16 мая 2011 г.
В целях развития в Республике Тыва качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, с федеральными государственными образовательными стандартами, обновления инфраструктуры системы образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы" (далее Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на 2011-2015 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в пункт 3 настоящего Постановления внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Тыва.
Первый зам. Председателя |
Ш. Иргит |
Республиканская целевая программа
"Развитие образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 г. N 460)
16 мая 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие образования
в Республике Тыва на 2011-2015 годы
Введение
Программа "Развитие образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы" (далее - Программа) определяет основные направления развития системы образования на период с 2011 по 2015 годы в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Концепцией модернизации российского образования. Программа разработана на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Республики Тыва "Об образовании".
В Программе использованы следующие определения:
стратегия инновационного развития - стратегия, в соответствии с которой государство опирается на реализацию человеческого капитала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом;
национальная инновационная система (НИС) - современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества;
инновационное поведение - поведение инноватора. В контексте социально-экономического развития государства инноватор - это создатель новых комбинаций факторов производства, новых производств, новых рынков, новых технологий;
экономика знаний - информационная экономика, основанная на знаниях. Одна из особенностей экономики знаний состоит в производстве информационных продуктов, на которые предъявляется постоянный спрос. При этом дефицитным ресурсом экономики знаний является квалифицированный творческий работник;
человеческий капитал - часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это - знания, практические навыки, творческие способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал особенно важен при проведении инноваций и любого обновления;
интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать для создания материальных и духовных ценностей;
инвестиции в человеческий капитал - инвестиции, направленные на постоянное развитие и воспроизводство человеческого капитала. Инвестициями в человеческий капитал являются образование, накопление профессионального опыта, личных связей, сохранение и улучшение здоровья, мобильность, овладение массивами информации;
непрерывное образование - "образование через всю жизнь", включает все целенаправленные виды образовательной деятельности - формальные или неформальные, - осуществляемые на непрерывной основе с целью совершенствования знаний, навыков и умений;
формальное образование включает образование разных уровней (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное), которое осуществляется в образовательных учреждениях;
дополнительное образование включает организованные виды образования: курсы повышения квалификации, профессиональные и любительские курсы, лекции, семинары, тренинги, программы дополнительного обучения в образовательных учреждениях и т.д.;
самообразование - неформальное индивидуальное образование, которое в отличие от формального образования и дополнительного образования не фиксируется получением диплома или иного документа, но вносит вклад в расширение знаний и умений;
инновационные образовательные учреждения - образовательные учреждения, осуществляющие инновационную деятельность. Инновационная деятельность представляет собой процесс преобразования результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, отвечающий запросам потребителей;
базовое образование - образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность;
инклюзивное образование - обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Формирование модели сети непрерывного образования в Республике Тыва происходит в рамках общих тенденций преобразования, происходящих в российском образовании в целом, которое предполагает комплексное взаимодействие всех уровней образования: дошкольного, общего, специального образования.
Дошкольное образование
По состоянию на начало 2010 года в Республике Тыва функционирует 219 учреждений дошкольного образования, из которых в городской местности расположено 51 учреждение (23,4 %), в сельской местности - 168 (76,6 %). Число дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями здоровья - 45, от общего числа дошкольных учреждений - 20,5 %.
В 2009 г. охват детей дошкольным образованием составил 15706 человек (в 2008 г. 15763 человека). Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте 1-6 лет к численности детей соответствующего возраста в республике составил 44,9 %.
Численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (очередность), составляет 14738 детей.
Потребность населения в услугах дошкольного образования составляет 30443 человека (51,6 %), из них в городах республики - 16861 (43,8 %), в сельских поселениях - 13583 человека (61,2%).
Для обеспечения и реализации равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в общеобразовательное учреждение реализуются программы предшкольного образования в подготовительных группах, группах кратковременного пребывания дошкольных учреждений. Всего программами предшкольного образования в дошкольных учреждениях республики охвачено 3394 ребенка (78 % от общей численности детей 5-7 лет).
В ряде муниципальных образований принимаются меры по расширению сети дошкольного образования на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества" с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна функционирует группа полного дня пребывания для детей дошкольного возраста.
В городах Кызыле, Ак-Довураке, ряде кожуунов на базе общеобразовательных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания для детей 6,5-7 лет, реализующие программы подготовки к школе.
Родителям, воспитывающим детей дома, оказывается консультативная помощь по вопросам воспитания, обучения, питания и сохранения здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла организованы консультационные пункты помощи родителям.
Данные формы реализации дошкольного образования позволили увеличить количество детей, пользующихся услугами дошкольного образования.
В конце 2009 года в г.Кызыле открылись первые частные учреждения присмотра и семейного воспитания Центр семейного воспитания "Почемучки" и Центр семейного воспитания "Престиж". Наряду с положительным эффектом от деятельности данных центров возникает необходимость обеспечения безопасности детей дошкольного возраста путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, организации консультативной помощи по вопросам лицензирования и аккредитации частных детских садов.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в системе дошкольного образования имеются тенденции, имеющие долгосрочный и системный характер.
1. Сохраняется число детей, не охваченных дошкольным образованием (14738 детей).
2. Сохраняется дисбаланс между потребностями дошкольных образовательных учреждений и средствами, выделяемыми местными органами власти на развитие этих учреждений, как следствие, низкая материально-техническая база дошкольных учреждений.
3. Недостаточно развита законодательная и нормативная база на республиканском и муниципальном уровнях.
Кроме того, введение в действие с 1 января 2010 г. федеральных государственных стандартов начального общего образования требует пересмотра содержания дошкольного образования. Необходимо проведение организационно-методических мероприятий с руководителями и педагогическими коллективами дошкольных учреждений по созданию образовательных программ в целях реализации принципа преемственности со стандартами начального общего образования.
Таким образом, с учетом приведенных положительных и негативных тенденций в сфере дошкольного образования в 2010 году предстоит продолжить работу по следующим направлениям:
- обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, повышение его качества на основе современных образовательных программ;
- использование информационных технологий, внедрение электронного документооборота;
- развитие в республике вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования;
- дальнейшее развитие механизмов по постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений за счет создания автономных некоммерческих организаций.
Общее образование
Развитие общего образования направлено на обеспечение его современного качества, соответствия актуальным и перспективным запросам общества и каждого обучающегося, внедрение современных моделей обучения.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва продолжает работу по обеспечению доступным и качественным образованием населения республики, закреплению и развитию эффектов реализации комплексного проекта модернизации образования.
На сегодняшний день состав сети характеризуется значительной долей сельских школ 137 (78,4 %), из них 8 начальных общеобразовательных школ, 14 основных общеобразовательных школ, 115 средних общеобразовательных школ. В северных муниципальных районах (Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Тере-Хольский кожууны) действует 12 школ, где обучается 3191 ученик. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах республики в 2009 году составила 52743 человека, без учета детей, обучающихся в специальных (коррекционных) ОУ и классах (в 2008 г. - 53431 человек). В 2009 году в 13 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях обучалось 3096 человек (в 2008 г. 3045).
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по образовательным программам с учетом характера заболевания. В 2009 г. численность обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях республики составила 4583 человека. На дому по индивидуальным программам обучалось 519 человек (0,9 % от общей численности учащихся дневных общеобразовательных школ).
Наблюдается увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, что объясняется протекающим в республике процессом латентной образовательной интеграции. Наиболее частыми причинами такой интеграции являются отсутствие или удаленность специального (коррекционного) образовательного учреждения от места проживания ребенка с отклонениями в здоровье; инициатива родителей, которые хотят, чтобы ребенок обучался в общеобразовательной школе. В сентябре 2009 года в республике был создан муниципальный центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционным обучением охвачено 69 детей с ограниченными возможностями здоровья. В дальнейшем предполагается увеличение числа детей, охваченных дистанционным обучением.
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ в 2010 году, составил 90,12 % (в 2009 г. - 76,15 %). Наивысший результат (100 баллов) получили три выпускника общеобразовательных учреждений Республики Тыва. В 2009 году продолжен эксперимент по апробации новой формы итоговой аттестации учащихся 9-х классов, в котором приняли участие 134 общеобразовательных учреждения (в 2008 г. - 69 школ).
Качественные преобразования различных областей образования связаны, прежде всего, с успешной реализацией в республике комплексного проекта модернизации образования, национального приоритетного проекта "Образование".
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществлен переход на региональное финансирование Интернет-трафика для 181 общеобразовательного учреждения, продолжается работа по поддержке лучших учителей, а также педагогических работников общеобразовательных учреждений, осуществляющих функции классного руководителя.
Компьютерный парк общеобразовательных учреждений республики обновляется как за счет средств республиканского бюджета (субвенций на учебные расходы), так и за счет муниципальных и внебюджетных средств. На сегодняшний день количество учащихся в среднем по республике, которое приходится на один компьютер, составляет 20 человек. Все школы республики имеют свой электронный адрес. Около четверти общеобразовательных учреждений имеют свои сайты. Доля общеобразовательных учреждений, использующих в учебно-образовательном процессе компьютерные обучающие программы и электронные образовательные ресурсы (включая Интернет) по основным предметам общеобразовательной программы, составляет 85,56 %. Таким образом, процессы информатизации становятся необратимыми, предопределяя необходимость перехода всех общеобразовательных учреждений, отделов образования и всех причастных к образованию структур с целью повышения эффективности их функционирования на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий.
В рамках республиканской целевой программы "Модернизация образования Республики Тыва на 2009-2010 годы" и ведомственной целевой программы "Школьное питание в Республике Тыва (2010-2012 годы)" осуществляется укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений. За 2009- 2010 годы новая учебная мебель поставлена в 83 общеобразовательных учреждения (48 %), медицинским оборудованием оснащены 74 общеобразовательных учреждения (43 %), оборудованием для столовых и пищеблоков - 55 общеобразовательных учреждений (32 %).
Из 173 общеобразовательных учреждений республики, где обучаются 54511 учащихся (на 1 сентября 2009 г.), в 156 имеются столовые и буфеты, что составляет 90 %. Доля учащихся общеобразовательных учреждений, получающих горячее питание в соответствии с нормативами, в 2009 году составила 50,7 % при целевом показателе 50,5 %.
В ходе осуществления модернизации образования Республики Тыва осуществлялось изменение организационно-экономических и финансовых механизмов системы образования республики.
В течение 2009 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда всех общеобразовательных учреждений республики. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений позволил увеличить объем расходов для функционирования и развития общего образования, особенно в части обеспечения материальных затрат, непосредственно связанных с общеобразовательным процессом.
Введение новой системы оплаты труда, нормативного подушевого финансирования в 2009 году является дополнительным стимулом к оптимизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений, обеспечение современных условий предоставления образовательной услуги, повышение квалификации педагогических кадров. Кроме того, осуществляется переход к прозрачности механизмов распределения, повышения эффективности расходования выделяемых бюджетных средств на общеобразовательные учреждения.
Система дополнительного образования детей в республике продолжает развиваться. С 2005 года количество учреждений дополнительного образования детей увеличилось с 42 до 44, в них занимается 23694 учащихся, что составляет 42,8 % от общего количества учащихся школ республики (55328 учащихся). Кроме того, система дополнительного образования детей успешно развивается на базе общеобразовательных учреждений. Организованным летним отдыхом ежегодно охватывается более 29 тыс. детей и подростков до 15 лет.
Совершенствуется система поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сопровождаются индивидуальными программами 935 несовершеннолетних, состоящих на разных профилактических учетах, 259 безнадзорных детей. За время реализации Программы достигнуто снижение преступности среди несовершеннолетних на 20,4 %.
Вместе с тем проблема преступности среди детей и молодежи, безнадзорности несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми в семьях в республике все еще остается актуальной. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди молодежи. Существенно ослабляют воспитательную деятельность учреждений образования недостаточно развитая инфраструктура системы воспитания, хроническое отставание материально-технической базы учреждений образования от современных запросов.
Все это становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Необходимо развивать инфраструктуру системы воспитания, выделять ресурсы для проведения научных исследований и разработок по проблемам воспитания, укрепления материально-технического и кадрового потенциала, программно-методического обеспечения воспитательной сферы, поддержки социально значимых воспитательных проектов.
Развитие олимпиадного движения и поддержка талантливой молодежи
С целью создания необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей в республике ежегодно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады школьников, научно-практические конференции. В республиканский банк данных талантливой и способной молодежи вошли 690 человек, индивидуальными программами сопровождения охвачены обладатели премий Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Республики Тыва (71 человек).
Серьезной проблемой остается недостаточная систематизация работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Отсюда возникает необходимость объединения межведомственных усилий по созданию условий для выявления и развития одаренных детей на всех уровнях, привлечению различных специалистов - ведущих ученых, преподавателей научных учреждений Республики Тыва, педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти Республики Тыва и муниципальных органов управления образованием. Это позволит проводить единую государственную политику в области образования, обеспечить решение проблемы диспропорций в развитии системы образования на уровне муниципалитетов и сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Направленность государственной политики на модернизацию системы образования ставит ряд задач, решение которых возможно только при государственной поддержке в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом комплексного решения проблем образования.
Решение проблем развития образования Республики Тыва предполагается осуществить через введение новых государственных образовательных стандартов общего образования, что потребует:
создание образовательных программ;
системное обновление учебно-материальной базы, которая позволяла бы активно привлекать обучающихся к исследовательским проектам, творческим занятиям, а учителю широко использовать современные интерактивные средства обучения;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров по формированию новых профессиональных умений на основе эффективного использования современных методов управления и обучения;
создание новой среды для организации внеурочной деятельности на основе кооперации учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, которые бы обеспечивали удовлетворение разнообразных интересов и развитие способностей обучающихся;
модернизацию системы оценки результатов освоения образовательных программ от систематической диагностики, проводимой учителем, до мониторинга, организуемого Институтом оценки качества образования.
II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Стратегической целью Программы является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение задач:
- обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями;
- cоздание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики;
- обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и места жительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Решение задачи обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы, включая дошкольное и дополнительное образование, соответствующих требованиям инновационного развития республики обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на применении знаний;
повышение престижа педагогического образования, профессии педагога;
внедрение новых образовательных стандартов, как норм, отражающих социальные ожидания по отношению к образованию личности, семьи, общества, бизнеса и государства;
совершенствование государственной системы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и организаций в целях определения возможных ресурсных центров эффективного, качественного образования;
совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров в целях мотивации кадров образования к обновлению научного и педагогического профессионализма;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в российских сопоставительных исследованиях;
обеспечение участия общественности в оценке качества образования, деятельности образовательных учреждений и организаций, а также в экспертизе новых образовательных стандартов и программ;
обновление и развитие материально-технической базы системы образования, обновление и развитие инфраструктуры системы образования, обеспечивающей использование новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение поддержки приоритетных направлений развития науки;
создание условий для организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ.
Решение стратегической задачи обеспечения доступности качественного образования независимо от места жительства и доходов граждан обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
создание системы массового охвата детей дошкольным образованием, обеспечивающим равные стартовые условия для обучения в начальной школе;
расширение и повышение эффективности практики оказания материальной поддержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста;
развитие системы образовательных центров, в том числе "дистанционных", для обучения детей и молодежи, не имеющих доступа к качественному образованию по месту жительства;
создание системы инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии;
создание "прозрачной" системы поступления в образовательные учреждения профессионального образования независимо от места жительства и доходов семьи с учетом опыта внедрения единого государственного экзамена.
Решение стратегической задачи создания современной системы непрерывного образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
развитие практики участия работодателей в разработке и обновлении образовательных стандартов, формировании перечней подготовки, контроле и оценке образовательных программ, сертификации квалификаций (специалистов);
совершенствование системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;
внедрение механизмов мотивации граждан к непрерывному образованию, получению новых квалификаций.
Решение стратегической задачи обеспечения эффективности управления системой образования, совершенствование ее структуры обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
переход на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений в целях повышения хозяйственной и творческой самостоятельности, расширения возможностей образовательных учреждений для привлечения внебюджетного финансирования;
расширение и совершенствование практики конкурсной поддержки инновационных образовательных учреждений в целях повышения открытости системы образования по отношению к актуальным и перспективным запросам инновационной экономики;
развитие практики государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Решение стратегической задачи создания системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
разработка и внедрение новых технологий выявления и педагогического сопровождения общей одаренности детей и молодежи;
расширение сети образовательных учреждений общего образования с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов. Внедрение механизмов взаимодействия данных образовательных учреждений с научными и научно-образовательными учреждениями, обеспечивающего целенаправленную работу с одаренными детьми и молодежью;
совершенствование существующих и внедрение новых, в первую очередь сетевых, форм интеллектуальных соревнований между детьми и молодежью.
Программа будет реализована в 2011-2015 годах в три этапа.
На первом этапе (2011-2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на создание моделей и технологий развития образования по различным направлениям, экспериментальным внедрением результатов.
На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на строительство, ремонт и реконструкцию образовательных учреждений, а также на создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
На втором этапе (2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия, связанные с масштабными инвестициями в обновление и развитие материально-технической базы и инфраструктуры системы образования. На этом этапе предусмотрены также мероприятия по информационному обеспечению выполнения третьего этапа Программы.
На третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на широкое практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.
III. Перечень программных мероприятий
При формировании мероприятий Программы используются следующие подходы:
управление по результатам реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых индикаторов и показателей;
целевой подход решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения общефедерального уровня в системе образования;
комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение.
При формировании мероприятий Программы установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс мероприятий по следующим направлениям:
- развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования;
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие воспитания;
- cовершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- cохранение и укрепление здоровья школьников.
Перечень мероприятий приведен в приложении N 1.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Потребность в ресурсном обеспечении Программы рассчитана исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задач по годам.
Общий объем финансирования Программы составляет 206800 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, в том числе:
Год |
Всего |
Капитальные вложения |
Мероприятия |
2011 |
16 000,0 |
10 000,0 |
6 000,0 |
2012 |
31 900,0 |
16 000,0 |
15 900,0 |
2013 |
43 700,0 |
25 000,0 |
18 700,0 |
2014 |
52 700,0 |
34 000,0 |
18 700,0 |
2015 |
62 500,0 |
45 000,0 |
17 500,0 |
Итого |
206 800,0 |
130 000,0 |
76 800,0 |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы на реализацию Программы по основным направлениям приведены в приложении N 2. Перечень строек для республиканских нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы, и объемы их финансирования приведены в приложении N 3.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы ее заказчик - Министерство образования и науки Республики Тыва осуществляет функции, права и обязанности заказчика и обеспечивается финансовыми ресурсами, предусмотренными республиканским бюджетом.
Министерство образования и науки Республики Тыва:
корректирует программные мероприятия и оформляет заявки с описанием работ и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва;
издает приказы о выделении программных средств с точным указанием бюджетополучателя, сроков исполнения и предоставления отчетности о целевом использовании бюджетных средств.
Для сторонних организаций участников Программы обязательным условием является заключение соответствующих договоров, соглашений, контрактов с Министерством образования и науки Республики Тыва.
Договоры и контракты заключаются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
По каждому разделу функции исполнительной дирекции возлагаются на соответствующие подразделения Министерства образования и науки Республики Тыва.
Исполнительные дирекции взаимодействуют с исполнителями мероприятий Программы, оказывают содействие в привлечении дополнительных финансовых средств, оказывают им консультативную помощь.
Министерство образования и науки Республики Тыва отвечает за реализацию Программы в целом, подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнование мероприятий Программы на очередной финансовый год, подготавливает ежегодно отчеты о ходе реализации Программы за отчетный год. С учетом выделяемых финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Республики Тыва и Министерство экономики Республики Тыва обо всех заключенных с исполнителями Программы договорах согласно действующему законодательству, об источниках их финансирования.
Корректировка Программы, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Министерства образования и науки Республики Тыва.
Управление реализацией и контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Тыва. Контроль ведется на основе представленной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств; сроках выполнения программных мероприятий; качестве реализуемых программных мероприятий.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
VI. Оценка социально-экономической эффективности
от реализации программных заданий
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам.
Целевые индикаторы социально-экономической эффективности реализации Программы к 2015 году:
- увеличение доли дошкольных образовательных учреждений, оснащенных новым медицинским, столовым, спортивно-игровым оборудованием и мебелью, до 29 %;
- увеличение доли учащихся, обеспеченных учебниками, соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам общего образования нового поколения, до 77 %;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей, до 73,8 %;
- подготовка педагогических работников учреждений образования по реализации федеральных государственных образовательных стандартов до 2500 человек;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, оснащенных новой мебелью, учебно-наглядным, лабораторным, спортивным, медицинским оборудованием, до 33 %.
Значения целевых показателей по годам реализации Программы представлены в приложении N 4.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в приложение 1 настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Тыва
на 2011-2015 годы"
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Тыва на 2011 - 2015 годы"
16 мая 2011 г.
Наименование программных мероприятий |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
Ожидаемый результат |
Исполнители |
|||||||||||||||||
всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||||||||
I. Развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования | ||||||||||||||||||||
1.1. Совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений: оснащение дошкольных образовательных учреждений необходимым оборудованием (медицинским, столовым, спортивно-игровым оборудованием, мебелью и т.д.) на условиях софинансирования |
5000,0 |
800,0 |
700,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
Увеличение количества дошкольных образовательных учреждений, работающих в современных условиях |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
Итого |
5000,0 |
800,0 |
700,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
|
|
||||||||||||
II. Переход на новые образовательные стандарты | ||||||||||||||||||||
2.1. Приобретение и издание учебников, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам общего образования нового поколения (1, 2, 3, 4 классы) |
21000,0 |
2000,0 |
6000,0 |
7000,0 |
6000,0 |
|
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях республики. Издание учебников региональной составляющей базисного учебного плана для реализации основных образовательных программ начального общего образования |
Минобразования Республики Тыва, Государственное научное учреждение Минобразования Республики Тыва "Институт развития национальной школы" |
||||||||||||
2.2. Обеспечение учебного процесса современной компьютерной техникой в соответствии с требованиями к образовательной среде ФГОС |
19000,0 |
|
4000,0 |
4000,0 |
4500,0 |
6500,0 |
Улучшение условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов |
Минобразования Республики Тыва |
||||||||||||
Итого |
40000,0 |
2000,0 |
10000,0 |
11000,0 |
10500,0 |
6500,0 |
|
|
||||||||||||
III. Создание современных моделей успешной социализации детей. Развитие воспитания | ||||||||||||||||||||
3.1. Укрепление материально-технической базы детско-юношеской спортивной школы |
2500,0 |
- |
500,0 |
500,0 |
- |
1500,0 |
Оснащение 42 процентов детско-юношеских спортивных школ современным спортивным оборудованием и инвентарем |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.2. Обеспечение учреждений дополнительного образования детей информационно-коммуникационными технологиями и медиатекой |
1000,0 |
- |
|
500,0 |
500,0 |
- |
Развитие материальной базы учреждений дополнительного образования детей |
Минобразования Республики Тыва, органы местно го самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.3. Формирование поликультурной и поликонфессиональной личности в российском образовательном пространстве: а) организация тренингов, семинаров; б) создание социальной рекламы; в) проведение международного детского фестиваля "Диалог культур" |
900,0 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
Формирование толерантной личности. Комплекс учебно-методических и информационных материалов |
Минобразования Республики Тыва, Государственное научное учреждение Минобразования Республики Тыва "Институт развития национальной школы", РЦПМСС "Сайзырал" |
||||||||||||
3.4. Проведение конкурса муниципальных образований по организации профильной смены |
500,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Улучшение условий проведения отдыха и оздоровления |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.5. Оснащение туристическим и спортивным снаряжением учреждений дополнительного образования, организующих активный отдых детей |
400,0 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Развитие материальной базы учреждений дополнительного образования детей. Улучшение условий для отдыха и оздоровления детей |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.6. Обеспечение оснащения объединений учащихся технической направленности в области спортивно-технического моделизма |
1400,0 |
200,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Увеличение охвата детей кружками технической направленности, поддержка талантливых детей, укрепление материально-технической базы учреждений |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.7. Обеспечение необходимым снаряжением образовательных учреждений для участия во всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" |
1300,0 |
100,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Формирование культуры безопасного образа жизни среди учащихся |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
3.8. Развитие системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся |
2500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
Приобретение компьютерной программы психологических методик, оснащение РЦПМСС "Сайзырал" компьютерной техникой, оснащение кабинетов психологии образовательных учреждений, повышение квалификации педагогов-психологов и медицинских работников образовательных учреждений |
Минобразования Республики Тыва, РЦПМСС "Сайзырал", органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
Итого |
10500,0 |
1000,0 |
2000,0 |
2500,0 |
2000,0 |
3000,0 |
|
|
||||||||||||
IV. Совершенствование учительского корпуса | ||||||||||||||||||||
4.1. Подготовка педагогических работников учреждений образования по реализации федеральных государственных образовательных стандартов |
4600,0 |
500,0 |
1200,0 |
1400,0 |
1500,0 |
|
Подготовка 2500 педагогических работников учреждений образования |
Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров |
||||||||||||
Итого |
4600,0 |
500,0 |
1200,0 |
1400,0 |
1500,0 |
- |
|
|
||||||||||||
V. Изменение школьной инфраструктуры | ||||||||||||||||||||
5.1. Оснащение и переоснащение общеобразовательных учреждений лабораторным, учебно-наглядным оборудованием, мебелью |
6600,0 |
600,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
2500,0 |
Повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
Итого |
6600,0 |
600,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
2500,0 |
|
|
||||||||||||
VI. Сохранение и укрепление здоровья школьников | ||||||||||||||||||||
6.1. Создание условий для самосохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры (приобретение спортивного, медицинского оборудования) |
5800,0 |
600,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1200,0 |
2000,0 |
Улучшение условий для самосохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
6.2. Обеспечение эффективной организации отдыха и оздоровления детей и подростков, оснащение летних оздоровительных лагерей технологическим, спортивным оборудованием, мебелью |
4300,0 |
500,0 |
|
800,0 |
1000,0 |
2000,0 |
Увеличение количества детей и подростков, отдохнувших и оздоровившихся в каникулярный период |
Минобразования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||||
Итого |
10100,0 |
1100,0 |
1000,0 |
1800,0 |
2200,0 |
4000,0 |
|
|
||||||||||||
Всего |
76800,0 |
6000,0 |
15900,0 |
18700,0 |
18700,0 |
17500,0 |
|
|
||||||||||||
За счет республиканского бюджета |
76800,0 |
6000,0 |
15900,0 |
18700,0 |
18700,0 |
17500,0 |
|
|
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в приложение 2 настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Тыва
на 2011-2015 годы"
Расходы
на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Тыва на 2011 - 2015 годы" по основным направлениям
16 мая 2011 г.
Мероприятия |
Всего |
Отчетный период (год) |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
I. Развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования | ||||||
РБ |
5000,0 |
800,0 |
700,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
II. Переход на новые образовательные стандарты | ||||||
РБ |
40000,0 |
2000,0 |
10000,0 |
11000,0 |
10500,0 |
6500,0 |
III. Развитие воспитания | ||||||
РБ |
10500,0 |
1000,0 |
2000,0 |
2500,0 |
2000,0 |
3000,0 |
IV. Совершенствование учительского корпуса | ||||||
РБ |
4600,0 |
500,0 |
1200,0 |
1400,0 |
1500,0 |
- |
V. Изменение школьной инфраструктуры | ||||||
РБ |
6600,0 |
600,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1500,0 |
2500,0 |
VI. Сохранение и укрепление здоровья школьников | ||||||
РБ |
10100,0 |
1100,0 |
1000,0 |
1800,0 |
2200,0 |
4000,0 |
Всего |
76800,0 |
6000,0 |
15900,0 |
18700,0 |
18700,0 |
17500,0 |
За счет РБ |
76800,0 |
6000,0 |
15900,0 |
18700,0 |
18700,0 |
17500,0 |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в приложение 3 настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Тыва
на 2011-2015 годы"
Перечень
строек для республиканских нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Тыва на 2011 - 2015 годы"
16 мая 2011 г.
Наименование проекта |
Объемы финансирования, млн. рублей |
|||||
всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Строительство общеобразовательной школы по ул. Бай-Хаакской на 625 мест, г. Кызыл |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
- |
- |
Строительство школы- интерната для неслышащих детей Республики Тыва на 240 мест, г. Кызыл |
120,0 |
- |
16,0 |
25,0 |
34,0 |
45,0 |
Из республиканского бюджета |
130,0 |
10,0 |
16,0 |
25,0 |
34,0 |
45,0 |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306 в приложение 4 настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Тыва
на 2011-2015 годы"
Целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Тыва на 2011 - 2015 годы"
16 мая 2011 г.
Индикаторы и показатели эффективности |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Увеличение доли дошкольных образовательных учреждений, оснащенных новым медицинским, столовым, спортивно-игровым оборудованием и мебелью |
% |
4,0 |
4,0 |
6,0 |
6,0 |
9,0 |
2. Увеличение доли учащихся, обеспеченных учебниками, соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам общего образования нового поколения: |
% |
|
|
|
|
|
2.1. 1 класс |
|
25,0 |
|
|
|
|
2.2. 2 класс |
|
|
75,0 |
|
|
|
2.3. 3 класс |
|
|
|
77,0 |
|
|
2.4. 4 класс |
|
|
|
|
77,0 |
|
3. Доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей |
% |
71,8 |
71,8 |
72,5 |
73,0 |
73,8 |
4. Доля учащихся дневных общеобразовательных учреждений в возрасте до 18 лет, участвующих в творческих фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях |
% |
41,9 |
42,7 |
43,5 |
44,6 |
49,8 |
5. Доля детей и подростков, охваченных организованным летним отдыхом по линии Министерства образования и науки Республики Тыва |
% |
38,8 |
39,1 |
39,6 |
39,9 |
40,1 |
6. Подготовка педагогических работников учреждений образования по реализации федеральных государственных образовательных стандартов |
чел. |
250 |
660 |
770 |
820 |
- |
7. Доля общеобразовательных учреждении, оснащенных новой мебелью, учебно-наглядным, лабораторным, спортивным, медицинским оборудованием |
% |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
7,0 |
13,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 г. N 460 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в приложении к газете "Тувинская правда" от 15 марта 2011 г. (спецвыпуск)
Текст документа в актуальной редакции будет представлен в одной из следующих версий системы Гарант
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 марта 2014 г. N 95 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 г. N 661
Постановление Правительства Республики Тыва от 11 апреля 2013 г. N 205
Постановление Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 г. N 735
Постановление Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. N 306