Во исполнение постановления Правительства Республики Тыва от 17 мая 2007 г. N 614 "Об утверждении мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год" и в целях определения стратегии и приоритетов транспортной политики Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить Концепцию транспортной политики Республики Тыва (прилагается).
2. Министерству дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва разработать и принять меры по реализации республиканской целевой программы "Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2008-2015 годы".
Председатель Правительства |
Ш. Кара-оол |
Концепция
транспортной политики Республики Тыва
(одобрена постановлением Правительства Республики Тыва
от 30 декабря 2007 г. N 1114)
Настоящая Концепция транспортной политики Республики Тыва разработана во исполнение мероприятий Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и Послания Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Великому Хуралу Республики Тыва на 2007 год. Положения проекта Концепции сформулированы в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года и Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года, а также Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
Введение
Огромным воздействием на экономику, эффективность системы товародвижения, качество жизни населения и, наконец, социальной стабильности в обществе является уровень развития транспортной отрасли,
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики республики.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие республики.
Вследствие трудного финансового положения предприятий транспортного комплекса, а также недостаточного выделения бюджетных средств не обеспечивается в должной мере обновление парков транспортных средств, не реконструируются и не строятся необходимые объекты транспортной инфраструктуры.
1. Состояние транспортной системы Республики Тыва
Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 70-80 процентов. Изношенность транспортных средств снижает безопасность перевозок пассажиров и грузов, ухудшает экологическую ситуацию.
Проблемы транспортного комплекса Республики Тыва требуют создания скоординированной и взаимоувязанной системы мер по проведению необходимых преобразований, реформированию и укреплению производственно-технической базы предприятий транспорта и дорожной отрасли, улучшению их экономического положения, нормализации функционирования транспортных рынков, оказанию государственной поддержки транспортному комплексу. Эта система мер должна сочетать в рациональных пропорциях усилия республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, опираться на более полное и эффективное использование ресурсного, производственного и интеллектуального потенциала, транспортной инфраструктуры и выгодное транспортно-коммуникационное положение республики.
Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отдельных видов транспорта и дорожной отрасли:
а) на воздушном транспорте
Из-за несоответствия характеристик эксплуатируемых воздушных судов бюджет Республики Тыва ежегодно теряет до 15 млн. рублей на компенсацию затрат для эксплуатации воздушных судов авиакомпании ФГУП "Тува Авиа".
Из-за отсутствия в аэропорту г. Кызыла международного пункта пропуска, уровень доступности транспортных услуг для населения низкий, что препятствует удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, взлетно-посадочная полоса не отвечает современным требованиям для обеспечения полетов в соответствии с российскими стандартами. Дальнейшая эксплуатация объектов аэропорта г. Кызыла без ее реконструкции может привести к ухудшению безопасности полетов, кризису устойчивости гражданской авиации в республике.
Из-за недостаточности оснащенности оборудованием авиационной безопасности и значительного его износа (рентгенотелевизионные интроскопы, стационарные и переносные металлоискатели, детекторы паров взрывчатых веществ) возрастает вероятность террористической угрозы. Существенные дополнительные инвестиции требуются для укрепления материально-технической базы обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
В существующей ситуации реализация основных направлений государственной политики развития воздушного транспорта в республике требует решения комплексных задач, привлечения значительных ресурсов для обеспечения социально-экономического роста и стабильности в республике.
Отсутствие государственных программных подходов противоречило бы целям транспортной политики, в рамках которой гражданской авиации отводится важная роль в обеспечении характерных для республики региональных перевозок, в том числе на местных воздушных линиях, связывающих отдаленные труднодоступные районы с центром республики - г.Кызылом.
В связи с этим необходимо и обоснованно участие Правительства республики в реализации транспортной политики в качестве координатора стратегических задач развития транспортного комплекса методами государственного регулирования и участника ее реализации в части государственной поддержки. В первую очередь это относится к решению задачи развития объектов аэропорта г. Кызыла, в том числе на основе государственно-частного партнерства, обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов.
б) в дорожном хозяйстве
По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования, Республика Тыва значительно уступает другим регионам России. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации республики. Не завершено формирование опорной сети региональных автомобильных дорог, проявляется дефицит пропускной способности региональной дорожной сети. Низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок и расхода горючего. Учитывая наличие на территории республики продолжительного и сурового зимнего периода, особое внимание нужно уделять зимнему содержанию автомобильных дорог, оперативному принятию мер по недопущению в зимний период их скользкости и снежных заносов.
Отсутствие автомобильных дорог сдерживает развитие экономики, препятствует повышению уровня оказания услуг населению Тоджинского кожууна. В зимнее время проезд до с. Тоора-Хем осуществляется машинами высокой проходимости в сложных горно-таежных условиях.
Местные авиарейсы в данный район являются единственным путем сообщения по перевозке пассажиров, товаров и продуктов, а также оказания экстренной медицинской помощи, которые выполняются с большими перебоями из-за неблагоприятных погодных условий. В связи с этим назрела острая необходимость в строительстве автомобильной дороги, которая бы обеспечивала круглогодичную связь районного центра с. Тоора-Хем с г. Кызылом и районными центрами республики.
Строительство автомобильной дороги Бояровка - Тоора-Хем окупится в связи с развитием туризма, санаторно-оздоровительных комплексов на базе озера Азас, добывающей отрасли, оленеводства, охотниче-промысловых хозяйств, золотодобывающих артелей, заготовок деловой древесины.
Роль автомобильной дороги Бояровка - Тоора-Хем с мостовым переходом через реку Большой Енисей в транспортной сети Республики Тыва определены в связи с ее важным стратегическим и внутрирегиональным значением.
Автомобильная дорога Сарыг-Сеп - Владимировка - Бай-Хаак начинается от с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна и заканчивается в с. Бай-Хаак - Тандинского кожууна. На 12 км автодорогу пересекает река Малый Енисей. Из-за отсутствия моста на этом участке дороги в летний период движение осуществляется по паромной переправе, обслуживаемой ООО "Сарыг-Сепское ДРСУ", которая в отдельные весенние и осенние периоды закрыта.
Основное назначение мостового перехода - обеспечение круглогодичной торгово-снабженческой и культурной связью с. Сарыг-Сеп с другими районами республики.
Между Правительством Республики Тыва и Правительством Республики Алтай достигнута договоренность о расширении экономических и культурных связей, а для этого необходимо устойчивое транспортное сообщение, которое можно установить посредством строительства автомобильной дороги Кош-Агач - Кокоря - Кызыл-Хая, по которой в настоящее время отсутствует нормальный проезд.
Автомобильная дорога Цаган-Тологой - Кунгуртуг обеспечивает круглогодичную торгово-снабженческую и культурную связь с. Кунгуртуг с южными и центральными районами республики. Авиарейсы Кызыл - Кунгуртуг являются единственным путем сообщения по перевозке пассажиров, товаров и продуктов, а также для оказания экстренной медицинской помощи, так как наземная транспортная связь с с. Кунгуртуг осуществляется автомобилями повышенной проходимости и зависит от погодно-климатических условий. Недостаток средств местного бюджета не дает возможности содержать существующую автомобильную дорогу в безопасном состоянии.
Район проложения трассы обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Здесь разведаны месторождения цветных и редких металлов. Кроме того, в районе с. Кунгуртуг функционирует курорт Уш-Бельдир, радоновый источник Тарыс, сероводородный источник Нарын, находится много озер, которые благоприятствуют развитию рыболовства. Проектируемый участок дороги также богат лесными ресурсами, что может благоприятствовать развитию заготовок деловой древесины. Из вышеперечисленного следует вывод, что автомобильная дорога, соединяющая с. Кунгуртуг с общей сетью дорог Республики Тыва, является необходимым условием для развития и улучшения условий жизни населения, а также развития курортных зон на базе Тарысских источников.
Транспортно-эксплуатационное состояние региональных автомобильных дорог, при котором прочность снизилась до предельно допустимого значения, и соответствующие параметры и характеристики конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений и их частей не соответствуют требованиям дорожного движения, создает необходимость проведения капитального ремонта региональных автомобильных дорог общего пользования.
По состоянию на 1 января 2007 г. протяженность автомобильных дорог регионального значения с асфальтобетонным покрытием составляет 831,1 км, из них подлежит реконструкции - 194 км и капитальному ремонту - 215 км. Автомобильные - дороги регионального значения с гравийным покрытием составляют 883 км, сроки проведения межремонтных работ которых не обеспечены. Общее число мостов на региональных дорогах составляет 179 единиц, их общая протяженность 7505,09 п. м, из них в хорошем состоянии находятся 5 единиц, в удовлетворительном - 80, в неудовлетворительном - 94 единицы.
в) на пассажирском транспорте
Городской пассажирский транспорт, как одна из социально значимых отраслей городского хозяйства, играет большую роль в обеспечении качества жизни городского и пригородного населения. В настоящее время на территории республики маршрутные перевозки в городском и пригородном сообщениях осуществляют три муниципальных автотранспортных предприятия.
Сложившаяся маршрутная сеть г. Кызыла не является оптимальной. Основной ее недостаток в том, что большая часть маршрутов проходит через центр города, а отдаленные от центра города места скопления пассажиров обслуживает в основном муниципальный транспорт. Поэтому необходимым условием для развития нормальной конкуренции при наличии перевозчиков разных форм собственности является создание одинаковых условий работы и соблюдения единых правил перевозки пассажиров.
В погоне за выгодой частные перевозчики нарушают расписание движения и скоростной режим на маршрутах, многие из них не имеют лицензий и договоров, грубо нарушают правила и технику безопасности движения.
Одним из основных недостатков транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. За последнее десятилетие практически не осуществлялась реконструкция, капитальный ремонт и строительство инфраструктурных объектов. Пополнение и обновление парков подвижных средств транспорта осуществляется в недостаточной мере, что в результате ведет к ухудшению технического состояния автомобилей (возрастной структуры, увеличения износа и т.д.), которое не обеспечивает безопасное функционирование, и, как следствие, работоспособность.
В настоящее время доходы от работы на пассажирском транспорте не превышают 80 процентов затрат на оказание этих услуг. Компенсация затрат на перевозку льготных категорий граждан перевозчикам из бюджета крайне недостаточная. Наблюдается тенденция снижения из года в год размера дотации на покрытие убытков от перевозки пассажиров.
Несмотря на незначительное повышение тарифов на перевозки пассажиров, финансовое положение транспортного предприятия не нормализовалось, так как перевозки пассажиров на городских маршрутах убыточны.
Главными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются:
- снижение объемов перевозочной работы при необходимости сохранения всей инфраструктуры видов транспорта и незначительном снижении численности производственного персонала;
- отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства;
- значительное недофинансирование предприятий, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров.
Недофинансирование не позволяет предприятиям обеспечивать требуемый уровень технической эксплуатации транспортных средств. Наращивается задолженность по оплате за топливо, платежам по налогам и во внебюджетные государственные фонды. Неудовлетворительное финансовое положение предприятий не позволяет направлять собственные средства и банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему обострению финансового положения. Поэтому необходимо на нынешнем этапе обеспечить выживаемость муниципальных автотранспортных предприятий, а затем создать условия для роста на новой технической основе.
г) на внутренних водных путях:
В настоящее время сложилась ситуация, когда русло реки Б. Енисей и, соответственно, судовой ход переформировались в результате гидрологических особенностей реки (сильные течения, ледовый режим). Судовой ход на ряде участков реки не соответствует содержанию лоцманской карты от с. Тоора-Хем до г. Кызыла, изданной в 1978 году, что крайне затрудняет обеспечение безопасных условий судоходства грузового и пассажирского флота. Вследствие этого необходимо провести работы русло изыскательской партии на р. Б. Енисей, а также работы по дноуглублению ремонтно-отстойного пункта Кызылского прорабства, укреплению дамбы для безопасного отстоя судов во время весенних паводков.
2. Содержание и цели транспортной политики
Транспортная политика представляет собой комплекс сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы республики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
нарастающая автомобилизация страны требует системных мер, направленных на ограничение ее негативных последствий для общества при максимально возможной реализации ее преимуществ и выгод;
обеспечение территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда требуют повышения надежности и доступности услуг транспорта;
развитие единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек требуют совершенствования и развития единой опорной транспортной сети, повышение эффективности системы товародвижения, а также повышение конкуренстноспособности транспортной системы Республики Тыва.
Для решения этих задач предусматривается осуществить модернизацию производственной базы транспорта, внедрить новые технологии и виды технических средств, обладающие повышенной безопасностью и экономичностью.
С учетом сегодняшнего состояния транспортной системы республики, главная цель транспортной политики - вывод предприятий транспортного комплекса из кризисного состояния, создание предпосылок для его устойчивого и безопасного функционирования и удовлетворения потребностей в транспортных услугах населения и отраслей экономики в условиях экономического роста Республики Тыва.
Указанные выше цели и основные задачи транспортной политики являются общими для всей транспортной системы Республики Тыва.
С учетом специфики отдельных видов транспорта предусматривается:
а) в области гражданской авиации
Развитие объектов наземной инфраструктуры аэропорта Кызыл в увязке с перспективой развития парка воздушных судов и реализация приоритетных мероприятий, предусматривающих открытие авиационного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации; реконструкцию взлетно-посадочной полосы, замену светосигнального оборудования, а также модернизацию имеющихся мощностей объектов для эффективного транспортного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов. Создание условий для обновления основных фондов аэропорта г. Кызыла и внедрение современных технологий для обеспечения международного уровня его работы;
Удовлетворение растущего платежеспособного спроса населения и хозяйствующих субъектов республики на авиационные перевозки и работы, обеспечение конкурентоспособности авиапредприятия "Тувинские авиационные линии" на авиатранспортном рынке за счет повышения безопасности, качества и экономической эффективности перевозок в результате переоснащения парка воздушных судов малой авиации современными типами самолетов и вертолетов. Обеспечение развития региональных перевозок и авиации общего назначения;
Обновление состава парка воздушных судов малой авиации и расширение его типоразмерного ряда для эффективного удовлетворения спроса на авиаперевозки и развития авиации общего назначения в соответствии с современными условиями применения воздушных судов на различных сегментах рынка. Содействие формированию системы реалистических приоритетов в разработке новой отечественной авиационной техники на основе изучения спроса. Стимулирование поступления в парк отечественных воздушных судов нового поколения;
Совершенствование систем обслуживания пассажиров и грузоотправителей на воздушном транспорте республики, повышение на этой основе эффективности управления авиаперевозками;
Обеспечение устойчивой безопасной работы всех структур малой авиации в республике, достижение уровня безопасности полетов, соответствующего мировому уровню, обеспечение превентивных мер защиты от терроризма и диверсий на воздушном транспорте, обеспечение состояния защищенности малой авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
Совершенствование системы обеспечения безопасного функционирования малой авиации на основе обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в соответствии с современными международными стандартами и правилами, обеспечение поставок необходимого оборудования, строительства и реконструкции объектов, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность. Подготовка летного и технического персонала для малой авиации.
б) в дорожном хозяйстве
Основной целью Концепции является создание условий для улучшения социально-экономического положения республики. Развитие дорожного хозяйства должно в первую очередь ориентироваться на сохранение и модернизацию существующей сети. Это означает необходимость выполнения работ по содержанию и ремонту территориальных автомобильных дорог общего пользования.
Важной задачей является строительство подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам, не имеющим в настоящее время круглогодичной связи с районными и опорной дорожной сетью, а также формирование опорной дорожной сети.
Необходимо реконструировать многие автомобильные дороги, улучшить их дорожные покрытия, построить подъезды с твердым покрытием к населенным пунктам и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Особое внимание следует уделить модернизации автомобильных дорог, которые не требуют повышения категории, но с увеличением интенсивности транспортного потока и доли тяжелых автомобилей требуют усиления дорожных одежд, а также ремонта мостов, совершенствования системы водоотвода, перестройки отдельных участков для обеспечения нормативных требований, устройства дорожной разметки, ограждений, другого инженерного обустройства. На всех дорогах должно проводиться эффективное содержание, обеспечивающее уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
В целях улучшения транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог регионального значения необходима передача 395,5 км региональных автодорог в федеральную собственность.
Результатом реализации транспортной политики должно стать улучшение состояния и повышение пропускной способности дорожной сети, особенно в перегруженных транспортных узлах. В частности, должна быть повышена протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием.
в) на железнодорожном транспорте
Строительство железной дороги позволит полностью закрыть потребности отечественной металлургической промышленности в углях ценной марки "Ж", дефицит которой на внутреннем рынке возрастает, а также увеличить товарооборот с зарубежными странами, нуждающимися в высококачественном коксе.
Создание железнодорожного сообщения сделает возможным разработку расположенных на территории республики богатых месторождений полезных ископаемых. Это позволит получить значительные дополнительных доходы как от реализации прав на разработку месторождений через аукционы, так и в виде налоговых поступлений после начала их промышленного освоения.
Реализация комплексного проекта существенно увеличит занятость населения. Только на строительство железной дороги предусмотрено привлечение более 40 подрядных общестроительных и специализированных предприятий с общей численностью 18 тысяч рабочих мест. С учетом мультипликативного эффекта потенциальное число новых постоянных рабочих мест составит более 10 тысяч, из них в промышленных отраслях - 8 тысяч.
Востребованность продукции Элегестского месторождения развитыми и развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона откроет новые перспективы увеличения товарооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского континента.
Строительство железной дороги придаст новый импульс и развитию отечественной строительной индустрии, так как со времен БАМа новое строительство железнодорожных линий в горных условиях не осуществлялось и современные технологии строительства, активно внедряемые в Китае, Японии и других странах со сложными климатическими и геологическими условиями, в отечественной практике не опробованы.
г) на внутренних водных путях необходимо решить следующие задачи:
- приведение в соответствие содержание лоцманской карты от с. Тоора-Хема до г. Кызыла;
- увеличение сроков навигации;
- обеспечение безопасности перевозки грузов и пассажиров;
- обеспечение безопасности отстоя судов во время весенних паводков.
д) на пассажирском автотранспорте
Целью настоящего проекта является вывод муниципальных автопредприятий республики из кризисного состояния, создание предпосылок для их устойчивого и безопасною функционирования и удовлетворения потребностей в транспортных услугах населения и отраслей экономики.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
- обновление парков подвижного состава, что позволит не только сохранить перевозочный потенциал, но и обеспечить прирост перевозок, снизить неоправданные эксплуатационные затраты транспортных предприятий и, в конечном итоге, повысить качество транспортного обслуживания населения и предприятий отраслей экономики; уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду; создать конкуренцию частным перевозчикам, со стороны которых наблюдается много нарушений правил безопасности перевозки пассажиров;
- реконструкция объектов транспортной инфраструктуры, повышение ее технической оснащенности.
3. Методы транспортной политики
Главным методом транспортной политики является решение конкретных вопросов развития транспортного комплекса Республики Тыва, включая материально-техническое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.
Реализация предусмотренных методов по укреплению транспортного комплекса, проведению реформы пассажирского транспорта направлена на улучшение показателей, характеризующих уровень жизни населения, освоение перспективных объемов перевозок грузов и пассажиров, преодоление сложившихся диспропорций в развитии транспортной системы республики, улучшение состояния ее материально-технической базы, применение современных технологий перевозок, переработки и хранения грузов, повышение качества перевозок пассажиров, расширение набора услуг, предоставляемых грузовладельцам и другим участникам транспортного процесса.
а) транспортная политика в области гражданской авиации предусматривает следующие мероприятия:
Совершенствование технологии управления авиаперевозками; развитие парка воздушных судов, поддержание их летной годности; развитие объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры; безопасность авиатранспортной системы, состоящей из обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации и поставки воздушных судов малой авиации нового поколения; нормативно-правовое и научно-техническое обеспечение; подготовка летного и технического персонала для малой авиации, прочие потребности функционирования деятельности гражданской авиации республики;
Проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Кызыл с заменой светосигнального оборудования. Открытие в нем авиационного пункта пропуска для развития туристического бизнеса в республике и привлечения туристических групп из зарубежных стран;
Обеспечение уровня безопасности полетов и авиационной безопасности функционирования аэропорта г. Кызыла, соответствующего мировым стандартам;
Для удовлетворения растущего спроса населения на авиаперевозки, обеспечения ежегодного прироста объемов авиатранспортных работ на уровне 15-20 процентов.
б) транспортная политика в области дорожной отрасли республики
Автомобильный транспорт является основным видом транспорта в Республике Тыва, как на грузовых, так и на пассажирских перевозках.
Транспортная политика включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства. В ней решаются задачи строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также их ремонта и содержания, модернизации производственной базы, научно-технического и инновационного обеспечения дорожного хозяйства.
В современных условиях задача ремонта автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизация расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.
Для решения задачи развития дорожной предусматриваются строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодорог регионального значения. Мероприятия по развитию автомобильных дорог регионального значению включают в себя:
- повышение технического уровня наиболее перегруженных их участков со строительством дорожных обходов населенных пунктов;
- обеспечение подъезда к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием;
- строительство мостовых переходов.
Задача модернизации производственной базы государственных организаций, осуществляющих содержание региональных автомобильных дорог и их техническое оснащение, включает меры по приобретению дорожной техники и другого оборудования, совершенствованию системы управления дорожным хозяйством и развитию информатизации, обеспечению надежности и долговечности дорожных конструкций и искусственных сооружений, повышению транспортно-эксплуатационного качества автомобильных дорог.
Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема разработки единого подхода к построению системы взимания платы за ущерб, причиненный автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
в) транспортная политика в области железнодорожного транспорта
Строительство железнодорожных линий осуществляется для освоения перспективных перевозок грузов и пассажиров, освоения новых месторождений полезных ископаемых и сокращения транспортных издержек за счет рационализации транспортных схем.
Строительство новой железнодорожной линии Кызыл - Курагино имеет приоритетное значение для социально-экономического развития Республики Тыва, оно повысит транспортную доступность обширной территории и позволит реализовать имеющий экспортное значение проект освоения Элегестского угольного месторождения. Планируемое строительство имеет высокозначимую общественную эффективность, связанную с повышением транспортной доступности и занятости для населения; новыми возможностями для развития экономики, науки, национальной культуры, искусства и образования; с повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей, с развитием туризма в республике.
Для расчета принимались следующие параметры: протяженность железной дороги - 459,5 км, категория дороги - III, количество главных путей - один, род тяги - тепловозная, объем грузоперевозок на 5-ый год эксплуатации - 10 млн. тонн и на 10-й год - 15 млн. тонн. Основное депо размещено на станции Кызыл, оборотное депо - на станции Курагино. Основная сортировочная работа по подборке вагонов осуществляется на станциях Абакан и Тайшет. Всего на линии предусмотрено по проекту 514 искусственных сооружений, в том числе 2 тоннеля протяженностью 980 и 3150 метров, 33 раздельных пункта, из них 4 участковых станции, 3 разъездных станции, 26 разъездов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 338 Программный проект "Строительство железной дороги Кызыл - Курагино (Республика Тыва) включен в Перечень важнейших мероприятий подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
г) транспортная политика в области внутреннего водного транспорта
Для приведения в соответствие содержания лоцманской карты от с. Тоора-Хема до г. Кызыла необходимо:
- провести изыскательские работы по составлению новой лоции (измерение глубин реки, прокладка фарватера и т.д.);
- проведение дноуглубительных работ.
д) транспортная политика в области автомобильного пассажирского транспорта
Автомобильный транспорт является основным видом транспорта в Республике Тыва на пассажирских перевозках.
В связи с этим существует острая необходимость обновления и совершенствования структуры автобусного парка.
В республике обслуживанием пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном и пригородном автобусных сообщениях, занимаются в основном муниципальные предприятия. Автовокзал г. Кызыла - один из важных составляющих транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день здание Кызылского автовокзала находится в плохом состоянии, капитальный ремонт не проводился с момента его строительства. Кроме того, для повышения эффективности работы пассажирского транспорта на городских маршрутах необходима модернизация автоматизированных систем управления и контроля движения городского транспорта, создание единой диспетчерской службы.
Для повышения квалификации руководителей и специалистов транспортного предприятия необходимо проведение как минимум одного семинара в год.
4. Социальная, экономическая и экологическая оценка транспортной политики
Показателями социальной эффективности являются: улучшение транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта во всех видах перевозок благодаря стабильности движения транспортных средств на маршрутах, расширению маршрутной сети, сокращению времени ожидания и поездки при обновлении и пополнении парка транспортных средств; повышение безопасности перевозок; уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду; сохранение и увеличение рабочих мест в транспортных предприятиях.
Показателями экономической эффективности являются: безубыточная деятельность предприятий; сокращение неоправданных эксплуатационных затрат; повышение доходности перевозок, в том числе благодаря увеличению объемов работ; увеличение поступлений в бюджет, а также инвестиций в модернизацию и развитие основных средств.
В процессе осуществления методов транспортной политики ожидается получение следующих результатов:
1. Повышение эффективности работы транспортного комплекса республики на основе обновления подвижного парка, совершенствования организационно-финансовых и управленческих механизмов, а также модернизации технического обеспечения и технологии осуществления транспортных процессов.
2. Обеспечение круглогодичного комплексного содержания автомобильных дорог (в первую очередь для зимнего содержания).
3. Переоснащение парка транспортных средств воздушными судами, а также подвижным составом автомобильного пассажирского транспорта.
4. Снижение себестоимости и сдерживание темпов роста тарифов на перевозки пассажиров.
5. Повышение безопасности транспортной деятельности и перевозок пассажиров и грузов.
6. Создание новых рабочих мест.
Первичный эффект для государства от вовлечения в хозяйственный оборот месторождений состоит в кардинальном повышении их инвестиционной привлекательности после принятия решения о строительстве железной дороги и, как следствие, возможности реализовать права на их разработку заинтересованным инвесторам, с получением соответствующих дополнительных доходов в бюджет. Вторичным бюджетным эффектом будут являться налоговые и иные платежи, уплачиваемые в соответствии с законодательством в региональный бюджет при разработке этих месторождений. Ежегодные налоговые поступления в республиканский бюджет от реализации проекта после выхода на проектную мощность - 5,4 млрд. рублей, что в 6 раз превышает собственные доходы бюджета. С выходом предприятия на проектную мощность налоговые поступления в федеральный бюджет с 2013 года составят более 2 млрд. рублей ежегодно. Таким образом, к 2013 году уровень обеспеченности бюджета Республики Тыва собственными доходами возрастет с 20 процентов в 2007 году до 100 процентов, то есть его дотационность будет исключена.
На строительстве железной дороги будет создано 18 тыс. рабочих мест, а на эксплуатации - 3480 рабочих мест.
Обновление парка воздушных судов будет способствовать повышению безопасности полетов и эффективности авиатранспортной деятельности, развитию региональных перевозок. Модернизация инфраструктуры аэропорта г. Кызыла обеспечит повышение безопасности полетов, привлечение воздушных судов российских и зарубежных авиакомпаний и повышению уровня предоставления услуг пассажирам и клиентам. Использование аэропорта как пункта промежуточной посадки для дозаправки авиатопливом воздушных судов, следующих по международным воздушным трассам. Организация международных полетов из республики в Монголию, Китай и другие государства, расширение экономических, политических и культурных связей с ближайшими зарубежными соседями.
Реализация транспортной политики в области дорожного хозяйства позволит повысить пропускную способность наиболее загруженных участков на важнейшем направлении Кызыл - Абакан, окажет существенное влияние на развитие межнациональных отношений с соседними регионами, а также создание устойчивой и эффективной системы содержания автомобильных дорог, способной обеспечить круглосуточный уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Реализация политики в области автомобильного пассажирского транспорта позволит:
увеличить доходы от транспортной работы и пассажирские перевозки, также количество рейсов, создать дополнительные рабочие места;
обеспечить обновление и модернизацию подвижного состава предприятия, открытие новых маршрутов, расширение рынка предоставляемых транспортных услуг, а также высокий уровень транспортного обслуживания населения, стабильную работу пассажирского автотранспорта и улучшение контроля за качеством пассажирских перевозок и снизить эксплуатационные расходы предприятия.
Улучшение качества автомобильных дорог, замена подвижного состава автопредприятий на новые, модернизированные автобусы, двигатели которых и уровень выбросов вредных веществ соответствуют международным стандартам ЕВРО-3 без увеличения количества автобусов, позволит снизить уровень загрязненности окружающей среды от 10 до 15 процентов.
5. Оценка рисков
Реализация Концепции транспортной политики сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К ним можно отнести:
1) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновению бюджетного дефицита.
Определяющим фактором для развития транспортной отрасли является уровень мировых цен на энергоносители. Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации технической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени.
Практически это означает срыв реализации транспортной политики и застой транспортной отрасли.
2) операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой концепции.
Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность транспортных предприятий во многом зависят от принятия ряда важнейших федеральных законов, например, "О платных автомобильных дорогах", "Устав автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", "О транспортной безопасности" и других. Отсутствие этих законов станет серьезным препятствием в реализации стратегических целей и значительно снизит результаты реализации транспортной политики.
3) техногенные и экологические риски.
Любая крупная катастрофа на транспорте техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, нанесение ущерба и хищение имущества, относящегося к инфраструктуре и т.п.), вероятность которой исключать нельзя, потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов транспортной системы.
В процессе финансирования настоящей Концепции вероятность потери вложенных средств из республиканского и муниципального бюджетов, а также собственных средств предприятий, минимальна. Риск необеспечения производства дорожных работ и оказания транспортных услуг отсутствует.
6. Значение основных терминов, используемых в Концепции
Транспортная политика
|
- |
комплекс сбалансированности, эффективности и безо- пасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно-важные интересы республики; |
лоцманская карта или
лоция
|
- |
описание морского (речного) водоема и руководство для плавания; |
фарватер
|
- |
водная поверхность, предназначенная для движения судов; |
судовой ход
|
- |
пространство водного пути, предназначенное для движения судов; |
категория автодорог
|
- |
категория автодорог определяется расчетной скоро- стью движения по пересеченной местности и в горной местности, числом и шириной полос, согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги"; |
типоразмерный ряд
|
- |
определяет типы воздушных судов по количеству ря- да кресел; |
опорная дорожная сеть
|
- |
включает в себя магистрали скоростного, непрерывно- го или регулируемого движения в республике. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2007 г. N 1114 "О Концепции транспортной политики Республики Тыва"
Текст постановления официально опубликован не был