Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 53. Установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов представительных органов муниципальных образований
1. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления муниципальная (территориальная) комиссия путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем на третий день со дня голосования определяет результаты выборов в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены муниципальной (территориальной) комиссии с правом решающего голоса.
Прием протоколов участковых комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов муниципальной (территориальной) комиссии по приему протоколов участковых комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов муниципальной (территориальной) комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по избирательному округу, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой комиссии с приложенными к нему документами члену муниципальной (территориальной) комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений. Выполнение контрольных соотношений проверяет член муниципальной (территориальной) комиссии с правом решающего голоса, либо указанная проверка производится на комплексе средств автоматизации ГАС "Выборы".
Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований настоящего Закона, предъявляемых к составлению протокола, указанная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи, а первоначально представленный протокол остается в муниципальной (территориальной) комиссии.
Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Закона, предъявляемыми к составлению протокола, член муниципальной (территориальной) комиссии с правом решающего голоса вносит данные этого протокола в сводную таблицу муниципальной (территориальной) комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену муниципальной (территориальной) комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей участковой комиссии об итогах голосования.
\2. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протокола, поступившего из участковой комиссии, муниципальная (территориальная) комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) муниципальной (территориальной) комиссии с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, муниципальной (территориальной) комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, по их требованию. Протокол незамедлительно направляется в муниципальную (территориальную) комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до определения муниципальной (территориальной) комиссией результатов выборов и составления ею протокола о результатах выборов.
3. По данным протоколов участковых комиссий муниципальная (территориальная) комиссия составляет сводную таблицу об итогах голосования и протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие сведения:
1) число участковых комиссий на соответствующей территории одномандатного избирательного округа;
2) число протоколов участковых комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования участковых комиссий, установленным частью 2 статьи 50 настоящего Закона.
В протокол муниципальной (территориальной) комиссии данные об итогах голосования на избирательных участках, где итоги голосования признаны недействительными, не включаются, за исключением данных о числе избирателей, включенных в список избирателей. Для подписания протокола о результатах выборов муниципальная (территориальная) комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых комиссий об итогах голосования. После этого муниципальная (территориальная) комиссия подписывает протокол о результатах выборов и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, по их требованию.
4. Протокол муниципальной (территориальной) комиссии о результатах выборов составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. К каждому экземпляру соответствующего протокола приобщается сводная таблица об итогах голосования, подписанная председателем и секретарем муниципальной (территориальной) комиссии и заверенная печатью этой комиссии, включающая в себя полные данные всех поступивших в муниципальную (территориальную) комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной (территориальной) комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения соответствующих федеральных законов, настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной (территориальной) комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
6. Первый экземпляр протокола хранится в помещении муниципальной (территориальной) комиссии согласно утвержденной номенклатуре дел.
7. Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном муниципальной (территориальной) комиссией. Через 10 дней после дня голосования копии второго экземпляра протокола территориальной комиссии о результатах выборов уничтожаются в установленном порядке с составлением акта.
8. Выборы признаются муниципальной (территориальной) комиссией несостоявшимися в случае, если в одномандатном избирательном округе проводилось голосование по одной кандидатуре и число голосов избирателей, поданных за кандидата, составляет менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
9. В случае если выборы признаны состоявшимися и действительными, муниципальная (территориальная) комиссия на основании протокола муниципальной (территориальной) комиссии о результатах выборов принимает одно из следующих решений:
по одномандатному избирательному округу:
если голосование проводилось по двум и более кандидатурам, избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам;
если голосование проводилось по одной кандидатуре, избранным признается кандидат, получивший не менее 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
по многомандатному избирательному округу: избранными считаются кандидаты (соответственно количеству мандатов), которые получили большее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами (другим кандидатом).
В случае равенства числа голосов избирателей, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный муниципальной (территориальной) комиссией раньше.
Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
10. Муниципальная (территориальная) комиссия признает итоги голосования на любых избирательных участках, результаты выборов недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
11. Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить муниципальной (территориальной) комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Указанное возмещение не производится при наличии вынуждающих обстоятельств. Такими вынуждающими обстоятельствами признаются изменение основного места работы (занимаемой должности), семейного положения, состояния здоровья и места жительства кандидата, при условии, что указанные обстоятельства наступили не ранее чем за три дня до дня голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.