В связи с изменениями, внесенными в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях совершенствования разработки и реализации республиканских целевых программ, контроля за их осуществлением и финансированием Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ.
2. Рекомендовать органам муниципальных образований Республики Тыва, предусматривающим софинансирование мероприятий республиканских целевых программ, разработать аналогичный порядок на муниципальном уровне.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 18 марта 2008 г. N 146 "О совершенствовании Порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга республиканских целевых программ".
Первый зам. Председателя |
Ш.Иргит |
Порядок
разработки и реализации республиканских целевых программ
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 25 декабря 2008 г. N 792)
I. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок устанавливает правила разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Тыва.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
республиканская целевая программа (далее - РЦП) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретной цели, соответствующей приоритетным направлениям и задачам Программы социально-экономического развития Республики Тыва и программы развития отрасли (при ее наличии), и финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и внебюджетных источников;
подпрограмма республиканской целевой программы (далее - подпрограмма) - составная часть РЦП, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач для достижения цели республиканской целевой программы;
государственный заказчик - орган государственной власти Республики Тыва, ответственный за разработку и реализацию РЦП;
государственный заказчик-координатор - орган государственной власти Республики Тыва, ответственный за разработку и реализацию РЦП в целом, при наличии более одного государственного заказчика;
разработчик республиканской целевой программы - организация, уполномоченная заказчиком на разработку проекта РЦП.
Долгосрочные республиканские целевые программы - программы, срок реализации которых свыше трех лет.
1.3. Республиканская целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках РЦП. Деление РЦП на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
1.4. Республиканскими целевыми программами (подпрограммами) могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Тыва в форме капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
1.5. Разработка и реализация республиканских целевых программ включают в себя следующие этапы: разработка проекта концепции РЦП (для долгосрочных программ); отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке РЦП; оценка и утверждение РЦП; финансирование программы; управление реализацией РЦП и контроль за ходом ее выполнения; ежегодное проведение оценки эффективности реализации РЦП; изменение, приостановление и продление срока ее реализации, завершение РЦП.
II. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами с использованием средств республиканского бюджета Республики Тыва могут выступать органы исполнительной власти Республики Тыва.
2.2. Отбор проблем для их программного решения определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- соответствие приоритетам и целям прогноза и программам социально-экономического развития Республики Тыва;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
- бюджетная эффективность (отражает последствия реализации РЦП для бюджетов всех уровней);
- экономическая обоснованность и эффективность;
- социальная эффективность (создание новых рабочих мест, изменение структуры занятости, демографического состояния, повышения уровня жизни и здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий и др.).
2.3. По крупномасштабным и особо значимым проблемам по решению Правительства Республики Тыва могут разрабатываться Концепции РЦП.
Концепция РЦП должна включать следующие основные разделы:
- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы;
- соответствие приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Тыва;
- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
- предложения по целям и задачам РЦП, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации РЦП по годам;
- предложения по объемам и источникам финансирования РЦП;
- предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
- предложения по государственным заказчикам и разработчикам РЦП;
- предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации РЦП;
- предложения по механизмам формирования мероприятий РЦП;
- предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией РЦП.
Правительство Республики Тыва утверждает концепцию РЦП, принимает решение о разработке РЦП, устанавливает предельные объемы финансирования и определяет государственного заказчика.
Для республиканских целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
2.4. Решение о разработке РЦП, предельных объемах финансирования, государственных заказчиках и государственном заказчике-координаторе принимает Правительство Республики Тыва.
III. Формирование республиканских целевых программ
Республиканская целевая программа включает в себя титульный лист, содержание, паспорт (приложение N 1 к настоящему Порядку) и состоит из следующих разделов:
I раздел - "Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния", в котором приводится анализ причин возникновения проблемы, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на республиканском уровне, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, в том числе описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
II раздел - "Основные цели, задачи и этапы реализации республиканской целевой программы". Основные цели и задачи РЦП должны соответствовать основным направлениям и приоритетам социально-экономического развития республики с указанием целевых индикаторов и показателей.
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей РЦП и обоснование сроков решения задач и реализации РЦП с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации РЦП.
III раздел - "Система (перечень) программных мероприятий". Система программных мероприятий является совокупностью мер по реализации конкретных социальных, экологических и других мероприятий и проектов, выполнение которых обеспечивает осуществление РЦП в целом. Раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач РЦП и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Также в разделе отражаются выводы о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности капитальных вложений в строительство объекта с учетом его экологической и эксплуатационной безопасности, достижение положительных социальных результатов для утверждения (одобрения) в установленном порядке Экспертным советом при Правительстве Республики Тыва по проведению экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических проектов, программ и предлагаемых к заключению экономических договоров (далее - Экспертный совет). При этом формулировка должна быть четкой и исключающей двойное толкование. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, обеспечивать решение задач республиканской целевой программы, а также предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. Формулируется общий вывод о целесообразности или нецелесообразности осуществления проекта исходя из оценки уровня показателей эффективности капитальных вложений, их надежности и устойчивости. Объекты строительства включаются в республиканские целевые программы на каждый предстоящий финансовый год в строгом соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Республики Тыва
В отдельных случаях при необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Тыва республиканская целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов Республики Тыва.
IV раздел - "Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат", в котором приводится обоснование ресурсного обеспечения республиканской целевой программы с указанием всех возможных источников финансирования, определяются направления и виды расходования средств (субсидии, гарантии, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и др.), распределение объемов финансирования программных мероприятий по источникам, необходимое для реализации РЦП, а также сроков и источников финансирования, включая сведения о распределении объемов и источников ее финансирования по годам. Кроме того, раздел может содержать обоснование привлечения средств федерального бюджета для решения задач республиканской целевой программы и описание механизмов привлечения этих средств, а также объемы средств бюджетов муниципальных образований Республики Тыва.
Включение в РЦП объемов финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета должно быть подтверждено федеральными программами, соглашениями о намерениях, договорами либо другими документами.
Объемы средств бюджетов муниципальных образований Республики Тыва должны подтверждаться утвержденными целевыми программами муниципальных образований Республики Тыва.
V раздел - "Механизм реализации республиканской целевой программы" Предусматривает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации республиканской целевой программы в полном объеме, мониторинг, объем финансирования и сроков реализации мероприятий РЦП.
Текущее управление реализацией республиканской целевой программы осуществляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
Контроль за выполнением мероприятий республиканской целевой программы, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, осуществляет Правительство Республики Тыва.
VI раздел - "Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий" должен содержать количественные показатели результативности (целевые индикаторы) по годам, отражающие степень достижения цели и решения задач РЦП. Оценка эффективности реализации РЦП позволяет определить степень достижения целей и задач РЦП в зависимости от конечных результатов. Для этого применяются указанные в паспорте РЦП показатели результативности (целевые индикаторы), которые разрабатываются в процессе формирования проекта РЦП с использованием данных статистической отчетности. Оценка эффективности реализации РЦП осуществляется путем присвоения каждому показателю результативности (целевому индикатору) соответствующего балла:
при выполнении или увеличении целевого индикатора - плюс 1 балл;
при снижении целевого индикатора - минус 1 балл.
Эффективность РЦП определяется по итоговой сводной оценке:
"отрицательное значение" - эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
"0 баллов" - эффективность находится на уровне предыдущего года;
"положительное значение" - эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Оценка эффективности РЦП осуществляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации РЦП.
IV. Экспертиза и оценка республиканских целевых программ
Согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Тыва проект РЦП с заключением Министерства экономики Республики Тыва, пояснительной запиской, социально-экономическим и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, при необходимости с положительным заключением государственной экологической экспертизы, соответствующим решением о разработке РЦП, соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчикам программы и организациями, органами местного самоуправления Республики Тыва, подтверждающими финансирование программы за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, государственный заказчик программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор программы, вносит в установленном порядке в Экспертный совет.
Государственная комплексная экспертиза проектов республиканских целевых программ осуществляется Экспертным советом.
В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Положением об Экспертном совете, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 15 октября 2008 г. N 622.
4.1 Экспертиза проекта республиканской целевой программы предусматривает оценку соответствия следующим критериям:
- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
- соответствие прогнозам и приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Тыва;
- соответствие системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, отражаемых в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- обоснованность программных мероприятий, сроки их реализации;
- невозможность комплексного решения проблем в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
- возможность привлечения, прежде всего, средств местных бюджетов, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, за счет средств федерального бюджета;
- эффективность механизма осуществления программы;
- социальная и бюджетная эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики Республики Тыва.
4.2. В случае положительной оценки Экспертного совета разработчик представляет в Правительство Республики Тыва в установленном порядке согласованный проект РЦП.
4.3. В случае отрицательной оценки Экспертный совет:
- отклоняет проект РЦП, указывая на нецелесообразность разработанного проекта;
- рекомендует разработчику доработать проект РЦП.
4.4. В случае повторной отрицательной оценки Экспертного совета проект РЦП вносится на рассмотрение Правительства Республики Тыва.
V. Утверждение республиканских целевых программ
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) представляет проект республиканской целевой программы в Правительство Республики Тыва в течение одного месяца после получения положительного заключения Экспертного совета.
Краткосрочные и долгосрочные республиканские целевые программы утверждаются Правительством Республики Тыва.
Республиканские целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, утверждаются Правительством Республики Тыва до 15 июля текущего года.
VI. Финансирование республиканских целевых программ
Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) РЦП, с учетом хода их реализации в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки размещения заказов для республиканских нужд, уточняют объемы средств, необходимых для РЦП в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Республики Тыва сроки проекты бюджетных заявок по РЦП (подпрограммам), предлагаемым к финансированию из республиканского бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономики Республики Тыва.
Министерство экономики Республики Тыва в сроки, установленные Законом Республики Тыва от 25 октября 2008 г. N 897 ВХ-II "О бюджетном процессе в Республике Тыва", направляет в Министерство финансов Республики Тыва перечень РЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, и предложения по объемам их финансирования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию РЦП (подпрограмм) утверждается законом Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов республиканского бюджета по соответствующей РЦП (подпрограмме) целевой статье расходов республиканского бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Республики Тыва, утвердившим РЦП.
В случае несоответствия результатов выполнения республиканской целевой программы целевым индикатором и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной РЦП, Министерство экономики Республики Тыва организует проведение специализированной и независимой экспертизы данной республиканской целевой программы, по результатам которой подготавливает и вносит в орган государственной власти Республики Тыва, утвердивший РЦП, предложения:
а) о корректировке целей и срока реализации РЦП, перечня программных мероприятий;
б) о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора), об изменении системы управления РЦП;
в) о сокращении финансирования РЦП за счет средств республиканского бюджета на очередной финансовый год;
г) о досрочном прекращении реализации РЦП с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).
VII. Управление реализацией республиканских целевых программ
и контроль за ходом их выполнения
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации РЦП государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) РЦП ежемесячно представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ по РЦП и эффективности использования финансовых средств.
В случае непредставления государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) в установленный срок отчетности об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование РЦП руководители государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов) несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Министерство экономики Республики Тыва готовит и представляет в Правительство Республики Тыва отчет о ходе реализации РЦП за полугодие (до 1 сентября отчетного года) и за отчетный год (до 1 апреля).
Реализация РЦП осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком РЦП.
VIII. Оценка эффективности реализации республиканских
целевых программ
Оценка эффективности реализации РЦП проводится в целях определения достижения их целей и задач в зависимости от конечных результатов осуществляется по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации РЦП.
Для оценки эффективности РЦП применяются целевые индикаторы, указанные в паспорте и разделе РЦП, содержащем прогнозируемые значения целевых индикаторов, а для объектов строительства, включенных в РЦП, - в соответствии с существующим законодательством.
Целевой индикатор - измеряемый количественный показатель, характеризующий достижение поставленных целей и решение задач, указанных в РЦП.
Оценка эффективности реализации РЦП осуществляется путем присвоения каждому показателю результативности (целевому индикатору) соответствующего балла:
при выполнении или увеличении целевого индикатора - плюс 1 балл;
при снижении целевого индикатора - минус 1 балл.
Эффективность целевой программы определяется по итоговой сводной оценке:
"отрицательное значение" - эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
"0 баллов" - эффективность находится на уровне предыдущего года;
"положительное значение" - эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) РЦП до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики Республики Тыва информацию об оценке эффективности РЦП за отчетный финансовый год согласно приложениям 2-6 к настоящему Порядку.
Государственные заказчики (государственные заказчики- координаторы) несут ответственность за достоверность представляемых данных по выполнению показателей эффективности.
По результатам оценки эффективности реализации РЦП Министерство экономики Республики Тыва направляет информацию по оценке эффективности реализации РЦП на рассмотрение Экспертного совета.
Экспертный совет готовит заключение с предложениями о дальнейшем финансировании РЦП, внесении изменений (корректировка целей, сроков реализации, объемов финансирования и перечня программных мероприятий) или о досрочном прекращении реализации РЦП.
Заключение Экспертного совета по оценке эффективности реализации РЦП Министерством экономики Республики Тыва используется при подготовке отчета о ходе реализации РЦП за полугодие и год для представления в Правительство Республики Тыва.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
Наименование Программы
|
|
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствую- щего нормативного правового акта)
|
|
Государственный заказчик
|
|
Государственный заказчик-координатор
|
|
Основные разработчики
|
|
Цели и задачи
|
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
|
|
Сроки и этапы реализации
|
|
Перечень подпрограмм
|
|
Объемы и источники финансирования
|
|
Ожидаемые конечные результаты реали- зации Программы и показатели социаль- ной и бюджетной эффективности
|
|
Система организации контроля за исполнением Программы
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
Значения целевых индикаторов и показателей
(баллы)
Состояние целевого индикатора (показателя) |
Состояние целевого индикатора (показателя) |
||
при росте уров- ня расходов |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Рост значения целевого индикатора (пока- зателя) |
1 |
2 |
3 |
Сохранение значения целевого индикатора (показателя) |
0 |
1 |
2 |
Снижение значения целевого индикатора (показателя) |
0 |
0 |
1 |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
РАСХОДЫ
на реализацию мероприятий программы, являющихся основанием
для построения целевого индикатора (показателя)
(тыс. рублей)
Мероприятия |
Отчетный период |
||
1-й год |
2-й год |
3-й год (отчетный) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
Значения целевого индикатора (показателя)
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. измерения |
Плановое значение |
Фактическое значение |
Отклонение (-/+, %) |
Цель: | ||||
Задача: | ||||
Целевой индикатор (показатель) 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
Значения целевых индикаторов (показателей)
(баллы)
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Значение целевого индикатора (показателя) в баллах |
|
плановое значение |
фактическое значение |
|
Задача 1 |
|
|
Целевой индикатор (показатель) 1 |
|
|
|
|
|
Итоговая сводная оценка по задаче |
Сумма баллов по задаче |
Сумма баллов по задаче |
Задача 2 |
|
|
Целевой индикатор (показатель) 1 |
|
|
|
|
|
Итоговая сводная оценка по задаче |
Сумма баллов по задаче |
Сумма баллов по задаче |
Итоговая сводная оценка по программе |
Сумма баллов по програм- ме (Р) |
Сумма баллов по про- грамме (F) |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 6
к Порядку разработки и реализации
республиканских целевых программ
Эффективность реализации программы
Вывод об эффективности программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
Эффективность снизилась по сравнению с последним от- четным годом |
F меньше Р |
Эффективность на уровне последнего отчетного года |
F равно Р |
Эффективность возросла по сравнению с последним отчет- ным годом |
F больше Р |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2008 г. N 792 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ" (с изменениями и дополнениями)
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 20 февраля 2009 г. N 19
Постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июля 2013 г. N 401 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 29 сентября 2011 г. N 567
Постановление Правительства Республики Тыва от 2 июня 2011 г. N 363
Постановление Правительства Республики Тыва от 14 июля 2010 г. N 302