Решение Верховного суда Республики Тыва
от 21 декабря 2005 г. N 5
Верховный суд Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., при секретаре Кара-Сап И.В., с участием представителя прокурора Республики, Тыва Кочергиной Е.Ю., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Лаа Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 21 декабря 2005 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части, установил:
В суд с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части, обратился заместитель прокурора Республики Тыва Бадмаев Б.М.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
Частью 1 ст.4 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" установлено, что в Республике Тыва действуют следующие виды прав на земельный участок: право собственности, предоставляемое гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Указанное положение противоречит п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" к полномочиям палат Великого Хурала Республики Тыва отнесено установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Республики Тыва.
Данное положение противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Ранее статьей 13 закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусматривалось право органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако, в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ названная статья 13 признана утратившей силу с 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 предусмотрено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Следовательно, включение пунктом 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" в полномочия палат Великого хурала Республики Тыва по регулированию земельных отношений установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Республики Тыва, неправомерно.
Применение оспариваемой нормы Конституционного Закона Республики Тыва "О земле" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку эта норма Конституционного Закона Республики Тыва не соответствует федеральному законодательству.
Просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Кочергина Е.Ю. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать указанные положения Закон Республики Тыва "О земле" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлениях основаниям.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Лаа Ю.К. с заявлением не согласился, пояснив, что Законодательной палатой Великого Хурала Республики 02.07.2005 г. принят закон N 329 " О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле", которым оспариваемые положения закона исключены. Данный закон направлен на рассмотрение Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва.
Представители Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились, предоставив заявление о рассмотрении заявления в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" в Республике Тыва действуют следующие виды прав на земельный участок: право собственности, предоставляемое гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Указанное положение противоречит п. 1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" к полномочиям палат Великого Хурала Республики Тыва отнесено установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Республики Тыва.
Данное положение противоречит пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрено, что льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Право законодательных органов субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации было предусмотрено статьей 13 закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Однако, в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ названная статья 13 признана утратившей силу с 1 января 2005года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексам и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с чем, пункт 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", включающий полномочия палат Великого хурала Республики Тыва по регулированию земельных отношений установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Республики Тыва, не соответствует федеральному законодательству.
Таким образом, оспариваемые положения Конституционного закона Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" не соответствуют федеральному законодательству.
Доводы представителя Председателя Правительства Республики Тыва Лаа Ю.К. суд не принимает во внимание, так как указанный им закон не принят в установленном порядке и не вступил в законную силу.
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать Конституционный закон Республики Тыва N 886 ВХ-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Конституционный закон Республики Тыва N 886 BX-1 от 27 ноября 2004 года "О земле" в части:
-пункт 1 части 1 статьи 4 в части предоставления на земельный участок права собственности органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Чикашова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 21 декабря 2005 г. N 5 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу некоторых положений Конституционного закона Республики Тыва N 886 BX-1 от 27 ноября 2004 года "О земле"
Текст Решения официально опубликован не был