В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", развития промышленного комплекса и обеспечения экономического роста Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Республики Тыва до 2030 года (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Тыва руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Тыва.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Концепция
развития промышленности Республики Тыва до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 17 апреля 2015 г. N 195)
1. Общие положения
Концепция развития промышленности Республики Тыва до 2030 года (далее - Концепция) разработана на долгосрочную перспективу с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Тыва.
Концепция учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в Республике Тыва до 2020 года, увеличения объема инвестиций в промышленность Республики Тыва.
Концепция разработана на основе документов Российской Федерации и Республики Тыва, в частности:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р;
государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328;
Концепции развития инновационной деятельности в Республике Тыва, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 25 марта 2009 г. N 116;
государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 г. N 657;
государственной программы Республики Тыва "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 633;
Лесного плана Республики Тыва, утвержденного Указом Главы Республики Тыва от 14 ноября 2012 г. N 271.
Концепция развития промышленности Республики Тыва определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития промышленности республики до 2030 года.
2. Минерально-сырьевая база Республики Тыва
Богатство и разнообразие видов полезных ископаемых Республики Тыва в значительной степени определяет перспективы экономического развития региона, которое может превратить его в регион с развитым горнопромышленным комплексом. Республика является уникальной металлогенической территорией, в которой выявлены месторождения цветных, редких и благородных металлов, каменного угля, железных руд, нерудного сырья для стройиндустрии, пресных и минеральных вод.
2.1. Минерально-сырьевая база Республики Тыва
по основным видам полезных ископаемых
Уголь. На территории республики Государственным балансом учтены 13 месторождений каменного угля, общие балансовые запасы которого по состоянию на 1 января 2014 г. составляют 4067,5 млн. тонн, из которых 3870 млн. тонн относятся к коксующимся. Следует отметить, что месторождения угля республики относятся к одному из крупных бассейнов каменного угля - Улуг-Хемскому, общие прогнозные ресурсы которого оцениваются в 20 млрд. тонн.
Исследования показывают, что освоение значительных запасов высококачественного коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна может выступить в качестве наиболее конкурентоспособного ресурса Республики Тыва. Действительно, низкое содержание фосфора и малозольность определяют высокое качество коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна, который по спекаемости превосходит кузнецкий и печорский уголь той же марки.
Золото. В добыче металлов в республике в настоящее время преобладает золото.
Золотодобывающая промышленность является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Тувы. Несмотря на положительную динамику золотодобычи в республике, одной из самых актуальных проблем данной отрасли в Туве является угроза истощения разведанных запасов и активных ресурсов россыпного золота, которая может привести в недалеком будущем к прекращению добычи золота в республике. С другой стороны, актуальной проблемой является недостаточная геологическая изученность региона: не известны не только балансовые запасы, но и прогнозные ресурсы месторождений россыпного золота.
Минимальный ресурсный потенциал Республики Тывы по золоту оценивается в 400 тонн, из которых 20 тонн сосредоточено в россыпных месторождениях.
Исходя из сложившегося положения в настоящее время необходимо решение вопроса по наращиванию добычи золота на месторождениях рудного золота.
Так, общие разведанные запасы золота на 1 января 2014 г. оценивались в количестве 9488 кг. Очевидно, что при сохранении темпов добычи золота (1600- 1700 кг в год) на разведанных запасах истощение балансовых запасов возможно через 6-7 лет.
Вышеуказанная проблема золотодобычи в Туве может быть решена постепенным переходом от добычи золота на россыпных месторождениях на добычу из рудных месторождений, прогнозные ресурсы которых составляют не менее 150 тонн при разведанных запасах рудного золота 15542 кг.
Таким образом, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие золотодобычи республики может быть связано с отработкой коренных месторождений.
Кобальт, никель. Хову-Аксынское никель-кобальтовое месторождение отрабатывалось в период с 1973 по 1990 годы горно-обогатительным комбинатом "Тувакобальт". Комбинат ежегодно производил до 83 тыс. товарной руды. При этом среднее содержание кобальта за период работы комбината снизилось с 1,19 до 0,4 процента по условиям отработки и техническим возможностям гидрометаллургического цеха.
В начале 90-х годов горно-обогатительный комбинат был законсервирован и закрыт.
Основной конечной продукцией предприятия являлся коллективный медно-никель-кобальтовый концентрат. Попутные компоненты не извлекались несмотря на высокое содержание золота и серебра.
Следует отметить, что основной конечной продукцией предприятия являлся коллективный медно-никель-кобальтовый концентрат. Попутные компоненты не извлекались несмотря на высокое содержание золота, серебра.
В рамках настоящей Концепции необходимо решить вопрос о дальнейшей переработке отходов кобальтового производства и перспективе решения вопроса по вовлечению Хову-Аксынского месторождения в разработку.
Цинк, свинец. В восточной части республики в 50-60-х годах XX века разведано Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое месторождение, содержащее также золото, серебро, селен, кадмий, серу и барит. С 2006 года месторождение осваивается ООО "Лунсин". В декабре 2007 года закончено проектирование строительства горно-обогатительного комбината, в мае 2008 года проект прошел экспертизу в ФГУ "Главгосэкспертиза России".
Общие запасы Кызыл-Таштыгского месторождения по состоянию на 1 января 2014 г. составляют по категориям В1, С1 и С2:
- полиметаллических руд - 12,9 млн. тонн;
- медных руд - 2,07 млн. тонн;
- колчеданных руд 6,2 млн. тонн, в том числе 1294,8 тыс. тонн цинка, 202,8 тыс. тонн свинца, 250,9 тыс. тонн меди;
- ресурсы по категориям Р1 составили 4783 тыс. тонн по руде, в том числе 339 тыс. тонн цинка, 26 тыс. тонн свинца, 76 тыс. тонн меди.
Разработка Кызыл-Таштыгского месторождения является одним из важных проектов для республики. Проектом предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию ООО "Лунсин" горнодобывающего предприятия с производительностью 1000 тыс. тонн руды в год.
Медь, молибден. Ак-Сугское месторождение расположено на северо-востоке республики. В настоящее время месторождение осваивается ООО "Голевская горнорудная компания". Месторождение характеризуется не только крупными запасами меди, но и высоким ее содержанием. Кроме меди в руде содержится молибден, золото, серебро, рений и селен. Балансовые запасы в контурах карьера оцениваются в количестве 556,2 млн. тонн руды, содержащей 2,3 млн. тонн меди, молибдена - 65,3 тыс. тонн, золота - 55,6 тонн, серебра - 425,4 тонн, рения - 105,7 тонн.
Тантал, ниобий. На юге республики расположено месторождение тантала и ниобия - Улуг-Танзекское. Месторождение относится к крупным, и при возможной государственной поддержке эффективность разработки Улуг-Танзекского месторождения будет высокой.
Каменная соль. Запасы каменной соли Дус-Дагского месторождения были утверждены территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при Красноярском геологическом управлении (протокол ТКЗ КГУ от 3 декабря 1976 г. N 224). На дату утверждения (1 января 1976 г.) балансовые запасы по категории В + С1 составляли 6857,39 тыс. тонн, в том числе по категории В - 4351,04 тыс. тонн, С1 - 2506,35 тыс. тонн.
Месторождение также содержит сильвинит - сырье для получения хлористого калия, минерального удобрения. В настоящее время добычу каменной соли на Дус-Дагском месторождении каменной соли осуществляет ОАО "Соляной карьер "Дус-Даг", по техническому проекту предусматривается добыча 10,0 тыс. тонн соли в год, каменная соль используется только для нужд животноводства. В дальнейшей перспективе рассматривается вопрос об организации производства чистой пищевой соли.
Строительные материалы.
Хризотил-асбест. На территории республики эксплуатируется крупнейшее Ак-Довуракское месторождение. Некоторые текстильные сорта асбеста по качеству не уступают известному "баженовскому" типу (Урал). Комбинат "Тываасбест" был построен в 1964 году и до начала 90-х годов был одним из крупнейших производителей асбеста в России. Основными потребителями предприятия являлись промышленные центры страны, тувинский асбест применялся при изготовлении 4000 видов изделий промышленности. По проекту комбинат мог производить асбест от нулевого до шестого сортов.
Общие запасы асбеста на месторождении оцениваются в 2,8 млн. тонн при среднем содержании его в рудах 2,23 процента.
Месторождения кирпичных глин. Разведаны и подготовлены к освоению девять месторождений кирпичных глин с общими запасами 13,8 млн. куб.м, три месторождения песчано-гравийной смеси - 24,6 млн. куб.м, пески строительные для силикатных изделий - 9,3 млн. куб.м. Всего разведано более 20 месторождений различных строительных материалов.
Месторождения карбонатных пород для строительной извести. На государственном балансе на территории республики числится 7 месторождений карбонатных пород для строительной извести с общими запасами 24,3 млн. тонн. Наиболее крупные месторождения: Медведевское (Каа-Хемский кожуун) с запасами 8,6 млн. тонн, Чаданское (Дзун-Хемчикский кожуун) - 6,6 млн. тонн, Барун-Хемчикское (Барун-Хемчикский кожуун) - 3,4 млн. тонн.
Месторождения цементного сырья.
Детальная разведка месторождений цементного сырья в Туве проводилась в 1970 - 1975 гг. с целью определения сырьевой базы для строительства цементного завода в г. Шагонаре.
По результатам работ как сырьевая база основного (карбонатного) компонента цементной шихты было определено Хайраканское месторождение известняков, как сырьевая база глинистого компонента - Карачатское месторождение глин. В качестве корректирующей добавки рекомендовано использовать железные руды Улатайского месторождения.
Результаты технологических испытаний показали возможность получения на основе известняков Хайраканского месторождения и глин Карачатского месторождения и при введении корректирующей добавки железных руд Улатайского месторождения, сырьевой шихты и клинкера рационального химико-минералогического состава рядового портландцемента марки не ниже 400 по ГОСТ 10178-62 как по сухому, так и по мокрому способу производства.
Хайраканское месторождение цементных известняков находится в Улуг-Хемском кожууне Республики Тыва. В составе Хайраканского месторождения известняков в контуре запасов промышленных категорий карбонатные породы составляют 97,9 процента, из них известняки - 93,8 процента.
Балансовые запасы известняков в качестве карбонатной составляющей цементной шихты и сырья для производства строительной извести утверждены по сумме категорий А+В+С1 в количестве 19 223 тыс. тонн, в том числе по категориям А - 3 851 тыс. тонн, В - 4178 тыс. тонн, С1 - 11 194 тыс. тонн, а также по категории С2 - 1 402 тыс. тонн. Имеются перспективы наращивания запасов. Месторождение подготовлено для промышленного освоения.
Карачатское месторождение цементных глин расположено в Улуг-Хемском кожууне Республики Тыва к югу от г. Шагонара.
Гранулометрический состав глин полностью отвечает требованиям промышленности к цементному сырью.
Запасы цементных глин утверждены по сумме категорий В+С1 в количестве 5 836 тыс. тонн, в том числе по категории В - 2 405 тыс. тонн. Месторождение подготовлено для промышленного освоения.
Улатайское месторождение железных руд расположено на южном склоне хребта Западный Танну-Ола в Овюрском кожууне Республики Тыва северо-восточнее с. Хандагайты и в 220 км от Хайраканского месторождения. Энергоснабжение возможно от подстанции в с. Хандагайты.
Улатайское месторождение железных руд оценивается в качестве сырьевой базы корректирующей добавки. Пригодность железной руды в качестве минеральной добавки к цементу определена технологическими испытаниями.
Утверждены балансовые запасы железных руд в качестве корректирующей добавки в цемент в контуре рекомендованного к разработке карьера по категории С1 - 248 тыс. тонн. Учитывая небольшую потребность в добавках, рекомендовано вести отработку периодически, по мере необходимости. Месторождение подготовлено для промышленного освоения.
Восточный участок Куртушибинского месторождения нефрита. Участок находится на территории Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, тогда как остальные проявления Куртушибинского месторождения - на территории Красноярского края.
Нефрит имеет массивную и сланцеватую текстуру, нередко порода интенсивно рассланцована. По цвету выделяются табачно-зеленые, светло-зеленые, зеленые и голубовато-зеленые разновидности, причем первые представляют большинство известных проявлений.
По декоративным качествам нефрит в соответствии с ОСТ 41.117-76 относится к поделочному нефриту первого сорта (100%). Выход сортового нефрита составляет 51 процент. Истинная плотность - 2,8 т/куб. м, средний выход поделочного нефрита принят равным 30 процентам.
По состоянию на 1 января 2014 г. по Куртушибинскому месторождению нефрита Государственным балансом учитываются балансовые запасы нефрита в количестве:
- на территории Красноярского края - 251,6 т нефрита-сырца категории С2, в том числе 96,9 т сортового нефрита, (протоколы ЦКЗ N 46/1 - 1982, 1983, 1984, 1985 гг.). Эти запасы переданы ООО "Прогресс-Инвест" в соответствии с лицензией КРР 02550 ТЭ;
- на территории Республики Тыва - 696,9 т нефрита-сырца категории С2, в том числе сортового поделочного нефрита (при выходе 50%) - 348,4 т (протоколы ЦКЗ N 46/1 - 1983, 1984, 1992 гг.).
2.2. Запасы древесины
Общая площадь лесного фонда Республики Тыва на 1 января 2014 г. составляет 10882,0 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 7722,8 тыс. га. Из общей площади 10874,0 тыс. га лесного фонда республики эксплуатационные и защитные леса составляют 3216,3 тыс. га, резервные леса - 7657,6 га или 70 процентов от общей площади.
Общий запас в лесах Республики Тыва на 1 января 2014 г. составляет 1149,5 млн. куб. м, в том числе хвойных - 1117,9 млн. куб. м (97,2 процента). Исходя из природных условий, запасы в разрезе древесных пород распределены оптимально. Из общего запаса насаждений на долю лиственничных древостоев приходится 53,6 процента, кедровых - 41,6, березовых - 2,4, сосновых - 1,3, еловых - 0,8, прочих пород - 0,3 процента.
Для условий Республики Тыва возрастная структура оптимальна.
По состоянию на 1 января 2014 г. площадь эксплуатационных лесов составляет 1809,9 тыс. га или 22,5 процента всей покрытой лесом площади.
Эксплуатационный запас (возможный для эксплуатации) спелых и перестойных насаждений эксплуатационных лесов составляет 103,9 млн. куб. м корневой массы (или 21,5 процента от общих запасов спелой и перестойной древесины).
Расчетная лесосека республики составляет 2388,4 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 2001,1 тыс. куб. м или 84,8 процента, в том числе 387,3 тыс. куб. м по мягколиственному.
Экспорт лесных ресурсов в соседние регионы и за границу не развит. Современная интенсивность заготовки древесины в лесах Республики Тыва не соответствует имеющимся ресурсам и мировым достижениям.
2.3. Подземные и минеральные воды
Общие прогнозные ресурсы подземных вод на территории республики составляют 21,2 млн. куб. м/сут. Обеспеченность ресурсами подземных вод питьевого качества - 68,3 куб. м/сут. на одного человека. Общее количество разведанных эксплуатационных запасов питьевых подземных вод составляет 92,99 тыс. куб. м/сут., в том числе подготовленных для промышленного освоения - 79,59 тыс. куб. м/сут.
Качество подземных вод по химическому и бактериологическому составу в основном отвечает нормативным требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды.
Богата республика и минеральными водами различных групп, такими, как: углекислые (холодные и термальные), кремнистые термальные, радоновые, сульфидные, кислые железистые и без специфических компонентов. Разведаны и используются для бальнеологического применения на республиканских курортах минеральные воды Чедерского и Уш-Бельдирского месторождений. На Чедерском месторождении добывают также лечебные грязи и рапу, кроме этого есть минеральные воды, пригодные для розлива.
Таким образом, анализ минерально-сырьевой базы Республики Тыва показывает, что республика имеет значительные запасы и ресурсы таких полезных ископаемых, как золото, уголь, молибден, цинк, свинец, асбест и другие. Кроме того, республика обладает значительными запасами редких и редкоземельных металлов, кобальта и никеля, древесины, строительных материалов, а также подземных и минеральных вод.
3. Современное состояние промышленности Республики Тыва
Промышленность Республики Тыва специализируется на добыче цветных, драгоценных металлов, топливных ресурсов, асбеста, производстве деловой древесины и пиломатериалов, обрабатывающей отрасли.
На долю Республики Тыва в объеме отгруженной продукции промышленности Сибирского федерального округа приходится 0,05 процента, а Российской Федерации - 0,02 процента.
Доля промышленности в региональном валовом продукте Республики Тыва по итогам 2013 года составляет 12,1 процента, численность занятых в промышленности - 10,5 тыс. человек, величина среднедушевого дохода населения республики - 13,4 тыс. рублей.
Отраслевая структура промышленности за последние годы претерпела незначительные изменения.
Таблица 1
Отраслевая структура промышленности
(в процентах)
Отрасли промышленности |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Добывающая |
40,12 |
42,12 |
41,86 |
42,66 |
39,51 |
43,59 |
46,66 |
47,14 |
44,34 |
Обрабатывающие производства, в том числе: |
28,11 |
29,14 |
22,18 |
18,98 |
19,34 |
16,77 |
13,63 |
15,14 |
17,02 |
лесная, деревообрабатывающая |
1,36 |
1,13 |
1,01 |
1,00 |
1,11 |
1,09 |
0,94 |
0,90 |
0,86 |
легкая |
0,94 |
0,89 |
1,07 |
0,67 |
0,76 |
0,91 |
0,65 |
0,69 |
0,77 |
пищевая |
21,33 |
19,33 |
16,41 |
13,79 |
13,29 |
10,13 |
9,29 |
8,09 |
7,51 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
31,78 |
28,74 |
35,96 |
38,36 |
41,14 |
39,63 |
39,71 |
37,72 |
38,63 |
<*> "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами" - сайт Федеральной службы государственной статистики.
По сравнению с 2005 годом за период экономических реформ утратили свои позиции легкая промышленность, пищевая промышленность, лесной комплекс. Снижение объемов производства в данных отраслях привело к увеличению доли таких отраслей промышленности как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (38,6 процента), добыча полезных ископаемых (44,34 процента).
Промышленность играет важную роль в развитии экономики республики, является важнейшей составляющей в организации территории.
Среди муниципальных образований с промышленной специализацией территории следует выделить:
по добыче россыпного и рудного золота - Тоджинский, Каа-Хемский, Тере-Хольский кожууны;
по добыче и обогащению полиметаллических руд - Тоджинский кожуун;
по добыче угля - Кызылский, Тандинский, Дзун-Хемчикский кожууны;
по добыче асбеста - г. Ак-Довурак;
по производству деловой древесины и пиломатериалов - Пий-Хемский, Кызылский, Чеди-Хольский, Дзун-Хемчикский, Улуг-Хемский, Тандинский, Каа-Хемский и Барун-Хемчикский кожууны;
по розливу минеральной воды - Тандинский кожуун, г. Кызыл;
по переработке шкур и производству кожи - Улуг-Хемский, Эрзинский кожууны, г. Кызыл;
по производству швейных изделий - г. Кызыл, Монгун-Тайгинский кожуун, г. Ак-Довурак;
по производству пищевых продуктов - г. Кызыл, Чеди-Хольский, Монгун-Тайгинский, Тес-Хемский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Эрзинский, Тандинский, Тоджинский и Тере-Хольский кожууны.
Территориальное распределение промышленного производства республики представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Территориальное распределение промышленного производства
Продукция предприятий промышленности Республики Тыва реализуются на мировом, национальном и региональном рынках. На внутренний спрос ориентированы предприятия пищевой промышленности, электроэнергетики, строительных материалов, лесопереработка, добыча угля. На российском рынке реализуются каменный уголь, золото, часть продукции пищевой промышленности. На экспорт поставляется асбест.
На крупных предприятиях республики используются технологии, позволяющие производить продукцию требуемого качества и сохранять свое присутствие на рынке.
Анализ показал, что республика обладает относительно высоким промышленным потенциалом, который базируется как на сырьевых, так и на обрабатывающих отраслях производства. Ведущие отрасли промышленности - добывающая промышленность и производство, распределение электроэнергии, газа и воды.
В республике сложились отраслевые и территориальные диспропорции, прежде всего, между наличием богатой сырьевой базы и степенью ее освоенности.
4. Инвестиции в отрасль промышленности
Инвестиционная активность в республике в последние годы имеет ярко выраженную позитивную динамику. Если до 2008 года инвестирование ограничивалось исключительно бюджетными средствами, то за 2009 - 2013 годы в республике заметно возросли объемы внебюджетных инвестиций в основной капитал, наблюдается рост почти в 1,5 раза.
Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 12,6 млрд. рублей, увеличившись за год на 7,6 процента. Увеличение объемов инвестиций в основной капитал в промышленности предусматривается в основном за счет реализации крупных инвестиционных проектов в добывающей отрасли, по сравнению с 2013 годом ежегодный рост составит 5 процентов, к 2030 году прогнозируется увеличение в 2,2 раза.
Динамика инвестиций в основной капитал в промышленности Республики Тыва приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика инвестиций в основной капитал в промышленности Республики Тыва.
5. Основные проблемы промышленности Республики Тыва
Основные проблемы, имеющие стратегическое значение в социально-экономическом развитии республики, также являются значимыми в развитии промышленности и состоят в следующем:
неразвитость транспортной системы. Высокая степень зависимости от ввоза сырья и комплектующих материалов. Отсутствует железная дорога. Имеющийся автомобильный транспорт, перевозящий более 90 процентов грузов, является дорогостоящим, конкурентоспособность произведенных в республике товаров низкая и ограничивает участие республики в межрегиональных связях, освоение природных ресурсов республики;
неразвитость энергетики. В республике практически отсутствуют генерирующие мощности, производимая ими электроэнергия (турбины Кызылской ТЭЦ и дизельные станции) покрывает менее 10 процентов потребности республики. Острой проблемой для развития промышленности республики и экономики в целом является практически полностью выбранные мощности по тепловой и электрической энергии. Остро стоит вопрос по поиску дополнительных источников тепло- и электроэнергии (строительство дизель-генераторных станций, в том числе в труднодоступных районах, альтернативных источников, ТЭС-2 и т.д.);
низкий уровень освоения природных ресурсов. В настоящее время ряд месторождений полезных ископаемых находится в нераспределенном фонде недр. Имеется возможность развития горнодобывающей отрасли за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений при развитии транспортной и энергетической инфраструктур и благоприятной ситуации на сырьевом рынке. Развитие железнодорожного транспорта и освоение минерально-сырьевой базы за счет развития горнодобывающей промышленности будут способствовать экономическому развитию республики. Истощение отдельных видов природных ресурсов, в первую очередь, россыпного золота, требует особых подходов к развитию экономической базы республики;
низкий уровень развития промышленного производства. Технологическая отсталость ряда предприятий республики, низкая производительность труда в обрабатывающем секторе промышленности обусловлены высокой степенью физического и морального износа основных фондов и использованием устаревших технологий и оборудования. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции (легкая промышленность, деревообрабатывающее производство) республики в связи с высокой себестоимостью выпускаемой продукции, невысокая инновационная активность;
увеличивающийся дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного и открытого рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. В условиях современной экономики, с учетом тенденции сокращения численности трудоспособного населения, повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, совершенствование системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятий;
экологическая опасность от деятельности отдельных предприятий;
низкий уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;
отсутствие благоприятствующей (соответствующей особо сложным условиям хозяйствования) правовой базы экономической деятельности на территории Республики Тыва.
6. Цель, задачи, приоритеты развития промышленности Республики Тыва
6.1. Цель и задачи развития промышленности
Целью развития промышленности является увеличение объемов производства промышленной продукции. Модернизация существующих производств и создание новых центров роста, развитие перерабатывающих производств в сельских районах республики в дальнейшем позволят решить вопросы повышения качества жизни населения Республики Тыва.
Задачами развития промышленности являются:
рациональное размещение производительных сил;
оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов;
стабилизация промышленного производства и увеличение объема выпускаемой продукции;
обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест;
создание безопасных условий труда;
увеличение доходной части бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
содействие в расширении рынка сбыта продукции;
повышение качества и конкурентоспособности продукции;
внедрение передовых достижений науки и техники в производство;
дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив;
развитие межотраслевой кооперации;
сочетание общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности;
содействие развитию существующих и созданию новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса;
поддержка и создание благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности.
6.2. Приоритеты развития промышленности
К приоритетным направлениям развития промышленности Республики Тыва относятся:
1) создание новых производств.
Дальнейший рост производства возможен за счет инвестиций в новые производства (в добывающей промышленности - за счет наращивания объемов и видов добываемых полезных ископаемых, в обрабатывающей - создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью), технологического обновления и модернизации действующих производств.
Вновь созданные производства должны носить инновационный характер, а произведенные товары - иметь высокую добавленную стоимость.
В республике возможно создание и развитие следующих производств (в том числе на базе имеющихся мощностей), "точками роста" выступают:
агропромышленный комплекс - овощное и мясоконсервное производство, переработка сельскохозяйственной продукции;
легкая промышленность - переработка шерсти, шкур и производство изделий из них;
лесоперерабатывающий комплекс - производство изделий из древесины, стройматериалы, мебельный щит, топливные пеллеты;
строительный комплекс - энергоэффективные теплоизоляционные материалы и стеновые материалы из ячеистого бетона;
горнодобывающий комплекс - добыча рудного золота, полиметаллов, каменного угля, каменной соли;
2) структурное изменение промышленно-производственного комплекса.
Необходимо ускорение процессов диверсификации отраслевой и товарной структуры промышленного производства, повышение эффективности промышленного производства, развитие кооперационных связей и вертикальная интеграция.
Дальнейший рост возможен за счет инвестиций в технологическое обновление и модернизацию промышленных производств, вложений в развитие человеческого капитала. Стоит задача обновления и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на базе организации новых современных производств и развития действующих промышленных предприятий, создания большого количества малых и средних компаний в смежных сферах;
3) модернизация действующих производств.
Рост производственных ресурсов за счет использования ранее созданных мощностей практически исчерпаны;
4) создание благоприятных условий для функционирования организаций в промышленности, в том числе соответствующей особо сложным условиям хозяйствования правовой базы для экономической (производственной) деятельности на территории Республики Тыва, энергетической и транспортной инфраструктуры с выходом к железнодорожным коммуникациям России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
7. Механизмы развития промышленности
Основными механизмами развития промышленности на прогнозируемый период будут являться:
- обеспечение доступной транспортной и инженерной инфраструктуры;
- создание нормативно-правовой базы экономической деятельности на территории республики;
- поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Республики Тыва;
- создание льготного режима для субъектов промышленности в "стартовый" период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования и др.);
- создание эффективной структуры управления промышленностью республики;
- финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности и организаций за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов;
- оказание имущественной поддержки субъектам промышленной деятельности и организациям, образующим инфраструктуру (передача помещений в аренду, под залог и т.д.);
- поддержка в области профессионального обучения и дополнительного образования работников субъектов промышленной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- поддержка субъектов промышленной деятельности, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- информационная и консультационная поддержка субъектов промышленной деятельности.
8. Экологическая безопасность отраслей промышленности
Вопросы защиты окружающей среды при осуществлении производственной деятельности промышленных предприятий представляет сложную эколого-экономическую проблему в связи с необходимостью разработки и реализации целого ряда природоохранных мероприятий, которые бы обеспечивали минимизацию негативного влияния загрязненных стоков и промышленных отходов (хвостов обогащения руд и отвалов вскрышных пород) на почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу.
При составлении проектов строительства промышленных производств необходимо предусматривать технологические, информационно-оценочные природоохранные мероприятия, а также мероприятия экологического нормирования.
Технологические мероприятия должны предусматриваться на стадии выполнения предпроектной и проектной документации на строительство, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию предприятий с проведением рекультивационных работ по восстановлению нарушенных земель.
Информационно-оценочные мероприятия должны включать оценку воздействия на окружающую среду, оценку влияния горных предприятий на здоровье населения, мониторинг состояния окружающей природной среды в районе функционирования горно-обогатительного производства.
Мероприятия экологического нормирования должны содержать обоснование и разработку документов, количественно характеризующих работу промышленного предприятия с точки зрения потребления природных ресурсов и образования всех видов отходов: нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, концентраций в воздухе, экологический паспорт предприятия.
Повышение экологической безопасности производств решает задачу защиты окружающей среды от вредного воздействия на нее промышленных производств. Для этого предусматривается:
внедрение современных экологически безопасных технологий с целью снижения объемов сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в текстильном производстве;
внедрение экологического аудита и страхования;
обеспечение соблюдения предприятиями требований экологической безопасности;
наличие на предприятиях утвержденной нормативно-экологической документации;
соблюдение на предприятиях установленных норм предельно допустимых сбросов и выбросов;
наличие учета образования отходов, переработка отходов;
увеличение площадей рекультивации земель.
Для проведения мониторинга эффективного экологически безопасного освоения месторождений полезных ископаемых на территории Республики Тыва предполагается привлечение Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук.
9. Решение проблем кадрового обеспечения отрасли промышленности
На развитие промышленности существенно влияет человеческий потенциал, его общеобразовательный уровень и квалификация. Наличие высококвалифицированных рабочих позволяет выпускать продукцию высокого качества, отвечающую требованиям рынка потребления. Многие рабочие специальности в новых инвестиционных компаниях требуют высокого уровня образования и трудовой дисциплины.
С целью скорейшего восполнения дефицита в трудовых кадрах отраслей промышленности необходимо осуществление следующих мероприятий:
- мониторинг потребностей в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для отраслей промышленности, востребованных на региональном рынке труда;
- создание системы подготовки, переподготовки рабочих специалистов отрасли в средних специальных заведениях республики на основании соглашений с работодателями.
Наиболее востребованными для предприятий промышленности республики являются специальности по следующим направлениям: химическая технология и биотехнология, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, металлургия, машиностроение и металлообработка.
10. Сценарии развития промышленности Республики Тыва
Основным сдерживающим фактором развития отраслей промышленности стало не только отсутствие инвестиций и рынков сбыта продукции, но также неразвитая транспортная инфраструктура - изолированность республики от экономического пространства России: прежде всего, сказалось отсутствие железной дороги, вследствие чего до настоящего времени сохраняется низкий уровень освоения природных ресурсов и развития промышленного производства.
В соответствии со Стратегией развития Республики Тыва до 2020 года на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития разработаны сценарии развития республики до 2020 года.
В силу значительного влияния введения в строй железной дороги на дальнейшее развитие региона, развитие промышленности рассматривается в двух основных сценариях:
интенсивный, предусматривающий развитие экономики республики с опорой на эффективное использование недр Тувы, введение в строй железной дороги "Кызыл - Курагино" (в перспективе - продление железнодорожной линии до границы с Монголией) и сопутствующее развитие отраслей, производящих товары и оказывающих услуги;
инерционный, опирающийся на имеющуюся транспортную инфраструктуру и тем самым ограничивающий свободу перемещения грузов как из республики, так и на ее территорию.
Интенсивный сценарий.
Интенсивный сценарий развития Республики Тыва связан со стимулированием согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства.
Предстоящее строительство железной дороги, крупнейшего инвестиционного проекта, связано с последующим развитием горнодобывающего и перерабатывающего комплекса, перспективой промышленного вывоза минерального сырья за пределы республики (в том числе на международный рынок), дальнейшим развитием природно-сырьевого потенциала республики.
Инерционный сценарий.
Развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями промышленности республики и расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона. Структура промышленности не изменится.
11. Основные результаты развития промышленности
Республики Тыва по сценарным условиям до 2030 года
11.1. Результаты развития промышленности при интенсивном сценарии
Реализация интенсивного сценария социально-экономического развития Республики Тыва обеспечит следующие результаты:
- создание новых промышленных производств с получением продукции с высокой добавленной стоимостью;
- модернизация и технологическое перевооружение отраслей традиционной специализации, которые позволят обеспечить повышение экологичности природопользования и безопасности труда при добыче природных ресурсов;
- развитие транспортной, энергетической и строительной инфраструктур, развитие мини- и микроэнергетики, альтернативной энергетики и возобновляемых источников энергии, опережающее развитие опорной транспортно-логистической системы, развитие транспортных сетей, широкое использование новых конструкционных материалов в строительном комплексе позволят значительно продвинуться в решении проблем городской и дорожной инфраструктур;
- распространение современных практик и технологий в агропромышленном комплексе позволит не только обеспечить продовольственную безопасность, но и получить уникальные конкурентные преимущества за счет производства новых экологически чистых продуктов питания.
Согласно интенсивному сценарию рост промышленности республики будет опираться на сбалансированный комплекс мероприятий по развитию отраслей промышленности, в первую очередь, добывающей, так и обрабатывающих отраслей промышленности.
Огромное значение для промышленности республики будут иметь крупные инвестиционные проекты. Действенной мерой по развитию промышленности станет создание на территории республики зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Среди них - зоны территориального развития, особые экономические зоны и индустриально-промышленные парки.
В долгосрочной перспективе происходит стабилизация основных показателей, постепенная переориентация промышленного сектора на инновационное предпринимательство. Приоритетом в сфере промышленности становится поддержка малого и среднего бизнеса, производственных кластеров, инновационных предприятий, промышленных парков.
По интенсивному сценарию при ежегодных темпах роста промышленного производства по периодам 2015 - 2017 годы - 10-13 процентов, 2018 - 2021 годы - с учетом реализации проекта строительства железной дороги "Кызыл - Курагино" - 20-66 процентов, к 2030 году выпуск промышленной продукции возрастет по сравнению с 2013 годом в 12,2 раза. Наибольший прирост ожидается в добывающей промышленности за счет развития добычи полезных ископаемых.
После завершения строительства железной дороги "Кызыл - Курагино" развитие горнодобывающего комплекса республики будет обусловлено, в первую очередь, добычей угля на месторождениях Улуг-Хемского угольного бассейна до 33,0 млн. тонн в год.
По интенсивному сценарию к 2030 году рост производства промышленной продукции составит до 95 млрд. рублей. В промышленности по добыче каменного угля будет произведено продукции до 72,5 млрд. рублей, что составит 76,5 процента от всего промышленного производства республики.
Доля промышленности в валовом региональном продукте к 2030 году составит 25,0 процентов.
Годовые объемы добычи полезных ископаемых по прогнозам составят:
добыча золота - до 2500 кг к 2018 году;
добыча угля - до 33 млн. тонн к 2026 году;
добыча общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь, глина, известняк) - до 500 тыс. куб. м к 2018 году;
производство асбеста - до 15 тыс. тонн к 2020 году;
производство цинкового, медного и свинцового концентрата - до 200 тыс. тонн к 2019 году;
производство медного и молибденового концентрата - до 200 тыс. тонн к 2019 году;
производство высококачественных пиломатериалов - до 40,0 тыс. куб. м к 2020 году;
производство цемента - до 300,0 тыс. тонн в год к 2021 году;
добыча и переработка каменной соли - до 10,0 тыс. тонн к 2020 году.
Рост объемов промышленного производства по горнодобывающей отрасли промышленности станет весомым источником доходов в бюджет Республики Тыва.
В 2013 году в промышленности были заняты 10,5 тыс. человек, что составляет 10 процентов от общей численности занятых в экономике республики. Развитие новых производств позволит создать к 2030 году до 5,0 тысяч новых рабочих мест, увеличение числа занятых в промышленности на 47 процентов, количество работников, занятых в промышленности, составит более 15,0 тыс. человек.
Увеличение среднедушевого дохода населения республики до 45,0 тыс. рублей.
Возрастет объем внешнеторгового оборота республики, в том числе продукции горнодобывающей отрасли промышленности, а именно угля, асбеста, цинкового и медного концентрата - на внутренних и на международных рынках.
Отраслевая структура промышленного производства по интенсивному сценарию развития приведена в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2
Отраслевая структура
промышленного производства по интенсивному сценарию
(в процентах)
Показатели |
2013 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2030 г. |
Электроэнергетика |
39,1 |
35,3 |
26,5 |
10,2 |
11,7 |
Добыча полезных ископаемых, в том числе: |
44,1 |
48,6 |
66,5 |
85,6 |
84,2 |
добыча каменного угля |
12,6 |
13,2 |
19,6 |
68,4 |
76,5 |
добыча металлических руд |
31,0 |
35,4 |
46,5 |
18 |
7,8 |
Промышленность строительных материалов |
1,6 |
1,5 |
4,3 |
2,1 |
2,5 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
0,8 |
0,8 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Легкая промышленность |
0,7 |
0,7 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
Пищевая промышленность |
7,5 |
6,6 |
2,1 |
0,8 |
1,0 |
Прочие |
0,6 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рисунок 3. Отраслевая структура промышленного производства по интенсивному сценарию по годам
Существенным отличием от инерционного сценария является резкий рост в отраслях горнодобывающей промышленности в основном добычи каменного угля.
11.2. Результаты развития промышленности при инерционном сценарии
Развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями промышленности республики и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности. Структура промышленности по данному сценарию не изменится.
В горнодобывающей отрасли будет преобладать в основном отработка месторождений цветных металлов и золота, добыча угля останется на прежнем уровне. Значительный прирост к 2030 году прогнозируется в лесопромышленном комплексе - в 2,8 раза, в легкой промышленности - в 1,6 раза и промышленности строительных материалов - в 17,5 раза. Такой прирост будет обеспечен за счет ввода новых перерабатывающих мощностей.
Доля промышленности в валовом региональном продукте к 2030 году составит 19,0 процентов. Рост производства промышленной продукции по сравнению с 2013 годом составит 2,24 раза к 2030 году.
Годовые объемы добычи полезных ископаемых по прогнозам составят:
добыча угля - до 1,0 млн. тонн к 2020 году;
производство цинкового, медного и свинцового концентрата - до 200 тыс. тонн к 2019 году;
производство высококачественных пиломатериалов - до 40,0 тыс. куб. м к 2020 году.
Отраслевая структура промышленного производства по инерционному сценарию развития приведена в таблице 3 и на рисунке 4.
Таблица 3
Отраслевая структура
промышленного производства по инерционному сценарию
(в процентах)
Показатели |
2013 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2030 г. |
Электроэнергетика |
39,1 |
35,3 |
32,6 |
28,9 |
29,1 |
Добыча полезных ископаемых, в том числе: |
44,1 |
48,6 |
57,9 |
51,8 |
39 |
добыча каменного угля |
12,6 |
13,2 |
14,3 |
12 |
11,6 |
добыча металлических руд |
31,0 |
35,4 |
43,6 |
39,8 |
39 |
Промышленность строительных материалов |
1,6 |
1,5 |
2,0 |
12,2 |
12,3 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
Легкая промышленность |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
Пищевая промышленность |
7,5 |
6,6 |
5,1 |
4,7 |
5,0 |
Прочие |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рисунок 4 Отраслевая структура промышленного производства по инерционному сценарию
12. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечивается путем разработки и реализации государственных программ развития промышленности, ежегодного плана мероприятий по развитию промышленности республики, создания нормативно-правовой, законодательной базы, методических документов, определяющих конкретные направления и пути развития промышленности республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 17 апреля 2015 г. N 195 "О Концепции развития промышленности Республики Тыва до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был