В целях ускорения работ по социально-экономическому развитию Московской области, увеличению ее экспортного потенциала, активизации внешнеторговых связей, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.06.92 N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" для повышения эффективности работ по созданию свободных зон на территории Московской области и обеспечения единого государственного подхода Правительство Московской области постановляет:
1. Поручить администрации по внешнеэкономической деятельности (Свистунов Н.И.) разработать комплексную программу создания свободных экономических зон на территории Московской области в соответствии с представленной концепцией (приложение 1).
2. Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.) изыскать возможности финансирования разработки и экспертизы программы по представленным обоснованиям и расчетам.
3. Одобрить проведенную АО "Шерризон" работу по созданию СЭЗ в составе таможенной зоны и зоны экспортного производства у аэропорта "Шереметьево". Считать проект создания СЭЗ "Шерризон" приоритетным для социально-экономического развития региона и базовым по отработке механизма создания и функционирования СЭЗ в Московской области.
4. Утвердить программу инженерного обустройства и освоения первой очереди СЭЗ "Шерризон" (приложение 2). Предложить дирекции компании "Шерризон" обеспечить ее выполнение и ежеквартально информировать администрацию по внешнеэкономической деятельности о ходе работ.
5. Поддержать предложение администрации по внешнеэкономической деятельности о предоставлении предприятиям на территории зон налоговых льгот на период развития. Поручить заместителю Главы Администрации Московской области Н.И. Свистунову выйти с указанным предложением в областную Думу.
6. Предложить главе администрации Солнечногорского района А.Е. Жарову рассмотреть вопрос об освобождении АО "Шерризон" на период создания первой очереди СЭЗ от всех видов налогов в части поступлений в местный бюджет и о предоставлении налоговых льгот другим предприятиям, участвующим в реализации проекта, а также предусмотреть резервирование территории для развития СЭЗ в районе деревни Перепечино на месте горного отвода в соответствии с концепцией СЭЗ в Московской области.
7. Предложить АО "Мосэнерго", ПО "Мособлгаз", ГП "Россвязьинформ" Московской области, аэропорту "Шереметьево" изыскать возможности предоставления льготных технических условий и долевого участия по инженерному обустройству СЭЗ.
8. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть материалы по созданию СЭЗ в Московской области и принять соответствующее решение.
9. Поручить главе администрации Домодедовского района подготовить необходимые документы по СЭЗ "Домодедово" в соответствии с настоящим постановлением.
10. Контроль за исполнением постановления возложить на администрацию по внешнеэкономической деятельности (Свистунов Н.И.).
Глава Администрации
Московской области |
А.С. Тяжлов |
Приложение 1
Правительства
Московской области
от 26 мая 1994 г. N 1/5
Основные положения
концепции свободных экономических зон в Московской области
Введение
Настоящая концепция обосновывает целесообразность создания и развития свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Московской области с целью ускорения экономического развития Московского региона на базе привлечения иностранного капитала, отечественных инвестиций, а также новейших научно-технических достижений и технологий и является частью концепции развития производительных сил области.
Под СЭЗ обычно понимают часть территории, выделенной из общей черты государства, имеющую полную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия для экономической деятельности иностранных и национальных предприятий и фирм. СЭЗ разделяют по следующим критериям:
- по характеру деятельности (торговые, таможенные);
- по степени интегрированности в национальную и мировую экономику (экспортно ориентированные, национально интегрированные);
- по территориально-отраслевому признаку (приграничные, внутренние).
В соответствии со сложившейся мировой практикой на территории СЭЗ действуют особые визовый, таможенный, валютный и налоговый режимы, кроме того, обычно предусматривается ряд дополнительных льгот для фирм и компаний, принимающих непосредственное участие в реализации проекта создания, развития СЭЗ.
В настоящее время имеется ряд документов Администрации Московской области и Мособлсовета, определяющих создание и развитие СЭЗ в районе аэропортов "Шереметьево" и "Домодедово", а также Международного центра по развитию науки и техники в г. Дубне.
Цели и задачи свободных экономических зон
Политику Московской области в отношении СЭЗ целесообразно строить на основе учета и интеграции интересов различных структур, от федеральных органов законодательной и исполнительной власти до коммерческих структур, в том числе и иностранных. Московская область располагает:
- уникальным научно-техническим и промышленным потенциалом;
- разносторонними связями с другими субъектами Российской Федерации и иностранными регионами;
- политическими и экономическими возможностями для укрепления и развития сотрудничества как на внешнем, так и внутреннем рынках.
Органами администрации разработана концепция развития производительных сил Московской области в соответствии с производимыми экономическими реформами в России. Разработанные территориальные программы конверсии производства предприятий и научных организаций оборонного комплекса Московской области могут служить базой для развития экспортного производства. СЭЗ позволяют сконцентрировать инвестиции и оперативно решать все возникающие проблемы ускоренного экономического развития территории с последующим распространением опыта на весь регион.
Создание СЭЗ в Московской области обусловлено необходимостью развития экспорта продукции с высокой степенью переработки, наукоемкой продукции и технологий. СЭЗ должны стать испытательным полигоном для отработки новых элементов включения экономики области в международное разделение труда и привлечения инвестиций.
Основными целями создания СЭЗ являются:
- расширение экспортного потенциала Московской области, формирование местного валютного фонда и частичное насыщение областного рынка импортозамещающей продукцией;
- привлечение зарубежного и отечественного капиталов, техники, технологии, кадров для решения проблем социально-экономического, научно-технического и экологического развития региона;
- создание гарантированных мест приложения труда (в том числе и на связанных с деятельностью СЭЗ производствах вне зоны);
- более эффективное использование земель, являющихся малопригодными для сельскохозяйственного производства;
- подготовка высококвалифицированных кадров для управления различными областями народного хозяйства;
- использование СЭЗ в качестве катализатора и гаранта расширения экономического сотрудничества с Западом.
Обоснование выбора территорий для СЭЗ
В соответствии с проектом Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации" наиболее перспективными для Московской области являются следующие типы зон:
- свободные таможенные зоны;
- зоны экспортного производства;
- зоны экономико-технологического развития (технопарки).
Таможенные зоны могут обеспечить наиболее быстрый выбор средств и приобретение опыта работы в условиях зоны.
Основными для зон являются крупнейшие товаропотоки в г. Москву и другие регионы России.
Зоны экспортного производства позволяют реализовывать экспортный потенциал области. Основой для зон являются разработки и производственные возможности научно-технического и оборонного комплексов области.
Технопарки выполняют функции международного дома и в экономической организации. Акционерное начало позволяет стимулировать ресурсы, а коммерческая деятельность позволяет поддержать фундаментальные исследования, научно-производственную базу и инфраструктуру.
Привлекательность территории Московской области для Российских и иностранных инвесторов определяется наличием благоприятных условий, в частности:
1. Концентрацией достаточно современных транспортных коммуникаций.
2. Непосредственной близостью к столице, центру деловой и общественной деятельности России и стран СНГ.
3. Возможность привлечения для работы в СЭЗ высококвалифицированной рабочей силы и специалистов научного и оборонного комплексов, освобождающихся в результате конверсии.
4. Возможность использования высокоразвитой строительной базы Московской области и г. Москвы, имеющих свободные мощности. С учетом вышесказанного наиболее целесообразно создание и развитие СЭЗ в районах аэропортов "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково", в городах Дубне, Троицке, Пущино, Калининграде и др.
Управление СЭЗ
Важное значение для успешного создания и последующего функционирования СЭЗ имеет формирование органов управления СЭЗ, способность этих органов вырабатывать правильную стратегию развития зон на различных этапах, умение привлечь иностранный капитал, оказать содействие инвесторам в организации бизнеса. При этом Администрация Московской области, областная Дума должны иметь необходимые инструменты и рычаги для того, чтобы направлять процессы создания и развития зон в соответствии с избранными приоритетами, обеспечивать сочетание территориальных и отраслевых интересов. Главный принцип деятельности органов управления СЭЗ - это комплексное обслуживание инвесторов и предоставление им возможностей оперативно в минимальные сроки и непосредственно на месте, в зоне, решать все возникающие вопросы.
Органы управления СЭЗ должны выполнять следующие основные функции:
- разработка планов развития зоны;
- подготовка детальных положений и правил, регулирующих хозяйственную деятельность на территории СЭЗ;
- организация финансирования и строительства объектов инфраструктуры зоны, координация деятельности различных организаций по производству работ, связанных с реализацией проектов развития СЭЗ;
- обеспечение функционирования инфраструктурного комплекса зоны;
- оценка инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в СЭЗ, и выдача, в пределах предоставленных им полномочий, разрешений фирмам на осуществление деятельности в зоне;
- поддержание взаимодействия и оперативное решение совместно с уполномоченными государственными органами различных административных вопросов, связанных с выдачей виз и экспортных лицензий, оформлением таможенных процедур, обеспечением экспортного режима и санитарного контроля и т.д.;
- осуществление землеотвода участков под строящиеся объекты, заключение с инвесторами арендных договоров на использование земельных участков и производственных помещений;
- представительство интересов СЭЗ в стране и за рубежом, проведение информационно-рекламных мероприятий по привлечению в зоны инвесторов и т.д.
Успешный опыт функционирования такого органа управления для реализации проекта СЭЗ "Солнечногорск-Шереметьево" (компания развития зоны - АО "Шерризон") может быть распространен на другие создаваемые СЭЗ. Правовой основой для деятельности таких органов управления каждой конкретной СЭЗ должно являться специальное положение об администрациях СЭЗ на территории Московской области. Организация финансирования СЭЗ При реализации проекта создания СЭЗ самым сложным вопросом является вопрос финансирования инженерного обустройства и строительства объектов инфраструктуры на территории СЭЗ. В условиях возрастающего дефицита государственного бюджета основными путями привлечения необходимого капитала могут быть:
- эмиссия уставного капитала компании развития СЭЗ;
- привлечение кредитов от иностранных фирм или отечественных финансовых структур;
- взимание предоплаты с инвесторов и будущих резидентов СЭЗ.
В настоящее время ни одна страна при создании инфраструктуры СЭЗ не обходится без привлеченных средств. Это обеспечивает дополнительные выгоды в плане низких процентных ставок за кредиты и длительные сроки их погашения. Под инфраструктурой понимается развитие транспортной сети, водоэнергоснабжения, телекоммуникаций, строительство офисов, гостиниц, сети досуга. По данным исследования, подготовленного ООН по зонам, затраты на строительство объектов инфраструктуры на территории в 1 га в странах Азии составили от 0,3 до 4,7 млн. долл. США. Пример Китая показывает, что основными инвесторами (3/4) в таких зонах выступают зарубежные граждане китайской национальности. Для России капитал, вывезенный за границу только в 1993 г., оценивается в 15-20 млрд. долларов США.
За многие годы за рубежом сформировались целые общины, которые заинтересованы в развитии экономических и других связей с Россией и Московской областью. При соответствующих условиях, главным из которых является наличие гарантий со стороны федеральных или областных органов власти, возможно включение имеющегося за границей капитала в процесс экономического развития России и Московской области.
Режим хозяйственной деятельности СЭЗ
Режим хозяйственной деятельности СЭЗ зависит от степени экстерриториальности и определяется соответствующим законодательством и нормативными актами. Действующее в настоящее время в России законодательство позволяет проводить подготовительные и другие работы по обустройству территорий зоны, принимать решения по участию в финансировании и налоговому режиму в пределах компетенции областных и местных органов власти.
Задачи органов власти Московской области
по созданию и развитию СЭЗ
Задачи органов власти определяются необходимостью проведения единой региональной политики, совершенствования законодательной и нормативной базы по СЭЗ, координации и упорядочению проводимых в области работ по созданию и функционированию СЭЗ. В число таких задач входят:
1. Проведение экспертизы проекта закона о СЭЗ в РФ с учетом интересов области.
2. Подготовка и направление в Правительство РФ документов по перспективным СЭЗ на территории Московской области.
3. Определение порядка рассмотрения вопросов создания территорий со специальным режимом в области.
4. Подготовка и выпуск нормативных материалов по созданию СЭЗ в Московской области.
5. Определение организационной структуры, ответственной за оперативное рассмотрение вопросов по СЭЗ и координацию отраслевых органов администрации.
Специализация СЭЗ
Для основных типов СЭЗ, перспективных для Московской области, наиболее предпочтительными являются производства:
- склады временного хранения для товаров, не прошедших таможенную обработку, таможенные склады и перевалочные терминалы;
- транспортно-экспедиционные фирмы и агентства;
- сборочные производства и производства, требующие дополнительную обработку товаров;
- по сортировке, упаковке экспортных и импортных товаров;
- по производству товаров народного потребления из импортных комплектующих с последующим переходом на отечественные;
- по экспортной и импортозаменяющей продукции;
- на основе разработок научно-технического и оборонного комплексов Московской области (системы экологической защиты, включая фильтрационную технику с гарантированным стерилизующим эффектом, высокоэффективные системы пожаротушения и других объектов, станций экологического мониторинга и т.д.);
- по сборке и сервисному обслуживанию авиационно-технологического оборудования, аэродромного оборудования и приборов;
- по сборке, подготовке и обслуживанию систем коммуникаций и связи;
- по сборке и сервисному обслуживанию изделий компьютерной техники, электроники, электротехники, в том числе и бытовой;
- по производству посуды для авиационного транспорта и систем быстрого питания;
- по производству тары и упаковочных изделий;
- по выпуску швейных изделий.
Необходимым элементом развития СЭЗ является создание:
- банковских и страховых компаний;
- консалтинговых и инжиниринговых фирм;
- магазинов свободной торговли;
- бизнес-центров;
- гостиничных комплексов.
О порядке подготовки создания СЭЗ в Московской области
Создание СЭЗ является комплексной многоэтапной территориально-отраслевой задачей, решение которой основывается на сочетании деятельности территориальных и отраслевых органов в области.
Общую координацию работ по созданию СЭЗ в Московской области целесообразно возложить на коллегию по внешнеэкономической деятельности при Администрации Московской области под руководством заместителя Главы Администрации.
Состав коллегии в этом случае увеличивается за счет подключения представителей Комитета по статистике, Комитета по управлению имуществом, администрации по землепользованию и строительству, Комитета по финансам и налоговой политике, Главного управления по труду и социальным вопросам. В функции коллегии будут входить:
- рассмотрение предложений от городов и районов по созданию СЭЗ;
- подготовка решений органов власти по СЭЗ;
- организация разработки программ создания и развития СЭЗ;
- контроль выполнения мероприятий по созданию и развитию СЭЗ, использованию кредитов и инвестиций.
Непосредственную работу по подготовке документов, реализации решений и взаимодействию с органами управления и развития СЭЗ следует возложить на одно из структурных подразделений администрации по внешнеэкономической деятельности.
На уровне городов и районов решение вопросов, связанных с созданием СЭЗ, необходимо возложить на ответственных за внешнеэкономическую деятельность в соответствующих администрациях. С учетом вышесказанного схема рассмотрения предложений о создании на территории Московской области зон с особым правовым режимом может быть следующая:
1. Государственные и негосударственные структуры готовят совместно с администрациями городов и районов предложения по созданию зон.
2. Администрация по внешнеэкономической деятельности организует и готовит заключение по проекту и выносит его на рассмотрение коллегии.
3. По решению коллегии готовится постановление Главы Администрации Московской области.
4. На основании постановления Главы Администрации и решения областной Думы готовится проект решения Правительства Российской Федерации.
Приложение 2
Правительства
Московской области
от 26 мая 1994 г. N 1/5
Программа
развития I очереди СЭЗ "Шерризон"
/---------------------------------------------------------------------\
| Наименование работ | Срок | Ответственный |
|-----------------------------------+----------+----------------------|
| Представление и утверждение | | Администрация по |
| пакета нормативных документов | | внешнеэкономической |
| по статусу СЭЗ в Правительство | | деятельности |
| РФ с принятием | | АО "Шерризон" |
| соответствующего постановления | 1994 | |
| Экспертиза и утверждение | | |
| технико-экономического | II кв. | Комитет по экономике |
| обоснования СЭЗ | 1994 | Администрации |
| | | Московской области, |
| | | Главархитектура, |
| | | АО "Шерризон" |
| Разработка | | |
| генерального плана застройки | II кв. | Главархитектура, |
| I очереди СЭЗ | 1994 | АО "Шерризон" |
| Инженерная инфраструктура: | | |
| (проектирование и | 1994- | АО "Компания |
| строительство) | 1997 | Мособлстрой" |
| Вертикальная планировка и | | Аэропорт |
| ограждение территории | | "Шереметьево" |
| Система охраны и безопасности | | |
| электросети с подстанцией, | | |
| котельная, тепловые и | | |
| газовые сети | | |
| Очистные сооружения фекальной | | |
| и ливневой канализации | | |
| Водозаборный узел с сетями | | |
| Реконструкция телефонной | | |
| станции и сети | | |
| Внутренние дороги и | | |
| благоустройство | | |
| Производственно-социальные | 1994- | АО "Шерризон" |
| объекты: | 1995 | |
| Таможенно-складской | 1994- | Концерн "СОБИ" |
| комплекс | 1995 | |
| Административно- | 1994- | АО "Шерризон" |
| деловой центр | 1995 | |
| Производство | | |
| одноразовой посуды | 1995- | АО "Шерризон", |
| и тары | 1997 | Аэрофлот |
| Мотель на 100 мест | 1994- | АО "Шерризон", |
| | 1995 | Ай-Ди-Ай, |
| | | Ирландия |
| Сервис-центр авиационного | 1995- | Аэрофлот, РОКВЭЛ |
| электрооборудования | 1996 | интернейшнл |
| Центр оптовой торговли | 1996- | АО "Шерризон" |
| | 1997 | Иностранный партнер |
| Телекоммуникационный и | 1996- | АО "Шерризон", |
| информационный центр | 1997 | Аэрофлот |
| Разработка проектно-сметной | | |
| документации II | 1994- | АО "Шерризон" |
| очереди | 1997 | |
\---------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 26 мая 1994 г. N 1/5 "О дополнительных мерах по развитию и функционированию свободных экономических зон"
Текст постановления официально опубликован не был