15 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г.
В целях снижения уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011-2012 годах".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Тыва принять участие в реализации мероприятий республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011-2012 годах".
Первый зам. Председателя |
Ш. Иргит |
Республиканская целевая программа
"Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011-2012 годах"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 1 ноября 2010 г. N 458)
15 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории
Республики Тыва в 2011-2012 годах"
1. Обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния
Проблемы, связанные с образованием, обезвреживанием и переработкой отходов производства и потребления, актуальны для всех населенных пунктов Республики Тыва.
Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, ведущих к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. В населенных пунктах республики, особенно в крупных, неудовлетворительно решаются вопросы очистки от скапливающегося мусора, сбора, утилизации и размещения отходов производства и потребления, следствием чего является ухудшение их санитарно-гигиенического состояния.
Ежегодно на территории Республики Тыва образуется около 6,8 млн. тонн отходов, из них 6 млн. 798 тыс. жидких (95,5 %) и 27 тыс.723 тонны (0,5 %) твердых промышленных и бытовых отходов.
По данным инвентаризации мест размещения отходов, на территории республики образовалось 278 тыс. 914 тонн твердых отходов, которые размещаются в 158 необустроенных местах захоронения и хранения отходов на общей площади 3409,8 га.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и сельские свалки являются основными объектами для захоронения ТБО на территории Республики Тыва. Они имеются во всех кожуунах, при этом большая часть объектов находится на грани заполнения, большинство объектов эксплуатируется свыше 35 лет. Практически все населенные пункты имеют несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 53,4 процента от всех выявленных мест захоронения и хранения отходов республики. Ликвидация несанкционированных свалок практически не осуществляется.
Общая площадь объектов размещения отходов уже превышает 3409,8 га, что составляет более 0,02 процента от всей территории республики и выше среднего показателя по России. При образовании значительных объемов отходов и отсутствии их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет расти.
Места свалок являются весьма благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и даже средой для развития всей паразитической микрофауны и макрофауны. В отходах, содержащих природные полимерные материалы и хранившиеся на открытых свалках, часто обнаруживается гельминтофауна (яйца глистов). При плюсовой температуре, начиная с апреля, на свалках начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний (патогенной микрофлоры) и гельминтофауны, мухи и грызуны всех видов. Переносу инфекционных заболеваний способствуют собаки и крупные птицы, в первую очередь - вороны и сороки.
Складирование отходов без учета требований и приемов экологической биотехнологии в связи с отсутствием специализированной техники вызывает выделение вредных химических веществ (сероводород, индол, скатол и т.п.). Распространяющиеся растворы, содержащие вредные химические и биохимические препараты, загрязняют почвенный слой, попадают в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Зачастую, из-за несоблюдения противопожарных мероприятий эксплуатирующими организациями в местах размещения бытовых отходов происходит горение мусора. В процессе горения выделяются высокотоксичные вещества - синильная, соляная и муравьиная кислоты, метанол, формальдегид, соединения диоксина, полихлорбефинилов и полициклических ароматических углеводородов (концентрация бенз(а)пирена в воздухе под факелом горения до 47 раз превышает предельно-допустимую концентрацию.
Основная масса образующихся отходов представлена нетоксичными отхода-ми - твердыми бытовыми отходами, древесными, бумажными, текстильными отходами и другими, в том числе вторичные ресурсы (лом черных, цветных металлов, отходы полимерных материалов, стекло и др.).
Помимо экологических аспектов проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются значительными источниками сырьевых ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов, энергии и, как следствие, - бюджетных средств.
Около 20 процентов объема твердых бытовых отходов составляют упаковочные отходы, которые представляют собой ценное вторичное сырье, которое после сортировки и последующей переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот в виде товаров народного потребления.
Организованного извлечения вторсырья из собираемого мусора не производится, так как система раздельного сбора мусора не осуществляется.
Отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий и обустроенных полигонов для промышленных отходов приводит к несанкционированному размещению опасных промышленных отходов, образованию стихийных свалок на берегах водоемов, в лесополосах, на пустующих землях сельскохозяйственного назначения.
К обращению с отходами данной категории предъявляются специальные требования, обязывающие обеспечивать раздельный сбор и безопасную утилизацию. Для обеспечения выполнения этих требований необходимо создать систему утилизации отходов.
Из высокотоксичных отходов на территории республики размещены пришедшие в негодность ядохимикаты (около 200 тонн) и минеральные удобрения (более 29 тонн), оставшиеся от сельскохозяйственных предприятий республики, их хранение в настоящее время осуществляется с нарушениями, приводящими к прогрессирующему загрязнению окружающей среды.
В результате двадцати лет работы комбината "Тувакобальт" образовалось 1,7 млн. куб.м твердых отходов, содержащих в среднем до 3,3 процента токсичного металла - мышьяка.
В результате неполного извлечения из руд полезных компонентов в хвостохранилищах скопилось 4 тыс. тонн кобальта и никеля при содержании 0,066-0,17 процента, 2 тыс. тонн меди с содержанием 0,3-0,6 процента, висмута - 0,2 тонны с содержанием 0,014-0,022 процента, сурьмы 0,2 тонны - с содержанием 0,015 процента, серебра 100 тонн с содержанием 60 г/т и мышьяка 75 тыс. тонн - с содержанием 3,3 процента. Все металлы способны образовывать токсичные соединения. Дополнительно в процессе работы РЭП "Тардан" в карты было сброшено 356 тонн пульпы с концентрацией цианистого натрия 3,4 г/л. Две карты из пяти рекультивированы, три открыты и подвержены ветровой эрозии.
В почвах населенных пунктов (с. Хову-Аксы - 8,0 тыс. жителей, с. Сайлыг - 2,0 тыс. жителей) содержание мышьяка превышает предельно допустимую концентрацию в 20-150 раз. Вероятна связь некоторых заболеваний людей и массового падежа домашних животных с отравлениями мышьяком.
Исследования научных групп Тувинского и Иркутского госуниверситетов, ТИКОПР СО РАН подтверждают, что район размещения карт по ряду показателей классифицируется как сильно загрязненный, поэтому необходимо решать вопрос о рекультивации отходов переработки кобальтово-никелевой руды и устройство ограждения для исключения доступа домашних животных.
Изучение загрязненности мышьяком растительного покрова показало, что он поглощается растениями, произрастающими в очаге загрязнения. Степень загрязнения их изменяется от 2 до 400 в зависимости от расстояния между точкой отбора и хранилищем отходов. Корневая система растений аккумулирует мышьяк, о чем свидетельствуют результаты анализа корней и надземной части растительных индивидуумов.
Лабораторные данные свидетельствуют, что в органах животных содержание мышьяка превышает в 4,5-7,3 раза предельно допустимые концентрации для пищевых продуктов, что свидетельствует об опасности потребления в пищу мяса таких животных. Территорию не рекомендуется использовать в качестве пастбища для домашнего скота.
Общая экологическая культура большей части населения, проявляющаяся в обращении с бытовыми отходами, энерго- и ресурсосбережением, является довольно низкой. Это связано как с традиционно нерациональным способом ведения домашнего хозяйства, так и с отсутствием правовых и экономических механизмов, побуждающих к его рационализации.
Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Необходимы информирование населения о состоянии окружающей среды и природоохранных проблемах через публикацию о Программе в республиканских и кожуунных средствах массовой информации; подготовка и освещение сюжетов о разработке и реализации Программы в республиканских информационных программах телевидения и радио; инициирование формирования и развития системы экологического образования населения; привлечение местного населения к очистке территории от мусора в рамках проведения Всероссийских дней защиты от экологической опасности, республиканских экологических акций "Мое село (город) - мой дом родной", "Нашим рекам и озерам - чистые берега".
II. Основная цель, задачи и этапы реализации Программы
Целью Программы является снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
Задачи Программы:
- создание республиканской системы управления в области обращения с отходами;
- утилизация запрещенных и пришедших в негодность ядохимикатов и минеральных удобрений.
Срок реализации Программы - 2011-2012 годы.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
III. Система программных мероприятий
В рамках реализации Программы предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий, определяющих реализацию системы мер по обращению с отходами производства и потребления:
1. Мероприятия по утилизации запрещенных и не пригодных к использованию ядохимикатов и минеральных удобрений:
- идентификация пестицидов по составу и по классу опасности;
- переупаковка пестицидов и смеси агрохимикатов;
- транспортировка и утилизация на специализированном полигоне средств химизации за пределами республики;
- рекультивация, дезактивация участков длительного хранения пестицидов и агрохимикатов.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Общий объем финансирования Программы составляет 5682,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 2982,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Тыва;
в 2012 году - 2700,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Тыва.
V. Механизм реализации Программы
Министерство природных ресурсов Республики Тыва:
осуществляет текущее управление и координацию деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, эффективному использованию финансовых средств;
осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы, выявляет их отклонение от предусмотренных результатов, определяет причины и разрабатывает меры по их устранению, организует ведение отчетности и обеспечивает ее представление в установленном порядке соответствующим органам государственной власти;
обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы в очередном финансовом году.
Исполнители Программы:
несут ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств;
отчитываются за реализацию мероприятий Программы, их эффективность;
вносят предложения по совершенствованию механизма реализации Программы.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
VI. Оценка
социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Реализация мероприятий Программы позволит:
установить ограждения вокруг карт производственных отходов комбината "Тува- кобальт" для прекращения доступа домашних животных на содержащие мышьяк карты производственных отходов в целях предотвращения их гибели;
продолжить формирование у населения экологической культуры и навыков правильного обращения с отходами;
вывезти 61 радионуклидный источник с территории комбината "Тываасбест";
получить достоверные научные данные о состоянии окружающей среды;
создать систему по безопасному удалению ртути и ее соединений в г. Кызыле.
Представленные Программой цели оцениваются на основе целевых показателей, представленных в приложении N 1 к Программе, и основываются на доле и количестве реализуемых ежегодно мероприятий от общего объема запланированных работ на период с 2011 по 2012 годы.
Качественные показатели эффективности Программы будут выражены в сокращении до минимума ущерба окружающей среде в результате размещения отходов производства и потребления, оздоровлении среды обитания человека на территории республики.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются: протяженность ограждения вокруг 5 карт производственных отходов комбината "Тувакобальт" - 3,716 км;
Абзац 11 раздела 6 утратил силу.
См. текст абзаца 11 раздела 6
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 настоящая программа дополнена разделом 7
VII. Трудовые ресурсы
Для решения задач Программы планируется создать дополнительно 2 рабочих места и трудоустроить 2 человек из числа официально зарегистрированных безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку по теме "Обращение с опасными отходами.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к республиканский целевой программе
"Обращение с отходами на территории
Республики Тыва в 2011 - 2012 годах"
Целевые показатели
республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011 - 2012 годах"
15 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Обращение с отходами на территории
Республики Тыва в 2011 - 2012 годах"
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011 - 2012 годах"
15 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г.
Наименование мероприятий |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
Ответственные |
Ожидаемые конечные результаты |
||
всего |
2011 год |
2012 год |
|||
Утилизация твердых бытовых отходов | |||||
1. Устройство ограждения вокруг карт производственных отходов комбината "Тувакобальт" |
2603 |
2603 |
0 |
Минприроды Республики Тыва |
Прекращение доступа домашних животных на содержащие мышьяк карты производственных отходов в целях предотвращения их гибели |
2. Приобретение демеркуризационного оборудования для удаления ртути и ее соединений |
1400 |
0 |
1400 |
Минприроды Республики Тыва |
Создание системы по безопасному удалению ртути и ее соединений |
3. Вывоз и захоронение радионуклидных источников с территории комбината "Тываасбест" |
1300 |
0 |
1300 |
Минприроды Республики Тыва |
Вывоз накопившегося на территории комбината "Туваасбест" 61 радионуклидного источника |
4. Осуществление геоэкологического мониторинга за состоянием природной среды в бассейне р. Элегест ниже по течению от с. Хову-Аксы |
295 |
295 |
0 |
Минприроды Республики Тыва |
Наличие достоверных научных данных о состоянии окружающей среды |
5. Повышение экологической культуры населения в области обращения с отходами |
84 |
84 |
|
Минприроды Республики Тыва |
Формирование у населения экологической культуры и навыков правильного обращения с отходами |
Итого по Программе |
5682 |
2982 |
2700 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 г. N 458 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва в 2011-2012 годах"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 сентября 2013 г. N 550 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 5 апреля 2013 г. N 201
Постановление Правительства Республики Тыва от 8 июня 2012 г. N 297
Постановление Правительства Республики Тыва от 15 декабря 2011 г. N 723