Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 4 апреля 2001 г. N 23/130
Справка
о результатах проверки использования денежных средств,
выделенных из областного бюджета 1999 года
небанковской кредитной организации закрытому
акционерному обществу "Центральная расчетная палата"
В соответствии с решением Московской областной Думы от 11 октября 2000 года N 22/109 консультантами Контрольно-счетной палаты Ананьевым В.Н. и Павлюковым В.П. в ноябре - декабре с.г. проведена проверка использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 1999 года небанковской кредитной организации закрытому акционерному обществу "Центральная расчетная палата".
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде являлись:
- генеральный директор - Тростянецкая М.А., в должности с 20.01.96 по 25.02.99, затем Ионов В.В. с 26.02.99 по 15.06.2000, в настоящее время - Чмирев С.В.;
- главный бухгалтер - Борисова Л.Б., исполняла обязанности главного бухгалтера с 20.08.96 по 02.03.2000, в настоящее время - и.о. главного бухгалтера Зюзина О.А.
В ходе проверки установлено:
Небанковская кредитная организация закрытое акционерное общество "Центральная расчетная палата" (далее - ЦРП) создана в качестве закрытого акционерного общества в 1992 году решением собрания учредителей (протокол от 11.03.92 б/н) и зарегистрирована Московской регистрационной палатой 02.06.92.
В течение всей деятельности ЦРП в ее устав вносились изменения и дополнения, связанные с изменением формы собственности, которые были согласованы с Банком России в порядке, установленном инструкцией Банка "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности" от 23.07.98 N 75-И.
ЦРП имеет лицензию от 30.07.97 N 33/3-К на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;
- выдача банковских гарантий.
Во исполнение постановления Губернатора Московской области от 21.09.98 N 276-ПГ "Об ЗАО "Центральная расчетная палата Московской области в целях совершенствования и укрепления платежно-расчетной дисциплины, решения финансово-экономических проблем в Московской области Фондом имущества Московской области были приобретены 380 акций ЦРП из 500 выпущенных номинальной стоимостью 100 рублей каждая. При этом уставный капитал ЦРП составил 50,0 тыс. рублей.
Таким образом, в уставном капитале ЦРП 76% (380 акций) принадлежат Фонду имущества Московской области, 6% (30 акций) - АКБ "Национальный банк взаимного кредита", 1% (5 акций) - АБ "Международный банк сотрудничества "ОргБанк", 1% (5 акций) - КБ "МБО ОргБанк" и 15% (75 акций) - выкупленные у акционеров и находящиеся на балансе ЦРП.
В то же время следует отметить, что Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" ст. 11 установлено, что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Распоряжением Губернатора Московской области от 22.03.99 N 182-РГ в целях обеспечения нормального функционирования ЦРП без достаточных оснований было предусмотрено в проекте областного бюджета выделение средств в размере 42965,0 тыс. рублей, из них на выкуп долгов (убытков) 9000,0 тыс. рублей и 33965,0 тыс. рублей на содержание по смете ЦРП и ее отделений, что и нашло отражение в Законе Московской области N 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год". Во исполнение этого распоряжения между Правительством Московской области и ЦРП был заключен договор о целевом бюджетном финансировании ЦРП на сумму 42965,0 тыс. рублей, а не на выполнение работ или оказание услуг, т.е. фактически за счет средств областного бюджета предусматривалось содержание коммерческой структуры и, кроме того, запланировано выделение средств на выкуп долгов, образовавшихся в результате деятельности ЦРП начиная с 1994 года.
Кроме того, следует отметить, что цели приобретения акций ЦРП Московской областью, указанные в постановлении Губернатора Московской области N 276-ПГ, не достигнуты, так как открыли расчетные счета в ЦРП только 16 бюджетных организаций Московской области, из которых только по пяти счетам осуществлялось движение средств, а именно:
- Министерство финансов Московской области;
- ГУП "Издательский дом "Подмосковье";
- Московское областное фармацевтическое управление;
- Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности Московской области (бюджетный счет по капвложениям);
- Комитет по физкультуре, спорту и туризму Московской области.
Сумма оборота по всем счетам указанных организаций составила всего 88,1 млн. рублей, или менее 0,8% расходов областного бюджета за 1999 год.
По мнению Контрольно-счетной палаты расходы бюджетных средств на содержание ЦРП и оплату их долга можно оценить как нецелевые, так как ст. 11040 (прочие текущие расходы) бюджетной классификации Российской Федерации, по которой осуществлялось финансирование, не предусмотрены расходы на содержание организаций по смете и на выплату их долга.
Согласно Закону Московской области N 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" на расходы ЦРП в 1999 году было запланировано выделение средств областного бюджета в сумме 42965,0 тыс. рублей, в том числе по защищенным статьям 3225,1 тыс. рублей и по незащищенным - 39739,9 тыс. рублей.
Фактическое финансирование в 1999 году составило 8500,0 тыс. рублей, в том числе целевым порядком на содержание организации - 3225,1 тыс. рублей.
Отчет об использовании средств областного бюджета за 1999 год в документах организации отсутствовал, Минфином Московской области не истребовался, как это было предусмотрено п. 2.7 указанного выше договора о целевом бюджетном финансировании ЦРП. Отсутствие контроля со стороны Минфина за расходованием бюджетных средств ЦРП и представлением отчетности привело к искажению данных расходования бюджетных средств, представленных Минфином в проект закона и принятых впоследствии в Законе Московской области N 37/2000-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 1999 год". При этом в указанном Законе сумма фактического финансирования ЦРП в 1999 году была показана как полностью израсходованная, что не соответствовало действительности.
Годовой отчет об использовании средств областного бюджета был представлен только в период проверки в декабре 2000 года на сумму 6601,6 тыс. рублей, а оставшиеся неиспользованными бюджетные средства 1999 года в сумме 1898,4 тыс. рублей были израсходованы в первом полугодии 2000 года.
Согласно данным бухгалтерского учета и представленного в период проверки отчета об использовании бюджетных средств поступившие средства в 1999 году расходовались по двум направлениям:
- собственное содержание ЦРП - 2368,3 тыс. рублей, при этом целевое финансирование на ее содержание составило 3225,1 тыс. рублей;
- погашение убытка, связанного с основной деятельностью ЦРП в предыдущие годы, - 4233,3 тыс. рублей.
Согласно смете, на целевое финансирование расходов в 1999 году ЦРП было истребовано 42965,0 тыс. рублей (приложение к распоряжению Губернатора Московской области от 22.03.99 N 182-РГ) и фактически израсходовано в 1999 году:
(в тыс. рублей)
/------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Предусмотрено|Фактически |В процентах |
|расходов |по смете |израсходовано | |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Фонд оплаты труда | 2338,0 | 721,8 | 30,8 |
|Начисления на зарплату| 897,1 | 302,6 | 33,7 |
|Оплата коммун. услуги | 1997,0 | 415,5 | 20,1 |
|арендная плата | | | |
|Оплата услуг связи | 170,0 | 147,4 | 86,7 |
|Оплата транспортных | 816,0 | 126,0 | 15,4 |
|услуг | | | |
|Аудиторские услуги | 209,0 | 170,7 | 81,6 |
|и публикация отчета | | | |
|Расходы | 19993,9 | 86,3 | 0,04 |
|по программному | | | |
|обеспечению | | | |
|Прочие расходы | 753,9 | 398,0 | 52,8 |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Итого на содержание | 27175,0 | 2368,3 | 8,7 |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Выкуп долгов (убытков)| 9000,0 | 4233,3 | 47,0 |
|Затраты на содержание | 6790,0 | - | - |
|отделов (филиалов) | | | |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Всего расходов | 42965,0 | 6601,6 | 0,15 |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Фактич. финансир. | | 8500,0 | |
|в 1999 г. | | | |
|----------------------+-------------+--------------+--------------|
|Неиспользованный | | 1898,4 | |
|остаток бюджетных | | | |
|средств | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Исходя из данных таблицы затраты на содержание ЦРП в 1999 году составили 8,7% от запланированных по смете, или 2368,3 тыс. руб., при целевом финансировании только по защищенным статьям (на оплату труда) - 3235,1 тыс. рублей. Основными причинами низкого исполнения сметы явились завышение плановых сумм, ограниченное финансирование и неполная укомплектованность организации специалистами.
Согласно штатному расписанию, утвержденному генеральным директором ЦРП 26 февраля 1999 г., в организации предусматривалось 35 человек, фактически в течение года содержалось от 10 до 15 человек.
Оплата труда специалистам ЦРП (согласно постановления Губернатора Московской области от 11.11.98 N 349-ПГ) производилась применительно к условиям оплаты труда, предусмотренным для государственных служащих Московской области по одноименным должностям, что формально явилось вмешательством в действия акционерного общества.
Необходимо отметить, что израсходованные бюджетные средства в отдельных регистрах бухгалтерского учета не учитывались, а учет их производился совместно с израсходованными собственными средствами ЦРП, что значительно затрудняло проверку использования средств областного бюджета по целевому назначению. На эти недостатки указывалось и при проведении проверки Главным управлением Банка России по Московской области.
Другое направление в расходовании средств областного бюджета было связано с неустойчивым финансовым положением ЦРП и погашением убытков по основной деятельности в предыдущие годы, которые по состоянию на 01.01.99 составили 13,1 млн. рублей, а с учетом предполагаемых убытков от реализации ГКО и имеющихся средств резервного фонда, направляемых на погашение убытков, в смете на истребование средств областного бюджета на покрытие убытков было запланировано 9,0 млн. рублей.
Всего в 1999 году на погашение убытков было направлено 4233,3 тыс. рублей, из которых 2273,7 тыс. рублей были перечислены организациям, перед которыми ЦРП являлась должником, а 1959,6 тыс. рублей были оплачены векселями.
В целях совершенствования работы с клиентами и упорядочения погашения долга, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок выпуска и обращения векселей, ЦРП в счет погашения долга были выпущены в обращение простые векселя на общую сумму 3535,6 тыс. рублей со сроком погашения с января по декабрь 1999 года (протокол заседания правления небанковской кредитной организации ЗАО "Центральная расчетная палата" от 1 сентября 1998 г.). Векселя были размещены среди организаций, перед которыми ЦРП являлась должником.
Погашение векселей осуществлялось по заявлениям организаций-векселедержателей. Данные о погашении векселей приведены в таблице:
(в тыс. рублей)
/------------------------------------------------------------------\
|N векселей| Сумма векселей|Срок погашения|Фактически|Номер и дата |
| | | |погашено |платежного |
| | | | |поручения |
|----------+---------------+--------------+----------+-------------|
|N 1 | 665,0 |15.01.99 |29.03.99 |N 487 |
| | | | |от 29.03.99 |
|N 2 | 335,0 |30.01.99 |29.03.99 |N 489 |
| | | | |от 29.03.99 |
|N 3 | 171,6 |15.07.99 |17.08.99 |N 657 |
| | | | |от 17.08.99 |
|N 6 | 788,0 |01.10.99 - |15.09.99 |N 689 |
| | |230,0 | |от 15.09.99 |
| | |01.10.99 - |10.12.99 |N 798 |
| | |558,0 | |от 10.12.99 |
|----------+---------------+--------------+----------+-------------|
|Всего | 1959,6 | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Остальные два векселя (N 4 и 5) на общую сумму 1576,0 тыс. рублей были погашены с нарушением сроков погашения в первом полугодии 2000 года за счет остатка бюджетных средств 1999 года.
Кроме того, в 2000 году за счет средств областного бюджета 1999 года были погашены остатки на счетах клиентов на сумму 218,4 тыс. рублей, а 104,0 тыс. рублей были использованы на оплату услуг по аудиторской проверке.
В целом финансовое положение ЦРП по итогам работы в 1999 году было неустойчивым. Основной причиной неустойчивой работы организации явилось наличие убытка от деятельности в предыдущие годы, в результате чего ЦРП испытывала недостаток собственных средств (капитала), а в отдельные периоды (июнь - октябрь) его величина имела отрицательное значение.
По состоянию на 1 января 2000 года непогашенный убыток составил 6,4 млн. рублей. Этот факт объясняется отсутствием в Правительстве Московской области согласованной с Московской областной Думой программы совершенствования и укрепления платежно-расчетной дисциплины с использованием ЦРП, а в результате этого вложение бюджетных средств как в уставный капитал, так на содержание и выкуп долга ЦРП, не вполне обоснованно и не принесло должной эффективности.
Выводы
Финансирование ЦРП как коммерческой структуры из областного бюджета 1999 года проводилось без достаточных оснований, а расход средств ЦРП осуществлялся на цели, не соответствующие ст. 111040 (прочие текущие расходы) бюджетной классификации Российской Федерации, по которой Законом Московской области N 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" финансировалась ЦРП.
Постановление Губернатора Московской области N 276-ПГ "Об ЗАО "Центральная расчетная палата Московской области", во исполнение которого был приобретен контрольный пакет акций ЦРП, фактически не выполнено в части проведения расчетов бюджетных средств через ЦРП.
В Правительстве Московской области отсутствовала согласованная с Московской областной Думой программа совершенствования и укрепления платежно-расчетной дисциплины с использованием ЦРП, и в соответствии с этим расходование средств областного бюджета 1999 года на финансирование деятельности ЦРП и оплату ее долга экономически необоснованно.
Минфином Московской области не осуществлялся контроль за целевым расходованием бюджетных средств ЦРП, не был истребован отчет о расходовании средств за 1999 год, в результате чего допущено искажение отчетности (остаток бюджетных средств на 1 января 2000 года на сумму 18938,4 тыс. рублей на счете ЦРП был показан как израсходованный), соответственно неправильно определены расходы по защищенным статьям.
Фактически из предусмотренных Законом Московской области N 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" бюджетных средств ЦРП в сумме 42965,0 тыс. рублей выделено 8500,0 тыс. рублей, которые соответственно израсходованы на цели, предусмотренные распоряжением Губернатора Московской области от 22.03.99 N 182-РГ, в 1999 году - 6601,6 тыс. рублей, в 2000 году - 1898,4 тыс. рублей.
В ЦРП израсходованные бюджетные средства не учитывались на отдельных регистрах бухгалтерского учета, что затрудняло проверку использования средств по предназначению.
<< Назад |
||
Содержание Решение Московской областной Думы от 4 апреля 2001 г. N 23/130 "О результатах проверки Контрольно-счетной палатой использования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.