остановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 177
"О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 21 января 2011 г. N 14"
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 марта 2014 г. N 95 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Тыва постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Тыва от 21 января 2011 г. N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы" следующие изменения:
1) в наименовании и постановлении цифры "2012" заменить цифрами "2014";
2) в республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа):
- в наименовании цифры "2012" заменить цифрами "2014";
- в паспорте Программы:
а) в наименовании цифры "2012" заменить цифрами "2014";
б) в позиции "Наименование Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014";
в) в позиции "Сроки и этапы реализации Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014";
г) в позиции "Объемы и источники финансирования Программы" цифры "2012" заменить цифрами "2014", цифры "142,460" заменить цифрами "41,460", слова ", том числе: в 2011 году - 71,806 млн. рублей; в 2012 году - 70,654 млн. рублей" исключить;
д) дополнить позицией следующего содержания:
" |
Подпрограммы Программы |
- |
подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"; подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"; |
- в Программе:
а) подраздел 7 раздела V изложить в следующей редакции:
"7. Прочие мероприятия в сфере агропромышленного комплекса
Субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на прочие мероприятия в сфере агропромышленного комплекса предоставляются предприятиям агропромышленного комплекса на следующие цели:
- на компенсацию расходов по оплате договоров на приобретение сырья и материалов;
- на компенсацию расходов по выполнению работ, оказанию услуг;
- на организационные мероприятия по проведению республиканского праздника животноводов Наадым;
- на материальное поощрение кожууну, получившему право проводить на своей территории республиканский Наадым;
- на расходы по проведению Дня работника сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- на расходы по участию в межрегиональных выставках;
- на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- на юбилейные мероприятия кожуунов;
- на расходы, связанные с разработкой долгосрочных целевых программ развития сельского хозяйства;
- на прочие расходы.
А также государственная поддержка чабанов, имеющих 1000 и более голов мелкого рогатого скота, в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 15 сентября 2010 г. N 375.";
б) дополнить разделами IX. "Подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы", X. Подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" следующего содержания:
"IX. Подпрограмма
"Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Паспорт
подпрограммы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования (распорядителя средств республиканского бюджета Республики Тыва) |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
|
Наименование Подпрограммы |
- |
подпрограмма "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" (далее - Подпрограмма) |
|
Цель Подпрограммы |
- |
стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции |
|
Задачи Подпрограммы |
- |
обеспечение условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств; создание дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров; обеспечение доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств; стимулирование переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства |
|
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- |
целевой индикатор - увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года - 1,03. целевые показатели: количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки, - 49, в том числе: в 2012 году - 16 ед.; в 2013 году - 16 ед.; в 2014 году - 17 ед.; количество созданных рабочих мест - 147 |
|
Характеристика подпрограммных мероприятий |
- |
комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: 1. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие в организации их деятельности. 3. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. 4. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров. 5. Доступ к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском (муниципальных) фондах перераспределения земель |
|
Сроки реализации Подпрограммы |
- |
2012-2014 годы |
|
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
|
объем финансирования Подпрограммы в 2012 - 2014 годах составит 112,450 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 53,6 млн. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 21,052 млн. рублей; в 2013 году - 14,0 млн. рублей; в 2014 году - 18,548 млн. рублей; средства республиканского бюджета Республики Тыва - 21,85 млн. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 6,9 млн. рублей; в 2013 году - 6,9 млн. рублей; в 2014 году - 8,05 млн. рублей; за счет внебюджетных средств (собственных и заемных средств) крестьянских (фермерских) хозяйств - 37,0 млн. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 11,0 млн. рублей; в 2013 году - 11,0 млн. рублей; в 2014 году - 15,0 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально- экономической эффективности |
|
49 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств; рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом. Реализация Подпрограммы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Подпрограммы: развитие конкурентной среды; создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства; создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Крестьянские (фермерские) хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении населения, формировании предложения на республиканском рынке и за годы реформ заняли достаточно прочные позиции в сельскохозяйственном производстве.
По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Республики Тыва зарегистрировано 1108 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если в 2000 году на сельскохозяйственные организации республики приходилось 9,4% от общего объема валовой продукции, на крестьянские хозяйства - 7,7%, то в 2010 году на долю сельскохозяйственных организаций пришлось 12,1%, на долю крестьянских хозяйств только - 4,6%.
В 2010 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено зерна - 2,0 тыс. тонн (11,3% от общего объема производства зерна республики), картофеля - 0,5 тыс. тонн (1,5%), овощей - 0,1 тыс. тонн (2,6%), скота и птицы на убой (в живом весе) - 0,7 тыс. тонн (3,4%), молока - 2,5 тыс. тонн (4,1%), шерсти - 98 тонн (7,6%).
Сектор малых форм хозяйствования, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы".
По оперативным данным на 1 сентября 2011 г. на развитие малых форм хозяйствования кредитным организациям выдано 217 субсидируемых кредитов на общую сумму 64,0 млн. рублей, в том числе 11 кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 22,0 млн. рублей.
Бурный рост крестьянских (фермерских) хозяйств отмечался в начале 90-х годов прошлого столетия. В последующее полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения численности крестьянских (фермерских) хозяйств потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
По данным Тывастата по состоянию на 1 января 2011 г. общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств республики составляет 1108 единиц, а число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств - 665 единиц.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства - индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе, связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Подпрограмма призвана помочь начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам республики закрепиться в аграрном секторе экономики региона.
2. Цель и задачи Подпрограммы
Цель Подпрограммы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
3. Описание ожидаемых результатов реализации Подпрограммы и целевые индикаторы
В результате реализации Подпрограммы к 2014 году ожидается:
49 начинающих фермеров при государственной поддержке смогут осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств;
рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом.
Реализация Подпрограммы также позволит получить следующие результаты: создание не менее 147 рабочих мест;
развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевые индикаторы реализации Подпрограммы представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Целевые индикаторы реализации Подпрограммы
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих К(Ф)Х с помощью государственной поддержки |
16 |
16 |
17 |
49 |
Количество созданных рабочих мест |
48 |
48 |
51 |
147 |
Результат реализации Подпрограммы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (таблица N 2).
Таблица N 2
Расчет целевого индикатора
Целевой индикатор |
Уровень стремления |
Количество хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по данным Тывастата на 1 января 2011 г. |
Значение индикатора, ед. |
Год достижения цели |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
|||
Количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
714 |
665 |
681 |
697 |
714 |
2014 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
, (1)
где:
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 1 января 2011 г.;
Sz - число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 1 января 2015 г.;
Значение целевого индикатора к концу реализации Подпрограммы составит:
(2)
4. Перечень и описание подпрограммных мероприятий
В рамках реализации подпрограммы намечается создание благоприятных социально-экономических условий в целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
На основе анализа проблемы и выявленных путей ее решения предусматриваются подпрограммные мероприятия, которые необходимо осуществить для достижения целей и задач, установленных Подпрограммой.
Система Подпрограммных мероприятий, объемы и источники их финансирования приведены в приложениях N 1, 2 к Подпрограмме.
4.1. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности
Целью данного мероприятия является:
информационное обеспечение малых форм хозяйствования на селе, в том числе через средства массовой информации, проведение информационно-разъяснительной работы среди сельского населения, малых форм хозяйствования о реализации Подпрограммы;
консультирование по правовым и экономическим вопросам по реализации Подпрограммы, а также программы развития сельского хозяйства в Республике Тыва;
выявление претендентов на участие в конкурсе;
оказание помощи участникам и претендентам Подпрограммы в подготовке документов;
предоставление информации и оказание содействия в установлении деловых связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с производителями и поставщиками техники и оборудования животноводческих комплексов;
оказание содействия организации сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;
содействие в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в республиканской собственности Республики Тыва.
Исполнителем данного мероприятия является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе, консультационная помощь малых форм хозяйствования на селе по вопросам развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта производимой ими сельскохозяйственной продукции.
4.2. Отбор участников Подпрограммы
Претендентом на участие в Подпрограмме является гражданин Российской Федерации, имеющий возраст от 19 до 58 лет и отвечающий следующим требованиям (далее - начинающий фермер):
зарегистрирован индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующего условиям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который должен содержать следующие положения:
- предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
- предложения по порядку формирования производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства;
- предварительные договоры по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей;
- предложения по созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест;
- рекомендательные письма от органов местного управления;
- имеет информацию о собственных средствах (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи, но не менее 100 тыс. рублей;
- имеет план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет;
- не получал до подачи заявки грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
Участником Подпрограммы является начинающий фермер, прошедший конкурсный отбор.
Отбор претендентов на участие в Подпрограмме осуществляется на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва, в котором установлены критерии отбора участника Подпрограммы.
Конкурсный отбор осуществляется комиссией, созданной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, в состав которой входят представители министерств и ведомств республики и общественных организаций по согласованию.
Основным критерием отбора участника является эффективность бизнес-плана, представленного крестьянским (фермерским) хозяйством на конкурсный отбор, а также наличие потенциальных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, полученной от реализации бизнес-плана.
Конкурсная комиссия также положительно учитывает:
проживание начинающего фермера и высокую степень его бытового обустройства по месту расположения крестьянского (фермерского) хозяйства;
отдаленность крестьянского (фермерского) хозяйства от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; меньший размер запрашиваемого гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
предоставление рабочих мест для местных жителей; социальную и бюджетную ответственность; наличие производственных фондов и их хорошее состояние; наличие племенных сельскохозяйственных животных; наличие земель сельскохозяйственного назначения; положительные деловую репутацию и кредитную историю; итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
рекомендации от органов муниципального самоуправления; общественную активность и ответственность заявителя; результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и Гранта на создание крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
4.3. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - денежные средства, предоставляемые из федерального и республиканского бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания в сельской местности Республики Тыва производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая: покупку земли сельскохозяйственного назначения;
разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений; регистрацию производственных объектов;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам; подключения к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
покупку сельскохозяйственных животных;
покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, осуществляющей конкурсный отбор участников Подпрограммы.
Максимальный размер Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на одного начинающего фермера, софинансируемый из федерального бюджета, установлен в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей.
Выделение Гранта осуществляется посредством предоставления финансовых средств за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва.
Все активы, приобретенные за счет Гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Тыва. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств Гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть Гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в бюджет Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению Грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в договорах, заключаемых между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и участниками Подпрограммы при получении финансовых средств.
Форма договора устанавливается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Начинающий фермер может получить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства один раз в рамках данной Подпрограммы.
Начинающие фермеры наравне с другими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей могут также участвовать в мероприятиях республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы", предусматривающих государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
4.4. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров
Единовременная помощь на бытовое обустройство - денежные средства, предоставляемые из федерального и республиканского бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования затрат начинающего фермера, на следующие цель приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупка единственного грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;
приобретение и доставка не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
установка для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, осуществляющей отбор участников Программы с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера, представленного им бизнес-плана и плана расходов.
Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемое начинающему фермеру, в расчете на одного начинающего фермера, софинансируемый из федерального бюджета, установлен в размере не превышающим 250 тыс. рублей.
Единовременная помощь осуществляется посредством предоставления финансовых средств за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз в рамках данной Подпрограммы.
4.5. Доступ к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель
Целью данного мероприятия является обеспечение свободного доступа малых форм хозяйствования на селе к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель.
Исполнителями данного мероприятия являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском фонде перераспределения земель.
5. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация данной Подпрограммы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
Финансирование всех, предусмотренных Подпрограммой мероприятий, осуществляется на протяжении всего срока реализации Подпрограммы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
6. Оценка социально-экономических последствий реализации Подпрограммы, оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Реализация Подпрограммы позволит увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 33% к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом, а также будет способствовать достижению стратегических целей социально-экономического развития Республики Тыва по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
В результате реализации подпрограммных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и к 2014 году достигнет 340,0 млн. рублей. Также, согласно обоснованным целевым показателям Подпрограммы 49 начинающих фермеров смогут при государственной поддержке осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 147 рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
Реализация Подпрограммы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно- технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Реализация Подпрограммы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в том числе отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
Характеристика рисков, связанных с реализацией Подпрограммы поддержки начинающих фермеров, и предложения, выполнение которых будет способствовать уменьшению негативного воздействия рисков на выполнение Подпрограммы, представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
Риски
и механизмы снижения рисков, связанные с реализацией Подпрограммы
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного и правового обеспечения |
Проведение экспертизы Подпрограммы и привлечение квалифицированных кадров |
Не достаточный уровень финансово-кредитной поддержки и неполный охват направлений развития малых форм хозяйствования на селе |
Увеличение размеров и расширение направлений финансово-кредитной поддержки |
Не соответствие инфраструктуры |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационное, научное и др. обслуживание |
Организационные риски |
Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков, иного государственного и муниципального имущества и др. для создания и развития малых форм хозяйствования |
Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения сельскохозяйственной деятельности |
Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта |
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов Подпрограммы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения объемов сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме приведен в таблице N 4.
Таблица N 4
Расчет
эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме
Показатели |
Единицы измерений |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за три года |
Валовая продукция сельского хозяйства, производимая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (ВП) |
млн. рублей |
265,0 |
300,0 |
340,0 |
905,0 |
Ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (ДВП) |
млн. рублей |
32,4 |
35,0 |
40,0 |
107,4 |
Финансирование Программы (республиканский бюджет), всего (Ф) |
млн.рублей |
6,9 |
6,9 |
8,05 |
21,85 |
Показатель эффективности - Эобщ |
млн.рублей/ млн.рублей |
7,2 |
5,7 |
5,1 |
18,2 |
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств составляет 27,6, что для Подпрограммы, предназначенной создать условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на среднесрочную перспективу, следует считать высоким показателем.
8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Подпрограммы
На реализацию Подпрограммы планируется привлечь средства из федерального бюджета - 53,6 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Тыва - 21,85 млн. рублей, внебюджетные средства (собственные и заемные средства) подпрограммных мероприятий - 37,0 млн. рублей (таблица N 5).
Таблица N 5
Расчет потребности в необходимых ресурсах (млн. рублей)
Наименование показателя |
2012 г |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, всего |
24,0 |
17,4 |
22,350 |
63,750 |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет республиканский бюджет |
18,0 6,0 |
11,4 6,0 |
15,350 7,0 |
44,750 19,0 |
2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, всего |
3,952 |
3,5 |
4,250 |
10,810 |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет республиканский бюджет |
3,052 0,9 |
2,6 0,9 |
3,198 1,05 |
8.850 2.850 |
3. Собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств |
11 |
И |
15,0 |
37,0 |
По всем мероприятиям финансирование, всего |
38,952 |
31,9 |
41,598 |
112,450 |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет республиканский бюджет |
21,052 6,9 |
14,0 6,9 |
18,548 8,05 |
53,6 21,85 |
собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств |
11,0 |
11,0 |
15,0 |
37,0 |
Финансирование Подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва предусматривается осуществлять путем предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства финансовых средств в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, определенном Правительством Республики Тыва.
Объемы и источники поэтапного финансирования Подпрограммы за счет средств республиканского бюджета и собственных средств исполнителей приведены в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме.
Объем государственной поддержки подпрограммных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва устанавливается при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год и подлежит ежегодному уточнению.
9. Описание системы управления реализацией Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия основных исполнителей мероприятий Подпрограммы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва осуществляет управление реализацией Подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2008 г. N 792 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ".
Финансирование расходов на реализацию Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Тыва.
Контроль и анализ хода реализации Подпрограммы осуществляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Подпрограммы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ по Подпрограмме и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономики Республики Тыва готовит и представляет в Правительство Республики Тыва отчет о ходе реализации Подпрограммы за полугодие (до 1 сентября отчетного года) и за отчетный год (до 1 апреля).
Мониторинг реализации основных направлений Подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Приложение N 1
к подпрограмме "Поддержка начинающих фермеров
в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Система
подпрограммных мероприятий
Наименование мероприятий |
Объем финансирования, млн. рублей |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
Ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты от мероприятия |
1. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие в организации их деятельности |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
2012-2014 гг. |
Повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе, увеличение производства и сбыта производимой сельскохозяйственной продукции |
2. Отбор участников Подпрограммы |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
2012-2014 гг. |
Определение участников Подпрограммы - получателей государственной поддержки |
3. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства |
63,750 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, крестьянские (фермерские) хозяйства |
2012-2014 гг. |
49 начинающих фермеров при государственной поддержке смогут осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств; количество созданных рабочих мест составит - 147 |
4. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров |
10,810 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
|
49 начинающих фермеров при государственной поддержке смогут осуществить бытовое обустройство |
5. Доступ к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском (муниципальных) фондах перераспределения земель |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва |
|
Обеспечение свободного доступа малых форм хозяйствования на селе к информации о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в республиканском (муниципальных) фондах перераспределения земель |
Итого по всем мероприятиям Подпрограммы |
74,560 |
X |
х |
X |
Приложение N 2
к подпрограмме "Поддержка начинающих фермеров
в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Объемы и источники
поэтапного финансирования подпрограммных мероприятий
(млн. рублей) | |||
Наименование мероприятия, этапы его реализации |
Объем финансирования, всего |
Республиканский бюджет Республики Тыва |
Собственные средства |
Итого по всем мероприятиям |
58,85 |
21,85 |
37,0 |
в том числе: |
|
|
|
2012 год |
16,9 |
6,9 |
10,0 |
2013 год |
18,9 |
6,9 |
12,0 |
2014 год |
23,05 |
805 |
15,0 |
1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, всего |
19,0 |
19,0 |
- |
в том числе: |
|
|
|
2012 год |
6,0 |
6,0 |
- |
2013 год |
6,0 |
6,0 |
- |
2014 год |
7,0 |
7,0 |
- |
2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, всего |
2,85 |
2,85 |
|
в том числе: |
|
|
|
2012 год |
0,9 |
0,9 |
- |
2013 год |
0,9 |
0,9 |
- |
2014 год |
1,05 |
1,05 |
- |
X. Подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Паспорт
подпрограммы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы"
Наименование Подпрограммы |
- |
подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" (далее - Подпрограмма) |
Наименование субъекта бюджетного планирования (распорядителя средств республиканского бюджета Республики Тыва) |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
Цель Подпрограммы |
- |
создание экономических предпосылок для развития и распространения семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
Задача Подпрограммы |
- |
реализация в Республике Тыва проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и выше голов крупного рогатого скота (далее - КРС) или конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств при условии их окупаемости не более 8 лет |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- |
создание за 2012 - 2014 годы 15 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; прирост объема производства молока к концу 2014 года составит по сравнению с 2011 годом - 6,6%; прирост объема производства мяса скота и птицы в живом весе к концу 2014 года составит по сравнению с 2011 годом - 6,9%; создание за 2012 - 2014 годы дополнительно 53 рабочих мест |
Характеристика подпрограммных мероприятий |
- |
информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности; проведение отбора участников Подпрограммы; государственная поддержка на создание и развитие семейных животноводческих ферм, в том числе предоставление субсидий на: разработку проектно-сметной документации семейных животноводческих ферм; создание, реконструкцию или модернизацию животноводческой фермы; комплектацию ферм (поставка племенного и товарного скота, оборудования и техники), а также оборудования и техники по переработке животноводческой продукции от лизинговых компаний, производителей и поставщиков оборудования и техники и других организаций; развитие инженерной и дорожной инфраструктуры для семейных ферм (строительство подъездных путей, расходы на получение технических условий, прокладка ЛЭП, строительство трансформаторной подстанции, строительство очистных сооружений, водозаборной башни, расходы на экспертизу и согласование) |
Сроки реализаций Подпрограммы |
- |
2012-2014 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
- |
объем финансирования Подпрограммы в 2012 - 2014 годах составит 115 500 тыс. рублей, из них: за счет республиканского бюджета Республики Тыва - 45 ООО тыс. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 6 000 тыс. рублей; в 2013 году -18 000 тыс. рублей; в 2014 году - 21 000 тыс. рублей; за счет собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств - 70 500 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 9 400 тыс. рублей; в 2013 году - 28 200 тыс. рублей; в 2014 году - 32 900 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
реализация Подпрограммы также позволит получить следующие результаты: распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на новые хозяйства; внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в отечественное производство продукции животноводства; развитие местной строительной индустрии и положительного мультипликативного эффекта на смежные отрасли и подотрасли агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока и другой продукции животноводства, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники); развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах; создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности; получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности; достижение экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности животных, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории республики |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Участниками Подпрограммы являются крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Тыва и иные малые формы хозяйствования.
Развитие семейных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования позволит увеличить производство животноводческой продукции, увеличить поголовье крупного рогатого скота молочных и мясных пород, других_видов животных, повысить уровень жизни и обеспечить занятость сельского населения, а также распространить передовой опыт организации животноводства, относящихся к приоритетным целям развития агропромышленного комплекса Республики Тыва, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
В рамках данной Подпрограммы под семейной животноводческой фермой подразумевается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Анализ ситуации и потенциал развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
Производство продуктов животноводства имеет важнейшее значение для продовольственной безопасности республики. Таким образом, качественные изменения в производстве продуктов животноводства могут стать катализатором положительных качественных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом, рынков сельскохозяйственной продукции в республике.
Общая ситуация в животноводстве в последнее время претерпела значительные изменения. Значительную роль в таких изменениях сыграла реализация национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Предпринятые в его рамках в 2006 - 2010 гг. меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации скотоводства и создать условия для роста молочного скотоводства и других видов животноводства.
Сложившаяся экономическая и институциональная система сельского хозяйства в Республике Тыва свидетельствует о необходимости дальнейшего развития, как крупных форм хозяйствования, так и малых форм хозяйствования.
По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Республики Тыва зарегистрировано 1108 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (общая площадь земли 49,3 тыс. га), более 47 тысяч личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 138,1 тыс. га).
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2000 - 2010 годов в структуре производства сельскохозяйственной продукции уменьшилась, по молоку с 7,6% до 4,2%, мяса в живом весе с 7,5% до 3,2% к общему объему производства по всем категориям хозяйств.
В течение последних трех лет (2008-2010 годы) в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Производство молока в 2010 году увеличилось на 1,4 тыс. тонн по сравнению с 2008 годом, мяса в живой массе на 0,2 тыс. тонн за аналогичный период.
Вместе с тем, сектор крестьянских (фермерских) хозяйств имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и
другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без липшего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Кроме того, поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств во многом будет способствовать освоению сельских территорий Республики Тыва, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Важным фактором в развитии экономики сельского хозяйства является стимулирование перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. Цель и задача Подпрограммы
Целью Подпрограммы является создание экономических предпосылок для развития и распространения семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты: увеличение поголовья коров молочной и мясной породы; развитие основных видов животноводства;
увеличение производства отечественной животноводческой продукции; распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие кооперативных отношений среди малых форм хозяйствования и их взаимодействие с потребительскими обществами системы Тывапотребсоюза; рост занятости сельского населения;
появление мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока и др.);
увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств за счет переоформления личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению поступлений налоговых платежей;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий. Задачей Подпрограммы является реализация в Республике Тыва проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, собственных средств фермеров, кредитов и поставок по лизингу, при условии их окупаемости сроком до 8 лет.
3. Описание ожидаемых результатов реализации Подпрограммы и целевые индикаторы
Результат реализации Подпрограммы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Основные целевые индикаторы Подпрограммы и их значения по годам приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Целевые индикаторы Подпрограммы
Показатели |
Единицы измерения |
Оценка 2011 г. |
Срок реализации Подпрограммы |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Количество созданных семейных животноводческих ферм (в рамках Подпрограммы) |
единиц |
0 |
4 |
5 |
6 |
Прирост производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
% |
6,2 |
6,3 |
6,5 |
6,6 |
Прирост производства скота и птицы в живом весе в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
% |
6,6 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
Создание дополнительных рабочих мест |
единиц |
0 |
15 |
18 |
20 |
Создание 15 новых семейных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования в 2012 - 2014 годах приведет к следующим положительным социально-экономическим результатам:
распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на новые хозяйства;
внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в отечественное производство продукции животноводства;
развитие местной строительной индустрии и положительного мультипликативного эффекта на смежные отрасли и подотрасли агропромышленного комплекса (производство кормов, первичная переработка молока и другой продукции животноводства, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);
развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;
достижение экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности животных, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории республики.
4. Перечень и описание подпрограммных мероприятий
В рамках реализации Подпрограммы намечается создание благоприятных социально-экономических условий в целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
На основе анализа проблемы и выявленных путей ее решения предусматриваются подпрограммные мероприятия, которые необходимо осуществить для достижения цели и решения задач, установленных Подпрограммой.
Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
4.1. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности
Целями данного мероприятия являются:
информационное обеспечение малых форм хозяйствования на селе, в том числе через средства массовой информации, проведение информационно-разъяснительной работы среди сельского населения, малых форм хозяйствования о реализации Подпрограммы;
консультирование по правовым и экономическим вопросам по реализации Подпрограммы, а также программы развития сельского хозяйства в Республике Тыва;
выявление претендентов на участие в конкурсе;
оказание помощи участникам и претендентам Подпрограммы в подготовке документов;
предоставление информации и оказание содействия в установлении деловых связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с производителями и поставщиками техники и оборудования животноводческих комплексов;
оказание содействия в организации сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;
содействие в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в республиканской собственности Республики Тыва;
содействие в предоставлении гарантий, залогового обеспечения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Исполнителем данного мероприятия является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе, консультационная помощь малых форм хозяйствования на селе по вопросам развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта производимой ими сельскохозяйственной продукции.
4.2. Проведение отбора участников Подпрограммы
Претендентами на участие в Подпрограмме являются крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и /или свойством и совместно осуществляют деятельность, основанную на их личном участии.
Участником Подпрограммы является крестьянское (фермерское) хозяйство, прошедшее конкурсный отбор.
Отбор крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на конкурсной основе в порядке, утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, в котором установлены критерии отбора участника Подпрограммы, а также критерии для принятия решения конкурсной комиссией.
Конкурсный отбор осуществляется комиссией, созданной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, в состав которой входят представители министерств и ведомств республики и общественных организаций по согласованию.
Основным критерием для принятия решения конкурсной комиссией является: эффективность бизнес-плана, представленного крестьянским (фермерским) хозяйством на конкурсный отбор, а также наличие потенциальных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, полученной от реализации бизнес-плана. Так же субсидии предоставляются по следующим критериям отбора:
соответствие крестьянских (фермерских) хозяйств требованию объединения членов хозяйства на основе родства и их личного трудового участия;
крестьянское (фермерское) хозяйство является микропредприятием в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и зарегистрировано не позже 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в Программе;
возраст главы крестьянского (фермерского) хозяйства не моложе 19 и не старше 55 лет;
наличие бизнес-плана и технико-экономического обоснования создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет;
обязательство крестьянского (фермерского) хозяйства о создании или вступлении в действующий сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество по профилю продукции, производимой на семейной животноводческий ферме, и перерабатываемой в данном кооперативе, либо заключение соглашения о реализации своей продукции с перерабатывающей организацией;
создание не менее трех дополнительных рабочих мест;
отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;
наличие или экономическое обоснование создания собственной или на кооперативной
основе кормовой базы или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами;
финансирование не менее 40 процентов затрат по развитию семейной животноводческой фермы - за счет собственных средств и (или) за счет кредитных средств. При этом сумма собственных средств не может быть менее 10% от суммы указанных затрат;
готовность участника Подпрограммы проводить экскурсионно-обучающие мастер-классы на базе реализованных проектов с целью передачи передового опыта функционирования семейных животноводческих ферм;
крестьянское (фермерское) хозяйство может принять участие в Подпрограмме лишь один раз.
4.3. Государственная поддержка на развитие семейных животноводческих ферм
Государственная поддержка на реализацию данного мероприятия осуществляется посредством предоставления Гранта за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва в рамках республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2011 - 2014 годы" в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва.
1. Грант предоставляется на:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
2. Максимальный размер Гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определен в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
Решением конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва определяется конкретный размер Гранта, предоставляемого главе крестьянского (фермерского) хозяйства, который не превышает 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы, а также установленного порядком предоставления субсидий максимального размера при условии наличия собственных (заемных) средств на сумму не менее 40 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
5. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
Финансирование всех, предусмотренных Подпрограммой мероприятий, осуществляется на протяжении всего срока реализации Подпрограммы и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий.
6. Оценка социально-экономических последствий реализации Подпрограммы, оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Реализация Подпрограммы позволит увеличить к концу 2014 года объемы производства сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также будет способствовать достижению стратегических целей социально-экономического развития Республики Тыва по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
В результате реализации подпрограммных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и к концу 2014 года достигнет 340,0 млн. рублей.
15 фермеров смогут при государственной поддержке осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка фермеров обеспечит создание дополнительно 53 рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
Реализация Подпрограммы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно- технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Реализация Подпрограммы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в том числе отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
Характеристика рисков, связанных с реализацией Подпрограммы поддержки начинающих фермеров и предложения, выполнение которых будет способствовать уменьшению негативного воздействия рисков на выполнение Подпрограммы, представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Риски
и механизмы снижения рисков, связанные с реализацией Подпрограммы
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного и правового обеспечения |
Проведение экспертизы Подпрограммы и привлечение квалифицированных кадров |
Не достаточный уровень финансово- кредитной поддержки и неполный охват |
Увеличение размеров и расширение направлений |
направлений развития малых форм хозяйствования на селе |
|
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Не соответствие инфраструктуры |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационного, научного и др. обслуживания |
Организационные риски |
Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков, иного государственного и муниципального имущества и др. для создания и развития малых форм хозяйствования |
Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения сельскохозяйственной деятельности |
Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта |
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов Подпрограммы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения объемов сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме приведен в таблице N 3.
Таблица N 3
Расчет
эффективности расходования финансовых средств по Подпрограмме
Показатели |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за три года |
Валовая продукция сельского хозяйства, производимая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (ВП) |
млн. рублей |
265,0 |
300,0 |
340,0 |
905,0 |
Ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в фактических ценах (ДТП) |
млн. рублей |
32,4 |
35,0 |
40,0 |
107,4 |
Финансирование программы из республиканского бюджета (Ф) |
млн. рублей |
6,0 |
18,0 |
21,0 |
45,0 |
Показатель эффективности - Эобщ |
млн. рублей |
5,4 |
19,4 |
20,1 |
44,9 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется с учетом дефляторов по соотношению конечных результатов Подпрограммы и затрат на ее реализацию.
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств составляет 17,0, что для Подпрограммы, предназначенной создать условия для создания и развития семейных животноводческих ферм для устойчивого и интенсивного развития отрасли на среднесрочную перспективу, следует считать высоким показателем.
8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Подпрограммы
На реализацию Подпрограммы планируется привлечь средства из республиканского бюджета Республики Тыва в виде Гранта в размере 45 ООО тыс. рублей, в том числе в 2012 году - 6 ООО тыс. рублей, в 2013 году - 18000 тыс. рублей, в 2014 году - 21 000 тыс. рублей.
Расчет потребности в необходимых финансовых ресурсах представлен в таблице N 4.
Таблица N 4
Расчет
потребности в необходимых ресурсах
(тыс. рублей) | ||||
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
Потребность в финансовых ресурсах по развитию семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
15 400 |
46 200 |
53 900 |
115 500 |
республиканский бюджет |
6 000 |
18 000 |
21 000 |
45 000 |
собственные средства фермеров |
9 400 |
28 200 |
32 900 |
70 500 |
Объем государственной поддержки подпрограммных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва устанавливается при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год и подлежит ежегодному уточнению.
9. Описание системы управления реализацией Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия основных исполнителей мероприятий Подпрограммы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва осуществляет управление реализацией Подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2008 г. N 792 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ".
Финансирование расходов на реализацию Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Тыва.
Контроль и анализ хода реализации Подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Подпрограммы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ по Подпрограмме и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономики Республики Тыва готовит и представляет в Правительство Республики Тыва отчет о ходе реализации Подпрограммы за полугодие (до 1 сентября отчетного года) и за отчетный год (до 1 апреля).
Мониторинг реализации основных направлений Подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Приложение
к Подпрограмме "Развитие семейных
животноводческих ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств в Республике Тыва
на 2012 - 2014 годы"
Система
подпрограммных мероприятий
Наименование мероприятий |
Объем финансирования мероприятий, всего за счет средств республиканского бюджета (млн. рублей) |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
Ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты от мероприятия |
1. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
2012- 2014 гг. |
Повышение уровня информированности сельского населения, совершенствование организации производства и сбыта сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств |
2. Проведение отбора участников Подпрограммы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, крестьянские (фермерские) хозяйства |
2012- 2014 гг. |
Определение участников Программы - получателей государственной поддержки |
3. Государственная поддержка развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в виде Гранта |
45,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
2012- 2014 гг. |
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в малом секторе агробизнеса; создание дополнительных рабочих мест |
Итого по всем мероприятиям Подпрограммы |
45,0 |
х |
X |
X |
в) пункт 7 приложения N 4 изложить в следующей редакции:
" |
7. Поддержка экономически значимых программ, подпрограмм, техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса, всего |
33,153 |
38,474 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
субсидии на реализацию экономически значимых программ и субсидии на техническую и технологическую модернизацию предприятий агропромышленного комплекса |
33,153 |
25,574 |
|
|
субсидии на реализацию подпрограммы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" |
0 |
6,9 |
|
|
субсидии на реализацию подпрограммы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Тыва на 2012 - 2014 годы" |
0 |
6,0 |
" |
И.о. первого зам. Председателя |
М. Козлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 177 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 21 января 2011 г. N 14"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 марта 2014 г. N 95 настоящее постановление признано утратившим силу