Уважаемые депутаты Великого Хурала!
Уважаемые члены Правительства и приглашенные!
В 2003 году Республика Тува продолжала продвигаться вперед по пути развития демократии, укрепления государственности и наращивания экономического потенциала.
Осуществлялась работа по реализации задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации и Посланием Председателя Правительства Республики Тува.
I. Основные итоги выполнения Послания
Председателя Правительства Республики Тува Великому
Хуралу (парламенту) Республики Тува на 2003 год
В республике обеспечивались политическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие.
Сохранились положительные показатели рождаемости, естественного прироста и миграции населения. Стабильно функционировали учреждения социальной сферы. Повысился уровень жизни населения. Увеличились реальные денежные доходы и заработная плата. Возросли размеры пенсий, стипендий и отдельных видов пособий. Среднедушевые денежные доходы граждан в прошедшем году превысили величину прожиточного минимума на 23,6 процента, тогда как пять лет назад они были ниже этого показателя на 22,4 процента.
В 2003 году основные прогнозные макроэкономические показатели подтвердились. Объем валового регионального продукта возрос на 3,2 процента. Обеспечен рост объемов промышленного производства, валовый продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, платных услуг и перевозок грузов. Продолжалась государственная поддержка агропромышленного комплекса. Увеличилось производство картофеля и овощей. Возросло поголовье всех видов скота.
Консолидированный бюджет республики исполнен с превышением доходов над расходами на 19,7 млн. рублей. Собственные доходы возросли в 1,3 раза.
Начиная с 1999 г., в республике, как и в целом по России, начала улучшаться экономическая ситуация. Валовый региональный продукт за пять лет возрос в 1,3 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,8, собственные доходы бюджета - в 2,8 раза. Реальные денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза, среднемесячная заработная плата - в 2,1 раза, средний размер пенсий - на 40 процентов. Общая численность безработных граждан сократилась на 20 процентов.
Есть позитивные изменения в работе всех ветвей и уровней публичной власти. Шла дальнейшая демократизация общества и формирование его гражданских институтов.
Вместе с тем, имеется ряд нерешенных задач. Это низкие темпы экономического роста и преобразований в социальной сфере, бедность, высокий уровень преступности.
На основании пункта "д" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тува обращаюсь с настоящим Посланием к депутатам Великого Хурала (парламента) Республики Тува о положении в республике и государственной политике на 2004 год.
II. Повышение роли государства
в развитии демократии и укреплении основ гражданского общества
Важным политическим событием начала этого года стало проведение выборов Президента Российской Федерации. Почти 73 процента избирателей Тувы пришли 14 марта на избирательные участки, 87,5 процента из них проголосовали за кандидатуру В.В. Путина.
Его избрание на второй срок, смена федерального Правительства, осуществление деятельности Государственной Думы в условиях парламентского большинства одной политической партии, начавшаяся в стране административная реформа ставят перед республиканскими властями новые задачи.
Президент страны наметил в кратчайшие сроки закончить административную реформу на федеральном уровне. Создать прозрачную структуру управления. Добиваться снижения давления государства на бизнес. Развернуть борьбу с коррупцией. Реформа должна продолжиться на региональном и муниципальном уровнях.
Перед исполнительной властью республики стоит задача по определению и формированию наиболее эффективной структуры Правительства и других органов управления. Поднять статус министерств и оптимизировать их количество. Только министрам мы дадим право определять политику отрасли. Нужно серьезно повысить персональную ответственность руководителей за результаты работы отраслей по установленным индикаторам.
Тува как частица страны должна работать синхронно с федеральным центром, участвуя в обеспечении единства правового, экономического и информационного пространства. В то же время нам необходимо учитывать свои особенности, грамотно защищать наши интересы. Необходимо добиться присвоения федерального статуса целевой программе развития республики до 2010 года.
Нужно отстоять свою позицию в вопросе определения места республики при зональном районировании страны с выделением Арктического Севера и труднодоступных территорий с экстремальными условиями проживания. Настойчиво ставить вопрос о сокращении различий в уровнях социально-экономического развития регионов. Ведь не секрет, что из-за отсутствия у прежнего Правительства страны продуманной региональной и национальной политики многие социально-экономические показатели на душу населения в разных регионах отличаются в разы. Богатые регионы богатеют, бедные - беднеют. При профиците федерального бюджета и наличии резерва в нем на развитие экономики слабых регионов выделяются мизерные средства.
Важно защитить свои интересы в связи с передачей с 1 января 2005 года республике отдельных полномочий по предметам совместного ведения.
Парламенту республики совместно с субъектами законодательной инициативы предстоит разработать и принять более двух десятков законов, регулирующих вопросы, отнесенные к полномочиям республики. Это увеличение доходной базы бюджетов муниципалитетов, поддержка сельскохозяйственного производства, использование земель сельскохозяйственного назначения и другие.
Сегодня созданы все условия для работы двухпалатного парламента. За минувший год им принято всего 79 законов, половина из которых представлены Правительством. Ощущается острая нехватка законов, стимулирующих развитие экономики и инвестиционной активности. До сих пор нет законов о Великом Хурале и статусе его депутатов.
Палатой представителей и Главой республики отклонялся каждый четвертый законопроект из-за их низкого качества и наличия противоречий с федеральным или республиканским законодательством.
Нельзя не заметить, что Законодательная палата пытается установить всеобъемлющую подконтрольность органов исполнительной власти республики Великому Хуралу. Слов нет, контрольные функции депутатов надо усиливать, но они не должны осуществляться в ущерб основной деятельности, нарушать принцип разделения властей. Нужно помнить, что все ветви власти равноправны и каждая из них должна заниматься своим делом.
Парламенту необходимо обеспечить прозрачность и открытость своей основной - законотворческой - деятельности. Пока мы так и не видим отчетов ни руководителей палат, ни председателей комитетов Великого Хурала перед депутатами.
Избиратели отмечают чрезмерную политизацию руководства Законодательной палаты. Она стала выходить за грань дозволенного. Суды республики, в том числе Конституционный, рассмотрели шесть обращений, связанных с нарушением законов нижней палатой парламента. На просьбы Министерства финансов проверить исполнение бюджета палаты за 2003 год от ее руководства поступали отказы. Недопустимо, что в демократической республике сегодня появилась зона вне критики и вне контроля.
В стране полным ходом идет реформа местного самоуправления. С января 2006 года начнет действовать новый закон Предстоит огромная подготовительная работа. В этой связи необходимо принять законы, определяющие территории, границы и статусы муниципальных образований. Внести изменения в их уставы. Провести инвентаризацию их имущества. Определиться с республиканской собственностью, подлежащей передаче муниципалитетам. Вести основательную разъяснительную работу среди населения. Изучить опыт других регионов. Поднять статус и самостоятельность органов местного самоуправления.
Продолжится развитие судебной власти. Расширяет поле своей деятельности Конституционный суд республики. Необходимо решить вопросы его материально-технического обеспечения.
Создание института мировых судей позволило значительно разгрузить суды общей юрисдикции. В этом году предусмотрены средства на проектирование строительства зданий мировых судов.
Хотя количество гражданских и уголовных дел, оконченных с нарушением сроков, уменьшилось, органам судейского сообщества республики следует обратить внимание на низкую утверждаемость Верховным судом решений по гражданским делам кожуунных федеральных судов.
Растет количество дел, разрешаемых Арбитражным судом республики. В этом году необходимо ввести в эксплуатацию здание суда.
С введением в состав Квалификационной коллегии судей Республики Тува представителей общественности появилась возможность открытого справедливого формирования судейского корпуса.
Органам судебной власти, правопорядка, юстиции, адвокатуры республики следует оказывать правовую помощь населению. Требуется разработка комплексных образовательных программ и мероприятий по формированию позитивного правосознания. Нужно продолжить практику проведения открытых уроков по изучению основных положений Конституции России и Конституции республики, законодательных актов страны.
Среди принципов демократической организации общества важную роль играет многопартийность. В республике зарегистрировано 16 региональных отделений всероссийских политических партий, 5 из них созданы в 2003 году.
Мы поддерживаем формирование в стране многопартийной политической системы. Но должны иметь в виду, что в условиях цивилизованной политической конкуренции развитие получат те партии, которые обладают большим численным составом и выражают интересы большинства населения. Итоги парламентских выборов страны выявили расклад политических сил. Партии, которые защищали интересы кучки олигархов, предавая интересы России, оказались на обочине истории, не вошли в состав Государственной Думы. В Туве они тоже потерпели сокрушительное поражение. Это и есть начало создания в стране мощных политических сил.
Необходимо развитие и институтов гражданского общества. В республике действуют 169 общественных организаций. Сегодня особенно важно их участие в решении социальных проблем: обеспечении безопасности личности, борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Нужен диалог власти с общественностью, учет ее мнения при выработке государственной политики.
В ближайшее время нужно принять закон об Уполномоченном по правам человека, сформировать его институт, разграничить права и полномочия с федеральными структурами, обеспечивая совместные согласованные действия.
Важным направлением государственной политики было взаимодействие с традиционными конфессиями по возрождению духовности, утверждению в обществе морально-нравственных принципов. В прошлом году проведен второй Международный симпозиум по изучению тувинского шаманства. Знаменательным событием было проведение в Туве обряда посвящения Калачакры. В этой церемонии участвовали около 100 тыс. человек. По итогам этих событий намечены мероприятия. Предстоит большая работа с населением по их реализации.
Учитывая негативное влияние религиозных сект на сознание людей, особенно детей и молодежи, Экспертному совету по духовности необходимо провести экспертизу их уставов.
Органы прокуратуры и юстиции должны осуществлять регулярный надзор над соблюдением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях.
Важнейшим институтом формирования гражданского общества являются средства массовой информации.
В прошлом году количество СМИ возросло до тридцати. Они имеются почти во всех кожуунах, за исключением Каа-Хемского, Кызылского, Монгун-Тайгинского и Тоджинского. На 21 процент вырос среднеразовый тираж республиканских и межкожуунных газет и журналов. Увеличился объем подписки на центральные и местные издания на 8,1 и 6,4 процента, соответственно. Количество печатных изданий, выписываемых на тысячу человек в месяц, в среднем по республике возросло с 83 до 89 экземпляров.
Надо продолжить работу по реализации республиканской целевой программы по развитию СМИ, особенно на кожуунном уровне. Желательно, чтобы каждый кожуун республики, каждая ветвь государственной власти, каждое министерство и ведомство имели свое периодическое печатное издание.
В текущем году начнется реализация проекта по созданию спутниковой передающей станции.
Должен в очередной раз отметить, что, к сожалению, все еще нередки случаи непрофессионального, поверхностного подхода журналистов к работе. Их результатом становится искаженное, необъективное освещение событий, происходящих в республике.
Работники средств массовой информации должны помнить, что независимость и свобода слова не являются синонимом вседозволенности. Необходимо строго соблюдать конституционное право граждан на оперативное получение достоверной информации.
III. Основные направления кадровой политики
Потребность в специалистах с современным мышлением, подготовленных для работы в рыночных условиях, является основой для формирования ежегодного государственного заказа на подготовку кадров.
Система начального профессионального образования. Обучение рабочих кадров в профессиональных училищах ведется по 55 профессиям. Их подготовка должна осуществляться в тесной связи с работодателями и постоянно совершенствоваться в зависимости от требований рынка труда.
В средних специальных учебных заведениях республики ведется подготовка по 36 специальностям. Необходимо организовать подготовку специалистов для строительного и топливно-энергетического комплексов, жилищно-коммунального хозяйства, связи и перерабатывающих производств. Нужно принять программу развития среднего специального образования в республике. Предусмотреть в ней открытие политехнического техникума, юридического колледжа. Преобразовать Кызылское медицинское училище в колледж с включением его в университетский комплекс как базы для создания медицинского факультета.
Специалисты с высшим образованием готовятся в государственном университете. Прошедшая государственная аттестация выявила ряд недостатков. Высок процент преподавателей, не имеющих ученых степеней. Необходимо ускорить подготовку научных кадров высшей квалификации в ведущих научных учреждениях страны. В этом году начинается подготовка юристов с последующим открытием юридического факультета.
В настоящее время в учебных заведениях обучается 12 тысяч студентов, из них около 5 тысяч - за пределами республики. По сравнению с 2000 годом количество направляемых на обучение за пределы республики возросло в три раза. Необходимо продолжить работу по подготовке кадров на основе соглашений с регионами, российскими и зарубежными учебными заведениями. Шире практиковать трехсторонние договоры между работодателями, студентами и учебными заведениями. В этом году планируется направить на обучение 1,5 тысячи человек.
Увеличение в республике количества представительств и филиалов государственных и негосударственных учебных заведений требует со стороны органов управления образованием ужесточения контроля за качеством предоставляемых ими образовательных услуг.
Важен тщательный учет учебными заведениями реального спроса на кадры, которые они готовят, и непосредственное содействие в их трудоустройстве. Каждое учебное заведение должно обзавестись сайтом, на котором должна размещаться информация для работодателей и тех, кто ищет работу. В связи с этим стоит задача создать во всех учебных заведениях республики центры содействия занятости учащейся молодежи и ее трудоустройства.
К сожалению, еще не все местные руководители осознают важность кадровой работы для развития экономики кожуунов. Необходимо сделать подробный анализ кадровой обеспеченности и принять кожуунные программы подготовки и закрепления кадров.
Особые требования в свете осуществления административной реформы будут предъявляться к качественному составу государственных и муниципальных служащих, к уровню их компетентности. Нужно в разы увеличить количество направляемых на обучение в академии государственной службы. Шире использовать краткосрочные формы повышения квалификации. Формировать интерес к госслужбе у студентов и учащихся путем привлечения их к подготовке и участию в открытых заседаниях Правительства и сессиях парламента.
На базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров планируется организовать краткосрочные курсы обучения основам гражданского, трудового, налогового, бюджетного кодексов, компьютерным технологиям.
В рамках президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства планируется направить руководителей предприятий и организаций в Санкт-Петербургскую Высшую школу экономики, Академию народного хозяйства и Финансовую академию при Правительстве России по специальностям "менеджмент", "маркетинг". Особое внимание обратить на подготовку менеджеров, принимающих стратегические решения - топ-менеджеров.
Нам надо увеличить масштабы подготовки и стимулирования труда кадров - управленцев. Учредить государственные премии и гранты. Шире практиковать контрактно-договорные отношения при реализации точечных инвестиционных, инновационных и высокоокупаемых проектов во всех отраслях экономики и социальной сферы. При этом обратить внимание на оказание помощи представителям бизнеса в овладении иностранными языками.
IV. Задачи экономической политики
Приоритеты и направления экономического роста.
Президентом России поставлена задача повышения конкурентоспособности страны, удвоения валового внутреннего продукта. Учитывая дотационность бюджета, слабую стартовую базу и отсталость экономики республики мы должны достичь более высоких темпов экономического роста. Для этого есть все условия. Мы имеем региональную Программу развития республики до 2010 года. Она предполагает промышленное развитие реального сектора экономики за счет глубокой переработки продукции, роста ее объемов, особенно в традиционных отраслях. К 2010 году валовый региональный продукт в сопоставимых ценах должен увеличиться в 2,6 раза.
На ближайшие три года Правительство республики определило основные направления, которые позволят получить наибольший прирост валового регионального продукта без привлечения значительных объемов вложений. Это агропромышленный и строительный комплексы, рынок услуг.
В объеме валовой продукции сельского хозяйства удельный вес добавленной стоимости - основной составляющей валового регионального продукта - достигает 60 - 65 процентов и является самым высоким в структуре отраслей производства. В строительстве, включая дорожное хозяйство, - до 55 процентов. Доля всех видов услуг в общем объеме добавленной стоимости составляет 70 процентов.
К другим приоритетам следует отнести реализацию точечных быстроокупаемых проектов во всех отраслях экономики.
Развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе нужно проводить в соответствии с принятой Правительством республики программой развития аграрного бизнеса. Для этого имеется достаточное количество трудовых, земельных и водных ресурсов, щадящее налогообложение и государственная поддержка. В стране созданы все условия. Решен земельный вопрос, связанный с рыночным оборотом пашни. Введен единый сельскохозяйственный налог в размере всего 6 процентов от дохода. Создан Сельхозбанк с очень низкой ставкой кредитования - до 6 процентов годовых. Действует лизинговая система поставки техники, создаются машинно-технологические станции. Компенсируется часть затрат товаропроизводителей и дотируются цены на реализованную по заказу продукцию. Решен вопрос о страховании рисков сельскохозяйственной деятельности. Есть программа социального развития села. Растет спрос населения на продукты питания местного производства. Что еще нужно? Только хорошая работа менеджеров и заинтересованность работников в конечных результатах труда.
Ставится задача увеличения производства продукции в объемах, обеспечивающих продовольственную безопасность республики. Мы провели анализ. Наши товаропроизводители относительно стабильно обеспечивают население мясом и картофелем, несколько хуже - молоком и овощами. Крайне малы объемы производства зерна. Цены на хлеб растут. Это стимулирует товаропроизводителей зерна, в то же время наносит серьезный удар по населению с низкими доходами. Здесь нужно учесть два момента. Удержать цены на хлеб путем проведения интервенции зерна. Определить перспективу нашей продовольственной политики, где ключевой задачей должно стать увеличение производства зерна в этом году до 40 тыс. тонн, в дальнейшем - до 100 тыс. тонн.
Необходимо ускорить реализацию программы повышения плодородия почв, обращая особое внимание на расширение площади орошаемых земель. До целинной эпопеи 1956 года Тува имела 111,8 тысячи гектаров орошаемых земель. К началу реформ они сократились до 40 тыс. га. В этом году необходимо провести их инвентаризацию, заняться восстановлением аратских каналов, определиться с правом собственности, ввести государственное стимулирование эффективного использования.
Следует уделить особое внимание экологически безопасному земледелию. Необходимо шире применять интенсивные технологии. Возобновить внесение органических удобрений, применять сидераты, расширять площади парового поля, соблюдать севообороты и технологию обработки почв. Внедрять ресурсо- и влагосберегающие комплексы сельскохозяйственных машин. Восстановить семеноводство.
В животноводстве с целью значительного увеличения поголовья всех видов скота следует восстанавливать и совершенствовать селекционно-племенную работу, искусственное осеменение животных. Соблюдать зооветеринарные требования, особенно в частном секторе. Решить проблему финансирования ветеринарной службы. Необходимо разработать программу по увеличению поголовья малозатратных видов скота: яков, верблюдов, оленей, лошадей. Это позволит увеличить производство экологически чистых продуктов. Предстоит большая работа по увеличению поголовья свиней, реализации проекта внедрения новых технологий на птицефабрике.
В развитии аграрного бизнеса нужны новые подходы. Требуется серьезная поддержка в реализации комплексных агропромышленных проектов "от поля до магазина".
Необходимо коренным образом изменить организацию заготовки сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей на рыночных условиях. Продолжить работу по внедрению эффективных организационно-правовых форм хозяйствования.
Обстановка на селе сложная. Методом проб и ошибок в стране создана база сельской рыночной экономики. Появилась конкуренция различных форм собственности. Сегодня более 70 процентов продукции производится в личных подсобных хозяйствах, т.е. в неформальном секторе экономики. При глубоком кризисе экономики, необдуманной приватизации собственности предприятий в соответствии с федеральным законодательством расширение этих хозяйств за счет крупных убыточных совхозов было вынужденным шагом. Это произошло в масштабе страны и спасло экономику.
Мы должны двигаться по двум направлениям. Реально поддержать развитие неформального сектора, что сегодня и делается, параллельно вовлекая личные подсобные хозяйства в акционерные общества, производственные и потребительские кооперативы. Сделать труд арата, в первую очередь в земледелии, высокопроизводительным и механизированным. В противном случае нас ждет консервация нашей отсталости.
Мы продолжим вложения в модернизацию действующих и создание новых высокотехнологичных перерабатывающих производств.
Строительный комплекс республики мы сохранили. В настоящее время его развитие сдерживается недостаточным использованием современных технологий, строительных конструкций и материалов. Низкий уровень механизации работ и недостаток квалифицированных кадров приводят к затягиванию сроков строительства, снижению качества работ. Не всегда соблюдаются условия договоров между заказчиками и подрядчиками, не предусматривается ответственность за допущенные нарушения.
Нам следует создавать новые проектные организации и привлекать проектировщиков из других регионов, используя российский и зарубежный опыт, внедрить новую нормативную базу, современные технологии, увеличивать производство местных строительных материалов и конструкций. В текущем году необходимо сдать в эксплуатацию первую очередь реконструированного домостроительного комбината.
Все еще остается острой проблема обеспечения населения жильем. В качестве одной из первоочередных задач в жилищном строительстве необходимо выделить архитектурно-градостроительную деятельность. Она должна базироваться на законодательной основе и предусматривать развитие инженерной инфраструктуры. Нужно внедрять новые типы домов повышенной комфортности и сейсмостойкости, учитывающие национальные особенности, осуществлять реконструкцию старого жилого фонда.
Заслуживает внимания внедрение каркасного, монолитного и сборномонолитного домостроения с гибкой планировкой и эффективными фасадами, применение ресурсо- и энергосберегающих технологий. Малоэтажное и сельское строительство должно быть ориентировано на традиционные природные материалы, деревянный брус, безавтоклавный ячеистый бетон, пустотелый кирпич, производимые на местных минизаводах. Необходимо разработать проект сельской усадьбы с хозяйственными постройками, локальным водоснабжением и теплофикацией, использовать прежде всего деревянные конструкции.
Надо практиковать коммерческое и элитное домостроение. Доходы от такой деятельности следует направлять на строительство социального жилья. Мы обязаны его строить. Оно необходимо для обеспечения социально не защищенной части населения: инвалидов, детей-сирот, граждан с низкими доходами.
Для людей со средним достатком, молодых семей нужно широко практиковать ипотеку и другие формы кредитования. На федеральном уровне рассматривается пакет документов, регламентирующих эти механизмы, упрощающих доступ к ним большего числа граждан. Надо в полной мере воспользоваться ими, особенно в части предоставления долгосрочных кредитов.
Нужно принять рыночные меры сдерживания цен на вторичном рынке жилья, одновременно способствуя вовлечению средств населения в инвестирование строительства. Создать единое правовое поле для земельно-кадастровых служб, органов технической инвентаризации, юстиции, архитектуры и градостроительства, заменить многочисленные процедуры экспертизы документации техническим регламентом, снять административные барьеры, сократить сроки различных согласований.
В 2004 году необходимо построить не менее 30 тыс. кв. м. жилья. Следует повысить роль органов местного самоуправления в расширении строительства на селе.
Наращивание объемов строительных работ должно базироваться на рыночных отношениях. Мы продолжим работу по развитию бизнеса строительных услуг. Программа действий у нас имеется. Нужно создавать условия для развития конкуренции и появления крупных многопрофильных строительных компаний.
Развитие рынка услуг. Для этого имеются значительные резервы в жилищно-коммунальном хозяйстве, где растет стоимость услуг, но низким остается их качество. Возникает необходимость создания конкурентной среды.
Повышению качества услуг жилищно-коммунального хозяйства будет способствовать реорганизация энергетического комплекса на базе предприятий ГУП "Тувкоммунэнерго" путем создания республиканских и муниципальных предприятий по производству тепло- и электроэнергии, а также предприятия по их обслуживанию.
Нужно усилить антимонопольную политику, создать конкурентную среду в сфере деятельности естественных монополий. Необходимо переломить тенденцию высокого роста тарифов, обеспечить их стабильность.
В тепло- и электроснабжении следует проанализировать затраты, заняться оптимизацией расходов, внедрением ресурсосберегающих технологий и налаживанием учета. Нам необходимо иметь программу обеспечения энергетической безопасности. Предусмотреть в ней использование нетрадиционных источников энергии, применение современных автономных установок теплоснабжения, осуществление энергосбережения во всех отраслях хозяйственного комплекса. Нужно уже сейчас вести подготовку к отопительному сезону 2004 - 2005 годов.
Следует расширить все виды бытовых услуг. Развивать информационные, риэлтерские услуги, услуги транспорта, связи, дорожного хозяйства, здравоохранения, образования и культуры.
Правительство по-прежнему будет проводить политику свободных цен на рынках товаров и услуг. Вместе с тем, как и раньше, сохранится государственное регулирование цен и тарифов на социальнозначимые виды продукции и услуг. Сохранится практика их пересмотра не более одного раза в год.
Важной задачей Правительства и органов местного самоуправления остается развитие услуг, предоставляемых сельскому населению. Нужно организовать комплекс бытовых услуг во всех кожуунных центрах и крупных населенных пунктах. Организовывать передвижные формы их предоставления. Набор услуг должен быть достаточным.
Ресурсное и нормативно-правовое обеспечение роста экономики.
Для достижения намеченного экономического роста необходимо задействовать имеющиеся ресурсы, повысить эффективность их использования.
Природные ресурсы. Нужно усилить государственный контроль за соблюдением природопользователями федерального и республиканского законодательства. Осуществить мероприятия по воспроизводству лесов и минерально-сырьевой базы. Расширить площади особо охраняемых природных территорий. Установить жесткий контроль за обеспечением экологической безопасности.
В связи с предстоящим принятием Лесного и Водного кодексов Российской Федерации нужно разработать меры по развитию бизнеса в сфере использования наших богатых лесных и водных ресурсов. Нужна программа рационального использования водоемов и водных источников, особенно экологически чистой пресной воды, на которую растет спрос на рынках.
Земельные отношения. Необходимо закончить разграничение по уровням управления собственностью земельных участков под зданиями и сооружениями, а также начать разграничение по уровням собственности сельскохозяйственных угодий, земель лесного и водного фондов. Завершить составление реестра земельных участков, создание эффективной системы платежей за землю на основе их кадастровой стоимости.
Нужно ускорить создание нормативно-правовой базы по регулированию земельных отношений, принять закон о земле. Продолжить создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. На основе инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения нужно выявить неиспользуемые земельные ресурсы, которые могут быть вовлечены в активный оборот для реализации намеченных мер по развитию сельского хозяйства.
Развитие инвестиционной деятельности. На 2004 год Правительством республики принята инвестиционная программа. Она одобрена парламентом. Программа оценивается в 1,4 млрд. рублей. Нужно шире использовать средства федеральных целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей" и "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья", а также ипотечное кредитование, средства населения и долгосрочные кредиты банков.
Нам еще не удалось выйти на крупные отечественные и зарубежные банки, кроме Межпромбанка, ресурсы которого мы недостаточно используем. Нужно воспользоваться средствами пенсионного и других инвестиционных фондов. Требует корректировки принятый еще в 1995 году закон об инвестиционной деятельности. Следует отработать механизм привлечения частного капитала.
Управление государственной собственностью. В ближайшее время государственные унитарные предприятия, которые не могут работать в условиях рынка, а также те, форма и параметры которых не соответствуют их статусу, необходимо преобразовать в другие организационно-правовые формы через аукционы.
Продолжится работа по финансовому оздоровлению предприятий. Именно оздоровлению, а не преднамеренному банкротству. Такие факты нужно решительно пресекать, особенно когда речь идет о предприятиях базовых отраслей. Финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий должно происходить на основе их глубокого реформирования при государственной поддержке и привлечении частных инвесторов.
Большая роль в достижении поставленной цели принадлежит малому бизнесу, который будет развиваться на основе реализации республиканской целевой программы.
Необходимо завершить создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса на всех уровнях. Должны быть задействованы все механизмы - муниципальные фонды, бизнес-инкубаторы, лизинговые и консультационные компании. Ставится задача, чтобы в ближайшие три года в малом бизнесе работала половина трудоспособного населения и ими производилось не менее 60 процентов валового регионального продукта. В этом году мы должны завершить инвентаризацию малых предприятий, принять программы развития бизнеса в каждом населенном пункте.
Важно обеспечить взаимодействие власти, бизнеса и населения. Оно должно быть стабильным, законным и прозрачным. В связи с этим необходимо выработать консолидированную позицию деловых кругов, снять административные барьеры. Разработать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающий разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Надо, наконец, решить проблему "одного окна", упрощающего процедуры регистрации, налогообложения, платежей.
Бюджетная политика. В целом по республике финансовые потоки за счет всех уровней бюджетной системы спрогнозированы в сумме 10 млрд. рублей с ростом на 13,5 процента к уровню 2003 года. Консолидированный бюджет республики принят с дефицитом в сумме 132 млн. рублей. Кроме того, нам необходимо погасить долги перед Минфином России. Мы одобряем решение Президента страны о повышении с 1 октября 2003 г. заработной платы бюджетников в 1,3 раза. Но нужно понять, что эта мера потребовала увеличения расходов более чем на 700 млн. рублей, а Минфин России обеспечил их источниками только на 18 процентов.
Предстоит напряженная работа, чтобы не допустить задержек выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Здесь мы определили два направления работы. Первое - это наращивание собственных доходов бюджетов, чему откровенно мешает налоговая служба, которая занята бесконечным реформированием и оголением своих структур в кожуунах. Второе направление - оптимизация расходов бюджетных средств. Оплату труда работников бюджетной сферы нужно поставить в зависимость от его количества и качества. Большей отдачи мы здесь ожидаем и от наших контрольно-ревизионных служб, Счетной палаты.
Последняя, не успев приступить к работе, занялась политиканством. Как иначе скажешь, если председатель палаты дает интервью оппозиционной Президенту страны частной газете, оперирует не подтвержденными следствием и не рассмотренными в хозяйственных органах материалами.
Мы продолжим укрепление службы ревизоров Минфина республики, муниципалитетов, министерств и ведомств. Серьезно повысим роль банков, казначейства и самих руководителей в обеспечении прозрачности бюджетных потоков, в координации деятельности Счетной палаты, контрольно-ревизионного управления Минфина России по Республике Тува и правоохранительных органов. Необходимо практиковать предоставление ежегодного государственного доклада о работе служб финансового контроля и борьбе с коррупцией.
В области межбюджетных отношений ожидаются серьезные изменения. Правительством России в Государственную Думу внесен пакет законопроектов, связанных с четким разграничением бюджетных полномочий между тремя уровнями управления: федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Часть законов уже принята. Полномочия каждого уровня должны обеспечиваться собственными источниками, хотя полностью достичь этого не удастся.
Серьезную озабоченность вызывает предполагаемый переход к расчету нормативных бюджетных расходов на базе минимальных социальных стандартов, которые будут намного ниже, чем мы фактически имеем. Речь идет о количестве койко-мест в больницах, ученических мест в школах, численности медперсонала и учителей в расчете на тысячу жителей и расходах на душу населения.
Во время встречи с доверенными лицами В.В. Путин подчеркнул, что помощь дотационным регионам сохранится при любом развитии событий, но она должна сопровождаться стимулированием развития их собственной экономики.
В прошлом году Правительством республики утверждена методика стимулирования роста собственных доходов бюджетов муниципальных образований. Внедрять ее мы будем постепенно. В 2004 году введем стимулирование работников финансовых органов и других ведомств, которые будут способствовать росту собственных бюджетных доходов и оптимизации бюджетных расходов.
Налоговая политика. В ближайшее время будет завершена налоговая реформа в стране. Налоговая система должна приобрести долгожданную стабильность, а налоговое бремя снижено, упрощено налоговое администрирование. Важное значение для нас имеет снижение ставки единого социального налога. Не решена проблема собираемости налогов, ухода от налогообложения, как правило, относительно крупных и высокодоходных предприятий.
Денежно-кредитная политика будет осуществляться с учетом изменений федерального законодательства о деятельности банков. Будем развивать систему страхования вкладов населения, правовой защиты кредиторов, создавать условия для перехода кредитных организаций на международные стандарты ведения финансовой отчетности. Снижение Банком России ставки рефинансирования до 12 процентов годовых будет способствовать росту банковского кредитования до 860 млн. рублей, или на 35 процентов.
Нужно совершенствовать кредитные технологии, вводить пластиковые карты, электронную почту, развернуть филиальную сеть банков в кожуунах. Нам необходимо развивать финансовую систему, рынок финансовых услуг предприятиям и населению. Поддерживать тенденцию снижения денежной эмиссии за счет роста доли товаров местного производства на республиканском рынке.
Межрегиональные и внешнеэкономические связи. Правительство продолжит налаживание и развитие двустороннего сотрудничества республики со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Азии, ближнего и дальнего зарубежья. Будем укреплять связи с Монголией. Нужно пересмотреть структуру экспорта и импорта, уточнить перечень товаров, проходящих транзитом через нашу территорию. Учесть проблемы, связанные с закупкой мяса и шерсти, имея в виду современную ориентацию Монголии на вывоз своей продукции в третьи страны, нередко возникающие ухудшения эпизоотической обстановки, а также необходимость развития собственного животноводства.
Внешнеторговый оборот республики в этом году должен составить 6,0 млн. долларов США, или возрасти на 17,6 процента.
Будет продолжено межрегиональное сотрудничество, особенно с теми субъектами Федерации, с которыми у нас подписаны соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве.
Внутренний рынок. Поскольку большая часть дополнительно произведенных продуктов, товаров и предоставленных услуг должна быть реализована на внутреннем (республиканском) рынке, то необходимо решать проблему не только замещения завозимых не всегда качественных товаров нашими товарами, но и увеличения емкости самого рынка. А этого можно достичь путем повышения денежных доходов населения и потребительского кредитования. Однако оно не всегда вызывает пропорциональное увеличение товарооборота. Вот пример. За прошлый год только бюджетных средств по всем источникам мы имели 7,9 млрд. рублей, а товарооборот республики составил всего 3,4 млрд. рублей. Таким образом, товаропроизводителям и предпринимателям остается большой резерв почти в 4,5 млрд. рублей. Этот феномен мы должны в ближайшее время проанализировать и принять меры.
V. Основные направления социальной политики
Преобразования в социальной сфере республики идут. Определенные положительные сдвиги имеются. Приоритеты определены. Это борьба с бедностью, охрана здоровья населения, обеспечение таких базовых ценностей, как образование, культура и духовность.
Образование. Основные направления работы известны. Это укрепление материально-технической базы учреждений. Продолжение компьютеризации и информатизации образовательного процесса и подключение 100 сельских школ к информационным образовательным ресурсам через сеть Интернет. Создание условий для перехода на предпрофильное и профильное обучение путем реструктуризации образовательных учреждений, расширения сети специализированных лицеев, в том числе технического и спортивного направления. Повышение качества образования, особенно в сельских школах. Обеспечение единства обучения и воспитания. Отработка оптимальной технологической схемы проведения единого государственного экзамена в республике.
Одной из трудно решаемых проблем является существующий разрыв в качестве подготовки выпускников городских и сельских школ. Основная причина - плохое знание русского языка. Для повышения качества преподавания русского языка в сельских школах нужно приглашать на работу выпускников учебных заведений страны на льготных условиях. Направлять руссоведов на стажировки и повышение квалификации за пределы республики. Обучать выпускников сельских школ на договорной основе. Необходимо продолжить работу по созданию учебно-методического комплекта для преподавания тувинского языка русскоязычным детям.
В текущем году следует продолжить работу по комплектованию сельских школ учителями иностранных языков и информатики, педагогами-психологами.
Одной из основных мер органов местного самоуправления должно стать создание необходимых условий для закрепления на работе молодых специалистов, выпускников педагогических учебных заведений.
В рамках модернизации российского образования в связи переходом на 10 - 11-летнее обучение в коррекционных образовательных учреждениях будет введено профильное обучение с углубленной трудовой подготовкой.
Следует восстановить и развить систему работы школы с родителями, усилить роль семьи в воспитании ребенка, повысить ее ответственность за поведение детей. Задача дня - привлечь в школу учителя-мужчину.
Мы должны иметь специальные программы по закреплению юношей в выпускных классах. Привлечь к их разработке ведущих ученых страны.
Охрана здоровья населения. Правительством республики принимаются меры по развитию системы здравоохранения, сохранению здоровья населения, укреплению материально-технической базы медицинских учреждений.
В текущем году будут сданы в эксплуатацию комплекс инфекционной больницы, пристройка к противотуберкулезному диспансеру и больница в г. Туране. Начнется проектирование зданий терапевтического и кардиологического центров. Продолжится оснащение медицинских учреждений современным оборудованием.
В целях повышения качества оказания медицинских услуг и совершенствования управления здравоохранением необходимо активнее использовать созданный информационный портал министерства. Для этого предусмотреть компьютерное оснащение медицинских учреждений, подключение их к сети Интернет, создание единого медицинского регистра населения, подготовку специалистов в области современных информационных технологий.
Для дальнейшего совершенствования мер по борьбе с туберкулезом и другими социально значимыми болезнями в этом году необходимо заключить соглашения с местными администрациями по разграничению предметов ведения в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Серьезно поднять уровень диспансеризации сельского населения. По графику осуществить его флюорографическое обследование выездными бригадами специалистов. Решить вопрос открытия аптек для лекарственного обеспечения малоимущих слоев сельского населения. Продолжить мероприятия по развитию лечебной и диагностической базы служб родовспоможения, совершенствованию диагностики внутриутробного инфицирования, снижению материнской и младенческой смертности. Начать организацию общеврачебной практики на базе поликлиник, участковых больниц и врачебных амбулаторий. Развитие института семейных врачей наряду с реструктуризацией коечной сети лечебно-профилактических учреждений должно стать одним из основных направлений совершенствования здравоохранения.
Развитие физической культуры и спорта. Основными задачами здесь являются создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, активная пропаганда здорового образа жизни, развитие массовых видов спорта.
Необходимо продолжить работу по выявлению подающих надежду талантливых спортсменов и их профессиональной подготовке для большого спорта. Обеспечить достойное выступление спортсменов республики на ХХVIII Олимпийских играх 2004 года в Афинах и других международных соревнованиях года. Регулярно проводить спартакиады среди учащихся и студентов.
Культура. Государственная политика в области культуры будет осуществляться на основе программы приоритетных направлений ее развития до 2010 года.
В юбилейном году приоритетной задачей станет осуществление цикла культурно-зрелищных, выставочных и издательских проектов международного, российского и республиканского значения.
Необходимо закрепить достижения деятелей искусства республики в международных и всероссийских конкурсах и развивать традиционные формы народного искусства, особенно такие его уникальные виды, как хоомей и резьба по камню. Поднять уровень профессионального искусства во всех его видах и жанрах. Добиться качественного обновления репертуаров. Внедрять инновационные формы работы в зрелищных учреждениях культуры.
Для развития музейной деятельности необходимо оснастить здание нового национального музея современным оборудованием. Освоить новые технологии оформления музейных экспозиций. Продолжить сотрудничество с государственным "Эрмитажем" по сохранению и научному изучению археологических находок кургана "Аржаан - 2", подготовительные работы по созданию историко-культурного музея - ансамбля под открытым небом "Долина царей".
В текущем году будет продолжено пополнение и обновление книжных фондов сельских библиотек, постепенная их компьютеризация и включение в сеть Интернет.
Нужно обеспечить сельскую киносеть современными видеопроекторами, организовать передвижные формы кинопоказа. Проработать вопрос о создании студии кинодокументалистики для сохранения исторической и культурной хроники Тувы.
В этом году выйдет Государственная книга "Заслуженные люди Тувы ХХ века". Будут изданы альбомы "Вместе с Россией", "Мой Кызыл. Окно в минувшее", каталог фотографий В.П. Ермолаева, приложение "Сокровища культуры Тувы" к журналу "Наследие России", а также книги к юбилеям знаменитых тувинских писателей, композиторов, художников и артистов.
Начнется реализация указов Председателя Правительства республики об учреждении Государственных премий Республики Тува в области литературы и искусства по 10 номинациям.
Молодежная политика. Нам необходимо больше уделять внимания формированию культуры здорового образа жизни, вопросам профилактической работы в молодежной среде, проблемам занятости и трудоустройства молодежи, развитию молодежного аграрного бизнеса, гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Нужно создать Фонд развития молодежной инициативы. Организовать систему грантовых заявок, конкурсов по разным проектам, создать программу кадрового резерва, направленную на организацию продуктивного диалога между работодателями и молодыми людьми, заинтересованными в профессиональном росте и продвижении. Восстановить студенческие трудовые отряды. Без внимания не должна оставаться ни одна социально значимая инициатива молодежи.
Борьба с бедностью Президентом страны определена как приоритетная задача. Почти четверть населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума и 20 процентов находятся у черты бедности. У нас число людей с доходами ниже прожиточного минимума также велико. За последние пять лет нам удалось сократить этот показатель с 76 до 48,8 процента. В ближайшие три года нам предстоит снизить его до современного среднероссийского уровня.
Необходимо принять комплекс мер. В первую очередь продолжить политику, обеспечивающую бедным слоям населения доступ к образованию, охране здоровья и культурным услугам. Образованный, культурный человек имеет больше возможностей для борьбы с бедностью. Во-вторых, повысить роль труда в преодолении бедности.
В республике насчитывается 127 тыс. человек экономически активного населения. Занято трудовой деятельностью 101 тыс. человек. Пятнадцать тысяч являются безработными. Для снижения уровня безработицы необходимо создавать дополнительные рабочие места и прежде всего в сфере малого бизнеса. Большие возможности для этого имеются на селе. Сельским жителям, желающим заняться аграрным бизнесом, предоставляются земля и налоговые льготы. Необходимо разработать порядок выделения средств из республиканского фонда предпринимательства малоимущим гражданам в форме лизинга техники и оборудования или натурального кредита, усилить контроль над эффективностью их использования.
Нужно уточнить механизм реализации республиканских и местных программ по преодолению бедности. Службы занятости на местах должны иметь персонифицированный учет незанятого населения и на его основе составить "карты бедности".
Правительству и местным администрациям необходимо оказывать помощь безработным в разработке малых проектов и бизнес-планов, поддерживать создание малых семейных предприятий. Организовать обучение основам бизнеса. Внедрить систему стимулирования успешно работающих предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места. Изживать психологию иждивенчества. В малом бизнесе нужно сместить центр тяжести из сферы торговли на развитие производства и услуг.
В республике ситуация на рынке труда осложняется еще и за счет естественного прироста населения. Этот фактор должен учитываться при разработке прогнозов социально-экономического развития, мер по повышению производительности труда, программ содействия занятости населения. В текущем году предусматривается создание 2,8 тыс. новых рабочих мест. К временным и сезонным работам будут привлечены более 17 тыс. человек.
Существует ряд проблем в отношениях между работодателями и работниками. Имеются факты нарушения трудового законодательства Сохраняется задолженность по выплате заработной платы в производственной сфере. Она не индексируется с учетом роста инфляции. Нарушается техника безопасности и не обеспечивается охрана труда. Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, профсоюзным органам и Государственной инспекции труда необходимо разобраться с этими фактами и принять меры по защите прав и интересов работников, повышению социальной ответственности руководителей предприятий и предпринимателей.
Реализация комплекса мер по содействию трудовой занятости населения в текущем году должна привести к увеличению среднедушевых доходов на 17 процентов, к сокращению разрыва в уровне доходов между различными слоями населения. В настоящее время он составляет у нас 9,5 раза против 14 раз в целом по стране.
Сегодня как никогда важно поднять престиж труженика. Для этого необходимо организовать и провести конкурсы профессионального мастерства, дни и праздники профессий. Надо создать правовую базу, стимулирующую высокие достижения в труде. Иметь долгосрочные критерии по отраслям экономики и различным номинациям. Обеспечить гласность и доступность информации. Предусмотреть объем финансирования, начиная с бюджетного кредитования, выделения техники и оборудования, заканчивая государственными наградами.
Продолжится поддержка социально уязвимых слоев населения: инвалидов, престарелых, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных и малоимущих семей. Для этого необходимо обеспечить эффективное адресное распределение социальных выплат и ужесточение контроля над использованием на эти цели бюджетных средств.
Нам нужно укреплять материально-техническую базу учреждений социальной защиты. Продолжить строительство детского санатория на озере "Чедер", дома-интерната для престарелых граждан и инвалидов на 150 мест в г. Чадане. Расширить сеть протезно-ортопедических служб. Открыть геронтологический центр на 75 мест в г. Кызыле.
Особого внимания требует работа с безнадзорными и беспризорными детьми. Следует проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, воспитании детей, повышении статуса мужчины как главы семейства. Оказывать всестороннюю поддержку семейным детским домам.
Нужно продолжить работу с лицами без определенного места жительства. Для них необходимо расширять сеть центров социальной реабилитации. Разработать индивидуальные программы их трудозанятости.
VI. Основные задачи в укреплении правопорядка и обеспечения
общественной безопасности
Как отметил Президент страны, ключевой задачей, от решения которой во многом будет зависеть успех как в экономическом развитии, так и в социальной сфере, является обеспечение безопасности граждан. Правоохранительным органам республики в прошлом году удалось добиться сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений. Возросла их раскрываемость. Улучшились учет и регистрация преступлений.
В то же время причин для успокоения нет. Прорыва в борьбе с преступностью мы еще не добились, в том числе и по особо тяжким преступлениям. По количеству убийств на 100 тысяч населения мы превышаем уровень страны в два с лишним раза. Из-за слабой работы служб дознания и следствия более 40 процентов уголовных дел не раскрыты, и преступники разгуливают на свободе. Мы видим, что штатная численность и заработная плата работников правоохранительных органов растут, кроме некоторых служб милиции. Укрепляется их материально-техническая база. Пришло время принятия комплекса эффективных мер. Главное - не искать причины для оправдания, а находить пути решения вопросов.
Мы ежегодно теряем более 800 человек в результате убийств, дорожно-транспортных происшествий, злоупотреблений алкоголем, несчастных случаев. Большинство из них молодые мужчины трудоспособного возраста. Это характерная беда для всей страны. Она является одной из причин 12-летней разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин.
Более двух третей умышленных убийств совершаются на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения, зачастую близкими родственниками и знакомыми.
Проблемой остается преступность среди подростков. Более трети из них на момент совершения преступлений также находились в состоянии алкогольного опьянения.
Сумонные и кожуунные администрации, общественные советы, участковые милиции, руководители министерств и ведомств обязаны постоянно проводить профилактическую и воспитательную работу среди населения, доходить до каждого коллектива, семьи, подростка. Эффективно использовать возможности добровольных народных дружин, активистов, женских и молодежных объединений, ученых, ветеранов, депутатов.
Борьба с преступностью - дело общее, но основная, ведущая роль здесь отводится правоохранительным органам. Несмотря на позитивные сдвиги в их работе, ко мне часто обращаются с жалобами на низкое качество расследования уголовных дел, недостаточную квалификацию сотрудников. В прошедшем году в отношении 62 сотрудников правоохранительных органов возбуждено 53 уголовных дела. Необходимо повысить профессионализм и служебную ответственность кадров.
Органам судебной власти, правопорядка, юстиции, адвокатуры республики необходимо обратить внимание на те направления правовой реформы, которые требуют незамедлительного решения. В стране происходит гуманизация уголовного законодательства. Однако не стоит забывать и о принципе неотвратимости наказания. Суды сделали выводы из критических замечаний, высказанных в прошлогоднем послании. Есть положительные сдвиги в привлечении к ответственности виновных лиц за управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии, за незаконный оборот спиртосодержащей продукции.
Но принимаемые меры пока недостаточны. Неоправданно мягкими остаются наказания. Так, за прошлый год за совершение 100 дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом осуждены 50 человек. А по тысяче выявленных фактов незаконного оборота спирта возбуждено всего лишь 49 уголовных дел, осуждены к условной мере наказания 11 человек. Это можно расценить как политику, проводимую Прокуратурой и судебными органами республики в ущерб здоровью народа, как грубое нарушение положений Конституции страны об обязанности государства обеспечивать право людей на жизнь.
Для обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью нужно учредить юридические консультации, создать государственные нотариальные конторы в кожуунах.
В целях повышения эффективности работы службы судебных приставов следует обратить внимание на повышение профессионализма работников кожуунного звена, обеспечить соблюдение законности при производстве исполнения судебных решений в установленные законом сроки.
Неплохих результатов добились учреждения исполнения наказаний. В них снизилось количество больных туберкулезом, число правонарушений. Необходимо принять меры по открытию в этих учреждениях дополнительных производств, увеличению выпуска продукции, активизировать работу по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Службе Госнаркоконтроля и местным администрациям нужно значительно усилить работу по реализации республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту. Использовать научные разработки и положительный опыт по уничтожению зарослей конопли.
Требуется принять меры по усилению охраны тувинского участка российско-монгольской государственной границы и стабилизации обстановки в приграничье. Особое внимание необходимо уделять пресечению деятельности организованных преступных групп и лиц, занимающихся кражами скота и контрабандой. Завершить строительство О-Шынаанской пограничной заставы. Нужно принять закон и ввести режим пограничной зоны в приграничных кожуунах, организовать разъяснительную работу среди их населения.
Тувинской таможне необходимо обеспечить государственный таможенный контроль в соответствии с новым законодательством. В связи с этим поставлена задача по созданию в приграничных кожуунах карантинных зон для содержания изъятого и перешедшего через государственную границу скота.
Межведомственной правительственной комиссии удалось сдержать рост нелегальной миграции иностранных граждан в республику. В дальнейшем необходимо увязывать квоту на использование иностранной рабочей силы с потребностями отраслей экономики.
Требуют постоянного внимания вопросы обеспечения антитеррористической защиты жизненно важных объектов и населения. Для решения вопросов обеспечения экономической, общественной, экологической безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий действует Совет общественной безопасности при Председателе Правительства Республики Тува.
Основными задачами на этот год в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются расширение сети единых дежурных диспетчерских служб в республике, страховая защита населения и территорий, усиление профилактической работы по предотвращению пожаров.
VII. Основные направления инновационной политики
Руководством страны определена задача перехода России на инновационный путь развития, создания национальной инновационной системы. Правительством республики приняты Концепция инновационной политики и программа ее развития.
Необходимо создать нормативно-правовую базу. Сформировать структуру управления инновационным процессом. Обеспечить его кадрами. Ускорить создание инновационной инфраструктуры, в том числе в производственно-технологической, кредитно-финансовой и инвестиционной областях. Осуществить точечную государственную поддержку проектов, обеспечивающих производство и реализацию конкурентоспособной продукции и услуг. Более высокими темпами развивать информационные технологии, в том числе в управлении экономикой.
Правительству необходимо провести инвентаризацию инновационных проектов министерств и ведомств, предприятий и организаций. Составить их реестр, оценить емкость, проанализировать эффективность. Определить наиболее перспективные проекты. Прекратить финансирование проектов, не соответствующих требованиям инноваций. Не распыляя скудные бюджетные средства, направлять их на точки роста экономики. Пересмотреть структуру управления инновационным процессом. Инновационная деятельность должна находиться в центре внимания министерств экономики, финансов и служб государственных закупок.
Уважаемые депутаты!
В заключение хочу подчеркнуть значение Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 929 "О праздновании 60-летия вхождения Республики Тува в состав Российской Федерации и 90-летия основания г. Кызыла". Это документ огромной политической важности. Он свидетельствует об уважительном отношении Президента страны к истории тувинского народа.
Подписав указ, он дал нам реальный шанс решить с помощью федерального центра и регионов многие задачи социально-экономического развития республики. Осознавая высокую ответственность, мы не должны упустить этот шанс.
Для координации деятельности Правительства республики, федеральных министерств и ведомств по подготовке к юбилейным торжествам создан организационный комитет на уровне Правительства России. Утвержден план основных мероприятий по подготовке и проведению юбилеев.
Для его реализации необходима атмосфера межнационального согласия и мира, дружбы и сотрудничества людей различных национальностей, согласованные и эффективные усилия всех ветвей и уровней публичной власти, общественных, религиозных и политических организаций, средств массовой информации, населения республики. Это должно стать мощным импульсом для дальнейшего развития производительных сил республики, ее экономического, научного, культурного и духовного потенциала.
Праздник - это не только дань памяти нашему героическому прошлому, но и, что самое главное, повод для того, чтобы созидательным трудом сделать нашу жизнь лучше, чем сегодня.
Благодарю за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Председателя Правительства Республики Тува Ш.Д. Ооржака Великому Хуралу (парламенту) Республики Тува от 29 марта 2004 г. "О положении в республике и государственной политике на 2004 год"
Текст Послания опубликован в газете "Тувинская правда" от 31 марта 2004 г. N 48