Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Республики Тыва
от 26 февраля 2021 г. N 90
Положение
об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета
1. Общие положения
1.1. Целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета (далее - государственная социальная помощь на основании социального контракта), является выход малоимущих граждан на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.
1.2. Источником финансового обеспечения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с настоящим Положением являются средства республиканского бюджета Республики Тыва и субсидия из федерального бюджета, предоставляемая республиканскому бюджету Республики Тыва в целях софинансирования расходных обязательств Республики Тыва по оказанию социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
1.3. Право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, имеющие по независящим от них причинам (трудные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Тыва.
Доходы малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина учитываются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Состав малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина для расчета среднедушевого дохода определяется в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В случае совместного проживания в одном домохозяйстве нескольких родственных семей или родственников, не входящих в семью, сведения о ведении совместного хозяйства, указанные в заявлении гражданина, подтверждаются актом проверки жилищных условий и материально-бытового положения домохозяйства.
1.4. Основными принципами реализации оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер ее оказания, обеспечение дифференцированного подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения, концентрация ресурсов на оказание государственной социальной помощи реально нуждающимся гражданам.
1.5. Мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются:
а) поиск работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
в) ведение личного подсобного хозяйства. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". В рамках указанного мероприятия оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации утвержденных в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
1.6. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - уполномоченный орган) оказывает государственную социальную помощь на основании социального контракта самостоятельно и через свои подведомственные учреждения (центры занятости населения, центры социальной помощи семье и детям), а также совместно с другими органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва в пределах их полномочий организует поддержку граждан в виде предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иных мер государственной поддержки граждан.
1.7. Уполномоченный орган через центры занятости населения Республики Тыва оказывают государственную социальную помощь гражданам, заключившим социальный контракт в поиске работы и заключившим социальный контракт на ведение личного подсобного хозяйства.
1.8. Государственная социальная помощь гражданам, заключившим социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляется уполномоченным органом.
1.9. Уполномоченный орган через центры социальной помощи семьи и детям Республики Тыва оказывает государственную социальную помощь гражданам, заключившим социальный контракт на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
1.10. При предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Положения, создается комиссия (далее - комиссия) под руководством руководителя уполномоченного органа, положение и состав которой утверждаются уполномоченным органом.
При предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных пунктами 1.7 и 1.9 настоящего Положения, подведомственным учреждением уполномоченного органа создается комиссия (далее комиссия), положение и состав которой утверждаются руководителем подведомственного учреждения.
После заключения социального контракта вся содержавшаяся в нем информация размещается подведомственным учреждением в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О единой информационной системе социального обеспечения".
1.11. Конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) по мероприятию "поиск работы":
заключение гражданином трудового договора в период действия социального контракта;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
б) по мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
в) по мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
2. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта
2.1. Условиями назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) поданное гражданином (далее - гражданин, заявитель) или его законным представителем заявление согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
б) величина среднедушевого дохода заявителя и его семьи ниже величины прожиточного минимума, рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва.
2.2 Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта подается гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, по мероприятиям, указанным в:
- подпунктах "а", "б", "в" пункта 1.5 настоящего Положения - в центр занятости населения по месту жительства или месту пребывания гражданина;
- подпункте "г" пункта 1.5 настоящего Положения - в центр социальной помощи семьи и детям по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта принимаются подведомственными учреждениями согласно установленной уполномоченным органом плановой квоте по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на территории Республики Тыва.
2.3. Для расчета размера государственной социальной помощи малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина используются величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленные в Республике Тыва в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта.
2.4. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается в соответствии с решением комиссии уполномоченного органа или подведомственного учреждения по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, которое составляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
2.5. При положительном решении с заявителем проводится собеседование для выяснения жизненной ситуации, с целью составления программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 4 настоящему Положению, которая является неотъемлемой частью социального контракта.
В программе социальной адаптации указываются намечаемые активные мероприятия, обязательные для выполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта.
По всем основным мероприятиям, кроме осуществления иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, возможно включение мероприятия программы социальной адаптации по прохождению обучения или дополнительного профессионального образования.
При отсутствии в центрах занятости населения такой возможности или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств центра занятости населения, последний самостоятельно оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Центр занятости населения осуществляет закупку соответствующих образовательных курсов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или возмещает гражданину денежные средства на обучение при представлении им отчетных документов (договор с приложением кассового чека, сертификата или диплома, копии лицензии образовательного учреждения и т.д.).
2.6. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде:
а) денежных выплат (единовременных и (или) ежемесячных);
б) натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи);
в) предоставления социальных услуг, в том числе социально-психологических и социально-правовых.
3. Сроки заключения социального контракта
3.1. Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.
3.2. Период оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть продлен по решению комиссии уполномоченного органа по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения, и по решению комиссии подведомственного учреждения по мероприятиям, указанным в подпунктах "а", "в", "г" пункта 1.5 настоящего Положения, в случае наступления независящих от получателя помощи событий, влияющих на выполнение социального контракта (длительное лечение, смерть близких родственников или в результате чрезвычайных ситуаций).
4. Расторжение социального контракта и порядок возврата полученных денежных средств в случае расторжения социального контракта
4.1. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено уполномоченным органом по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения, и подведомственным учреждением по мероприятиям, указанным в подпунктах "а", "в", "г" пункта 1.5 настоящего Положения, в одностороннем порядке в следующих случаях:
а) заявитель не трудоустроился в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 1.5 настоящего Положения;
б) в случае расторжения с заявителем трудового договора в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 1.5 настоящего Положения;
в) если заявитель не приступил к стажировке в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 1.5 настоящего Положения;
г) в случае расторжения с заявителем трудового договора в период стажировки - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 1.5 настоящего Положения;
Нумерация подпункта приводится в соответствии с источником
е) если заявитель не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (не встал на учет по налогу на профессиональный доход) в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения. Срок постановки на учет в качестве налогоплательщика составляет 10 рабочих дней;
ж) в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения;
з) в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения;
и) если заявитель не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "в" пункта 1.5 настоящего Положения;
к) в случае прекращения ведения личного подсобного хозяйства (снятия с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "в" пункта 1.5 настоящего Положения;
л) если заявитель не приступил к прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1.5 настоящего Положения;
м) в случае досрочного прекращения прохождения заявителем профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1.5 настоящего Положения;
н) в случае невыполнения заявителем (членами семьи заявителя) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "г" пункта 1.5 настоящего Положения;
о) по заявлению заявителя;
п) в случае смерти заявителя;
р) в случае переезда заявителя (семьи заявителя) за пределы Республики Тыва;
с) в случае изменения состава семьи, повлекшего увеличение среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина;
т) в случае нецелевого использования денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта;
у) в случае предоставления заявителем недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
4.2. О наступлении одного из случаев, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, заявитель (член семьи заявителя) обязан уведомить подведомственное учреждение уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней с даты наступления такого случая. Выплата денежных средств гражданину прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступил указанный случай.
4.3. В случае выявления факта необоснованного получения денежных средств гражданином в результате несвоевременного уведомления о наступлении случаев, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, подведомственное учреждение письменно уведомляет гражданина о необходимости возврата денежных средств в добровольном порядке в срок не позднее 30 календарных дней путем перечисления на расчетный счет, указанный в уведомлении.
4.4. В случае невозврата необоснованно полученных денежных средств, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения, указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
5. Финансирование государственной социальной помощи на основании социального контракта
Финансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва.
6. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
6.1. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится подведомственным учреждением.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта считается эффективным в случаях, если:
а) доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, составляет не менее 11 процентов;
б) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход семьи которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в Республике Тыва, по окончании срока действия социального контракта от общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, не менее 52 процентов.
6.2. Положительный эффект от применения социального контракта оценивается внутренней устойчивостью социального контракта, которая определяется путем опроса домохозяйства по истечении одного года после окончания социального контракта, порядок проведения и оценка результатов которого утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа.
6.3. Результаты мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта уполномоченным органом отражаются в статистической отчетности, представляемой в сроки согласно установленным формам федерального статистического наблюдения.
6.4. В течение последнего месяца действия социального контракта подведомственные учреждения уполномоченного органа подготавливают заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта, но не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
6.5. В течение четвертого месяца после месяца окончания срока действия социального контракта центр занятости населения и центр социальной помощи семье и детям подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, который включает в себя:
а) сведения о доходах гражданина (семья гражданина) за 3 месяца, следующие за месяцем окончания срока действия социального контракта, которые представляет гражданин, и их сравнение со сведениями о доходах, представленных гражданином при подаче заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) оценку условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
в) анализ целесообразности заключения нового социального контракта.
6.6. Центром занятости населения и центром социальной помощи семье и детям проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта в течение 12 месяцев путем проверки фактов:
а) осуществления гражданином трудовой деятельности;
б) осуществления гражданином предпринимательской деятельности;
в) ведения гражданином личного подсобного хозяйства;
г) ухудшения материально-бытового состояния гражданина по осуществлению иных мероприятий.
6.7. По результатам мониторинга центр занятости населения и центр социальной помощи семье и детям принимают решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.