Постановление Правительства Республики Тыва
от 19 ноября 2010 г. N 508
"Об утверждении республиканской целевой программы
"Комплексные меры по профилактике злоупотребления
наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы"
26 мая, 26 октября 2011 г.
В целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на 2011-2012 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление комплексного социально-экономического развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства |
Ш. Кара-оол |
Республиканская целевая программа
"Комплексные меры по профилактике злоупотребления
наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 19 ноября 2010 г. N 508)
26 мая, 26 октября 2011 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Комплексные меры
по профилактике злоупотребления наркотиками и их
незаконному обороту на 2011-2012 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незакон- ному обороту на 2011-2012 годы" |
|
|
|
Дата принятия решения о раз- работке Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодейст- вию незаконному обороту наркотических средств, психо- тропных веществ и их прекурсоров"; распоряжение Правительства Республики Тыва от 25 июня 2010 г. N 151-р "О создании Межведомственной рабочей группы по разработке мер по уничтожению дикорастущей конопли на территории Республики Тыва и проекта респуб- ликанской целевой программы "Комплексные меры по про- филактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы"; распоряжение Правительства Республики Тыва от 7 июля 2010 г. N 164-р "О разработке проектов республиканских целевых программ на 2011 год" |
|
|
|
Государственный заказчик- координатор Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республи- ки Тыва |
|
|
|
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республи- ки Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Ми- нистерство образования, науки и молодежной политики Респуб- лики Тыва, Управление Федеральной службы Российской Феде- рации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва |
|
|
|
Цель и задачи Программы |
- |
цель Программы снижение темпов роста наркомании и унич- тожение естественно засоренных дикорастущей коноплей терри- торий. |
|
|
приятий Программы, ежегодно уточняют затраты по про- граммным мероприятиям, состав исполнителей и эффектив- ность их исполнения |
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотиками) в Республике Тыва характеризуется сохраняющейся масштабностью и остротой распространения наркомании.
На фоне высокой засоренности республиканских земель дикорастущей коноплей, высокого уровня безработицы и среднедушевых доходов населения, которые более чем в 2 раза ниже среднероссийских, наркоситуация в республике остается сложной. По показателю наркопреступлений на 100 тыс. населения в 2009 году республика занимает 2 место в России (при среднем показателе по России - 168 на 100 тыс. человек населения и Сибирскому федеральному округу - 215 наркопреступлений в Туве отмечается 325 наркопреступлений). При этом анализ выявленных наркопреступлений показывает, что 74 % из них совершается лицами в возрасте от 20 до 49 лет, не имеющими постоянного источника дохода.
Правоохранительными органами республики в 2009 году изъято из незаконного оборота более 1228 кг наркотиков, в том числе марихуана, гашиш, гашишное масло, маковая солома, героин, а также впервые изъятые в Туве - дезоморфин и галлюциногенные грибы.
Из 274 выявленных наркопреступлений 211 относятся к категории тяжких и особо тяжких. В течение 2009 года пресечена деятельность 12 наркопритонов. Раскрыто 41 преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
По окончанию предварительного следствия по уголовным делам прокурорами республики в 2009 году направлено в суд 123 уголовных дела. Количество обвиняемых на одно уголовное дело в 2009 году превысило среднероссийский показатель на 25 %. По состоянию на 1 апреля 2010 г. в структуре зарегистрированных преступлений в республике количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, составляет 14,6 %.
В этой связи незаконный оборот наркотических веществ в республике выступает не последним фактором общей преступности и теневой экономики. Республика стала нелегальным поставщиком канабиоидов в соседние регионы Сибири. Уводя трудовые и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе. За 2009 год смертельных случаев от отравления наркотиками в Туве не зарегистрировано.
Показатель первичной заболеваемости наркотической зависимостью в республике увеличился в 2,5 раза, с 7,7 на 100 тыс. населения в 2008 году до 19,1 в 2009 году. Удельный вес городского населения составляет 85 %, сельского - 15 %.
В 2009 году высокие показатели заболеваемости наркоманией отмечены в Кызылском (20,5 на 100 тыс. населения), Каа-Хемском (15,7), Улуг-Хемском (15,4) кожуунах и г. Кызыле (39,7).
Из общего числа выявленных с наркотической зависимостью на долю женщин приходится 10 %. В сравнении с 2008 годом показатель первичной заболеваемости наркотической зависимостью среди женского населения республики увеличился в 3 раза, с 1,2 на 100 тыс. женского населения в 2008 году до 3,6 в 2009 году.
На 1 января 2010 г. с наркотической зависимостью на учете состоят 735 больных, из них 5,2 % - женщины, 0,5 % - несовершеннолетние. Показатель болезненности наркотической зависимости по республике остается на уровне 2008 года. Отмечается увеличение показателя болезненности опийной зависимости на 17,6 %, зависимость от каннабиноидов снизилась на 4,3 %.
В 2009 году лидером по болезненности наркотической зависимости в разрезе кожуунов является Улуг-Хемский кожуун (391,7), так как на территории кожууна произрастает дикорастущая конопля, и г. Кызыл (321,3), превышая среднереспубликанский уровень в 1,7 и 1,4 раза соответственно. Низкая болезненность отмечается в Овюрском (37,5) и Эрзинском (46,5) кожуунах.
Среди страдающих наркотической зависимостью наблюдаются ВИЧ-инфицированные больные. Всего в 2009 году на антитела к ВИЧ-инфекции обследовано 1087 больных наркоманией. В последние 2 года у 90 % больных с наркотической зависимостью выявлены положительные маркеры вирусного гепатита С, который повышает риск по развитию ВИЧ-инфекции. Эти данные свидетельствуют об утяжелении наркологической ситуации в республике, требующей хорошо оснащенной современным лечебно-диагностическим оборудованием наркологической службы республики.
В настоящее время низкое материально-техническое оснащение специализированных учреждений здравоохранения не позволяет в полной мере оказывать эффективную медицинскую помощь. В реснаркодиспансере отсутствует какое-либо диагностическое оборудование. Большинство наркологических больных поступают на стационарное лечение в тяжелом состоянии с множественной органной недостаточностью. В токсикологическом отделении за первые двое суток умирают 80 % больных, что говорит о тяжести больных с развитием шокового состояния, требующего интенсивной реанимационной терапии.
Отсутствие реабилитационного центра для наркологических больных не позволяет проводить в полном объеме лечение и медико-социальную реабилитацию. Только у 24 % пролеченных больных отмечается длительная ремиссия. Лечение без высокоструктурированной, активной реабилитационной помощи в итоге ведет к неудовлетворительным результатам и способствует накоплению в обществе недолеченных больных. Поэтому требованиями сегодняшнего дня является оснащение реснаркодиспансера лечебно-диагностическим оборудованием, необходимыми лечебными и реабилитационными технологиями в целях достижения длительной ремиссии у больных с наркотической зависимостью.
Современная наркологическая ситуация в республике характеризуется нарастанием тяжести заболевания наркоманией, неуклонным ростом незаконного распространения наркотических веществ и их употребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью и жизни населения. Однако, эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке экспертов, выявляется не более 10-15 % таких преступлений. Особенную обеспокоенность вызывает распространение употребления наркотических веществ среди молодежи. Почти две третьи потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется и подростковая наркомания. Отмечается тенденция структурной перестройки нелегального рынка наркотических веществ в сторону увеличения удельного веса высококонцентрированных и дорогостоящих видов, которые постепенно будут вытеснять характерное для нашей республики употребление гашиша и марихуаны.
На наркотическую ситуацию оказывает существенное влияние также наличие собственной наркотической сырьевой базы. Например, из общей площади, засоренной дикорастущей коноплей на территории республики, которая в 2010 году составляет не менее 11462 гектаров на территории 11 кожуунов, наибольшие объемы зарослей конопли находятся в Дзун-Хемчикском - 3800 га, Барун-Хемчикском - 1700 га, Улуг-Хемском - 1450 га и Тандинском - 1430 га кожуунах (приложение N 2 к настоящей Программе).
В последние годы по республике наблюдается сильное распространение сорных растений на неиспользуемых пашнях. Засоренность земель дикорастущей коноплей в сильной степени преобладает в тех кожуунах, где имеются наибольшие объемы площадей неиспользуемой пашни с плодородными землями. Самым эффективным способом ликвидации очагов произрастания конопли является вовлечение в оборот неиспользуемой пашни (365,6 тыс. га), из которой объем пашни, пригодной для введения в оборот, составляет 182,4 тыс. га.
Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекает внимание как производителей, так и потребителей, а также являются существенным фактором вовлечения в употребление наркотиков несовершеннолетних. 73 % от всех лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, составляют потребители каннабиноидов.
В связи с реализацией республиканской целевой программы "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2010 годы" только в 2009 году на территории республики уничтожены заросли дикорастущей конопли на площади 10325,3 га на сумму 9515,5 тыс. рублей, приобретена сельскохозяйственная техника - 4 трактора, 10 сеялок и 4 косилки, а Программа за этот период профинансирована на 19143,7 тыс. рублей (99,4 %). По состоянию на 1 ноября 2010 г. в республике уничтожено 10353 га зарослей дикорастущей конопли, осталось 3950 га.
Республиканская целевая программа "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы" разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер с созданием единой системы по профилактике наркомании, снижения наркотизации и связанных с ней социально-негативных явлений.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная медико-демографическая ситуация в Республике Тыва характеризуется высокой смертностью населения в трудоспособном возрасте от внешних причин и сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения и обеспечению общественной безопасности.
Во избежание ухудшения наркотической ситуации в республике необходимо постоянное и планомерное проведение всего комплекса антинаркотической работы с участием органов и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений и организаций, что предполагает необходимость принятия дополнительных мер и использование программно-целевого метода планирования.
Заросли дикорастущей конопли не поддаются уничтожению за один раз, поэтому необходимо провести мероприятия как минимум в два этапа, то есть в 2011 году - основные действия по уничтожению конопли, в 2012 году - дополнительные и контрольные мероприятия (приложение N 3 к настоящей Программе).
Основным фактором для качественной реализации мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли является их соответствующее финансирование. Согласно расчету потребности материальных и финансовых средств на проведение мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли на площади 14,3 тыс. гектаров необходимо 8069 тыс. рублей.
Эффективным механизмом дальнейшего решения проблемы по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотических веществ, является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, набором перечня скоординированных мероприятий по следующим приоритетным направлениям: создание единой системы по профилактике распространения наркомании, снижение уровня доступности наркотиков для незаконного потребления, внедрение методов медицинской и социально-психологической реабилитации больных с наркологической зависимостью, формирование здорового образа жизни.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями снижения масштаба незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ являются:
- увеличение на 10 % количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков;
- уменьшение на 25 % количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований.
II. Основные цель, задачи и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является снижение темпов роста наркомании и уничтожение естественно засоренных дикорастущей коноплей территорий.
Для достижения поставленной цели мероприятия Программы будут направлены на решение следующих задач:
- создание системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;
- проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;
- повышение уровня осведомленности населения республики о неблагоприятных последствиях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и о системе оказания помощи наркозависимым больным;
- укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий; выполнение мероприятий по уничтожению площади дикорастущей конопли в республике.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2011-2012 годов, в два этапа. Первый этап - 2011 г., второй этап - 2012 г.
III. Система (перечень) программных мероприятий
Настоящая Программа включает в себя ряд мероприятий по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков:
- профилактика злоупотребления наркотическими средствами;
- лечение и реабилитация лиц, злоупотребляющих наркотиками.
3.1. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами
Цель данного мероприятия - осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и сокращение незаконного спроса на наркотические средства, пропаганда здорового образа жизни:
- внедрение в практику современной методики проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и школьников;
- уничтожение площади дикорастущей конопли в республике;
- повышение квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании;
- проведение антинаркотических культурно-массовых мероприятий.
3.2. Лечение и реабилитация лиц, злоупотребляющих наркотиками
Цель данного мероприятия - совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией:
- реабилитация детей и взрослых, склонных к употреблению наркотических веществ;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения республики.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства республиканского бюджета Республики Тыва.
Общий объем финансирования Программы составит 16379 тыс. рублей, в том числе:
2011 г. - 4 500 тыс. рублей;
2012 г. - 11879 тыс. рублей.
Выделение средств из республиканского бюджета Республики Тыва будет ежегодно уточняться в пределах финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Тыва и финансироваться в пределах сумм, заложенных в законе Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определен в программных мероприятиях, предлагаемых к реализации и направленных на решение задач Программы, с указанием источников финансирования и сроков, необходимых для их реализации (приложение N 1 к настоящей Программе).
Реализация Программы обеспечивается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Министерством здравоохранения Республики Тыва, которые:
осуществляют текущее управление реализацией Программы, ее информационно-аналитическое обеспечение;
производят оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации отдельных мероприятий;
в соответствии с объемами выделенных бюджетных средств распределяют их по исполнителям проектов.
Контроль за выполнением мероприятий Программы, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, осуществляется Правительством Республики Тыва.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Исполнителями Программы являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию).
Обеспечение целевого расходования бюджетных средств осуществляется главными распорядителями бюджетных средств.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва осуществляет:
- организацию выполнения мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и управление исполнителями мероприятий Программы;
- подготовку и представление в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва сведений и отчетов о выполнении программных мероприятий ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года - до 20 января очередного финансового года;
- подготовку предложений по корректировке Программы;
- подготовку ежегодного доклада об исполнении Программы с оценкой достижения плановых показателей, динамики финансирования и выполнения мероприятий Программы за весь период реализации Программы и по планируемым мероприятиям на очередной финансовый год, который направляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Выполнение мероприятий Программы ежегодно заслушивается на заседаниях Антинаркотической комиссии Республики Тыва.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
и экономических последствий от реализации программных заданий
В результате реализации Программы предполагается:
- уничтожение очагов дикорастущей конопли общей площадью 14336,4 га (2011 г. - 3764,4 га, 2012 г. - 10572 га);
- увеличение на 5 % доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
- увеличение на 10 % количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков;
- уменьшение на 25 % количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований.
Реализация Программы позволит не допустить ухудшения ситуации с распространением наркомании в республике, обеспечить формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 г. N 508 "Об утверждении республиканской целевой программы "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2012 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 сентября 2013 г. N 550 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 г. N 665
Постановление Правительства Республики Тыва от 26 октября 2011 г. N 632
Постановление Правительства Республики Тыва от 26 мая 2011 г. N 330