В целях развития индустрии туризма в Московской области Правительство Московской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития индустрии туризма в Московской области на 2001-2005 годы (приложение).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области разрабатывать и включать в программы социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований мероприятия по развитию туризма на основе положений Концепции, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Губернатор Московской области |
Б.В. Громов |
Приложение
Правительства
Московской области
от 11 марта 2001 г. N 52/6
Концепция
развития индустрии туризма в Московской области
на 2001-2005 годы
Введение
Целью настоящей Концепции является определение стратегии и основных направлений деятельности по становлению и развитию индустрии туризма в Московской области, отражающих политику Правительства Московской области в этой сфере.
Основой Концепции являются положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.96 N 177 "О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации". Указанное постановление предусматривает создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребности российских и иностранных граждан в туристских услугах, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия и, как следствие этого, увеличение вклада индустрии туризма в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, поступления иностранной валюты и увеличения количества рабочих мест.
Настоящая Концепция является основой для становления туризма как отрасли экономики Московской области.
1. Приоритетные направления развития индустрии туризма
в Московской области
Приоритетные направления в развитии индустрии туризма определяются следующими целями: возрождение туризма и становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в услугах по организации досуга, необходимость расширения социальной базы туризма.
Одним из приоритетных направлений является развитие въездного и внутреннего туризма на основе создания сбалансированного рынка туристских услуг, когда на одного выезжающего туриста приходится один въезжающий.
Необходимо сделать работу туроператора более выгодной на российском рынке туристских услуг, чем на зарубежном. Для этого следует дифференцировать туристскую деятельность и применять протекционистские меры к туристским организациям, работающим в основном на рынке въездного и внутреннего туризма, путем предоставления налоговых и других льгот.
К приоритетным направлениям относятся также:
- расширение социальной базы туризма (массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения и т.п.), возвращение на туристский рынок российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, что позволит создать тысячи рабочих мест и в конечном итоге окажет существенное воздействие на улучшение финансово-экономического положения в Московской области;
- привлечение инвестиций для развития инфраструктуры туризма, модернизации его материальной базы, активизации строительства новых объектов туризма;
- сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, обустройство рекреационных ресурсов;
- нормативно-правовое обеспечение эффективной работы индустрии туризма, предусматривающее как принятие новых нормативных правовых актов, так и внесение изменений в действующие.
2. Механизмы реализации приоритетных направлений развития
индустрии туризма в Московской области
Для создания сбалансированного рынка туристских услуг, ориентированного в первую очередь на въездной и внутренний туризм, необходимо разработать проекты нормативных правовых актов, предусматривающих следующие налоговые льготы организациям, работающим на этих направлениях:
- уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в областной бюджет, на 50 процентов;
- освобождение от платы за землю в части платежей, поступающих в областной бюджет, на 50 процентов.
Действие вышеуказанных налоговых льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, у которых объем реализации товаров (услуг, работ) в части въездного, внутреннего и социального туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 процентов.
Необходимо разработать проекты законов Московской области о внесении изменений в:
- Закон Московской области "О туристской деятельности в Московской области";
См. Закон Московской области от 9 ноября 2005 г. N 238/2005-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых Законов Московской области в сфере туристской деятельности"
- Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области";
См. Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"
- в ряд других законов Московской области, связанных с туристской деятельностью.
Необходимо также подготовить и внести в Московскую областную Думу предложения о внесении в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возможности взимания туристской ренты, являющейся формой реализации права собственности на туристские ресурсы. Это позволит получить дополнительный источник финансирования развития туризма, а четкое разделение прав собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и туристскими организациями-реально определить содержание туристской ренты и направления ее использования.
Большая часть рентных платежей за рекреационные ресурсы должна поступать непосредственно в местные бюджеты и направляться на реализацию программ охраны, рационального использования и восстановления рекреационных ресурсов и мероприятий по развитию инфраструктуры туризма в муниципальных образованиях. Для развития транспортной инфраструктуры, связи и т.д. возможно направление всей суммы рентных платежей в местные бюджеты при увеличении налоговых ставок на заграничные туры для отдельных категорий клиентов.
Московская область и Москва тесно связаны друг с другом: многие жители Московской области работают в Москве, еще большее количество жителей Москвы отдыхают и временно проживают в Московской области. Москвичи заинтересованы в благоприятном состоянии эколого-рекреационной среды Московской области, и поэтому сложившиеся отношения нужно развивать и поддерживать.
Необходимо создание реестра и на его основе каталога всех расположенных на территории Московской области организаций туристско-гостиничного комплекса, лечебно-оздоровительных и других средств размещения туристов независимо от их ведомственной принадлежности.
Для развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма необходимо разработать и реализовать проекты строительства и организации объектов размещения и питания, оказания дополнительных услуг туристам и населению, небольших комфортабельных гостиниц и ресторанов, предназначенных для оказания туристских услуг в городах и сельской местности.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие туризма в Российской Федерации" необходимо оказать поддержку хозяйствующим субъектам и муниципальным образованиям в доработке имеющихся бизнес-планов по реконструкции и строительству объектов инфраструктуры туризма, расположенных на территории Московской области, а также в привлечении российских и зарубежных инвесторов. К ним относятся следующие объекты:
а) реконструируемые:
- гостиницы на базе исторических усадеб по кольцевому маршруту (города Одинцово, Звенигород, Сергиев Посад);
- гостиница "Ока" (город Серпухов);
- туристская база "Торбеево озеро" (Сергиево-Посадский район);
б) новые объекты:
- гостиница в городе Солнечногорске;
- кемпинг в городе Можайске.
Учитывая достаточные природные лечебные ресурсы, широкую сеть оздоровительных учреждений, значительный научный и курортный потенциал Московской области, необходимо разработать систему мер по развитию действующей санаторно-курортной сети и созданию новых курортных зон на базе перспективных местностей, обладающих ресурсным потенциалом для лечебно-оздоровительных целей.
Рекреационные ресурсы Московской области, принимающей в год около 10 миллионов туристов, подвергаются значительному антропогенному воздействию. Следует усилить контроль за отчуждением и резервированием земель, расположенных в местностях, уже используемых или обладающих ресурсным потенциалом для лечебно-оздоровительных целей.
Необходимо активизировать деятельность государственного унитарного предприятия Московской области "Московская областная туристская компания", что позволит усилить влияние на реализацию различных проектов - как коммерческих, так и социальной направленности, пополнить областной бюджет. Одним из основных направлений деятельности указанного предприятия должна стать работа в качестве туроператора, в том числе на территории Московской области, через создаваемую сеть его филиалов.
Необходимо создать ассоциации организаций туризма по сферам их деятельности или по профессиональным признакам, например, ассоциация туристских организаций Московской области, ассоциация лечебно-оздоровительных организаций, ассоциация гидов-переводчиков и экскурсоводов и т.д.
Становление туризма в качестве важной конкурентоспособной отрасли экономики Московской области невозможно без коренного преобразования системы рекламно-информационного обеспечения на основе соответствующих банков и баз данных, сетевых информационных технологий и современных телекоммуникационных средств. Для формирования информационной инфраструктуры туризма необходимо создать единую информационную сеть Московской области.
В области кадрового и научно-методического обеспечения необходимо осуществлять подготовку квалифицированных кадров на принципах непрерывности, начиная с системы лицейских программ, профессиональных классов и училищ и кончая послевузовским образованием и регулярным повышением квалификации по международным стандартам и методикам с учетом особенностей российского рынка туристско-экскурсионных услуг.
К решению этих задач необходимо шире привлекать научные организации - Российскую международную академию туризма и другие.
Заключение
Туризм оказывает большое влияние на формирование личности и на развитие социально-экономической инфраструктуры Московской области. Социальный эффект от развития туризма проявляется в уменьшении миграции населения, проживающего в рекреационных зонах, в крупные города Московской области, появлении новых рабочих мест, развитии сетей телекоммуникационных и транспортных систем, повышении культуры и грамотности местного населения, снижении уровня преступности.
Для руководства процессом реформирования отрасли туризма, повышения эффективности реализации положений настоящей Концепции необходимо создание единого координирующего органа, которым может стать Координационный совет по развитию туризма при Правительстве Московской области.
С целью отработки механизмов реформирования отрасли туризма и их внедрения целесообразно проведение эксперимента по разработке, утверждению и реализации программ развития туризма в ряде муниципальных образований Московской области, главы которых выражают заинтересованность в таком эксперименте.
Приложение
Пояснительная записка
к Концепции развития индустрии туризма
в Московской области на 2001-2005 годы
1. Основные понятия (Федеральный Закон N 132-ФЗ
от 24.11.96 "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации")
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое).
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор).
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
Услуги гида-переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания.
Туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.
Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
2. Современное состояние туризма в Московской области
Имеющийся высокий туристский потенциал Московской области, а также потеря в последнем десятилетии большинства рекреационных зон в Прибалтике, Крыму, нестабильная политическая обстановка на Кавказе выдвигают Московскую область на одно из первых мест в развитии индустрии туризма наряду с другими перспективными рекреационными районами Российской Федерации.
Разнообразие природных условий, экологического состояния окружающей среды, концентрации памятников культурного наследия, уровня хозяйственной освоенности территории обусловливают пространственную неоднородность в распределении рекреационных ресурсов по территории Московской области.
С точки зрения перспектив развития туризма и его функциональной ориентации Московскую область можно условно разделить на 3 сектора.
К первому сектору относится наиболее благоприятная территория, перспективная для развития всех видов рекреационной деятельности Западная, Северо-Западная и Северная части Московской области. Для нее характерно сочетание лучших рекреационных природных ресурсов с большим скоплением памятников истории и культуры и наиболее спокойной в области экологической обстановки.
Эта территория отличается наиболее высоким, сильно расчлененным рельефом Смоленско-Московской возвышенности, обилием лесов и сильно развитой речной сетью с водохранилищами, что создает условия для развития оздоровительного отдыха и различных видов спортивного туризма. В этом секторе находятся основные месторождения лечебных грязей и минеральных вод, на базе которых действуют множество здравниц.
Сектор обладает наиболее значимыми памятниками культурного наследия: Троице-Сергиева Лавра, Новоиерусалимский скит, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий монастыри, усадьбы Яропольца, Архангельское, мемориальный комплекс Бородино и многие другие памятники. В нем сосредоточены наиболее известные народные промыслы Московской области: лаковая миниатюра Федоскина, подносы Жостова, художественное стекло "Русское Мурано" (Костино), косторезанье и резьба по дереву (Хотьково и Сергиев Посад).
На этой территории создается природно-исторический парк "Средняя Россия". Большие рекреационные возможности этого сектора реализованы далеко не полностью. Рекреационные учреждения в основном сконцентрированы в районах, расположенных недалеко от города Москвы, и локально, по водохранилищам и берегам реки Москвы.
На перспективу этот сектор может быть выделен как зона основного рекреационного освоения Московской области, ориентированная в целом на плановый туризм. Здесь должны быть сформированы зоны лечебного и детского отдыха и серии рекреационных природных и природно-исторических парков, предназначенные для развития спортивного и познавательного туризма.
Второй (восточный) сектор Московской области, занятый Мещерской низменностью, отличается однообразными природными условиями и довольно редкими памятниками истории и культуры. Функциональные возможности этой территории ограничены охотой и рыболовством по озерам и рекам, конными маршрутами и дачной рекреацией.
В третий сектор входят Центральные, Южные и Юго-Восточные районы Московской области. Это сильно урбанизированные, экологически неблагоприятные территории, на которых сохранилось множество архитектурных памятников культового и гражданского назначения. Эта часть всегда была привлекательной для экскурсионной деятельности, которую следует развивать и в дальнейшем. Существующие санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, базы отдыха и пансионаты должны подвергнуться реконструкции с целью повышения качества предоставляемых услуг.
В современных условиях туристский комплекс Московской области должен отвечать целому ряду основополагающих требований, в рамках которых следует разрабатывать стратегию и тактику экономического регулирования туристского рынка.
Социальные требования заключаются:
- в удовлетворении дифференцированного платежеспособного спроса различных категорий потенциальных потребителей разнообразных туристских услуг;
- в предоставлении на туристском рынке комплексных услуг, включающих различные виды рекреационной деятельности, обеспечивающей активный досуг, отдых, оздоровление и лечение;
- в развитии специализированных видов туризма, исходя из имеющихся в области туристских ресурсов: познавательного, лечебного, спортивно-оздоровительного, экологического и др.
Экологические требования направлены на сохранение экологического равновесия в природной и историко-культурной среде, оптимальное сочетание интересов развития туризма с целями рационального использования и охраны природного и культурного наследия Московской области и предполагают:
- территориальную и функциональную организацию районов, зон и трасс туристского освоения, исходя из степени нагрузки на ландшафт и соответствующей "туристской емкости" территорий, обеспечивающей сохранение ценных природных и культурных объектов;
- разработку и внедрение сохраняющих природу, экологически чистых видов туристской деятельности.
Градостроительные требования заключаются в обеспечении необходимых связей между отдельными туристскими объектами и их комплексами, организации единой системы территорий, зданий и сооружений туристского обслуживания, предусматривающей сохранение и усиление их историко-культурных, природных и оздоровительных особенностей.
Типологические требования определяют реконструкцию существующих и разработку новых типов туристских объектов с целью внедрения в туристскую практику перспективных функциональных и технологических решений туристского обслуживания, оздоровления и лечения клиентов.
Развитие туризма в Московской области тесно связано также с разработками в рамках тематики "Золотого наследия Руси" под эгидой ЮНЕСКО и при участии Московской Патриархии, освоением и возрождением туристского потенциала северо-запада России, "Золотого кольца России", другими программами.
Московская область обладает большим туристским потенциалом, превышающим аналогичные ресурсы ряда ведущих европейских стран. Однако возможности туризма в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни Московской области остаются востребованными не полностью.
В Московской области сконцентрированы крупнейшие памятники культуры, духовно-религиозные центры, археологические, архитектурные, исторические и мемориальные комплексы: 450 ценных культовых сооружений, 150 усадеб, 97 музеев, 26 центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, множество мемориальных объектов. Инфраструктура Московской области весьма развита: 11 крупнейших железнодорожных и 15 автомагистралей, 4 гражданских аэропорта, 2 речных порта.
На сегодняшний день в области имеются:
- 150 санаториев (в том числе курорты республиканского значения "Дорохово" и "Тишково");
- 160 санаториев-профилакториев и оздоровительных комплексов;
- 160 домов отдыха и пансионатов;
- более 300 турбаз, кемпингов и мотелей, ведомственных баз отдыха;
- 470 оздоровительных детских лагерей.
По территории области проложены десятки экскурсионных маршрутов; гостей и туристов принимают 73 гостиницы; работают 270 туристских организаций различных форм собственности, обладающих лицензией на право осуществления международной туристической деятельности.
Сейчас в Московской области занято объектами рекреации стационарного использования около 20 тыс. гектаров. За последнее десятилетие в силу целого ряда причин часть туристских ресурсов и объектов туристской инфраструктуры Московской области утрачены: разрушены, поменяли форму собственности и собственников, используются не по назначению либо вообще не используются. Коэффициент заполняемости гостиниц составляет в среднем 53%, а предприятий санаторно-оздоровительного комплекса - лишь 15%. Места размещения - гостиницы, мотели, кемпинги, санатории, профилактории, пансионаты, дома и базы отдыха, детские оздоровительные лагеря и т.п. - относятся к разным формам собственности, имеют разную отраслевую и ведомственную принадлежность.
Положение, сложившееся в большинстве муниципальных образований Московской области в сферах культурно-бытового обслуживания населения, организации досуга и рекреации, массовых ярмарок-продаж товаров народного потребления и продуктов, нуждается в коренном улучшении. Туристская инфраструктура развита слабо: не обустроены автодороги, свертывается сеть столовых, ресторанов, мотелей, транспортных предприятий. Из-за постоянно растущих цен на проезд по железной дороге перестали функционировать "поезда здоровья".
Туристский рынок не сбалансирован: на 10 выезжающих туристов приходится лишь 1 внутренний, в то время как по рекомендациям Всемирного туристского общества оптимальной пропорцией является 1 въездной - 1 выездной - 4 внутренних туриста.
Потребности местного населения в активном туризме, лечебном отдыхе и культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6%, в результате чего большая часть денег на оплату этих услуг утекает из области в столицу и за рубеж. Туроператоры и турагенты других субъектов Российской Федерации, в первую очередь города Москвы, получают значительные прибыли от использования рекреационных и других туристских ресурсов Московской области, в то время как доля в прибыли обладателя этих ресурсов остается весьма незначительной.
Государственная статистическая отчетность несовершенна, не соответствует рекомендациям Всемирной туристской организации, вследствие чего объективная картина состояния материальной базы и результатов финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма отсутствует. Существующие экономические рычаги регулирования и поощрения занятий туризмом и отдыхом неэффективны.
В результате всего этого значительные ресурсы туризма и рекреации оказались омертвленными, сужается география туристских маршрутов, сокращается число объектов экскурсионного показа.
Дополняют характерные черты современного состояния туризма в Московской области следующие аспекты:
- разобщенность областных турфирм и предприятий, отсутствие концентрации усилий по совместной взаимовыгодной деятельности;
- значительное преобладание туроператоров и турагентов, ориентированных в своей работе на выездной туризм и способствующих вывозу валюты за рубеж;
- изменение структуры туристских потоков, направляемых теперь чартерными рейсами иностранных авиакомпаний за границу;
- мощная реклама зарубежного туризма и недостаточный интерес средств массовой информации к отечественному рынку.
Из приведенного в настоящей пояснительной записке анализа современного состояния туризма в Московской области вытекает, что становление и развитие туризма как одной из отраслей экономики Московской области требуют новых подходов, которые изложены в предлагаемой Концепции развития индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 11 марта 2001 г. N 52/6 "О концепции развития индустрии туризма в Московской области на 2001-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был