Паспорт
Государственной программы Московской области
"Наука и промышленность Московской области - здравоохранению Московской области 1999-2001 гг."
Наименование Государственная программа Московской области "Наука
и промышленность Московской области -
здравоохранению Московской области 1999-2001 гг."
(далее - Программа)
Основание для Реализация Концепции развития Московской области
разработки на 1997-2005 гг. План работы Правительства
Программы Московской области на 1998 г.
Государственные Главное управление здравоохранения Администрации
заказчики Московской области, Министерство по промышленности
Программы и науке Московской области
Разработчики Министерство по промышленности и науке Московской
Программы области, Главное управление здравоохранения
Администрации Московской области, Комитет по
экономике Администрации Московской области
Цели и задача Проект направлен на обеспечение повышения уровня и
Программы качества медицинской помощи населению, лечения,
диагностики и профилактических мер в системе
здравоохранения Московской области. Поставка,
разработка, испытания, освоение производства
продукции предназначены для импортозамещения
медицинской техники, оборудования, биотехнологий,
лекарственных, диагностирующих препаратов и
лечебных средств по обеспечению нужд
здравоохранения региона. Максимальное привлечение
организаций любых форм собственности,
зарегистрированных на территории Московской
области, к выполнению Программы
Исполнители Научно-исследовательские, конструкторские и
Программы: промышленные организации любых форм собственности,
- обеспечение зарегистрированные на территории Московской
разработок, области, привлеченные на конкурсной основе
производства,
лицензирования
- обеспечение Научно-исследовательские, конструкторские и
испытаний, промышленные организации, зарегистрированные на
сертификация территории Московской области и привлеченные на
конкурсной основе, совместно с организациями
системы здравоохранения Московской области, Москвы,
других регионов России, Академией медицинских наук
России
Сроки реализации 1999-2001 гг.
Программы
Объем 118,3 млн. руб.,
финансирования в том числе:
Программы 1999 г. - 46,8 млн. руб.,
2000 г. - 42,4 млн. руб.,
2001 г. - 29,1 млн. руб.,
областной/местный:
88,5 млн. руб./29,8 млн. руб.,
в том числе:
1999 г. - 35,3 млн. руб./11,5 млн. руб.,
2000 г. - 30,7 млн. руб./11,7 млн. руб.,
2001 г. - 22,5 млн. руб./6,6 млн. руб.
Источники Бюджет Московской области
финансирования
Руководитель Заместитель Главы - министр по промышленности и
Программы науке
Оценка В части номенклатуры и тематики, включенных в
эффективности Программу, предусматривается:
реализации - экономия бюджетных средств на 80% за счет
Программы применения отечественных импортозамещающих
технологий и медицинской техники, а также за счет
использования областных бюджетных средств в самой
области, что обеспечивает их частичный возврат в
виде налоговых поступлений;
- сохранение и создание 1700 рабочих мест в
промышленных и научных организациях Московской
области;
- повышение качества, диагностики и лечения в
системе здравоохранения Московской области
Ответственные Министерство по промышленности и науке Московской
за исполнение области, Главное управление здравоохранения
Программы Администрации Московской области, Комитет по
экономике Администрации Московской области
Контроль Первый Вице-глава по экономической политике и
выполнения развитию
Введение
Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и одним из самых приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни общества. В связи с этим возрастает ответственность государства за реализацию конституционных прав граждан в этой области и, как следствие, сохранение и развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения, научно-технической и материальной базы.
Целенаправленный метод управления экономикой Московской области является эффективным средством государственного воздействия по реализации структурной политики и по решению сложных задач экономического и социального характера. Исходя из социально-политической значимости вопроса о состоянии здоровья населения - главного приоритета в политике Правительства Московской области необходим программный подход к решению комплекса проблем охраны здоровья.
Программа является одним из этапов реализации Концепции развития Московской области на 1997-2005 годы, а также федеральной программы "О развитии медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года".
Настоящая Программа является составной частью принимаемых мер по оптимальному удовлетворению потребностей населения лекарствами, медицинской помощью и услугами посредством обеспечения изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, оборудованием, биотехнологиями, новейшими научно-исследовательскими достижениями в сфере здравоохранения, разработка и производство которых осуществляются на территории Московской области.
Проектом федеральной целевой программы "О развитии медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" предусмотрено в том числе:
- необходимое содействие в разработке и реализации региональных программ по созданию производств медикаментов, медицинской техники и изделий медицинского назначения;
- более широкое использование возможностей конверсии и диверсификации предприятий оборонной промышленности;
- адресная поддержка перспективных производств, создание научно-технического задела медицинской промышленности, прикладной и фундаментальной науки;
- предоставление безвозвратных централизованно выделенных бюджетных средств на конкурсной основе под конкурентоспособную продукцию, импортозамещающую медицинскую технику и лекарственные препараты.
Эти положения и рекомендации указанной федеральной программы заложены в основу настоящей Программы.
2. Краткая характеристика и основные задачи Программы
В Программе в основном изложены три направления, по которым работают научно-исследовательские, конструкторские, промышленные организации любых форм собственности, зарегистрированные на территории Московской области, в том числе оборонного комплекса, машиностроения и других немедицинских отраслей промышленности.
Первое направление - медицинская техника
и изделия медицинского назначения
Производством медицинской техники и оборудования медицинского назначения в Московской области занимается около 100 организаций различных отраслей, что составляет седьмую часть от всех производителей в Российской Федерации.
Сегодня производство указанной техники на этих предприятиях сравнялось с объемом производства специализированных предприятий медицинской промышленности. Однако следует отметить, что ее использование в организациях системы здравоохранения Московской области в настоящее время недостаточно.
Становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе с использованием современных диагностических приборов, систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса.
Представляют интерес новые разработки лазерных медицинских установок (г. Фрязино), приборов для исследования функций внешнего дыхания (г. Жуковский), устройство для переливания крови (г. Лыткарино), анализаторы состояния сердечной деятельности плода (МОНИИАГ).
Необходимо отметить важность выпуска общемедицинского оборудования для больниц (г. Электросталь, г. Химки), разного рода медицинских инструментов (г. Голицыно) и других.
Второе направление - лекарственные средства
и диагностические препараты
В Московской области имеется солидная база для производства необходимого ассортимента лекарственных веществ общего пользования наружного и перорального применения (капли, мази, настойки).
Это производство хорошо налажено, сертифицировано и может удовлетворить потребности области (ТОО "Эколаб").
Представляют интерес новые разработки в научных центрах РАН (Черноголовка) по получению противоопухолевых антибиотиков, а также новых препаратов для лечения ишемической болезни сердца (стенокардии, инфарктов) на основе никорандила.
Важное значение для профилактики и лечения инфаркта миокарда имеют разрабатываемые в г. Дзержинском (ФЦДТ) препараты нитросорбида.
Принципиально новым является лечение генетических заболеваний с помощью корректированных генов (г. Троицк).
Необходимо также отметить попытку получения антиспидовых препаратов (г. Долгопрудный).
Разработка и производство диагностических препаратов в Московской области сосредоточены в основном в двух крупных центрах: АО "Биомед" им. Мечникова и НИИ прикладной микробиологии г. Оболенска. Оба учреждения выпускают препараты для определения инфекционных и аллергических состояний, а также профилактические препараты типа вакцин. Необходимо отметить разработку набора для диагностики гепатита (г. Пущино).
Третье направление - лечебные средства и биотехнологии
Из новых лечебных средств следует упомянуть раневые покрытия "Биокол" и "Цитокол" (типа "искусственной кожи") для лечения ожогов, трофических язв, длительно незаживающих ран, препарат "Перфторан" ("искусственная кровь") (г. Пущино), препарат фирмы "Интермедапатит" (аналог кости) и получение хрящевых трансплантантов (г. Троицк).
Биотехнологические производства и разработки Московской области сосредоточены в основном в крупных центрах: г. Пущино, г. Оболенске и других. В основном в микробиологических центрах производятся вакцинные и диагностические препараты (г. Оболенск), ферменты ИБФМ РАН (г. Пущино), антиоксиданты (г. Дубна).
Представляет также интерес разработка нового биодеградабельного упаковочного материала на основе микробного пластика (г. Пущино).
Все направления Программы изложены в четырех формах по мере готовности продукта и приоритетности (приложение 1).
Форма N 1. Поставки разработанных, сертифицированных,
освоенных в производстве и выпускаемых продуктов
Этот раздел характеризуется следующими показателями:
26 предприятий поставляют продукцию 59 наименований в период 1999-2001 гг. на сумму 83,0 млн. руб., в том числе по годам:
1999 г. - 27,2 млн. руб., 15,7 млн. руб. - област./ 11,5 млн. руб. - местн.;
2000 г. - 30,4 млн. руб., 18,7 млн. руб. - област./ 11,7 млн. руб. - местн.;
2001 г. - 25,4 млн. руб., 18,8 млн. руб. - област./ 6,6 млн. руб. - местн.
В том числе отмечены 12 наименований на сумму 15,5 млн. руб., закупку которых необходимо обеспечить в 1998 г. Это расходуемые материалы для гемодиализа, хирургических манипуляций (иглы, "искусственная кожа", биокомпозиционные материалы), приборы и аппараты для экстренной и неотложной медицины (системы переливания крови и ее заменителей, кардиографы, кардиостимуляторы, анализатор сердечной деятельности плода, реанимационные укладки).
Форма N 2. Подготовка и освоение производства разработанных
и сертифицированных продуктов, получение лицензии
Этот раздел характеризуется следующими показателями:
6 предприятий готовят и осваивают производство 9 наименований продуктов в период 1999-2001 гг. на сумму 2,0 млн. руб. (областной бюджет), в том числе по годам:
1999 г. - 1,7 млн. руб., 2000 г. - 0,2 млн. руб., 2001 г. - 0,1 млн. руб.
Эффективность вложенных средств по этому разделу составляет 33,3 руб. на один инвестиционный рубль. Использование прибыли от инвестиций будет направлено на нужды здравоохранения Московской области, и сфера использования определяется заказчиком при заключении договоров.
Форма N 3. Испытание и сертификация созданных продуктов
Этот раздел характеризуется следующими показателями:
8 предприятий проводят испытания и сертификацию 15 наименований продуктов в период 1999-2001 гг. на сумму 2,5 млн. руб. (областной бюджет), в том числе по годам:
1999 г. - 1,6 млн. руб., 2000 г. - 0,8 млн. руб. 2001 г. - 0,1 млн. руб.
Форма N 4. Исследования, разработка, доработка, модернизация
новых видов продуктов
Этот раздел характеризуется следующими показателями:
24 предприятия и организации планируют проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 42 перспективным темам по всем направлениям медицины, что в период 1999-2001 гг. оценивается на сумму 30,8 млн. руб. (областной бюджет), в том числе по годам:
1999 г. - 16,3 млн. руб., 2000 г. - 11,0 млн. руб., 2001 г. - 3,5 млн. руб.
Все формы несут необходимую и достаточную информацию о степени готовности продукта, включая потребность, цену, стоимость по годам, фирмах-производителях, потребителях и другое. Актуальность тематики и экономическая целесообразность подтверждена бизнес-планами.
Программа характеризуется следующими цифрами: 43 предприятия, 125 предложений.
Общие финансовые затраты на период 1999-2001 гг. - 118,3 млн. руб.,
в том числе областной бюджет местный бюджет 1999 г. - 46,8 млн. руб. 35,3 млн. руб. 11,5 млн. руб. 2000 г. - 42,4 млн. руб. 30,7 млн. руб. 11,7 млн. руб. 2001 г. - 29,1 млн. руб. 22,5 млн. руб. 6,6 млн. руб.
Итого: 88,5 млн. руб. 29,8 млн. руб.
Особенность Программы - конкретная адресная направленность как поставщиков, так и потребителей, при этом они являются в основном организациями Московской области.
В Программу включены предложения по закупке, сертификации, освоению производства и разработке медицинской техники, лекарственных и лечебных средств и препаратов, направленных на импортозамещение, при этом вся указанная продукция производится, разрабатывается и в дальнейшем будет производиться на территории Московской области.
Импортозамещение и использование средств областного бюджета в самой Московской области - две главные задачи, решаемые посредством реализации данной Программы.
Такой подход позволит использовать средства областного и местных бюджетов непосредственно в Московской области, сохранить и создать рабочие места для производителей, оказать содействие научным и конструкторским организациям, занимающимся новыми разработками в области медицины, обеспечить базу для создания и производства импортозамещающей техники, лекарственных и диагностирующих препаратов, лечебных средств и биотехнологий.
Участники Программы после выполнения своих обязательств по ее реализации имеют право осуществлять поставки своей продукции за пределы Московской области по договорным ценам.
3. Финансирование Программы
Порядок и механизм финансирования Программы осуществляются в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области. Объем финансирования устанавливается таким образом, чтобы средства, выделяемые на реализацию Программы из областного и местных бюджетов, обеспечивали выполнение мероприятий и достижение показателей, предусмотренных Программой. При этом поступление средств из внебюджетных источников не может быть основанием для уменьшения размера бюджетного финансирования.
Средства из областного и местных бюджетов направляются на оплату поставок уже готовых изделий медицинской техники, приборов, лекарств, препаратов и лечебных средств в форме областного и муниципального государственных заказов.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, испытания, освоение производства, сертификация и лицензирование вновь разрабатываемой продукции финансируются только из областного бюджета.
При реализации Программы возможен механизм неденежных форм оплаты, а также использование экономических регуляторов, в том числе налоговых льгот, льготных кредитов, субвенционирование цен и др.
4. Механизм взаимодействия по разработке
и реализации Программы
В соответствии с Законом Московской области "О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Московской области" от 27.03.96 N 7/86, а также Регламентом Администрации Московской области, утвержденным распоряжением Главы от 04.08.94 N 735-Р, построена схема разработки и реализации Программы (далее - Схема), которая является постоянно действующим инструментом ее организационно-методического сопровождения, координации и контроля, а также разработки дополнения на последующие годы (приложение 2).
Схема состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов.
Особое место в указанной Схеме отводится постоянно действующему Экспертному совету по медицинской технике и технологиям, работа которого направлена на объективную оценку разработок организаций Московской области и выработку рекомендаций по оптимальному обеспечению нужд здравоохранения.
Для непосредственной реализации Программы создается Конкурсная комиссия, которая в соответствии с законодательством определяет поставщиков (исполнителей заказа) с учетом экономической целесообразности для Московской области.
Программа реализуется по мере выделения финансовых средств заказчикам, указанным в Программе.
Механизм взаимодействия по указанной Схеме будет использоваться во время ежегодного уточнения объемов финансирования при принятии бюджетов всех уровней.
Заложенный принцип "сквозного" подхода к решению проблемы позволит осуществлять единую политику в области обеспечения медицинских учреждений оборудованием, приборами и лекарственными средствами отечественного производства на уровне мировых стандартов, частично обеспечить на долговременной основе финансирование актуальных разработок, создать стимул повышения качества выпускаемой продукции.
Губернатор Московской области |
А.С. Тяжлов |
14 августа 1998 года
N 14/98-НА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа Московской области от 14 августа 1998 г. N 14/98-НА "Наука и промышленность Московской области - здравоохранению Московской области 1999-2001 гг." (утв. решением Московской областной Думы от 15 июля 1998 г. N 21/25)
Текст опубликован в газете "Подмосковные известия" от 27 августа 1998 г., N 159, в "Народной газете Московского региона" от 3 сентября 1998 г., N 165, в "Вестнике Московской областной Думы", N 10, октябрь 1998 г.