В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий и развития инфраструктуры рыночных отношений, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы.
2. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
Первый зам. Председателя |
С. Тен |
Республиканская целевая программа
"Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 3 июля 2010 г. N 291)
Паспорт
республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы"
Наименование Программы |
- республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Республики Тыва от 7 июля 2008 г. N 795 ВХ- II "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" |
Государственный заказчик |
- Министерство экономики Республики Тыва |
Разработчик |
- Агентство по развитию предпринимательства Республики Тыва |
Исполнитель мероприятий |
- Агентство по развитию предпринимательства Республики Тыва |
Цель |
- создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Тыва, активизация предпринимательской деятельности в кожуунах (городах) республики и использование потенциала малого и среднего предпринимательства для создания дополнительных рабочих мест |
Задачи |
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; |
|
развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства; |
|
подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства; |
|
информационное обеспечение деятельности малого и среднего предпринимательства; |
|
продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, поддержка действующих муниципальных микрофинансовых организаций |
Срок реализации |
- 2011-2012 годы |
Основные направления |
- совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства, научно-методическое обеспечение; |
|
финансово-инвестиционная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; |
|
информационная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; |
|
обучение и переподготовка кадров малого и среднего предпринимательства; |
|
формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение административных барьеров |
Основные исполнители |
- Агентство по развитию предпринимательства Республики Тыва; |
|
Государственное автономное учреждение "Бизнес инкубатор Республики Тыва"; |
|
Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва; |
|
органы местного самоуправления; |
|
муниципальные фонды (центры) по поддержке предпринимательства; |
|
субъекты малого и среднего предпринимательства |
Объем и источники финансирования |
- общий объем финансирования Программы составляет 501960 тыс. рублей; |
|
на 2011 г. всего - 195730 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 83730 тыс. рублей, федерального бюджета - 112000 тыс. рублей; |
|
на 2012 г. всего - 306230 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 64230 тыс. рублей, федерального бюджета - 242000 тыс. рублей (приложение N 1) |
Ожидаемые конечные результаты, целевые индикаторы и показатели |
- обеспечение ежегодного прироста объема отгруженных товаров малого и среднего предпринимательства на 15-20 процентов; |
|
увеличение числа населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, от 28,0 до 30,0 тыс. человек; |
|
увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Тыва, до 30%; |
|
увеличение числа микропредприятий, а также малых и средних предприятий до 12200 единиц (с ежегодным ростом в среднем на 50 единиц); |
|
создание не менее 2 тысяч дополнительных рабочих мест из числа зарегистрированных безработных граждан |
Контроль за исполнением мероприятий |
- Министерство экономики Республики Тыва |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства республики. Сектор малого и среднего бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Малое предпринимательство является важным инструментом для первоначальной отработки новых технологических и экономических проектов, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, способствующего социальной стабильности в обществе, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения занятости населения.
В Республике Тыва по состоянию на 1 января 2010 г. насчитывалось 141 малое предприятие и более 10,4 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Количество малых предприятий в последние годы увеличилось на 20-30 предприятий. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях устойчиво растет. На малых предприятиях постоянно работает 3328 человек. Кроме того, около 239 человек работает по совместительству или по договорам гражданско-правового характера.
Малыми предприятиями республики в 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза) в действующих ценах на сумму 1 707,7 млн. рублей, что по сравнению с 2008 годом больше на 145,0%. При этом основной вклад в рост объемов производства товаров и услуг в сфере малого бизнеса вносят отрасли промышленности, строительства, транспорта и связи. Доля малых предприятий в общем объеме промышленного производства республики составила 4,8%.
Среднемесячная оплата труда по малым предприятиям составила в целом 10992 руб. Несмотря на постоянный рост, она существенно ниже средней заработной платы на средних и крупных предприятиях республики (62% от оплаты труда на крупных и средних предприятиях республики), что отчасти можно объяснить продолжающейся практикой выдачи денежного вознаграждения работникам "в конвертах".
Отраслевая структура малого предпринимательства представлена всем разнообразием видов деятельности, характерных для региона в целом.
Наибольший удельный вес в общем количестве действующих малых предприятий занимают оптовая и розничная торговля (29%), строительство (16,3%) и промышленность (10,6%).
На развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями всех форм собственности и отраслей экономики в 2009 году использовано 501,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал или 4,7% всех инвестиций республики, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Неразвитость рынка финансово-кредитных и лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства значительно тормозит развитие малого бизнеса в республике.
В целом, несмотря на трудности организации и роста, малый бизнес в республике устойчиво развивается. Малые предприятия занимают серьезные позиции в таких отраслях, как розничная торговля и общественное питание, строительство, производство пищевых продуктов. По вовлеченности населения роль малого и среднего бизнеса приобретает серьезную социальную значимость. Но, в то же время, уровень развития малого бизнеса в Республике Тыва может быть оценен как недостаточный и по плотности размещения субъектов малого предпринимательства на территории республики, и по доле малых предприятий в общем выпуске товаров и оказываемых услуг, в том числе и по доле малых предприятий в объеме промышленного производства. Явно недостаточна роль малого и среднего бизнеса во внедрении инноваций.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства:
- неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого предпринимательства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- административные барьеры;
- несовершенство информационной поддержки;
- несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима активизация государственной политики в сфере предпринимательства как на республиканском, так и на местном уровнях.
Программа должна стать основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Реализация Программы диктуется необходимостью использования функциональных возможностей малого предпринимательства в решении важных социально-экономических задач республики, в частности, в преодолении бедности населения, реформировании жилищно-коммунального хозяйства, коммерциализации результатов научных разработок.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, сгруппированных в отдельные направления, реализация которых обеспечивает решение конкретных задач для достижения цели.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, являются:
- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами, низкий уровень образования предпринимателей и руководителей малых предприятий в области экономики, менеджмента и маркетинга;
- недостаток оборотных средств;
- недоступность банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства, особенно из сельской местности;
- отсутствие залогового обеспечения для получения кредита у заемщиков;
- трудности с подключением объектов малых и средних предприятий к коммунальной инфраструктуре (водоснабжение, присоединение к сетям канализации, присоединение к электрическим сетям);
- сложность оформления земельных и имущественных отношений.
В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
Экономический аспект. Сегодня в структуре экономики наблюдается увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков, легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Социальный аспект. Предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу - вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальной и политической напряженности.
Политический аспект. В субъектно-объектных отношениях "власть - бизнес - общество" субъекты малого и среднего предпринимательства имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но и политическую среду.
Слой мелких и средних собственников проявляет наибольшую активность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Сложность решения государственной задачи поддержки и развития малого и среднего предпринимательства не позволяет ориентироваться только на использование внутренних резервов малого и среднего бизнеса. Ее реализация возможна при использовании программно-целевых инструментов государственной поддержки. Программно-целевой метод позволяет осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и контролировать ход реализации поставленных задач.
Программа разработана на основе анализа современного состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва с учетом результатов выполнения предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства в республике и тенденций развития малого бизнеса в целом по Российской Федерации.
II. Основные цели и задачи, этапы и сроки
выполнения Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Тыва, активизация предпринимательской деятельности в кожуунах (городах) Республики Тыва и использование потенциала малого и среднего предпринимательства для создания дополнительных рабочих мест.
При прочих равных условиях правом на поддержку в преимущественном порядке пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах:
- промышленного производства;
- научно-технической деятельности;
- молодежного предпринимательства;
- строительства;
- сельского хозяйства;
- ремесленничества;
- развития инфраструктуры туризма на территории Республики Тыва.
Деятельность, осуществляемая в указанных сферах, рассматривается в качестве приоритетной.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в улучшении предпринимательской среды. К основным задачам относятся:
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
- информационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
- активизация межрегионального и международного сотрудничества в сфере поддержки малого предпринимательства.
Для повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо расширение сети фондов (центров) поддержки предпринимательства в кожуунах (городах) республики, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Необходимо обучение руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также повышение квалификации государственных гражданских служащих, работающих в сфере содействия развитию предпринимательства.
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит борьба со снижением напряженности на рынке труда. Одним из наиболее эффективных инструментов реализации данной политики является создание условий для активизации предпринимательской деятельности. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по улучшению предпринимательской среды в республике, которая включает правовую (регулирование предпринимательской деятельности), экономическую (доступ к ресурсам) и деловую (рынки по оказанию деловых услуг, организации поддержки предпринимательства и общественная атмосфера по отношению к бизнесу) среду.
Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим целый ряд мероприятий в рамках Программы будет направлен на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, лизинга и других кредитно-финансовых механизмов. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых и средних предприятий. Для реализации этого направления необходимо развитие институтов и технологий микрофинансирования, лизинга, совместного финансирования предпринимательских проектов в инновационной и производственной сферах.
Для расширения экономической поддержки малых и средних предприятий необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризация бездействующих складских, офисных и производственных площадей государственных предприятий и формирование их реестров; разработка и распространение на этой основе различных экономических механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для активизации предпринимательской деятельности намечается проведение семинаров по организации и ведению бизнеса в кожуунах (городах) республики, обучение и профессиональная переподготовка для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для различных групп населения (сельское население, молодежь, безработное население, победители конкурса на гранты начинающим предпринимателям и т.д.).
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов и недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием интернет-ресурсов, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и об особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешние рынки.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики республики, и, наоборот, свертывание малых и средних предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин для достижения экономического эффекта в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва необходимо разработать краткосрочную программу государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2012 годы.
III. Система программных мероприятий
Настоящей Программой намечена реализация мероприятий (приложение N 2), играющих важную роль на данном этапе развития малого и среднего предпринимательства.
1. Нормативно-правовая и информационно-методическая
поддержка предпринимательской деятельности
Данный раздел содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной, правовой и информационной базы, обеспечивающей развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем финансирования на 2011 - 2012 годы предполагается всего в сумме 240 тыс. рублей из республиканского бюджета.
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства
На современном этапе развития экономики в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность (далее - выставочная деятельность) превратилась в заметный сегмент рынка услуг. Это важный инструмент макроэкономической, инвестиционной политики, обеспечивающий мобильность рынка, создающий необходимое информационное поле, формирующий значительные финансовые потоки, а также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Республика Тыва, в силу своего приграничного положения с Монголией и Китаем, имеет большие перспективы развития выставочной деятельности.
За последние пять лет в республике заложены основы проведения выставок, ярмарок. За этот период проведено свыше 60 выставочно-ярмарочных мероприятий различного масштаба.
Ежегодно проводятся выставки-ярмарки "Тыва-Экспо" (с 2004 года) с участием представителей Монголии, а также предприятий из городов Сибирского федерального округа, благодаря которым выставка-ярмарка "Тыва-Экспо" приобретает статус выставки межрегиональных достижений производственного потенциала.
Многие представители производственной и торговой сферы республики принимают участие в межрегиональных и международных выставочных мероприятиях, включая Всероссийскую выставку "Регионы России", бизнес-форумы, проводимые в гг. Абакане, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, а также в зарубежных выставочных мероприятиях.
В ходе таких мероприятий заключаются соглашения о сотрудничестве, поставке товаров и услуг непосредственно с производителем, в результате увеличивается количество предприятий товаропроизводителей, способных выпускать продукцию высокого качества, представлять ее на широкий потребительский рынок и получать признание потребителей.
Выставочная деятельность является мощным комплексным средством продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых в республике предприятиями и организациями, а также эффективным инструментом стимулирования инвестиционных и инновационных проектов. Но на сегодняшний день в республике эта деятельность развита слабо, отсутствует постоянно действующий выставочно-ярмарочный комплекс, что сдерживает развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва. Из-за отсутствия специально оборудованного выставочно-ярмарочного комплекса приходится арендовать помещения и дополнительно находить оборудование, что приводит к большим затратам и неудобствам в проведении выставочных мероприятий.
Предметом выставочно-ярмарочной деятельности являются научно-технические и торгово-промышленные выставки. К основным задачам организации и осуществления выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва относятся:
- оказание помощи производителям товаров и услуг в продвижении отечественных разработок, технологий, "ноу-хау", товаров и услуг на внутренний и внешний рынки;
- создание условий для осуществления внутренних и международных деловых контактов, партнерства и сотрудничества с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, организации совместного производства, или совместного осуществления проектов, насыщения национального рынка товарами для населения и сырьем для промышленности, а также обмена передовым опытом;
- увеличение товарооборота с ежегодным ростом на 6,2%.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов.
Объем финансирования мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах составит 720 тыс. рублей из республиканского бюджета.
3. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего
предпринимательства в приоритетных отраслях
Данный раздел направлен на расширение возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к материальным и финансовым ресурсам.
Недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем развития малого и среднего бизнеса. Более 65% как начинающих, так и действующих предпринимателей отмечают затруднения с доступом к финансовым ресурсам.
В Республике Тыва система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства развита недостаточно. Несмотря на наличие декларируемых программ кредитования малого и среднего бизнеса, в настоящее время банки неохотно кредитуют малые предприятия, особенно предприятия, действующие в производственной и инновационной сферах.
Причинами этого являются высокие риски кредитования производственного бизнеса, отсутствие программ долгосрочного кредитования, несовершенство системы обеспечения кредита. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, значительно превышающий сумму кредита, стаж деятельности.
В настоящее время слабо развит инновационный подход в сфере малого и среднего бизнеса, недостаточно внедряются новые технологии в производстве, оказании платных услуг населению. Поэтому в рамках реализации данной Программы планируется расширение Портфеля инновационных проектов Республики Тыва в области малого и среднего бизнеса.
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства намечено развить альтернативные виды финансовой поддержки предпринимательства: поддержка начинающих предпринимателей; государственная поддержка микрофинансовой организации второго уровня, то есть субсидирование Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва с дальнейшим предоставлением микрозаймов муниципальным Фондам поддержки предпринимательства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Структурные изменения в предпринимательской среде возможны за счет государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах, мероприятиях муниципальных целевых программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на местах.
Перспективными направлениями развития малого и среднего бизнеса в республике являются развитие производственных малых предприятий, в том числе по выпуску продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, развитие сферы туристической деятельности, ремесленничества и выпуск тувинской сувенирной продукции.
На выполнение мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах предполагается направить всего 495000 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 141000 тыс. рублей, из федерального бюджета - 354000 тыс. рублей.
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
Учитывая специфику развития малого и среднего предпринимательства, особенно на территориях с низким уровнем его развития, наличие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в республике. Именно через инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов должна осуществляться обратная связь между бизнесом и властью. Наличие такой обратной связи позволяет повышать эффективность государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, реально ориентировать малый и средний бизнес на участие в приоритетных для Республики Тыва направлениях социально-экономического развития.
Крупный бизнес не нуждается в такой поддержке. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, собственную материальную базу. Малые предприятия так действовать не могут. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, необходимо построение эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.
В настоящее время в республике действует государственное автономное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Тыва". В 2009 году в муниципальных образованиях республики созданы фонды (центры) по поддержке предпринимательства.
На выполнение мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах предполагается направить 5000 тыс. рублей.
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого и
среднего предпринимательства
В целях обучения и повышения квалификации руководителей малых предприятий, а также начинающих предпринимателей будут организованы краткосрочные курсы на базе учебных заведений республики и регионов Сибирского федерального округа.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить в 2011 - 2012 годах 1000 тыс. рублей.
IV. Обоснование финансовых, материальных
и трудовых затрат
Финансирование мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва предполагается за счет средств республиканского бюджета на 2011 - 2012 годы в общей сумме 147960 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 83730 тыс. рублей; в 2012 году - 64230 тыс. рублей. В качестве софинансирования по итогам федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации Республика Тыва по предварительным расчетам может выиграть субсидию на поддержку малого и среднего предпринимательства в общей сумме 354000 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 112000 тыс. рублей; в 2012 году - 242000 тыс. рублей.
Средства республиканского и федерального бюджетов предусматриваются на содействие развитию микрофинансирования (государственная поддержка микрофинансовой организации поддержки предпринимательства Республики Тыва); оказание грантовой поддержки (субсидии) начинающим предпринимателям; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства; создание Гарантийного фонда Республики Тыва.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий, будет ежегодно уточняться на следующий финансовый год, исходя из возможностей федерального, республиканского и муниципальных бюджетов и финансироваться в пределах сумм, заложенных в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Кроме того, финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет кредитов, выдаваемых банками.
V. Механизм реализации Программы, контроль
за ходом ее реализации
Агентство по развитию предпринимательства Республики Тыва:
- является ответственным исполнителем Программы и отвечает за ее реализацию в целом;
- обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета;
- готовит доклады о ходе реализации Программы за отчетный год на заседание Правительства Республики Тыва.
К выполнению мероприятий Программы в установленном законодательством порядке привлекаются на конкурсной основе хозяйствующие субъекты. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях Правительства Республики Тыва. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
В случае нецелевого и неэффективного использования средств, хозяйствующий субъект лишается права на дальнейшее финансирование своей деятельности из средств, направленных на реализацию настоящей Программы и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сумма средств, выделяемая из республиканского бюджета на реализацию определенных в качестве приоритетных мероприятий Программы, корректируется и утверждается сметой расходов на реализацию Программы в объемах, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Планируется активно привлекать кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию Программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
VI. Ожидаемые результаты
реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы количество субъектов малого предпринимательства увеличится на 1,5 тыс. единиц, будет создано не менее 2,0 тыс. рабочих мест.
Реализация программных мероприятий позволит решить экономические и социальные проблемы.
В 2011 году отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами малых предприятий (без НДС и акциза) должны достигнуть 1964 000 тыс. рублей (ИФО - 115 процентов).
К концу 2012 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в производстве пищевой промышленности должен составить не менее 95 процентов. По прогнозу ежегодный темп прироста ожидается на 7-10 процентов в сопоставимых ценах. В малом и среднем бизнесе должно быть занято не менее 30 тыс. человек.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства
в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Сводные финансовые затраты
(тыс. рублей)
Направления расходов |
2011-2012 годы, всего |
2011 г. |
2012 г. |
||||
всего |
в том числе: |
всего - 195 730 |
всего - 306 230 |
||||
ФБ |
РБ |
ФБ |
РБ |
ФБ |
РБ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего по разделам |
501 960 |
354 000 |
147 960 |
112 000 |
83 730 |
242 000 |
64 230 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Средства Программы (приложение N 2, разделы 1, 2, 4, 5) |
6 960 |
- |
6 960 |
- |
3 230 |
- |
3 730 |
Средства на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва |
495 000 |
354 000 |
141 000 |
112 000 |
80 500 |
242 000 |
60 500 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального значения, а также поддержка "деловых миссий"; |
5 000 |
4 000 |
1000 |
2 000 |
500 |
2 000 |
500 |
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; |
30 000 |
24 000 |
6 000 |
12 000 |
3 000 |
12 000 |
3 000 |
- оказание грантовой поддержки начинающим субъектам предпринимательства; |
20 000 |
16 000 |
4 000 |
8 000 |
2 000 |
8 000 |
2 000 |
- содействие развитию микрофинансирования (государственная поддержка микрофинансовой организации второго уровня, то есть субсидирование Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва) |
140 000 |
70 000 |
70 000 |
70 000 |
70 000 |
- |
- |
- содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства; |
50 000 |
40 000 |
10 000 |
20 000 |
5 000 |
20 000 |
5000 |
- создание (субсидирование) Гарантийного фонда Республики Тыва |
250 000 |
200 000 |
50 000 |
- |
- |
200 000 |
50 000 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства
в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 июля 2010 г. N 291 "Об утверждении республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2013 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст Постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 16 июля 2010, N 85-86 (спецвыпуск)
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512 в настоящее постановление внесены изменения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 марта 2013 г. N 179
Постановление Правительства Республики Тыва от 8 августа 2012 г. N 452
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 апреля 2012 г. N 180
Постановление Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678
Постановление Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 мая 2011 г. N 337
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2011 г. N 133