Постановление Правительства Республики Тыва
17 июня 2010 г. N 268
"Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни
в Республике Тыва на период до 2020 года"
В целях реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год от 12 ноября 2009 г., Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения республики Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования здорового образа жизни в Республике Тыва на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Республики Тыва, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству культуры и туризма Республики Тыва, Агентству по физической культуре и спорту Республики Тыва до 25 июня 2010 г. разработать комплексные планы мероприятий по реализации первого этапа Концепции на период до 2020 года (2010-2015 годы).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции при разработке муниципальных программ по формированию здорового образа жизни.
4. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
Председатель Правительства |
Ш.Кара-оол |
Концепция
формирования здорового образа жизни
в Республике Тыва на период до 2020 года
(одобрена постановлением Правительства Республики Тыва
от 17 июня 2010 г. N 268)
Общие положения
Концепция формирования здорового образа жизни у населения Республики Тыва на период до 2020 года предусматривает создание единой системы формирования здорового образа жизни, координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию, обучению населения профилактике здоровья, построению индивидуальной модели поведения, определяет формы и механизмы государственной поддержки формирования здорового образа жизни в Республике Тыва на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Тыва, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.
Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области формирования здорового образа жизни населения республики на период до 2020 года.
Основные понятия, используемые в Концепции
Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности населения по вопросам здоровья и его охраны, на формирование культуры здоровья, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддержать оптимальное качество жизни.
Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.
Качество жизни - категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образом жизни населения, позволяющий обеспечить уровень качества и безопасности жизни людей.
Общественное здравоохранение - система мер по мобилизации и привлечению местных, региональных, национальных и международных ресурсов для обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья.
Популяционная стратегия - воздействие на те факторы образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев среди всего населения, благодаря чему создается благоприятная среда для формирования здорового образа жизни.
Профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение их прогрессирования и уменьшение их неблагоприятных последствий.
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.
Стратегия высокого риска - выявление и снижение уровней факторов риска людей с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев.
Стратегия профилактики заболеваний - общая, генеральная линия или основные установки, важные для подготовки и осуществления профилактики заболеваний.
Укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, сохранить и улучшить его.
Актуальность Концепции
Необходимость разработки данной Концепции продиктована следующими обстоятельствами: ожидаемой низкой продолжительностью жизни; высокой преждевременной смертностью трудоспособного населения от предотвратимых причин; недостаточной ответственностью граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи; недостатком финансирования профилактического направления медицинских учреждений и ориентацией здравоохранения только на лечебный процесс; недостаточностью здоровьесберегающего направления в образовательном процессе; отсутствием единых учебных программ по здоровому образу жизни для практического использования в учебном процессе, недостатком информационных и методических материалов профилактической направленности.
Ожидаемая продолжительность жизни - одна из важнейших характеристик уровня и качества жизни. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни (вредные привычки, гиподинамия, неправильное питание, нерациональный режим труда и отдыха и психоэмоциональное напряжение), от наследственности - 20 процентов, от окружающей среды - 20 и от системы здравоохранения - только на 10 процентов.
Несмотря на то, что за последние годы показатель средней продолжительности предстоящей жизни населения республики имеет тенденцию к росту, в 2009 г. он составил 60,5 лет, он по-прежнему остается ниже показателей Сибирского федерального округа и Российской Федерации на 5-7 лет.
К основным причинам смертности населения относится смертность от болезней системы кровообращения, новообразований, а также травм и несчастных случаев. Суммарный вклад этих причин в общую смертность в 2009 году составляет 74 процента. В группе внешних причин смерти наблюдался рост умерших от случайных отравлений алкоголем, убийств.
По данным Всемирной организации здравоохранения, к факторам риска смертности населения относятся: повышенное артериальное давление; табак; алкоголь; увеличенное содержание холестерина в крови; избыточная масса тела; недостаточное потребление фруктов и овощей, малоподвижный образ жизни.
Особую тревогу вызывает раннее приобщение к алкоголю молодежи, рост пивного алкоголизма среди подростков, злоупотребление алкоголем женщин.
В Республике Тыва, как и в Российской Федерации, наблюдается ежегодное увеличение продажи алкогольных напитков, в том числе слабоалкогольных, включая пиво. В 2009 году реализовано алкогольной продукции на 14,2 процента больше, чем в предыдущем. Слабоалкогольные напитки производятся с тонизирующими и вкусовыми добавками, сочетание которых с этиловым спиртом способствует развитию пристрастия молодежи к алкогольной продукции. Это приводит к физиологической потребности ее ежедневного употребления.
По данным социологических опросов среди студентов ВУ8ов и СУЗов республики, проводимых ГУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики", не считают пиво и коктейли алкогольными напитками 15 процентов опрошенных, без видимых причин выпивают 25 процентов, по праздникам - 60 процентов, нечасто - 10 процентов и не пьют - 5 процентов. Откровенно признаются, что начали пробовать алкогольные напитки и сигареты в 14-15 лет около 60 процентов.
Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем. Исследования показывают, что употребление алкогольной продукции детьми и подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди наносят вред не только своему здоровью, но и карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с употреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Стабильно растет заболеваемость населения, связанная с нарушением питания. Большая часть наших граждан приобретает продукты питания в консервированном и замороженном виде, с продленными сроками хранения, в результате чего снижается пищевая ценность продуктов. Свой вклад в проблему вносит и низкая физическая активность: только 25 процентов населения систематически занимаются спортом, распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов.
Международный опыт подсказывает, что службы здравоохранения должны быть ориентированы на профилактику, комплексный подход и межведомственное взаимодействие. Необходимо усиление профилактического направления не только за счет здравоохранения, но и за счет других субъектов профилактики. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва должно занимать ведущее место в профилактике вредных привычек у детей и подростков-школьников через организацию уроков здоровья, тематической внеклассной работы и реализации планов совместной работы с медицинскими учреждениями по формированию здорового образа жизни.
Особая функция в формировании здорового образа жизни возложена на Агентство по физкультуре и спорту Республики Тыва и муниципальные образования через вовлечение населения в массовые физкультурные мероприятия и обустройство жилых кварталов, парков и стадионов, спортивных площадок для доступности занятием физкультурой и спортом. Министерству культуры и туризма Республики Тыва необходимо предусмотреть в театральных репертуарах спектакли для детей и взрослых, пропагандирующие здоровый образ жизни, и пополнить библиотечный фонд и видеотеку просветительскими материалами на тему формирования здорового образа жизни.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва важно направить усилия на разработку, применительно к условиям республики, состава потребляемых продуктов для рационального и сбалансированного питания населения, в том числе детей.
Службе по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республике Тыва необходимо усилить контроль за деятельностью лицензиатов, осуществляющих реализацию алкогольной продукции населению, в части соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Тыва. .
Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Тыва, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, организовать разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения об опасности для жизни и здоровья злоупотребления алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.
Таким образом, очевидна необходимость разработки и принятия программного документа, определяющего стратегию решения перечисленных проблем, - Концепции формирования здорового образа жизни в Республике Тыва на период до 2020 года.
Цель, принципы, основные задачи и направления Концепции
Целью Концепции является сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня культуры и потенциала здоровья, предупреждение преждевременной смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Тыва.
Достижение указанной цели базируется на следующих принципах:
- консолидация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на республиканском и муниципальном уровнях, организаций (работодателей), религиозных объединений и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
- многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения республики в целом, так и специфических потребностей отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- комплексность решения - мероприятия по формированию здорового образа жизни должны охватывать все направления, обеспечивая их взаимосвязь;
- учет национальных особенностей при формировании здорового образа жизни и дифференцированный подход к разработке и реализации оздоровительных программ;
- высокая доступность для населения оздоровительных мероприятий вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека.
Основными задачами Концепции являются:
- реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
- расширение межведомственного сотрудничества, вовлечение социальных структур в работу по формированию здорового образа жизни населения и пропаганде здорового питания;
- усиление профилактической направленности деятельности служб здравоохранения, повышение уровня знаний медицинских работников по вопросам организации и проведения гигиенического образования и воспитания населения;
- создание у населения мотивации участия в программах по укреплению здоровья, развитие индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни.
Политика в области формирования здорового образа жизни должна предусматривать, прежде всего, воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по следующим направлениям:
1. В сфере здравоохранения
1.1. Обеспечение приоритета системы охраны здоровья граждан, направленной на профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни.
1.2. Разработка ведомственных профилактических программ на основе мониторинга здоровья населения республики, направленных на обучение основам здорового образа жизни и профилактику заболеваний, формирование ответственности граждан за свое здоровье и здоровье своей семьи.
1.3. Реализация координирующей роли службы медицинской профилактики в обеспечении профилактической деятельности практического здравоохранения. Открытие и функционирование отделений, кабинетов медицинской профилактики и здорового ребенка в центральных кожуунных больницах. Обеспечение населения доступной и качественной медико-психологической и наркологической помощью.
1.4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях снижения этого влияния.
1.5. Повышение медицинской активности семьи, управление собственным здоровьем.
1.6. Обучение населения методам самоконтроля за состоянием здоровья и самооздоровления (самолечения). Организация работы "школ здоровья" по основным факторам риска (артериальная гипертония, сахарный диабет, заболевания суставов и позвоночника, бронхиальная астма).
1.7. Формирование системы непрерывного образования медицинских и немедицинских специалистов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни населения.
1.8. Расширение межведомственного сотрудничества и вовлечение общественных организаций в решение проблем, связанных со здоровьем.
II. В сфере образования
2.1. Оптимизация деятельности системы образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов.
2.2. Принятие мер по созданию безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Организация горячего питания школьников с использованием пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
2.3. Формирование у учащихся гигиенического поведения, адекватного здоровому образу жизни. Включение работы по нравственно-гигиеническому воспитанию учащихся в число основных задач каждого учебного заведения, обеспечивающих формирование у учащихся навыков ведения здорового образа жизни.
2.4. Разработка эффективной методологии обучения в образовательных учреждениях здоровому образу жизни и профилактике заболеваний.
2.5. Обеспечение последовательности и преемственности учебных программ в области здоровья.
2.6. Создание единой системы информационного обеспечения образовательных учреждений по проблемам сохранения и укрепления здоровья.
2.7. Обеспечение возможности учащимся заниматься физической культурой на спортивных объектах, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства, на бесплатной основе и в удобное для них время.
2.8. Организация систематического, гигиенического и культурологического образования родителей учащихся.
2.9. Раннее выявление социально неблагополучных семей, детей и подростков, относящихся к группе социального риска.
2.10. Формирование у молодежи мотивации к волонтерскому социально- педагогическому движению.
2.11. Повышение качества физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также уровня физического образования родителей. Разработка и внедрение норм физической нагрузки и индивидуальных программ физического воспитания учащихся.
2.12. Поддержка молодежных проектов, идей и программ, ориентированных на формирование личностной позиции по отношению к фактам отклоняющегося поведения, содействие в стремлении строить жизнь на принципах духовного и физического здоровья.
III. В сфере санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и экологической безопасности
3.1. Разработка мероприятий по снижению влияния факторов риска внешней среды на организм человека.
3.2. Обеспечение широкого участия работников санитарно-эпидемиологической службы (врачей-эпидемиологов, гигиенистов) в подготовке и переподготовке специалистов немедицинского профиля.
3.3. Усиление контроля за:
- санитарно-гигиеническим состоянием мест, предназначенных для занятий физкультурой и спортом, культурно-досуговых учреждений;
- питанием в организованных коллективах (образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания).
IV. В сфере физической культуры и спорта
4.1 Содействие массовому физкультурному движению в Республике Тыва. Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
4.2. Активное привлечение спортивных организаций и учреждений к проведению массовых просветительских и пропагандистских акций.
4.3. Создание благоприятных условий для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.
4.4. Содействие органам местного самоуправления Республики Тыва в обеспечении муниципальных образований спортивными сооружениями и оснащении придомовых территорий в жилых массивах спортивными и игровыми площадками.
4.5. Организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий сре ди работающих, служащих и молодежи (спортивные соревнования, производственная гимнастика, спортивные эстафеты).
4.6. Комплексная оценка физического развития и физической подготовленности детей и молодежи.
4.7. Содействие развитию новых молодежных спортивных направлений: паркур, скейтборд, роллеры и др.
V. В сфере культуры
5.1. Привлечение внимания населения Республики Тыва, прежде всего, подрастающего поколения, к деятельности учреждений культуры.
5.2. Развитие новых форм культурно-массовой работы с молодежью, способных обеспечить ее здоровый досуг, культурное и эстетическое развитие. Привлечение в эту систему профессиональных специалистов и создание им соответствующих условий работы.
5.3. Создание театральных пьес и организация выставок, концертов, фестивалей, способствующих возрождению этнокультуры и здоровых традиций народа Республики Тыва.
5.4. Развитие учреждений дополнительного образования детей, создание условий для реализации их способностей через занятия художественным творчеством.
5.5. Активизация различных форм семейного досуга, формирование нравственно-эстетических ценностей семьи, культурных традиций, в том числе усиление информационно-просветительской работы с несовершеннолетними по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками.
5.6. Участие библиотек республики в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с образовательными, медицинскими и правоохранительными учреждениями.
VI. В сфере социальной защиты
6.1. Обеспечение государственных гарантий социальной поддержки семей с детьми, развития социального обслуживания семей и детей.
6.2. Совершенствование нормативных основ по защите социальных прав семьи и детей. Усиление государственного контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации и Республики Тыва по обеспечению гарантий и льгот различным категориям семей с детьми.
6.3. Разработка и внедрение методик, социальных технологий по оздоровлению, восстановлению физического потенциала несовершеннолетних детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной реабилитации первичной инвалидности, социально-психологическому сопровождению детей из патронатных семей в целях профилактики развития различных видов психологической зависимости, жестокого и грубого обращения с ребенком.
6.4. Совершенствование системы нравственного просвещения детей и молодежи, молодых семей, воспитание семейных отношений, в том числе по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний.
6.5. Развитие форм семейного оздоровления и отдыха на базе республиканских санаториев, профилакториев, загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха.
6.6. Создание банка долгожителей Республики Тыва.
6.7. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработка и реализация мероприятий по:
содействию всестороннему развитию детей, находящихся в учреждениях социальной защиты, реализации личности ребенка в интересах общества;
расширению возможностей для оздоровления подростков на базе загородных детских оздоровительных учреждений, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений;
созданию единой системы гигиенического воспитания детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
VII. В сфере правопорядка
7.1. Координация деятельности правоохранительных органов, органов соци альной зашиты, здравоохранения, образования, культуры, общественных организаций по профилактике безнадзорности детей.
7.2. Принятие мер по обеспечению административной ответственности за употребление несовершеннолетними алкогольных напитков и наркотических средств, а также ответственности взрослых лиц за привлечение подростков к употреблению спиртосодержащих и токсических веществ. Повышение эффективности системы штрафов за курение и потребление алкогольной продукции в общественных местах, за продажу табачных изделий и алкоголя несовершеннолетним.
7.3. Принятие дополнительных мер по соблюдению требований законодательства, направленных на предотвращение потребления табака и алкоголя в детских, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, организациях здраво охранения и культуры, в помещениях образовательных организаций и других обще ственных местах.
VIII. В сфере использования средств массовой информации (радио, телевидение, печать)
8.1. Информационное обеспечение по вопросам медико-социальных аспектов формирования здорового образа жизни населения Республики Тыва.
8.2. Осуществление контроля за видеопродукцией, содержащей сцены жесто кости и насилия, демонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств для выбора здорового стиля жизни.
8.3. Увеличение количества демонстрируемых телевизионных передач с положительными моделями социального поведения, особенно для детей и молодежи.
8.4 .Подготовка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами республики информационных программ по пропаганде здорового образа жизни.
Механизм реализации Концепции
Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.
На республиканском уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем разработки мероприятий в сферах здравоохранения, образования, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и экологической безопасности; физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты и правопорядка.
На уровне муниципальных образований республики предусматривается осуществить разработку и реализацию муниципальных программ по формированию здорового образа жизни, снижению смертности граждан и повышению ожидаемой продолжительности жизни.
В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов за здоровый образ жизни.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных информационных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Осуществление межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти по обеспечению эффективности формирования здорового образа жизни и текущий контроль за выполнением Концепции возложить на Министерство здравоохранения Республики Тыва.
Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации
Концепции формирования здорового образа
жизни в Республике Тыва
Реализация Концепции формирования здорового образа жизни у населения Республики Тыва на период до 2020 года будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2010-2015 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе по снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, внедрению современных технологий выхаживания новорожденных в медицинских учреждениях, в результате чего снизится младенческая и материнская смертность.
Открытие и активное функционирование отделений, кабинетов медицинской профилактики позволит усилить профилактическую деятельность практического здравоохранения.
Предусматривается разработать специальные меры по улучшению условий труда, по оказанию государственной адресной социальной и материальной поддержки семьям, имеющим детей, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать информационные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, профилактику алкоголизма и табакокурения.
На первом этапе будут также разработаны муниципальные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, снижение смертности граждан и повышение ожидаемой продолжительности жизни, учитывающие специфику каждого муниципального образования (доступность медицинской помощи, обеспеченность врачебными кадрами, заболеваемость, доля безработного населения и др.). Реализация данных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях; повысить ответственность родителей за здоровье детей, возобновить утраченные народные традиции и обычаи.
В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по совершенствованию механизма получения данных средств, в том числе по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.
С 2011 года будет проводиться ежегодный конкурс среди муниципальных образований Республики Тыва "За здоровый образ жизни".
Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения от внешних причин (травм, отравлений) на 10-15 процентов, увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Тыва до 65 лет, повышение уровня вовлечения детей и молодежи к занятиям спортом на 1-2 процента ежегодно.
На втором этапе (2016-2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по формированию здорового образа жизни у жителей республики. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по развитию спорта и физической культуры, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и разработка индивидуальных подходов к формированию здорового образа жизни, борьба с факторами риска развития заболеваний и предотвращение социально значимых заболеваний, в том числе у детей, сохранение трудового потенциала граждан и увеличение продолжительности активной жизни.
К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией на треть.
Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции к 2020 году являются:
- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;
- снижение распространенности курения на 30 процентов, среди детей и подростков - на 50 процентов;
- снижение смертности от внешних причин на 15 процентов;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.