Конституционный суд Республики Тыва в составе Председателя О.Л.-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая
с участием представителей стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - депутата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Кара-Сала Ш.К., Сарыглар М.М., представителя Председателя Правительства Республики Тыва - министра по делам юстиции Республики Тыва Монгуша Ш.Ч., а также приглашенного представителя Счетной палаты Республики Тыва - инспектора-эксперта Счетной палаты Республики Тыва Намажап О.Б.,
руководствуясь частью 2 статьи 119 Конституции Республики Тыва, пунктом "а" части 1 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".
Заслушав выступление судьи-докладчика А.П. Саая, объяснение представителей группы депутатов, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Группа депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в количестве 27 человек обратилась в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о проверке соответствия части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" части 1 статьи 19, статье 91, пункту "з" части 1 статьи 103, пункту "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва.
1.1. Позиция заявителя заключается в следующем:
Частью 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 была предусмотрена лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, дополнительно к денежному вознаграждению выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного месячного денежного вознаграждения.
Законом Республики Тыва от 10.07.2009 года N 1487 ВХ-2 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в часть 3 статьи 1 внесены изменения, в результате которых данный пункт был изложен в следующей редакции: "по решению представителя нанимателя лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, дополнительно к денежному вознаграждению может выплачиваться ежемесячное денежное поощрение в размере одного месячного денежного вознаграждения. Указанное положение не распространяется на Председателя Правительства Республики Тыва и депутатов Великого Хурала Республики Тыва, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, которым указанное поощрение выплачивается в обязательном порядке".
На основании вышеуказанной нормы Председателем Счетной Палаты Республики Тыва принимались немотивированные решения о невыплате ежемесячного денежного поощрения части аудиторов Счетной палаты Республики Тыва, что, по мнению заявителя, нарушает их конституционные права.
Согласно положениям статей 4, 5, 7 Закона Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва", аудиторы Счетной палаты и председатель Счетной палаты Республики Тыва не находятся в трудовых отношениях, поскольку назначаются Законодательной палатой и Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва (по два аудитора от каждой палаты). В связи с этим заявитель полагает, что Председатель Счетной палаты Республики Тыва не является нанимателем или представителем нанимателя аудиторов Счетной палаты Республики Тыва и Законом Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва" такими полномочиями по отношению к аудиторам не наделен, а потому не может по своему усмотрению выплачивать или не выплачивать им ежемесячное денежное поощрение.
Таким образом, внесенные изменения в часть 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 года N 1889 ВХ-1 привели к тому, что были нарушены положения Конституции Республики Тыва и, в частности, статьи 19, пункт 1, которой гласит, что все равны перед законом. Конституция Республики Тыва гарантирует равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва проверить часть 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" на соответствие части 1 статьи 19, статьи 91, пункту "3" части 1 статьи 103, пункту "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва.
По мнению Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, установление законодательством Республики Тыва правил дополнительной выплаты ежемесячного денежного поощрения, отличных от правил оплаты труда Председателя Правительства Республики Тыва и депутатов Великого Хурала Республики Тыва, осуществляющих свою деятельность на постоянной профессиональной основе, которым указанное поощрение выплачивается в обязательном порядке, не противоречит Конституции Республики Тыва, а представляет собой самостоятельное регулирование сходных, но не аналогичных общественных отношений.
По мнению представителя Счетной палаты Республики Тыва, основанного на Положении "О ежемесячном денежном поощрении должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва", утвержденного приказом Председателя Счетной палаты N 80 от 21 октября 2009 года, представителем нанимателя в отношении Председателя Счетной палаты Республики Тыва представителем нанимателя является Председатель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, в отношении Заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты представителем нанимателя является Председатель Счетной палаты Республики Тыва. Также представитель Счетной палаты полагала, что Председатель Счетной палаты Республики Тыва имеет право на основании утвержденного им Положения не выплачивать заместителю Председателя и аудиторам ежемесячного денежного поощрения.
По мнению представителя Председателя Правительства Республики Тыва, Председатель Счетной палаты не может быть представителем нанимателя в отношении заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва. Согласно статьям 7 и 38 Закона Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва", аудиторы Счетной палаты назначаются и освобождаются от замещающих должностей соответствующими палатами Великого Хурала Республики Тыва. Таким образом, представителем нанимателя в отношении аудиторов Счетной палаты выступают палаты Великого Хурала Республики Тыва или специально уполномоченные решениями палат должностные лица. При этом, палатами Великого Хурала Республики Тыва должен быть принят порядок выплаты такого поощрения, в котором четко и однозначно должен быть закреплен механизм и критерии, по которым принимается решение о выплате либо о невыплате ежемесячного денежного поощрения. Таким образом, представитель Председателя Правительства Республики Тыва не находит саму оспариваемую норму противоречащей Конституции Республики Тыва, но подвергает сомнению конституционность немотивированной, основанной на субъективных факторах, невыплаты ежемесячного денежного поощрения.
1.2. В соответствии с частью 3 статьи 72 закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Тыва при принятии решения не связан с основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционным судом Республики Тыва по настоящему делу является проверка конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".
При этом Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемой нормы, так и смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из ее места в системе правовых актов.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1.1. части 1 статьи 62 Конституции Республики Тыва организация государственной службы Республики Тыва отнесена к исключительному ведению Республики Тыва.
Под организацией государственной службы в ее конституционно- правовом смысле понимается, в том числе и принятие необходимых мер по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Тыва, а также материальное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва. Следовательно, вопросы выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, а также определение условий и порядка его получения либо лишения по своей природе и характеру относятся к вопросам организации государственной службы Республики Тыва.
На основании вышеизложенного Конституционным судом Республики Тыва выявлено, что правовое регулирование порядка и условий выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, относится к исключительному ведению Республики Тыва.
2.1. Республика Тыва есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Конституции Республики Тыва). Одним из основных приоритетов Республики Тыва как правового демократического государства является законодательное регулирование всех значимых общественных отношений. Такое регулирование должно осуществляться с соблюдением конституционных и общеправовых принципов, что является важнейшим фактором упорядоченности, четкости регламентации и подчиненности общественных отношений определенным правилам и требованиям.
Важнейшим в законотворческой деятельности управомоченных органов по установлению, изменению и отмене законодательных правовых актов и норм является соблюдение конституционного принципа законности, который подразумевает равенство всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Республики Тыва). Подобное равенство может быть достигнуто лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
Из конституционного принципа равенства всех перед законом вытекает общеправовой критерий юридической определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
Вышеизложенная правовая позиция Конституционного суда Республики Тыва корреспондирует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 13 декабря 2001 года N 16-П, в которых раскрывался принцип равенства всех перед законом и судом, а также общеправовой критерий юридической определенности.
2.2. Важнейшим аспектом в рассматриваемом деле является вопрос, касающийся представителя нанимателя в его конституционно-правовом смысле, а также выявление характерных конституционно-правовых признаков представителя нанимателя, которые должны определяться во взаимосвязи с положениями, установленными Конституцией Республики Тыва, Конституционными законами Республики Тыва "О статусе Председателя Правительства Республики Тыва", "О Правительстве Республики Тыва", Законами Республики Тыва "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва", "О реестре государственных должностей Республики Тыва", "Об избирательной комиссии Республики Тыва", "О Счетной палате Республики Тыва", Указом Председателя Правительства Республики Тыва "О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва", Распоряжением Председателя Правительства Республики Тыва "О порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва в органах исполнительной власти Республики Тыва".
Анализ указанных нормативных правовых актов показывает, что одним из характерных признаков представителя нанимателя является наличие властно-распорядительных функций по принятию, прохождению и прекращению государственной службы должностными лицами.Определение представителя нанимателя также дается в статье 1 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва", в соответствии с которой представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Республики Тыва.
Следует учитывать, что предметом регулирования указанного Закона, согласно его статье 2, являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Республики Тыва, ее прохождением и прекращением, а также вопросы организации государственной гражданской службы Республики Тыва.
Статьей 3 названного Закона установлено, что государственная гражданская служба Республики Тыва является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Тыва по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Тыва, лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва.
Таким образом, Конституционным судом установлено, что, исходя из предмета регулирования, а также из контекста понятия "представителя нанимателя", его полномочий, закрепленных Законом Республики Тыва "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва", следует, что положения данного Закона не применимы в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, деятельность которых регулируется отдельными нормативно-правовыми актами (Конституционный закон Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва", Закон Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва", Закон Республики Тыва "Об избирательной комиссии Республики Тыва"), а также в силу того, что не всегда представитель нанимателя (руководитель государственного органа) обладает властно-распорядительными функциями по принятию, прохождению и прекращению службы в отношении лиц, замещающих государственную должность Республики Тыва.
Вместе с тем, в отношении руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва, замещающим государственные должности Республики Тыва, всеми признаками представителя нанимателя обладает Председатель Правительства Республики Тыва. Данный вывод истекает из положений статей 110 (часть 1), 111 Конституции Республики Тыва. В рамках своих полномочий Председатель Правительства Республики Тыва, являющийся высшим должностным лицом Республики Тыва, формирует и возглавляет Правительство Республики Тыва, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Республики Тыва и министров Республики Тыва, руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва, по вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения, то есть обладает властно-распорядительными функциями по назначению и освобождению от должности лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва в Правительстве Республики Тыва.
В отличие от Председателя Правительства Республики Тыва, Председатель Счетной Палаты Республики Тыва в силу закона не обладает властно-распорядительными функциями по назначению и освобождению от должности должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва. Указанными полномочиями наделены палаты Великого Хурала Республики Тыва (статьи 103, 104 Конституции РТ), то есть признаками представителя нанимателя в отношении данной категории должностных лиц обладает государственный орган Республики Тыва в лице Великого Хурала Республики Тыва. В сложившихся обстоятельствах Председателем Счетной палаты Республики Тыва его Приказом от 21 октября 2009 г. утверждено Положение "О ежемесячном денежном поощрении должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва", в соответствии с которым представителем нанимателя для принятия решения о выплате ежемесячного денежного поощрения в отношении
Председателя Счетной палаты Республики Тыва установлен Председатель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, а в отношении заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва установлен Председатель Счетной палаты. Подобное произвольное установление представителя нанимателя в единоличном порядке не учитывает конституционных особенностей статуса самого Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов, особого статуса государственного органа независимого финансового контроля и, следовательно, противоречит Конституции Республики Тыва.
Возможность подобного произвольного правоприменения вытекает из пробела в положениях Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", который выразился в отсутствии определения представителя нанимателя, принимающего решение о выплате ежемесячного денежного поощрения для некоторых категорий лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, в отношении которых признаками представителя нанимателя обладают палаты Великого Хурала Республики Тыва, либо иные государственные органы.
Выявленный Конституционным судом Республики Тыва пробел в правовом регулировании части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" подлежит законодательному регулированию. Иное правовое регулирование данного вопроса будет нарушать конституционный принцип законности, выраженный Конституционным судом Республики Тыва в пункте 2.1. настоящего Постановления.
Таким образом, республиканскому законодателю надлежит, исходя из требований Конституции Республики Тыва, законодательно определить представителя нанимателя, принимающего решение о выплате ежемесячного денежного поощрения для лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва. Данное не относится к лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва в органах исполнительной власти, для которых представителем нанимателя, принимающим решение о выплате ежемесячного денежного поощрения, в силу своего особого конституционно-правового статуса, является Председатель Правительства Республики Тыва. Постольку, поскольку поступление указанных лиц на государственную службу, ее прохождение и освобождение в той или иной мере зависит от воли высшего должностного лица Республики Тыва - Председателя Правительства Республики Тыва.
При регулировании данного вопроса республиканскому законодателю также необходимо учитывать конституционно-правовой статус лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва в независимых и самостоятельных государственных органах республики.
3. Наряду с законодательным определением представителя нанимателя для принятия решения о выплате ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, для соблюдения конституционного принципа равенства всех перед законом, верховенства закона, принципа юридической определенности, таким же важным аспектом по данному делу является надлежащим образом установленные порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва.
Правоприменительная практика сформировала различные подходы в установлении порядка и условий выплаты ежемесячного денежного поощрения, лицам замещающим государственные должности Республики Тыва.
3.1. В Правительстве Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения утверждены Распоряжением Председателя Правительства Республики Тыва от 24 сентября 2009 года N 142-РП "О порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва в органах исполнительной власти Республики Тыва" и Распоряжением Председателя Правительства от 30 декабря 2009 года N 256-РП "Об оценке эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва".
Так, согласно положениям Распоряжения от 24 сентября 2009 года N 142-РП, решение о выплате ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим должности министров Республики Тыва, принимается Председателем Правительства Республики Тыва по предложениям курирующих соответствующие ведомства заместителей Председателя Правительства Республики Тыва. При этом, данное решение принимается на основе методики определения показателей эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва.
Таким образом, анализ положений указанных распоряжений во взаимосвязи с частью 1 статьи 19, 110, 111, 112 Конституции Республики Тыва показывает, что установленный в органах исполнительной власти Республики Тыва порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, исключает возможность неограниченного усмотрения в процессе решения вопроса о выплате ежемесячного денежного поощрения и, следовательно, соответствует Конституции Республики Тыва.
3.2. Приказом Председателя Счетной палаты Республики Тыва от 21 октября 2009 г. "О ежемесячном денежном поощрении должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва" установлен иной порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения.
Анализ положений указанного Приказа Председателя Счетной палаты во взаимосвязи с положениями Закона Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва", а также положениями части 1 статьи 19, 91, пункта "з" части 1 статьи 103, пункта "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва показывает, что положения данного Приказа не учитывают коллегиального характера деятельности Счетной палаты Республики Тыва и особого конституционно-правового статуса Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва, а также не исключает неограниченного усмотрения в процессе решения вопроса о выплате ежемесячного денежного поощрения.
Таким образом, установленный Председателем Счетной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва. Также Конституционным судом Республики Тыва выявлено, что установление порядка и условий выплаты ежемесячного денежного поощрения относится, как минимум, к компетенции коллегиального органа государственной власти Республики Тыва, в данном конкретном случае - к компетенции коллегии Счетной палаты Республики Тыва, следовательно, и принятие решений о выплате ежемесячного денежного поощрения Председателем Счетной палаты Республики Тыва на основании ненадлежащего порядка является противоречащим Конституции Республики Тыва.
4. Как следует из статьи 73 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва в зависимости от характера рассматриваемого вопроса определяет особенности исполнения вынесенного им итогового решения.
В данном случае Конституционный суд Республики Тыва считает необходимым установить, что впредь до внесения в Закон Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" изменений, обусловленных признанием части 3 его статьи 1, не соответствующей Конституции Республики Тыва, выплачивать ежемесячное денежное поощрение в размере одного месячного денежного вознаграждения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва в обязательном порядке.
Также Конституционный суд Республики Тыва, исходя из требований статей 1, 2, 19 Конституции Республики Тыва, считает необходимым, что правоприменительные решения, принятые на основании нормы, частично признанной неконституционной по данному делу, подлежат пересмотру в установленном порядке. Иное означало бы невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдение конституционного принципа равенства всех перед законом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 85 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном Суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Признать часть 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" не соответствующей Конституции Республики Тыва, ее статье 19 (часть 1), в той мере, в какой она позволяет руководителям коллегиальных государственных органов произвольно устанавливать представителя нанимателя в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, для решения вопроса о выплате ежемесячного денежного поощрения, а также в той мере, в которой дает право руководителю органа в единоличном порядке определять порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения указанной категории должностных лиц.
Факт частичного признания части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", не соответствующей Конституции Республики Тыва, не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти Республики Тыва, исходя из природы и характера исполнительной власти, действующей на принципе единоначалия, а также особого конституционно-правового статуса Председателя Правительства Республики Тыва.
2. Республиканскому законодателю надлежит, - исходя из требований Конституции Республики Тыва и с учетом правовых позиций Конституционного суда Республики Тыва, выраженных на их основе по данному делу, - определить представителя нанимателя для принятия решения о выплате ежемесячного денежного поощрения в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва.
Органам государственной власти Республики Тыва с учетом правовых позиций Конституционного суда Республики Тыва, выраженных по данному делу, надлежит разработать и коллегиальным решением принять положения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения их должностным лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва.
Впредь до внесения таких изменений в законодательство и коллегиального принятия в государственных органах Республики Тыва положений о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, ежемесячные денежные поощрения выплачивать в обязательном порядке.
Вышеуказанное, в силу постановленного в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, не относится к органам исполнительной власти Республики Тыва.
3. Правоприменительные решения, принятые на основании нормы, частично признанной неконституционной по данному делу, подлежат пересмотру в установленном порядке в соответствии с правовыми позициями, изложенными в настоящем Постановлении.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
1-п |
Конституционный суд |
Особое мнение судьи конституционного суда Республики Тыва С.О. Монгуш
по делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 1 закона
Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании
и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва
и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва"
Не разделяя позицию Конституционного суда Республики Тыва по делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", не могу согласиться с выводом, сформулированным в резолютивной части Постановления от 28 июля 2010 года N 1-П, и аргументацией, приведенной в мотивировочной части, в связи с чем излагаю свое особое мнение.
1. Согласно статье 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва и иных нормативных правовых актов Республики Тыва.
Конституционный суд Республики Тыва решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Тыва при принятии решения не связан с основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Предметом рассмотрения Конституционным судом Республики Тыва по настоящему делу является проверка конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".
2. Свое несогласие с принятым Конституционным судом решением по данному делу мотивирую тем, что оно принято в нарушение норм федерального и республиканского законодательства, а также без учета судебной практики.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 апреля 2010 года установлено, что в отношении аудитора Счетной палаты Республики Тыва представителем нанимателя является председатель Счетной палаты Республики Тыва, поскольку в силу статьи 1 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Республики Тыва. Также этим же решением федерального суда установлено, что какого-либо противоречия федеральному законодательству нормы части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" судом не усматривается.
Коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва определением от 18 мая 2010 года решение Кызылского городского суда от 2 апреля 2010 года оставила без изменения, пояснив, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что какого-либо противоречия части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" федеральному законодательству не имеется, в связи с чем оснований для неприменения указанной нормы к возникшим отношениям в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации не имеется.
Также считаю, что Конституционный суд Республики Тыва не исследовал вопрос о соответствии оспариваемой нормы Закона Республики Тыва на соответствие Конституции Республики Тыва. В своем постановлении суд фактически дает толкование понятия "представитель нанимателя", что не является предметом рассмотрения по данному делу. Кроме того, Конституционный суд Республики Тыва выходит за рамки своих полномочий по определению правовых понятий и терминов, так как правовые понятия и термины - сфера регулирования федерального и республиканского законодателя в зависимости от предоставленной Конституцией Российской Федерации сферы ведения.
В частности, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) дается понятие. Представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части первой статьи 71 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, общие принципы организации системы органов государственной власти устанавливаются также федеральным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 26.14 вышеназванного Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Из принято постановления Конституционного суда Республики Тыва не понятно, кто же является "представителем нанимателя" в отношении аудиторов Счетной палаты. В мотивировочной части постановления, а именно в пункте 2.2. говорится о том, что Председатель Счетной Палаты Республики Тыва в силу закона не обладает властно - распорядительными функциями по назначению и освобождению от должности должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва. Указанными полномочиями наделены палаты Великого Хурала Республики Тыва (статьи 103, 104 Конституции РТ), то есть признаками представителя нанимателя в отношении данной категории должностных лиц обладает государственный орган Республики Тыва в лице Великого Хурала Республики Тыва. В другом пункте 3 говорится следующее: "Установленный Председателем Счетной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва. Также Конституционным судом Республики Тыва выявлено, что установление порядка и условий выплаты ежемесячного денежного поощрения относится, как минимум, к компетенции коллегиального органа государственной власти Республики Тыва, в данном конкретном случае - к компетенции коллегии Счетной палаты Республики Тыва, следовательно, и принятие решений о выплате ежемесячного денежного поощрения Председателем Счетной палаты Республики Тыва на основании ненадлежащего порядка является противоречащим Конституции Республики Тыва.
2. Также считаю, что Конституционный суд Республики Тыва подпунктом 3 пункта 2 резолютивной части постановления по данному делу: "Впредь до внесения таких изменений в законодательство и коллегиального принятия в государственных органах Республики Тыва положений о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, ежемесячные денежные поощрения выплачивать в обязательном порядке." явно выходит за рамки своих полномочий, так как данное решение противоречит действующему законодательству в связи с тем, что в судебной практике имеются вступившие в законную силу решения по вопросу о выплате ежемесячного денежного поощрения аудиторам Счетной палаты Республики Тыва федеральных судов общей юрисдикции, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
Поскольку отношения, возникающие в связи с выплатой ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва урегулированы законодательством, а в оспариваемых законоположениях не содержатся бланкетные нормы, противоречащие нормам Конституции Республики Тыва, то как показывает судебная и иная правоприменительная практика, возникающие по данному делу вопросы законодательно урегулированы.
В данном случае положения части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" не усматриваются неопределенными; приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации; предоставляют гражданам одинаковые возможности на равных условиях; не ограничивают права и свободы граждан; не создают преимуществ одной группе граждан перед другими.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", полагаю: положения части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" соответствуют требованиям части 1 статьи 19, статье 91, пункту "3" части 1 статьи 103, пункту "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва.
Судья С.О. Монгуш
Особое мнение
судьи Конституционного суда Республики Тыва
Ю.Я. Норбу по делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 1
закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 вх-1 "О денежном содержании
и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва
и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва"
Конституционный суд Республики Тыва, рассмотрев в судебном заседании дело по запросу группы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - одной пятой от установленного численного состава депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в количестве 27 человек: Тыт-оола Ю.Д., Тюлюша М.С., Балчия Б.Ч., Чульдум М.М., Монгуша В.К., Санчата С.К., Мандан-оола Э.Л., Кара-Сала Ш.К., Сарыглар Ж.К., Сата B.C., Чангы-оола О.С., Шестакова В.В., Хомушку Т.М., Дамдына O.K., Ондара К.Б., Лопсан А.К., Салчака А.К., Огибовой Л.А., Бамба М.Б., Тановой О.М., Дандара Ш.В., Домур-оол B.C., Потаповой A.M., Куулар Л.Ш., Казанцевой И.В., Сандана В.Т., Сумилова А.П. (далее - заявитель) о проверке соответствия части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" части 1 статьи 19, статье 91, пункту "з" части 1 статьи 103, пункту "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва вынес Постановлением от 28 июля 2010 года N 1-П, в котором признал часть 3 статьи 1 Закона Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" частично не соответствующей Конституции Республики Тыва.
С принятым решением не могу согласиться по следующим основаниям.
1. Конституционный суд Республики Тыва фактически в постановлении от 28 июля 2010 года по данному делу исследовал понятие "представитель нанимателя", что не относится к предмету рассмотрения судом по делу.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон N 79-ФЗ закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности.
По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей: 1) должностного оклада; 2) оклада за классный чин; 3) дополнительных выплат.
Согласно статье 50 Федерального закона N 79-ФЗ ежемесячное денежное поощрение является составной частью денежного содержания гражданского служащего и должно выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами соответствующего субъекта.
Закон Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" определяет размер ежемесячного денежного поощрения в размере одного месячного денежного вознаграждения и при этом, на законодательном уровне устанавливается порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, который определяется правовым актом представителя нанимателя.
2. Также Конституционным судом Республики Тыва не приняты во внимание при принятии решения следующие обстоятельства: 1) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва 19 августа 2009 года была проведена экспертиза Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (в редакции от 10 июля 2009 г.), по результатам которой положений, не соответствующих федеральному законодательству вышеназванного закона не выявлено; 2) Прокуратурой Республики Тыва подготовлен проект Закона Республики Тыва "О внесении изменений в часть 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" с целью урегулирования вопроса о порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения лицам, назначаемым на должность законодательным (представительным) органом государственной власти, либо на паритетных началах высшими законодательным и исполнительными органами государственной власти. Данный законопроект в порядке статьи 108 Конституции Республики Тыва направлен Председателю Правительства Республики Тыва для дачи заключения; 3) Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 апреля 2010 года установлено, что в отношении аудитора Счетной палаты Республики Тыва представителем нанимателя является председатель Счетной палаты Республики Тыва, поскольку в силу статьи 1 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Республики Тыва. Также этим же решением федерального суда установлено, что какого-либо противоречия федеральному законодательству нормы части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" судом не усматривается; 4) Коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва определением от 18 мая 2010 года решение Кызылского городского суда от 2 апреля 2010 года оставила без изменения, пояснив, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что какого-либо противоречия части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" федеральному законодательству не имеется.
3. В отношениях, связанных с выплатой ежемесячных денежных поощрений лицам (далее - ЕДП ), замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва присутствует публично-правовой элемент, который заключается в том, что государство не обязывает работодателя - представителя нанимателя выплачивать в обязательном порядке ежемесячное денежное поощрение лицам, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва. Таким образом, лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации не лишены свободы выбора материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей лиц, замещающих государственные должности и должности государственных гражданских служащих.
В применении положений рассматриваемого Закона Республики Тыва сложилась определенная практика, где представитель нанимателя решает о выплате или невыплате ЕДП по результатам работы, основываясь при этом на определенный порядок. Например, в Счетной палате Республики Тыва - Положение "О ежемесячном денежном поощрении должностных лиц Счетной палаты Республики Тыва, замещающих государственные должности Республики Тыва", утвержденное приказом Председателя Счетной палаты N 80 от 21 октября 2009 года.
Таким образом, возможность представителя нанимателя в силу новой редакции Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" выплачивать или не выплачивать ЕДП лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, не ущемляет конституционные права и законные интересы граждан и не ведет к нарушению положения Конституции Республики Тыва (пункт 1 статьи 19), согласно которому все равны перед законом.
4. Изложенное позволяет сделать вывод, что положения части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" соответствуют требованиям части 1 статьи 19, статье 91, пункту "3" части 1 статьи 103, пункту "п" части 1 статьи 104 Конституции Республики Тыва.
Конституционный суд Республики Тыва
Судья Ю.Я. Норбу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 28 июля 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в связи с запросом группы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника
Текст постановления официально опубликован не был