21 февраля, 1 июля 2011 г., 12 апреля 2012 г.
В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития туризма, стимулирования внутреннего и международного туризма, создания благоприятных условий и развития инфраструктуры туризма в республике Правительство Республики Тыва постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Тыва в 2011 - 2013 годах".
Председатель Правительства Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Республиканская целевая программа
"Развитие туризма в Республике Тыва в 2011 - 2013 годах"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2010 г. N 595)
21 февраля, 1 июля 2011 г., 12 апреля 2012 г. N
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 168 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Республика Тыва обладает большим туристским потенциалом, природно-рекреационными ресурсами и богатым культурно-историческим наследием, полное использование которого способно в значительной мере удовлетворить потребность в отдыхе населения как самой республики, так и других регионов России, вызывает особенно большой интерес у российских и зарубежных туристов, но занимает весьма скромное место на российском рынке туристских услуг.
К перспективным местам отдыха туристов и населения относятся этнокультурный комплекс "Алдын-Булак" в Тандинском кожууне, станция "Тайга", расположенная в 45 километрах от г. Кызыла, туристский комплекс на оз. Торе-Холь Эрзинского кожууна, турбаза "Азас" на берегу одноименного озера и пансионаты на оз. Дус-Холь, турбаза "Эржей" в Каа-Хемском кожууне, уникальный исторический памятник "Долина царей".
К перечню основных объектов туризма республики относятся гостиницы в г. Кызыле и административных центрах республики. В г. Кызыле имеются гостиницы "Кызыл", "Буян-Бадыргы", туристская гостиница "Монгулек", гостиничный комплекс "Одуген", в хозяйственном ведении которого находится "Коттедж".
В 45 километрах от г. Кызыла на берегу оз. "Чедер" расположен одноименный круглогодичный курорт. Курорт "Уш-Белдир" расположен в пределах Восточно-Тувинского нагорья, в приграничной полосе с Монголией, в 360 километрах к востоку от г. Кызыла. В Тандинском кожууне на берегу оз. Дус-Холь (Сватиково) расположена одноименная межотраслевая база, осуществляющая оздоровительные, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Многочисленные минеральные источники разного рода с целебными свойствами являются местами массового отдыха местного населения и туристов.
Основными сдерживающими факторами развития въездного туризма в республике являются инфраструктурные проблемы: неразвитость транспортных сообщений, низкое качество автомобильных дорог, отсутствие сети ресторанов быстрого питания, низкая конкурентоспособность фонда размещения, недостаток инвестиционных ресурсов для их строительства и модернизации, нехватка профессионально подготовленных кадров и т.д.
Проблемы в туристской индустрии чаще обусловлены несоответствием материально-технической базы туристских организаций современным требованиям качества на рынке туристских услуг. Существующая материальная база туризма более чем на 80 процентов нуждается в реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие приток инвестиций в отрасль. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения республиканского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, имеет смысл совершенствовать уже имеющиеся средства размещения и строить новые высококомфортабельные гостиницы. Без средств размещения соответствующего уровня трудно говорить о развитии в республике международного туризма.
Существенной проблемой, сдерживающей развитие рекреационного комплекса Республики Тыва в целом, является отсутствие подготовленных высококвалифицированных кадров. Ситуация осложняется тем, что работодатели предпочитают приглашать специалистов с высшим образованием на рабочие места, где часто вполне хватило бы не только среднего, но и начального профессионального образования (например, менеджер по продажам, бармен и др.), что свидетельствует, с одной стороны, об их известном недоверии к специалистам средней квалификации, а с другой - о низком уровне подготовленных специалистов.
Анализ туристской деятельности в Республике Тыва позволяет сделать следующие выводы относительно уровня конкурентоспособности предлагаемого турпродукта:
1. Активно формируются такие виды туризма, как спортивный, познавательный, экологический, приключенческий, этнический, предполагающий активное времяпровождение, а также невысокий уровень комфортности проживания и доставки к месту отдыха. В то же время в структуре спроса на рекреационные услуги преобладает спрос на стационарные туры с непродолжительными маршрутами и комфортными условиями доставки к месту отдыха, а также путешествия с целью оздоровления.
2. В настоящее время на рынке туруслуг Республики Тыва преобладают туры продолжительностью 3 - 5 дней. Такая продолжительность обусловлена высокими издержками прохождения маршрутов. Рост издержек происходит из-за отсутствия единого комплекса информационных услуг о региональном туристском продукте.
3. На территории Республики Тыва преобладает неорганизованный туризм, что является продолжением тенденции, сложившейся на протяжении последних десятилетий, когда индустрия предоставления туруслуг переживала трансформацию от планового к рыночному типу хозяйствования.
4. Вышеназванная особенность обуславливает распространение так называемых автомобильных туров на личном транспорте. При практическом отсутствии разветвленной сети ренты автотранспортных средств значительно сокращается емкость рынка, ограниченная потребителями, имеющими собственный автомобиль.
5. В маркетинговых коммуникациях преобладают личные связи из-за отсутствия системного подхода в продвижении регионального туристского продукта, массовой рекламы, маркетинговой стратегии на уровне региона в целом и отдельных предприятий. Это также сужает емкость рынка.
6. В структуре предложения преобладают заказные туры в противовес пакетным. Это объясняется небольшой емкостью средств размещения, сезонностью организации предоставления услуг и труда на предприятиях туротрасли. Что, в свою очередь, не позволяет предприятиям туристской отрасли увеличить количество туристов, отдыхающих на туристских предприятиях, и добиться снижения себестоимости услуг.
7. Для рынка туруслуг характерна разобщенность предприятий первичного (средства размещения и питания, турагентства), вторичного (музеи, бары, экскурсионные бюро), третичного (общественный транспорт, почта, банки, бытовое обслуживание) и четвертичного (органы государственного регулирования, учреждения образования и здравоохранения) секторов туристской отрасли.
8. Среди производителей туристских услуг преобладают малые и средние предприятия либо с незначительной материально-технической базой, либо с таким ее уровнем, который сдерживает дальнейшее развитие.
9. Малый бизнес является одним из факторов роста неформального сектора экономики, что, в свою очередь, снижает уровень безопасности пребывания туристов на территории региона, непрозрачность информации для массового потребителя, органов государственного регулирования.
10. При комплектовании штата сотрудников приоритет отдается неместным работникам, в особенности на ключевые должности (менеджеры разных уровней) по причине низкой культуры обслуживания, отсутствия профессиональных качеств, опыта работы со стороны местного населения.
11. Соотношение численности клиентов к количеству обслуживающего персонала на турбазах и других средствах размещения колеблется от 4 до 12. Турбаз, где анализируемое соотношение свидетельствует о достаточно высоком качестве предоставляемых услуг, немного.
12. Каналы сбыта регионального турпродукта в основном представлены турагентствами, находящимися в гг. Абакане, Красноярске. Также практикуется реализация путевок непосредственно самими туроператорами. Такие каналы сбыта характерны для малых предприятий, чей сезон ограничен 2 - 3 месяцами. На рынке туристских услуг в основном отсутствуют технологии он-лайн - бронирования.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на конкурентоспособность Республики Тыва на туристском рынке действуют как положительные, так и отрицательные факторы. Влияние многих отрицательных факторов можно сгладить или нейтрализовать при реализации программных мероприятий.
Развитие туристской деятельности требует создания механизма управления, адекватного количеству и объему задач, стоящих перед приоритетными направлениями развития Республики Тыва. Необходима смена модели развития и функционирования туристской отрасли, для которой характерно использование технологий, рассчитанных на массового потребителя с выделением рекреационных зон, что приведет к внутрирегиональной специализации туристской деятельности, оптимизации потока туристов, поддержанию экологического баланса на территории Республики Тыва.
Программа направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса услуг.
Необходимость разработки Программы обусловлена изменениями, произошедшими и происходящими в отрасли и в республике в целом, углублением специализации региона как рекреационной территории, обслуживающей не только Сибирский федеральный округ, но формирующий предложение на национальном и мировом туристском рынке.
2. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является развитие отрасли туризма как одного из приоритетных направлений развития Республики Тыва, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона.
Задачи Программы:
- создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;
- развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма;
- продвижение туристского продукта на межрегиональном и международном уровнях;
- проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование благоприятного туристско-рекреационного образа республики;
- сотрудничество с соседними регионами и странами.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Система программных мероприятий создает возможности для решения поставленных задач и достижения социально-экономического эффекта. Программные мероприятия сгруппированы по разделам, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования, кругом предполагаемых участников и отражены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Мероприятия Программы сгруппированы по трем направлениям:
1) инвестирование сферы туризма;
2) развитие и повышение качества туристского продукта, поддержка перспективных видов туризма;
3) продвижение туристского потенциала Республики Тыва.
Инвестирование сферы туризма направлено на улучшение материально-технической базы и инфраструктуры туризма республики, в том числе на ремонт и реконструкцию существующих и строительство новых объектов инфраструктуры туризма.
Развитие и повышение качества туристского продукта, поддержка перспективных видов туризма предполагают мероприятия по созданию благоприятных условий для развития инновационных видов организации туризма, привлечению инвесторов из числа туристских предприятий, формирующих материально-техническую базу туристской отрасли, повышению кадрового потенциала отрасли и осуществлению государственного заказа на производство сувенирной продукции. Мероприятия по научно-исследовательским работам позволят спланировать развитие зон туризма, упорядочение застройки и эксплуатации объектов, создавать условия для поддержания благоприятных экологических условий территорий, на которых ведется туристская деятельность.
Мероприятия по продвижению туристского потенциала Республики Тыва создают систему продвижения туристского продукта Республики Тыва на основе информационного обеспечения туристской деятельности, что позволит совершенствовать организационно-правовые механизмы управления туристской отраслью, а также активно использовать маркетинговый подход в регулировании туристской отрасли. Сюда включается формирование информационного и презентационного материалов и их представление в виде буклетов, альбомов, размещение на специализированном портале, использование на выставках и ярмарках.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 168 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва. Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва составляет 170078 тыс. рублей, в том числе в 2011 г. - 37883 тыс. рублей, 2012 г. - 32300 тыс. рублей, 2013 г. - 99895 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва на очередной и плановый финансовый год исходя из возможностей республиканского бюджета.
5. Механизмы реализации Программы
Главным распорядителем средств республиканского бюджета по выполнению Программы является Министерство экономики Республики Тыва.
Заказчик Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе за счет средств республиканского бюджета производится целевым назначением через заказчика - главного распорядителя средств республиканского бюджета по выполнению Программы.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Текущее управление и координация выполнения мероприятий осуществляются Министерством экономики Республики Тыва.
6. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации Программы
Результаты реализации мероприятий Программы:
- формирование привлекательного имиджа Республики Тыва на рынке туристских услуг и рост спроса на региональный туристский продукт;
- увеличение рабочих мест в туризме и рекреации;
- развитие сотрудничества с соседними регионами и странами, рост потока туристов;
- увеличение налоговых поступлений от туристической деятельности в республиканский бюджет за счет увеличения прибыли средств размещения республики и прибыли создаваемых туристских предприятий, а также увеличения прибыли туристских предприятий;
- становление республики в качестве одного из привлекательных регионов в развитии туристской отрасли.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство гостиниц, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство населенных пунктов, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения республики, в первую очередь, молодежи.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 168 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к республиканской целевой программе
"Развитие туризма в Республике Тыва
в 2011 - 2013 годах"
Перечень
программных мероприятий республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Тыва в 2011 - 2013 годах"
21 февраля, 1 июля 2011 г., 12 апреля 2012 г. N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2010 г. N 595 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Тыва в 2011 - 2013 годах"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 31 декабря 2013 г. N 769
Постановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2012 г. N 168
Постановление Правительства Республики Тыва от 1 июля 2011 г. N 417
Постановление Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2011 г. N 130