Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 15 марта 2002 г. N 10/2002-ОЗ
Областная целевая программа
"Зерно" на 2002-2007 годы
17 декабря 2004 г.
Законом Московской области от 17 декабря 2004 г. N 177/2004-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы "Зерно" на 2002-2007 годы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Зерно" на 2002-2007 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах Московской области" (в редакции Закона Московской области N 47/99-ОЗ с дополнением, внесенным Законом Московской области N 81/2001-ОЗ), Закон Московской области N 14/96-ОЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Московской области N 77/99-ОЗ, N 224/2001-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 13.04.2001 N 117/14 "О мерах по стабилизации рынка зерна и отдельных видов продовольствия в Московской области", постановление Правительства Московской области от 07.06.2001 N 172/20 "О разработке проекта областной целевой программы "Зерно" на 2002-2007 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области |
Разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство внешнеэкономических связей Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области |
Цель Программы |
Создание экономических условий для увеличения объемов производства зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями, зарегистрированными в Московской области, (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), обеспечение бесперебойных поставок зерна для государственных нужд Московской области и стабильности рынка зерна в Московской области |
Задачи Программы |
1. Создать механизм экономического регулирования рынка зерна в Московской области на основе заключения долгосрочных договоров с производителями зерна, субъектами Российской Федерации и странами СНГ. 2. Разработать модель агропромышленной кооперации, направленной на развитие сельского хозяйства Московской области как сырьевой базы для пищевой промышленности Московской области. 3. Разработать финансово-кредитный механизм интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с зерноперерабатывающими организациями, включающий весь цикл работ до стадии конечного производства и оптовых поставок продуктов переработки зерна |
Сроки реализации Программы |
2002-2007 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Создать для обеспечения государственных нужд Московской области резервный фонд зерна. 2. Разработать мероприятия по стабилизации рынка зерна в Московской области. 3. Создать автоматизированную систему оперативного сбора и обработки информации о наличии зерна и муки на зерноперерабатывающих организациях в Московской области. 4. Разработать механизм интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и зерноперерабатывающих организаций в Московской области. 5. Увеличить к 2007 году производство продовольственного и фуражного зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями - до 500,0 тыс. тонн, в том числе продовольственного зерна - до 60,0 тыс. тонн, фуражного - до 351,0 тыс. тонн, семенного материала - до 89 тыс. тонн |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство внешнеэкономических связей Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области. ОАО "Мособлхлебопродукты", иные зерноперерабатывающие организации, сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории Московской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего средств - 1980,3 млн. руб. Из них: средства областного бюджета - 907,3 млн. руб. В том числе: бюджетные кредиты - 733,2 млн. руб.; компенсация из средств областного бюджета процентов за пользование банковскими кредитами - 84,6 млн. руб.; субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию 25 процентов затрат на страхование урожая зерновых культур - 89,5 млн. руб. Внебюджетные средства - 1073,0 млн. руб. В том числе: средства ОАО "Мособлхлебопродукты", иных зерноперерабатывающих организаций - 368,0 млн. руб.; кредиты банков - 705,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение производства зерна в Московской области к 2007 году до 500,0 тыс. тонн в год и обеспечение гарантированных поставок продовольственного и фуражного зерна для государственных нужд Московской области |
Организация контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с законодательством Московской области и в порядке, установленном Правительством Московской области |
Введение
Настоящая Программа разработана с целью создания экономических условий для увеличения объемов производства зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями, обеспечения бесперебойных поставок зерна для государственных нужд Московской области и стабильности рынка зерна в Московской области.
1. Состояние рынка и производства зерна в Московской области
1.1. Состояние рынка зерна
Баланс ресурсов продовольственного и фуражного зерна в Московской области формируется в основном за счет его ввоза из других регионов Российской Федерации и стран СНГ: Северного Кавказа, Восточной и Западной Сибири, Алтая, Поволжья, Северного Казахстана.
Основные закупки зерна в Московской области в объеме более 800 тыс. тонн осуществляются зерноперерабатывающими организациями самостоятельно. Ранее 50-120 тыс. тонн зерна поставлялись АООТ Корпорация "Мособлхлебопродукт".
Основными российскими операторами на рынке зерна в Московской области являются ЗАО "Росзерно", ОАО "Росхлебопродукт", ОАО "ОГО". Наиболее крупным оператором из стран СНГ является Казахская продовольственная корпорация.
По данным ОАО "Мособлхлеб" в 2001 году потребность организаций хлебопекарной промышленности Московской области в муке составит 340,0 тыс. тонн.
Мощности организаций мукомольно-крупяной промышленности Московской области позволяют производить до 365 тыс. тонн муки в год.
В настоящее время организации хлебопекарной промышленности Московской области закупают у организаций мукомольно-крупяной промышленности Московской области около 210 тыс. тонн муки, остальные объемы муки закупаются в других регионах Российской Федерации и странах СНГ.
За последние пять лет проявилась устойчивая тенденция увеличения завоза хлеба и хлебобулочных изделий в торговую сеть Московской области из других регионов Российской Федерации и стран СНГ. Для населения Московской области, проживающего в поселениях, расположенных вблизи границы Московской области, обеспечение хлебобулочными изделиями стало зависеть от поставщиков из близлежащих областей. Вместе с тем мощности организаций мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей промышленности Московской области загружены не более чем на 70 процентов.
В Московской области из 31 зерноперерабатывающей организации 29 акционированы, а из 37 организаций хлебопекарной промышленности 34 акционированы.
Зерно, производимое в Московской области, используется в основном на фуражные цели. В 1986-1990 годах зерновые культуры занимали 292 тысячи гектаров, валовое производство зерна составляло более 700 тысяч тонн. Начиная с 1991 года производство зерна в Московской области носит неустойчивый характер, резко сократились посевные площади под зерновыми культурами, валовой сбор, урожайность и закупка зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
За период 1996-1999 годов среднегодовое производство зерна сократилось в 2,3 раза. Произошли существенные изменения в структуре посевных площадей, занятых под зерновыми культурами, необоснованно сократилась доля озимых культур, особенно ржи. Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 7,4 раза, органических - в 4,5 раза. В 2000 году обеспеченность отрасли животноводства зерном, произведенным сельскохозяйственными товаропроизводителями, составляла лишь 32 процента.
Основными причинами такого положения является снижение производственного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более 65 процентов машин и оборудования выработали ресурс и требуют капитального ремонта или замены. Снижение плодородия почв, медленное внедрение современных технологий и машин для возделывания зерновых культур, отсутствие собственных финансовых средств у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей сдерживает дальнейшее увеличение производства зерна.
Центральной проблемой агропромышленного комплекса Московской области является неплатежеспособность сельскохозяйственных организаций, которая обусловлена двумя группами причин: макроэкономическими и микроэкономическими.
К макроэкономическим причинам относятся:
1. Резкое изменение соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары в пользу последних.
Вместе с тем изменение данного соотношения путем прямой государственной поддержки (дотирования) сельскохозяйственных организаций в ближайшее время не имеет перспективы из-за недостаточности бюджетных средств. Поэтому требуется выработка новой стратегии восстановления платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сложившегося соотношения цен и незначительного объема государственной поддержки.
2. Непоследовательность в проведении экономических реформ в Российской Федерации и отсутствие четкой государственной политики по проблеме неплатежеспособности.
3. Неразвитость финансовой инфраструктуры и недоступность финансовых ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в силу сезонного характера их производства остро нуждаются в оборотных средствах. Получение финансовых ресурсов через посредников приводит к их существенному удорожанию, что отражается на себестоимости продукции и конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций на потребительском рынке.
К микроэкономическим причинам относятся:
1. Значительная изношенность основных фондов сельскохозяйственных организаций.
Более 65 процентов всей техники и оборудования в сельскохозяйственных организациях полностью изношено. Существенно возросла доля затрат на запасные части и ремонт в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции. Значительная часть урожая теряется из-за отсутствия уборочной техники. В то же время лизинг в настоящее время недостаточен по объемам и дорог.
Привлечение инвесторов является наиболее реальным условием финансового оздоровления большинства сельскохозяйственных организаций, осуществляющих свою деятельность в Московской области.
2. Острый дефицит квалифицированных руководителей и специалистов сельского хозяйства.
3."Распыленность" капитала.
В большинстве сельскохозяйственных организаций, осуществляющих свою деятельность в Московской области, имеет место наличие сотен собственников, из которых только 30-40 процентов работают непосредственно в этих организациях. Такая структура собственности и система управления не создают заинтересованности у работников в результатах своего труда, а у собственников - в эффективном управлении ресурсами организаций.
1.2. Перспективы развития рынка зерна и хлебопродуктов в Московской области
Прогноз развития рынка зерна и хлебопродуктов в Московской области на среднесрочный период указывает на существенный рост потребления зерна. В 2002 году общая годовая потребность в зерне должна составить 1561 тыс. тонн, а в 2007 году - достигнуть 1905 тыс. тонн. Прогноз потребности Московской области в зерне и продуктах его переработки приведен в таблице.
Таблица
Прогноз потребности Московской области в зерне, муке, хлебобулочных изделиях и комбикормах на период 2002-2007 годов
(тыс. тонн)
Наименование продукции |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Продовольственное зерно |
805 |
797 |
771 |
760 |
747 |
729 |
Мука |
620 |
613 |
593 |
584 |
575 |
561 |
Хлебобулочные изделия |
759 |
748 |
724 |
713 |
702 |
685 |
Фуражное зерно |
756 |
875 |
952 |
1072 |
1134 |
1176 |
Комбикорма |
1080 |
1250 |
1360 |
1530 |
1620 |
1680 |
Общая потребность в зерне |
1561 |
1672 |
1723 |
1832 |
1881 |
1905 |
Рост потребления зерна обусловлен в основном развитием отраслей животноводства и птицеводства. Между тем сохраняющаяся негативная тенденция уменьшения численности населения Московской области и, в то же время, намечающееся улучшение структуры питания населения позволяют предположить снижение потребности в продовольственном зерне с 805 тыс. тонн в 2002 году до 729 тыс. тонн в 2007 году.
С целью стабилизации в Московской области рынка зерна и создания экономических условий для увеличения его производства Правительством Московской области принят ряд первоочередных мер. Принято решение о создании Открытого акционерного общества "Хлебопродукты Московской области" (далее - ОАО "Мособлхлебопродукты") с долей Московской области в уставном капитале в размере 25 процентов плюс одна акция. В состав его учредителей вошли 20 акционерных обществ: зерноперерабатывающие, мукомольные и хлебопекарные организации, зарегистрированные в Московской области, Акционерный Коммерческий банк "Внешагробанк" (открытое акционерное общество).
Правительство Московской области предусматривает активную экономическую политику, рассчитанную на превращение стихийно развивающегося рынка зерна в регулируемый и социально приемлемый для населения Московской области.
2. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание экономических условий для увеличения объемов производства зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями, обеспечение бесперебойных поставок зерна для государственных нужд Московской области и стабильности рынка зерна в Московской области.
Основными задачами Программы являются:
1. Создание механизма экономического регулирования рынка зерна в Московской области на основе заключения долгосрочных договоров с сельскохозяйственными товаропроизводителями, субъектами Российской Федерации и странами СНГ.
2. Разработка модели агропромышленной кооперации, направленной на развитие сельского хозяйства Московской области как сырьевой базы для пищевой промышленности Московской области.
3. Разработка финансово-кредитного механизма интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с зерноперерабатывающими организациями, включающего весь цикл работ до стадии конечного производства и оптовых поставок продуктов переработки зерна.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации настоящей Программы - 2002-2007 годы.
Первый этап Программы предусматривает решение задач по созданию условий для перехода от стихийного к экономически регулируемому рынку зерна и хлебопродуктов в Московской области.
Второй этап Программы направлен на увеличение производства зерна в Московской области к 2007 году до 500,0 тыс. тонн, в том числе продовольственного зерна - до 60 тыс. тонн, фуражного - до 351,0 тыс. тонн, семенного материала - до 89 тыс. тонн.
4. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
Настоящая Программа предусматривает систему мероприятий, направленных на создание условий для перехода от стихийного к экономически регулируемому рынку зерна и хлебопродуктов в Московской области за счет увеличения производства зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями и ввоза продовольствия и сырья из других регионов Российской Федерации и стран СНГ (приложение 1).
В перечень основных мероприятий входит:
4.1. Создание резервного фонда зерна для обеспечения государственных нужд Московской области за счет кредитных средств областного бюджета - 122,2 млн. руб.
4.2. Разработать мероприятия по стабилизации рынка зерна в Московской области. Данные мероприятия предусматривают разработку порядка заключения долгосрочных договоров и заключение долгосрочных соглашений с субъектами Российской Федерации и странами СНГ на поставку зерна в Московскую область, а также подготовку предложений по созданию ассоциации зерноперерабатывающих организаций, зарегистрированных в Московской области.
4.3. Создание автоматизированной системы оперативного сбора и обработки информации о наличии зерна и муки в зерноперерабатывающих организациях, осуществляющих свою деятельность в Московской области, за счет средств областного бюджета и средств зерноперерабатывающих и хлебопекарных организаций.
Указанная система позволит своевременно принимать необходимые меры в случаях нарушения бесперебойного обеспечения организаций мукомольно-крупяной промышленности Московской области зерном, а населения - хлебом и хлебобулочными изделиями.
4.4. Разработка механизма интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и зерноперерабатывающих организаций, осуществляющих свою деятельность в Московской области.
Данным мероприятием предусматривается решение задачи по созданию механизма авансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей непосредственно зерноперерабатывающими организациями.
При этом предусматривается в 2007 году довести выработку комбикормов зерноперерабатывающими организациями, осуществляющими свою деятельность в Московской области, до 1680 тыс. тонн с последующей закупкой их сельскохозяйственными организациями, занимающимися производством молока, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы, яиц.
Закупку зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается осуществлять на основе заключения долгосрочных договоров с зерноперерабатывающими организациями. Авансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается осуществлять за счет средств ОАО "Мособлхлебопродукты" и зерноперерабатывающих организаций в следующих объемах: 2002 г. - 50 млн. руб., 2003 г. - 54 млн. руб., 2004 г. - 58 млн. руб., 2005 г. - 62 млн. руб., 2006 г. - 69 млн. руб., 2007 г. - 75 млн. руб.
4.5. Увеличение производства зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2002 году - до 347,0 тысячи тонн; в 2003 году - до 364,0 тысячи тонн; в 2004 году - до 390,0 тысячи тонн; в 2005 году - до 421,0 тысячи тонн; в 2006 году - до 454,0 тысячи тонн, в 2007 году - до 500,0 тыс. тонн (приложение 2).
Доведение производства продовольственного зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями для выработки муки на мукомольных заводах в 2002 году - до 40 тыс. тонн; в 2003 году - до 43 тыс. тонн; в 2004 году - до 47 тыс. тонн; в 2005 году - до 50 тыс. тонн; в 2006 году - до 55 тыс. тонн; в 2007 году - до 60 тыс. тонн.
Увеличение производства зерна предполагается осуществлять в основном за счет создания специализированных зон (по географическому положению) интенсивного производства зерна в основном в южных районах Московской области на основе интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством зерна, с зерноперерабатывающими организациями, осуществляющими свою деятельность в Московской области.
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета, привлечения инвестиций, средств зерноперерабатывающих и хлебопекарных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предусматривается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям бюджетные кредиты из кредитного фонда Московской области для производства и послеуборочной доработки зерна на условиях в порядке предоставления лизинга, в объемах, предусматриваемых законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
5.1. Финансово-кредитный механизм, объемы и источники финансирования Программы
Закупку зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается осуществлять на основе заключения долгосрочных договоров с зерноперерабатывающими организациями.
На период 2002-2007 годов настоящей Программой предусматривается получение сельскохозяйственными товаропроизводителями краткосрочных кредитов в сумме 207 млн. руб. и долгосрочных кредитов в сумме 498 млн. руб. Предусматривается использование средств областного бюджета для компенсации процентов за пользование указанными банковскими кредитами в сумме 84,6 млн. рублей.
Компенсация процентов за пользование банковскими кредитами из средств областного бюджета осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
Настоящей Программой предусматривается предоставление в 2003-2007 годах субсидий в сумме 89,5 млн. руб. из средств областного бюджета на компенсацию 25 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая зерновых культур по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями.
Компенсация указанной части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая зерновых культур из средств областного бюджета осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
Для реализации мероприятий настоящей Программы, связанных с вопросами увеличения производства зерна, предусматривается использование финансовых средств, определенных на указанные цели иными областными целевыми программами поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
5.2. Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования настоящей Программы за период 2002-2007 годов составит 1980,3 млн. руб., из них внебюджетные средства должны составить всего 1073,0 млн. руб., в том числе средства ОАО "Мособлхлебопродукты" и зерноперерабатывающих организаций - 368,0 млн. руб., кредиты банков - 705,0 млн. рублей. Из областного бюджета за указанный период планируется выделить 907,3 млн. руб., в том числе бюджетных кредитов - 733,2 млн. руб., средств на компенсацию процентов за пользование сельскохозяйственными товаропроизводителями банковскими кредитами - 84,6 млн. руб., субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию 25 процентов затрат на страхование урожая зерновых культур - 89,5 млн. руб.
Законом Московской области от 17 декабря 2004 г. N 177/2004-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Исполнители Программы
Исполнителями настоящей Программы являются:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство внешнеэкономических связей Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ОАО "Мособлхлебопродукты", иные зерноперерабатывающие организации, сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории Московской области.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате выполнения мероприятий настоящей Программы производство продовольственного и фуражного зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями намечается увеличить к 2007 году до 500,0 тыс. тонн, в том числе: продовольственного зерна - до 60 тыс. тонн, фуражного - до 351,0 тыс. тонн, семенного материала - до 89 тыс. тонн, а также стабилизировать положение на рынке зерна в Московской области и обеспечить бесперебойное снабжение населения Московской области мукой, хлебом и хлебобулочными изделиями, а сельскохозяйственных товаропроизводителей - комбикормами.
8. Контроль за исполнением Программы
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с законодательством Московской области и в порядке, установленном Правительством Московской области.
Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год Губернатор Московской области ежегодно представляет в Московскую областную Думу отчет о реализации настоящей Программы в отчетном финансовом году в составе сводного отчета о реализации Комплексной программы социально-экономического развития Московской области.
Итоговый отчет о реализации настоящей Программы в целом представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в настоящей Программе.
Итоговый отчет о реализации Программы должен содержать данные о ее финансировании в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации, процент и оценку результатов реализации настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.