22 февраля, 27 мая, 24 августа, 16 ноября 2011 г.
В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий и развития инфраструктуры рыночных отношений, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы.
2. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
Первый зам. Председателя |
С. Тен |
Республиканская целевая программа
"Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 3 июля 2010 г. N 291)
27 мая, 24 августа, 16 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы"
Наименование Программы |
- республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Республики Тыва от 7 июля 2008 г. N 795 ВХ- II "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" |
Государственный заказчик |
- Министерство экономики Республики Тыва |
Разработчик |
- Агентство по развитию предпринимательства Республики Тыва |
Исполнитель мероприятий |
- Министерство экономики Республики Тыва |
Цель |
- создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Тыва, активизация предпринимательской деятельности в кожуунах (городах) республики и использование потенциала малого и среднего предпринимательства для создания дополнительных рабочих мест |
Задачи |
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; |
|
развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства; |
|
подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства; |
|
информационное обеспечение деятельности малого и среднего предпринимательства; |
|
продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, поддержка действующих муниципальных микрофинансовых организаций |
Срок реализации |
- 2011-2012 годы |
Основные направления |
- совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства, научно-методическое обеспечение; |
|
финансово-инвестиционная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; |
|
информационная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; |
|
обучение и переподготовка кадров малого и среднего предпринимательства; |
|
формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение административных барьеров |
Основные исполнители |
- Министерство экономики Республики Тыва; |
|
Государственное автономное учреждение "Бизнес инкубатор Республики Тыва"; |
|
Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва; |
|
органы местного самоуправления; |
|
муниципальные фонды (центры) по поддержке предпринимательства; |
|
субъекты малого и среднего предпринимательства |
Объем и источники финансирования |
- общий объем финансирования Программы составляет 360030 тыс. рублей; |
|
на 2011 г. всего - 53800 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 15000 тыс. рублей, федерального бюджета - 38800 тыс. рублей |
|
на 2012 г. всего - 306230 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 64230 тыс. рублей, федерального бюджета - 242000 тыс. рублей (приложение N 1) |
Ожидаемые конечные результаты, целевые индикаторы и показатели |
- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2011 году до 12,8 процентных пункта, в 2012 году - до 12,9 процентных пункта; увеличение количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения республики в 2011 году до 6 единиц, в 2012 году - до 6,5 единицы; увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 6,9 процента в 2011 году, до 7 процентов - в 2012 году; бюджетные поступления в виде налогов и сборов от предпринимательской деятельности в 2011 году предполагаются в размере 180 млн. рублей, в 2012 году - до 182 млн. рублей. |
|
увеличение числа населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, от 28,0 до 30,0 тыс. человек; |
|
увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Тыва, до 30%; |
|
увеличение числа микропредприятий, а также малых и средних предприятий до 12200 единиц (с ежегодным ростом в среднем на 50 единиц); |
|
создание не менее 2 тысяч дополнительных рабочих мест из числа зарегистрированных безработных граждан |
Контроль за исполнением мероприятий |
- Министерство экономики Республики Тыва |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства республики. Сектор малого и среднего бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Малое предпринимательство является важным инструментом для первоначальной отработки новых технологических и экономических проектов, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, способствующего социальной стабильности в обществе, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения занятости населения.
В Республике Тыва по состоянию на 1 января 2010 г. насчитывалось 141 малое предприятие и более 10,4 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Количество малых предприятий в последние годы увеличилось на 20-30 предприятий. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях устойчиво растет. На малых предприятиях постоянно работает 3328 человек. Кроме того, около 239 человек работает по совместительству или по договорам гражданско-правового характера.
Малыми предприятиями республики в 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза) в действующих ценах на сумму 1 707,7 млн. рублей, что по сравнению с 2008 годом больше на 145,0%. При этом основной вклад в рост объемов производства товаров и услуг в сфере малого бизнеса вносят отрасли промышленности, строительства, транспорта и связи. Доля малых предприятий в общем объеме промышленного производства республики составила 4,8%.
Среднемесячная оплата труда по малым предприятиям составила в целом 10992 руб. Несмотря на постоянный рост, она существенно ниже средней заработной платы на средних и крупных предприятиях республики (62% от оплаты труда на крупных и средних предприятиях республики), что отчасти можно объяснить продолжающейся практикой выдачи денежного вознаграждения работникам "в конвертах".
Отраслевая структура малого предпринимательства представлена всем разнообразием видов деятельности, характерных для региона в целом.
Наибольший удельный вес в общем количестве действующих малых предприятий занимают оптовая и розничная торговля (29%), строительство (16,3%) и промышленность (10,6%).
На развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями всех форм собственности и отраслей экономики в 2009 году использовано 501,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал или 4,7% всех инвестиций республики, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Неразвитость рынка финансово-кредитных и лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства значительно тормозит развитие малого бизнеса в республике.
В целом, несмотря на трудности организации и роста, малый бизнес в республике устойчиво развивается. Малые предприятия занимают серьезные позиции в таких отраслях, как розничная торговля и общественное питание, строительство, производство пищевых продуктов. По вовлеченности населения роль малого и среднего бизнеса приобретает серьезную социальную значимость. Но, в то же время, уровень развития малого бизнеса в Республике Тыва может быть оценен как недостаточный и по плотности размещения субъектов малого предпринимательства на территории республики, и по доле малых предприятий в общем выпуске товаров и оказываемых услуг, в том числе и по доле малых предприятий в объеме промышленного производства. Явно недостаточна роль малого и среднего бизнеса во внедрении инноваций.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства:
- неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого предпринимательства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- административные барьеры;
- несовершенство информационной поддержки;
- несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима активизация государственной политики в сфере предпринимательства как на республиканском, так и на местном уровнях.
Программа должна стать основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Реализация Программы диктуется необходимостью использования функциональных возможностей малого предпринимательства в решении важных социально-экономических задач республики, в частности, в преодолении бедности населения, реформировании жилищно-коммунального хозяйства, коммерциализации результатов научных разработок.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, сгруппированных в отдельные направления, реализация которых обеспечивает решение конкретных задач для достижения цели.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, являются:
- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами, низкий уровень образования предпринимателей и руководителей малых предприятий в области экономики, менеджмента и маркетинга;
- недостаток оборотных средств;
- недоступность банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства, особенно из сельской местности;
- отсутствие залогового обеспечения для получения кредита у заемщиков;
- трудности с подключением объектов малых и средних предприятий к коммунальной инфраструктуре (водоснабжение, присоединение к сетям канализации, присоединение к электрическим сетям);
- сложность оформления земельных и имущественных отношений.
В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
Экономический аспект. Сегодня в структуре экономики наблюдается увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков, легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Социальный аспект. Предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу - вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальной и политической напряженности.
Политический аспект. В субъектно-объектных отношениях "власть - бизнес - общество" субъекты малого и среднего предпринимательства имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но и политическую среду.
Слой мелких и средних собственников проявляет наибольшую активность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Сложность решения государственной задачи поддержки и развития малого и среднего предпринимательства не позволяет ориентироваться только на использование внутренних резервов малого и среднего бизнеса. Ее реализация возможна при использовании программно-целевых инструментов государственной поддержки. Программно-целевой метод позволяет осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и контролировать ход реализации поставленных задач.
Программа разработана на основе анализа современного состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва с учетом результатов выполнения предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства в республике и тенденций развития малого бизнеса в целом по Российской Федерации.
II. Основные цели и задачи, этапы и сроки
выполнения Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Тыва, активизация предпринимательской деятельности в кожуунах (городах) Республики Тыва и использование потенциала малого и среднего предпринимательства для создания дополнительных рабочих мест.
При прочих равных условиях правом на поддержку в преимущественном порядке пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах:
- промышленного производства;
- научно-технической деятельности;
- молодежного предпринимательства;
- строительства;
- сельского хозяйства;
- ремесленничества;
- развития инфраструктуры туризма на территории Республики Тыва.
Деятельность, осуществляемая в указанных сферах, рассматривается в качестве приоритетной.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в улучшении предпринимательской среды. К основным задачам относятся:
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
- информационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
- активизация межрегионального и международного сотрудничества в сфере поддержки малого предпринимательства.
Для повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо расширение сети фондов (центров) поддержки предпринимательства в кожуунах (городах) республики, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Необходимо обучение руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также повышение квалификации государственных гражданских служащих, работающих в сфере содействия развитию предпринимательства.
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит борьба со снижением напряженности на рынке труда. Одним из наиболее эффективных инструментов реализации данной политики является создание условий для активизации предпринимательской деятельности. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по улучшению предпринимательской среды в республике, которая включает правовую (регулирование предпринимательской деятельности), экономическую (доступ к ресурсам) и деловую (рынки по оказанию деловых услуг, организации поддержки предпринимательства и общественная атмосфера по отношению к бизнесу) среду.
Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим целый ряд мероприятий в рамках Программы будет направлен на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, лизинга и других кредитно-финансовых механизмов. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых и средних предприятий. Для реализации этого направления необходимо развитие институтов и технологий микрофинансирования, лизинга, совместного финансирования предпринимательских проектов в инновационной и производственной сферах.
Для расширения экономической поддержки малых и средних предприятий необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризация бездействующих складских, офисных и производственных площадей государственных предприятий и формирование их реестров; разработка и распространение на этой основе различных экономических механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для активизации предпринимательской деятельности намечается проведение семинаров по организации и ведению бизнеса в кожуунах (городах) республики, обучение и профессиональная переподготовка для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для различных групп населения (сельское население, молодежь, безработное население, победители конкурса на гранты начинающим предпринимателям и т.д.).
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов и недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием интернет-ресурсов, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и об особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешние рынки.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики республики, и, наоборот, свертывание малых и средних предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин для достижения экономического эффекта в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва необходимо разработать краткосрочную программу государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2012 годы.
III. Система программных мероприятий
Настоящей Программой намечена реализация мероприятий (приложение N 2), играющих важную роль на данном этапе развития малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678 в подраздел 1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
1. Нормативно-правовая и информационно-методическая
поддержка предпринимательской деятельности
Данный раздел содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной, правовой и информационной базы, обеспечивающей развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем финансирования на 2011 - 2012 годы предполагается всего в сумме 890 тыс. рублей из республиканского бюджета, в том числе в 2011 году - 600 тыс. рублей, в 2012 году - 290 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 27 мая 2011 г. N 337 в подраздел 2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства
На современном этапе развития экономики в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность (далее - выставочная деятельность) превратилась в заметный сегмент рынка услуг. Это важный инструмент макроэкономической, инвестиционной политики, обеспечивающий мобильность рынка, создающий необходимое информационное поле, формирующий значительные финансовые потоки, а также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Республика Тыва, в силу своего приграничного положения с Монголией и Китаем, имеет большие перспективы развития выставочной деятельности.
За последние пять лет в республике заложены основы проведения выставок, ярмарок. За этот период проведено свыше 60 выставочно-ярмарочных мероприятий различного масштаба.
Ежегодно проводятся выставки-ярмарки "Тыва-Экспо" (с 2004 года) с участием представителей Монголии, а также предприятий из городов Сибирского федерального округа, благодаря которым выставка-ярмарка "Тыва-Экспо" приобретает статус выставки межрегиональных достижений производственного потенциала.
Многие представители производственной и торговой сферы республики принимают участие в межрегиональных и международных выставочных мероприятиях, включая Всероссийскую выставку "Регионы России", бизнес-форумы, проводимые в гг. Абакане, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, а также в зарубежных выставочных мероприятиях.
В ходе таких мероприятий заключаются соглашения о сотрудничестве, поставке товаров и услуг непосредственно с производителем, в результате увеличивается количество предприятий товаропроизводителей, способных выпускать продукцию высокого качества, представлять ее на широкий потребительский рынок и получать признание потребителей.
Выставочная деятельность является мощным комплексным средством продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых в республике предприятиями и организациями, а также эффективным инструментом стимулирования инвестиционных и инновационных проектов. Но на сегодняшний день в республике эта деятельность развита слабо, отсутствует постоянно действующий выставочно-ярмарочный комплекс, что сдерживает развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва. Из-за отсутствия специально оборудованного выставочно-ярмарочного комплекса приходится арендовать помещения и дополнительно находить оборудование, что приводит к большим затратам и неудобствам в проведении выставочных мероприятий.
Предметом выставочно-ярмарочной деятельности являются научно-технические и торгово-промышленные выставки. К основным задачам организации и осуществления выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва относятся:
- оказание помощи производителям товаров и услуг в продвижении отечественных разработок, технологий, "ноу-хау", товаров и услуг на внутренний и внешний рынки;
- создание условий для осуществления внутренних и международных деловых контактов, партнерства и сотрудничества с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, организации совместного производства, или совместного осуществления проектов, насыщения национального рынка товарами для населения и сырьем для промышленности, а также обмена передовым опытом;
- увеличение товарооборота с ежегодным ростом на 6,2%.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов.
Объем финансирования мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах составит 700 тыс. рублей из республиканского бюджета, в том числе: в 2011 году - 100 тыс. рублей, в 2012 году - 600 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678 в подраздел 3 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего
предпринимательства в приоритетных отраслях
Данный раздел направлен на расширение возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к материальным и финансовым ресурсам.
Недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем развития малого и среднего бизнеса. Более 65% как начинающих, так и действующих предпринимателей отмечают затруднения с доступом к финансовым ресурсам.
В Республике Тыва система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства развита недостаточно. Несмотря на наличие декларируемых программ кредитования малого и среднего бизнеса, в настоящее время банки неохотно кредитуют малые предприятия, особенно предприятия, действующие в производственной и инновационной сферах.
Причинами этого являются высокие риски кредитования производственного бизнеса, отсутствие программ долгосрочного кредитования, несовершенство системы обеспечения кредита. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, значительно превышающий сумму кредита, стаж деятельности.
В настоящее время слабо развит инновационный подход в сфере малого и среднего бизнеса, недостаточно внедряются новые технологии в производстве, оказании платных услуг населению. Поэтому в рамках реализации данной Программы планируется расширение Портфеля инновационных проектов Республики Тыва в области малого и среднего бизнеса.
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства намечено развить альтернативные виды финансовой поддержки предпринимательства: поддержка начинающих предпринимателей; государственная поддержка микрофинансовой организации второго уровня, то есть субсидирование Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва с дальнейшим предоставлением микрозаймов муниципальным Фондам поддержки предпринимательства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Структурные изменения в предпринимательской среде возможны за счет государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах, мероприятиях муниципальных целевых программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на местах.
Перспективными направлениями развития малого и среднего бизнеса в республике являются развитие производственных малых предприятий, в том числе по выпуску продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, развитие сферы туристической деятельности, ремесленничества и выпуск тувинской сувенирной продукции.
На выполнение мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах предполагается направить всего 351100 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 70300 тыс. рублей, из федерального бюджета - 280800 тыс. рублей. В 2011 году предполагается направить всего 48600 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 9800 тыс. рублей, из федерального бюджета - 38800 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512 в подраздел 4 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
Учитывая специфику развития малого и среднего предпринимательства, особенно на территориях с низким уровнем его развития, наличие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в республике. Именно через инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов должна осуществляться обратная связь между бизнесом и властью. Наличие такой обратной связи позволяет повышать эффективность государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, реально ориентировать малый и средний бизнес на участие в приоритетных для Республики Тыва направлениях социально-экономического развития.
Крупный бизнес не нуждается в такой поддержке. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, собственную материальную базу. Малые предприятия так действовать не могут. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, необходимо построение эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.
В настоящее время в республике действует государственное автономное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Тыва". В 2009 году в муниципальных образованиях республики созданы фонды (центры) по поддержке предпринимательства.
На выполнение мероприятий по данному разделу в 2011 - 2012 годах предполагается направить 7000 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 7000 тыс. рублей. В 2011 году предполагается направить всего 4500 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 4500 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 27 мая 2011 г. N 337 в подраздел 5 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого и
среднего предпринимательства
В целях обучения и повышения квалификации руководителей малых предприятий, а также начинающих предпринимателей будут организованы краткосрочные курсы на базе учебных заведений республики и регионов Сибирского федерального округа.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить в 2011 - 2012 годах 340 тыс. рублей. В 2011 году выделение финансовых средств на реализацию массовых программ обучения и повышение квалификации не предусматривается.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
IV. Обоснование финансовых, материальных
и трудовых затрат
Финансирование мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва предполагается за счет средств республиканского бюджета на 2011 - 2012 годы в общей сумме 79230 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 15000 тыс. рублей; в 2012 году - 64230 тыс. рублей. В качестве софинансирования по итогам федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации Республика Тыва по предварительным расчетам может выиграть субсидию на поддержку малого и среднего предпринимательства в общей сумме 280800 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 38800 тыс. рублей; в 2012 году - 242000 тыс. рублей.
Средства республиканского и федерального бюджетов предусматриваются на содействие развитию микрофинансирования (государственная поддержка микрофинансовой организации поддержки предпринимательства Республики Тыва); оказание грантовой поддержки (субсидии) начинающим предпринимателям; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства; создание Гарантийного фонда Республики Тыва.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий, будет ежегодно уточняться на следующий финансовый год, исходя из возможностей федерального, республиканского и муниципальных бюджетов и финансироваться в пределах сумм, заложенных в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Кроме того, финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет кредитов, выдаваемых банками.
V. Механизм реализации Программы, контроль
за ходом ее реализации
Министерство экономики Республики Тыва:
- является ответственным исполнителем Программы и отвечает за ее реализацию в целом;
- обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета;
- готовит доклады о ходе реализации Программы за отчетный год на заседание Правительства Республики Тыва.
К выполнению мероприятий Программы в установленном законодательством порядке привлекаются на конкурсной основе хозяйствующие субъекты. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях Правительства Республики Тыва. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
В случае нецелевого и неэффективного использования средств, хозяйствующий субъект лишается права на дальнейшее финансирование своей деятельности из средств, направленных на реализацию настоящей Программы и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сумма средств, выделяемая из республиканского бюджета на реализацию определенных в качестве приоритетных мероприятий Программы, корректируется и утверждается сметой расходов на реализацию Программы в объемах, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Планируется активно привлекать кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию Программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 27 мая 2011 г. N 337 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы ожидается увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2011 году до 12,8 процентных пункта, в 2012 году - до 12,9 процентных пункта; увеличение количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения республики в 2011 году - до 6 единиц, в 2012 году - до 6,5 единицы; увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 6,9 процента в 2011 году, до 7 процентов - в 2012 году; бюджетные поступления в виде налогов и сборов от предпринимательской деятельности в 2011 году предполагаются в размере 180 млн. рублей, в 2012 году - до 182 млн. рублей.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства в
Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Сводные финансовые затраты
22 февраля, 27 мая, 24 августа, 16 ноября 2011 г.
(тыс. рублей)
Направления расходов |
2011-2012 годы, всего |
2011 г. |
2012 г. |
||||
всего |
в том числе: |
всего - 53 800 |
всего - 306 230 |
||||
ФБ |
РБ |
ФБ |
РБ |
ФБ |
РБ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего по разделам |
360030 |
280800 |
79230 |
38 800 |
15 000 |
242000 |
64230 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Средства Программы (приложение N 2, разделы 1, 2, 4, 5) |
8930 |
|
8930 |
|
5200 |
- |
3730 |
Средства на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (раздел 3) |
351100 |
280800 |
70300 |
38800 |
9800 |
242000 |
60500 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального значения, а также поддержка "деловых миссий"; |
2600 |
2000 |
600 |
|
100 |
2000 |
500 |
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; |
30000 |
24000 |
6000 |
12000 |
3000 |
12000 |
13000 |
- поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства - гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, компенсирующие затраты, связанные с созданием собственного бизнеса; |
22000 |
17600 |
4400 |
9600 |
2400 |
8000 |
2000 |
- содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, устройств, установок, машин, средств и технологий субъектами малого и среднего предпринимательства; |
41500 |
33200 |
8300 |
13200 |
3300 |
20000 |
5000 |
- создание (субсидирование) Гарантийного фонда Республики Тыва; |
250000 |
200000 |
50000 |
- |
- |
200000 |
50000 |
- субсидирование процентных ставок за кредит, получаемый субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях |
|
|
|
|
|
|
|
- содействие развитию микрофинансирования |
5000 |
4000 |
1000 |
4000 |
1000 |
|
|
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства
в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
22 февраля, 27 мая, 24 августа, 16 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678 настоящее Постановление дополнено приложением N 3
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства
в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы
Реализация республиканской целевой программы
"Развитие промышленности в Республике Тыва в 2011 - 2013 годах" по мероприятию, обеспечивающему софинансирование республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2012 годы, для получения субсидий Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом уровня софинансирования из федерального бюджета
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Сумма затрат (тыс.рублей) |
Источник финансирования |
|
всего |
2011 г. |
|||
1. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства |
2011 г. |
7500 |
1500 |
республиканский бюджет |
6000 |
федеральный бюджет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 июля 2010 г. N 291 "Об утверждении республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва" на 2011 - 2013 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст Постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 16 июля 2010, N 85-86 (спецвыпуск)
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512 в настоящее постановление внесены изменения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 марта 2013 г. N 179
Постановление Правительства Республики Тыва от 8 августа 2012 г. N 452
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 апреля 2012 г. N 180
Постановление Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2011 г. N 678
Постановление Правительства Республики Тыва от 24 августа 2011 г. N 512
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 мая 2011 г. N 337
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2011 г. N 133