Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва
от 21 апреля 2005 г. N 1290 ЗП-I
"Об утверждении Республиканской целевой программы
государственной поддержки развития малого предпринимательства
в Республике Тыва на 2005-2007 годы"
25 декабря 2007 г.
Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по экономике Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательной палаты |
В. Оюн |
г. Кызыл
21 апреля 2005 года
N 1290 ЗП-I
Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 25 декабря 2007 г. N 585 ЗП-II приложение 2 настоящего постановления изложено в новой редакции
Республиканская целевая программа
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства, туризма
в Республике Тыва на 2008-2010 годы"
(одобрена постановлением Правительства Республики Тыва
от 25 декабря 2007 г. N 585 ЗП-II)
25 декабря 2007 г.
Кызыл
2007 год
Паспорт
республиканской целевой программы "Государственная поддержка
и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма
в Республике Тыва на 2008-2010 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Государственная под- держка и развитие малого и среднего предпринимательства, ту- ризма в Республике Тыва на 2008-2010 годы" (далее - Про- грамма) |
Основание для раз- работки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера- ции"; постановление Правительства Республики Тыва от 17 мая 2007 г. N 614 "О мероприятиях по реализации Послания Пре- зидента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Со- бранию Российской Федерации на 2007 год" |
Государственный заказчик Програм- мы |
Министерство экономики Республики Тыва |
Разработчик Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва |
Исполнитель меро- приятий Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва |
Цель Программы |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпри- нимательства; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Респуб- лики Тыва; оказание содействия субъектам малого и среднего предприни- мательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на рынок Республики Тыва и рынки субъектов Россий- ской Федерации, рынки иностранных государств; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в консолидированный бюджет Республики Тыва; стимулирование процесса развития туризма, создание совре- менной туристской инфраструктуры |
Задачи Программы |
Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предприниматель- ства, туризма в республике; оказание содействия по развитию целостной системы государ- ственной инфраструктуры поддержки малого и среднего пред- принимательства на всех уровнях; использование и направление потенциала финансово-кредитных организаций на развитие малого и среднего бизнеса, внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех ви- дов лизинга, франчайзинга, развитие системы гарантийных и залоговых фондов, потребительских кооперативов; государственная поддержка реализации инновационных бизнес- проектов субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям; оказание содействия органам местного самоуправления в разра- ботке программ развития бизнеса и туризма в муниципальных образованиях; преодоление административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего предпринима- тельства в этой области |
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
Основные направ- ления Программы |
Совершенствование нормативной правовой базы малого и сред- него предпринимательства, научно-методическое обеспечение, финансово-инвестиционная и имущественная поддержка субъ- ектов малого и среднего предпринимательства; информационная поддержка малого и среднего предпринима- тельства, развитие инфраструктуры поддержки малого и сред- него бизнеса; обучение и переподготовка кадров малого и среднего предпри- нимательства; формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение административных барьеров |
Основные исполнители Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва, государст- венное учреждение "Центр развития малого и среднего предприниматель- ства в Республике Тыва", органы ме- стного самоуправления, муниципаль- ные фонды по поддержке предпри- нимательства, субъекты малого и среднего предпринимательства |
||||
Объемы и источники финансирования Программы на 2008-2010 годы |
Объемы финансирования мероприя- тий Программы уточняются при фор- мировании республиканского бюдже- та на соответствующий год |
||||
Всего финансовых средств, в том числе: |
(тыс. руб.) |
||||
|
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
|
3044783 |
953067 |
1021031 |
1070685 |
|
средства республиканского бюджета, выде- ляемые на возвратной и платной основе Цен- тру развития малого и среднего предприни- мательства в Республике Тыва, в том числе: - субсидирование процентных ставок за кре- дит, получаемый субъектами малого и сред- него предпринимательства в кредитных орга- низациях (4/5 ставки рефинансирования Цен- тробанка); - оказание государственной поддержки на конкурсной, возвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства |
|
115268
44468
70 800 |
35 597
11 797
23 800 |
38443
14843
23 600 |
41228
17 828
23 400 |
Возвратные средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в Республи- ке Тыва |
|
63 500 |
11 000 |
26 250 |
26 250 |
Средства Программы из республиканского бюджета |
|
7 015 |
2070 |
2238 |
2707 |
Средства органов местного самоуправления (по согласованию и ежегодному уточнению) |
|
12 900 |
3 900 |
4 000 |
5 000 |
Финансово-кредитные ресурсы банков |
|
2846100 |
900500 |
950100 |
995500 |
Ожидаемые конеч- ные результаты по реализации Про- граммы |
Обеспечение ежегодного прироста объема отгруженных товаров малого и среднего предпринимательства на 15-20 процентов; увеличение числа населения занятого в малом и среднем пред- принимательстве от 26,1 до 30,0 тыс. чел.; увеличение числа занятых в малом и среднем предприниматель- стве по отношению к общему числу занятых в экономике Рес- публики Тыва до 30 процентов; увеличение числа малых предприятий до 900 единиц (с ежегод- ным ростом в среднем на 50 единиц); увеличение числа субъектов малого и среднего предпринима- тельства, использующих инновационные проекты; укрепление и дальнейшее развитие рыночных отношений в от- расли, повышения уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами; стимулирование развития туристской индустрии в Республике Тыва; образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряжен- ных отраслях |
Контроль за испол- нением мероприя- тий Программы |
Министерство экономики Республики Тыва |
1. Основания для разработки Программы
Республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма в Республике Тыва на 2008-2010 годы" разработана в соответствии с государственной политикой в области малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, которая осуществляется в соответствии с Концепцией государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования инфраструктуры малого и среднего бизнеса, современной туристской индустрии в Республике Тыва.
2. Цели и задачи
Республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма в Республике Тыва на 2008-2010 годы" как инструмент государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации. Основные направления Программы на 2008-2010 годы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки.
Основной целью республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма в Республике Тыва на 2008-2010 годы" является обеспечение устойчивого развития предпринимательства и туризма, в первую очередь в производственной сфере, как основной части структуры экономики республики. Привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений, формирование действенной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для развития инфраструктуры рыночных отношений в республике;
оказание содействия по созданию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях;
оптимизация административного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование налогового регулирования, оптимизация финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства;
использование потенциала финансово-кредитных организаций на развитие малого и среднего бизнеса, внедрение прогрессивных, кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, развитие системы гарантийных и залоговых фондов, потребительских кооперативов;
государственная поддержка по реализации инновационных бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям;
оказание содействия органам местного самоуправления в разработке муниципальных программ развития предпринимательства и туризма;
развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти;
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному заказу Республики Тыва;
совершенствование информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего предпринимательства в этой области.
3. Итоги реализации республиканской целевой программы
"Государственная поддержка развития малого
предпринимательства в Республике Тыва
на 2005-2007 годы"
Развитие малого предпринимательства не только позитивно воздействует на занятость и деловую активность населения, удовлетворение спроса населения на повседневные товары и услуги, но и способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Понимание значимости малого бизнеса для экономики подкреплено мерами государственной поддержки, регулирующими развитие предпринимательской активности по приоритетным направлениям.
На основании Закона Республики Тыва "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва", в целях обеспечения реализации государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, повышения эффективности использования средств, направляемых на эти цели, постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 21 апреля 2005 г. N 1290 ЗП-1 была утверждена республиканская целевая программа "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы".
В целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Тыва по вопросам малого предпринимательства были приняты постановления Правительства Республики Тыва от 14 июля 2005 г. N 841 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на получение льготных целевых заимствований из Фонда поддержки малого предпринимательства", от 14 июля 2005 г. N 842 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на получение государственной поддержки из Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Тыва путем применения механизма финансовой аренды", от 10 августа 2006 г. N 979 "О взаимодействии органов государственной власти Республики Тыва с предпринимательскими структурами Республики Тыва", от 24 ноября 2006 г. N 1351 "О создании бизнес-инкубаторов в Республике Тыва".
Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 11 января 2007 г. N 9 2007 год объявлен Годом малого предпринимательства в Республике Тыва.
В рамках реализации программных мероприятий организована работа консультационной помощи субъектам малого предпринимательства через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Тыва, где проводятся консалтинговые услуги для субъектов малого предпринимательства в области гражданского, хозяйственного, трудового законодательства и правил регистрации субъектов малого бизнеса. В целях оказания консалтинговых услуг и консультационной поддержки предпринимателей сельской местности ежегодно практикуется проведение выездных семинаров по кожуунам республики. Правовая поддержка обеспечивается программной системой "Гарант", приобретены программные продукты "Бизнес-планирование", "Все для инвестиций", которые используются для экспертизы бизнес-планов предпринимателей.
В средствах массовой информации публикуются материалы о деятельности и достижениях малых предприятий и предпринимателей. В целях формирования положительного имиджа малого предпринимательства ежегодно проводятся конкурсы "Предпринимательство" среди субъектов малого предпринимательства по номинациям: "Лучшее малое производственное предприятие", "Лучшее малое предприятие в сфере услуг", "Лучший менеджер", "Успешный старт".
В целях изучения опыта по развитию малого бизнеса в сопредельных регионах представители Республики Тыва приняли участие в работе десятой Всероссийской конференции по хлебопечению "Праздник хлеба-2006" (г.Москва, 2006 г.), Межрегиональной специализированной выставке-ярмарке (г.Томск, 2006 г.), выставке-ярмарке в м.Боршоо (Монголия, 2006 г.), Всемирном форуме по хлебопечению (г. Москва, 2007 г.).
В результате финансирования на конкурсной основе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях достигнуты определенные результаты в расширении и открытии новых производств. В 2006 году профинансировано 32 бизнес-проекта на общую сумму 8468 тыс. рублей через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Тыва, что позволило расширить производство и внедрить новые производства и услуги в кожуунах республики, открыто 20 малых предприятий, создано 171 рабочее место.
В 2006 году в малом бизнесе было занято 26,1 тыс. человек (с учетом лиц, ведущих фермерское хозяйство), или 25,1 процента от общего количества занятых в экономике республики.
По состоянию на 1 января 2007 г. в республике функционируют 621 малое предприятие со среднесписочной численностью 4,1 тыс. человек, 256 крестьянских (фермерских) хозяйств со среднесписочной численностью 1,5 тыс. человек и 7013 предпринимателей без образования юридического лица, использующих труд наемных работников в количестве 14,2 тыс. человек.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса за 2006 год составил 3224 руб. против 2469 руб. в 2005 году.
В 2006 году производством промышленной продукции и предоставлением услуг промышленного характера было занято 285 предприятий и производств, из них 218 относится к категории крупных и средних. В сфере малого предпринимательства работают 67 малых предприятий и около 200 индивидуальных предпринимателей.
За 2006 год добыча полезных ископаемых и отгрузка продукции обрабатывающих производств субъектов малого предпринимательства составила 685,0 млн. рублей, что выше уровня 2005 года в фактических ценах на 31,2 процента, и составляет 23,3 процента от общего объема произведенных товаров и услуг по республике.
Рынок розничной торговли республики представлен 4971 субъектами торговли, в том числе 130 малых предприятий, 4690 предпринимателей без образования юридического лица, что составляет 97 процентов от общего количества субъектов занятых в сфере торговли.
Оборот субъектов малого предпринимательства в общем объеме розничной торговли республики постоянно растет. В 2004 году доля их в объеме оборота розничной торговли составляла 82,2 процента, в 2005 году 88,9, в 2006 году 90,3 процента.
За счет республиканской целевой программы "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы" создано 218 рабочих мест.
4. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Программе сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством которых предполагается достигнуть желаемый результат.
Несмотря на то, что потенциал развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва можно оценить как положительный, в развитии малого и среднего бизнеса существует достаточное количество проблем.
В течение 2004-2006 годов в Республике Тыва проведен ряд опросов предпринимателей с целью выявления проблем развития малого бизнеса.
Проблема доступа предпринимателей к финансовым ресурсам была выделена на первое место по значимости, выделена высокая стоимость кредитных ресурсов и невозможность предоставления залога в требуемом объеме, особенно для осуществления капиталоемких инвестиционных проектов.
Среди причин, по которым не состоялось получение кредита, чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4 процента), невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2 процента). Далее следуют невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования (18 процентов).
Участники опросов весьма четко выделяют общие проблемы, характеризующие существующие в настоящий момент условия деятельности малых предприятий в Республике Тыва. Несовершенство законодательной базы, налоговый прессинг, трудности, связанные с получением банковских кредитов, высокая конкурентоспособность, нехватка квалифицированного персонала, проблемы, связанные с недостатком информации приводят к тому, что привлекательность сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала.
Из проведенного опроса вытекает следующие факты, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Республике Тыва:
- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами, низкий уровень образования предпринимателей и руководителей малых предприятий в области экономики, менеджмента и маркетинга;
- недостаток оборотных средств;
- недоступность банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие залогового обеспечения для получения кредита у заемщиков;
- административные барьеры при оформлении и регистрации бизнеса, получении заключений органов государственного надзора и контроля;
- сложность оформления земельных и имущественных отношений.
В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
экономический аспект - сегодня в структуре экономики мы наблюдаем, увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
социальный аспект - предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу - вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальной и политической напряженности;
политический аспект - в субъектно-объектных отношениях "власть - бизнес - общество" субъекты малого и среднего предпринимательства имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.
Слой мелких и средних собственников проявляет наибольшую активность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Сложность решения государственной задачи поддержки и развития малого и среднего предпринимательства не позволяет ориентироваться только на использование внутренних резервов малого и среднего бизнеса, и ее реализация возможна только при использовании программно-целевых инструментов государственной поддержки. Программно - целевой метод позволяет осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и позволяет контролировать ход реализации поставленных задач.
Развитие малого и среднего предпринимательства - это вложение в будущее благополучие Республики Тыва.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2008-2010 годы.
В 2008-2010 годах усилия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва должны быть направлены на количественный рост субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в кожуунах республики, а также предполагается реализация мероприятий, направленных на формирование нормативной правовой базы по развитию туризма и поддержке малого и среднего предпринимательства, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.
6. Система программных мероприятий
Настоящей Программой намечена реализация следующих конкретных комплексных мероприятий (прилагается), играющих важную роль на данном этапе развития малого и среднего предпринимательства.
1. Нормативная правовая и информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности и развития туризма.
Данный раздел содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной, правовой и информационной базы, обеспечивающей развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, туризма. Объем финансирования предполагается в сумме 3955 тыс. рублей из республиканского бюджета.
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
На современном этапе развития экономики в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность (далее - выставочная деятельность) превратилась в заметный сегмент рынка услуг. Это важный инструмент макроэкономической, инвестиционной политики, обеспечивающий мобильность рынка, создающий необходимое информационное поле, формирующий значительные финансовые потоки, а также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Республика Тыва, в силу своего приграничного положения с Монголией и Китаем, имеет большие перспективы развития выставочной деятельности.
За последние пять лет в Республике Тыва заложены основы проведения выставок, ярмарок. За этот период проведено свыше 60 выставочно-ярмарочных мероприятий различного масштаба.
Ежегодно проводится выставка-ярмарка "Тыва-Экспо" (с 2004 года) с участием представителей Монголии, а также предприятий из городов Сибирского Федерального округа, благодаря которым выставка-ярмарка "Тыва-Экспо" приобретает статус выставки межрегиональных достижений производственного потенциала. Многие представители производственной и торговой сферы республики принимают участие в межрегиональных и международных выставочных мероприятиях, включая Всероссийскую выставку "Регионы России", бизнес-форумы, проводимые в гг. Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, а также в зарубежных выставочных мероприятиях - г.Урумчи КНР, Убсу-Нурский, Ховдинский аймаки Монголии.
В ходе таких мероприятий заключаются соглашения о сотрудничестве, о поставке товаров и услуг непосредственно производителем, в результате увеличивается количество предприятий товаропроизводителей, способных выпускать продукцию высокого качества и представлять на широкий потребительский рынок и получать признание потребителей.
Выставочная деятельность является мощным комплексным средством продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых в республике предприятиями и организациями, а также эффективным инструментом стимулирования инвестиционных и инновационных проектов. Но на сегодняшний день эта деятельность развита слабо, отсутствует постоянно действующий выставочно-ярмарочный комплекс, что сдерживает развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва. Из-за отсутствия специально оборудованного выставочно-ярмарочного комплекса приходится арендовать помещения и дополнительно находить оборудование, что приводит к большим затратам и неудобствам в проведении выставочных мероприятий.
Предметом выставочно-ярмарочной деятельности являются научно-технические и торгово-промышленные выставки. Основными задачами организации и осуществления выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва являются:
- оказание помощи производителям товаров и услуг в продвижении отечественных разработок, технологий, "ноу-хау", товаров и услуг на внутренний и внешний рынки;
- создание условий для осуществления внутренних и международных деловых контактов, партнерства и сотрудничества с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, организации совместного производства или совместного осуществления проектов, насыщения национального рынка товарами для населения и сырьем для промышленности, а также обмена передовым опытом.
- увеличение товарооборота с ежегодным ростом на 6,2 процента.
Выставки являются связывающим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов.
Объем финансирования мероприятий по данному разделу составит 1915 тыс. рублей.
3. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях.
Данный раздел направлен на расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства к доступу материальным и финансовым ресурсам.
Недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем развития малого и среднего бизнеса. Более 65 процентов как начинающих, так и действующих предпринимателей, отмечают затрудненный доступ к финансовым ресурсам.
В Республике Тыва система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства развита недостаточно. Несмотря на наличие декларируемых программ кредитования малого и среднего бизнеса, в настоящее время банки неохотно кредитуют малые предприятия, особенно предприятия, действующие в производственной и инновационных сферах. Причинами этого являются высокие риски кредитования производственного бизнеса, отсутствие программ долгосрочного кредитования, несовершенство системы обеспечения кредита. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, значительно превышающий сумму кредита, стаж деятельности.
В настоящее время слабо развит инновационный подход в сфере малого и среднего бизнеса, недостаточно внедряются новые технологии в производстве, оказании платных услуг населению. Поэтому в рамках реализации данной Программы планируется расширение портфеля инновационных проектов Республики Тыва в области малого и среднего бизнеса.
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства намечено развить альтернативные виды финансовой поддержки предпринимательства (лизинговые кредиты, программа микрофинансирования, потребительские кооперативы граждан, льготное кредитование, субсидирование части затрат по уплате процентных ставок за кредит получаемыми субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных учреждениях).
В целях развития предпринимательства и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса и туризма, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий.
Структурные изменения в предпринимательской среде возможны за счет государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах.
Перспективными направлениями развития малого и среднего бизнеса в республике являются развитие производственных малых предприятий, в том числе по выпуску продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 3041968 тыс. рублей, из них из республиканского бюджета - 119468 тыс.рублей.
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая специфику развития малого и среднего предпринимательства, особенно на территориях с низким уровнем его развития, наличие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в регионе. Именно через инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов, должна осуществляться обратная связь между бизнесом и властью. Наличие такой обратной связи позволяет повышать эффективность государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, реально ориентировать малый и средний бизнес на участие в приоритетных для Республики Тыва направлениях социально-экономического развития.
Крупный бизнес не нуждается в такой поддержке. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, собственную материальную базу. Малые предприятия так действовать не могут. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Для того чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, необходимо построение эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.
На сегодняшний день в Республике Тыва завершается строительство офисного бизнес-инкубатора в г.Кызыле, следующая задача - это создание бизнес-инкуба-торов в муниципальных образованиях республики.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 45 тыс. рублей.
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по вопросам кадрового обеспечения направлены на повышение квалификации руководителей и работников туристических фирм, малых и средних предприятий и предпринимателей путем проведения обучающих семинаров и краткосрочных курсов на базе учебных заведений республики и регионов Сибирского федерального округа.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 1100 тыс. рублей.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, туризма в Республике Тыва предполагается за счет средств республиканского бюджета в сумме 122283 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 37667, в 2009 - 40681, в 2010 году - 43935 тыс. рублей.
Центру развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва будет выделено 115268 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 35597, в 2009 году - 38443, в 2010 - 41228 тыс. рублей.
Средства местных бюджетов Республики Тыва, направляемые на финансирование развития малого и среднего предпринимательства, туризма будут использоваться в рамках кожуунных и городских программ развития малого и среднего предпринимательства, туризма.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий на 2008-2010 годы, будут ежегодно уточняться на следующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского и муниципальных бюджетов.
Кроме того, финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляться за счет кредитов банков.
8. Механизм реализации и организации управления
Программой, контроль за ходом ее реализации
Ответственным исполнителем Программы является Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва и отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, готовит доклады о ходе реализации Программы за отчетный год на заседание Правительства Республики Тыва.
К выполнению мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе хозяйствующие субъекты в установленном законодательством порядке. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях Правительства Республики Тыва. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.
В случае нецелевого, неэффективного использования средств хозяйствующий субъект лишается права на дальнейшее финансирование своей деятельности из средств, направленных на реализацию настоящей Программы, и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сумма средств, выделяемых из республиканского бюджета на реализацию определенных в качестве приоритетных мероприятий Программы, корректируется и утверждается сметой расходов на реализацию Программы в объемах, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию Программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в местные органы исполнительной власти и самоуправления, а также в муниципальные фонды поддержки предпринимательства по вопросам совместного финансирования приоритетных бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
9. Оценка эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит решить экономические и социальные проблемы.
В 2008 году объем отгрузки товаров собственного производства, выполнение работ собственными силами малых предприятий должен достигнуть 1250 млн. рублей (ИФО - 113,6 процента), в 2009 году - 1400 млн. рублей (ИФО - 112,0 процента), в 2010 году - 1600 млн. рублей (ИФО - 114,3 процента).
К концу 2010 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в производстве пищевой промышленности должен составить не менее 90 процентов и по прогнозу ежегодный темп прироста ожидается 7-10 процентов в сопоставимых ценах.
Общее количество туристов в 2008-2010 годах может возрастать на 20-25 процентов ежегодно.
В малом и среднем бизнесе должно быть занято не менее 30 тыс. человек, и в основном увеличение ожидается в следующих отраслях:
в сфере торговли - на 30 процентов;
в сфере общественного питания - на 20 процентов;
в сфере бытового обслуживания - на 60 процентов;
в сфере промышленности - на 40 процентов;
в сфере туризма - на 30 процентов;
в сфере сельского хозяйства - на 30 процентов;
в сфере услуг - на 55 процентов.
10. Инновационные Программы
Неотъемлемой частью развития любой системы являются инновационные решения, в данной Программе внедрение механизмов:
субсидирования части затрат по уплате процентных ставок за кредиты, получаемыми субъектами малого и среднего предпринимательства;
программы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
создания потребительских кооперативов граждан;
создания общественных объединений предпринимателей;
создания новых туристических фирм.
Определены приоритетные направления развития туризма, малого и среднего бизнеса в Республике Тыва:
развитие производственной сферы малого и среднего бизнеса, особенно внедряющих инновационные технологии;
расширение платных услуг населению субъектами малого и среднего предпринимательства;
развитие и внедрение новых методов и форм обслуживания населения по предоставлению услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
поддержка внешнеэкономической деятельности с целью развития экспортно-ориентированного бизнеса;
поддержка строительной индустрии в республике, лесной, деревообрабатывающей и легкой промышленности;
развитие и поддержка ремесленной деятельности, народно-художественных промыслов;
создание информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при офисном бизнес-инкубаторе Республики Тыва.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого предпринимательства, туризма
по Республике Тыва на 2008-2010 годы"
Сводные финансовые затраты
( тыс. руб.)
|
Всего |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего по разделам, |
3 044 783 |
953 067 |
1 021 031 |
1 070 685 |
в том числе |
|
|
|
|
Средства республиканского бюджета: всего |
122 283 |
37 667 |
40 681 |
43 935 |
Средства Программы (см. в приложении N 2 разделы 1-5) Средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в Респуб- лике Тыва, в том числе: - субсидирование процентных ставок за кредит, получаемый СМП в кредит- ных учреждениях; - оказание государственной поддержки на конкурсной, возвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. |
7 015
115268
44 468
70800 |
2 070
35 597
11 797
23 800 |
2 238
38 443
14 843
23 600 |
2 707
41 228
17 828
23 400 |
Возвратные средства Центра развития малого и среднего предпринимательст- ва в Республике Тыва |
63 500 |
11 000 |
26 250 |
26 250 |
Средства органов местного самоуправления |
12 900 |
3 900 |
4 000 |
5 000 |
Средства банковских учреждений республики |
2 846 100 |
900 500 |
950 100 |
995 500 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого предпринимательства, туризма
по Республике Тыва на 2008-2010 годы"
Перечень
программных мероприятий республиканской целевой программы
"Государственная поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства, туризма в Республике Тыва на 2008-2010 годы"
(тыс. руб.)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реа- лизации |
Всего |
Сумма затрат |
Источник фи- нансирования |
Исполнитель |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Нормативно-правовая и информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности и развития туризма | ||||||||
1.1 |
Разработка проекта постановления Пра- вительства Республи- ки Тыва "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" в соответствии с требо- ваниями Федерально- |
III квартал 2007 г. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.2 |
Организация пред- проектного консуль- тирования начинаю- щих предпринимате- лей |
2008- 2010 гг. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.3 |
Подготовка проектов нормативных актов по вопросам развития основных направле- ний в туризме |
2008 г. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.4 |
Организация прове- дения тематических семинаров, конфе- ренций для субъектов малого и среднего предпринимательст- ва, организация "круглого стола" по направлениям бизне- са |
2008- 2010 гг. |
270 |
80 |
90 |
100 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.5 |
Подготовка проектов межправительствен- ных и межведомст- венных соглашений с зарубежными страна- ми и субъектами Рос- сийской Федерации о сотрудничестве в об- ласти туризма |
2008- 2010 гг. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Агентство по внешнеэко- номическим связям РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.6 |
Содействие в разра- |
2008 г. |
120 |
40 |
40 |
40 |
Республикан- |
Агентство по предпринима- |
|
ботке кожууннных программ развития туризма, подготовке соответствующих ме- тодических указаний и научно-проектной основы разработки программы развития туризма |
|
|
|
|
|
ский бюджет |
тельству и туризму РТ |
1.7 |
Членство и участие в работе российских и региональных тури- стических ассоциаций |
2008- 2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.8 |
Поддержка туристи- ческого веб-сайта республики |
2008- 2010 гг. |
180 |
60 |
60 |
60 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.9 |
Организация публи- каций в российских и зарубежных средст- вах массовой инфор- мации серии статей о возможностях тури- стской отрасли в рес- публике |
2008- 2010 гг. |
600 |
100 |
200 |
300 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.10 |
Издание каталогов туристских фирм, маршрутов, объектов гостиничного хозяй- |
2008- 2010 гг. |
900 |
250 |
300 |
350 |
Республиканский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
|
ства, туристской кар- ты Тывы, буклетов на русском и англий- ском языках |
|
|
|
|
|
|
|
1.11 |
Обеспечение участия в создании единого национального стенда при организации и проведении - между- народных туристиче- ских выставок на территории России |
2008- 2010 гг. |
1500 |
450 |
500 |
550 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.12 |
Разработка, изготов- ление, издание ин- формационно-реклам- ных материалов по актуальным вопросам развития малого и среднего предприни- мательства |
2008- 2010 гг. |
45 |
10 |
15 |
20 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1.13 |
Освещение тематики развития малого и среднего предприни- мательства в средст- вах массовой инфор- мации |
2008- 2010 гг. |
25 |
7 |
8 |
10 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Минэкономики РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.14. |
Организация прове- дения социальных опросов субъектов малого и среднего предпринимательства |
2008- 2010 гг. |
15 |
3 |
5 |
7 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Го- сударственное учреждение "Центр развития малого и среднего предприниматель- |
|
по проблемным во- просам развития предпринимательст- ва, туризма |
|
|
|
|
|
|
ства в РТ" |
|
Итого по разделу 1 |
|
3955 |
1100 |
1318 |
1537 |
|
|
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
2.1 |
Участие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Тыва в межрегиональных и международных вы- ставочно-ярмарочных мероприятиях |
2008-2010 гг. |
145 |
30 |
55 |
60 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
2.2 |
Участие в выставке- ярмарке "Северная Цивилизация, Регион Экспо-2008" предста- вителей коренных малочисленных наро- дов Российской Фе- дерации в г.Москве |
с 15-19 ап- реля 2008 г. |
40 |
40 |
- |
- |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2.3 |
Приобретение торго- вого оборудования для проведения вы- ставочно-ярмарочных мероприятий |
2008- 2009 гг. |
650 |
350 |
300 |
- |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
2.4 |
Организация темати- ческих выставок-яр- |
2008- 2010 гг. |
530 |
150 |
180 |
200 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, |
|
марок на территории Республики Тыва с участием представи- телей из Монголии, а также предприятий из городов Сибирского Федерального округа |
|
|
|
|
|
|
Минэкономики РТ |
2.5 |
Проведение респуб- ликанского конкурса "Семейный бизнес", посвященного Году семьи в Российской Федерации |
2008 г. |
50 |
50 |
- |
- |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
2.6. |
Проведение респуб- ликанского конкурса "Предприниматель- ство 2008-2010" сре- ди субъектов малого и среднего предпри- нимательства |
декабрь 2010 г. |
500 |
- |
- |
500 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Го- сударственное учреждение "Центр развития малого и среднего предприниматель- ства в РТ" |
|
Итого по разделу 2 |
|
1915 |
620 |
535 |
760 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
3.4 |
Банковскими учреж- дениями |
2008- 2010 гг. |
2846100 |
900500 |
950100 |
995 500 |
Средства банков |
банковские учреждения |
|
Итого по разделу 3 |
|
3041968 |
952197 |
1020193 |
1069578 |
|
|
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
4.1 |
Создание бизнес-ин- кубаторов, фондов поддержки предпри- нимательства в муни- ципальных образова- ниях |
2008- 2010 гг. |
|
|
|
|
Муниципаль- ный бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, ад- министрации муниципаль- ных образований РТ (по согласованию) |
4.2 |
Содействие созданию и развитию общест- |
2008- 2010 гг. |
- |
- |
- |
- |
- |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Го- |
|
венных объединений и ассоциаций пред- принимателей |
|
|
|
|
|
|
сударственное учреждение "Центр развития малого и среднего предприниматель- ства в РТ", администрации муниципальных образова- ний РТ (по согласованию) |
4.3 |
Награждение лучших общественных объе- динений предприни- мателей |
2008- 2010 гг. |
45 |
10 |
15 |
20 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ, Го- сударственное учреждение "Центр развития малого и среднего предприниматель- ства в РТ", администрации муниципальных образова- ний РТ (по согласованию) |
|
Итого по разделу 4 |
|
45 |
10 |
15 |
20 |
|
|
|
ного хозяйства рес- публики в соответст- вии с Государствен- ным планом подго- товки управленческих кадров |
|
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Развитие системы пе- реподготовки и по- вышения квалифика- ции кадров малого и среднего предприни- мательства на базе учебных заведений г.Кызыла и СФО |
2008-2010 гг. |
105 |
10 |
30 |
65 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5.4 |
Разработка методиче- ского материала в сфере туризма, мало- го и среднего бизнеса |
2008 г. |
90 |
20 |
30 |
40 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
5.5 |
Организация Семина- ров по туризму с при- влечением специали- стов из отечествен- ных учебных заведе- ний |
2008- 2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
5.6 |
Обучение специали- стов по туризму на курсах повышения квалификации в рос- сийских учебных за- |
2008- 2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
Республикан- ский бюджет |
Агентство по предпринима- тельству и туризму РТ |
|
ведениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу 5 |
|
1100 |
340 |
370 |
390 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 21 апреля 2005 г. N 1290 ЗП-I "Об утверждении Республиканской целевой программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 25 декабря 2007 г. N 585 ЗП-II
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления