В целях снижения напряженности эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом и усиления межведомственного взаимодействия по профилактике распространения туберкулеза среди населения республики Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на 2012 - 2013 годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва.
И.о. первого зам. Председателя |
В.Бартына-Сады |
Республиканская целевая программа
"О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 19 августа 2011 г. N 505)
Паспорт
республиканской целевой программы "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы"
I. Содержание
проблемы и обоснование необходимости ее решения
Показатель общей заболеваемости туберкулезом в Республике Тыва за 2010 г. составляет 197,0 на 100 тыс. населения, что по сравнению с показателями Сибирского федерального округа и Российской Федерации больше в 1,8 и 2,8 раза соответственно (СФО - 129,2 на 100 тыс. населения, РФ - 82,6 на 100 тыс. населения).
Показатель заболеваемости туберкулезом среди детей (0-14 лет) за последние три года остается на уровне 30,0-35,6 на 100 тыс. детского населения и превышает среднероссийский показатель в 2,2 раза (РТ за 2010 г. - 35,6, РФ за 2009 г. - 14,7 на 100 тыс. детского населения).
Одним из неблагоприятных факторов распространения туберкулеза является рост множественной лекарственно-устойчивой формы туберкулеза (МЛУ) среди бациллярных больных, в 2008 г. - 23,0% или 67 больных среди впервые выявленных с заразной формой туберкулеза, а в 2010 г. - 32,6% или 99 больных.
В республике сохраняется высокий показатель смертности от туберкулеза, превышающий аналогичный показатель по Российской Федерации в 5 раз (РТ за 2010 г. - 78,8 на 100 тыс. населения, РФ за 2009 г. - 16,5 на 100 тыс. населения). В сравнении с 1991 г. отмечается рост данного показателя в 7,8 раза с 10,3 на 100 тыс. населения в 1991 г. до 78,8 на 100 тыс. населения в 2011 г. Ежегодно от туберкулеза умирает около 250 человек. По возрастному составу наибольший удельный вес приходится на молодой трудоспособный возраст с 25 до 44 лет - 60,5%. От общего числа всех умерших 54,6% составляют мужчины.
Проведение масштабных мероприятий организационного характера и мероприятий по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы республики позволили с 1966 по 1991 годы снизить показатель заболеваемости туберкулезом с 463,0 до 78,3 на 100 тыс. населения (РФ за 1991 г. - 34,0 на 100 тыс. населения).
Социально-экономический кризис в стране в начале 90-х годов привел не только к падению жизненного уровня населения, но и резко ограничил возможности противотуберкулезной службы в проведении всех необходимых организационных и лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом.
По прогнозам Новосибирского научно-исследовательского института туберкулеза, без учета влияющих факторов и при сохранении темпов роста доля пациентов с множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза уже к 2013 г. может достичь 100% от числа всех больных с заразными формами туберкулеза.
При сохранении существующих условий по организации раннего выявления и оснащения противотуберкулезной службы прогнозируется рост показателя общей заболеваемости туберкулезом к 2015 г. до 296,0 на 100 тыс. населения, смертности от туберкулеза от 100,0 до 110,0 на 100 тыс. населения.
Для улучшения эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Республике Тыва необходимо провести ряд мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы, решение кадровых и организационных вопросов.
Данная республиканская целевая программа "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" разработана Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва по поручению Председателя Правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
- Закон Республики Тыва от 31 декабря 1996 г. N 696 "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире";
- постановление Правительства Республики Тыва от 24 марта 2011 г. N 183 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов Республики Тыва";
- Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 1 февраля 1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. N 1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации";
- СанПин N 2.1.3.2630-10, СП 3.1.1295-03.
При снижении показателя заболеваемости туберкулезом и стабилизации показателя на уровне 190,0 на 100 тыс. населения заболеваемость будет предупреждена у 34 больных, что позволит сэкономить 9 186,120 тыс. рублей при учете, что каждый больной заражает 35-40 здоровых людей в год. В целом экономическая выгода на всех предупрежденных больных за три года составит 22 184,5 тыс. рублей.
Кроме того, ожидаемые результаты Программы приведут к повышению уровня излечения больных туберкулезом, сокращению сроков излечения, снижению числа тяжелых форм туберкулеза и уровня нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затраченных на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности, что в конечном итоге приведет к улучшению состояния здоровья населения республики.
II. Основные цели, задачи и этапы
реализации Программы
Основными целями Программы являются стабилизация показателей заболеваемости туберкулезом среди населения республики и улучшение эффективности лечения больных туберкулезом.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы республики;
внедрение современных методов диагностики и лечения туберкулеза;
улучшение профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции и постоянная санитарно-просветительная работа по пропаганде знаний по туберкулезу среди населения;
подготовка и переподготовка, закрепление кадров;
разработка и внедрение в практику прогрессивных методов в решении проблем туберкулеза;
обеспечение полноценного лечения больных туберкулезом путем обеспечения необходимого количества противотуберкулезных препаратов в кожуунах;
проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза;
предоставление социальных гарантий больным туберкулезом;
предоставление социальных гарантий медицинским работникам противотуберкулезной службы.
Сроки реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
III. Система
программных мероприятий
Программа состоит из 4 разделов:
1. Организационно-методические мероприятия
На финансирование данного раздела предусмотрено 7302,4 тыс. рублей. Наиболее затратными мероприятиями данного раздела на 2012 - 2013 годы является открытие дома сестринского ухода или хосписа для больных с хроническими формами туберкулеза на 60 коек на общую сумму 5 411,4 тыс. рублей, позволит качественно улучшить социальную и медицинскую помощь больным с хроническими формами туберкулеза из социально дезадаптированных слоев населения и эффективно использовать дорогостоящие круглосуточные койки, освободив места в противотуберкулезном диспансере для более эффективного лечения впервые выявленных больных и больных с множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза.
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации фтизиатрических кадров
Общая сумма финансовых затрат по данному разделу составляет 3000,0 тыс. рублей, в том числе 1 500,0 тыс. рублей из республиканского бюджета и 1 500,0 тыс. рублей из муниципального бюджета. В целях укомплектования врачей-фтизиатров центральных кожуунных больниц республики планируется приобретение ведомственных квартир в Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском, Тандинском, Эрзинском и Че ди-Хольском кожуунах на условиях софинансирования.
3. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы
Общий объем финансирования - 122 022,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 45 094,0 тыс. рублей, из республиканского - 72 328,0 тыс. рублей и 4 600,0 тыс. рублей из муниципального бюджета. Основные финансовые средства будут направлены на приобретение медицинского оборудования в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным приказом Минздрвсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. N 1224н, а также ремонт противотуберкулезного диспансера.
4. Профилактические мероприятия
Общая сумма финансовых затрат составляет 1 940,0 тыс. рублей из республиканского бюджета.
IV. Обоснование
финансовых, материальных затрат
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов. Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2013 годы - 139 751,6 тыс. рублей, в том числе на 2011 г. - 0 тыс. рублей, 2012 г. - 98 468,9 тыс. рублей, 2013 г. - 41 282,7 тыс. рублей.
Из федерального бюджета запланировано финансирование всего - 45 094,0 тыс. рублей, в том числе на 2012 г. - 37 702,0 тыс. рублей, на 2013 г. - 7 392,0 тыс. рублей.
Из республиканского бюджета запланировано финансирование всего - 88 557,6 тыс. рублей, в том числе на 2011 г. - 0 тыс. рублей, на 2012 г. - 57 716,9 тыс. рублей, на 2013 г. - 30 840,7 тыс. рублей.
Из муниципального бюджета всего - 6 100,0 тыс. рублей, в том числе на 2011 г. - 0 тыс. рублей, на 2012 г. - 3 050,0 тыс. рублей и на 2013 г. - 3 050,0 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы будет уточняться в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей бюджета Республики Тыва.
Наиболее затратными являются мероприятия по укреплению материально-технической базы.
1. Приобретение флюорографических установок на базе шасси КАМАЗ в количестве 1 шт. и ПАЗ-3206 (4x4) с полным приводом в количестве 2 шт. взамен изношенных, находящихся в настоящее время на балансе противотуберкулезного диспансера (из пяти передвижных флюрорографических# установок - одна установка на базе КАМАЗа со 100-процентной изношенностью, два ЗИЛа 131 - 100-процентная изношенность, 2 ЗИЛа - 68-процетная# изношенность). Передвижными флюорографическими установками обследуется население труднодоступных местностей, в которых проживают 77 177 человек или 25% от общего количества населения республики.
Ежегодно передвижными флюорографическими установками противотуберкулезного диспансера обследуется 40,0-43,0% от подлежащего числа населения с 15-летнего возраста (оставшаяся часть населения или 57,0-60,0% обследуется на 17 стационарных флюорографических установках). Выявляемость передвижными флюорографическими установками ежегодно превышает выявляемость стационарными установками. За 2010 г. выявляемость передвижными флюорографическими установками составила 2,1 на 1 тыс. обследованного населения, в то время как стационарными установками обследование составило 1,2 на 1 тыс. обследованного населения.
Стоимость флюорографической установки с генераторной установкой для автономного энергосбережения на базе КАМАЗа составляет 12000,0 тыс. рублей, флюорографической установки на базе ПАЗ-3206 (4x4) - 5150,0 тыс. рублей. Для бесперебойной работы и эффективного использования флюорографических установок на базе ITA3-3206 на случай отсутствия электроэнергии в сумоне необходимо приобретение передвижного электрогенератора (80V) в пределах 2500,0 тыс. рублей. Стоимость 1 КАМАЗа и 2 ПАЗов-3206 (4x4) с передвижным электрогенератором составляет 24800,0 тыс. рублей. Пропускная способность одной флюорографической установки от 60 до 100 человек за смену. Приобретение 3 современных флюорографических установок позволит повысить охват флюорографическим методом с 72,4 до 85%, что даст возможность в более ранние сроки выявлять активный туберкулез легких еще до появления полостей распада и бактериовыделения.
2. Приобретение компьютерного томографа за 35000,0 тыс. рублей на условии софинансирования из федерального бюджета (24500,0 тыс. рублей) позволит на современном, высокотехнологичном уровне диагностировать патологию органов грудной клетки, костно-суставной системы и желудочно-кишечного тракта. Из-за отсутствия компьютерного томографа в противотуберкулезном диспансере в сложных диагностических случаях больные туберкулезом направляются в республиканскую больницу N 1, что является одним из условий для распространения туберкулеза. За 2010 г. направлено и обследовано на компьютерном томографе ГУЗ "Ресбольница N 1" 169 больных.
Пропускная способность компьютерного томографа за 1 смену 6-8 человек, за год - 1500. Наличие высокоинформативного и современного аппарата компьютерного томографа позволило бы своевременно и достоверно диагностировать туберкулезный процесс.
3. Приобретение кашлевых кабин в количестве 20 штук на сумму 1120,0 тыс. рублей позволит соблюдать биологическую безопасность сотрудников и больных. Стоимость одной кашлевой кабины составляет 56,0 тыс. рублей (11 кабин - в отделения противотуберкулезного диспансера, 9 - в районы с наиболее неблагополучной эпидемиологической ситуацией).
Пропускная способность кабины в день - до 12-15 процедур, так как после каждой процедуры сбора мокроты на анализ необходимо 20 мин. на обеззараживание бактерицидной лампой. К тому же каждая кабина имеет свою очистительную вентиляцию, в результате чего во внешнюю среду выходит обеззараженный воздух.
4. Приобретение современного диагностического бактериологического оборудования ВАСТЕС MDIT-960 или оборудования для ПЦР лаборатории на общую сумму 19 300,0 тыс. рублей даст возможность в более ранние сроки начать адекватную терапию противотуберкулезными препаратами.
В настоящее время результаты лекарственной чувствительности выдаются через 3,5-4,0 мес. При внедрении современных методов микробиологической диагностики результаты будут известны лечащим врачам через 3, максимум 7 дней, что сократит пребывание больного на стационарной койке.
Стоимость одного дня стационарного больного в среднем составляет 1 501 руб. в день, и при получении множественной лекарственной устойчивой формы туберкулеза у больного финансовые потери из бюджета составляют в среднем 165 110 руб. на одного больного за 3,5-4,0 мес. За 2010 г. удельный вес больных с множественной лекарственной устойчивостью среди впервые выявленных больных составило 32,6% от числа впервые выявленных больных.
5. Предусмотрена организация изолированного амбулаторного приема детей и подростков в помещении бывшей бухгалтерии ГРУЗ "Противотуберкулезный диспансер" путем текущего ремонта и оснащения на 630 тыс. рублей, что позволит разобщить тесный туберкулезный контакт детей от взрослых туберкулезных больных и предотвратит возможность перекрестного инфицирования множественно-лекарственными устойчивыми формами туберкулеза.
6. Предусмотрено приобретение рентгеновского аппарата на 2 рабочих места с автоматической проявочной машиной в изолированный амбулаторный детский прием на общую сумму 3000,0 тыс. рублей. Наличие автоматической проявочной машины позволит в течение от пяти до десяти минут в экстренных случаях получить проявленный и высушенный рентгеновский снимок ребенка. Такая процедура в настоящее время длится от 45 до 60 минут.
7. Приобретение торакоскопической эндовидеосистемы для противотуберкулезного диспансера на сумму 2000,0 тыс. рублей позволит внедрить менее травматичный метод исследования и лечения туберкулезных больных и при других неспецифических заболеваниях. Торакоскопическая эндовидеосистема является наиболее информативным методом диагностики в сложных случаях. Пропускная способность - 6-8 человек за смену, в год - 1094 человека.
8. Приобретение передвижных дезинфекционных камер для г. Кызыла и Барун- Хемчикского кожууна вместо подлежащих списанию в количестве 2 штук на сумму 4000,0 тыс. рублей позволит своевременно и качественно проводить дезинфекционные мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, в том числе в отдаленных населенных пунктах, что немаловажно и снизит заболеваемость туберкулезом среди контактных лиц, и в первую очередь среди детей и подростков. В настоящее время в республике 5 морально и технически устаревших передвижных дезинфекционных камер, которые большее время простаивают, чем работают (1987, 1989, 1991 годов выпуска). В год в среднем необходимо сделать три камерных обработки в бациллярных очагах для предотвращения заболеваемости среди контактных людей, то есть с учетом количества бациллярных очагов в год необходимо сделать 5 тыс. обработок камерным методом. За 2010 г. в 1668 бациллярных очагах сделано только 64 обработки камерным методом. На одной передвижной дезинфекционной камере можно в течение 30 мин. обработать 108 кг одежды и постельных принадлежностей.
9. Обеспечение транспортом фтизиатрической службы 8 кожуунных больниц (Дзун-Хемчикский, Барун-Хемчикский, Кызылский, Улуг-Хемский, Пий-Хемский, Чеди-Хольский, Тандинский, Каа-Хемский кожууны) (по 400,0 тыс. рублей) на условиях софинансирования (50%) на общую сумму 3200,0 тыс. рублей позволит улучшить противотуберкулезные мероприятия среди больных, проживающих в муниципальных образованиях республики, в том числе по контролю за лечением для профилактической работы в бациллярных очагах, для привлечения к дополнительному обследованию после флюорографии и обследованию лиц, которые не проходили флюорографическое обследование 2 года и более. В настоящее время в кожуунных больницах выезды всей бригады специалистов организовываются на одной санитарной машине.
10. Проведение капитального ремонта легочного отделения N 1, легочно-хирургического отделения, части кровли легочного отделения N 3 и фасада противотуберкулезного диспансера на сумму 14902,0 тыс. рублей в соответствии с санитарными правилами и нормами, что улучшит условия пребывания больных в стационаре и повысит эффективность лечения туберкулезных больных.
11. Открытие хосписа для больных с хроническими формами туберкулеза на общую сумму 5411,4 тыс. рублей с оснащением мягким и твердым инвентарем позволит качественно улучшить социальную и медицинскую помощь больным с хроническими формами туберкулеза из социально-дезадаптированных слоев населения и эффективно использовать дорогостоящие круглосуточные койки, освободив места в противотуберкулезном диспансере для качественного лечения впервые выявленных больных и больных с множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза. В настоящее время ведется работа по поиску здания под хоспис.
12. Обеспечение дополнительным централизованным питанием и противотуберкулезными препаратами основного ряда туберкулезных отделений центральных кожуунных больниц на сумму 6000,0 тыс. рублей и дополнительное централизованное обеспечение противотуберкулезными препаратами для амбулаторных больных кожуунов и городов республики на сумму 7200,0 тыс. рублей позволит повысить эффективность и охват лечением больных туберкулезом.
Необходимость в дополнительном обеспечении питанием и противотуберкулезными препаратами основного ряда центральных кожуунных больниц возникла в связи с недостаточным финансированием на муниципальном уровне. Из-за неполного набора препаратов первого ряда в кожуунах больные не получают лечение по стандартным режимам химиотерапии, в результате чего уже на фоне лечения развивается множественная лекарственно-устойчивая форма туберкулеза.
13. Создание единой базы данных по учету и наблюдению больных туберкулезом на сумму 1300,0 тыс. рублей повысит оперативность в обмене информацией между различными службами, улучшит контроль за проведением лечебных и профилактических мероприятий в Республике Тыва.
V. Трудовые ресурсы
На 1 июля 2011 г. всего в противотуберкулезной службе республики работают 75 врачей разных специальностей, из них 44 врача-фтизиатра.
Противотуберкулезную помощь населению республики оказывают 13 участковых врачей-фтизиатров. Обеспеченность участковыми врачами составляет 0,4 на 10 тыс. населения. Отсутствуют врачи-фтизиатры в Дзун-Хемчикском, Чаа-Хольском, Монгун-Тайгинском, Тандинском, Сут-Хольском, Эрзинском, Тере-Хольском кожуунах. Их недостаточное количество в санатории "Балгазын", Барун-Хемчикской туберкулезной больнице. Не хватает врачей-рентгенологов в кожуунах, что сказывается на своевременной диагностике заболеваемости туберкулезом.
С целью укомплектования врачами-фтизиатрами кожуунных больниц планируется обучение в клинической интернатуре и ординатуре врачей по специальности "Фтизиатрия". За три года предполагается привлечение пяти врачей с заключением трехстороннего соглашения с обязательным предоставлением ведомственного жилья. В ходе реализации Программы обеспеченность участковыми врачами-фтизиатрами к 2013 г. достигнет 0,6 на 10 тыс. населения. Для повышения квалификации на 2011/12 учебный год предусмотрено направление в клиническую ординатуру 5 врачей-фтизиатров.
Выполнение Программы позволит создать дополнительно 51 рабочее место.
VI. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва, которое координирует деятельность основных исполнителей по эффективному использованию ассигнований и выполнению намеченных мероприятий. Совместно с исполнителями формирует бюджетную заявку, которую ежегодно предоставляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва для включения в бюджет на очередной финансовый год.
Основными исполнителями Программы являются Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, главы администраций кожуунов, гг.Кызыла, Ак-Довурака, общественные организации республики.
Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва предусматриваются мероприятия по заключению договоров с международными организациями в целях привлечения финансовых средств для осуществления совместных проектов по внедрению новых технологий профилактики и лечения туберкулеза, обеспечения лекарственными средствами, медицинской техникой и инструментарием противотуберкулезных учреждений республики.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация комплексных мероприятий Программы обеспечит:
- стабилизацию общей заболеваемости туберкулезом среди гражданского населения с 197,0 на 100 тыс. населения до уровня 190,0 на 100 тыс. населения; в абсолютных числах снижение с 618 в 2010 г. до 584 в 2013 г. (на 34 человека меньше);
- снижение показателя смертности от туберкулеза с 78,8 до 73,0 на 100 тыс. населения, в абсолютных числах с 250 в 2010 г. до 226 в 2013 г. или снижение смертности на 24 больных;
- снижение показателя заболеваемости туберкулезом среди детского населения с 35,6 на 100 тыс. детского населения до 30,0 на 100 тыс. детского населения (в абсолютных числах с 31 в 2010 г. до 26 детей к 2013 г., заболеет на 5 детей меньше);
- улучшение показателей эффективности лечения (увеличение показателя абациллирования с 26,1 до 28,5%, в абсолютных числах с 308 больных в 2010 г. до 340 в 2013 г. или увеличение на 32 больных) и показателя клинического излечения с 27,9 до 30,0%, в абсолютных числах с 634 в 2010 г. до 662 к 2013 г. или увеличение на 28 человек;
- улучшит обеспеченность участковыми врачами-фтизиатрами 0,4 на 10 тыс. населения до 0,6 на 10 тыс. населения (в абсолютных числах с 13 участковых фтизиатров в 2010 г. до 18 участковых фтизиатров в 2013 г.).
Стоимость лечения одного стационарного больного в среднем составляет 1501 руб. в день, при среднем курсе лечения (шесть месяцев - 180 дней) стоимость лечения одного больного на полный курс будет составлять 270 180 руб.
При снижении показателя до 190,0 на 100 тыс. населения заболеваемость будет предупреждена у 34 больных (в том числе 17 больных с заразными формами), что составит экономию 9 186,1 тыс. рублей при учете, что каждый больной заражает 35-40 здоровых людей в год, из них 10-15 человек заболевают локальными формами туберкулеза. В целом экономическая выгода на всех предупрежденных больных за три года составит 22 184,5 тыс. рублей.
Кроме того, ожидаемые результаты Программы приведут к повышению уровня излечения больных туберкулезом, сокращению сроков излечения, снижению числа тяжелых форм туберкулеза и уровня нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затраченных на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности, что в конечном итоге приведет к улучшению состояния здоровья населения республики.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"О дополнительных мерах по борьбе с
туберкулезом в Республике Тыва на
2011 - 2013 годы"
Целевые показатели
реализации республиканской целевой программы "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы"
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
2010 г. (факт) |
2011 г. (прогноз) |
2012 г. (прогноз) |
2013 г. (прогноз) |
1. Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
197,0 |
195,5 |
195,0 |
190,0 |
в абс. ч. |
618 |
602 |
600 |
584 |
|
2. Детская заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. детского населения |
35,6 |
33,5 |
31,0 |
30,0 |
в абс. ч. |
31 |
29 |
27 |
26 |
|
3. Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
78,8 |
77,7 |
75,0 |
73,0 |
в абс.ч. |
250 |
240 |
231 |
226 |
|
4. Клиническое излечение |
% |
27,9 |
28,5 |
29,0 |
30,0 |
в абс.ч. |
634 |
642 |
652 |
662 |
|
5. Абациллирование |
% |
26,1 |
27,0 |
27,7 |
28,5 |
в абс.ч. |
308 |
325 |
330 |
340 |
|
6. Обеспеченность участковыми врачами-фтизиатрами |
на 10 тыс. населения |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
в абс.ч. |
13 |
15 |
17 |
18 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"О дополнительных мерах по борьбе с
туберкулезом в Республике Тыва на
2011 - 2013 годы"
Перечень
мероприятий по реализации республиканской целевой программы "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы"
Мероприятия |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
||||||
всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
I. Организационно-методические мероприятия | |||||||||||
1. Проведение заседаний Межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом при Правительстве Республики Тыва |
|
|
|
|
|
ежеквартально, 2011 - 2013 гг. |
Межведомственная комиссия по борьбе с туберкулезом при Правительстве Республики Тыва |
Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики и борьбы с туберкулезом |
|||
2. Разработка муниципальных целевых программ по борьбе с туберкулезом на 2011 - 2013 годы |
|
|
|
|
|
2011 г. |
администрации кожуунов (по согласованию) |
Межведомственный подход к решению задач по борьбе с туберкулезом и повышение ответственности муниципальных и административных органов власти |
|||
3. Создание рабочей группы по внесению изменений в нормативно-право- вые документы, направленные на снижение риска распространения и завоза туберкулезной инфекции |
|
|
|
|
|
IV квартал 2011 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минюст Республики Тыва, Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Тыва (по согласованию), Управление Рос- потребнадзора по Республике Тыва (по согласованию) |
Улучшение эффективности реализации нормативно-правовых документов по борьбе с туберкулезом |
|||
4. Организация и проведение зональной научно- практической конференции с участием ведущих специалистов научно- исследовательского института туберкулеза по актуальным вопросам борьбы с туберкулезом в Республике Тыва |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Обмен опытом и оказание научно-методической помощи противотуберкулезной службе республики |
|||
республиканский бюджет |
200,0 |
|
200,0 |
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
5. Проведение научных исследований, направленных на снижение распространения множественной лекарственно-устойчивой формы туберкулеза с изучением иммуногенетических факторов предрасположенности к туберкулезу среди населения республики |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Внедрение новых передовых технологий по повышению эффективности лечения больных с множественной лекарственно- устойчивой формой туберкулеза |
|||
республиканский бюджет |
600,0 |
|
300,0 |
300,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
6. Организация выездов врачей противотуберкулезной службы республики в регионы Сибирского федерального округа по обмену опытом |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2012 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Обмен опытом с региональными противотуберкулезными службами и внедрение новых передовых технологий по организации противотуберкулезной помощи |
|||
республиканский бюджет |
75,0 |
|
75,0 |
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
7. Выезд кураторов Новосибирского научно-исследовательского института туберкулеза для оказания практической и организационно-методической помощи противотуберкулезной службе республики |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение уровня организации борьбы с туберкулезом, качества оказываемой медицинской помощи больным туберкулезом, практическая помощь при составлении заявки на медицинское оборудование |
|||
республиканский бюджет |
100,0 |
|
50,0 |
50,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
8. Организация деятельности хосписа для больных с хроническими формами туберкулеза на 60 коек |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Качественное улучшение социальной и медицинской помощи больным с хроническими формами туберкулеза среди социально дезадаптированных слоев населения |
|||
республиканский бюджет |
5411,4 |
|
5411,4 |
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
9. Открытие отделения для впервые выявленных и больных с рецидивом туберкулеза, лечения больных с множественной лекарственно-устойчивой формой туберкулеза на базе легочного отделения N 2 ГРУЗ "Противотуберкулезный диспансер" |
|
|
|
|
|
2013 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Изоляция туберкулезных больных с множественной лекарственной устойчивостью, сокращение риска заражения туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью других больных, повышение эффективности лечения |
|||
10. Организация деятельности туберкулезного отделения на 30 коек в МУЗ "Кызылская ЦКБ" |
|
|
|
|
|
2012 г. |
администрация Кызылского кожууна (по согласованию) |
Улучшение эффективности лечения впервые выявленных больных и больных с множественной лекарственной устойчивостью |
|||
11. Открытие санаторной группы в Тандинском кожууне и расширение мест в санаторных группах детских садов в г. Кызыле, Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Кызылском кожуунах |
|
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
администрации Барун- Хемчикского, Дзун- Хемчикского, Кызылского кожуунов (по согласованию), мэрия г. Кызыла (по согласованию), Минобразования Республики Тыва |
Предупреждение инфицирования и распространения заболеваемости туберкулезом среди детей из группы риска |
|||
12. Обеспечение выполнения мероприятий в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Министерства внутренних дел по Республике Тыва, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва от 31 марта 2009 г. N 332/126/159 |
|
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, МВД по Республике Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (по согласованию) |
Улучшить совместную работу по выявлению и изоляции больных туберкулезом, содержащихся в изоляторах временного содержания МВД по Республике Тыва, учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний и освободившихся из перечисленных учреждений |
|||
Итого по разделу |
всего |
6386,4 |
- |
6036,4 |
350,0 |
|
|||||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
республиканский бюджет |
6386,4 |
|
6036,4 |
350,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|
||||||
II. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации фтизиатрических кадров | |||||||||||
13. Проведение профориентационной работы с выпускниками медицинских ВУЗов и направление в Дзун-Хемчикский кожуун 3 врачей, Сут- Хольский - 1 врача, Тандинский - 1 врача, Эрзинский - 1 врача, Чеди- Хольский - 1 врача |
|
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, администрации Дзун- Хемчикского, Сут- Хольского, Тандинского, Эрзинского, Чеди- Хольского кожуунов (по согласованию) |
Закрепление врачебных кадров и улучшение противотуберкулезной работы в кожуунах |
|||
14. Внесение в программы курсов повышения квалификации учителей- предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе, социальных педагогов вопросов по профилактике туберкулеза |
|
|
|
|
|
2011 г. |
Минобразования Республики Тыва, Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение грамотности участников профилактических мероприятий по вопросам профилактики туберкулеза |
|||
15. Проработка вопроса по приобретению ведомственных квартир на условиях софинансирования с целью привлечения врачебных кадров в Дзун- Хемчикском, Сут-Холь- ском, Тандинском, Эрзинском и Чеди-Хольском кожуунах |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
администрации Дзун- Хемчикского, Сут- Хольского, Тандинского, Эрзинского, Чеди- Хольского кожуунов (по согласованию), Минэкономики Республики Тыва |
Закрепление врачебных кадров и улучшение противотуберкулезной работы в кожуунах |
|||
республиканский бюджет |
1500,0 |
|
750,0 |
750,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
1500,0 |
|
750,0 |
750,0 |
|
|
|
||||
16. Укомплектование врачами-фтизиатрами больниц Дзун-Хемчикского (3), Сут-Хольского (1), Тандинский (1), Эрзинского (1), Чеди-Хольского (1) кожуунов |
|
|
|
|
|
|
Минздравсоцразвития Республики Тыва, администрации Дзун- Хемчикского, Сут- Хольского, Тандинского, Эрзинского, Чеди- Хольского кожуунов (по согласованию) |
Закрепление врачебных кадров и улучшение организации противотуберкулезной работы в кожуунах |
|||
Итого по разделу |
всего |
3000,0 |
- |
1500,0 |
1500,0 |
|
|||||
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||||||
республиканский бюджет |
1500,0 |
|
750,0 |
750,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
1500,0 |
|
750,0 |
750,0 |
|||||||
III. Меры по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы | |||||||||||
17. Приобретение флюорографических установок на базе КАМАЗа в количестве 1 шт. и ПАЗ-З206 (4x4) в количестве 2 шт. с автономным электрогенератором |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Раннее выявление туберкулеза и повышение эффективности лечения |
|||
республиканский бюджет |
24800,0 |
|
12000,0 |
12800,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
18. Приобретение компьютерного томографа на условиях софинансирования по приоритетному национальному проекту "Здоровье" подпрограмма "Туберкулез" |
федеральный бюджет |
24500,0 |
- |
24500,0 |
- |
2012 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минфин Республики Тыва |
Высокоинформативный метод, позволяющий на современном уровне диагностировать патологию органов грудной клетки, костно-суставной системы и желудочно-кишечного тракта |
|||
республиканский бюджет |
10500,0 |
|
10500,0 |
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
19. Принятие меры по оснащению медицинским оборудованием в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" |
федеральный бюджет |
20594,0 |
|
13202,0 |
7392,0 |
2012- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Внедрение современных методов бактериологической диагностики туберкулеза, внедрение новых технологий в развитие торакальной хирургии республики, улучшение работы в бациллярных очагах по оздоровлению и предупреждению туберкулеза среди контактных, разобщение тесного контакта детей из группы риска со взрослыми больными с активным туберкулезом |
|||
республиканский бюджет |
8826,0 |
|
5658,0 |
3168,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
20. Приобретение транспорта для фтизиатрической службы 8 кожуунных больниц (Дзун-Хемчикский, Барун-Хемчик- ский, Кызылский, Улуг- Хемский, Пий-Хемский, Чеди-Хольский, Тандинский, Каа-Хемский кожууны) на условиях со- финансирования с целью улучшения противотуберкулезных мероприятий в сумонах и привлечения населения отдаленных сумонов к обследованию на туберкулез |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
администрации Дзун- Хемчикского, Барун- Хемчикского, Кызыл- ского, Улуг-Хемского, Пий-Хемского, Чеди- Хольского, Таллинского, Каа-Хемского кожуунов (по согласованию), Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Проведение в полном объеме работ среди больных туберкулезом и в бациллярных очагах |
|||
республиканский бюджет |
1600,0 |
|
800,0 |
800,0 |
|
||||||
муниципальный бюджет |
1600,0 |
|
800,0 |
800,0 |
|||||||
21. Централизованное дополнительное обеспечение питанием и медикаментами больных туберкулезом на стационарном этапе дополнительно к предусмотренным финансовым средствам кожуунов |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, администрации кожуунов (по согласованию) |
Соблюдение режимов лечения больных туберкулезом |
|||
республиканский бюджет |
3000,0 |
|
1500,0 |
1500,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
3000,0 |
|
1500,0 |
1500,0 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
22. Централизованное дополнительное обеспечение препаратами основного ряда центральных кожуунных больниц для эффективного лечения больных туберкулезом на амбулаторном этапе |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Улучшение эффективности лечения больных туберкулезом, а также соблюдение режимов химиотерапии |
|||
республиканский бюджет |
7200,0 |
|
3600,0 |
3600,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
23. Проведение капитального ремонта отделений и фасада противотуберкулезного диспансера |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2012 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минстрой Республики Тыва |
Улучшение условий пребывания больных в стационаре и приведение их в соответствие с санитарными правилами и нормами |
|||
республиканский бюджет |
14902,0 |
|
8902,0 |
6000,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
24. Проведение капитального ремонта сооружений и корпусов противотуберкулезного санатория "Балгазын" |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минстрой Республики Тыва |
Улучшение условий пребывания больных в санатории и приведение их в соответствие с санитарными правилами и нормами |
|||
республиканский бюджет |
6403,2 |
|
5500,5 |
902,7 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
25. Разработка проектно- сметной документации на строительство нового здания пищеблока на территории противотуберкулезного диспансера с целью выведения пищеблока из основного здания в отдельное помещение согласно СанПиН 3.1.1295-03 |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2012 г. |
Минстрой Республики Тыва, Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм при обслуживании больных туберкулезом. Эффективное использование дополнительного помещения при открытии отделения для больных с множественной лекарственной устойчивостью |
|||
республиканский бюджет |
1500,0 |
|
1500,0 |
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
Итого по разделу |
всего |
128425,2 |
- |
89962,5 |
38462,7 |
|
|||||
федеральный бюджет |
45094,0 |
|
37702,0 |
7392,0 |
|||||||
республиканский бюджет |
78731,2 |
|
49960,5 |
28770,7 |
|||||||
муниципальный бюджет |
4600,0 |
|
2300,0 |
2300,0 |
|||||||
IV. Профилактические мероприятия | |||||||||||
26. Организация совместной деятельности с общественными организациями по вопросам профилактики туберкулеза (по отдельному плану) |
|
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, общественные организации (по согласованию) |
Организация санитарно-просветительной работы и привлечение общественности к проблемам противотуберкулезной службы |
|||
27. Разработка методических рекомендаций для педагогов учебных заведений республики по вопросам профилактики распространения туберкулеза среди населения республики |
|
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение грамотности учащихся и педагогов по вопросам профилактики туберкулеза |
|||
28. Создание единой базы данных по учету и наблюдению больных туберкулезом |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение оперативности в обмене информацией между различными службами, улучшение контроля за проведением лечебных и профилактических мероприятий больным туберкулезом в Республике Тыва |
|||
республиканский бюджет |
1300,0 |
|
650,0 |
650,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
29. Опубликование статей по вопросам профилактики туберкулеза в республиканских и муниципальных средствах массовой информации |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011 - 2013 ГГ. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение уровня информированности населения республики по вопросам профилактики туберкулеза |
|||
республиканский бюджет |
120,0 |
|
60,0 |
60,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
30. Выступление врачей- фтизиатров в средствах массовой информации |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 ГГ. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Улучшение информированности населения по вопросам профилактики и раннего выявления туберкулеза |
|||
республиканский бюджет |
200,0 |
|
100,0 |
100,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
31. Изготовление и показ видеоролика по вопросам раннего выявления и профилактики туберкулеза в кинотеатрах гг. Кызыла, Шагонара, Чадана, Ак-Довурака, информационных центрах центральной библиотечной системы муниципальных образований Республики Тыва |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011 - 2013 ГГ. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минкультуры Республики Тыва |
Повышение уровня информированности населения по проблемам туберкулеза |
|||
республиканский бюджет |
120,0 |
|
60,0 |
60,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
32. Подготовка и изготовление цветных информационных листовок по профилактике туберкулеза для населения (50 тыс. штук), буклетов по профилактике туберкулеза для школ, ВУЗов, СУЗов (10 тыс. штук), установка баннеров по профилактике туберкулеза на улицах и в общественных местах (3 шт. - г. Кызыл, 17 шт. - в райцентрах) |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва |
Повышение информированности и внимания населения республики к своему здоровью |
|||
республиканский бюджет |
200,0 |
|
100,0 |
100,0 |
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
33. Разработка и организация уголков профилактической направленности при домах культуры, библиотеках муниципальных образований Республики Тыва |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
2011- 2013 гг. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, Минкультуры Республики Тыва, администрации кожуунов (по согласованию) |
Повышение информированности и внимания населения республики к своему здоровью |
|||
республиканский бюджет |
|
|
|
|
|||||||
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|||||||
Итого по разделу |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|||||
|
республиканский бюджет |
1940,0 |
|
970,0 |
970,0 |
|
|||||
|
муниципальный бюджет |
|
|
|
|
|
|||||
Итого по Программе |
всего |
139751,6 |
- |
98468,9 |
41282,7 |
|
|||||
|
федеральный бюджет |
45094,0 |
|
37702,0 |
7392,0 |
|
|||||
|
республиканский бюджет |
88557,6 |
|
57716,9 |
30840,70 |
|
|||||
|
муниципальный бюджет |
6100,0 |
|
3050,0 |
3050,0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях снижения напряженности эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом и усиления межведомственного взаимодействия по профилактике распространения туберкулеза среди населения республики Тыва разработана республиканская целевая программа "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы".
Государственный заказчик программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва.
В рамках данной программы ставятся задачи по улучшению материально-технической базы противотуберкулезной службы республики Тыва; внедрению современных методов диагностики и лечения туберкулеза; улучшению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции и постоянной санитарно-просветительская работе по пропаганде знаний по туберкулезу среди населения; по подготовке, переподготовке и закреплению врачебных кадров; по разработке и внедрению в практику прогрессивных методов в решении проблем туберкулеза; по обеспечению необходимого количества противотуберкулезных препаратов в кожуунах; по предоставлению социальных гарантий медицинским работникам противотуберкулезной службы.
Закреплен перечень мероприятий, проводимых в рамках данной программы. Так планируется разработать муниципальные целевые программы по борьбе с туберкулезом на 2011 - 2013 годы; организовать выезды врачей противотуберкулезной службы республики в регионы Сибирского федерального округа по обмену опытом; организовать деятельность хосписа для больных с хроническими формами туберкулеза на 60 коек; обеспечить оснащение медицинским оборудованием в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
Общий объем финансирования программы составляет 139751,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 45094,0 тыс. рублей; республиканского бюджета - 88557,6 тыс. рублей; муниципального бюджета - 6100,0 тыс. рублей. Реализация программы рассчитана на 2011 - 2013 годы.
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 августа 2011 г. N 505 "Об утверждении республиканской целевой программы "О дополнительных мерах по борьбе с туберкулезом в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы""
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 марта 2014 г. N 95 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 декабря 2013 г. N 696
Постановление Правительства Республики Тыва от 4 июля 2012 г. N 372