Рассмотрев Программу информатизации Московской области, представленную Советом по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области, разработанную в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ, Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить Программу информатизации Московской области и включить ее в план целевых региональных программ области (приложение).
2. Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.) ежегодно начиная с 1996 года предусматривать в проектах областного бюджета расходы на выполнение указанной Программы по статье "Информатика" ("Информационное обеспечение").
3. Наделить Совет по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области правом вносить изменения и дополнения в Программу информатизации Московской области в ходе ее реализации в пределах выделенных средств.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Московской области А.А. Полякова.
И.о. Главы Администрации
Московской области |
В.В. Семаев |
Приложение
Правительства
Московской области
от 27 ноября 1995 г. N 42/15
Программа
информатизации Московской области
Паспорт Программы
1. Наименование Программы
Областная целевая Программа "Информатизация Московской области".
2. Основания для разработки Программы
Областная целевая Программа "Информатизация Московской области" разработана в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 8 сентября 1994 г. N 15/11.
Областная целевая Программа "Информатизация Московской области" (далее - Программа) рассмотрена и одобрена Московской областной научно-практической конференцией "Проблемы интеграции информационных ресурсов Московской области" (апрель 1995 г.) и Советом по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области 18 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1995 г.
3. Заказчики и разработчики Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация Московской области и Московский областной комитет государственной статистики.
Органы представительной и исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления городов и районов Московской области являются заказчиками конкретных проектов информатизации и использования информационных ресурсов.
Разработчики проектов информатизации - научно-исследовательские и проектные организации.
4. Основные направления Программы
Программой предусматривается разработка и реализация проектов информатизации и использования информационных ресурсов по следующим направлениям:
- информатизация в социально-экономическом комплексе Московской области;
- информатизация городов и районов Московской области и их органов управления.
4.1. Информатизация в социально-экономическом комплексе Московской области.
Первоочередной информатизации подлежат сферы функциональной деятельности органов исполнительной власти Московской области в целях:
- полного учета хозяйствующих субъектов, налогоплательщиков, недвижимости, земельных и природных ресурсов, ведения соответствующих региональных кадастров, регистров и реестров;
- проведения эффективной аналитической работы по оценке состояния условий развития области в целом и выработки стратегии развития;
- оперативного управления объектами собственности Московской области;
- организации рационального землеустройства и землепользования, распоряжения недрами, отнесенными к сфере ведения Московской области;
- наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг;
- определения форм и источников государственной поддержки предпринимательства, контроля за федеральными и региональными инвестициями, иностранными инвестициями в пределах Московской области;
- обеспечения интегрированной оценки состояния АПК Московской области и координации мер по его развитию;
- организации бюджетного процесса Московского области и контроля исполнения бюджета;
- формирования областного фонда правовой информации, автоматизации служб нормотворческой деятельности и контроля за исполнением законодательства и решений государственных органов в Московской области;
- создания и поддержания в рабочем состоянии автоматизированной информационно-управляющей системы по региональной безопасности и чрезвычайным ситуациям, фиксации антиобщественных проявлений, способных привести к массовым беспорядкам;
- контроля за состоянием криминогенной обстановки и раскрываемостью преступлений в Московской области, координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью;
- автоматизации учета ранее судимых лиц с предоставлением информации заинтересованным службам, в частности, в режиме удаленного доступа;
- контроля за состоянием розыска без вести пропавших граждан и своевременной информации заявителей;
- проведения аналитической работы по оценке состояния работы с несовершеннолетними, совершившими антиобщественные действия;
- анализа социально-экономических аспектов жизнедеятельности Московской области, вызывающих негативную реакцию у населения области;
- контроля за состоянием экологической безопасности в Московской области;
- управления научным потенциалом Московской области;
- создания информационных систем взаимодействия предприятий строительного комплекса;
- создания автоматизированных систем, оказывающих консультативную и справочную поддержку малого бизнеса, предпринимательства;
- контроля за исполнением обязательств региона в федеральных программах.
4.2. Информатизация городов и районов Московской области и их органов управления.
Основой информатизации городов и районов является создание информационных сетей местного самоуправления и формирование информационных ресурсов.
Первоочередной информатизации подлежат сферы функциональной деятельности органов исполнительной власти городов и районов Московской области:
- полный учет хозяйствующих субъектов, налогоплательщиков, недвижимости, земельных и природных ресурсов, ведение соответствующих территориальных кадастров, регистров и реестров;
- организация бюджетного процесса и контроль исполнения бюджета;
- информационное обслуживание систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и других отраслей социального развития города и района;
- информатизация систем транспорта, связи, жилищного хозяйства и других сфер жизнедеятельности населения;
- создание и обеспечение функционирования справочно-информационных служб по экологии, санитарно-эпидемиологическому состоянию своей и прилегающих территорий, контроля за техногенной безопасностью на производственных объектах;
- информатизация служб обеспечения занятости населения и трудоустройства;
- информатизация сферы социальной защищенности граждан, нетрудоспособного населения, инвалидов;
- контроль за использованием дополнительных федеральных и областных субсидий, выделяемых городам и районам для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Сроки и этапы реализации Программы
На первом этапе реализации Программы (1996 г.) осуществляется переход на единую систему ведения региональных кадастров, регистров и реестров, разработка концепций, проектной документации и внедрение ряда крупных систем в интересах органов исполнительной власти Московской области, городов и районов. Предусматривается создание первой очереди территориальной информационной системы Московской области в интересах широкого круга пользователей. Формируется нормативно-техническая база информатизации.
На втором этапе (1997-2000 гг.) производится разработка и внедрение в деятельность органов исполнительной власти Московской области, городов и районов систем в целом по Программе и осуществление мероприятий, способствующих дальнейшему развитию информатизации в области.
6. Основные проекты и программные мероприятия
на 1996 год
Основными проектами и программными мероприятиями на 1996 год являются:
6.1. Создание территориальной информационной системы Московской области, включающей в себя:
- систему ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности на территории Московской области;
- систему ведения Реестра налогоплательщиков на территории Московской области;
- систему ведения регионального кадастра недвижимости;
- систему ведения регионального кадастра земельных и природных ресурсов;
- информационно-справочную систему паспортов городов, районов Московской области, целью которой является обеспечение Администрации Московской области, Московской областной Думы и администраций городов и районов оперативной и достоверной информацией о социально-экономическом положении в городах и районах Московской области с необходимой степенью детализации, проведение сравнительного анализа различных показателей, характеризующих социально-экономическое положение в городах и районах, выявление тенденций и закономерностей, приоритетных проблем, информационное обеспечение процессов принятия решений по стабилизации, социально-экономическому развитию городов, районов, области в целом и принятия эффективных мер по ликвидации кризисных ситуаций;
- геоинформационную систему развития территории Московской области, целью которой является обеспечение Администрации Московской области, Московской областной Думы и администраций городов и районов оперативной и достоверной информацией о состоянии земельных, природных, сырьевых, энергетических, людских, продовольственных, производственных, инфраструктурных и финансовых ресурсов, необходимой для контроля их рационального использования, прогнозирования их развития, разработки социальных программ и экономических проектов;
- автоматизированную информационно-управляющую систему предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях Московской области, целью которой является обеспечение деятельности Комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям Администрации Московской области, ее рабочих органов, соответствующих комиссий администраций городов и районов области;
- информационную систему учета, контроля движения и эффективности использования федерального, областного и муниципального имущества и собственности;
- информационную систему формирования и контроля исполнения областного и местных бюджетов;
- информационную систему анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
- информационную систему наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг.
6.2. Создание и развитие инфраструктуры информатизации на региональном и местном уровнях.
6.3. Формирование и реализация мероприятий научно-технической, финансово-экономической политики и правового обеспечения процессов информатизации.
7. Важнейшие целевые показатели
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
- создание на территории Московской области единой системы ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров, единой территориальной информационной системы, телекоммуникационной среды и их фрагментов, отработка новых информационных технологий. При реализации Программы в 1996 году будет введена в эксплуатацию первая очередь территориальной информационной системы, включающая системы ведения региональных и территориальных кадастров (регистров, реестров) и 7 тематических информационных систем;
- создание районных опорных зон информатизации, отработка в них типовых проектов информационных технологий для широкого их распространения, в том числе ведения территориальных кадастров (регистров, реестров) и тематических информационных систем;
- формирование программно-технической и информационно-аналитической базы, обеспечивающей органы управления информацией по всем видам жизнедеятельности региона, необходимой для обоснованного принятия решений;
- стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации (рынка информационных услуг, технологий и продуктов) и поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для стабилизации экономики и развития социальной сферы региона;
- формирование индустрии информационных ресурсов как одной из базовых отраслей народного хозяйства области, их предоставление и использование.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы до 2000 года будет сформирована единая система ведения региональных и территориальных кадастров (регистров, реестров), разработано около 30 проектов информатизации социальной сферы, органов управления и реализации экономических реформ, информатизации городов и районов Московской области, а также осуществлены мероприятия по научно-технической, финансово-экономической политике и правовому обеспечению процессов информатизации.
В 1996 году предусмотрено создание системы ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности, системы ведения Реестра налогоплательщиков, системы ведения регионального кадастра недвижимости, системы ведения регионального кадастра земельных и природных ресурсов, разработка и ввод в действие первой очереди территориальной информационной системы и ее фрагментов по 7 направлениям деятельности в социальной сфере и сфере управления, подготовка проектов нормативных и нормативно-технических документов.
В результате реализации Программы будет обеспечено:
- повышение эффективности работы региональных и местных органов управления, социальной защиты населения за счет широкого использования передовых информационных технологий и интеллектуальной поддержки их деятельности, анализа и решения задач, стоящих перед областью;
- решение первоочередных проблем создания современной инфраструктуры, программно-технической, информационной и методологической базы информатизации и обеспечения совместимости информационных систем на региональном и местном уровнях.
9. Объемы и источники финансирования
Финансирование проектов и мероприятий Программы на 1996 г. (в ценах на 1 января 1995 г.) составляет 5,46 млрд. руб., в том числе из областного бюджета 3,0 млрд. руб.
10. Система контроля за исполнением Программы
Совет по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области и Московский областной Комитет государственной статистики осуществляют контроль по Программе в целом, заказчики (органы регионального управления и местного самоуправления) - по целевым проектам.
Программа
информатизации Московской области
1. Характеристика проблемы
1.1. Общая характеристика проблемы информатизации региона
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий (ИТ) и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Для эффективного проведения экономических реформ и обеспечения устойчивого развития экономики области, управления фондами и ресурсами территорий, развития региональной инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима многоаспектная информация, включающая информацию о хозяйствующих субъектах, характеристики недвижимости, земельных и природных ресурсов, региональной инфраструктуры, экологическую, социально-демографическую информацию.
Системой, способствующей решению проблемы комплексности информации о состоянии, развитии и правовом статусе территориальных объектов, является система ведения региональных и территориальных кадастров, используемая в системе управления территориями и регионом в целом.
Территориальные и региональные кадастры, регистры и реестры, содержащие основную информацию об объектах инфраструктуры, природных объектах, хозяйствующих субъектах, населении, должны стать центральным звеном интегрированной информационной системы Московской области. Наряду с региональными, территориальными кадастрами, регистрами и реестрами эта система должна включать общедоступные базы данных, тематические информационные системы и единую региональную телекоммуникационную среду, обеспечивающую доступ пользователей к информационным ресурсам региона.
Опережающие разработки и отработка технологии ведения территориальных кадастров, регистров и реестров должны осуществляться на первом этапе в районных и городских опорных зонах.
Взаимодействие государственных и коммерческих (негосударственных) предприятий, занятых в сфере создания и обслуживания информационных систем и технологий, во многом определяет характер и темпы развития процессов информатизации общества. При этом следует иметь в виду, что отечественная продукция в области информационных технологий неконкурентоспособна, а социально-экономическая обстановка диктует необходимость принятия протекционистских мер со стороны государства по сохранению и развитию отечественного промышленного потенциала вычислительной и телекоммуникационной техники, таких как экономическое стимулирование прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, производства и использования перспективных средств информатизации, информационных систем и информационных технологий, дифференциация налогового и таможенного режима в сферах производства средств информатизации и предоставления информационных услуг, льготное кредитование в сфере информатизации и т.п.
По ряду причин объективного характера процессы информатизации на региональном уровне долгое время развивались недостаточно.
Создание и развитие информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем и сетей для органов государственной власти и управления, безопасности, охраны правопорядка, а также в интересах предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, осуществляется в настоящее время недостаточно целенаправленно. Использование различных средств вычислительной техники, программных средств, стандартов и протоколов привело к тому, что эксплуатируемые системы не могут эффективно взаимодействовать между собой в реальном режиме времени. В Программе предусмотрены разработка концептуальных положений научно-технической политики в сфере информатизации, разработка концепции и технических решений по интеграции существующих и перспективных сетей связи и передачи данных на основе единого нормативно-технического обеспечения.
Одной из основных задач в процессе информатизации деятельности органов государственной власти и управления является интеграция существующих информационных систем и информационных ресурсов в целях создания единой распределенной информационно-телекоммуникационной системы, содержащей данные и знания, необходимые при выработке стратегически важных для региона решений в сфере внутренней и внешней политики и экономики.
1.2. Информатизация различных сфер деятельности общества
Основу информатизации составляют информационные технологии, реализующие качественно новые и более эффективные процедуры сбора, обработки, хранения, передачи и предоставления информации. На современном этапе развития информатизации, когда рынок информационных продуктов и услуг предоставляет возможность оснащения средствами вычислительной техники и связи предприятиям и организациям всех форм собственности, основной проблемой информатизации является переход от создания инструментария информационных технологий (программных и технических средств, локальных сетей и систем) к информатизации деятельности.
Работы по созданию и применению новых информационных технологий и систем, поддерживаемые государством, осуществляются в рамках ведомственных, отраслевых и региональных программ информатизации.
Изменения экономической ситуации в существенной степени затрагивают социальные и гуманитарные аспекты жизни общества, выдвигая на первый план вопросы социальной защиты населения, связанные с угрозой роста безработицы, непрерывным ростом стоимости жизни, а также значительными изменениями в организации системы образования и здравоохранения. Регулирование перечисленных процессов требует массового использования ИТ, обеспечивающих социальный и экономический мониторинг.
В этих условиях важно оперативное информационно-аналитическое обслуживание органов государственной власти и управления. Одной из основных проблем в процессе информатизации их деятельности является обеспечение взаимодействия и интеграции существующих межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных систем и их информационных ресурсов.
Следует отметить также проблемы информатизации сферы управления финансами, денежного обращения и системы налогообложения.
Особенностью информатизации сферы материального производства является создание многоуровневых информационных систем, обслуживающих отраслевые и территориальные органы, а также входящие в сферу их деятельности предприятия (как государственные, так и негосударственные).
Внедрение информационных технологий в сферу производства, финансов, распределения и сбыта продукции и услуг служит мощным стимулятором экономического и социального развития. Информатизация порождает новые типы производств, новую продукцию, новые специальности и рабочие места.
Современное состояние информатизации региона не соответствует его возрастающей политической, социальной и экономической роли и становится одним из важных факторов, сдерживающих его развитие.
Проводимые в настоящее время работы по информатизации в рамках отдельных отраслей и ведомств слабо скоординированы между собой и не согласованы с задачами информатизации региона. Это существенно снижает общий эффект производимых затрат и оставляет в стороне насущные интересы региона в области информатизации органов власти и управления, социальной сферы, экологии, обслуживания населения и т.п.
В регионе еще не сформировалась современная территориальная инфраструктура информатизации, способная удовлетворить потребности региона в информационно-вычислительном обслуживании на современном уровне, не организованы информационные ресурсы региона в территориальные системы баз данных.
В негосударственном секторе экономики информационные технологии широко используются в сфере распределения товарно-сырьевыми, фондовыми, посредническими, сбытовыми и закупочными организациями, коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п., информационное обслуживание которых базируется на общедоступных телекоммуникациях.
1.3. Состояние и проблемы развития инфраструктуры информатизации
Состояние инфраструктуры информатизации определяется наличием и уровнем развития:
- технических и программных средств вычислительной техники, средств связи и передачи данных, обеспечивающих построение вычислительных комплексов, информационно-вычислительных сетей, систем телекоммуникации, автоматизированных рабочих мест пользователей;
- информационных ресурсов (баз данных и баз знаний), необходимых для содержательного наполнения оказываемых пользователям информационно-вычислительных услуг;
- центров информатизации, оказывающих широкий спектр информационно-вычислительных и телекоммуникационных услуг предприятиям, организациям и населению.
Средства вычислительной техники и телекоммуникаций.
Технический уровень этих средств в регионе в настоящее время приблизительно соответствует таковым в промышленно развитых странах на начало 90-х годов, а по некоторым компонентам отставание еще больше.
Парк персональных ЭВМ состоит сегодня из IВМ - подобных РС АТ. ПЭВМ используются, в основном, автономно. Процент их сетевого использования в локальном и удаленном режимах невелик.
Сравнительный уровень создаваемых информационно-вычислительных систем и сетей по количеству и качеству предоставляемых услуг не соответствует мировому. В качестве специализированных логических и физических компонентов используются, в основном, универсальные ЭВМ, низкоскоростные каналы связи и уникальное программное обеспечение.
Отечественные ЭВМ общего назначения не реализуют новые концепции архитектуры ЭВМ, т.е. к отставанию по техническому уровню, которое наблюдалось ранее, добавилось прогрессирующее отставание по функциональным характеристикам. Отсутствуют в производстве и даже в разработке машины среднего и высокого класса производительности.
Одним из важных факторов развития сфер применения средств ВТ является наращивание поставок программных средств (ПС), осуществляемое в первую очередь за счет ввоза и продаж ПС зарубежных производителей. Государственные предприятия-производители ПС неуклонно сокращают объем и количество разрабатываемых программных продуктов. Причиной этого является продолжающийся отток наиболее квалифицированных кадров программистов из государственных предприятий в негосударственный сектор, количество предприятий в котором продолжает возрастать.
В то же время быстрыми темпами увеличиваются продажи программных средств ведущих зарубежных фирм, что привело в настоящее время к вытеснению системных ПС для ПЭВМ отечественной разработки. Развитие продаж пакетов прикладных программ зарубежных фирм стимулируется также деятельностью многочисленных отечественных негосударственных предприятий, осуществляющих русификацию наиболее популярных импортных программных продуктов, их сопровождение и обслуживание. Распространению импортных ПС способствует продажа лицензий на поставку различных видов программных продуктов западными фирмами-производителями ПС отечественным предприятиям и организациям. Подобная тенденция стремительного развития потребления импортных ПС приводит к необходимости в дальнейшем проектировать и производить средства ВТ и, прежде всего, персональные компьютеры, повторяющие архитектуру и элементную базу наиболее распространенных современных зарубежных ЭВМ (производства фирм IВМ и Аррlе).
Состояние средств связи и телекоммуникаций в стране также не отвечает современным требованиям к созданию информационно-вычислительной базы всех структур и механизмов хозяйствования и управления. Усилиями ряда организаций (преимущественно коммерческих) создаются ограниченные по масштабам сети передачи данных с коммутацией пакетов, которые, как правило, базируются на телефонной сети общего пользования (КТС-ОП). Проводятся отдельные работы в области телематических служб: телетекса, видеотекса, телефакса, бюрофакса. В то же время все эти работы проводятся без должной координации и, что самое главное, без необходимой системной увязки. Программой предусмотрена разработка и реализация предложений по созданию единого нормативно-технического обеспечения систем связи, сетей и телекоммуникационных служб инфраструктуры информатизации России на основе рекомендаций МККТ, ВОС и отечественных нормативно-правовых документов.
Что касается территорий региона и особенно сельской местности, то следует отметить неразвитость местных первичных сетей связи. Ограниченная номенклатура и высокая стоимость телекоммуникационных услуг является серьезным препятствием к созданию территориальных информационно-вычислительных сетей, разработке и широкому использованию современных информационных технологий.
Базы и банки данных и знаний.
Решение первоочередных задач информатизации региона невозможно без использования и интеграции информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, ведение которых осуществляется организациями различных ведомств, региональными и коммерческими структурами.
По имеющимся оценкам в стране создано и поддерживается в различной степени актуальности до 50 тысяч баз данных и банков данных, содержащих информацию по широкому тематическому спектру, однако доступ к ним нередко затруднен.
За счет средств бюджетов разных уровней создается значительное количество БД и БнД, содержащих сведения о предприятиях и организациях, населении, кадастрах земли, имущества и т.п. Нередко они по наполнению дублируют друг друга, не поддерживаются в актуальном состоянии и не соответствуют международным стандартам. Ввиду лингвистической и форматной несовместимости затруднена их интеграция и использование в режиме теледоступа.
В течение последних 2-3 лет начал формироваться рынок информационных продуктов и услуг в области БД. Организованы крупные специализированные фирмы по продаже БД и предоставлению информационных услуг. Наблюдается тенденция роста числа баз данных, содержащих информацию, связанную с коммерческой деятельностью организаций на внутреннем рынке, а также с внешнеэкономической деятельностью российских фирм.
В переходный период одной из существенных проблем становится проблема определения и закрепления прав собственности на базы данных и базы знаний и разработка механизма приватизации информационных ресурсов, включая оценку стоимости баз данных и баз знаний.
1.4. Организационные и правовые проблемы информатизации
Кроме задач управления информационными ресурсами, большое значение придается вопросам применения и обновления действующих в этой области нормативных актов.
Наиболее социально острой проблемой в области правового регулирования информатизации является защита прав личности в условиях сбора, обработки и хранения персональных данных с использованием ЭВМ. Так, в настоящее время в России электронной обработкой персональных данных занимаются предприятия и организации более 15 министерств и ведомств, а также коммерческие структуры. Однако вопросы сбора и использования этих данных законодательно не решены.
Распространение ИТ привело также к необходимости законодательного решения проблем обеспечения безопасности компьютерной информации, ее целостности и сохранности.
Обеспечению безопасности и прав личности должно также способствовать лицензирование отдельных видов деятельности в сфере информатизации, представляющих потенциальную опасность для пользователей информационных продуктов и услуг.
Развитие рыночных отношений, появление негосударственных структур требует решения проблем коммерциализации информационных продуктов и ресурсов.
Работа по правовому регулированию в сфере информатизации в России только начинается. Приняты законы Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О топологии интегральных схем", ряд нормативных документов Президента и Правительства Российской Федерации. Разработана и утверждена председателем Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по транспорту, связи, информатике и космосу Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации, которая предусматривает разработку проектов специальных законов в этой области. Принят Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", регулирующий отношения в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования ИТ, информационных систем и сетей, БД, а также в области защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон определяет компетенцию государственных органов управления в области информатизации и защиты информации.
1.5. Стандартизация и сертификация
Объективная ориентация на первых этапах информатизации на широкое применение импортных средств, на концепцию открытых систем в инфраструктуре вызывает необходимость разработки и внедрения совокупности стандартов и протоколов в виде Государственного профиля взаимодействия открытых систем на базе международных стандартов. Это обеспечит, наряду с системами сертификации и лицензирования, формирование парка средств ВТИ и связи, отвечающего мировому уровню.
Необходима гармонизация отечественных стандартов с международными в части требований по совместимости и унификации средств вычислительной техники, программных средств, СПД, ЛВС, баз и банков данных и т.п., а также требований по надежности, безопасности, охране здоровья, экологии.
При реализации Программы будут развиваться и совершенствоваться комплексы стандартов и других нормативно-технических документов в соответствии с международной практикой по всем основным направлениям инфраструктуры информатизации.
В целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных информационных технологий, продуктов и услуг необходима работа по их сертификации.
Система сертификации средств ВТИ развивается по двум основным направлениям: обязательная сертификация (в части электрической, механической и экологической безопасности использования средств и продуктов) и добровольная (по более широкому кругу параметров).
2. Цели, этапы и принципы реализации Программы
Главной целью Программы является удовлетворение информационных потребностей органов представительной и исполнительной власти Московской области, городов и районов, хозяйствующих субъектов и населения. Достижение этой цели предполагает решение первоочередных проблем создания современной информационно-технологической среды, обеспечивающей реализацию проектов информатизации основных сфер и объектов деятельности.
Программой предусматривается создание единой территориальной информационной системы Московской области.
Программа разработана исходя из следующих стратегических целей:
- развитие информационных технологий и их широкое применение во всех сферах деятельности общества и человека;
- создание развитой инфраструктуры информатизации;
- сохранение и развитие научно-технического потенциала региона в области информационных систем и технологий;
- формирование научно-технических, правовых, организационно-экономических условий развития информатизации и цивилизованного рынка информационных продуктов и услуг;
- стабилизация и сбалансированность развития информационного сектора экономики, прежде всего отечественной промышленности средств вычислительной и телекоммуникационной техники;
- координация по целям, этапам, ресурсам и объектам работ в области информатизации, осуществляемым по отраслевым, ведомственным, региональным и другим программам в области создания, производства и применения средств и систем информатики и связи;
- предоставление нормативных и методических документов по проблемам обеспечения экономической безопасности и защите конфиденциальной информации для оказания методической и практической помощи в организации службы безопасности.
Разработанная Программа направлена на достижение на первом этапе в 1996 г. ближайших целей информатизации и создание фундамента развития процесса информатизации в последующие периоды.
На первом этапе реализации Программы (1996 г.) предусмотрена информатизация функциональной деятельности органов представительной и исполнительной власти области, городов и районов. Планируется переход на единую систему ведения региональных и территориальных кадастров, регистров и реестров на основе полного учета, создание первой очереди территориальной информационной системы Московской области.
Планируется создание информационно-справочной системы паспортов городов и районов, геоинформационной системы, автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях, информационной системы учета, контроля движения и эффективности использования федерального, областного и муниципального имущества и собственности, информационной системы формирования и контроля исполнения областного и местных бюджетов, информационной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, информационной системы наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг.
Будет сформирована, в основном, нормативно-техническая база информатизации.
На втором этапе (1997-2000 гг.) будут разработаны и осуществлены мероприятия, способствующие дальнейшему развитию информатизации в регионе.
Программа, как и процесс информатизации региона, не является самоцелью, а служит важнейшей составляющей программ социально-экономического развития региона, и только в сочетании с этими программами, способствуя достижению глобальных целей развития региона, информатизация может быть эффективной.
Программа обеспечивает:
- отработку новых информационных технологий, методов организации информационных процессов и переход к новой идеологии их применения - информационной технологии деятельности - на объектах различных сфер деятельности;
- создание в районах Московской области опорных зон, определение и отработку в процессе их функционирования первоочередных информационных технологий деятельности для широкого их распространения;
- формирование программно-технических и информационно-аналитических баз, обеспечивающих региональные и другие органы управления информацией по всем видам жизнедеятельности региона, необходимой для обоснованного принятия решений;
- создание систем оперативного контроля за изменением социально-экономической, санитарной и экологической обстановки, прогнозирования, предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации (рынка информационных услуг, технологий и продуктов) и поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для стабилизации экономики и развития региона;
- формирование индустрии информационных ресурсов как одной из базовых отраслей народного хозяйства, их предоставление и использование.
В Программе предусмотрены разработка методических основ и технологических решений для использования баз данных в целях обеспечения государственного управления и справочно-информационного обслуживания населения.
Программа предусматривает реализацию проектов создания систем информатизации и информационных технологий, которые должны стать катализатором развития отечественной научно-производственной базы средств ВТ и систем передачи данных и связи.
Для реализации первого этапа Программы должна использоваться вся совокупность действующих общегосударственных и ведомственных сетей связи, систем передачи данных и документального обмена с коммутацией пакетов (сообщений).
При реализации проектов информатизации система связи обеспечит:
- автоматизированный обмен данными между удаленными пользователями, доступ пользователей к информационным ресурсам удаленных пользователей;
- обмен данными между вычислительными средствами различных классов и типов - вычислительными комплексами на базе больших, средних и персональных ЭВМ, локальными и глобальными вычислительными сетями;
- надежность передачи деловой корреспонденции (рукописи, печатные тексты, изображения, чертежи и т.п.) на основе факсимильной связи;
- организацию службы электронной почты и внедрение на ее основе безбумажной технологии.
Второй этап Программы информатизации должен базироваться как на развитии и совершенствовании существующих систем связи, так и на вновь разрабатываемых, включая создание Единой национальной цифровой сети связи с интегральным обслуживанием, реализующим передачу информации в режимах как коммутации каналов, так и коммутации пакетов. Особое внимание должно быть уделено цифровым методам коммутации и передачи данных с использованием волоконно-оптических и спутниковых систем связи.
Программа реализуется во взаимосвязи со смежными государственными программами развития производства средств вычислительной техники и телекоммуникаций, создания информационно-телекоммуникационных систем, отраслевыми программами создания информационных систем в области здравоохранения, образования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природоохранной деятельности и экологической безопасности, развития систем научно-технической информации, совершенствования государственной статистики и др.
Важнейшей задачей Программы является координация по целям, этапам, ресурсам и объектам работ в области информатизации, осуществляемых по отраслевым, ведомственным, региональным и другим программам по созданию, производству и применению средств и систем информатики и связи.
Программа позволяет осуществить скоординированную государственную политику разработки и широкого внедрения в практику работы соответствующих федеральных и ведомственных органов и служб современных средств и методов сбора, накопления, обработки и использования данных, необходимых для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления, путем разработки нормативных документов, типовых проектных решений, кооперации в создании крупных информационных систем и информационных технологий в условиях переходного периода к рыночной экономике. Программа включает крупные проекты и работы, частично и полностью финансируемые из областного бюджета.
Приоритетами развития и применения информационных технологий на 1996 год определяются:
- информатизация деятельности органов представительной и исполнительной власти областного и муниципального уровня;
- поддержка развития процесса информатизации в городах и районах области, активная поддержка развития информационной инфраструктуры в них;
- стимулирование создания и развития новых информационных технологий, соответствующих мировым стандартам;
- обеспечение условий максимального сохранения научно-технического и производственного потенциала, обеспечивающего реализацию процессов информатизации.
Программа предусматривает реализацию проектов и мероприятий по следующим приоритетным направлениям:
- информатизация в социально-экономическом комплексе области;
- информатизация городов и районов области.
3. Приоритетные направления информатизации
3.1. Информатизация управления и реализации экономических реформ
Динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на федеральном уровне, доведению этих решений до исполнителей регионального и местного уровней управления, контролю полноты, точности и своевременности их исполнения.
Информатизация управления и реализации экономических реформ предусматривает осуществление проектов информатизации на региональном уровне и местном уровне, связанных с деятельностью:
- органов власти и управления, включая Московскую областную Думу, Администрацию области, администрации городов и районов, правоохранительные органы;
- финансовых и банковских структур, налоговых, таможенных органов и служб;
- отраслевых комплексов народного хозяйства;
- статистической информационной системы.
Особенностью проектов этого направления является сложность их реализации, связанная, во-первых, с большим объемом многоаспектной информации от значительного количества источников, во-вторых, с повышенными требованиями к оперативности, достоверности, актуальности и виду предоставления информации пользователям.
Выполнение этих требований возможно за счет интеграции существующих и создаваемых систем ведомственного, регионального и местного уровней, создания ситуационных центров для обобщения, анализа и предоставления информации пользователям на основе применения новейших средств информационных технологий.
Отдельной, самостоятельной проблемой реализации проектов информатизации данного направления Программы является проблема получения необходимой информации от источника и разработка программно-реализуемых экономико-математических и логико-семантических моделей, описывающих происходящие или прогнозируемые процессы в реформируемой экономике. Сложность и многомерность этой проблемы потребует привлечения научного потенциала ученых-экономистов и практиков-управленцев.
Информатизация указанных процессов на основе единой научно-технической политики разработки и создания современных автоматизированных информационно-управляющих систем, ситуационных центров и банков данных обеспечит деятельность органов власти при решении проблем реформирования общества. С этой целью в Программе предусматривается проведение научно-исследовательских и поисковых работ для разработки концепций информатизации соответствующих органов и структур.
В результате выполнения проектов получат дальнейшее развитие компьютеризация и информатизация процессов управления, создания высокоэффективных автоматизированных информационно-управляющих систем, включающих в свой состав ситуационные центры, банки данных и базы знаний, автоматизированные рабочие места, оснащаемые программно-логическими средствами интеллектуальной поддержки пользователей регионального и местного уровней, занятых анализом и решение проблем, стоящих перед государством и обществом в сфере управления и проведения экономических реформ.
3.2. Информатизация городов и районов
Проекты и программные мероприятия этого направления работ по Программе обеспечивают информационную поддержку процессов социально-экономического развития городов и районов на основе разработки и широкого тиражирования типовых проектных решений по информатизации базовых объектов и процессов социальной сферы, сферы управления, реализации экономических реформ, создания инфраструктуры информатизации территориальных опорных зон.
В качестве основного подхода к информатизации в городах и районах в Программе принят принцип выделения территориальных "опорных зон", которые выбираются по согласованию с администрацией исходя из уровня развития информатизации территории, готовности объектов, территориальных органов управления и кадрового состава специалистов-разработчиков и пользователей к дальнейшему развитию информатизации.
Работы должны проводиться на основе совместных постановлений Администрации Московской области и органов власти и управления городов и районов.
При этом первоочередные комплексные проекты информатизации и типовые ИВС разрабатываются на основе совместного целевого финансирования из областного бюджета, выделяемого Мособлкомстату, и местных бюджетов.
Для эффективного использования ограниченных трудовых, финансовых и материальных ресурсов, которые могут быть выделены территориальными органами управления на информатизацию, предусматривается разработка комплекса организационно-правовых документов по организации работ, их финансированию и управлению, методических материалов по созданию функциональных и информационных моделей информатизации как отдельных сфер и направлений развития территории, так и системы управления в целом (город, район). Разработка комплекса этих документов и типовых проектов информатизации (город, район) позволит не только опорным зонам, но и другим городам, районам области рационально организовать проведение работ по информатизации.
В процессе информатизации городов, районов области в каждом из них должна быть создана инфраструктура информатизации, включающая в себя:
- информационно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую доступ пользователей к информационным ресурсам;
- информационный базис решения главных экономических и социальных задач, реализуемый системами банков данных и знаний;
- организационную и программно-техническую среду производства и реализации информационно-вычислительных, интеллектуальных, консультационных, справочных и других видов услуг, основу которой должны составлять территориальные центры информатизации.
При реализации районно-городских проектов информатизации будут максимально использованы программно-техническая и информационная базы, научный и организационный заделы существующих информационно-вычислительных систем путем их дальнейшего развития и интеграции.
Одновременно с созданием телекоммуникационной среды необходимо обеспечить предоставление необходимых информационных услуг населению, администрации города и района, коммерческим, банковским и другим структурам. По существу, речь идет о создании типовых проектов (но учитывающих специфику соответствующего города и района) интегрированных информационных систем, объединяющих в себе как сети передачи данных, так и соответствующее информационное обеспечение различных сфер деятельности.
Информатизация в городах и районах осуществляется в основном на коммерческой основе при незначительной финансовой поддержке из бюджета. Финансирование (до 50%) создания типовых проектов выбранных базовых объектов и процессов, которые соответствуют первоочередным задачам Программы, производится из ресурсов местного бюджета. Разработка типовых комплексных проектов поддерживается бюджетными ресурсами (в размере 50% и более). Бюджетные ресурсы Программы, ресурсы местного бюджета, вложения отдельных предприятий формируют фонд информатизации опорной зоны.
Разработка и реализация проектов информатизации социальной сферы позволят исключить дублирование работ по созданию информационных систем и баз данных в социальной сфере, повысить социальную защищенность населения, повысить уровень обеспечения населения и организаций информационными услугами, обеспечить учет общественного мнения при проведении социально-экономической политики в городах и районах.
Разработка и реализация проектов информатизации сферы управления и реализации экономических реформ на местном уровне позволят скоординировать действия областных и местных органов управления по информатизации, обеспечат повышение уровня управляемости за счет повышения оперативности и достоверности информации, оперативное и адекватное реагирование в чрезвычайных ситуациях, проведение единой налоговой и финансовой политики. Создание современной территориальной инфраструктуры информатизации позволит реализовать современные информационные технологии в деятельности местных органов власти и управления, социальной сфере, экологии, во всех областях производства, науки, культуры; повысит оперативность, обоснованность, комплексность управленческих решений. Разработка и использование комплекса общих для региона методических, организационных, нормативных и др. материалов позволит создать единую организационно-методическую базу всех работ по информатизации, проводимых в регионе, обеспечить рациональное расходование областных госбюджетных ассигнований и средств местных бюджетов, выделяемых на информатизацию, ввести в практику новые формы организации и финансирования работ по информатизации региона.
В результате реализации проектов раздела будет разработано и внедрено в опорных зонах региона 17 типовых комплексных автоматизированных систем социальной сферы и сферы управления, создана инфраструктура информатизации регионов.
3.3. Информатизация социальной сферы
Эффективный контроль общества над социальными процессами невозможен без решения проблем информатизации управления социальным обеспечением граждан, трудом и занятостью, образованием, здравоохранением, земельными и природными ресурсами, защитой окружающей среды.
Информатизация сферы социальной защиты обеспечит ведение оперативного учета изменений в законодательстве и в составе пенсионеров, пересчет пенсий и пособий в установленные сроки без задержек.
Развитие рыночных отношений и реализация закона о банкротстве ведет к росту безработицы. Помимо этого растет уровень структурной безработицы, вызванной реорганизацией народного хозяйства. В этих условиях очень важно вести оперативный учет граждан, оставшихся без работы, с целью подбора имеющихся вакансий, что будет способствовать снижению социальной напряженности в регионе. Программа предусматривает мероприятия по созданию информационной системы мониторинга и учет динамики занятости населения. Затраты на ее создание могут быстро окупаться за счет более быстрого вовлечения в процесс производства незанятой рабочей силы, сокращения выплат пособий по безработице.
Загрязнение окружающей среды является одной из наиболее острых проблем, чреватой негативными последствиями в экономическом, демографическом и других важных аспектах развития страны. В сложившейся ситуации проблема защиты окружающей среды и управления природопользованием не может быть решена без интеграции всех информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении природоохранных органов в центре и на местах, в структурах министерств и ведомств. Работы по обеспечению интеграции экологической информации позволят обеспечить объективной, оперативной информацией органы управления в центре и на местах, регулировать пользование земельными и природными ресурсами, качественно осуществлять экспертизу проектов и оценивать их воздействие на окружающую среду, выявлять зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций, разрабатывать сценарии развития экологической обстановки для принятия управленческих решений, управлять силами и средствами срочной экологической помощи.
Информатизация системы образования региона создаст условия для укрепления учебно-методической и информационной базы образования, компьютерных баз и сетей знаний, расширения технических возможностей использования современных коммуникаций в интересах информатизации высшего и других ступеней образования.
Ожидаемые социально-экономические результаты информатизации сферы образования в регионе могут быть оценены только качественно. Сфера образования является фундаментальной для развития общества и его будущего. Мировой опыт показывает, что затраты в области образования возвращаются многократно умноженными силами тех поколений, в образование и развитие которых они вложены.
Информатизация процессов приватизации обеспечит учет и контроль движения государственного имущества и государственной собственности, содействие реализации программы приватизации, создание и развитие телекоммуникационной системы Комимущества.
Реализация проектов информатизации социальной сферы позволит на единой методологической основе разработать и внедрить на ведомственном и региональном уровнях автоматизированные информационно-управляющие и справочно-аналитические системы, включающие в свой состав электронно-вычислительные машины, автоматизированные рабочие места, банки и базы данных, объединенные сетями связи и передачи данных на основе существующих и создаваемых государственных и ведомственных систем и каналов связи.
Внедрение описанных систем и новейших информационных средств и технологий позволит повысить эффективность работы государственных, ведомственных и местных организаций, органов управления и их служб, занятых в сфере социальной защиты населения, за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач.
4. Государственная политика информатизации
Государственная политика в области информатизации определяется Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформом).
В проецировании государственной политики на регион для поддержки процессов информатизации необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить формирование единого информационного пространства Московской области путем создания единой территориальной информационной системы Московской области с вхождением в информационное пространство России;
- разработать структурную и инвестиционную политику, направленную на государственную поддержку важнейших перспективных инноваций и решение ключевых проблем развития информатизации в регионе;
- создать благоприятные условия для развития рынка информационных средств, продуктов и услуг;
- обеспечить координацию и поддержку работ научных и производственных коллективов, государственных и других структур по созданию новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств;
- способствовать расширению регионального, межрегионального сотрудничества в сфере информатики и телекоммуникаций, направленных на развитие информационного сектора экономики региона;
- обеспечить координацию разработки и реализации региональной программы информатизации.
Эффективное решение перечисленных задач и достижение целей информатизации требует соблюдения следующих основных принципов государственной политики:
- политика в сфере информатизации региона должна формироваться как составная часть политики информатизации России;
- осуществление финансовой поддержки базовых проектов по созданию инфраструктуры информатизации: единой территориальной информационной системы Московской области, информационных ресурсов Московской области (кадастров, реестров, регистров, баз и банков данных государственного значения) региональной телекоммуникационной сети;
- обеспечение выполнения законодательных актов, регулирующих отношения участников создания, распространения и использования информационных продуктов и услуг.
Мероприятия по реализации научно-технической политики предусматривают государственное регулирование и поддержку аналитических исследований и разработки концепций и прогнозов развития информатизации региона, реализацию межотраслевых научно-технических программ разработки перспективных базовых систем информатизации, прикладных средств на основе использования новых информационных технологий; разработку единых методических основ для организации информационного обеспечения органов власти и управления и граждан; организацию управления научными исследованиями, разработкой, производством и использованием средств и систем информатизации.
Проблема финансирования процесса информатизации может быть решена только при условии, что государственная политика в этой области обеспечит такую этапность процесса, при которой на каждом предыдущем этапе создаются средства, необходимые для реализации последующего.
Политика в области финансирования исходит из того, что в рассматриваемый период областной бюджет не в состоянии финансировать работы по всем направлениям информатизации. Соответственно, за счет областного бюджета должна полностью финансироваться только информатизация деятельности государственных органов, частично - информатизация социальной сферы, региональная информатизация, создание и развитие новых информационных технологий и современной информационной инфраструктуры.
Инвестиционная политика в сфере информатизации предусматривает использование следующих источников:
- средств государственного бюджета (на определенные выше приоритеты);
- частный капитал, в первую очередь финансовый, участвующий в процессе информатизации на основе осуществляемой государством приватизации;
- инвестиции организаций, работающих в сфере информационных ресурсов и телекоммуникаций;
- средства, полученные за счет использования новых финансовых инструментов (создание специализированных банков, выпуск ценных бумаг под залог информационных услуг и т.п.).
В рамках государственной политики предусматривается разработка комплекса экономических мер, обеспечивающих стимулирование процесса информатизации в регионе.
Государственная политика в области информатизации базируется на принципе безусловного правового равенства подхода ко всем участникам процесса информатизации вне зависимости от их социального или экономического статуса. Она ориентируется на формирование специального законодательства в сфере информатизации, регулирующего взаимоотношения участников процесса информатизации и обеспечивающего доступность к информации, которая собрана (произведена, приобретена) государственными организациями за счет средств налогоплательщиков.
Для всех направлений информатизации в рамках раздела предусмотрены проекты по разработке правовых, экономических и организационных положений (правила игры), на основе которых может быть обеспечено эффективное взаимодействие всех субъектов информационной деятельности (производителей и потребителей информационных технологий, продуктов и услуг) независимо от их социально-экономического статуса на рынке.
В Программе предусмотрена разработка положений, обеспечивающих согласованность информационных и технологических решений по информатизации, принимаемых федеральными и региональными органами в соответствии с разграничением их ответственности. К такого рода положениям могут быть отнесены нормативные акты в области производства и распространения информационных технологий, продуктов и услуг, государственные стандарты (протоколы сетей или интерфейсы, правила доступа к информации и т.д.).
Программные мероприятия предусматривают подготовку нормативного обеспечения в сфере информатизации на региональном и муниципальном уровнях, в том числе методических материалов по созданию типовых проектов информационных систем, баз данных и технологий в комплексных системах информационного взаимодействия регионального и муниципального уровней, научно-методических, правовых и экономических основ создания единой территориальной информационной системы Московской области, автоматизированных систем ведения кадастров, реестров, регистров.
Особое внимание уделяется стандартизации и сертификации как обязательным условиям повышения уровня конкурентоспособности и качества продукции. Стандартизация в области информатизации осуществляется в соответствии с Программой комплексной стандартизации в области информационных технологий, реализуемой Роскоминформом и Госстандартом России. Работы по сертификации средств и систем информатизации выполняются Роскоминформом в рамках Концепции создания и развития системы сертификации средств и систем информатизации. Заключения Московской области по проекту стандартов подлежат обязательному согласованию с соответствующими комитетами и управлениями Московской области по принципу их тематической принадлежности.
В целях государственного регулирования деятельности предприятий в сфере информатизации, предупреждения негативных процессов для людей и общества при неправомерном использовании информации, а также средств и систем информатизации будет проводиться лицензирование деятельности юридических и физических лиц в сфере информатизации по следующим направлениям:
- создание, эксплуатация государственных информационных, информационно-вычислительных систем и сетей, а также подключение к ним систем и сетей иных форм собственности;
- создание информационных служб для населения на базе телекоммуникационных сетей.
Предусматриваются мероприятия по обеспечению информационной и лингвистической совместимости создаваемых баз и банков данных общего пользования, решению проблемы единого терминологического обеспечения работ по информатизации путем разработки организационных принципов, методических основ и типовых технологических решений для баз и банков данных, осуществляющих справочно-информационное обслуживание населения, а также используемых в целых обеспечения функций государственного управления.
Проекты Программы в области создания территориальной информационной системы Московской области предусматривают:
- обеспечение доступа организаций и граждан к информационным ресурсам;
- создание организационного и правового механизмов управления созданием, ведением, интеграцией и использованием информационных ресурсов;
- обеспечение создания и функционирования справочно-навигационной службы по информационным ресурсам;
- осуществление учета и регистрации баз данных, создаваемых государственными организациями на региональном, муниципальном уровнях и государственными предприятиями.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Областной целевой программы "Информатизация Московской области" является Мособлкомстат, наделенный полномочиями органа государственного управления на территории Московской области в сфере информатизации.
Утверждение Программы, контроль за ходом ее реализации, научно-методическое руководство, экспертиза работ, проведение единой государственной политики информатизации на территории Московской области осуществляется Советом по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области и Управлением информационных ресурсов Мособлкомстата.
Заказчиком по каждому отдельному проекту, включенному в Программу, может выступать Роскоминформ, органы представительной и исполнительной власти области, органы местного самоуправления, министерства, ведомства, а разработчиками проектов информатизации являются привлекаемые к выполнению работ научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие организации, обладающие достаточным опытом и научно-практической базой для реализации заданий Программы.
Программа является принципиально открытой, т.е. в нее могут быть включены дополнительно другие проекты информатизации, прошедшие конкурс. К рассмотрению на конкурс принимаются проекты по приоритетным направлениям Программы, а также инициативные проекты.
Предпочтение отдается проектам, конкретные результаты которых могут быть получены в течение 2-3 лет.
Состав проектов Программы с учетом достигнутых результатов ежегодно уточняется в сроки, предусмотренные бюджетным процессом, заключениями экспертных комиссий, назначаемых Советом по информационному обеспечению органов власти и управления и информатизации Московской области и Мособлкомстатом.
Научно-методическое руководство и организацию экспертизы работ, выполняемых по Программе, осуществляет Совет и Мособлкомстат, обеспечивающие выбор приоритетных направлений работ по Программе, полноту и эффективность мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей.
Решения Совета и Мособлкомстата являются обязательными для исполнения всеми участниками работ по Программе.
Управление информационных ресурсов Мособлкомстата является постоянным рабочим органом по реализации Программы и координации разработок в сфере информатизации Московской области, ведомственных и иных государственных информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем и сетей, создаваемых на территории Московской области и финансируемых частично или полностью из государственного (федерального, областного, муниципального) бюджета.
Основными задачами Управления являются:
- обеспечение проведения единой политики при реализации Программы;
- совместно с Советом отбор и организация экспертизы проектов информатизации с привлечением независимых экспертов из соответствующих областей науки и техники;
- проведение конкурсов исполнителей по отдельным проектам информатизации;
- подготовка сметы расходов на информатизацию;
- осуществление контроля за ходом реализации проектов информатизации;
- подготовка проекта Плана научно-исследовательских работ по информатизации на очередной финансовый год;
- организация тиражирования и внедрение в городах и районах области разработанных типовых проектов информатизации.
Для проведения инвестиционной политики при реализации Программы может быть создан Фонд информатизации Московской области (далее - Фонд). Устав Фонда утверждается Администрацией Московской области.
Основными задачами Фонда являются:
- привлечение средств негосударственного сектора экономики и иностранных фирм для реализации отдельных проектов информатизации;
- совместно с Управлением информационных ресурсов Московской области организация экспертизы и проведение отбора первоочередных проектов информатизации с привлечением независимых экспертов из соответствующих областей науки и техники и их финансирование;
- совместно с Управлением информационных ресурсов осуществление контроля за целевым расходованием выделенных ассигнований на реализацию проектов информатизации.
Средства Фонда формируются за счет:
- государственных ассигнований, осуществляемых в установленном порядке на реализацию Программы;
- добровольных отчислений министерств, ведомств, предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
- сумм, полученных от хозяйствующих субъектов за предоставление им кредитов;
- целевых взносов заказчиков, заинтересованных в проведении исследований и разработок в сфере информатизации;
- отчислений министерств, ведомств, предприятий и организаций, временно передаваемых Фонду для решения конкретных уставных задач;
- банковских процентов за использование временно свободных средств Фонда;
- других поступлений и доходов Фонда, получаемых от собственной деятельности.
Головной разработчик проектов определяется Государственным заказчиком. Кооперация соисполнителей по отдельным проектам Программы определяется головным разработчиком (подрядчиком) по согласованию с Государственным заказчиком при заключении договоров на проведение работ. При этом кооперация должна определяться с учетом имеющегося опыта и научно-практического задела у организаций-соисполнителей и производственных связей.
Для своевременной и качественной разработки и реализации проекта головным разработчиком назначается руководитель проекта, который является распорядителем выделенных ассигнований и несет полную ответственность за его выполнение.
Государственный заказчик может определить головного разработчика проекта по конкурсу. В этом случае объявляется и проводится конкурс разработчиков и с победителем конкурса заключается контракт на выполнение проекта.
Реализация проектов информатизации в опорных зонах осуществляется администрациями регионов через специальные региональные комиссии по информатизации или другие органы, положения о которых утверждаются соответствующими органами исполнительной власти.
Контроль хода выполнения Программы осуществляется Управлением информационных ресурсов Мособлкомстата, а также путем организации заслушивания отчетов руководителей проектов на заседаниях Совета.
Приемка проектов и других отчетных материалов, финансируемых из областного бюджета, подтверждающих выполнение работ по Программе, осуществляется комиссиями, назначаемыми Управлением информационных ресурсов с привлечением в их состав ведущих ученых и специалистов в соответствующих областях знания. Приемка проектов, выполняемых в интересах конкретного государственного органа, министерства, ведомства или территориальных органов управления, осуществляется комиссиями соответствующих органов с участием представителей Управления информационных ресурсов Московской области и членов Совета, специалистов по соответствующим проблемам информатизации.
6. Ресурсные показатели Программы
Основными источниками финансирования Программы являются средства заказчика проектов информатизации, внебюджетные источники, включая кредиты. Предусматривается, что основной объем работ по реализации проектов Программы информатизации Московской области будет финансироваться за счет средств областного и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета привлекаются на долевых условиях для финансирования прежде всего начальных этапов реализации крупных проектов, концептуальных исследований, обеспечивающих комплексный подход к разработке систем, проведения конкурсов и т.п.
Финансирование разработок в сфере информатизации Московской области осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов. Объемы финансирования начиная с 1996 года ежегодно утверждаются Главой Администрации Московской области.
7. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических
последствий от реализации Программы
Реализация Программы обеспечит:
- широкое внедрение в практику работы соответствующих региональных и муниципальных органов и служб современных средств и методов сбора, накопления, обработки и использования данных, необходимых для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных решений на всех уровнях;
- внедрение на единой методической основе на региональном и муниципальном уровнях информационных, автоматизированных информационно-управляющих и справочно-информационных систем, включающих в свой состав электронно-вычислительные машины, автоматизированные рабочие места, базы и банки данных, объединенные телекоммуникационными сетями связи и передачи данных на основе существующих и создаваемых государственных и ведомственных систем и каналов связи.
Кроме того, внедрение автоматизированных систем и новейших информационных средств и технологий позволит повысить эффективность работы государственных организаций, органов управления и их служб, занятых как в сфере социальной защиты населения за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач, так и занятых анализом и решением проблем в сфере управления и проведения экономических реформ.
Использование информационных технологий при решении проблем приватизации, реорганизации системы пенсионного обеспечения и помощи малоимущим, проблем занятости позволит, при прочих равных условиях, снизить степень социальной напряженности, увеличить уровень занятости населения, замедлить темп нарастания безработицы.
Реализация проектов Программы окажет стимулирующее воздействие на рынок информационных продуктов и услуг, информатизацию сферы материального производства, создаст условия для повышения производительности труда и позволит увеличить окупаемость капитальных вложений в сферу информационных технологий.
За счет реализации проектов Программы объем информационных и телекоммуникационных услуг возрастет прежде всего в социальной сфере в области системы социального обеспечения, образования, защиты здоровья населения, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Государственная поддержка информатизации районно-городских опорных зон позволит осуществить опережающую разработку и внедрение типовых комплексных информационных систем на основе новых информационных технологий, в результате чего значительно ускорится процесс информатизации Московской области, будет обеспечена методологическая, информационная, техническая и программная совместимость территориальных информационных систем между собой и с региональным уровнем.
В результате реализации Программы до 2000 года будет разработано около 30 проектов информатизации социальной сферы, органов управления и реализации экономических реформ, информатизации Московской области.
В 1996 году предусматривается разработка первой очереди территориальной информационной системы Московской области по 11 направлениям на региональном уровне (4 системы ведения региональных кадастров, реестров, регистров и 7 тематических региональных информационных систем) и по 12 направлениям на муниципальном уровне (5 систем ведения территориальных кадастров, реестров, регистров и 7 тематических территориальных информационных систем).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 27 ноября 1995 г. N 42/15 "О Программе информатизации Московской области"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативно-правовых документов Администрации Московской области по вопросам информатизации, серия "Информатизация МО", выпуск 1, 1996 г.