Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета города Кызыла
На сегодняшний день вопрос обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города остается актуальным. Сбалансированность местного бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по исполнению своих расходных обязательств и является необходимым условием решения задач, поставленных Программой.
Обеспечение стабильности доходов бюджета, сокращение недоимки в бюджет и повышение эффективности бюджетных расходов является приоритетными направлениями деятельности в области муниципальных финансов на 2012 год. Мероприятия по реализации приоритетных направлений деятельности на 2012 год утвержден постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.03. 2012 года N 506.
В целях реализации направления Программы по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета города Кызыла планируется провести следующие мероприятия:
а) повышение финансовой гибкости бюджета, т.е. повышение способности бюджета эффективно реагировать в финансовом плане на изменяющие внешние экономические условия, самостоятельно приспосабливаться к неблагоприятным изменениям внешних условий.
Следует отметить, что ежегодно Мэрией г. Кызыла разрабатываются и утверждаются мероприятия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов, а также мероприятия по оптимизации бюджетных расходов.
Важнейшим условием повышения гибкости в управлении доходами является право органа местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги, а также изменять их ставки и налоговую базу. Гибкими доходами местных бюджетов являются местные налоги, к которым относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако эти налоги занимают незначительное место в доходах бюджета.
Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день в городе Кызыле по земельному налогу утверждены налоговые ставки ниже максимального размера, установленного Налоговым кодексом. В результате бюджет города Кызыла теряет сумму доходов в пределах 16 млн. рублей.
Уровень дотационности бюджета города Кызыла незначителен и не оказывает значительного влияния на финансовую гибкость бюджета, в основном финансовая гибкость бюджета обеспечивается за счет поступлений по налоговым и неналоговым доходам, поступающим по нормативам отчислений установленных налоговым законодательством.
В управлении расходами условием повышения гибкости, прежде всего, является возможность отказа либо переноса на более поздние сроки предусмотренных в бюджете расходов капитального характера и мероприятий долгосрочных муниципальных целевых программ. Социальные расходы, представляющие собой значительную и растущую часть расходов бюджета, являются наименее гибкими расходами ввиду их законодательной защищенности. По итогам исполнения бюджета за последние два года также наименее гибкими расходами явились расходы на новое строительство объектов социального значения, ввиду их острой недостаточности.
Нельзя не отметить, что немаловажным фактором для недопущения дестабилизации финансового процесса является постоянная работа с кредитными организациями по привлечению кредитных ресурсов, которые стали реальным источником погашения дефицита бюджета.
В целях обеспечения и повышения гибкости бюджета в рамках реализации Программы планируется разработка и утверждение мероприятий по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов, а также реализация мероприятий по оптимизации расходов бюджета на 2012 год.
б) сокращение и реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности;
Анализ кредиторской задолженности муниципальных учреждений финансируемых из бюджета г. Кызыла производится ежегодно по всем статьям расходов, ежеквартально по основным статьям расходов как ст. 213 "Начисления на оплату труда" и ст. 223 "коммунальные услуги". Порядок проведения мониторинга кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях, финансируемых из городского бюджета города Кызыла утвержден Приказом руководителя финансового органа г. Кызыла N 92 от 23 октября 2008 года.
План мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений финансируемых из бюджета города Кызыла предусмотрен в Порядке проведения мониторинга кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом руководителя финансового органа г. Кызыла N 92 от 23.10.2008 г.
Учет общего объема кредиторской задолженности бюджета города Кызыла первоначально проводится в рамках формирования справочной таблицы к отчету об исполнении бюджета на основании сведений, представляемых ежемесячно субъектами бюджетного планирования.
В целях проведения детального анализа кредиторской и дебиторской задолженности субъектами бюджетного планирования ежемесячно предоставляются в финансовый орган сведения о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности по кодам бюджетной классификации Российской Федерации с отражением объема кредиторской задолженности и пояснением причин прироста задолженности.
Одним из мер по сокращению кредиторской задолженности бюджета города Кызыла является заключение с Министерством финансов Республики Тыва Соглашения от 10.01.2012 г. N 19 "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", где одним из пунктов является не допущение по состоянию на первое число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности по отдельным статьям расходов.
В целях сокращения и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности в рамках реализации Программы необходимо:
- провести ежеквартальный анализ объема и состава дебиторской и кредиторской задолженности, причин и факторов возникновения задолженности, внесение и согласование предложений по их погашению с финансовым органом г. Кызыла;
- в соответствии с Порядком проведения мониторинга кредиторской задолженности в учреждениях, финансируемых из бюджета города Кызыла продолжить работу по урегулированию кредиторской задолженности, ее переоформления в форму иных обязательств, также принятие мер по списанию кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности определенных Гражданским законодательством Российской Федерации;
- строго соблюдать условия Соглашения по недопущению просроченной кредиторской задолженности по состоянию на первое число каждого месяца.
- повысить персональную ответственность руководителей учреждений за возникновение и увеличение дебиторской и кредиторской задолженности.
в) снижение долговой нагрузки на бюджет
Единственным альтернативным решением в снижении долговой нагрузки на бюджет может быть полный отказ от осуществления муниципальных заимствований. Однако при наличии дефицитности местного бюджета проведение такой политики невозможно. В сложившихся условиях, а именно недостаточности собственных финансовых средств, политику в управлении муниципальным долгом необходимо строить на обеспечении оптимальной структуры муниципального долга и поддержания его объема на управляемом (объективном) уровне.
В 2012 году на основании показателей действующих долговых обязательств и планируемых к принятию долговых обязательств (с учетом сроков их погашения) проводился анализ долговой нагрузки на местный бюджет и предполагаемом объеме долговых обязательств бюджета на конечном периоде. Анализ показывает, что с учетом предполагаемой платежеспособности бюджета объем муниципального долга будет погашена в плановом периоде, т.е. до конца 2014 года.
N |
Наименование показателей |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
1 |
Объем внутреннего долга по состоянию на конец отчетного периода, тыс. руб. |
0 |
83 712 |
196 664,3 |
295 204,3 |
253 979,6 |
2 |
Доля внутреннего долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета, % по состоянию на конец отчетного периода |
0 |
12,69 |
20,79 |
40,98 |
35,91 |
3 |
Расходы бюджета на обслуживание муниципального долга |
2 661,8 |
7 597,6 |
26 058,0 |
15 200 |
12 000 |
В рамках реализации Программы целесообразно произвести анализ долговой нагрузки на бюджет города с учетом расходов бюджета на погашение просроченной кредиторской задолженности по всем расходным обязательствам, с учетом всех показателей платежеспособности и кредитоспособности бюджета города Кызыла, четко проанализировать возможный объем привлечения новых долговых обязательств.
Привлечение новых долговых обязательств должна обеспечить сокращение расходов на обслуживание муниципального долга, создание сбалансированной структуры муниципальных заимствований, основанной на приоритетах целевого использования заимствований, минимизацию рисков управления муниципальным долгом, сохранение безопасного уровня платежеспособности местного бюджета и экономически обоснованный объем муниципального долга с учетом требований и ограничений бюджетного законодательства.
Требуется определение четкого регламента планирования и привлечения новых долговых обязательств и показателей, позволяющих обеспечить необходимый уровень экономической безопасности для бесперебойного функционирования городской инфраструктуры и выполнения социально-значимых расходов от рисков, связанных с погашением долговых обязательств.
Увеличение финансирования дефицита бюджета производить исключительно за счет средств поступающих от реализации муниципального имущества, обеспечения поступления дополнительных налоговых и неналоговых доходов, сокращения просроченной кредиторской задолженности.
Провести постоянную работу по соблюдению графика платежей по погашению муниципального долга, своевременно предпринимать меры по мобилизации финансовых средств для погашения муниципального долга по графику, погашение долговых обязательств за счет перераспределения суммы экономии по текущим платежам.
Заимствование производить в пределах финансовых возможностей бюджета, привлеченные средства направлять строго по целевому направлению заимствования.
г) повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе приватизации (продажа) неэффективно используемого муниципального имущества.
Полная оценка эффективности деятельности органа местного самоуправления невозможна без оценки эффективности управления муниципальной собственностью. Для повышения эффективности деятельности в указанной сфере предлагается:
- проведение инвентаризации объектов муниципальной собственности, оформление прав на них, определение оптимального состава объектов муниципальной собственности с учетом полномочий, возложенных на органы местного самоуправления;
- совершенствование системы показателей для оценки эффективности использования муниципального имущества.
Проведение технической инвентаризации объектов муниципальной собственности позволит передать объекты недвижимости в аренду на более длительный срок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" при отсутствии свидетельства о государственной регистрации на объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют право заключить договор аренды на срок, не превышающий одного года. Проведение технической инвентаризации объектов муниципальной собственности позволит обеспечить стабильным источником собственных доходов в виде арендных платежей на долгосрочную перспективу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.