школьного образования. |
|
200 |
300 |
1.500 |
новое в методике обучения, мето- дические реко- мендации |
Дифференцированное обучение в ву- зе и школе |
каждые 2 года |
34. |
Исследование языков: проблемы дву- язычия, вопросы изучения иностран- ных языков |
|
200 |
200 |
1.500 |
новые знания, публикации |
Увеличение интеллектуального по- тенциала в области языкознания |
каждые 2 года |
35. |
Комплексное исследование истории, культуры, религии, философии и эко- логического наследия тюрко- монгольских народов: евразийская перспектива |
|
200 |
200 |
1.500 |
новые знания, публикации |
Информация о динамике происходя- щих социальных процессов в регионе и состоянии экологии, внесение но- вых фактов |
каждые 2 года |
36. |
Другие НИОКР |
1500 |
800 |
700 |
700 |
предложения, методические рекомендации |
Повышение эффективности произ- водства, рост благосостояния населе- ния |
1-3 года |
|
Всего по программе |
1500 |
14740 |
9740 |
43400 |
|
69380 |
|
Приложение N 2
Мероприятия
по обеспечению научных исследований
N п/п |
Мероприятия |
Объемы финансирования по годам, тыс. рублей |
Ответственные |
|||
2003 |
2004 |
2005 |
2006-2010 гг. |
|||
1. |
Создание республиканской научной исследовательской физико-химической лаборатории по изучению природных объектов коллективного пользования |
|
220 |
150 |
750 |
Минкадров РТ, ТывГУ |
2. |
Укрепление и развитие материально-технической базы НИУ (лабораторное и другое оборудование, оргтехника, экспедиционно-транспортные средства и др.) |
|
860 |
500 |
2500 |
Минкадров РТ, Минэкономики РТ, Минфин РТ |
3. |
Создание научно-инновационного центра с научной библиотекой |
|
5550 |
7400 |
5000 |
Минкадров РТ, Минэкономики РТ, Минфин РТ, Минстрой РТ |
4. |
Строительство жилья для ученых (2004-2006 гг.) |
|
10200 |
18800 |
10200 |
Минкадров РТ, Минэкономики РТ, Минфин РТ, Минстрой РТ |
5. |
Подготовка и привлечение кадров высшей квалифика- ции |
500 |
600 |
800 |
5000 |
Минкадров РТ |
6. |
Предоставление льгот ученым, предусмотренных Зако- ном РТ "О науке и научно-технической политике Рес- публики Тыва" |
200 |
250 |
300 |
2000 |
Минкадров РТ, Минфин РТ |
|
Всего по приложению N 2 |
700 |
17680 |
27950 |
25450 |
71.780 |
|
Всего по приложению N 1 |
1500 |
14740 |
9740 |
43400 |
69.380 |
|
Всего по программе |
2200 |
32420 |
37690 |
68850 |
141.16 |
Разбивка финансирования программы по уровням бюджета
|
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006-2010 гг. |
Всего |
||||||||||||
|
Всего |
рес- пуб- ли- кан- ский бюд жет |
феде раль ный бюд жет |
вне- бюд- жет- ные сред- ства |
Всего |
рес- пуб- ли- кан- ский бюд жет |
феде- раль- ный бюд жет |
вне- бюд- жет- ные сред- ства |
Всего |
рес- пуб- ликан- ский бюд- жет |
феде- раль- ный бюд- жет |
внебюд жетные сред- ства |
Всего |
респуб ликан- ский бюд- жет |
феде- раль- ный бюд- жет |
вне- бюд- жет- ные сред- ства |
|
Всего прило- |
0,7 |
0,7 |
- |
- |
17,68 |
6,19 |
11,49 |
- |
27,95 |
9,8 |
18,15 |
- |
25,45 |
8,9 |
16,56 |
- |
71,78 |
Всего прило- |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
14,74 |
5,1 |
9,44 |
0,2 |
9,74 |
3,3 |
6,24 |
0,2 |
43,4 |
15,0 |
27,9 |
0,5 |
69,38 |
Всего |
2,2 |
2,2 |
|
- |
32,42 |
11,29 |
20,93 |
0,2 |
37,69 |
13,1 |
24,39 |
0,2 |
68,85 |
23,9 |
44,45 |
0,5 |
141,16 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 16 июня 2003 г. N 376 ЗП-I "Об утверждении республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 22 декабря 2010 г. N 362 BX-I настоящее постановление признано утратившим силу