10 ноября 2001 г.
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования и определяет принципы государственной политики, особенности построения и деятельности системы образования в Московской области.
В Московской области реализуется принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов населения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Образовательное учреждение или иная образовательная организация (далее - образовательное учреждение) - некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс, то есть реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательная программа - документ, определяющий предметное содержание образования определенного уровня и направленности.
Тип образовательного учреждения - элемент государственного статуса образовательного учреждения, определяемый в соответствии с направленностью реализуемых в данном образовательном учреждении образовательных программ (программы).
Вид образовательного учреждения - элемент государственного статуса образовательного учреждения, определяемый в соответствии с уровнем и функциональными особенностями реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ (программы).
Статья 2. Реализация государственной политики в сфере образования в Московской области
Организационной основой государственной политики в сфере образования в Московской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Московской области на основе Федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Московской области.
О государственных образовательных стандартах см. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. N 174, от 12 августа 1994 г. N 940, от 18 августа 1995 N 821
Статья 3. Областные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов
1. Областные (национально-региональные) (далее - областные) компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются как их часть и наряду с федеральными компонентами указанных стандартов обязательны для исполнения на территории Московской области.
2. Областные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования и устанавливаются законом Московской области.
3. Областные компоненты государственных образовательных стандартов уточняются не реже одного раза в десять лет.
Статья 4. Поддержка языковой культуры населения Московской области
С целью повышения уровня языковой культуры населения Московской области, сохранения самобытности и чистоты русского языка разрабатывается и принимается в установленном порядке областная целевая программа по поддержке языковой культуры населения Московской области.
Статья 5. Воспитательный компонент образовательного процесса
1. Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса основывается на целенаправленном воздействии на нравственное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к социально-культурной адаптации в жизни и обществе.
2. Общеобразовательные учреждения являются основной мировоззренческой базой воспитания и развития детей, обеспечивающей взаимодействие с организациями и ведомствами в вопросах воспитания обучающихся, воспитанников, их жизненном самоопределении, нравственном и гражданском становлении.
3. В образовательных учреждениях системы образования в Московской области не допускается реализация образовательных программ, содержащих элементы, формирующие у обучающихся, воспитанников национальную, религиозную или иную нетерпимость.
4. Воспитательная политика, осуществляемая в ходе образовательного процесса, проводится в непосредственной связи с институтом семьи.
Глава II. Система образования в Московской области
Статья 6. Понятие системы образования в Московской области
1. Система образования в Московской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных форм собственности, типов и видов; физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; органов управления образованием и подведомственных им учреждений.
2. В системе образования в Московской области действуют государственные (областные) образовательные учреждения, муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения.
Статья 7. Типы образовательных учреждений системы образования в Московской области
В системе образования в Московской области действуют следующие типы образовательных учреждений:
- дошкольные образовательные учреждения;
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- общеобразовательные учреждения;
- общеобразовательные школы-интернаты;
- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
- образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;
- другие образовательные учреждения.
Статья 8. Органы управления образованием в системе образования в Московской области
1. В образовательной системе в Московской области действуют органы управления образованием, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и уставами муниципальных образований Московской области и в пределах своей компетенции осуществляют государственную политику в сфере образования.
2. Управление государственными (областными) образовательными учреждениями, входящими в систему образования в Московской области, осуществляют центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Статья 9. Инфраструктура системы образования
1. Инфраструктуру системы образования в Московской области образуют подведомственные органам управления образованием учреждения или иные организации, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям, а также органам управления образованием обслуживающие функции и обеспечивающие их деятельность.
2. К организациям инфраструктуры могут относиться:
- транспортные, ремонтно-строительные организации;
- комбинаты питания;
- общежития;
- гостиницы;
- жилищный фонд;
- дома и базы отдыха;
- спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации;
- спортивные сооружения;
- издательские и полиграфические организации;
- информационные центры;
- библиотеки;
- другие организации.
Статья 10. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и регламентация деятельности образовательных учреждений в системе образования в Московской области
1. Подготовка к ведению образовательной деятельности в государственных (областных) образовательных учреждениях с момента их государственной регистрации не может превышать 12 месяцев. В случае если государственное (областное) образовательное учреждение не получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в указанный срок, оно лишается права на финансирование из областного бюджета и ликвидируется.
2. Лицензирование государственных (областных), муниципальных, а также негосударственных образовательных учреждений, входящих в систему образования в Московской области, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования.
О лицензировании образовательных учреждений см. постановление Правительства Московской области от 7 мая 2001 г. N 137/16 "О совершенствовании системы лицензирования в Московской области" и постановление Губернатора Московской области от 14 августа 2000 г. N 74/20 "Об организации лицензионной деятельности на территории Московской области"
3. До создания государственной аттестационной службы аттестация образовательных учреждений, входящих в систему образования в Московской области, а также аттестация педагогических кадров проводится центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования в пределах его компетенции.
4. Государственная аккредитация образовательных учреждений, входящих в систему образования в Московской области, проводится центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования в пределах его компетенции.
О правилах проведения аккредитации в Московской области см. постановление Правительства Московской области от 17 мая 2001 г. N 142/17
5. Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого являются исполнительный орган государственной власти Московской области или органы местного самоуправления Московской области, может быть осуществлена только с согласия соответственно Московской областной Думы или представительного органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого находится образовательное учреждение.
6. Решение о ликвидации образовательных учреждений, указанных в пункте 5 настоящей статьи, не допускается без предварительной экспертной оценки соответственно уполномоченным органом исполнительной государственной власти Московской области, органом местного самоуправления Московской области последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования и воспитания детей.
7. Муниципальное дошкольное образовательное или муниципальное общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности, может быть ликвидировано только с согласия схода жителей населенного пункта (пунктов), обслуживаемого указанным учреждением.
Глава III. Компетенция органов государственной власти
Московской области и органов местного самоуправления
Московской области в сфере образования
Статья 11. Компетенция Московской областной Думы в сфере образования
К компетенции Московской областной Думы в сфере образования относятся:
- определение государственной (областной) политики в сфере образования;
- осуществление законодательного регулирования отношений в сфере образования;
- утверждение областных дополнительных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей в части их образования и воспитания;
- утверждение областных компонентов государственных образовательных стандартов;
- утверждение областной целевой программы развития образования;
- утверждение нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по типам и видам образовательных учреждений системы образования в Московской области;
- установление дополнительных к федеральным социальных гарантий и льгот работникам образовательных учреждений.
Статья 12. Компетенция исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования
К компетенции исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования относятся:
- формирование и осуществление государственной политики в сфере образования на территории Московской области, финансовая поддержка государственных гарантий общедоступности среднего (полного) общего образования;
- обеспечения соблюдения законодательства в сфере образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
- разработка и реализация областной целевой программы развития образования;
- разработка областных дополнительных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей в части их образования и воспитания;
- разработка областных компонентов государственных образовательных стандартов;
- осуществление в пределах своей компетенции лицензирования образовательных учреждений, входящих в систему образования в Московской области;
- организация и проведение в пределах своей компетенции аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, входящих в систему образования в Московской области, а также аттестации педагогических кадров;
- создание, реорганизация, ликвидация и финансовое обеспечение государственных (областных) образовательных учреждений;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
- информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы;
- издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
- разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по типам и видам образовательных учреждений системы образования в Московской области.
Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования
К компетенции органов местного самоуправления в сфере образования относится:
- создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования руководителей муниципальных органов управления образованием;
- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях реализации государственной политики в области образования;
- формирование бюджетов муниципальных образований в части расходов на образование, разработка и принятие местных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности на уровне не ниже норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Московской области;
- обеспечение гражданам возможности выбора образовательных учреждений в пределах соответствующих муниципальных образований;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования;
- утверждение программ развития образования соответствующих муниципальных образований;
- учет детей, подлежащих обучению на ступенях начального общего и основного общего образования;
- выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание необходимых материально-технических условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;
- строительство и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в технически безопасном состоянии, обустройство прилегающих к ним территорий;
- контроль исполнения договоров аренды недвижимого имущества образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
- использование муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах обучающихся, воспитанников;
- установление местных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;
- обеспечение взаимодействия с органами социальной защиты населения, здравоохранения и культуры, правоохранительными органами, службой занятости в решении проблем обучения и воспитания обучающихся, охраны их здоровья, профилактики правонарушений и безнадзорности, организации летнего отдыха, досуга и занятости.
Глава IV. Экономические и финансовые основы системы
образования в Московской области
Статья 14. Основные принципы экономической политики Московской области в сфере образования
1. Экономическая политика Московской области в сфере образования направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений в системе образования в Московской области, в том числе:
- на финансирование образовательных учреждений в системе образования в Московской области, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
- на финансовую поддержку наиболее одаренных обучающихся, воспитанников, лучших педагогических работников, образовательных учреждений в форме премий, стипендий, грантов, целевого финансирования;
- на финансирование и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; финансирование учреждений для детей, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
2. Образовательным учреждениям предоставляется право самостоятельного ведения финансово-экономической деятельности и создаются необходимые условия для эффективной реализации этого права.
Статья 15. Финансирование государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждений
1. Финансирование государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (далее - нормативы) в системе образования в Московской области.
2. Нормативы в системе образования в Московской области, применяемые при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на очередной год, утверждаются Московской областной Думой.
3. Финансовые средства государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждений образуются за счет:
- бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе утвержденных нормативов;
- доходов от предпринимательской деятельности;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
- доходов от иной не противоречащей законодательству деятельности.
4. Наличие у государственных (областных) или муниципальных учреждений дополнительных к бюджетным ассигнованиям доходов не является основанием для снижения размеров бюджетных ассигнований.
5. Доходы, полученные государственным (областным) или муниципальным образовательным учреждением от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за данным образовательным учреждением, используются целевым назначением на содержание и развитие его материально-технической базы.
Порядок учета в доходах областного бюджета арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Московской области и закрепленным за государственными (областными) образовательными учреждениями, ее использования и контроля над ее использованием устанавливается Правительством Московской области.
Порядок учета в доходах бюджетов муниципальных образований арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленным за муниципальными образовательными учреждениями, ее использования и контроля над ее использованием устанавливается органами местного самоуправления Московской области.
Статья 16. Льготы, предоставляемые образовательным учреждениям
Льготы по налогам и сборам образовательным учреждениям предоставляются в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".
Статья 17. Оплата труда работников образовательных учреждений
1. Работникам образовательных учреждений ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
См. Единую тарифную сетку по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 775
2. За выполнение дополнительных видов работ, не входящих в круг функциональных обязанностей работников образовательных учреждений, а также за высокую результативность работы, качество работы, напряженность, интенсивность труда устанавливаются доплаты и надбавки к ставкам (окладам) в соответствии с Положением о порядке установления доплат и надбавок в данном образовательном учреждении.
3. Фонд на выплату указанных доплат и надбавок из областного бюджета в государственных (областных) образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, определяется в размере 20-25% от фонда оплаты труда.
Глава V. Социальные гарантии в системе образования
в Московской области
Статья 18. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников
1. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников определяются законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, уставом образовательного учреждения.
2. Обучающимся, воспитанникам гарантируются уважение их человеческого достоинства, личная неприкосновенность и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. В случае причинения морального вреда (физического или нравственного страдания) действиями (бездействием), нарушающими личные права обучающегося, воспитанника, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее его честь и достоинство, он или его законные представители вправе обратиться в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или суд.
3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся близкими родственниками, гарантируется право направления в одно образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Для обеспечения психологической и социальной поддержки обучающихся и воспитанников органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти Московской области создают соответственно социально-педагогические, психолого-педагогические учреждения и психолого-медико-педагогические службы.
Законом Московской области от 10 ноября 2001 г. N 175/2001-ОЗ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Дополнительные социальные гарантии работников образовательных учреждений
1. Педагогическим работникам образовательных учреждений и совместно проживающим с ними членам их семей, работающим в сельской местности и поселках городского типа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставляются бесплатное жилое помещение и оплата за предоставляемые жилищные и коммунальные (отопление и освещение) услуги.
Право на льготы, указанные в абзаце 1 настоящей статьи, сохраняется за педагогическими работниками образовательных учреждений и совместно проживающими с ними членами их семей при выходе на пенсию данных работников, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, составляет на момент выхода на пенсию не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Льгота по оплате жилищных и коммунальных (отопление и освещение) услуг сохраняется за педагогическими работниками образовательных учреждений при переезде их в близлежащий город в пределах одного муниципального образования Московской области при выходе на пенсию этих работников, если общий стаж их работы в образовательных учрежденных, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, составляй на момент выхода на пенсию не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Льгота по оплате жилищных и коммунальных (отопление и освещение) услуг предоставляется указанным работникам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда и форм собственности.
Средства для реализации указанных льгот учитываются в смете доходов и расходов на финансирование образовательных учреждений, в которых они работают или работали до выхода на пенсию, если на момент выхода на пенсию они пользовались этими льготами.
Пункт 2 статьи 19 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2002 г.
2. Работникам образовательных учреждений не из числа педагогических работников и совместно проживающим с ними членам их семей, работающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляется льгота по оплате жилищных и коммунальных (отопление и освещение) услуг в размере 50%.
Льгота по оплате жилищных и коммунальных (отопление и освещение) услуг предоставляется указанным работникам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда и форм собственности.
Расходы по оплате указанной льготы предусматриваются в законе Московской области об областном бюджете на очередной финансовый год и учитываются в смете доходов и расходов на финансирование соответствующих образовательных учреждений.
3. Педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств местного и областного бюджетов, может предоставляться право льготного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) от места проживания до места работы и обратно.
4. В целях развития творческого потенциала педагогов, поощрения талантливых работников образовательных учреждений, лауреатов педагогических профессиональных областных конкурсов Правительством Московской области могут устанавливаться премии в размерах, определяемых им.
Об учреждении ежегодных именных премий Губернатора Московской области для работников образовательных учреждений Московской области см. постановление Губернатора Московской области от 4 ноября 2000 г. N 378-ПГ
5. Работникам образовательных учреждений Правительством Московской области и органами местного самоуправления соответственно могут предоставляться дополнительные льготы или компенсации, включая оплату за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, медицинское обслуживание и лечение.
Пункт 6 статьи 19 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2002 г.
6. Педагогическим работникам - молодым специалистам в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области, производится выплата ежемесячной материальной помощи в размере одного минимального размера оплаты труда в течение двух лет с момента их поступления на работу в государственные (областные) или муниципальные образовательные учреждения.
Глава VI. Профессиональная подготовка, повышение
квалификации и переподготовка педагогических работников
Статья 20. Руководство профессиональной подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников в Московской области
1. Общее руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников в системе образования в Московской области осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере образования.
2. Научно-методическим и организационным центром, осуществляющим профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации всех категорий работников системы образования в Московской области, является областное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
Статья 21. Методическая работа в образовательных учреждениях
1. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются на уровне образовательного учреждения.
2. С учетом конкретных условий и специфики образовательных учреждений возможны различные формы организации коллективной методической работы - предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, творческие группы, школы передового опыта и другие формы.
3. Работники образовательных учреждений имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы.
Глава VII. Заключительные положения
Законом Московской области от 10 ноября 2001 г. N 175/2001-ОЗ статья 22 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 6 статьи 19.
Пункты 2 и 6 статьи 19 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2002 года.
Губернатор
Московской области |
Б.В. Громов |
10 июня 2001 г.
N 107/2001-ОЗ
Принят решением
Московской областной Думы
от 6 июня 2001 г. N 5/138
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Московской области от 10 июня 2001 г. N 107/2001-ОЗ "Об образовании" (принят решением Московской областной Думы от 6 июня 2001 г. N 5/138)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 6 статьи 16, которые вступают в силу с 1 января 2002 г.
Текст Закона опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 21 июня 2001 г., N 60; в "Вестнике Московской областной Думы", август 2001 г., N 8 часть 2
Законом Московской области от 27 июля 2006 г. N 136/2006-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Московской области от 25 марта 2006 г. N 42/2006-ОЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Закон Московской области от 11 февраля 2006 г. N 19/2006-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2006 г.
Закон Московской области от 28 января 2006 г. N 11/2006-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Московской области от 28 октября 2005 г. N 225/2005-ОЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2006 г.
Закон Московской области от 18 июня 2005 г. N 147/2005-ОЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования
Закон Московской области от 19 января 2005 г. N 16/2005-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Московской области от 8 декабря 2004 г. N 166/2004-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 11 июля 2005 г. N 171/2005-ОЗ
Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г. (включительно)
Закон Московской области от 26 мая 2003 г. N 55/2003-ОЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после фициального опубликования
Закон Московской области от 24 июля 2002 г. N 76/2002-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Закон Московской области от 10 ноября 2001 г. N 175/2001-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования