Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Губернатора
Московской области
от 9 февраля 1998 г. N 36-ПГ
Организационные указания
о порядке подготовки населения, специалистов органов
государственного управления и сил к ликвидации
чрезвычайных ситуаций в Московской области
на 1998-2000 годы
Итоги реализации в Московской области в 1997 учебном году требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" позволяют сделать вывод об определенных успехах в достижении подготовки населения в области к чрезвычайным ситуациям, повышении готовности органов управления и сил РСЧС к действиям в экстремальных ситуациях, обучении персонала предприятий практическим действиям по защите от чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
Улучшилось в истекшем году комплектование слушателями областного учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - ГО и ЧС), филиалов учебно-методического центра и курсов ГО городов и районов. Наиболее успешно и целенаправленно эта работа проводилась в Каширском, Клинском, Красногорском, Можайском, Ногинском, Орехово-Зуевском, Сергиево-Посадском, Серпуховском, Химкинском, Чеховском районах и в городах: Климовск, Протвино, Фрязино, Электросталь. Продолжалось совершенствование учебно-материальной базы. Лучше других поняли ее важность в обучении населения в Ленинском, Клинском, Коломенском, Люберецком, Павлово-Посадском, Солнечногорском, Орехово-Зуевском районах, а также в городе Электростали, где совершенствованию учебно-материальной базы уделяется должное внимание. Возрос уровень учебно-методической работы. Имеются положительные результаты в организации подготовки неработающего населения, шире стали использоваться возможности телевидения, радио, периодической печати. В целом успешно идет процесс внедрения в общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального и среднего профессионального образования программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), а также программы "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) в вузах области.
Этому в немалой степени способствовало появление новых нормативных документов, регламентирующих организационно-правовые основы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем анализ материалов, поступающих с мест, результаты проверок, проводимых Главным управлением ГОЧС Московской области, показывают, что ряд проблем по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций решаются крайне медленно.
Фактором, препятствующим внедрению преподавания курса ОБЖ во всех общеобразовательных учреждениях области, является отсутствие последнего в базисном учебном плане Министерства образования Российской Федерации.
В ряде случаев преподавание ОБЖ, БЖД все еще носит формальный характер, не обеспечивая непрерывности обучения, необоснованно снижается объем часов на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне, отсутствуют необходимые учебно-материальная и методическая базы.
Однако и в этой ситуации управлениям (отделам) по делам ГО и ЧС городов и районов области необходимо более активно оказывать помощь органам образования в укомплектовании должностей преподавателей - организаторов курса ОБЖ, в их подготовке и переподготовке.
Продолжают иметь место серьезные недостатки в обучении руководящего состава и специалистов Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС). Уровень их подготовки характеризуется слабым знанием своих прав и обязанностей, отсутствием навыков в анализе и оценке обстановки, принятии обоснованных и грамотных решений, управлении силами и средствами.
В органах исполнительной государственной власти, органах местного самоуправления Московской области продолжает наблюдаться свертывание подготовки руководящих работников и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях. Имеют место случаи уклонения должностных лиц и специалистов от учебы (переподготовки, повышения квалификации) в учебно-методическом центре (далее - УМЦ) по ГО и ЧС области, в филиалах учебно-методического центра, на курсах гражданской обороны городов и районов. В 1997 году план комплектования (обучения) в УМЦ по ГО и ЧС области выполнен такими районами, как Шатурский на 8%; Луховицкий на 10%; Шаховской на 11%; Лотошинский на 13%; Коломенский на 17%; Дмитровский на 21%; Подольский на 25%; городом Лобня на 17%. Город Лыткарино не направил ни одного слушателя - по плану должно обучаться 7 человек.
В ряде случаев не полностью выполняются мероприятия по подготовке персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций со стороны руководства производственно-коммерческих и акционерных структур, которое необоснованно сокращает количество практических занятий, особенно тех, которые требуют материальных затрат.
Силы МОСЧС предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно объектовые формирования, слабо подготовлены к выполнению возложенных на них задач. Значительная их часть не привлекается на практические занятия и учения, не полностью укомплектована личным составом и табельным имуществом. Планы приведения в готовность формирований разработаны не в полном объеме и своевременно не корректируются.
Комплексные учения и объектовые тренировки не стали основной формой подготовки всех категорий обучаемых к действиям в чрезвычайных ситуациях. На значительной части объектов экономики проводимые учения и тренировки не дают ожидаемой отдачи из-за отсутствия у руководящего и командно-начальствующего состава навыков в организации и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по управлению подчиненными подразделениями, слабой натренированности личного состава формирований, неудовлетворительного содержания коллективных средств защиты. Отмечаются случаи проведения учений и тренировок на низком методическом уровне, необоснованного переноса сроков их проведения. Документы на проведение учений и тренировок разрабатываются формально, не в полном объеме и низкого качества. Особенности регионов и территорий не учитываются.
Указанные негативные факторы являются следствием недостаточного внимания органов местного самоуправления, комиссий по чрезвычайным и аварийным ситуациям, управлений (отделов) по делам ГО и ЧС городов и районов к пропаганде знаний и повышению уровня готовности населения и специалистов МОСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В целях обеспечения единства взглядов в решении задач большой государственной важности по подготовке населения в области защиты от последствий чрезвычайных ситуаций, организации неразрывного процесса подготовки предлагаю:
1. Главной задачей всех органов Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы считать обучение населения области умелым и грамотным действиям по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Основными направлениями в работе по выполнению главной задачи определить:
- изучение должностными лицами и населением нормативных правовых актов по обеспечению безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обучение населения основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- повышение качества обучения (переподготовки) руководителей всех уровней по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- выработку и закрепление у руководителей и специалистов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций практических навыков по управлению силами и средствами, входящими в МОСЧС;
- практическое усвоение работниками в составе сил МОСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Организовать подготовку населения области на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и в организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.
3. Главам администраций городов и районов Московской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и настоящих организационных указаний" до начала нового учебного года в системе подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций разработать организационные указания о порядке подготовки населения, специалистов органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы.
В срок до 15 декабря ежегодно издавать приказы начальников гражданской обороны городов и районов об итогах подготовки за прошедший год и задачах на новый учебный год. К 20 декабря ежегодно аналогичные приказы издавать на всех объектах.
Планирование учебных мероприятий завершать к 20 декабря.
На заседаниях комиссий по чрезвычайным и аварийным ситуациям всех уровней в 1998 году рассмотреть пути совершенствования системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов органов управления и сил МОСЧС, привлекаемых к ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий. Спланировать комплекс мероприятий по широкой пропаганде среди населения знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне.
В январе-феврале 1998 года провести учебно-методические сборы с должностными лицами и работниками органов управления, предприятий, учреждений и организаций, командно-начальствующим составом специализированных аварийно-спасательных и невоенизированных формирований, на которых подвести итоги 1997 года и поставить задачи на 1998 учебный год.
В ходе сборов:
- в муниципальных образованиях области провести практические занятия по отработке действий должностных лиц, органов управления при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения, проживающего в непосредственной близости от них;
- на объектах провести показные занятия по ликвидации чрезвычайной ситуации невоенизированным аварийно-спасательным формированием и организации эвакуации рабочих и служащих предприятия;
- на предприятиях, в учреждениях, организациях с негосударственной формой собственности провести показные занятия с рабочими и служащими по отработке практических действий в чрезвычайных ситуациях;
- тематику комплексных, командно-штабных, тактико-специальных учений определить в соответствующих организационных указаниях с учетом местных условий (тематику объектовых тренировок определить руководителям предприятий, учреждений и организаций).
4. Управлениям (отделам) по делам ГО и ЧС городов и районов области, комиссиям по чрезвычайным и аварийным ситуациям совместно с органами средств массовой информации разработать с учетом местных особенностей программы по пропаганде знаний среди населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Пропагандистскую работу направить на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий РСЧС, ее целей, задач, роли в общей системе политических, экологических, правовых, военных и иных мер по защите населения, территорий и объектов экономики от последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Для пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций использовать средства массовой информации, особенно возможности многотиражных газет, местной печати, радио и телевидения.
Активно использовать такие формы, как беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Пропаганду знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространение информационно-справочных обучающих печатных изданий (брошюры, пособия, листовки, плакаты и кино-, видеопособия).
Главному управлению ГОЧС Московской области, начальникам управлений, отделов по делам ГО и ЧС городов и районов совместно с начальниками УМЦ по ГО и ЧС, филиалов УМЦ организовать тематический показ фильмов на объектах экономики, в учебных заведениях, филиалах учебно-методического центра, учебно-консультационных пунктах и по местному телевидению.
5. Начальнику УМЦ по ГО и ЧС области, начальникам управлений, отделов городов и районов, начальникам филиалов УМЦ продолжать работу по укреплению и совершенствованию учебно-материальной базы.
Планы развития и совершенствования учебно-материальной базы учебно-методического центра по ГО и ЧС области, филиалов учебно-методического центра городов (районов) привести в соответствие с действующими нормативами оснащения техникой и учебным имуществом.
Обеспечить в учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно-материальной базы. По согласованию с региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий использовать действующие полигоны и учебные городки воинских частей ГО для обучения слушателей.
Главному управлению ГОЧС Московской области, начальнику УМЦ по ГО и ЧС организовать разработку компьютерных обучающих информационных программ и деловых игр, а также учебных тренажеров для проведения практических занятий.
Главному управлению ГОЧС Московской области предусмотреть разработку необходимой литературы и пособий для обучения всех категорий населения, а также их издание в необходимых объемах и номенклатуре.
Управлениям (отделам) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов совместно с местными органами исполнительной власти, органами управления образованием, жилищно-эксплуатационными органами организовать работу по созданию и оснащению специализированных классов для подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, средних специальных учебных заведениях, а также для обучения населения в учебно-консультационных пунктах.
Начальникам управлений, отделов городов и районов организовать и провести смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу объектов, а также лучший учебно-консультационный пункт (ежегодно в сентябре месяце).
Подготовку руководителей и специалистов Администрации Московской области осуществлять в Академии гражданской защиты МЧС России.
Подготовку руководителей и специалистов органов местного самоуправления осуществлять в учебно-методическом центре по ГО и ЧС области по Программе подготовки в республиканских, краевых и областных учебно-методических центрах по ГО и ЧС, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года.
Подготовку преподавателей руководящего состава учебно-методического центра по ГО и ЧС области осуществлять в Академии гражданской защиты МЧС России, инструкторов по ГО УМЦ, филиалов УМЦ городов и районов осуществлять в учебно-методическом центре по ГО и ЧС области, руководствуясь тематикой, рекомендуемой МЧС России.
Подготовку командно-начальствующего состава формирований (отрядов и групп) проводить в учебно-методическом центре по ГО и ЧС области, остальных категорий - в филиалах УМЦ городов и районов в соответствии с тематикой, рекомендуемой МЧС России.
При обучении слушателей особое внимание обращать на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в объеме занимаемой должности в системе МОСЧС, при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Основной целью подготовки считать выработку практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Первичную и повторную подготовку руководящего состава объектов осуществлять в учебно-методическом центре по ГО и ЧС области и в филиалах учебно-методического центра по ГО и ЧС городов и районов в соответствии с Программой подготовки руководящего состава предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года.
В ходе подготовки вырабатывать у обучаемых необходимые навыки, позволяющие им квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, умело руководить аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
К проведению занятий с обучаемыми привлекать наиболее подготовленных преподавателей и специалистов учебно-методического центра по ГО и ЧС, филиалов УМЦ по ГО и ЧС и начальников служб городов и районов области.
Текущую подготовку руководящего состава предприятий, учреждений, организаций организовать начальникам ГО по месту работы из расчета 15 часов на учебный год.
При этом в зависимости от уровня подготовки обучаемых, специфики производства и местных условий по согласованию с органами, специально уполномоченными решать задачи по гражданской обороне, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определить конкретные темы и время на их изучение без сокращения общего количества часов.
При подготовке вырабатывать у обучаемых необходимые навыки, позволяющие им квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и умело руководить ликвидацией их последствий.
Подготовку работников предприятий, учреждений, организаций в составе аварийно-спасательных, военизированных и специализированных формирований постоянной готовности осуществлять в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации с учетом профиля их профессиональной подготовки.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
7. Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в составе невоенизированных формирований осуществлять непосредственно по месту работы по Программе специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 г., в объеме 15 часов. При этом общая тематика (10 часов) изучается всеми формированиями, а специальная тематика (5 часов) изучается с учетом предназначения формирования.
Особое внимание обратить на приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и иных опасных явлений.
Конкретную тематику по специальной подготовке (второй раздел Программы), время на ее изучение и методы проведения занятий определить соответствующим начальником ГО.
Все занятия проводить в основном практически, в обстановке, максимально приближенной к той, которая может сложиться в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы и применения современных средств поражения.
Начальникам ГО разрешается вносить во второй раздел Программы уточнения и дополнения (в тематику и количество часов) с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.
При отработке нормативов руководствоваться Сборником нормативов по специальной подготовке личного состава невоенизированных формирований ГО.
При проведении практических занятий обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Обучение рабочих, служащих и работников сельского хозяйства проводить без отрыва от производственной деятельности как на плановых занятиях по утвержденной программе (в объеме 12 часов), так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.
Для проведения занятий на объектах экономики, в учреждениях, организациях, учебных заведениях независимо от их организационно-правовой формы создавать учебные группы в цехах, на участках, в отделениях, в бригадах и других структурных подразделениях.
К проведению занятий привлекать руководящий состав и инженерно-технических работников предприятий, учреждений, организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным и аварийным ситуациям, а также других подготовленных лиц.
С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников ГО объектов, провести одно-двухдневные сборы на базе учебно-методического центра по ГО и ЧС, филиалов учебно-методического центра городов и районов области, в ходе которых отработать методику проведения занятий и тренировок по тематике предстоящего года обучения.
При подготовке этой категории населения шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемой для спасательных и других работ.
Начальникам ГО объектов постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за их подготовкой и проведением.
9. Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять по программе, утвержденной МЧС России 03.11.94.
При этом подготовку населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, осуществлять путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за организацию обучения возложить на начальников ГО органов местного самоуправления и территориальные органы, специально уполномоченные решать задачи по гражданской обороне, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, выработку точного представления о чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания, возможные реальные масштабы и последствия от них, чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.
Повысить роль комиссий по чрезвычайным и аварийным ситуациям в организации обучения неработающего населения, особенно проживающего в фонде жилищно-строительных кооперативов, индивидуальном жилом фонде и сельской местности.
Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять, как правило, с декабря по май.
Начальникам управлений, отделов городов и районов совместно с начальниками филиалов УМЦ по ГО и ЧС, жилищно-эксплуатационными органами активизировать работу консультационных пунктов. Обновить на них документацию и наглядную агитацию с учетом требований новых нормативных актов по защите населения от чрезвычайных ситуаций, осуществлять постоянный контроль за работой консультационных пунктов, практиковать совместно с жилищно-эксплуатационными органами проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по предупредительному сигналу "Внимание всем", а также порядок действий при чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания.
10. Подготовку студентов учреждений высшего профессионального образования области продолжать по примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей высшего профессионального образования объемом 136 учебных часов, утвержденной Госкомвузом России 27 апреля 1995 года и согласованной с МЧС России 16 мая 1995 года.
При этом особое внимание обратить на повышение качества подготовки студентов к действиям в обстановке, сложившейся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, выработку навыков в разработке и осуществлении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Продолжать совершенствование организации подготовки студентов по вопросам гражданской обороны, включая их в учебные планы в виде специального раздела дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" либо в качестве самостоятельного курса. Обучение студентов по разделу "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях" планировать в объеме не менее 50 учебных часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах.
Главному управлению ГОЧС Московской области рекомендовать принять меры по восстановлению в вузах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации расформированных кафедр гражданской обороны.
Для закрепления знаний и навыков, получаемых студентами на занятиях, вопросы защиты населения и территорий, а также гражданской обороны включать в дипломные и курсовые проекты (работы) и задания на производственную практику.
Контроль усвоения учебных вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне целесообразно проводить в форме зачета.
Повысить уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, преподающего дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и "Гражданская оборона".
С этой целью ректорам учебных учреждений высшего профессионального образования обеспечить своевременное направление профессорско-преподавательского состава, преподающего дисциплину БЖД, в Академию гражданской защиты МЧС России с целью переподготовки и повышения квалификации при вступлении в должность и в последующем один раз в 5 лет.
В Московском государственном университете культуры подготовку осуществлять по программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для вузов Министерства культуры Российской Федерации, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации 28.03.95 и согласованной МЧС Российской Федерации 31.03.95.
11. Продолжать совершенствование обучения студентов и учащихся учебных заведений среднего и высшего профессионального педагогического образования с целью подготовки выпускников к проведению занятий по ОБЖ:
- в педагогических училищах (колледжах) по программе "Основы безопасности жизнедеятельности" с объемом 140 учебных часов, введенной приказом Минобразования России 17 мая 1994 года N 149;
- в педагогических вузах по примерной учебной программе для педагогических высших учебных заведений по специальности 330-100 "Безопасность жизнедеятельности", введенной с 1995/96 учебного года.
Продолжать подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ для образовательных учреждений в специально созданном на базе Тульского объединенного учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, радиационной и экологической безопасности (ТОУМЦ) факультете по подготовке преподавателей ОБЖ и институтах повышения квалификации работников образования.
12. Подготовку учащихся в учреждениях среднего профессионального образования проводить по примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей среднего специального образования объемом 90 часов, утвержденной Минобразования России 27 декабря 1996 года и согласованной с МЧС России 26 декабря 1996 года.
В рабочих программах курса БЖД, разрабатываемых образовательными учреждениями, возможны изменения и дополнения в отдельных темах и разделах с учетом местных условий специфики обучения, учебно-материальной базы и квалификации преподавателей. При этом не допускать изменения перечня и основного содержания разделов, подразделов и тем, а также сокращения общего объема учебных часов.
13. Подготовку учащихся в учреждениях начального профессионального образования проводить по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся профессиональных учебных заведений Российской Федерации объемом 140 учебных часов, введенной в учебный процесс указанием Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года N 15-М/22-201-10. Основной целью изучения данного курса считать формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, по ликвидации их последствий и оказанию само- и взаимопомощи.
14. Подготовку учащихся государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений осуществлять по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" объемом 400 учебных часов, введенной в учебный процесс указанием Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года N 15-М/22-201-10.
При изучении данного курса особое внимание обратить на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков в распознавании и оценке опасности, а также безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице и природе.
Изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях планировать по одному часу в неделю в 1-9 и 11 классах и по два часа - в 10 классе.
Заключительный этап занятий с учащимися по курсу ОБЖ на всех уровнях ежегодно проводить в День защиты детей методом тренировки. В рамках дополнительного образования по курсу ОБЖ активизировать работу по движению "Школа безопасности", шире привлекая для этих целей учреждения детско-юношеского туризма.
В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуется с 1997 учебного года организовать проведение занятий по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", введенной в действие письмом Минобразования России от 18.07.97 N 112/3446.
Цель данной программы: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с природой, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни.
15. Основными формами подготовки и проверки обученности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций считать командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводить в органах местного самоуправления один раз в три года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводить ежегодно продолжительностью до одних суток.
При проведении командно-штабных учений в органах местного самоуправления для отработки вопросов взаимодействия в чрезвычайных ситуациях привлекать в установленном порядке оперативные группы воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти области - силы Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов МОСЧС всех уровней навыков оперативного управления силами и средствами в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, проведение мероприятий гражданской обороны.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводить с формированиями предприятий, учреждений и организаций - один раз в три года; с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Основной задачей при проведении тактико-специальных учений считать выработку у личного состава формирований практических навыков и умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи при ранениях и травмах, эксплуатации закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года проводить:
- в органах местного самоуправления;
- на всех категорированных объектах;
- на некатегорированных объектах с численностью 300 и более работающих и в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек;
- на некатегорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаров взрывоопасные и агрессивные химически опасные вещества (АХОВ).
В других организациях один раз в три года проводить тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводить ежегодно.
На объектах с численностью работающих 20 тысяч и более комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения с органами управления администраций сельских округов проводить один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок считать отработку действий по защите людей и материальных ценностей от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
В ходе комплексных учений (тренировок) отрабатывать:
- на территориях, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера, - вопросы оповещения, экстренной эвакуации и жизнеобеспечения людей;
- на опасных производственных объектах - вопросы оповещения, защиты от АХОВ производственного персонала и населения прилегающих жилых кварталов, ликвидации последствий химического заражения.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, провести командно-штабные учения. На остальных объектах эти учения проводить в удобное для объекта время.
Управлениям (отделам) по делам ГО и ЧС городов и районов усилить контроль и оказание помощи объектам в подготовке и проведении учений и тренировок.
Начальникам управлений (отделов) по делам ГО и ЧС городов и районов к 20 декабря ежегодно представлять в Главное управление ГОЧС Московской области графики проведения комплексных учений и тренировок. О проведении комплексных учений и тренировок письменно докладывать в Главное управление ГОЧС Московской области ежемесячно к 10 числу за истекший месяц. Перенос комплексных учений и тренировок разрешается только по письменному согласованию с начальником Главного управления ГОЧС Московской области не позднее чем за 2 месяца до запланированного срока проведения комплексного учения (тренировок).
16. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять за счет средств местных бюджетов: подготовка руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и учения, в том числе районные и городские слеты-соревнования "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель", а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной государственной власти области.
17. Учебный год начать с 5 января 1998 года. Итоговые доклады о состоянии подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций представлять в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России, введенным в действие приказом Министра МЧС России от 25 июля 1996 года N 427.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.