Решение Верховного суда Республики Тыва
от 15 декабря 2005 г. N 2
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Кара-Сал И.В.
с участием представителя заявителя по доверенности Кочергиной Е.Ю. представителя Правительства Республики Тыва по доверенности Монгуш Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2005 года в г. Кызыле гражданское, дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному и республиканскому законодательству, недействующим Постановления Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса", установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному и республиканскому законодательству, недействующим Постановления Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса" обратился заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что оспариваемый нормативный акт опубликован 15 марта 2005 г. в N 27 газеты "Тувинская правда".
Статьей 3 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва" N 1103 ВХ-I от 29.12.2004 г. установлено, что финансирование и государственная поддержка сельскохозяйственного производства в части мероприятий основных направлений, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет федеральных средств и средств, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год.
Конкретные размеры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, их виды и ставки ежегодно определяются Правительством Республики Тыва и вносятся на рассмотрение палат Великого Хурала Республики Тыва одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на соответствующий год.
Средства республиканского бюджета централизуются в уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва в области сельского хозяйства и на основании соглашения между управлениями сельского хозяйства кожуунов направляются на финансирование затрат, предусмотренных законом Республики Тыва о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Средства республиканского бюджета, направляемые на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства, предусматриваются в республиканском бюджете отдельным разделом.
Средства бюджета Республики Тыва, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства Республики Тыва, в виде субсидий выделяются сельскохозяйственным товаропроизводителям на безвозмездной основе.
В нарушение вышеназванных норм Порядок предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса утвержден постановлением 09.03.2005 г., то есть до вступления в силу Закона РТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2005 год" и без рассмотрения палатами Великого Хурала Республики Тыва.
Кроме того, Порядок содержит положения, противоречащие нормам федерального антимонопольного законодательства.
Так, пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. (с последующими изменениями) определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Пунктом 2.1.3 Порядка предусмотрены субсидии на животноводческую продукцию, в том числе:
а) на реализованное молоко сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, поставляющим молоко на перерабатывающие предприятия и молокоприемные пункты по перечню, определенному Министерством;
б) на реализацию скота на мясо сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, организациям потребительской кооперации, реализующим скот перерабатывающим предприятиям по перечню, определенному Министерством;
в) на реализацию мяса птицы ГУП "Кызылская птицефабрика" за поставленную продукцию в бюджетные учреждения, финансируемые из республиканского или муниципального бюджетов;
г) на яйцо ГУП "Кызылская птицефабрика" за поставляемую продукцию в бюджетные; учреждения, финансируемые из республиканского или муниципального бюджета;
д) на реализацию произведенного кумыса сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим и реализующим кумыс бюджетном учреждениям.
Таким образом, определяя в качестве условия получения субсидии сельхозтоваропроизводителям поставку продукции животноводства в бюджетные учреждения и перерабатывающие предприятия по определенному Министерством перечню Порядок, утвержденный постановлением Правительства N 256 от 09.03.2005 г., лишает сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих свободную реализацию продукции животноводства, права на получение субсидий.
Пунктом 2.1.6 Порядка предусмотрено предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, определенным Министерством, для финансирования страхового взноса по договору страхования. При этом критерии отбора сельхозтоваропроизводителей не установлены.
Также Порядок необоснованно предусматривает участие посредников между государством и получателями субсидий, поскольку в п. 4.2 оговаривается заключение возмездного договора между Министерством сельского хозяйства Республики Тыва и коммерческой организацией - ГУП "Респлемживотноводство", которая на перечисленные средства субсидии будет осуществлять отбор, закуп и доставку племенного скота.
Аналогичная норма участия посредника в получении сельхозтоваропроизводителями субсидий заложена в пункте 2.1.4.
Пунктом 4.5 Порядка предусматривается финансирование субсидий на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных посевов также с участием посредников - коммерческой организации ГУП "Ресагроттехцентр".
Предоставленное ст. 4 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва" право Правительства Республики Тыва обеспечивать предоставление государственных гарантий сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах объема обязательств, установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, не означает, что Правительство Республики Тыва вправе каким-либо образом ограничивать права сельхозтоваропроизводителей на получение субсидий.
Пунктом 6.1 Порядка определено право Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Данное положение противоречит пункту 7 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого , использования бюджетных средств, своевременного их возврата предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг осуществляет главный распорядитель бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета в соответствии с п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является Министерство финансов Республики Тыва. Следовательно, контроль за целевым использованием выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва может осуществлять Министерство финансов РТ.
В Приложении к утвержденному Порядку по всем предусмотренным видам субсидий указаны их конкретные размеры (ставки) и годовая сумма субсидий, что противоречит ст. 3 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва", устанавливающей, что размеры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, их виды и ставки, ежегодно определяются Правительством Республики Тыва и вносятся на рассмотрение палат Великого Хурала Республики Тыва одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на соответствующий год.
Применение оспариваемых норм постановления Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку названные нормы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. требование поддержала и просила об его удовлетворении по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Правительства Республики Тыва по доверенности Монгуш Н.М. заявленное требование признала и пояснила о том, что оспариваемое Постановление признано утратившим силу, однако акт о признании его утратившим силу официально не опубликован.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 утвержден Порядок предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса.
По мнению суда, оспариваемый нормативный акт вошел в противоречие с республиканским законодательством.
Так, статьей 3 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва" N 1103 ВХ-1 от 29.12.2004 г. установлено, что финансирование и государственная поддержка сельскохозяйственного производства в части мероприятий основных направлений, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет федеральных средств и средств, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год.
Конкретные размеры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, их виды и ставки ежегодно определяются Правительством Республики Тыва и вносятся на рассмотрения палат Великого Хурала Республики Тыва одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на соответствующий год.
Средства республиканского бюджета централизуются в уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва в области сельского хозяйства и на основании соглашения между управлениями сельского хозяйства кожуунов направляются на финансирование затрат, предусмотренных законом Республики Тыва о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Средства республиканского бюджета, направляемые на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства, предусматриваются в республиканском бюджете отдельным разделом.
Средства бюджета Республики Тыва, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства Республики Тыва, в виде субсидий выделяются сельскохозяйственным товаропроизводителям на безвозмездной основе.
В нарушение вышеназванных норм Порядок предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса утвержден постановлением 09.03.2005 г., то есть до вступления в силу Закона РТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2005 год" и без рассмотрения палатами Великого Хурала Республики Тыва.
В Приложении к утвержденному Порядку по всем предусмотренным видам субсидий указаны их конкретные размеры (ставки) и годовая сумма субсидий, что противоречит ст.3 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва", устанавливающей, что размеры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, их виды и ставки ежегодно определяются Правительством Республики Тыва и вносятся на рассмотрение палат Великого Хурала Республики Тыва одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на соответствующий год.
Кроме того, Порядок содержит положения, противоречащие нормам федерального законодательства.
В частности пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. (с последующими изменениями) определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российский Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров
Пунктом 2.1.3 Порядка предусмотрены субсидии на животноводческую продукцию, в том числе:
а) на реализованное молоко сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, поставляющим молоко на перерабатывающие предприятия и молокоприемные пункты по перечню, определенному Министерством.,
б) на реализацию скота на мясо сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, организациям потребительской кооперации, реализующим скот перерабатывающим предприятиям по перечню, определенному Министерством;
в) на реализацию мяса птицы ГУП "Кызылская птицефабрика" за поставляемую продукцию в бюджетные учреждения, финансируемые из республиканского или муниципального бюджетов,
г) на яйцо ГУП "Кызылская птицефабрика" за поставляемую продукцию в бюджетные учреждения, финансируемые из республиканского или муниципального бюджетов;
д) на реализацию произведенного кумыса сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим и реализующим кумыс бюджетным учреждениям.
Таким образом, определяя в качестве условия получения субсидии сельхозтоваропроизводителями поставку продукции животноводства в бюджетные учреждения и перерабатывающие предприятия по определенному Министерством перечню, Порядок, утвержденный постановлением Правительства N 256 от 09.03.2005 лишает сельхозтоваропроизводителей осуществляющих свободную реализацию продукции животноводства, права на получение субсидий
Пунктом 2.1.6 Порядка предусмотрено предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, определенным Министерством, для финансирования страхового взноса по договору страхования. При этом критерии отбора сельхозтоваропроизводителей не установлены.
Также Порядок необоснованно предусматривает участие посредников между государством и получателями субсидий, поскольку п.4.2 оговаривается заключение возмездного договора между Министерством сельского хозяйства Республики Тыва и коммерческой организацией - ГУП "Респлемживотноводство", которая на перечисленные средства-субсидии будет осуществлять отбор, закупи доставку племенного скота.
Аналогичная норма участия посредника в получении сельхозтоваропроизводителями субсидий заложена в пункте 2.1.4.
Пунктом 4.5 Порядка предусматривается финансирование субсидий на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных посевов также с участием посредников - коммерческой организации ГУП "Ресагротехцентр".
Предоставленное ст. 4 Закона Республики Тыва "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Тыва" право Правительства Республики Тыва обеспечивать предоставление государственных гарантий сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах объема обязательств, установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, не означает, что Правительство Республики Тыва вправе каким-либо образом ограничивать права сельхозтоваропроизводителей на получение субсидий
Пунктом 6.1 Порядка определено право Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств
Данное положение противоречит пункту 7 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг осуществляет главный распорядитель бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета в соответствии с п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является Министерство финансов Республики Тыва. Следовательно, контроль за целевым использованием выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва может осуществлять Министерство финансов РТ.
По проведению выше мотивам заявление заместителя прокурора Республики Тыва является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Постановление Правительства Республики, Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса" следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному и республиканскому законодательству, недействующим Постановления Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решение через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2005 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 15 декабря 2005 г. N 2 О признании противоречащим федеральному и республиканскому законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановления Правительства Республики Тыва от 9 марта 2005 года N 256 "Об утверждении Порядка предоставления в 2005 году субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса"
Текст Решения официально опубликован не был