Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва, Министерству по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва (по согласованию), Министерству внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию) при принятии решений в своей сфере деятельности, направленной на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва, учитывать положения данной Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва.
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
Ш. Иргит |
|
Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 3 марта 2011 г. N 153 |
Концепция
межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва
1. Общие положения
В условиях обострения наркотической ситуации в Республике Тыва назрела острая необходимость пересмотреть практику проведения профилактических антиалкогольных и антинаркотических мероприятий. Ведомственная разобщенность и отсутствие возможности влияния на наркоситуацию со стороны отдельных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления республики требуют разработки и осуществления согласованных действий. Межведомственная координация в проведении профилактики алко- и наркозависимости должна стать основой целенаправленного противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Предлагаемая Концепция межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва ориентирована на разрешение ведомственных проблем профилактики наркомании посредством создания межведомственных механизмов противодействия распространению алкоголизма и наркомании и проведение общей согласованной антиалкогольной и антинаркотической политики на территории республики.
В настоящей Концепции сформированы основные направления антиалкогольной и антинаркотической профилактической деятельности органов и учреждений, принципы и пути их межведомственного взаимодействия.
Субъективная направленность Концепции: дети - подростки - молодежь - родители.
Среда реализации Концепции: семья - образовательное учреждение - среда неформального общения молодежи, включая связанное с ним микро- и макросоциальное окружение.
Концепция является основой для разработки органами исполнительной власти и местного самоуправления конкретных целевых программ и организационных документов по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи Республики Тыва, а также служит методической базой для организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической деятельности.
Научно-методической основой Концепции являются материалы республиканского мониторинга по раннему выявлению потребителей наркотических веществ среди несовершеннолетних и учащейся молодежи Республики Тыва и Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием "Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи" (г. Кызыл, 17 - 18 июня 2009 г.).
2. Актуальность проблемы
Проникновение наркотиков в молодежную среду, в том числе несовершеннолетних, остается одним из актуальных вопросов.
В настоящее время в республике остро стоит проблема злоупотребления детьми и подростками спиртными напитками и другими психоактивными веществами.
Так, показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних в группе риска за 2009 год увеличился на 178,4% по сравнению с 2008 годом, в том числе увеличилось количество потребителей наркотических средств на 136%. Выявлено 14 несовершеннолетних, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, против 1 выявленного подростка в 2008 году.
Интерес к алкоголю и наркотикам проявляется во всех возрастных группах молодежи, но наибольший интерес отмечается у 14 - 15-летних подростков. Наблюдается тенденция употребления психоактивных веществ в более раннем возрасте - до 10 лет. Кроме того, возрастает доля одновременного потребления наркотических и токсических веществ, исчезает психологический барьер у несовершеннолетнего подростка перед употреблением сильнодействующих психоактивных веществ, в том числе и внутривенным введением наркотиков.
Высокий спрос на наркотики, в свою очередь, стимулирует рост нарко-преступности. Одной из основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, является легкая доступность наркотиков. Основным фактором, определяющим уровень наркоситуации в Республике Тыва, является произрастание на ее территории зарослей дикорастущей конопли, которое представляют реальную угрозу, являясь сырьем для наркотиков каннабиноидной группы.
Данные официальной статистики о количестве наркозависимых лиц не могут полностью отражать действительность, так как значительная часть злоупотребляющих алкоголем и наркотиками не обращаются за медицинской помощью.
Показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних по сравнению с 2008 г. увеличился на 34,8%. За 2009 г. в республике выявлено 54 несовершеннолетних с наркологическими расстройствами, показатель 55,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 48 подростков и 6 детей (в 2008 г. - 40 несовершеннолетних, из них 33 подростка, 7 детей).
Анализ первичных показателей официальной медицинской статистики говорит об активном вовлечении значительной части подростков республики в потребление психоактивных веществ. Наглядным является и тот факт, что показатель первичной заболеваемости употребления психоактивных веществ в группе лиц от 14 до 17 лет за 2009 г. возрос на 38,4% в сравнении с 2008 годом (РТ - с 113,8 до 119,1; РФ - 74,0; СФО - 175,8 на 100 тыс. подростков).
По состоянию на 1 января 2010 г. на диспансерном учете состояло 120 несовершеннолетних, показатель 116,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 13 детей, 107 подростков (2008 г. - 134 несовершеннолетних, 8 детей и 126 подростков).
Большинство состоящих на диспансерном учете, как и в предыдущие годы, - дети, употребляющие психоактивные вещества с вредными последствиями, - 90%; дети со сформировавшимся синдромом зависимости от психоактивных веществ составляют 10%.
Наиболее общей и ранней характеристикой группы подростков с риском развития алкоголизации является школьная дезадаптация. Это может быть конфликтность со сверстниками, недостаток социальной нормативности, неугомонность, проявления эмоционального напряжения, неприятие взрослых, уход в себя, астения, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. У большинства детей и подростков наблюдается снижение уровня превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, рекламные предложения нового стиля жизни и новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей.
Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркомании. При появлении наркологических проблем население, в основном, ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Через средства массовой информации не развернута широкая и эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда.
Научные исследования распространения алкогольной зависимости в республике показывают, что нейропсихологической особенностью тувинского этноса является правополушарность. Распределение тувинских подростков по Павловским типам выглядит следующим образом: преобладает художественный тип - 58%, средний тип - 23%, мыслительный тип - 19%. Для художественного типа характерна образность и яркость представлений, склонность человека к художественному творчеству, хорошая память на образы и лица, худшая память на определения, термины и общий смысл - преобладает функциональная активность правого полушария головного мозга. Известно, что правое полушарие является наиболее уязвимым к действию алкоголя, что благоприятствует ускоренному формированию алкогольной и наркотической зависимости. Правополушарность является психофизиологической характеристикой, врожденной, конституциально-обусловленной и может влиять на поведенческие характеристики и степень социальной адаптированности.
Таким образом, первичная профилактика алкоголизма в Республике Тыва определяется преимущественно немедицинскими мероприятиями, направленными на возрождение национального самосознания, должна базироваться на принципах хорошего знания тувинской психологии и состоять в искоренении негативного влияния русских алкогольных обычаев и микросоциальной среды через духовное возрождение народных традиций, этническое оживление, движение в сторону формирования этнической гордости, формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры. Антиалкогольная пропаганда должна затрагивать чувства, а не взывать к разуму. Для большей эффективности антиалкогольной пропаганды необходимо с помощью специальных курсов, основанных на религиозных верованиях, этнокультуральных представлениях, проводить информирование об особенностях влияния алкоголя на тувинский народ. Психологические средства на основе социокультурных особенностей тувинцев в совокупности обеспечат развитие чувственно-эмоционального понимания необходимости полного отказа от алкоголя.
При проведении антиалкогольной и антинаркотической работы в республике не скоординирована деятельность всех заинтересованных ведомств и управлений, органов местного самоуправления, так как не определены их функции. В связи с чем распространение алкоголизма и наркомании характеризуется не только совокупностью различных по своему роду факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением, что диктует выбор определенных стратегий и реальных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления городов и районов республики и привлечением общественности.
В этом направлении можно условно определить четыре основные стратегические цели:
- пресечение незаконного оборота алкоголя и наркотических средств и регламентация их легального оборота;
- первичная профилактика - персонально для тувинских детей с учетом их менталитета и психологических особенностей, возрождение национального самосознания, национальной гордости, духовное возрождение народных традиций, пропаганда и внедрение идей здорового образа жизни, направленных на полный отказ от алкоголя и наркотиков, создание условий для полной реализации личности;
- вторичная профилактика - работа с группами риска, организация работы на улице, ювенальные технологии;
- третичная профилактика - работа с химически зависимыми детьми, направленная на профилактику рецидива заболевания.
3. Цели и основные задачи Концепции
Главная цель Концепции заключается в объединении образовательных, социальных, медицинских, информационных и административных мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании, обеспечивающих достижение общего результата:
- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи;
- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, разрушения семей, криминализации детей и молодежи.
Для достижения обозначенной цели предстоит решить основные задачи:
- вовлечение в профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность всех без исключения органов и учреждений социальной сферы, образования, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации;
- улучшение качества воспитания и формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, движение в сторону формирования антиалкогольных и антинаркотических установок;
- улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации детей и молодежи;
- повышение качества здоровья детей и молодежи;
- улучшение криминогенной ситуации в республике, разобщение наркотических асоциальных групп;
- оказание детям и молодежи консультационной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
- осуществление антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы в семьях, а также в местах досуга детей и молодежи;
- создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест организации творческого досуга (секции, кружки, подростковые клубы и пр.), мест неформального общения.
Для решения обозначенных задач предстоит реализация следующих этапов организационной профилактической деятельности:
- создание нормативной правовой базы;
- совершенствование деятельности координационных антинаркотических структур;
- реализация дифференцированных программ профилактики;
- подготовка и переподготовка кадров;
- разработка научно обоснованной программы этнического возрождения тувинцев;
- обеспечение взаимодействия с различными общественными объединениями, а также со средствами массовой информации.
4. Основные принципы межведомственного профилактического взаимодействия
4.1. Межведомственное профилактическое взаимодействие по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи основывается на следующих принципах:
4.1.1. комплексность:
- согласованность взаимодействия органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы противодействия распространению алкоголизма и наркомании в Республике Тыва в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, учреждения по делам молодежи, учреждения социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
- согласованность на профессиональном уровне специалистов различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов и др.);
- в системе субъектов профилактики - органов и учреждений на республиканском и местном уровнях, а также специально уполномоченных органов, отвечающих за взаимодействие и координацию при проведении различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики алкоголизма и наркомании;
4.1.2. дифференцированность:
дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здоровые, "потребители", больные), отношения к группе риска;
4.1.3. ценностная ориентация:
формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству и др.;
4.1.4. многоаспектность:
ведущими аспектами являются образовательный, психологический и социальный;
4.1.5. постоянство и последовательность (этапность):
первый этап - неотложные мероприятия, реализация которых предполагается в условиях текущего финансирования и действующего законодательства;
второй этап - формирование нормативной правовой базы согласованных профилактических антинаркотических действий;
третий этап - организационные мероприятия;
четвертый этап - полное развитие программ.
5. Основные направления организационной профилактической деятельности по реализации Концепции
Развитие системы межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании среди молодежи требует поэтапных целенаправленных действий в следующих направлениях:
5.1. Нормативное правовое обеспечение
5.1.1. Проведение анализа действующих федеральных законов и законов Республики Тыва, ведомственных нормативных актов на их соответствие задачам по реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, распространением наркомании в молодежной среде республики.
5.1.2. Формирование блока республиканских законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность органов и учреждений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, распространением наркомании среди молодежи. Формирование рабочих групп специалистов по разработке данных проектов нормативных правовых актов.
5.2. Организационно-управленческое обеспечение
5.2.1. Повышение ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления городов и районов республики за создание разно-уровневой системы профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи.
5.2.2. Разработка и принятие муниципальных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2013 годы. Изыскание дополнительных внебюджетных средств на проведение антиалкогольной и антинаркотической работы в рамках реализуемых программ.
5.2.3. Обеспечение органами исполнительной власти и местного самоуправления городов и кожуунов республики оперативного руководства и координации действий органов и учреждений образования, здравоохранения, внутренних дел, учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения и других ведомственных органов по реализации государственной политики противодействия распространению наркомании, решению задач в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
5.2.4. Укрепление взаимодействия антиалкогольных и антинаркотических комиссий, управлений и ведомств, подведомственных им учреждений с общественными, религиозными объединениями, фондами для создания единой системы противодействия распространению наркомании среди молодежи.
5.2.5. Дифференциация функций и сфер профилактического влияния, осуществляемого различными органами и учреждениями (дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов).
5.3. Информационно-аналитическое обеспечение
5.3.1. В целях получения объективных данных для разработки целевых профилактических программ и программ оказания специализированной помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами, и больным наркоманией необходимо проведение на республиканском уровне мониторинга наркотической ситуации.
В этих целях необходимо:
- разработать дополнительные формы внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде;
- обеспечить в соответствии с законодательством доступность статистической информации, отражающей характер и состояние распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде;
- регулярно проводить анализ состояния распространения алкоголизма и наркомании и ее последствий на основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга алкогольной и наркотической ситуации: оценка эффективности антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы, проводимой субъектами системы профилактики, прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы.
5.4. Ресурсное обеспечение
5.4.1. Разработка комплексных республиканских и муниципальных программ на 2011 - 2013 годы, обеспечивающих реализацию мероприятий по противодействию злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту.
5.4.2. Совершенствование деятельности подростковой наркологической службы, ее материально-техническое укрепление.
5.4.3. Мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для ведения антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы на республиканском и муниципальном уровнях.
5.4.4. Привлечение внебюджетных средств: средств инвестиционной поддержки, спонсорских и других форм дополнительного финансирования.
5.4.5. Разработка предложений об эффективном использовании средств существующих целевых программ в области реализации государственной молодежной политики.
5.5. Кадровое обеспечение
5.5.1. Анализ кадрового обеспечения учреждений различных ведомств, имеющих антинаркотическую профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе, по лечению больных алкоголизмом и наркоманией.
5.5.2. Анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реабилитационной работе, лечебно-профилактической работе в системе государственных и негосударственных учреждений высшей профессиональной подготовки в Республике Тыва.
5.5.3. Формирование заказа на подготовку и переподготовку кадров на базе Тывинского государственного университета для работы в органах и учреждениях системы профилактики алкоголизма и наркомании, а также специалистов по социальной "уличной работе" с молодежью. Разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по социальной "уличной работе" с молодежью.
5.6. Научно-методическое обеспечение
Формирование заказа в рамках целевой программы на разработку и издание новых социальных технологий профилактики алкоголизма и наркомании, методик для профилактической работы с молодежью, организации "родительского всеобуча".
Организация международных, межрегиональных, республиканских научно-практических конференций по проблемам противодействия распространению алкоголизма и наркомании в молодежной среде.
Научное обобщение республиканского, отечественного и зарубежного опыта проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы.
5.7. Информационное обеспечение и взаимодействие с общественными организациями
5.7.1. Формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи возрождения национальных традиций, национального самосознания для противодействия распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи на территории Республики Тыва.
5.7.2. Привлечение средств массовой информации к пропаганде идеалов здорового образа жизни.
5.7.3. Повышение уровня объективности и профессионализма при освещении проблем распространения наркомании среди молодежи в средствах массовой информации.
5.7.4. Организация регулярных выступлений и обращений руководителей органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления городов и районов, специалистов в средствах массовой информации по проблемам злоупотребления алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту.
5.7.5. Проведение конкурса среди журналистов средств массовой информации по освещению проводимой антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы.
5.7.6. Поддержка деятельности общественных организаций и объединений, ведущих профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность в молодежной среде.
5.8. Функции субъектов системы профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва
Совершенствование межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи невозможно без четкого разделения функций и сфер профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений, определения основных форм межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия, поэтому одной из важнейших задач государственного управления должно стать определение основных форм согласованных действий субъектов системы профилактики, разграничение их функций и сфер влияния.
5.8.1. Основные формы межведомственного антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия
5.8.1.1. Всесторонний обмен интересующей информацией между каждым ведомством системы профилактики алкоголизма и наркомании.
В этих целях представители каждого ведомства обязаны незамедлительно информировать:
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, подверженных алко-зависимости и наркозависимости или находящихся в группе риска, на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- орган управления образованием - о выявлении алко-зависимых и наркозависимых или находящихся в группе риска несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях, с самовольными уходами из дома, интернатных учреждений;
- орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних группы риска, алко-зависимых или наркозависимых, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их развитию, воспитанию и образованию;
- орган управления учреждения социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с алко-зависимостью и наркозависимостью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих алко-зависимых и наркозависимых членов семьи;
- орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в сферу незаконного оборота наркотиков, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, попавших в наркозависимость; о случаях появления сбытчиков наркотиков в образовательных учреждениях, местах досуга подростков и молодежи;
- орган управления здравоохранением и учреждения здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних группы риска, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних и молодежи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи, в организации занятости, отдыха, досуга.
При этом каждый орган и учреждение обязаны обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики наркомании, в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
5.8.1.2. Совместное определение и принятие адекватных (социальных, медицинских или правовых) индивидуально-профилактических мер в отношении молодежи, вовлеченной в потребление или незаконный оборот наркотиков.
5.8.1.3. Совместное выявление источников поступления в молодежную среду наркотических средств в целях привлечения лиц, поставляющих наркотические средства и психотропные вещества, к уголовной ответственности и пресечения наркоторговли.
5.8.2. Координация межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия
Координацию межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия субъектов системы профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи на республиканском уровне осуществляет Антинаркотическая комиссия Республики Тыва, на местном уровне - Муниципальная антинаркотическая комиссия.
Антинаркотическая комиссия координирует ресурсы системы межведомственного профилактического взаимодействия, деятельность всех ее субъектов, выполняет функции информационного обслуживания всей структуры системы, осуществляет обработку информационных потоков.
5.8.3. Профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа, проводимая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют координацию деятельности организаций и учреждений, осуществляющих профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.
Комиссии в своей деятельности не допускают нарушения законных интересов и прав несовершеннолетних, подверженных алкоголизму и наркозависимости или находящихся в группе риска, на лечение, образование, учебу и труд, отдых, оздоровление, жилище и других прав, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
5.8.4. Органы и учреждения образования, осуществляющие профилактику алкоголизма и наркомании, содержание их работы
5.8.4.1. Органы управления образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы:
а) организация контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Тыва в профилактической работе с несовершеннолетними по предупреждению зависимости от алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ;
б) оценка эффективности профилактических мер, создание условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на алко- и нарко-ситуацию;
в) осуществление комплекса мер по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений. Обеспечение сохранности и расширение сети дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования с целью увеличения срока пребывания детей всех возрастов и подростков в нормативных микросредах;
г) принятие мер по обеспечению круглогодичной занятости детей и подростков. Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, подверженных алко- и наркозависимости или находящихся в социально опасном положении;
д) строгий контроль за соблюдением требований действующего законодательства по недопущению перегрузок, переутомления, превышения психофизических нагрузок, разрешенных для каждого возраста обучающихся, обеспечение особого внимания организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях повышенного уровня;
е) организация учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, раннее выявление группы риска;
ж) разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в организации здорового образа жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды:
- внедрение специальных программ формирования полезных навыков и привычек;
- разработка и внедрение комплекса учебно-профилактических программ в обязательное обучение (возможный вариант исполнения - введение в предметы инвариантной части учебного плана (химия, биология, ОБЖ) тем, раскрывающих разрушающее действие психоактивных веществ;
- создание сети психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов) образовательных учреждений для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию помощи, определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
з) сохранение и развитие учреждений дополнительного образования детей, постоянное расширение видов занятий с целью обеспечения интересов школьников, их творческого развития и самореализации;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
к) создание системы консультационной помощи специалистами различных ведомств, работающих с детьми и молодежью;
л) создание системы, обеспечивающей информирование работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков: медицинских, юридических, социальных;
м) организация взаимодействия образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической подростковой службы, органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, групп родительского актива, поддержка проблемных семей в целях создания на уровне микрорайона благополучной микросреды, свободной от распространителей психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
5.8.4.2. Образовательные учреждения общего и начального профессионального образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы:
5.8.4.2.1. профилактическая работа с родителями:
- организация "родительских университетов", различных объединений родителей учащихся для поддержки проблемных семей и формирования негативного отношения к алкоголизации и наркотизации школьников;
- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. В этих целях организуется семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи проблемной семье;
- оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал употреблять алкоголь и наркотики; уходит из дома; прошел антиалкогольное и антинаркотическое лечение; находится на реабилитации и т.д.). В этих целях организуется консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля алкоголизации и наркотизации, оказание помощи семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить рядом с ребенком, который начал употреблять психоактивные вещества";
5.8.4.2.2. воспитательно-педагогическая работа с детьми:
- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, физическая культура);
- разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий алко- и наркозависимости);
- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста;
- создание в каждом образовательном учреждении воспитательной системы, направленной на формирование у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой мотивации;
- поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских, подростковых, юношеских объединений по интересам, их участие в профилактической антиалкогольной и антинаркотической работе;
- методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;
- разработка и внедрение оформления предметов молодежной субкультуры и школьных принадлежностей символикой антиалкогольного и антинаркотического направления;
- разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, конкурсы газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей, классные часы с профилактической тематикой;
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся во внеурочное время;
- принятие мер по разъединению асоциальных, алкогольных и наркотических групп в целях ослабления криминогенной ситуации;
- использование в профилактической работе волонтеров из числа подростков, отказавшихся от употребления алкоголя и наркотиков;
- восстановление деятельности и организация работы подростковых клубов по месту жительства, строительство и укрепление базы дворовых спортивно-досуговых площадок;
5.8.4.2.3. организационно-методическая антиалкогольная и антинаркотическая работа в образовательном учреждении:
- организация при необходимости внутришкольного наркопоста, включающего следующие формы работы: учет обучающихся (их родителей) с риском алкоголизации, наркотизации и проблемами алко-зависимости и наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при мотивационном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики алко-ситуации и наркоситуации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком;
- организация внутришкольных и межшкольных тематических семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде.
5.8.4.3. Профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа, осуществляемая в детских домах и интернатных учреждениях:
детские дома, интернатные учреждения в соответствии со своей компетенцией реализуют следующие функции:
- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, находящихся в группах риска, алко- и наркозависимых или в состоянии ремиссии, обеспечивая в пределах своей компетенции индивидуальную профилактическую работу с ними;
- принимая для содержания, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних (в соответствии со статусом учреждения), особое внимание следует обращать на детей и подростков, имеющих отклонения в поведении и развитии, для обеспечения своевременной индивидуальной профилактической работы или специальной (медицинской, психологической) помощи в случае необходимости вторичной профилактики.
5.8.4.4. В образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
5.8.4.4.1. профилактическая работа с родителями:
- информирование родителей о случаях алкоголизации и наркотизации студента, о целесообразности внутрисемейного контроля алкоголизации и наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления алкоголя и наркотиков;
- организация среди родителей, нетерпимо относящихся к алкоголизации и наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
5.8.4.4.2. воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования:
- разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления наркотиков и других психоактивных веществ в условиях студенческого общежития;
- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- проведение регулярных антиалкогольных и антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков";
- формирование групп социальной и психологической поддержки лиц с проблемами наркотической зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений;
5.8.4.4.3. организационно-методическая антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая работа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования:
- организация при необходимости нарко-постов и кабинетов профилактики при учреждениях среднего и высшего профессионального образования, разработка методического обеспечения их деятельности;
- разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с алко-зависимостью и наркозависимостью и организация подобных центров;
- организация и проведение мониторинга распространенности употребления алкоголя и наркотиков среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
5.8.4.5. Должностные лица органов управления образованием, органов опеки и попечительства, руководители и педагогические работники образовательных учреждений всех видов и типов имеют право:
- осуществлять мероприятия по раннему выявлению детей группы риска;
- в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами;
- запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или их законных представителей, иных лиц.
5.8.5. Профилактическая работа с семьей
Основные направления работы с семьей:
1) формирование негативного отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок;
2) предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
3) оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами;
4) основные формы и средства оказания антиалкогольной и антинаркотической помощи семье:
- работники образовательных учреждений выявляют совместно с социальными работниками, врачами-педиатрами, сотрудниками правоохранительных органов семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей, активно привлекают родителей к профилактической работе с детьми и подростками группы риска;
- с помощью родительской общественности, врачей-наркологов, специалистов по делам молодежи работники образовательных учреждений обеспечивают:
формирование нетерпимого отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
организацию на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ;
общественный контроль за проведением досуга детей и подростков силами родительских комитетов;
организацию и проведение массовых семейных мероприятий с участием детей и подростков, школьной общественности;
реализацию программы повышения родительской компетентности, развития родительских клубов, в которых идет обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с собственными детьми (беседы на родительских собраниях, семинары, занятия в "родительском университете" и т.д.);
формирование из родительского актива группы родительской поддержки для проблемных семей;
выявление детей и родителей группы риска (алкоголизация, наркотизация) и оказание им социальной и медико-психологической помощи;
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними;
социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел и т.д.);
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: начало наркотизации ребенка, уходы из дома, реабилитация после антиалкогольного и антинаркотического лечения и т.д. (консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о формах и методах обследований, помощь в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи, индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи);
организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды;
обеспечение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров учащихся школ, дошкольных учреждений, профессиональных училищ (в необходимой временной частотности).
5.8.6. Воспитательная и профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа с детьми и подростками по месту жительства
Основы профилактической работы должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального образования (города, микрорайона, кожууна, сумона) через программы типа "Образовательное учреждение - микрорайон (кожуун, сумон) - семья" при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников учреждений социальной защиты населения, специалистов по делам молодежи, учреждений культуры, физической культуры, спорта и туризма, сотрудников правоохранительных органов.
Цель внедрения методов профилактической работы - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде.
Организационно-методическая профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа в микрорайоне (кожууне, сумоне):
- составление социального паспорта микрорайона, сумона с определением зон риска, связанных с распространением наркотиков, учетом трудных и проблемных семей по микрорайонам (сумонам), нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой торговых предприятий, баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками);
- организация под социальным патронажем образовательного учреждения многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного воспитательного пространства, строительство и укрепление дворовых спортивно-досуговых площадок с обязательным привлечением к данной работе специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений, а также для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона (улицы) праздников, спортивных и развлекательных программ;
- установление взаимодействия образовательного учреждения с депутатской группой, общественными объединениями, которые работают в микрорайоне (городе, кожууне, сумоне) и в рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.
Воспитательная профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа с детьми и подростками в микрорайоне (сумоне):
- организация и развитие на уровне микрорайона (сумона) через подростковые клубы, учреждения дополнительного образования детей различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи;
- организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые спортивно-досуговые площадки); установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время;
- организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации.
5.8.7. Органы и учреждения здравоохранения и социальной защиты
5.8.7.1. Органы управления здравоохранением республики обеспечивают развитие сети наркологических учреждений и служб, оказывающих медицинскую помощь алко- и наркозависимым детям, подросткам, молодежи и членам их семей.
5.8.7.2. Учреждения здравоохранения обеспечивают выявление группы риска по наркологическим расстройствам среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью в первичное звено здравоохранения.
5.8.7.3. Специализированные учреждения здравоохранения обеспечивают:
- диагностику, учет, обследование (при наличии показаний медицинского характера), комплексную медицинскую помощь (детоксикация, медицинская реабилитация) и лечение несовершеннолетних и молодежи, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи и связанных с этим нарушений в поведении;
- диагностику алкогольных и наркологических расстройств из числа пациентов из группы риска, оказывают консультационную помощь членам их семей;
- психосоциальное консультирование членов семей алкоголиков и наркоманов: первичная консультация, групповая терапия, индивидуальная терапия;
- психосоциальные консультации для алкоголиков и наркоманов: первичная консультация, общая консультация, помощь в кризисе, создание мотивации к лечению;
- лечение алко- и наркозависимых больных, раннюю медицинскую и социальную реабилитацию;
- круглосуточный прием лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
- медико-социальное сопровождение пролеченных пациентов;
- распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни (совместно со средствами массовой информации, учреждениями образования и социальной защиты населения);
- участие в подготовке профилактических программ на радио, телевидении, серии газетных материалов профилактического характера;
- подготовку материала к выпуску информационных листков по вопросам профилактики наркомании для специалистов и населения;
- поддержку научно-практических изысканий в области профилактики, экспертизы, диагностики и лечения наркомании, научное руководство и экспертизу форм и методов профилактических мероприятий;
- высокое качество информированности специалистов по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании;
- проведение со специалистами различных ведомств, работающих с молодежью (правоохранительные органы, социальные службы, отделы по делам молодежи и т.д.), информационно-методических семинаров по вопросам профилактики алко-зависимости и наркозависимости, участие специалистов системы здравоохранения в совещаниях работников других ведомств, посвященных вопросам алко-зависимости и наркозависимости;
- проведение наркологической экспертизы лиц призывного возраста;
- систематическое, своевременное, комплексное и профилактическое обследование всех обучающихся в образовательных учреждениях и посещающих детские дошкольные учреждения;
- использование тестов экспресс-диагностики наличия психотропных веществ в биологических жидкостях организма в ходе проведения профилактических осмотров при подозрении на употребление вышеуказанных веществ согласно действующему законодательству;
- оказание консультационной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или законным представителям несовершеннолетних по вопросам профилактики зависимости от психоактивных веществ и адаптации наркозависимых;
- организацию реабилитационной медико-психологической и частично социальной помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами, имеющим химическую зависимость;
- оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении в связи с алкогольной и (или) наркотической зависимостью;
- медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, обратившихся по поводу алкогольной и (или) наркотической зависимости, подготовку рекомендаций по их устройству и лечению с учетом состояния здоровья.
5.8.7.4. Органы и учреждения социальной защиты населения в соответствии со своей компетенцией:
- организуют профилактическую работу по предотвращению распространения алкоголизма и наркомании, реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- способствуют улучшению профилактических работ среди семей, злоупотребляющих алкоголем, не занимающихся воспитанием детей.
5.8.7.5. Учреждения социального обслуживания семьи и детей проводят индивидуальные занятия с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, у которых родители или члены семьи имели или имеют алкогольную и наркотическую зависимость. Осуществляют меры по предотвращению распространения алкоголизма и наркомании путем реализации профилактических и реабилитационных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, ответственности родителей, повышение информированности родителей в вопросах профилактики алкоголизма и наркомании.
5.8.7.6. В целях апробации новых методов, технологий, программ работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, учреждения социального обслуживания семьи и детей совместно со специализированными медико-психологическими учреждениями здравоохранения и психолого-педагогическими учреждениями системы образования разрабатывают и издают методические рекомендации, наглядные пособия по организации первичной профилактики детского алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.8.8. Органы внутренних дел
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании, злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
5.8.8.1. Руководители городских, районных отделов (управлений) внутренних дел
Руководители городских, районных отделов (управлений) внутренних дел:
- обеспечивают активное участие в противодействии распространению наркомании и токсикомании, проводимом всеми заинтересованными подразделениями отделов (управлений) внутренних дел на основе присущих им форм и методов работы;
- контролируют практику взаимного обмена информацией, проведение совместных профилактических мероприятий, подготовку обобщенных представлений и информации, выступлений сотрудников подразделений в трудовых коллективах и учебных заведениях, в средствах массовой информации;
- принимают меры по повышению профессионального мастерства сотрудников, занимающихся решением проблем противодействия злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту, усовершенствованию их специализации;
- в пределах своей компетенции рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
5.8.8.2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
- выявляют и ставят на профилактический учет органов внутренних дел несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические, психоактивные вещества, и информируют о них органы управления образованием, здравоохранением и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях. При выявлении таких несовершеннолетних оформляют материалы, необходимые для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- ведут учет несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и психоактивные вещества. Ежемесячно проводят сверку с наркологическим кабинетом органа здравоохранения, которая фиксируется в специальном журнале;
- незамедлительно информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств и психоактивных веществ и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. При выявлении таких лиц в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- совместно с другими заинтересованными учреждениями системы профилактики проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ;
- в отношении несовершеннолетнего, когда имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо потребившего психотропные вещества без назначения врача или доставленного в органы внутренних дел по подозрению в совершении преступления в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Российской Федерации от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в возрасте до 15 лет направляют на медицинское освидетельствование для установления степени опьянения по просьбе или с согласия его родителей либо законных представителей, а в возрасте от 15 до 18 лет - с согласия родителей и законных представителей, а также с добровольного согласия самого несовершеннолетнего по направлению начальника внутренних дел или комиссии по делами несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях администраций;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Российской Федерации N 3185-1 следует читать как "2 июля 1992 года"
- осуществляют взаимодействие с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва и другими заинтересованными учреждениями системы профилактики.
5.8.8.3. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел
5.8.8.3.1. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции:
- выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, а также устанавливают лиц, их подготавливающих или совершивших;
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
- осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в сферу наркобизнеса, злоупотребления алкоголем и психотропными веществами, применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исправительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
5.8.8.3.2. Должностные лица подразделений органов внутренних дел имеют право:
- доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, в том числе занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств;
- вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Тыва, в отношении несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними, занятыми незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;
- принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств.
5.8.9. Органы и учреждения по делам молодежи и спорта
Органы и учреждения по делам молодежи и спорта в пределах своей компетенции:
- содействуют социальному, культурному, духовному, нравственному и физическому развитию молодежи;
- осуществляют координацию государственных, муниципальных учреждений, молодежных общественных организаций и движений в решении молодежных проблем;
- участвуют в разработке целевых программ по противодействию злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту;
- оказывают помощь и поддержку детским и молодежным организациям, объединениям, входящим в областной реестр молодежных и детских общественных объединений, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике и противодействию распространению алкоголизма и наркомании;
- участвуют в организации отдыха, творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи;
- организуют пропаганду формирования здорового образа жизни молодежи;
- организуют проведение различных профилактических антиалкогольных и антинаркотических акций;
- осуществляют профилактику антиобщественного поведения несовершеннолетних и молодежи;
- оказывают социально-психологическую помощь и определенные виды социальных услуг несовершеннолетним и молодежи, находящимся в социально опасном положении;
- обеспечивают расширение сети детских и юношеских спортивно-оздоровительных, культурно-зрелищных, технических и творческих клубов, в том числе бесплатных специализированных спортивных центров;
- организуют массовые досуговые и спортивные мероприятия для детей, подростков и молодежи;
- вовлекают в кружки и секции подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
- проводят смотры-конкурсы на лучшую организацию спортивно-досуговой работы с молодежью по месту жительства;
- осуществляют развитие деятельности и организацию работы подростковых клубов по месту жительства, строительство и укрепление базы дворовых спортивно-досуговых площадок с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ.
5.8.10. Органы и учреждения культуры
Учреждения культуры, искусства и туризма в пределах своей компетенции оказывают содействие подросткам и молодежи, нуждающимся в особой заботе государства, в реализации прав на свободу творчества, культурную деятельность, занятия туризмом, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, развитие досуга и отдыха.
Учреждения культуры и туризма в целях профилактики наркомании и алкоголизма осуществляют:
- движение в сторону формирования этнической гордости, формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры, проводят мероприятия, направленные на возрождение национальных традиций, обычаев, возрождение национального самосознания через духовное, этническое оживление;
- пропаганду безалкогольного проведения мероприятий (свадьбы, юбилеи, похороны и т.д.);
- выявление познавательных и профессиональных интересов несовершеннолетних и молодежи;
- формирование ценностных ориентаций у детей и подростков, создание условий для реализации творческого потенциала личности;
- расширение сети детских и юношеских спортивно-оздоровительных, культурно-зрелищных, технических и творческих клубов, в том числе бесплатных специализированных культурных центров;
- организацию массовых досуговых и спортивных мероприятий для детей, подростков и молодежи;
- вовлечение в кружки и секции подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
- проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию культурно-досуговой работы с молодежью по месту жительства.
5.8.11. Общественные организации
Общественные объединения, ассоциации, фонды в соответствии с уставами и положениями, определяющими их деятельность, участвуют в противодействии распространению алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних путем взаимодействия с субъектами системы профилактики алкоголизма и наркомании, открытия соответствующих специальных учреждений, подготовки предложений по совершенствованию государственной системы профилактики алкоголизма и наркомании, выявлению лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, благотворительной деятельности, а также индивидуальной профилактической работы с подростками и молодежью, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, их семьями, организуют общественные формирования для профилактической антиалкогольной и антинаркотической работы по месту жительства подростков и молодежи, организуют пропаганду здорового образа жизни.
5.8.12. Взаимодействие министерств и ведомств республики по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма через средства массовой информации
Министерства и ведомства республики в целях профилактики наркомании и алкоголизма обеспечивают:
- широкое освещение в средствах массовой информации проблем, отражающих практику работы по профилактике алкоголизма и наркомании в республике, с введением в этих целях рубрик специальной тематики;
- пропаганду и распространение среди населения, детей, молодежи идеалов здорового образа жизни, повышение уровня осведомленности населения об опасностях, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков.
Рекомендовать средствам массовой информации при освещении профилактической тематики, направленной на предотвращение алкоголизма, наркомании среди населения республики, руководствоваться следующими основными принципами:
- позитивность, наступательность и отсутствие оттенка безысходности;
- правдивость и доходчивость информирования населения о трагических последствиях употребления алкоголя и наркотиков;
- не показывать людей в состоянии эйфории, не демонстрировать наркотические средства, способы их приготовления и использования;
- содержание в резюме любой публикации четкой, всем понятной рекомендации по профилактике алкоголизма и наркомании;
- активное привлечение при подготовке материалов антиалкогольной и антинаркотической направленности специалистов, работающих в сфере реализации антиалкогольной и антинаркотической политики (наркологи, психологи, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов);
- недопущение обсуждения в средствах массовой информации вопросов легализации потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 марта 2011 г. N 153 "О концепции межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва"
Текст постановления официально опубликован не был