Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по экономике Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательной палаты |
В. Оюн |
г. Кызыл
21 апреля 2005 года
N 1290 ЗП-I
Республиканская целевая программа
государственной поддержки и развития малого
предпринимательства в Республике Тыва
на 2005-2007 годы
Кызыл, 2005
Паспорт
Республиканской целевой программы государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
в Республике Тыва на 2005-2007 годы
Наименование |
- |
Республиканская целевая программа государствен- ной поддержки и развития малого предприниматель- ства в Республике Тыва на 2005-2007 годы (далее - Программа). |
Основание для раз- работки Программы |
- |
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринима- тельства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.); Закон Республики Тыва от 27 мая 2002 г. N 1399 "О государственной поддержке малого предпринима- тельства в Республике Тыва"; Послание Президента Российской Федерации Феде- ральному Собранию от 26 мая 2004 г.; Послание Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении в республике и государственной политике на 2004 год; Региональная программа "Экономическое и социаль- ное развитие Республики Тыва на период до 2010 года". |
|
|
|
Государственный за- казчик, разработчик и координатор Про- граммы |
- |
Министерство торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва. |
Цель Программы |
- |
обеспечение устойчивого развития предпринима тельства, в первую очередь, в производственной сфе- ре, как основной части структуры экономики респуб- лики. Привлечение инвестиций, увеличение налого- вых поступлений в бюджет, формирование действен- ной системы государственной поддержки малого предпринимательства. |
|
|
|
Задачи Программы |
- |
создание благоприятных условий для развития ин- фраструктуры рыночных отношений в республике; |
|
- |
оказание содействия развитию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях; |
|
- |
использование и направление потенциала финансово- кредитных организаций на развитие малого бизнеса, внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, вен- чурного инвестирования, развитие системы гаран- тийных фондов, потребительских кооперативов; |
||||
|
- |
государственная поддержка реализации инновацион- ных бизнес-проектов субъектов малого предприни- мательства по приоритетным направлениям; |
||||
|
- |
создание новых рабочих мест, содействие занятости населения; |
||||
|
- |
повышение уровня бизнес-образования в республике; |
||||
|
- |
развитие выставочно-ярмарочной деятельности; |
||||
|
- |
оказание содействия органам местного самоуправле- ния по разработке программ развития бизнеса в каж- дом населенном пункте; |
||||
|
- |
удвоение валового регионального продукта к 2010 году; |
||||
|
- |
преодоление административных барьеров в развитии малого бизнеса. |
||||
|
|
|
||||
Сроки реализации Программы |
- |
2005-2007 годы. |
||||
Основные направления Программы |
- |
совершенствование нормативно-правовой базы мало- го предпринимательства, научно-методическое обес- печение, финансово-инвестиционная и имуществен- ная поддержка субъектов малого предприниматель- ства; |
||||
|
- |
информационная поддержка малого предпринима- тельства, развитие инфраструктуры поддержки мало- го бизнеса; |
||||
|
- |
обучение и переподготовка кадров для малого пред- принимательства, государственных и муниципаль- ных служащих, занятых в сфере развития малого бизнеса; |
||||
|
- |
формирование благоприятного предпринимательско- го климата, устранение административных барьеров. |
||||
Основные исполни- тели Программы |
- |
Министерство торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва; |
||||
|
|
отраслевые министерства и ведомства по направле- ниям бизнеса; |
||||
|
|
Фонд поддержки малого предпринимательства Рес- публики Тыва; |
||||
|
|
органы местного самоуправления; |
||||
|
|
муниципальные фонды по поддержке малого пред- принимательства; |
||||
|
|
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва; |
||||
|
|
субъекты малого предпринимательства. |
||||
|
|
|
||||
Объемы и источники финансирования Программы на 2005- 2007 годы |
- |
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании республиканского бюджета на соответствующий год. |
||||
|
|
(тыс. руб.) |
||||
|
|
|
Итого |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
|
Всего финансовых средств, в том числе: |
1007000 |
279370 |
332100 |
395530 |
|
|
Средства республи- канского бюджета, выделяемые Фонду поддержки малого предприниматель- ства Республики Тыва, в том числе |
66000 |
19000 |
22000 |
25000 |
|
|
- субсидирование процентных ставок за кредит, получае- мый субъектами ма- лого предпринима- тельства |
18000 |
5000 |
6000 |
7000 |
|
|
Возвратные средст- ва Фонда поддерж- ки малого предпри- нимательства Рес- публики Тыва |
56790 |
15790 |
19000 |
22000 |
|
|
Средства программы |
2270 |
500 |
790 |
980 |
|
|
Внебюджетные средства Фонда поддержки малого предприниматель- ства Республики Тыва |
420 |
130 |
140 |
150 |
|
|
Республиканская целевая программа по содействию за- нятости населения |
220 |
50 |
70 |
100 |
|
|
Средства органов местного само- управления |
11700 |
3900 |
3900 |
3900 |
|
|
Финансово-кредит- ные ресурсы банков |
868100 |
238500 |
286200 |
343400 |
|
|
Федеральный бюд- жет |
1500 |
1500 |
|
|
Ожидаемые конеч- ные результаты реализации Про- граммы |
- |
Устойчивый экономический рост в секторе малого предпринимательства - к концу 2007 г. выпуск това- ров и оказание услуг субъектами малого предприни- мательства составит в денежном выражении 5,48 млрд. руб.; |
||||
|
- |
увеличение числа населения, занятого в малом пред- принимательстве, от 16,9 до 20 тыс. чел; |
||||
|
- |
увеличение числа малых предприятий до 500; |
||||
|
- |
расширение налогооблагаемой базы - увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет до 20 процентов от собственного дохода; |
||||
|
- |
увеличение вклада малого предпринимательства в выпуске товаров и услуг от 3,3 до 5,4 млрд. руб. к концу 2007 года; |
||||
|
- |
увеличение числа субъектов малого предпринима- тельства, использующих инновационные решения. |
||||
|
|
|
||||
Контроль за испол- нением мероприятий Программы |
- |
Министерство торговли бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва. |
I. Основание для разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования инфраструктуры малого бизнеса в Республике Тыва.
Государственная политика в области малого предпринимательства в Республике Тыва осуществляется в соответствии с Концепцией государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Посланием Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу (парламенту) Республики Тыва, Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.), Законом Республики Тыва от 27 мая 2002 г. N 1399 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва".
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого развития предпринимательства, в первую очередь, в производственной сфере, как основной части структуры экономики республики. Привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, формирование действенной системы государственной поддержки малого предпринимательства в республике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для развития инфраструктуры рыночных отношений в республике;
оказание содействия по созданию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях;
использование потенциала финансово-кредитных организаций на развитие малого бизнеса, внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, венчурного инвестирования, развитие системы гарантийных фондов, потребительских кооперативов;
государственная поддержка реализации инновационных бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям;
оказание содействия органам местного самоуправления по разработке программ развития бизнеса в каждом населенном пункте;
создание новых рабочих мест, содействие занятости населения с 16,9 тыс. чел. до 20 тыс. чел. к концу 2007 года;
удвоение валового регионального продукта к 2010 году;
преодоление административных барьеров в развитии малого бизнеса;
развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
увеличение доли выпуска товаров и услуг субъектами малого бизнеса в валовом региональном продукте до 60 процентов.
III. Исходное состояние и развитие малого бизнеса
в Республике Тыва
Итоги реализации республиканской целевой программы "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2002-2004 гг."
Значимость малого бизнеса в экономической и социальной жизни республики должна быть подкреплена мерами государственной поддержки, регулирующими развитие предпринимательской активности по приоритетным направлениям. Первостепенной задачей является создание правовых и экономических условий для развития малого бизнеса и увеличение численности, занятых в секторе малого предпринимательства, а также повышении доли малого предпринимательства в создании валового регионального продукта. Каждый кожуун, каждая отрасль должны быть задействованы в удвоении валового регионального продукта и сокращении бедности, создании среднего класса - фундамента социальной стабильности общества.
На основании Закона Республики Тыва "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва" (в новой редакции) в целях обеспечения реализации государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, повышения эффективности использования средств, направляемых на эти цели, Правительством Республики Тыва утверждена республиканская целевая программа "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2002-2004 годы" (постановление Правительства Республики Тыва от 23 января 2002 г. N 41).
В целях совершенствования нормативно-правовых актов Республики Тыва по вопросам малого предпринимательства были приняты постановления Правительства Республики Тыва:
- от 21 августа 2002 г. N 601 "О постоянно действующей Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства";
- от 21 августа 2002 г. N 602 "О реестре субъектов малого предпринимательства Республики Тыва";
- от 30 июля 2003 г. N 523 "О Фонде поддержки малого предпринимательства Республики Тыва";
- совместно с администрацией г. Кызыла от 12 марта 2004 г. N 262/288 "О плане основных мероприятий государственной поддержки малого бизнеса в г. Кызыле на 2004 год";
- от 14 апреля 2004 г. N 374 "О дополнительных мерах по развитию малого бизнеса в Республике Тыва";
- от 7 мая 2004 г. N 457 "Об итогах проведения семинара-совещания по вопросам оказания консалтинговых услуг";
- от 10 июня 2004 г. N 538 "Об итогах семинара-совещания с руководителями коммерческих банков и страховых компаний республики, утверждении мероприятий по финансово-кредитной поддержке субъектов малого предпринимательства и Положения о порядке предоставления гарантий за счет средств республиканского бюджета субъектам малого предпринимательства в 2004 году".
В рамках реализации программных мероприятий организована работа Консультационного центра Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Тыва, где осуществляются консалтинговые услуги для субъектов малого предпринимательства в области гражданского, хозяйственного, трудового законодательства и правил регистрации субъектов малого бизнеса. В целях оказания консалтинговых услуг и консультационной поддержки предпринимателей сельской местности ежегодно практикуется проведение выездных семинаров по кожуунам республики. Правовая поддержка обеспечивается программной системой "Гарант", приобретены программные продукты "Бизнес-планирование", "Все для инвестиций", которые используются для экспертизы бизнес-планов предпринимателей.
Для инициирования предпринимательской активности в сфере консалтинговых услуг министерством проведен семинар с приглашением руководителей АНО "Центр интеллектуальной поддержки предпринимательства" и Фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области. Изучается вопрос о вхождении в Национальное Содружество Бизнес-инкубаторов России и Сибирский учебный деловой центр - Единую консалтинговую сеть Сибири.
В целях формирования положительного имиджа малого предпринимательства издан каталог "Предпринимательство Республики Тыва-2003", в котором размещена информация о преуспевающих предпринимателях, их производственно-экономической деятельности. Создан WEB-сайт министерства с информацией о развитии малого предпринимательства в республике. В средствах массовой информации обнародуются материалы о деятельности и достижениях малых предприятий и предпринимателей, проводятся конкурсы по номинациям "Лучшее малое производственное предприятие", "Лучшее малое предприятие в сфере услуг", "Лучший менеджер", "Чарующий локон".
В целях изучения опыта по развитию малого бизнеса в сопредельных регионах делегация Республики Тыва приняла участие в работе Межведомственной комиссии Сибирского Федерального округа (г. Новосибирск, 2002 г.); в работе Межведомственной комиссии Сибирского федерального округа по развитию предпринимательства (г. Красноярск, 2003 г.); в Днях малого бизнеса в Российской Федерации (г. Москва, 2002 г., 2004 г.); в V специализированной выставке-ярмарке "Предпринимательство-2003" (г.Кемерово); в работе Международного форума "Привлечение инвестиций в сельское хозяйство Монголии". По обмену опытом руководители 9 предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса изучили возможность внедрения инновационных технологий в области оказания услуг, по сервисному обслуживанию в г.Улан-Баторе (2004 г.); в июне 2004 года в работе IX Всероссийской выставки-ярмарки "Регионы России-2004". Все 11 участников, из которых 9 являются субъектами малого предпринимательства, награждены 2 золотыми медалями "Лауреат "ВВЦ", получили 13 золотых медалей, 7 серебряных и 4 почетных диплома ВВЦ.
В результате финансирования на конкурсной основе бизнес-проектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях достигнуты определенные результаты в расширении и открытии новых производств. В 2002 году профинансировано 15 инвестиционных проектов на общую сумму 14630 тыс. рублей из средств Фонда бюджетного кредитования и Фонда поддержки малого предпринимательства, что позволило расширить производство и внедрить новые производства и услуги в кожуунах республики, открыто 13 малых предприятий в кожуунах. В 2003 году профинансировано на сумму 10000 тыс. рублей, создано 75 рабочих мест.
Для становления и развития малого бизнеса активно внедряется обеспечение малых предприятий оборудованием посредством применения механизма лизинга. Утверждено Положение о финансовой аренде (лизинге) постановлением Правительства Республики Тыва от 30 июля 2003 г. N 523 "О Фонде поддержки малого предпринимательства Республики Тыва".
Из внебюджетных источников привлечено инвестиций субъектов малого предпринимательства республики за 2004 год в размере 126 млн.рублей.
Количество субъектов малого предпринимательства, прошедших перерегистрацию на 1 января 2005 г., составило 6235, в том числе малых предприятий - 435 и индивидуальных предпринимателей - 5800, что по сравнению с 2003 годом больше на 2,7 процента. Всего в малом бизнесе занято 16900 человек, что составляет 17 процентов от общего количества занятых в экономике.
По экспертным оценкам министерства, выпуск товаров и оказание услуг субъектами малого предпринимательства в 2004 году составили в денежном выражении 3,7 млрд. рублей, что по сравнению с 2003 годом больше на 26 процентов в фактических ценах. Удельный вес выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в 2004 году составил 37 процентов от общего выпуска товаров и оказания услуг. Вклад малого бизнеса в развитие платных услуг населению составляет 32,8 процента. Субъектами малого бизнеса за 2004 год обеспечено 82 процента всего оборота розничной торговли.
В структуре выпуска товаров и оказания услуг малого предпринимательства основную долю занимает промышленность - 35 процентов, строительство - 18,9, торговля и общественное питание - 29,5, сельское хозяйство - 13,4 процента.
Удельный вес налоговых поступлений (по налогам со специальным режимом) от деятельности субъектов малого предпринимательства составил около 6 процентов в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета за 2004 год.
Если к концу 90-х годов малое предпринимательство было представлено в основном отраслями торговли, услуг и сельского хозяйства, то в настоящее время оно функционирует во всех отраслях экономики. Преимущественное развитие малых предприятий происходит в производственной сфере и строительстве, удельный вес производства товаров и оказания услуг составляет 27 и 32,5 процента соответственно.
Функционируют фонды поддержки малого предпринимательства в Барун-Хемчикском, Бай-Тайгинском, Дзун-Хемчикском, Тоджинском, Овюрском, Сут-Хольском, Тес-Хемском, Эрзинском, Тандинском кожуунах.
Эрзинским фондом поддержки малого предпринимательства выданы кредиты 46 предпринимателям на сумму 400 тыс. рублей. В результате оказания финансовой помощи Эрзинским фондом поддержки малого предпринимательства для 46 субъектов малого бизнеса открылись 4 торговые точки, швейный цех, предприятие придорожного сервиса, хлебопекарня, цех по пошиву национальной обуви.
Фондом поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна профинансировано 12 инвестиционных проектов на 88,0 тыс. рублей, что позволило ввести в эксплуатацию автовокзал, осуществляются услуги по перевозке пассажиров, начато производство мебели и строительство туристической базы, ведется переработка извести. Дополнительно привлечено к работе 18 человек.
За счет республиканской целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства на 2002-2004 годы" в 2002 году создано 142 рабочих места и 2003 году - 72 рабочих места. Бюджетный эффект в результате кредитования в 2003 году составил 291 тыс. рублей.
IV. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в Республике Тыва, являются:
- слабо развитая инфраструктура развития предпринимательства;
- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами, низкий уровень образования предпринимателей и руководителей малых предприятий в области экономики, менеджмента и маркетинга;
- недостаток оборотных средств;
- недоступность банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие залогового обеспечения для получения кредита у заемщиков;
- административные барьеры при оформлении и регистрации бизнеса, получении заключений органов государственного надзора и контроля.
Одним из факторов, влияющих на недостаток в притоке финансов, является то, что предоставление малым предприятиям кредитов рассматривается коммерческими банками как большой кредитный риск, некоторые субъекты малого предпринимательства не имеют возможности обеспечить достаточный уровень залога. Требуют активного решения вопросы разделения рисков между банками, государством и субъектами малого предпринимательства, развития системы гарантий и внедрения в практику компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, по которым принято постановление Правительства Республики Тыва. Вопросы страхования малого бизнеса, определение основных видов страховых продуктов, востребованных малым бизнесом, и оценка размера затрат на страхование представляют сегодня особую актуальность.
Основные усилия по государственной поддержке малого предпринимательства должны быть направлены на решение проблем в сфере законодательства, налогообложения, расширение финансово-кредитной политики, повышение бизнес-культуры предпринимательства, а также по формированию инфраструктуры развития малого предпринимательства (создание бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, общественных ассоциаций, кожуунных фондов поддержки малого предпринимательства).
Перспективными направлениями развития малого бизнеса в республике являются развитие производственных малых предприятий, в том числе по выпуску продукции сельского хозяйства, строительной индустрии, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, развитие туристического бизнеса, экспортно-ориентированного малого бизнеса и платных услуг.
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2005-2007 годы.
В 2005 году предполагается реализация мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы по развитию и поддержке малого предпринимательства, стимулирование развития материальной базы, финансово-кредитную поддержку, создание бизнес-инкубатора.
В 2005-2006 годах усилия государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Тыва должны быть направлены на количественный рост малого предпринимательства, особенно в кожуунах республики, который должен сопровождаться качественными изменениями.
VI. Система программных мероприятий
Поддержка малого предпринимательства осуществляется через финансово-кредитную политику, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита, а также развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, под которой понимается совокупность предприятий, организаций и институтов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности и процессы воспроизводства малого бизнеса в целом. Настоящей Программой намечена реализация следующих конкретных комплексных мероприятий, играющих важную роль на данном этапе развития малого предпринимательства:
1. Совершенствование правовых условий развития малого предпринимательства
Данный раздел направлен на дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, внесение предложений в области налоговой базы для создания благоприятных условий развития малого бизнеса с целью преодоления административных барьеров.
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства
Проблема доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем, препятствующих развитию сектора малого бизнеса.
Это обусловлено высокими процентными ставками, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствием у субъектов малого бизнеса залогового обеспечения, особенно испытывают трудности начинающие предприниматели.
В целях развития предпринимательства и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий.
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого предпринимательства намечено развить альтернативные виды финансовой поддержки малых предприятий (лизинговые кредиты, программа микрофинансирования, потребительские кооперативы граждан, венчурное кредитование, франчайзинг).
3. Производственная и инновационная поддержка малых предприятий
Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение в экономику республики новых форм организации производства, способных эффективно заменить прежние, которые должны стать основой для формирования среднего класса.
В настоящее время слабо развит инновационный подход в сфере малого бизнеса, недостаточно внедряются новые технологии в производстве, оказании платных услуг населению. Поэтому в рамках реализации данной Программы планируется расширение портфеля инновационных проектов Республики Тыва в области малого бизнеса.
4. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в настоящей Программе определено как приоритетный сектор. Одним из важных аспектов является внедрение новых форм и методов организации и управления, менеджмента, маркетинга, которые поднимут на более высокий уровень квалификацию руководителей малых предприятий, предпринимателей и работников, что создаст здоровую конкурентную среду, повысит экономические показатели и качество выпускаемых товаров и предоставляемых услуг.
Создание республиканского бизнес-инкубатора позволит оказать всестороннюю поддержку начинающим малым предприятиям по вопросам информационного, правового, имущественного характера, а также позволит создать дополнительные рабочие места за период "инкубирования" субъектов малого бизнеса.
Развитие деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, союзов и ассоциаций по отраслевому направлению окажет содействие в вовлечении большего количества экономически активного населения республики к занятию предпринимательской деятельностью, сокращению числа безработных граждан.
Деятельность Учебно-делового центра Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Тыва направлена на повышение бизнес-культуры среди субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих предпринимателей.
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого предпринимательства
Мероприятия по вопросам кадрового обеспечения направлены на повышение образовательного уровня руководителей и работников малых предприятий и предпринимателей.
Главной целью является содействие в проведении образовательных программ, курсов на базе учебных заведений республики и регионов Сибирского федерального округа.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий по развитию малого предпринимательства в Республике Тыва предполагается за счет средств республиканского бюджета - 40290 тыс. рублей в 2005 году, в том числе Фонду поддержки малого предпринимательства Республики Тыва - 19 млн. рублей, на лизинг оборудования - 9 млн. рублей. Предполагается за счет средств федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства оказание финансовой поддержки в размере 1,5 млн. рублей на паритетной основе на развитие инновационного предпринимательства. В последующие годы рост финансирования предусматривается на 10 процентов, в основном по инвестиционной программе. Средства программы на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства предусматриваются в 2005 году в размере 500 тыс. рублей.
Средства Республиканской целевой программы по содействию занятости населения Республики Тыва на 2006-2007 годы будут ежегодно уточняться в пределах утвержденных лимитов на соответствующий период.
В 2005 году планируется за счет доходов Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Тыва финансирование мероприятий в размере 130 тыс. рублей с последующим ростом на 3 процента.
Средства местных бюджетов Республики Тыва, направляемые на финансирование развития малого предпринимательства, используются в рамках кожуунных и городских программ развития малого предпринимательства.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий на 2006-2007 годы, будет ежегодно уточняться на следующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского бюджета.
Финансовые средства, предусмотренные в республиканском бюджете, будут перечисляться на счет Министерства торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва.
VIII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов, предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов организационной, нормативно-правовой и материальной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров). Министерство торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва организует проведение открытых конкурсов для отбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые Фондом поддержки малого предпринимательства в результате оказания консалтинговых услуг, образовательных услуг и иных видов деятельности, не противоречащих законодательству.
Государственную поддержку реализации инвестиционных проектов Программы предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения инвестиционных ресурсов.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию Программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в местные органы исполнительной власти и самоуправления, а также к муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства по вопросам совместного финансирования приоритетных бизнес-проектов.
IX. Оценка эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит решить экономические и социальные проблемы.
В 2005 году выпуск товаров и услуг должен достигнуть 3950 млн. рублей (ИФО - 111,3 процента), в том числе промышленность - 605 млн. рублей, строительство - 670, торговля и общественное питание - 1450 млн. рублей.
В 2006 году выпуск товаров и услуг должен достигнуть 4650 млн. рублей (ИФО - 111,5 процента), в том числе промышленность - 718,5 млн. рублей, строительство - 800, торговля и общественное питание - 1720 млн. рублей.
В 2007 году выпуск товаров и услуг должен достигнуть 5480 млн. рублей (ИФО - 111,7 процента), в том числе промышленность - 852 млн. рублей, строительство - 952, торговля и общественное питание - 2050 млн. рублей.
К концу 2007 года удельный вес малого предпринимательства в выпуске товаров и услуг должен составить не менее 60 процентов и по прогнозу ежегодный темп прироста ожидается на 11-12 процентов в сопоставимых ценах, в малом бизнесе должно быть занято не менее 20 тыс. человек, и в основном увеличение ожидается в отраслях:
- торговля - 30 %;
- общественное питание - 20 %;
- бытовое обслуживание - 60 %;
- промышленность - 40 %;
- сельское хозяйство - 30 %;
- сфера услуг - 55 %.
X. Инновационность Программы
Неотъемлемой частью развития любой системы являются инновационные решения, в данной Программе внедрение механизмов:
- субсидирования части затрат по уплате процентных ставок за кредиты, получаемые субъектами малого предпринимательства;
- программы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства;
- создания потребительских кооперативов граждан;
- предоставления гарантий из республиканского бюджета для получения банковских кредитов субъектами малого предпринимательства (постановление Правительства Республики Тыва от 10 июня 2004 г. N 538 "Об итогах проведения совещания с руководителями коммерческих банков и страховых компаний республики, утверждении мероприятий по финансово-кредитной поддержке субъектов малого предпринимательства и Положения о порядке предоставления гарантий за счет средств республиканского бюджета субъектам малого предпринимательства в 2004 году").
Определены приоритетные направления развития малого бизнеса в Республике Тыва:
- развитие производственной сферы малого бизнеса, особенно внедряющих инновационные технологии;
- расширение платных услуг населению субъектами малого предпринимательства; развитие и внедрение новых методов и форм обслуживания населения по предоставлению услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- поддержка внешнеэкономической деятельности с целью развития экспортно-ориентированного бизнеса;
- поддержка строительной индустрии в республике, лесной, деревообрабатывающей и легкой промышленности;
- развитие и поддержка ремесленной деятельности, народно-художественных промыслов.
Приложение 1
к Республиканской целевой
программе государственной поддержки
развития малого предпринимательства
в Республике Тыва
на 2005-2007 годы
Основные показатели субъектов малого предпринимательства
на 2005-2007 годы
Наименование |
Ед. из- мерения |
2002 г. факт |
2003 г. факт |
2004 г. оценка |
2005 г. прогноз |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
гр. 9 к гр. 5 в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Выпуск товаров и услуг субъектами малого бизнеса |
млн.руб. |
2026,2 |
2663,2 |
3300 |
3950 |
4650 |
5480 |
205,8 |
в % к предыдущему году в сопоставимых це- нах |
|
* |
117,3 |
111,2 |
111,3 |
111,5 |
111,7 |
- |
в том числе по отраслям экономики: промышленность строительство торговля |
млн.руб. |
333,7 380,2 809,8 |
404,9 461 1008,2 |
500 560 1208 |
605 670 1450 |
718,5 800 1720 |
852 952 2050 |
210,4 206,5 203,3 |
в том числе выпуск товаров и услуг малыми предприятиями: промышленность строительство торговля транспорт |
млн.руб. |
377,2 95,6 380,2 83,8 19,5 |
590,2 159,9 192,2 111,5 29,5 |
767 193,5 230,4 133,8 38,3 |
920 234,1 276,8 160,6 49,8 |
1100 283,3 332,1 192,7 64,7 |
1320 342,7 398,5 231,2 84,1 |
223,6 214,3 207,3 207,4 285,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
в том числе выпуск товаров и услуг индивиду- альными предпринимателями |
|
238,1 |
2073 |
2487,6 |
2985,1 |
3582,1 |
4298,6 |
207,4 |
Количество занятых в малом бизнесе |
тыс.чел. |
13,1 |
14,1 |
17,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
141,8 |
в том числе количество индивидуальных предпринимателей |
чел |
5700 |
5800 |
5901 |
6005 |
6109 |
6216,8 |
107,2 |
в том числе количество занятых в малых предприятиях: промышленность строительство сельское хозяйство торговля транспорт |
чел. |
2439
495 639 62 505 218 |
2973
781 759 400 521 219 |
3000
827,9 850,1 412 536,6 220,1 |
3300
877,6 952,1 424,4 552,7 221,2 |
3600
930,2 1066,3 437,1 569,3 222,3 |
4000
986 1194,3 450,2 586,4 223,4 |
134,5
126,2 157,4 112,6 112,6 102,0 |
Приложение 2
к Республиканской целевой
программе государственной поддержки
развития малого предпринимательства
в Республике Тыва
на 2005-2007 годы
Перечень
программных мероприятий Республиканской целевой программы
государственной поддержки малого предпринимательства
в Республике Тыва на 2005-2007 годы
N п/п |
Название мероприятий |
Всего |
Сумма затрат |
Источник финан- сирования |
Исполнитель |
||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Информационно-методическая и организационная поддержка предпринимательской деятельности | |||||||
1.1. |
Внесение предложений о внесе- нии изменений в Закон Республи- ки Тыва "О едином налоге на вмененный доход для определен- ных видов деятельности" |
|
|
|
|
|
Минторгпредпринима- тельства РТ, Минфин РТ |
1.2. |
Проведение профориентацион- ных мероприятий для безработ- ных граждан и незанятого насе- ления по повышению мотивации на занятие предпринимательской деятельностью |
220 |
50 |
70 |
100 |
средства ДФСЗН в рамках бюджет- ных ассигнований на основную Дея- тельность |
ДФСЗН по РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Развитие и поддержка выставоч- но-ярмарочной деятельности в Республике Тыва |
180 |
50 |
60 |
70 |
ФПМП РТ |
ФПМП РТ, Минторпред- принимательства РТ, ТПП РТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Проведение бизнес-форума "Дни малого бизнеса" в г. Кызыле |
180 |
50 |
60 |
70 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ, ФПМП РТ, отраслевые министерства |
1.5. |
Проведение тематических семи- наров и конференций по пробле- мам малого бизнеса, организация "круглого стола" по направлени- ям бизнеса |
240 |
70 |
80 |
90 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ, ФПМП РТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6. |
Проведение профессиональных конкурсов, республиканского конкурса "Предпринимательство- 2005" |
450 |
100 |
150 |
200 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ, ФПМП РТ, отраслевые министерст- ва, органы местного са- моуправления |
1.7. |
Пропаганда через СМИ предпри нимательства и освещение пере дового опыта развития малого бизнеса |
90 |
30
|
30
|
30
|
ФПМП РТ |
ФПМП РТ, Минторг- предпринимательства РТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.8 |
Проведение информационно-ана- литических исследований, изда- ние справочной литературы для субъектов малого предпринима- тельства |
180 |
50 |
60 |
70 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ, ФПМП РТ |
|
Итого |
1540 |
400 |
510 |
630 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Привлечение банковских ресур- сов на развитие малого бизнеса путем применения механизма субсидирования части затрат на уплату процентных ставок |
18000 |
5000 |
6000 |
7000 |
ресбюджет |
ФПМП РТ
|
2.2. |
Оказание государственной под- держки на конкурсной основе в виде льготного кредитования (в том числе лизинг оборудования) субъектов малого предпринима- тельства) |
48000 |
14000 |
16000 |
18000 |
ресбюджет (в пре- делах средств, пре- дусмотренных рес- публиканской ад- ресной инвестици- онной программой) |
ФПМП РТ |
2.3. |
Возвратные средства Фонда под- держки малого предприниматель- ства |
56790 |
15790 |
19000 |
22000 |
ФПМП РТ |
ФПМП РТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. |
Органами местного самоуправле- ния |
11700 |
3900 |
3900 |
3900 |
муниципальный бюджет |
органы местного само- управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. |
Банковскими учреждениями |
868100 |
238500 |
286200 |
343400 |
средства банков |
банковские учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
1002590 |
277190 |
331100 |
394300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Повышение квалификации госу- дарственных и муниципальных служащих, работающих в сфере поддержки и развития малого предпринимательства |
150 |
50 |
50 |
50 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ |
3.2. |
Организация подготовки кадров субъектов малого предпринима- тельства |
800 |
100 |
300 |
400 |
ресбюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ |
3.3. |
Создание бизнес-инкубатора |
1500 |
1500 |
|
|
федеральный бюджет |
Минторгпредпринима- тельства РТ, ФПМП РТ, Минэкономразвития РФ |
|
Итого |
2450 |
1650 |
350 |
450 |
|
|
Сводные финансовые затраты
|
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Всего по разделам, |
1007000 |
279370 |
332100 |
395530 |
в том числе: |
|
|
|
|
Средства республиканского бюджета - всего |
125060 |
35290 |
41790 |
47980 |
в том числе: |
|
|
|
|
средства Фонда ПМП РТ |
66000 |
19000 |
22000 |
25000 |
субсидирование процентных ставок банковских кредитов |
18000 |
5000 |
6000 |
7000 |
Возвратные средства Фонда поддержки малого предпринимательства |
56790 |
15790 |
19000 |
22000 |
Средства программы |
2270 |
500 |
790 |
980 |
Внебюджетные источники Фонда ПМП РТ |
420 |
130 |
140 |
150 |
Средства банковских учреждений республики |
868100 |
238500 |
286200 |
343400 |
Федеральная программа государственной поддержки малого предприни- мательства |
1500 |
1500 |
- |
- |
Республиканская целевая программа по содействию занятости населения Республики Тыва на 2003-2005 гг. |
220 |
50 |
70 |
100 |
Средства органов местного самоуправления |
11700 |
3900 |
3900 |
3900 |
Приложение 3
к Республиканской целевой
программе государственной поддержки
развития малого предпринимательства
в Республике Тыва
на 2005-2007 годы
Мероприятия
по государственной поддержке субъектов малого
предпринимательства на 2005 год
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
I. Информационно-методическая и организационная поддержка предпринимательской деятельности | |||
1.1. |
Внести предложение о внесении измене ний в Закон Республики Тыва "О едином налоге на вмененный доход для опреде- ленных видов деятельности": - об изменении базовой доходности для отдельных видов предпринимательской деятельности (торговля, услуги общест- венного питания и бытовые услуги); - о понижении коэффициента К2 |
I квартал 2005 г. |
Минфин РТ, Мин- Торгпредпринима- тельства РТ |
1.2. |
Организовать проведение "круглого сто- ла" на тему: "Бизнес и молодежь" по во- просам развития молодежного предпри- нимательства |
II квартал 2005 г. |
Минторгпредпри- нимательства РТ, ФПМП РТ |
1.3. |
Организовать проведение форума "Дни малого бизнеса" в г. Кызыле с приглаше- нием представителей малого бизнеса из регионов СФО, в рамках которого преду- смотреть: - проведение конференции по проблемам развития малого предпринимательства в Республике Тыва; - "круглого стола" по тематическим на правлениям малого бизнеса; - выставки-ярмарки достижений субъек- тов малого предпринимательства рес- публики |
III квартал 2005 г. |
Минторгпредпри- нимательства РТ, ФПМП РТ, органы местного само- управления (по со- гласованию), отрас- левые министерства и ведомства |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1.4. |
Решить вопрос по созданию и размеще нию выставочного центра на постоянно действующей основе с целью представ- ления достижений малого предпринима- тельства городов и кожуунов республики |
|
Минторгпредпри- нимательства РТ, ФПМП РТ, Торго- во-промышленная палата РТ, органы местного само- управления (по со- гласованию), отрас- левые министерства |
1.5. |
Завершить работу по созданию бизнес- инкубатора в г. Кызыле для начинающих субъектов малого предпринимательства республики |
|
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ |
1.6. |
Разработать совместный план проведе- ния мероприятий по организации отбора из числа безработных граждан и незаня- того населения по профессиональному признаку с целью повышения занятости населения |
|
ДФГСЗН по РТ, Минторгпредпри- нимательства РТ |
1.7. |
Организовать выпуск справочника о дей- ствующей нормативно-правовой базе в области малого бизнеса, журнала о про- блемах и достижениях малого предпри- нимательства в Республике Тыва |
II квартал 2005 г. |
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ |
1.8. |
Освещение в СМИ передового опыта развития малого бизнеса в республике |
по квар- тальному плану |
Минторгпредпри- нимательства РТ |
1.9. |
Провести республиканский конкурс "Предпринимательство-2005" в три эта- па: I этап - на уровне городов и кожуунов республики; II этап - на уровне отраслевых мини- стерств и ведомств; III этап - представление на республикан- ский конкурс |
IV квартал 2005 г. |
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ, органы местного само- управления (по со- гласованию), отрас- левые министерства и ведомства |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
II. Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства | |||
|
|
|
|
2.1. |
Разработать и внедрить механизм субси- дирования части затрат на уплату про- центных ставок кредитов коммерческих банков для субъектов малого предпри- нимательства |
I квартал 2005 г. |
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ |
2.2. |
Разработать план реализации программы микрофинансирования, кредитных коо- перативов по профессиональному и тер- риториальному принципу в разрезе ко- жуунов республики |
II квартал 2005 г. по плану |
ФПМП РТ, муни- ципальные фонды ПМП |
2.3. |
Оказание государственной поддержки в виде льготного кредитования на кон- курсной основе бизнес-проектов субъек- тов малого предпринимательства по при- оритетным направлениям развития го- родов и кожуунов республики: - по развитию производственной сферы малого бизнеса, особенно внедряющих инновационные технологии; - по расширению платных услуг населе нию субъектами малого предпринима- тельства; - по поддержке внешнеэкономической деятельности с целью развития экспорт- но-ориентированного бизнеса в сфере промышленности; - по поддержке строительной индустрии в республике, лесной, деревообрабаты- вающей и легкой промышленности; - по развитию и поддержке ремесленной деятельности, народно-художественных промыслов |
в течение 2005 года |
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ, отрас- левые министерства и ведомства (по со- гласованию), орга- ны местного само- управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
III. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства | |||
3.1. |
Организовать на базе Тувинского госу- дарственного института подготовки и повышения квалификации кадров Прави- тельства Республики Тыва: курсы повышения квалификации госу- дарственных и муниципальных служа- щих, работающих в сфере поддержки и развития малого предпринимательства (группа - 18 чел.); |
II квартал 2005 г.
|
Минторгпредпри- нимательства РТ, ТГИП и ПКК ПРТ, органы местного самоуправления (по согласованию)
|
|
краткосрочные курсы по специально- сти "Менеджмент" для начинающих предпринимателей, безработных граждан и незанятого населения |
I квартал 2005 г. |
ТГИП и ПКК ПРТ ДФГСЗН по РТ |
|
|
|
|
3.2. |
Организовать на базе Кемеровского тех- нологического института обучение руко- водителей и специалистов пищевой про- мышленности по вопросам развития экс- портно-ориентированного малого бизне- са (группа 10 чел.) |
март 2005 г. |
Минторгпредпри- нимательства РТ, ФПМП РТ |
3.3. |
Изучение деятельности бизнес-инкуба- торов Новосибирской и Кемеровской об- ластей |
II квартал 2005 г. |
ФПМП РТ, Мин- торгпредпринима- тельства РТ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.